Лесков николай — железная воля

Железная воля (лесков николай) - слушать аудиокнигу онлайн

Краткое содержание Лесков Зверь

В основу повествования положены детские воспоминания писателя, когда он в рождественские дни гостил в имении своего дяди — своенравного и жестокого помещика.

Дядя был страстным любителем охоты на медведей. Для этого у него были специальные собаки — «пиявки», которые впивались в медведя так крепко, что их невозможно было от него оторвать. Если на охоте попадались медвежата, их забирали в имение, где содержали в специальном сарае. Из пойманных медвежат отбирался один, которому для потехи давали возможность свободно гулять по двору, но только до той поры, пока он вел себя смирно. Когда медведь подрастал и становился опасным, его травили «пиявками», а затем убивали охотники.

Присматривал за медведями молодой крепостной парень, которого звали Ферапонтом, но все называли его Храпоном. Пять лет во дворе жил медведь по кличке Сганарель, который носил охотничью шляпу с пером и умел бить в барабан. Храпон в нем души не чаял и медведь отвечал ему взаимностью. Со временем в Сганареле проявилась звериная натура, и он начал совершать поступки, недопустимые с точки зрения людей — оторвал крыло гусю, повредил хребет жеребенку, напал на человека. Судьба медведя была предрешена — для этого в поместье разыгрывался настоящий спектакль, посмотреть на который съезжались родственники и гости.

Зная привязанность Храпона к медведю, злой помещик приготовил для Храпона особую роль – тот должен был находиться в засаде с ружьем и в нужный момент выстрелить в Сганареля. Парень попадает в сложное положение — тех, кто решался ослушаться хозяина, ждала суровая расправа.

И вот в один из дней накануне рождества, медведя, помещенного в глубокую яму, пытаются выманить из нее, чтобы отдать на растерзание собакам. Но Сганарель, словно предчувствуя свою гибель, не желает покидать свое убежище. Не помогают ни заостренные колья, ни бревно, ни горящее сено. Помещик призывает в помощь Храпона, и медведь в обнимку с парнем покидает яму. На глазах собравшихся медведь разрывает двух «пиявок» и начинает размахивать бревном. Гости в панике начинают покидать зрелище. В медведя стреляют, но ему удается уйти в лес.

Все в ужасе гадают, какое же наказание приготовил помещик для Храпона, которого он считал виновником неудавшейся охоты.

Наступает Рождество. Гости собрались в поместье, где в вольтеровском кресле восседает хозяин. Священник читает молитву. И рождественское чудо происходит – растроганный помещик прощает Храпона, дает ему вольную и дарит сто рублей. Парень решает и дальше служить хозяину верой и правдой.

Главная мысль

Эта история о том, как Ферапонт, спасая медведя, спас своего хозяина. Она учит доброте, милосердию и умению оставаться человеком в самой сложной ситуации.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лесков. Все произведения

  • Воительница
  • Дурачок
  • Железная воля
  • Жемчужное ожерелье
  • Запечатлённый ангел
  • Зверь
  • Кадетский монастырь
  • Лев старца Герасима
  • Левша
  • Леди Макбет Мценского уезда
  • На краю света
  • На ножах
  • Несмертельный Голован
  • Обман
  • Овцебык
  • Однодум
  • Очарованный странник
  • Пигмей
  • Привидение в Инженерном замке
  • Пугало
  • Соборяне
  • Старый гений
  • Тупейный художник
  • Христос в гостях у мужика
  • Человек на часах

Сейчас читают

Иван Кузьмич Подколесин намерен жениться. Но поскольку он человек робкий, нерешительный и с ленцой, дальше рассуждений дело у него не заходит. Сваха, к которой он обратился для помощи в этом деликатном деле

Главным героем произведения является обедневший мужик, которому в один момент становится нечем кормить собственную семью, поскольку в доме нет даже хлебной крошки.

Болезнь под названием «Красная смерть» почти обезлюдила страну. Однако не все жители боятся эпидемии – принц Просперо продолжает жить беззаботно. Он прячется в укреплении вместе с такими же беспечными придворными

Телешов Николай Дмитриевич родился в 1867 году. Его родители были зажиточными, влиятельными купцами. В возрасте 17 лет он получил коммерческое образование, и в этом же году опубликовал свои первые стихи.

«Калевала» – карело-финская эпическая поэма, дающая возможность ознакомиться с историей и легендам народов. Книга состоит из 50 рун (или песен). Считается, что сочинил поэму народ

Николай Лесков — Зверь: Краткое содержание

Глава 1

Рассказчику было 5 лет, когда мать уехала к мужу-следователю, оставив его у жестокого дяди, чтобы встретить Рождество.

Глава 2

Дом дяди был похож на мрачный замок, в одном окне которого были натянуты струны, завывавшие при ветре.

Глава 3

Дядя любил охоту на медведей. У него были собаки-«пьявки» для нее. Медвежат-сирот держали в сарае. Смотрел за ними удалой красавец черноглазый Храпошка (Ферапонт). Спокойному медвежонку разрешали жить во дворе.

Глава 4

Уже 5 лет во дворе жил «смышленый медведь» Сганарель. Если бы он озверел, его стали бы травить собаками, а в конце прикончили бы охотники.

Глава 5

Сганарель был умный и красивый, носил шляпу, умел маршировать. С Храпоном они были друзьями. Но и Сганарель показал себя: напал на гуся, жеребенка и слепца с поводырем. И «зверя» перед «казнью» посадили в яму.

Глава 6

К Рождеству дядя, собрав гостей, планировал затравить провинившегося зверя.

Глава 7

Сганареля обманом заманили в яму. Храпон не вынес его плача и стонов. Он решил, что ни за что не будет стрелять в любимца.

Глава 8

О чувствах Храпона рассказчик-мальчик и его кузен, сын дяди, узнали от Анны, сестры Храпона. Дяде доложил о них гувернер. И тот назначил Храпона вторым, после Флегонта, стрелком для скорой травли. Маленький рассказчик молится о спасении медведя.

Глава 9

От рождественского стола все пошли на травлю. Дядя подал сигнал стрелкам.

Глава 10

Медведь вылезать отказался. Тогда дядя велел Храпону выманить его.

Глава 11

Ферапонт приказа барина не ослушался. Друзья вышли обнявшись. У медведя был несчастный вид, а на голове шляпа. Кому-то из гостей стало жаль его.

Глава 12

Сганареля осадили собаки. Пару он убил сам, остальных придавило бревном из ямы.

Глава 13

Большинство гостей сбежало в дом, когда медведь вертел бревном, привязанным к лапе.

Глава 14

Медведь бревном сшиб засаду стрелка Флегонта, тот выстрелил – и ранил Храпона. Медведь, помедлив возле друга, бегом подался в лес.

Глава 15

Дети и взрослые переживают: накажут ли Храпона? Ведь он должен был убить медведя, хоть пулей, хоть ножом.

Глава 16

Старый священник стал объяснять детям смысл рождественской песни Христу. О том, что Бог ждет от нас милосердное сердце. И дядя заплакал. Храпошка был прощен за «любовь к зверю», и даже отпущен на волю. Но он не ушел, а остался слугой и другом дяде. Дядя в шутку звал его «укротителем зверя» (то есть, себя). Оба добряка с тех пор помогали людям. Храпон и хоронил дядю, и потом сам лег рядом.

Сюжет

Рассказчик в 5 лет был на Рождество у жестокого дяди. Он убил взрослых медведей, а медвежонка Сганареля, умного и тихого, оставил на дворе. За ним ухаживал Храпон. В 5 лет Сганарель вдруг потрепал гуся и слепца с поводырем. Его посадили в яму. К травле нарочно привлекли Храпона. Вышло так, что стрелок, стреляя в убегавшего в лес медведя, ранил Храпона. Медведь задержался возле друга, тот его не тронул. И зверь ушел навсегда. После слов священника о том, что Христос ждет от нас доброго сердца, дядя за любовь к зверю простил Храпона. С того дня они стали вместе помогать бедным и несчастным. Так Храпон «укротил зверя» (то есть, самого дядю).

Отзыв

Рассказ можно назвать святочным. События в нем происходят в Рождество, и все заканчивается преображением злого человека в доброго. В названии рассказа имеется в виду не медведь, а дядя. Он сам был как зверь. Случай с медведем помог ему понять себя, раскаяться, измениться. Он понял, что Храпон медведя любил так, как сам дядя никогда не любил людей. Он понял, что даром прожил жизнь, и поспешил делать добрые дела. Храпон стал его товарищем. Рассказ учит милосердию, любви, раскаянию, прощенью. Учит признавать и исправлять свои ошибки, жить по совести, помогая другим.

1

Мы во всю мочь спорили, очень сильно напирая на то, что у немцев
железная воля, а у нас ее нет — и что потому нам, слабовольным людям, с
немцами опасно спорить — и едва ли можно справиться. Словом, мы вели спор,
самый в наше время обыкновенный и, признаться сказать, довольно скучный,
но неотвязный.

Из всех из нас один только старик Федор Афанасьевич Вочнев не приставал
к этому спору, а преспокойно занимался разливанием чая; но когда чай был
разлит и мы разобрали свои стаканы, Вочнев молвил:

— Слушал я, слушал, господа, про что вы толкуете, и вижу, что просто вы
из пустого в порожнее перепускаете. Ну, положим, что у господ немцев есть
хорошая, твердая воля, а у нас она похрамывает, — все это правда, но
все-таки в отчаяние-то отчего тут приходить? ровно не от чего.

— Как не от чего? и мы и они чувствуем, что у нас с ними непременно
будет столкновение.

— Ну что же такое, если и будет?

— Они нас вздуют.

— Ну, как же!

— Да разумеется, вздуют.

— Полноте, пожалуйста: не так-то это просто нас вздуть.

— А отчего же не просто: не на союзы ли вы надеетесь? — Кроме авоськи с
небоськой, батюшка мой, не найдется союзов.

— Пускай и так, — только опять: зачем же так пренебрегать авоськой с
небоськой? Нехорошо, воля ваша, нехорошо. Во-первых, они очень добрые и
теплые русские ребята, способные кинуться, когда надобно, и в огонь и в
воду, а это чего-нибудь да стоит в наше практическое время.

— Да, только не в деле с немцами.

— Нет-с: именно в деле с немцем, который без расчета шагу не ступит и,
как говорят, без инструмента с кровати не свалится; а во-вторых, не
слишком ли вы много уже придаете значения воле и расчетам? Мне при этом
всегда вспоминаются довольно циничные, но справедливые слова одного
русского генерала, который говорил про немцев: какая беда, что они умно
рассчитывают, а мы им такую глупость подведем, что они и рта разинуть не
успеют, чтобы понять ее. И впрямь, господа; нельзя же совсем на это не
понадеяться.

— Это на глупость-то?

— Да, зовите, пожалуй, глупостью, а пожалуй, и удалью молодого и
свежего народа.

— Ну, батюшка, это мы уже слышали: надоела уже нам эта сказка про
свежесть и тысячелетнюю молодость.

— Что же? и вы мне тоже ужасно надоели с этим немецким железом: и
железный-то у них граф, и железная-то у них воля, и поедят-то они нас
поедом. Тпфу ты, чтобы им скорей все это насквозь прошло! Да что это вы,
господа, совсем ума, что ли, рехнулись? Ну, железные они, так и железные,
а мы тесто простое, мягкое, сырое, непропеченное тесто, — ну, а вы бы
вспомнили, что и тесто в массе топором не разрубишь, а, пожалуй, еще и
топор там потеряешь.

— Ага, это вы насчет старинного аргумента, что, мол, мы всех шапками
закидаем?

— Нет, я совсем не об этих аргументах. Таким похвальбам я даю так же
мало значения, как вашим страхам; а я просто говорю о природе вещей, как
видел и как знаю, что бывает при встрече немецкого железа с русским
тестом.

— Верно, какой-нибудь маленький случай, от которого сделаны очень
широкие обобщения.

— Да, случай и обобщения; а только, по правде сказать, не понимаю:
почему вы против обобщения случаев? На мой взгляд, не глупее вас был тот
англичанин, который, выслушав содержание «Мертвых душ» Гоголя, воскликнул:
«О, этот народ неодолим». — «Почему же?» — говорят. Он только удивился и
отвечал: «Да неужто кто-нибудь может надеяться победить такой народ, из
которого мог произойти такой подлец, как Чичиков».

Мы невольно засмеялись и заметили Вочневу, что он, однако, престранно
хвалит своих земляков, но он опять сделал косую мину и отвечал:

— Извините меня, вы все стали такая не свободная направленская узость,
что с вами живому человеку даже очень трудно говорить. Я вам простое дело
рассказываю, а вы сейчас уже искать общий вывод и направление. Пора бы вам
начать отвыкать от этой гадости, а учиться брать дело просто; я не хвалю
моих земляков и не порицаю их, а только говорю вам, что они себя отстоят,
— и умом ли, глупостью ли, в обиду не дадутся; а если вам непонятно и
интересно, как подобные вещи случаются, то я, пожалуй, вам что-нибудь и
расскажу про железную волю.

— А не длинно это, Федор Афанасьич?

— Н-нет! не длинно; это совсем маленькая история, которую как начнем,
так и покончим за чаем.

— А если маленькая, так валяйте; маленькую историю можно и про немца
слушать.

— Сидеть же смирно — история начинается.

Железная воля
2 стр. →
Страницы: 1                                        →Всего 23 страниц

«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2024Обратная связь

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: