Краткое содержание по главам
Глава 1
Одна из городских загадок – старый замок на возвышении среди прудов. Когда-то это величественное строение было резиденцией настоящего графа, а теперь оно заброшено и дало приют лишь группе нищих бродяг.
Между обитателями руин разгорается конфликт, часть нищих выбрасывают на улицу. «Победители» остаются жить в замке. Это старый Януш, который когда-то прислуживал графу, группа католиков и еще несколько бывших слуг.
Глава 2
Изгнанные из графской резиденции бедолаги «переехали» в подвал неподалеку от заброшенной часовни.
Глава этой группы нищих именует себя пан Тыбурций. Пан – человек таинственный и неоднозначный. О его прошлом практически ничего неизвестно.
Некоторые из собратьев по несчастью считают его волшебником, другие – изгнанным обнищавшим дворянином.
Тыбурций приютил двух сирот, Валька и его сестру Марусю. Вася знакомится с обеими группами нищих. Януш зовет мальчика в гости, но ребенку интереснее с Марусей и Вальком.
Глава 3
Старый интеллигентный слуга Януш, с которым Вася, все же, поддерживает отношения, корит мальчика за дружбу с «дурным обществом», каковым он считает вторую группу нищих.
Василий много думает о несчастном отце, вспоминает мать, размышляет о том, как сблизился с сестрой Соней после смерти родительницы.
Глава 4
Вася с приятелями направляется в часовню, чтобы повидаться с Марусей и Вальком. Дети начинают бояться таинственного места и разбегаются кто куда, не дойдя до него. Василий один заходит в заброшенное строение, встречается с Вальком и Марусей. Сироты рады гостю, приглашают его приходить чаще, но встречи держать в тайне от строгого пана Тыбурция, который приходится им приемным отцом.
Глава 5
Главный герой приходит к новым друзьям так часто, как только может. С некоторого момента Вася замечает, что Маруся чувствует себя все хуже и хуже. Приемный отец девочки уверен, что ее жизнь высасывает серый камень. Оно и понятно, жизнь в сырых подземельях небезопасна для детей.
Глава 6
Василий видит, как Валек вынужденно ворует булочку, чтобы принести ее голодной больной сестре. Главный герой осуждает бездомного мальчика за его неправильный поступок, но жалость в нем сильнее чувства справедливости.
Ребенок очень жалеет пораженную хворью Марусю. Придя домой, Вася плачет.
Глава 7
Василий совершенно случайно сталкивается с паном Тыбурцием. Мальчик немного пугается, но мужчина и ребенок очень быстро находят общий язык и становятся друзьями. Старый слуга Януш из замка жалуется судье на «дурное общество».
Главы 8 9
Здоровье Маруси все ухудшается. Василий часто гостит у новых друзей.
Чтобы хоть как-то порадовать больную девочку, Вася просит сестру отдать ему куклу. Та отдает ее, не спросив разрешения у отца. Обнаружив пропажу, родитель гневается.
Василий не может забрать игрушку у больной девочки, та бредит, прижимая куклу к себе, как символ последней надежды. Васю отец запирает дома.
Через некоторое время история с куклой заканчивается. Игрушку приносит к Васе домой пан Тыбурций. Мужчина говорит, что Маруся отдала Богу душу, рассказывает отцу Василия о дружбе их детей. Папа отпускает Васю проститься с Марусей.
Тыбурций и Валек уезжают из городка. Чуть позже исчезают почти все остальные бродяги. Вася с семьей приходит на могилу подруги. Повзрослев, Василий и Соня произносят над могилой Маруси обеты и покидают родной город.
Объясните слова и словосочетания: «серые заборы, пустыри, убежище, ютиться, кров, потомки, дурная слава, раздоры, притерпелся к упрёкам, серый камень, призраки старого замка, дурное общество» и др.
Серые заборы — унылые и безликие ограждения вокруг, окрашенные в серый цвет или ставшие такими от старости.
Пустыри — заброшенные, нелюдимые места, где нет строений и богатой растительности.
Убежище — укромное место, где можно спрятаться от неприятностей и опасности.
Кров — жилье, пристанище.
Ютиться — делить вместе с кем-то кров, небольшое жилище.
Потомки — наследники, родные люди или те, кто останутся после тебя.
Дурная слава — известность, заработанная на отрицательном отношении к человеку других людей.
Раздоры — ссоры или споры по какому-то поводу.
Притерпелся к упрекам — привык, что его всегда в чем-то обвиняют, осуждают или ругают.
Серый камень — в рассказе это образное название подземелья, в котором приходится жить героям. Образно под ним понимается что-то давящее и угнетающее.
Призраки старого замка — люди, которые раньше занимали хорошее положение в обществе, но стали ненужными. Еще рассказчик говорит о том, что замок был построен на костях, и якобы крики умерших изредка слышались в его стенах.
Дурное общество — все, кто принадлежал к отреченным от старого замка. Неугодные населению города люди, среди которых был пан Тыбурций, его опекуны, Туркевич, профессор, Лавровский.
17. Как можно назвать слова, заключенные в кавычки?
Жаргон.
18. Расскажите о событиях, описанных в повести, от лица Валека или Маруси. При этом постарайтесь передать чувства и настроения персонажа-рассказчика.
Какие чувства вызвала у вас повесть (сожаление, сострадание, удивление…)? Почему?
Эта повесть вызывает сильные чувства ко всем её героям. Во-первых, это жалость вместе с состраданием. Нам жаль и мальчика, который потерял мать и не получил родительской любви от отца, и детей Тыбурция, живущих в нищете, и отца мальчика Васи, убитого горем. Все они испытывают жизненные трудности, с которыми им тяжело справиться, особенно в одиночку. Во-вторых, это удивление. Сложно поверить в то, что маленьким детям приходится голодать и жить под старой часовней. Удивляет и тот факт, что и Валек, и Маруся взрослые не по годам, но при этом добрые и открытые дети. И хотя повесть завершается трагически, остаётся надежда на то, что Валек, когда вырастет, станет хорошим и честным человеком.
15. Найдите иллюстрации, рисунки к повести, рассмотрите и подумайте, насколько близко подошёл художник к тому, о чём нам рассказал писатель.
Публикация «Обобщающий урок литературы по повести В, Г, Короленко „В дурном обществе“ в 5 классе» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
. Образовательные: проанализировать главы повести (образ Васи; образ Валека, Маруси, Сони; отношения Васи с отцом); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
I. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.
II. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.
Задачи:
— обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:
регулятивных УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,
умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.
познавательных УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
— обеспечить условия для формирования личностных УУД:
умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
-создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу, метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное чтение, фронтальный опрос.
Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.
Средства обучения: ноутбуки, проектор, видеопрезентация, учебник, иллюстрации к произведению, наглядный материал (иллюстрации); портрет писателя
Литература :
1. Повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе».
2. Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение»
Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.
Анализ 4
Короленко Владимир Галактионович (писатель) считал, что самая важная жизненная позиция: отстаивать права человека. Так он и жил, защищая тех, кого несправедливо осудили, принимал участие в создании детских домов и приютов.
Вот и его произведение «В дурном обществе» о том, что существует неравенство между людьми. Здесь показано два мира бедняков и богатых. Через какое-то время это произведение назовут «Дети подземелья». Это название лучше звучит для детей, доступнее и понятнее.
Шестилетний мальчуган Вася остаётся без мамы. С ним всегда рядом его младшая сестрёнка Соня. Их отец-вдовец очень тоскует по жене, живёт один в своих мыслях. Дети его почти отданы самим себе. Они отдаляются от родного папы, живут в непонимании. Но в маленьком городе, где они проживают (Княжье-Вено), люди уважают их отца, и нежно называют его «Пан судья».
Рядом с кладбищем расположена заброшенная часовня. Именно там знакомятся Вася и Соня с бродягами девятилетним Валей и его сестрёнкой Марусей. Между мальчишками вот-вот должна разразиться стычка, но Маруся примирила их. Эта часовня была жилищем для нищих ребят.
Маруся была бледной девочкой, чего не скажешь о Соне. Будто совсем невидевшая солнца, Маруся напоминала крохотный цветочек. Она голодала. Василий понял, что из неё уходит жизнь. В нём проснулось чувство сострадания. Глядя на больную малышку, он научился размышлять, что мир устроен несправедливо.
Вася стал волевым и смелым, готовым защищать своих товарищей. Он, сын судьи, жил по закону, что нельзя воровать. Но, узнав другую сторону жизни, где его друзья голодают, понял: закон не всегда прав. Глаза его, словно прозрели, он увидел мир совсем по-иному: голод и нищета перевернули его мировоззрение.
Попав «в дурное общество», Вася с глубоким удивлением осознал, что родной отец не такой, как казался раньше. Неприступный и суровый, он верно служит своему господину Закону. Мальчик облик отца вообразил грозным ореолом, но с симпатичной силой. Это он понял чуть позже.
Здоровье Маруси ухудшалось. Василий решил порадовать её Сониной куклой (памятный подарок матери). Кукла, как волшебница, поставила Марусю на ноги, наконец-то раздался звонкий смех. Но, конечно, это длилось недолго. Кукла оказалась и решающим «переломным моментом» в недопонимании отца и сына.
Отец, узнавший о пропаже, с гневной силой старался добиться признания от сына, он был взбешен. Но такое отношение, напротив, придавало Васе решимости. Отец мог его отшвырнуть, но сын этого не боялся. Вася в такой момент ненавидел отца и всё же любил. Но тут пришёл Тыбурций, вернул куклу и сообщил, что Маруся умерла.
Бродяга Тыбурций, который был в ссоре с законом, примирил сына и отца, а ещё дал слуге закона посмотреть на дурное общество другими глазами. Вася, побывавший в этом обществе, оказался чист своими поступками. И отец поверил в доброту сердца своего сына, тем самым он вновь обрёл сыновью любовь.
Марусю похоронили, детство ребят закончилось. Теперь Василия и Сонечку ждёт честная и крылатая юность. И именно из них обязательно вырастут замечательные люди, которые знают цену человечности.
Произведение Короленко поучительно: нужно быть добрым и милосердным к окружающим людям. И, наверняка, общество, в котором мы живём, «дурным» уже никогда не станет.
Сюжет повести
На нашем сайте вы можете прочесть краткое содержание «В дурном обществе», но, все-таки, коротко сейчас разберем сюжет. Главного героя зовут Вася, у него есть младшая сестра, и дети живут с отцом, рано оставшись без матери. Отец, однако, больше любит младшую Соню, Васе же внимания почти не уделяет. И вот как-то раз Вася с мальчишками набредают на развалины древней часовни, где рядом заброшен старый склеп. Упоминание об этом нужно обязательно включить в сочинение по повести «В дурном обществе» Короленко. В этом склепе, оказывается, живут люди – они ведут существование нищих и все странного происхождения.
Вася, которого друзья давно бросили одного у часовни, подружился с одним мальчишкой по имени Валек. У того тоже есть младшая сестра, которая больна и никак не может вылечиться по причине бедноты. Это знакомство является ключевым в анализе повести «В дурном обществе», потому что после этого Вася узнает об отце ребят и предводителе «дурного» общества – Тыбурции Драбе. Это загадочный человек, многие его побаиваются, потому что несмотря на свою хорошую образованность, он поведением напоминает какого-то колдуна. Драб против общения детей, однако ребята не оставляют своей дружбы.
Дальнейшие события развиваются так, что у Васи с папой, все-таки, налаживаются отношения, хотя предшествуют этому печальные события – так и не выличившись, умирает Маруся. Поскольку Вася принес ей куклу своей сестры, впоследствии Тыбурций отправляется к Васиному отцу, чтобы поблагодарить его за сына. Подготовливая сочинение по повести «В дурном обществе», не забудьте привести ряд цитат, более полно раскрывающих ключевые эпизоды.
Главные герои и их характеристика
Основной герой произведения – мальчик Василий. Ребенок живет с папой в Юго-Западном крае, в городке Княжье-Вено.
Город, который, в основном, населяли поляки и евреи, прописан автором так натуралистично, что в нем легко узнать Ровно конца 19 века.
Мать мальчика умерла, когда малышу было всего шесть. Отец погряз в работе. Его профессия — судья, он — уважаемый и богатый человек
Погрузившись от горя в работу, отец не баловал ребенка вниманием и заботой
Мальчик мог свободно выходить из дома без сопровождения, потому частенько бесцельно гулял по городу, увлеченный открытием его тайн и загадок.
Далее кратко разбирается содержание каждой главы.
Сюжет и тема:
На одной из московских улиц жила барыня-вдова со своими приживалками, лакеями и слугами. Самым преданным был глухонемой дворецкий Герасим. Он отличался необыкновенной силой и богатырским телосложением.
Барыня принимает решение женить пьяницу Капитона Климова, который выполнял обязанности ее башмачника на застенчивой, несчастной прачке Татьяне. Герасим же испытывал чувства к Татьяне и в душе мечтал жениться на ней. Гаврила, зная об этом, попросил Татьяну притвориться хмельной. Когда Герасим увидел любимую в таком виде, то его чувства остыли, и он оставил попытки добиться ее расположения. Татьяна вступает в брак с Капитоном.
По прошествии года Капитон опять спивается, и барыня принимает решение об отправке их в далекое село. Герасим хотел проводить Татьяну, но передумал. На обратном пути в речке Герасим видит щенка, который тонет и мигом бежит спасать его. Он ухаживает за ней и та превращается в очень красивую породистую собачку. Он дал ей кличку Муму. Оба привязываются сильно друг к другу.
Спустя год барыня заметила Муму и попросила принести собаку к ней. Муму, верная лишь своему хозяину, начала лаять и скалиться. Барыня разозлилась и отдала приказ избавиться от собаки. Без ведома Герасима лакей вдовы увозит Муму и продаёт ее за полтинник. Вскоре собака сама вернулась к хозяину, но спустя время из-за громкого лая под окнами барыни, та приказала немедленно избавиться от Муму. Дворецкий жестами пытается объяснить, что хотят сделать с его собакой. Герасим сам решает выполнить приказ вдовы. Глухонемой дворник берет лодку и плывёт по реке далеко за Москвой. Герасим прощается со своим единственным, верным другом, обвязывает вокруг шеи Муму верёвку с привязанными кирпичами и бросает в воду.
Вернувшись домой, глухонемой дворник собирает вещи и пешком направляется в деревню. Позже вдова умирает. Герасим так и живет в деревне: на женщин не смотрит, собаку не заводит, работает за четверых.
Основная тема рассказа – бедственное положение крепостных в России. Герасим олицетворяет русский народ: трудолюбивый, добрый, выносливый, эмпатичный, но с другой стороны такой же беспомощный, безмолвный. Несмотря на пережитые жизненные испытания, Герасим не ожесточился, а остался добрым и отзывчивым человеком.
2 вариант
Жанровая направленность произведения представляет собой реалистический рассказ, в котором поднимаются вопросы социального неравенства в обществе посредством детского восприятия.
Главным героем повести является Вася, представленный в образе девятилетнего мальчика, являющегося сыном уважаемого в городе судьи, считающегося справедливым и неподкупным чиновником
Мальчик рано лишается материнской любви, а также отеческой заботы, поскольку после смерти жены отец замыкается в себе и не обращает внимание на воспитание детей, включая младшую дочь, сестру Васи, Соню
Сюжет произведения разворачивается в момент знакомства Васи с детьми, живущими противоположной мальчику жизнью, в лице Валека, являющегося ровесником Васи, и четырехлетней Маруси. Дети вынуждены существовать в полуподвальном помещении, страдая от постоянного голода и холода в отсутствии продуктов питания и необходимой одежды под присмотром приемного родителя.
Валек представляется в повести в качестве худого и тонкого, как тростинка, подростка, отличающегося взрослым взглядом на жизнь и безмерной заботой о младшей сестренке. Маруся изображается в виде болезненной девочки с бледным, крошечным лицом, с трудностями при ходьбе по причине кривых ножек, тонкими и прозрачными руками.
С точки зрения общественного мнения, дружба с детьми, проживающими в подземелье, является дурным тоном, однако, поближе познакомившись с ребятами, Вася осознает возникновение у него симпатии к новым приятелям, поскольку сочувствует тяжелой жизни Валека и Маруси, пытаясь хотя бы минимально помочь им. К примеру, мальчик приносит Маруси куклу своей сестры, которая становится для девочки настоящим чудом, а для Соня является лишь одной из многочисленных игрушек. Также Вася не осуждает поступок Валека, когда узнает о краже подростком булочки, поскольку понимает, что совершение правонарушения обуславливается жизненными обстоятельствами.
Встреча с людьми из другого социального класса становится для мальчика судьбоносной, поскольку способствует его пониманию чувства дружбы, сострадания, готовности оказать помощь и поддержку нуждающимся людям.
Смысловая нагрузка повести заключается в авторском осуждении социального неравенства в обществе, а также размышлениях о степени его воздействия на человеческую личность. При этом повесть отличается утопическим содержанием.
Факты жизни В.Г. Короленко и его творческий путь
Родился Владимир Короленко в малороссийском городе Житомире 15 июля 1853 г. Южная западная окраина Российской империи отличалась пестротой многонационального населения различного вероисповедания, среди которого преобладали украинцы, поляки и евреи. Отец Владимира происходил из старинного рода украинских казаков, служил уездным судьей. Он был известен своим бескорыстием, честностью, нравственными принципами. Предками мальчика по материнской линии были польские шляхтичи, сама мать была ревностной католичкой. У Владимира было два брата и две сестры. Дети ходили в католический костел и православный храм, говорили на русском, польском и украинском языках. «В семье мирно уживались две религии, две национальности и три языка», – писал о Короленко историк В. Микотин.
На формирование личности Владимира Короленко оказала большое влияние личность отца. Заканчивая гимназию в Ровно, куда семья переехала в 1866 г., Владимир хотел стать, как и отец юристом, чтобы в качестве адвоката оказывать помощь нуждающимся. Окончил гимназию с серебряной медалью. Но мечте не суждено было сбыться. Когда Володе исполнилось 15 лет, умер отец. Матери пришлось поднимать пятерых детей на мизерное пособие после смерти мужа.
В 18 лет Короленко приехал в Петербург, где поступил в технологический институт, подрабатывая на жизнь корректором и чертежником. Из-за нужды вынужден был оставить учебу. В 1874 г. уехал в Москву, чтобы учиться в Петровской земледельческой и лесной академии, в которой можно было рассчитывать на стипендию. В академии он примыкает к передовым студенческим движениям. В 1876 г. Короленко написал от имени студентов коллективный протест руководству академии из-за ареста одного студента. Короленко арестовали и отправили в ссылку в Вологодскую губернию, затем в Кронштадт под надзор полиции. После ссылки в Петровской академии ему отказали в восстановлении, и он поступил в Петербургский горный институт. Но увлечение народническими идеями снова помешало учебе. Весной 1879 г. Короленко был арестован по доносу.
Последующие шесть лет Короленко провел в тюрьмах и ссылках. В эти годы началась его литературная деятельность. В ссылках он подрабатывал сапожником, письмоводителем, занимался крестьянским трудом. Обширные наблюдения в народной среде стали литературным материалом для будущих произведений.В 32 года Короленко оказался наконец на свободе, ему разрешили переехать в Нижний Новгород. Он начал журналистскую карьеру, серьезно занялся литературной работой. В 1886 г. он создал семью, в которой появились две дочери.
В 1886 г. вышла в печати первая книга «Очерки и рассказы», в нее вошли произведения, написанные в ссылках. В 1890-е годы путешествует по России, Европе, Америке. С 1895 г. проживает в Петербурге, более 25 лет руководил редакцией журнала «Русское богатство». В 1900 г. писатель был избран почетным членом Петербургской академии наук по ведомству литературы, но в 1902 г., протестуя против исключения М. Горького из академии, отказался от звания академика. Последние годы Короленко жил в Полтаве, где скончался 25 декабря 1821 г.
В творчестве Владимира Короленко есть произведения о людях, отвергнутых обществом: обитателях «социального дна», бездомных, нищих. Короленко был не просто писателем, он стал защитником народа. Рассказ «В дурном обществе» был написан, когда писатель находился в трехлетней якутской ссылке. Сам Короленко отмечал, что в рассказе многое записано с натуры, место действия напоминает город, в котором он окончил гимназию, т.е. Ровно.Прообразом для разрушенного замка в рассказе послужил замок князей Любомирских, которые княжили в Ровно с 1723 г. В детские годы жизни Короленко заброшенный замок стал приютом для бездомных городских нищих и бродяг. В образе судьи Короленко воссоздал некоторые черты собственного отца, который был неподкупным мировым судьей, защищавшим бедняков. Впервые рассказ опубликован в 1885 г. в журнале «Русская мысль». В сокращенном варианте рассказ печатался под названием «Дети подземелья».
Открытый урок по В.Г. Короленко “В дурном обществе”.Анализ главы “Кукла” методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Использовала на уроке в 5 классе. Ребята прониклись сочувствием и состраданием.
Предварительный просмотр:
Анализ главы «Кукла». Урок добра и милосердия
создать условия для восприятия главы повести «Кукла» В. Г. Короленко “В дурном обществе”, понимания тех изменений, которые происходят в сознании главного героя под влиянием жизненных обстоятельств;
способствовать осмыслению понятия “гуманизм”, «милосердие»
- обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей; совершенствовать навык выразительного чтения, умение устно и письменно выражать свои мысли;
- развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся;
3.воспитать способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру.
учебник под ред. В.Я. Коровиной;
- раздаточный материал (кроссворды),карточки
- проектор
Анализ “В дурном обществе” Короленко
Обычно школьники по программе проходят творчество Виктора Короленко, поэтому написать сочинение по повести “В дурном обществе” Короленко – это неотъемлемая часть учебного процесса. Мы сейчас рассмотрим коротко сюжет повести, поговорим о главном герое и в общем выполним анализ повести “В дурном обществе”.
Сюжет повести
На нашем сайте вы можете прочесть краткое содержание “В дурном обществе”, но, все-таки, коротко сейчас разберем сюжет. Главного героя зовут Вася, у него есть младшая сестра, и дети живут с отцом, рано оставшись без матери. Отец, однако, больше любит младшую Соню, Васе же внимания почти не уделяет. И вот как-то раз Вася с мальчишками набредают на развалины древней часовни, где рядом заброшен старый склеп. Упоминание об этом нужно обязательно включить в сочинение по повести “В дурном обществе” Короленко. В этом склепе, оказывается, живут люди – они ведут существование нищих и все странного происхождения.
Вася, которого друзья давно бросили одного у часовни, подружился с одним мальчишкой по имени Валек. У того тоже есть младшая сестра, которая больна и никак не может вылечиться по причине бедноты. Это знакомство является ключевым в анализе повести “В дурном обществе”, потому что после этого Вася узнает об отце ребят и предводителе “дурного” общества – Тыбурции Драбе. Это загадочный человек, многие его побаиваются, потому что несмотря на свою хорошую образованность, он поведением напоминает какого-то колдуна. Драб против общения детей, однако ребята не оставляют своей дружбы.
Дальнейшие события развиваются так, что у Васи с папой, все-таки, налаживаются отношения, хотя предшествуют этому печальные события – так и не выличившись, умирает Маруся. Поскольку Вася принес ей куклу своей сестры, впоследствии Тыбурций отправляется к Васиному отцу, чтобы поблагодарить его за сына. Подготовливая сочинение по повести “В дурном обществе”, не забудьте привести ряд цитат, более полно раскрывающих ключевые эпизоды.
Немного о главном герое
Благодаря анализу “В дурном обществе” вы заметите, какие черты характера присущи главному герою Васе. Он смелый, добрый, отзывчивый и великодушный. Бедность его новых знакомых не оттолкнула от них, наоборот, эти люди стали его друзьями. Конечно, Вася еще очень юн, и во многом по этой причине социальный статус для него не играет никакой роли. Валек, например, нищий. А у отца Васи положение уважаемое – он известный в городе судья. Но не смотрит на эту разницу в статусе главный герой Вася.
Надо сказать, что Вася никогда не заботился о пропитании, но когда еда понадобилась его новым друзьям, он вошел в их положение, и не раз снабжал яблоками Вальку и Марусю. Вскоре Вася узнает, что Валек ради еды для сестры готов воровать, но он не осуждает его. Можно сделать вывод – главный герой Вася не испугался “дурного” общества, его дружба от всего сердца, искренняя и настоящая.
Выводы в анализе повести “В дурном обществе”
Хотя чаще всего данное произведение изучают в пятом классе, не секрет, что повесть интересна всем: и детям, и взрослым. Если кто-то из взрослых не прочитал ее, будучи юным, обязательно стоит потратить немного своего времени на то, чтобы наверстать упущенное. Ведь Короленко описал крепкую, настоящую дружбу, которую встретишь не часто, но она есть. И вряд ли кто-то останется равнодушным после прочтения этой истории.
Неважно, пишите ли вы сочинение по повести “В дурном обществе”, или хотите просто вынести что-то полезное для себя, отметьте следующее: главный герой Вася поменял в корне свое отношение не только к родному отцу, но и к самому себе. Он понял, что способен быть отзывчивым и добрым, понимающим и любящим
Надеемся, что для вас оказался полезным анализ повести “В дурном обществе” Короленко, заходите на наш Блог почаще – здесь много статей по литературе и анализов произведений.
Какие эпизоды показались особенно интересными?
Одним из интересных эпизодов является “экскурсия” рассказчика вместе с малознакомыми спутниками на старое кладбище. Мальчики отправились изучить часовню, которая находится среди заброшенных могил. Их одолевает страх и любопытство. Рассказчик обнаруживает внутри часовни непонятный предмет и, чтобы изучить его подробнее, вместе со спутниками влезает внутрь часовни. Когда предмет вдруг зашевелился, товарищи рассказчика сбежали. Мальчик был настолько напуган, что ему показалось, он находится на том свете. Запоминающимся также стал момент, когда Вася приносит Марусе куклу своей сестры. Девочка благодаря игрушке на некоторое время приходит в себя. Она не расстается с ней до последнего вздоха, крепко сжимая в руках. Эпизод показался мне очень трогательным и тяжелым, ведь для Маруси кукла — это первая и последняя игрушка в ее жизни.
4. Опишите героев этого произведения — Васю, Валека, Марусю, Тыбурция, Соню. Сравните портреты Маруси и Сони.
Почему стала жизнь Васи трудной дома после смерти матери?
После смерти матери, Вася стал никому не нужным, отбившимся от рук мальчиком. Никто не ограничивал его свободу действий, поэтому он сбегал из дома, пропадал на улице целыми днями. Боль утраты любимой жены заглушила в отце мальчика родительские чувства. Лишь иногда он ласкал младшую сестру Васи, потому что в ней были черты матери. Васю же все считали «отпетым маленьким разбойником», а потому старая няня не давала ему играть с сестрой. Так в возрасте 6-ти лет Вася стал совсем одиноким.
6. Какие чувства переживал Вася, когда познакомился с Валеком и Марусей, во время болезни Маруси? Почему он плакал ночью, почему перестал бояться Тыбурция? Какими предстали герои в эпизоде с куклой?
Смысл произведения «В дурном обществе»
Автор хочет донести до читателя проблему, которая нередко возникает в обществе, где есть обеспеченные, купающиеся в роскоши, и лишенные куска хлеба люди, показывая это на примере взаимоотношений между господами-горожанами и бедными, что представляют собой «дурное общество» и «католиков». Богатые ненавидят и сторонятся бедняков, а те в свою очередь тоже не любят друг друга.
Люди должны быть милосердными, сочувствовать чужому горю, несмотря на социальный статус человека, помогать в беде.
В повести показано не только неравенство между взрослыми, оно и между детьми, порожденное социальной несправедливостью.
Также Короленко В.Г. в своем произведении поднимает тему преступления. Можно ли назвать человека преступником если он крадет, чтобы спасти от смерти близкого человека. Вася, воспитанный в рамках закона, вначале не понимает Валька, что решается даже унести в уличной торговки какую-нибудь снедь, потому что маленькая девочка плачет, прося кушать. Поразмыслив, понимает и не осуждает друга.
Волнует писателя и проблема отношений между родителями и детьми. Так уважаемый в городе, неподкупный судья, утратив любимую жену, убитый горем, совсем позабыл, что у него есть сын, вообще не занимается его воспитанием, суров и холоден с ним. Можно сказать, что маленький мальчик потерял тогда не только маму, но и отца и остался сам–на-сам с бедой. Он слоняется по городу неизвестно где, избегает и боится родного отца, и все домашние считают его эгоистичным, испорченным ребенком. И только смерть четырехлетней Маруси разрешает проблему. Тыбурций возвращает куклу, принесенную Васей больной девочке, в дом судьи и раскрывает ему глаза на собственного сына, чуткого и внимательного к людскому горю мальчика. С тех пор они нашли взаимопонимание между собой.
Какая бы ситуация не сложилась, и какое бы ни было горе, нужно любить и поддерживать друг друга.
«В дурном обществе» В. Г. Короленко – история создания
Многих школьников интересует вопрос, сколько страниц в произведении? Объём небольшой, всего 70 страниц.
Владимир Галактионович Короленко (1853-1921)
Владимир Короленко написал текст «В дурном обществе», пребывая в ссылке в Якутии (1881 – 1884 гг.). Дорабатывал книгу писатель уже в Петербурге, в 1885 году, находясь в доме предварительного заключения.
Напечатали опус, жанр которого определили как повесть, в том же году в журнале «Русская мысль».
Рассказ много раз переиздавался, по прошествии нескольких лет был изменен и выпущен под названием «Дети подземелья». Сегодня повесть, смысл названия и тема которой – тяжелая жизнь нищих и обездоленных – признана вершиной творчества писателя.