Краткое содержание
Главные герои книги Над пропастью во ржи – 17-летний юноша Холден Колфилд и его 10-летняя сестра Фиби.
Другие персонажи романа:
- Салли Хейс – девушка Холдена.
- Джейн Галлахер – тайная любовь главного героя.
- Уорд Стрэдлейтер – одноклассник и сосед Колфилда.
- Алли – погибший брат героя.
- Спенсер, мистер Антолини – учителя.
Знакомство с главным героем Холденом Колфилдом происходит во время его нахождения на лечении в санатории. Юноша рассказывает брату историю, происшедшую с ним год назад.
Накануне рождественских каникул мальчика в очередной раз выгоняют из школы. Это его не сильно огорчает, так как все вокруг ему кажется фальшивым, показушным. Подравшись с Уордом Стрэдлейтером, он уезжает в Нью-Йорк. Отношения с родителями у Холдена не очень клеятся, поэтому подросток решает пожить несколько дней в гостинице.
За эти дни с ним случается ряд событий:
- посещение бара и встреча с бывшей девушкой брата, пришедшей с другим мужчиной;
- знакомство в ресторане с тремя подружками;
- попытка напиться, закончившаяся неудачно из-за отказа официанта подать спиртное несовершеннолетнему.
Желая приобщиться ко взрослой жизни, Холден решает пригласить к себе проститутку, но после передумывает. Это приводит к стычке с лифтером, пытающимся выбить из мальчика денег.
Позвонив Салли Хейс, Холден назначает ей встречу в театре, где предлагает убежать вместе с ним. Девушка отказывается.
Вернувшись домой и застав там одну Фиби, Холден вновь уходит из дома, одолжив у сестренки денег. Сначала он отправляется к бывшему учителю Антолини, но позже покидает его дом.
Юный герой решает отправиться подальше на Запад, чтобы начать жизнь сначала. В записке, отправленной Фиби, мальчик сообщает о своем решении, назначив ей встречу, чтобы вернуть долг и попрощаться. Появление сестры с чемоданом меняет планы юноши. Ради сестренки он отказывается от своего решения, вернувшись домой.
Критика
Произведение оценивалось рецензентами неоднозначно. В частности, многих пуританских критиков смущал язык Сэлинджера, наполненный жаргонизмами и колкостями. В русском переводе они еще не так очевидны, а вот в оригинале он провоцирует родителей на протест против того, чтобы роман проходили в школах. В 50-е годы прошлого века активисты развернули полномасштабную кампанию против книги, заявив о ее безнравственности. Под удар попали и преподаватели, которые советовали прочитать текст. Им вменяли в вину то, что он пропагандирует развратное поведение, сексуальную распущенность и инфантилизм.
В своем литературном исследовании «Философские и эстетические основы поэтики Дж. Д. Сэлинджера» И. Л. Галинская перечислила несколько критических работ, посвященных творчеству писателя и выполненных его соотечественниками. Например, Ф. Гвинн и Дж. Блотнер
У. Френч подробно разобрал характер главного персонажа:
Его размышления дополняет рецензент Ричард Леттис, который анализирует нравственный выбор Холдена и его последствия:
С. Финкелстайн в исследовании «Экзистенциализм в американской литературе» доказывает, что писатель был вдохновлен экзистенциальной философией и отразил ее идеи в романе:
Отношение автора к своему детищу комментирует русский критик С. Белов:
Также отечественный рецензент скептически оценивает образ Холдена Колфилда, разграничивая его фантазии и поступки:
Однако в конце своей статьи он приходит к выводу, что рассказчик изменился к лучшему, забыл о бунтарстве и стал спокойнее присматриваться к миру, который так смело ненавидел. Чем ближе к финалу, тем меньше вульгаризмов слышно в речи подростка.
Известно, что преступники вдохновлялись произведением (например, убийца Джона Леннона, маньяк, убивший актрису Ребекку Шеффер, и человек, который покушался на жизнь американского президента Рейгана).
Смысл книги «Над пропастью во ржи»
Он проясняется при чтении эпизода, где парень говорит сестре о стремлении защитить детей от внешних реалий. Молодой человек осознает, что ему не по силам изменить действительность, но он может принять позицию «над пропастью во ржи», где царит двуличие и ханжество, и удержать детей от падения в нее.
Ключевой посыл от Сэлинджера – описание прощания с детством 17-летнего паренька. Чудесно прорисованы максимализм юноши, изменчивость характера персонажа, ранимость. В желании все осмыслить и выйти на собственный путь он постоянно впадает в панику.
Колфилд стремится не врать самому себе и ожидает искренности от других. Вранье и ханжество ему не по нраву. Однако он и сам не в состоянии не врать своим родителям – его же отчислили из школы-интерната. Молодой человек опасается родительской реакции на правду, стремится не попадаться им под горячую руку.
Этот роман о своеобразном детско-взрослом противостоянии. Колфилд хочет помочь всем. Он отзывается на всякое несчастье ближнего. Но бывает и раздраженным, несговорчивым, невоздержанным.
Он взрослеет, мужает. Но не понимает, как, сохранив свою чистоту и принципиальность, суметь прожить по-взрослому. Парень может быть беззаветно влюбчивым, но выбирается из омута и перенаправляет свою деятельность на иное.
В молодой его голове появляются попеременно одолевающие его мысли. Они путаются и приходят волнообразно, смывая друг друга. Подростку хочется получить все и сразу, но в итоге он не справляется со всем этим.
Роман многим не понятен из-за того, что в нем будто ничего и не происходит. Сюжет запутан и иногда туманен (по аналогии с мыслями ключевого персонажа). Но основной целью писателя стало раскрытие сознания подростка. Сэлинджер блестяще преуспел в этом. Во всей красе он продемонстрировал мысли и жизненные ориентиры подростка. Ведь любой подросток, поссорившись с семьей, грезил об уходе из дома, о независимости, хотел добиться всего сам. Писатель очень реалистично изобразил Холдена.
Анализ произведения
В сюжете дано описание всего трех дней из жизни героя, наполненных нелепыми поступками, попытками по-взрослому напиться до забытья, чтобы не думать о своих проблемах.
В поисках понимания и сочувствия, подросток знакомится с людьми, пытается встречаться со знакомыми, но большинство из них ему неприятны и раздражают своими недостатками.
Интересны его критическое отношение к всему увиденному, внутренние монологи и мысли. Во взрослой жизни он видит только конформизм, практицизм, манипулирование другими людьми, разврат и полное равнодушие.
Ему ненавистна благополучная и размеренная жизнь, хочется свободы во всем. В конце романа герой стоит перед выбором, стать ли ему похожим на остальных или противостоять этому.
Смысл названия книги «Над пропастью во ржи»
Дается отсылка к библейским мотивам, которые рассматриваются в романе. Основной персонаж произведения осознает, что его жизненная цель – защитить от суровой действительности детей. Холден хочет предотвратить осквернение чистых детских душ, защитить их от грязи и бессердечия.
В конкретных источниках говорится, что название может базироваться на легенде, связанной с полями: бытовало мнение, что влюбленные отправлялись на свидания на поля, чтобы оставаться там незамеченными. Выходит, что поле с рожью символизирует переход от стадии детства во взросление, в становление индивидуума.
Во время прогулки до ушей основного персонажа случайно доносится песенка маленького мальчика, поющего об играющих во ржи детях. Колфилду очень нравится эта песенка. Через некоторое он осознает, что мечтает лишь об одном – стать «ловцом».
История написания
Работа над книгой у Сэлинджера заняла практически 10 лет. Автор закончил ее написание в 1951 году. Издание романа вызвало в Америке огромный общественный резонанс, разделив читателей на две группы: одни приходили в восторг от работы, другие беспощадно критиковали ее. В первую очередь это было обусловлено большим количеством ненормативной лексики и жаргонизмов, который писатель щедро использовал в своем литературном шедевре.
Однако глубокий психологизм, затрагивание насущных проблем подростков и актуальность поднятых тем сделали роман одним из самых знаменитых в XX веке. Работа переводилась на многие языки. Следует отметить, что в некоторых странах книга рекомендуется к обязательному изучению в средней школе.
Суть названия произведения тесно перекликается с библией, указывая на охотника за людскими душами. Главный персонаж — подросток по имени Холден Колфилд — считает себя таковым.
Мораль
Автор учит нас искренней любви и готовности быть за нее в ответе. Недаром беззаветная любовь Фиби размягчила показной нигилизм героя, вернула его домой и растворила его эгоизм в своем счастливом смехе. Кроме того, Д. Сэлинджер очень чуток к фальши, ненавидит ложь и обличает ее устами Холдена. Из жизни он, как и его персонаж, делает вывод: над пропастью во ржи нужно больше всего бояться лицемерия и обмана, именно они загоняют в тупик. Лишь обезоруживающая искренность маленького ребенка способна тронуть лед затвердевшего сердца, а не высокопарные проповеди маразматических преподавателей или искусственная страсть продажных женщин. Вранье чуть было не запутало самого Колфилда, за него он и казнил себя в мыслях, его и стеснялся. Однако в финале он понял, что для того чтобы говорить правду, не нужно быть смелым, нужно просто оставаться собой.
Также писатель говорит о невнимании людей друг к другу, о театре абсурда, который развернулся среди обывателей. Герой, например, очень злится, когда старик Спенсер поучает, как только может, хотя нерадивый ученик с самого начала признает, что виноват в неуспеваемости. Но преподаватель лишний раз решил показать силу своего назидательного тона и высказаться, хоть этого и не нужно было делать. Его знакомый Экли тоже глух и нем по отношению к тем, кто с ним говорит. Он трогает вещи Колфилда, несмотря на многочисленные просьбы, и всегда беседует лишь о том, что его самого волнует, игнорируя собеседника. В конце концов, рассказчик горестно вздыхает: «Люди вообще ни черта… не замечают». Эту невнимательность к окружающим автор считает очень весомой помехой на пути у благоприятных взаимоотношений.
Свои же заветы Дж. Сэлинджер выполнил сполна: он жил более, чем уединенно, всего себя посвятив семье. Он исповедовал такую форму дзен-буддизма, в соответствие с которой нельзя было совмещать творчество и публичность. Он не давал интервью, мало с кем общался, никак не комментировал свою книгу. Роман до сих пор сопровождает атмосфера таинственности, и авторский разбор текста «Над пропастью во ржи» нам только снится. Во избежание лукавства писатель вообще не любил тратить лишних слов. Мечта Холдена уехать ото всех и скрываться в хижине, претворяясь глухонемым, сбылась у его создателя.
Что подразумевал Сэлинджер под «пропастью» в своём романе?
Название книги довольно необычное, заставляющее читателя сразу же представить в своей голове поле ржи, в конце которого пропасть. Многие читатели дословно воспринимают и желание Холдена Колфилда ловить детей перед пропастью и говорят, что Холден хочет спасти детей от погибели, от телесной смерти.
Джером СэлинджерФото: общественное достояние
Слишком простой и глупый ответ, потому что Холден в детях любит не их тело, а их душу. Он мечтает о том, чем бы он хотел заниматься, сидя вместе с сестрой Фиби. Он её любит за искренность, он не видит в детях ничего плохого: никакой лжи, никакого зла. Но на собственном примере он понимает, что, повзрослев, её сердце зачерствеет, и он боится этого.
Холден переживает за всех детей. Он не хочет, чтобы они переходили во взрослую жизнь, потому что сам увидел множество вещей, которые развратили, сделали каменной его собственную душу.
Григорий Мясоедов, «Дорога во ржи», 1881 г. Фото: общественное достояние
Под «пропастью» нужно понимать духовную смерть, которая постигнет детей, вступивших во взрослую жизнь.
Холден Колфилд видит в детях настоящую любовь к жизни, но взросление затмевает в детях всё доброе. Холден думает, будто дети — драгоценное, но хрупкое сокровище. Слишком просто убить в них подлинную любовь, потому что вокруг властвует зло. Нужно ценить и оберегать детей, ведь нам так иногда не хватает в этом мрачном мире лучика света.
А ребёнок — лучик света. Ведь от его улыбки мы невольно улыбаемся, от смеха детей мы невольно смеёмся. Холден Колфилд хочет сохранить эту красоту в ребёнке, поэтому готов бегать по огромному поле ржи и ловить детей, остерегая их от искушений взрослого мира.
Образ подростка в романе «Над пропастью во ржи»
Главному герою романа Дж Сэлинджера «Над пропастью во ржи», Холдену Колфилду, 17 лет – он уже не ребенок, но еще и не взрослый. Свободный от ответственности и опеки, Колфилд гуляет по родному Нью-Йорку, как по пустыне. Колфилд – подросток, находящийся на пороге жизни. Он искренен, мягок, уязвим, раздражителен. Любое проявление эгоизма или лжи, подлости и пошлости вызывает в нем болезненную реакцию. А благородный этический максимализм делает Холдена непригодным для реальной жизни – мальчик не видит для себя никакого призвания. Единственное, чего хочется Холдену всерьез – это «охранять детей над пропастью во ржи»: спасти их от «падения в мир взрослых, мир жестокости, лжи, личных интересов.
В этом романе Сэлинджер раскрывает ряд тем:
- Тему детства;
- Тему отцов и детей;
- Проблему одиночества подростков;
- Проблему становления личности;
- Проблему отчужденности.
В работах, посвященных молодежи и духовному миру молодого человека Дж. Сэлинджер проявляет необычайную яркость. Несмотря на то, что произведение было создано в середине 20 столетия, его чувства и мысли понятны и близки современному поколению молодых людей.
Замечание 1
Роман был опубликован в 1951 году и очень скоро стал бестселлером.
Холден Колфилд пытается найти свое место в жизни. Но мальчик больше всего боится стать таким, как все взрослые. Холдена трижды исключали из колледжей за плохую успеваемость. От мысли, что когда-нибудь он будет работать в офисе, зарабатывать деньги, ездить на Мэдисон-авеню, играть в бридж, читать газеты Холден испытывает отвращение. Жизнь даже самых обеспеченных американцев его раздражает. Холден четко видит, что эта жизнь иллюзорна и фальшива. Колфилд много читает, и в книгах он ищет ответы на свои вопросы. Однако столкновения с реальной жизнью избежать невозможно, и герой романа конфликтует с родителями, учителями, одноклассниками.
Холден отличается застенчивостью и обидчивостью. Он часто бывает грубым и насмешливым, проявляет неблагодарность. Причина этого – умственное одиночество, вызванное несовпадением жизненных ценностей героя с критериями взрослых. Колфилд возмущается отсутствием элементарного человечества. Он видит вокруг лишь лицемерие и обман. Учителя в привилегированной школе лгут, утверждая, что воспитывают хороших людей. Колфилд вспоминает директора частной школы. Он улыбался всем, но на самом деле знал разницу между богатыми и бедными родителями своих учеников.
От лжи взрослого мира Колфилд уходит в свой мир. Но после возвращения домой он с удивлением замечает, что насилие, обман, проституция и сутенерство сосуществуют рядом с добротой и милостью.
В чем смысл книги?
Роман «Над пропастью во ржи» — это очень объемный текст, в нем заключено много смыслов. Многие исследователи полагают, что Сэлинджер написал всего одну книгу, так как вместил в нее все свое творчество. Во-первых, главная мысль произведения отображается уже в названии, из которого следует, что автор хочет спасти детей от цинизма и испорченности взрослого мира, научив их на примере своего героя находить гармонию в любви и добродетели. Для этого он буквально ловит их души над низинами, кишащими злом, пороком и отчаянием.
Не трудно понять, почему писатель за это взялся. Дело в том, что он получил очень серьезную психологическую травму. Он, как и множество американских солдат, был отправлен на войну с Японией (Вторая Мировая Война). Во время высадки десанта всех его однополчан убили, один лишь он уцелел. Вернувшись домой и оправившись от шока, он увлекся буддизмом и начал работать над книгой. Джером Сэлинджер на своем опыте осознал, как взрослые люди порождают вокруг себя насилие и смерть, как играют с жизнями и проигрывают, не жалея. Но ведь не родились же они такими, значит, что-то произошло, где-то, может быть, уже в детстве они впустили в себя демона разрушения, алчности и равнодушия. Ожесточение личности происходит постепенно, и, видимо, гибельная сила Первой мировой внесла свою лепту в появившиеся на свет поколения, и получилась Вторая…Все очень боялись, что цепная реакция уже не прекратится. Так что, основная мысль романа «Над пропастью во ржи» — это попытка автора прорвать порочный круг, написать что-то доброе и светлое в назидание потомкам, чтобы они поняли, что свобода, сила и любовь начинаются с ответственности за свои поступки.
Автор от имени героя задает всему миру вопрос: «Куда деваются утки?». Никто не может ответить, а те, кто пробует, вязнет в типичной зауми, зазубренной еще на школьной скамье. На самом деле, вопрос намного шире: куда деваться самому человеку? Ведь секрет не только в перелете, то есть перемене места. Наверное, совершается еще какая-то перемена. Люди говорят, что господь позаботился об утках, но как? Так же, как и о людях? Что же делать, когда река замерзает? Куда лететь? Неприкаянный беглец тоже на замерзшем пруду, он не знает, куда ему деться, в какую сторону лететь. Для Сэлинджера этот вопрос актуален, ведь ему самому было непросто в обращении с людьми, он испытывал такие же затруднения. Очевидно, что в романе «Над пропастью во ржи» есть и философская идея, вытекающая из религиозного мировоззрения творца. Вопрос «Куда деваются утки?» — буддийский коан – философская загадка, которая должна сбить ученика с толку, чтобы вывести его за пределы эмпирического сознания. Так и происходило с людьми, которых опрашивал подросток: все они попадали в ступор, ведь их мысли давно ограничены и ограблены механическим рутинным существованием, состоящим из удовлетворения физических потребностей. А ответ ученик найдет только лишь спустя годы скитаний и раздумий, отринув рационализм и прислушавшись к своей духовной сущности. Только житейский и духовный опыт сделает его мудрым, а не обывательская логика. Так и Холден нашел свой ключ к тайне, только пройдя испытания, разочарования и прозрения, необходимые для перехода на новый этап развития. Этого не вычитать в книгах, не объяснить по-научному, это надо выстрадать, пережить, переболеть.
Тема произведения
- Тема одиночества. Холден Колфилд ни в ком не ощущает духовного родства, поэтому ему тяжело учиться и сохранять спокойствие. Его знакомства в школе поверхностны, а душу тяготит потеря брата и разлука с сестрой. Автор показывает, как опасно оставлять ребенка одного в такой период: он может свернуть с дороги просто потому, что ему некому было излить душу. Сэлинджер при этом разделяет одиночество-недуг и уединение, которое является благом для человека, чуждающегося общества.
- Любовь. Фиби в романе «Над пропастью во лжи» олицетворяет ангельскую бескорыстную и самоотверженную любовь. Именно это чувство должно связывать семью, чтобы она могла противостоять трудностям постороннего мира. Оно же и меняет главного героя к лучшему. Не строгость родителей и не дорогие школы делают человека, а искреннее участие, доверие и нежность, проявленные к нему.
- Семья. Мальчику не хватало теплоты родительской заботы, он не был близок с отцом и матерью. Конечно, этот факт спровоцировал его неустроенность и озлобленность против мира взрослых. От недостатка общения с ними он не понимает, что же они за люди такие, раз не знают, «куда деваются утки».
- Опыт и ошибки. Подросток проходит через массу испытаний и искушений, часто делает неверные шаги, о которых потом жалеет. Например, его попытка вызвать в номер проститутку обернулась полным фиаско, и он раскаивается в содеянном.
- Тема совести. Внутренние нравственные ориентиры помогают Холдену не сбиться с курса. В отличие от своего самодовольного соседа, он не перестает быть скромным и наивным мальчиком, настоящая порочность его не касается. Он склонен тщательно обдумывать даже то, что уже совершил, и сверять со своим кодексом правил.
- Первая любовь. Герой влюбляется в Джейн, но не может сказать о своих чувствах и самому себе, не то, что девушке. Он заводит отношения с Салли, но понимает, что девчонка девчонке рознь, и ему нужна не какая-нибудь, а вполне определенная подружка. Этой романтичностью он отличается от Стрэдлейтера, который не вникает в особенности и внутренние миры, его интересует только физическая сторона чувств.
Главный герой романа
В романе «Над пропастью во ржи» действительно освещаются подобные тема. По складу своего ума и характера Холден представляет собой отчаянного бунтаря, который не желает мириться с общепринятыми нормами и устоями, они кажутся ему лицемерными, показушными и вульгарно меркантильными. Мы впервые видим Холдена тогда, когда его несогласие с окружающим миром достигает пика, он представляется нам циничным подростком, который переживает острый и невыносимый нравственный кризис. Монологи Холдена – хаотичны, наполнены сленговыми словами, ругательствами, словами-паразитами. При помощи этого автор делает образ главного героя наиболее приближенным к реальности, такой герой кажется достоверным.
Трагедия романа «Над пропастью во ржи»
Сэлинджер показывает нам своего героя уже тогда, когда его столкновение с миром кажется неизбежным, а самое трагичное – уже невыносимым. И несмотря на свои бунтарские мысли и поведение, Холден не становится борцом против ненавистной ему системы, его основная цель – это найти для себя безопасное убежище в этом злом и несправедливом мире. В противоречиях, в которых живет главный герой, и заключается главная трагедия произведения «Над пропастью во ржи».
В своих поисках Холден становится обидчивым, невоспитанным, грубым и насмешливым, даже по отношению к сверстникам
Его наблюдения неприятны и субъективны, он заостряет свое внимание на чьей-то неряшливости, и выглядит брезгливым и высокомерным. И окружение главного героя заставляют его утвердиться в своем отрицании принятых норм: ему лгут в привилегированной школе, его учитель Спенсер тоже лжет
Ему претит лицемерное разделение на «сильных» и «слабых», он боится стать таким же, как и взрослые, боится сдаться – ведь тогда ему придется отбросить свои принципы и понятия, а для него это станет падением в «пропасть». Легкие связи, которые есть у его сверстников, кажутся ему отвратительными, но Холдену приходится стесняться своих мыслей, внутренне он не принимает своего целомудрия полноценно.
Детство в романе
Холдена нельзя назвать добродушным. Колфилд ленив, эгоистичен, непоследователен. Но искренность героя компенсирует недостатки его неустойчивого характера. В конце произведения Холден выглядит гораздо рассудительнее и терпимее, он начинает замечать и ценить положительные качества.
На первый взгляд, Холден – типичный трудный подросток, который все отрицает и над всем издевается. Он не может найти общий язык ни со сверстниками, ни со взрослыми, не может о освоить школьную программу. Холден мечтает вырваться из этого мира, из «липы». Но возникает вопрос – куда он стремится? И в этом заключается необычность построения образа главного героя.
Мечта Холдена прекрасна. Мальчик хочет жить у ручья, делать все своими руками, воспитывать детей по-своему, а не «как положено». Он очень любит свою младшую сестру Фиби. С Фиби у Холдена чудесные отношения.
Колфилд мечтает о том, как будет спасать детей. Пусть они веселятся и не думают об опасности, пусть будут беззаботны. Пусть они знают, что рядом есть тот, кто их очень любит и кто придет им на помощь в трудную минуту. Эта благородная цель Колфилда делает благородным и самого героя. И пусть эта мечта не сбудется, а сам герой не может приспособится к жизни, она все равно прекрасна.
Сэлинджер своим произведением пытается донести, что ершистый и наглый подросток – это не угроза миру взрослых, а всего лишь защитная реакция на несовершенство окружающего мира и собственное несовершенство.
Однако существуют люди, способные примирить Колфилда с жизнью. Он принимает этих людей безоговорочно и готов ради них в огонь и воду. Эти люди – дети. Не только Фиби, горячо любимая десятилетняя сестра Холдена, не только покойный брат Алли, а все дети вообще – и малыш в кино, и мальчик, который пел песенку, и мальчики в музее, и дети, учащиеся вместе с Фиби.
В маленькой Фиби читатель узнает самого Холдена, но еще не дозревшего до смятения. Его речь, обычно грубоватая и хлесткая, становится застенчиво-нежной и чистой, когда он разговаривает с детьми и даже когда думает о них.
Проблематика работы
Следует отметить, что в романе автор, кроме различных тем, также затрагивает и множество проблем. Среди них:
- Равнодушие. Рассказчика приводит в шок, насколько люди не слышат друг друга. Они что-то произносят невпопад, будто хотят выговориться, причем выслушать собеседника при этом вовсе не обязательно. С этим тесно связана проблема одиночества, вынуждающая героя на крайние меры. Холдена никто не понимает: педагоги давят на нервную систему, соседи и товарищи помешаны только на себе.
- Трусость. Персонаж боится себя и всего вокруг, поэтому его вдохновляет возможность уберечь детей от падения: Холден сам чувствует себя ребенком. Он старается любыми путями скрыть собственную робость: отчаянно ругается, окунается в разврат и спиртное, только бы доказать самому себе, что не трус.
- Искусство. Молодой человек довольно критически оценивает культуру того времени, искренне разочаровывается в брате, который променял собственный литературный талант, став сценаристом в Голливуде. Герой ненавидит кино, которое всегда заканчивается хеппи-эндом. Он умеет видеть в актерской игре невероятную фальшь, поэтому не может смотреть фильмы и постановки. Однако у подростка развит вкус в сфере книг, он и сам прекрасно пишет.
- Эгоизм. От этого качества страдает сам герой. Примечательно, что Холден видит это чувство в окружающих, но только не в самом себе. Но самовлюбленность отступает от любящего сердца и искренней привязанности, поэтому эта проблема решаема.
- Лживость. Вопреки тому, что рассказчик точно чувствует лицемерие со стороны окружающих, он и сам нередко придается безобразному вранью. Такое состояние он описывает как болезнь. Однако у героя ложь не имеет каких-либо корыстных мотивов. У его товарища, напротив, есть особая манера общения с девушками, где он врет даже мимикой и интонацией.
Максимализм в романе
Поскольку главному герою всего семнадцать лет, повествование в книге ведется соответствующим образом. Оно то замедляется, представляя собой незащищенную созерцательность, то ускоряется — одна картинка сменяется другой, эмоции вытесняют друг друга, поглощая не только Холдена Колфилда, но и читателя вместе с ним. В целом роману характерно удивительное единство героя и человека, взявшего в руки книгу.
Как и любому юноше его возраста, Холдену свойственно гиперболизировать действительность — школа Пэнси, из которой его отчисляют за неуспеваемость, кажется ему настоящим воплощением несправедливости, напыщенности и лжи, а стремление взрослых казаться теми, кем они не являются — настоящим преступлением в отношении чести, заслуживающим лишь отвращения.
Тематика произведения
В своей книге «Над пропастью во ржи» автор затронул несколько важных и злободневных тем. Некоторые из них:
- Любовная тематика. Девочка Фиби в романе является олицетворением бескорыстных и самоотверженных чувств. Именно любовь должна быть в семье связующим звеном, помогающим противостоять всем сложностям окружающего мира. Она меняет главного персонажа к лучшему. Не дорогие школы и строгое отношение со стороны родителей делают человека, а доверие и участие в его жизни.
- Опыт. Главный герой проходит через множество испытаний, нередко совершает ошибки, о которых впоследствии жалеет. Так, его попытка вызвать проститутку потерпела фиаско, и молодой человек искренне раскаивается в содеянном.
- Первая любовь. Холден испытывает нежные чувства к Джейн, однако не может признаться в этом не только избраннице, но и самому себе. Он начинает встречаться с Салли, но вскоре понимает, что девушка девушке рознь, ему необходима не какая-нибудь, а определенная возлюбленная. Именно этим он отличается от своего одноклассника и приятеля Стрэдлейтера, которому неинтересен внутренний мир, ему важны лишь физиологические потребности.
- Одиночество. Главный персонаж ни в ком не чувствует духовного родства. Именно поэтому молодому человеку сложно учиться и при этом сохранять душевное спокойствие. Его новые знакомства поверхностны, а сердце тяготит разлука с младшей сестренкой и смерть брата. Автор демонстрирует, насколько опасно оставлять подростка в такое время одиноким: он может свернуть с правильного пути потому, что рядом не оказалось близкого человека, с которым можно было бы просто поговорить.
- Семья. Юноши не хватало родительской заботы, он не испытывал душевной близости с отцом или матерью. Это, безусловно, и стало причиной его неуверенности в себе и озлобленности. От недостатка общения он считает взрослых людей жестокими.
- Совесть. Только внутренние ориентиры позволяют герою не сбиться с пути. В отличие от самодовольного одноклассника, он не прекращает оставаться скромным и наивным, истинная порочность его не касается. Холден привык тщательно обдумывать и анализировать даже те поступки, которые уже совершил, и сверять их с собственным кодексом чести.
Чем заканчивается?
Книга Сэлинджера заканчивается тем, что герой возвращается в лоно семьи, хоть и против своей воли. Колфилд намеревается уехать на Запад в поисках лучшей жизни, пишет записку Фиби, но она приходит на встречу с ним с чемоданом и говорит, что едет с ним. Тогда брат всерьез испугался за нее, стал отговаривать и взывать к разуму, аргументируя свой отказ от поездки тем, что это глупо и не обдумано. Он и сам отказался от затеи, видя последствия своего желания порисоваться. Вот так в романе «Над пропастью во ржи» произошло превращение Холдена из подростка в ответственного молодого человека.
В финале он видит, как его сестренка катается на качелях под дождем, проникается ее чистой и искренней радостью. Ливень как будто смывает с него грязь и пошлость тех слов и поступков, которых он стыдится. Очищение освобождает его душу от налета цинизма, он как будто возрождается к беззаботной детской жизни (недаром действие происходит в канун рождества), которую так хотел сменить на взрослую и солидную. Но рассказчик перестал делить свой путь на такой и не такой, и это признание себя в любых ипостасях и обеспечило ему окончательный переход на другую возрастную ступень.
О Джероме Д. Сэлинджере и его романе “Над пропастью во ржи”
Сэлинджер вступил в литературу в послевоенные годы, которые обычно называются американской критикой «молчаливыми», в разгул холодной войны, когда была чрезвычайно сильна тенденциозная, охранительная литература, слепая к социальным вопросам. Однако именно тогда в литературе США появились молодые силы (Дж. Болдуин, Дж. Джонс, Т. Капоте, Н. Мейлер, У. Стайрон и др. — многие из них бывшие фронтовики), которые яростно противостояли конформизму в литературе. Именно эти писатели, в том числе и Сэлинджер, во многом подготовили антиконформистское движение молодежи 60-х годов, вернули американской литературе утраченную было социальную смелость, динамизм и психологизм повествования. Все они, пережив увлечение философией экзистенциализма, были, по существу, реалистами. Некоторое сходство повести «Над пропастью во ржи» с авангардистским наследием битников существовало разве что в выбранном «типаже» — в характере центрального героя. Четкая проза Сэлинджера с выверенным стилем и многообразием мотивировок не имела ничего общего с расхлябанной прозой «разбитых». Писатель с самого начала творческого пути неуклонно ориентировался на классику.
Сэлинджер рано задумался о характере американской цивилизации и точно определил ее главное качество: бездуховность. Особенно страшно она сказывалась на незрелой душе ребенка — общество могло либо сломать ее, либо уподобить себе, омертвить. Писатель взволнованно перебирал варианты: что может помочь выжить юному существу в этом сумасшедшем мире? Что защитит его? Любовь? Семья?
Максимализм Холдена не мог оставить равнодушным поколение, стоящее в преддверии студенческих революций. Один американский юноша написал в сочинении: «Мне нравится повесть «Над пропастью во ржи», потому что там правдиво показаны проблемы, с которыми сталкиваются подростки моего возраста, а также та неловкость, с которой подчас мы пытаемся их разрешать. Я восхищаюсь Колфилдом — он так и не сдался… Некоторые осуждают его: им кажется, что он «ничего не любит», но это не так — он любит, но только то, что действительно заслуживает любви. Он искренний и не может довольствоваться малым» Salinger. A Critical and Personal Portrait. Introduced and Edited by Henry Anatole Grunwald, N.Y., Harper & Row, 1962, p. 257..
Поразительная органика романа «Над пропастью во ржи» определяется тем, что мир в нем увиден сквозь незамутненную призму невинного детского взгляда, остро различающего любую фальшь, за какими бы одеждами она ни пряталась. Он даже придумал слово-пароль, которое надолго вошло в речевую практику американской молодежи, — «phoniness» — «муть», «липа», «притворство». В этом смысле главный герой повествования Холден Колфилд является отдаленным наследником твеновского Гекльберри Финна; различие, правда, заключается в том, что если в 19 веке сорванец мог обрести чаемую свободу на «индейской территории», иными словами, в краях, еще не тронутых цивилизацией, то сто лет спустя отгородиться от обманного мира взрослых можно было лишь в пределах собственной души. Автор сознательно наделяет своего героя избыточным, не по возрасту (Холдену пятнадцать) инфантилизмом, это обостряет эмоциональные реакции, это увеличивает меру истинности, соприродной стране детства.
Оглушительное впечатление на современников роман Сэлинджера, вовсе не претендующий на лидерскую роль, произвел по двум основным причинам: во-первых, процветающая после победы в войне и потому неизбежно самодовольная, конформистски-расслабленная страна вдруг оказалась перед судом совести, воплощенной в неиспорченной душе подростка, а с другой стороны, бунт Холдена, при всей своей безудержности, имеет и оборотную сторону. Название романа, ассоциативно связанное с известной балладой Роберта Бернса, получает объяснение в исповеди героя. Рано изверившись во всем, он находит спасительный покой в повторяющемся видении, в мечте: дети играют на краю огромного поля, а он, Холден, удерживает их от падения в пропасть. Таким образом, в беспощадно-разоблачительную интонацию повествования входит щемяще-лирическая нота, что придает ему и чисто художественную завершенность. При этом сохраняется безупречная органика образного и этического строя романа. В нем нет или почти нет контрастов, все существует вместе, разделенное лишь трудноуловимой гранью, — убожество и красота, вульгарность и поэзия, пошлый обман и искренность.