Анализ произведения «наталья, боярская дочь» н.м. карамзина

Анализ произведения «наталья, боярская дочь» н.м. карамзина

Все сочинения по литературе за 8 класс

1. История в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»

Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в «Наталье, боярской дочери», послужившей переходом от «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» к «Истории государства Российского». В этой повести читателя встречает любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как «царство теней». Перед нами соединение «готического романа» с семейным преданием, основанным на любовном происшествии с неизбежным благополучным исходом, ― все совершается в идеальной стране, среди самых добродушных героев.

Автор не жалеет развернутых сопоставлений, дабы показать миловидность героини, ее чарующее совершенство: «Никакая красавица не могла сравняться с Натальею. Наталья была всех прелестнее. Пусть читатель вообразит себе белизну итальянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее ― и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных».

Рисуемые события отличались романтической остротой ― внезапная любовь, тайное венчание, бегство, поиски, возвращение, счастливая жизнь до гробовой доски… Перед нами скорее романтическая поэма, но повести Н. М. Карамзина вообще близки к стихам по ритму, действию, лексике. Однако в повести появилось и новое. Хотя исторические приметы довольно-таки условны, но они ― знак национальной самобытности, являющейся залогом подлинности искусства. Н. М. Карамзин сделал попытку воссоздать русский национальный характер, открывая историю как предмет художественного изображения. Действующий в повести боярин Матвей Андреев, богатый, умный, важный, великий хлебосол, судит-рядит, «кладя чистую руку на чистое сердце». И его ключевая фраза звучит как самохарактеристика: «сей прав по моей совести, <�…> сей виновен по моей совести…» Таким образом, дело решалось без замедления, и «виновный бежал в густые леса сокрыть стыд свой от человеков». Скобичевский А. М. иронизировал по поводу повести, писал, что все герои ее наивны, повествование имеет мало «точек соприкосновения с допетровской стариною». Вся литература была заполнена, особенно при обращении к истории, «ходульными олицетворениями различных страстей». Постижение времени ― предметно-определенного, вполне точного ― было делом будущего.

Именно в этой повести Н. М. Карамзин обратился к человеку русскому во всех отношениях. Произведение начинается обращением к читателям, вспомним вступление: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, т. е. говорили, как думали?»

Автор даже позволяет себе слегка подтрунивать над собственным и совсем недавним пламенным европеизмом ― его героиня «имела все свойства благовоспитанной девушки, хотя русские не читали тогда ни Локка „О воспитании“, ни Руссова „Эмиля“».

Собственно, «Наталья, боярская дочь» ― прощание с молодостью, с ее несбыточными мечтами и заблуждениями. Н. М. Карамзин разочаровался не в «древних камнях» Европы, а в том, что последовало за Великой французской революцией. Повесть была своеобразным карамзинским заявлением о том, что у нас «особенная стать». История в повести еще довольно условна и носит статичный характер; но муза Клио, еще не вполне выявив свой лик, властно звала к себе Н. М. Карамзина. До взаимной и счастливой любви на всю жизнь оставалось лишь несколько шагов. Скрыто-насмешливое упоминание кумира юности ― Ж. Ж. Руссо означало лишь, что искать мудрости следует не только в путях-хождениях за тридевять земель, но и у себя дома.

«Наталья, боярская дочь» ― печать излюбленной мысли писателя о том, что прошлое только тогда не прошло, когда его любишь; таланту же русскому всего ближе прославлять русское, тем более что следует приучать сограждан к уважению всего собственного, родного. Если подходить с сегодняшними мерками, то история в повести еще только панорама — сценический задник для действующих лиц, щеголяющих в пестрых кафтанах времен Алексея Михайловича. Но все уже устами возлюбленных в «Наталье, боярской дочери» заговорила ― впервые! ― простодушная допетровская Русь, и автор почувствовал себя не подражателем Лоренса Стерна, а художником, питомцем землян отчич и дедич.

Историческая эпоха

Исторические события, описанные в произведении, скорее всего, имеют отношение ко второй половине семнадцатого века. Предположительно, это эпоха правления Алексея Михайловича. Государь в произведении изображается очень благочестивым, чувствительным. Он утешает своих приближенных, а прогневить его может только нарушение принципов справедливости.

Это произведение довольно открыто указывает на то, каким должен быть порядок в государстве, как должны выглядеть монарх и его окружение.

Исторический фон помогает понять, что такая история любви могла иметь счастливое завершение лишь в условиях государственной гармонии.

Романтизм в литературе

Романтизм — это литературное течение, которое возникло в Европе в конце XVIII века и распространилось на Россию в XIX веке. Главными чертами романтизма являются эмоциональность, стремление к свободе и индивидуальности, возвышение любви, природы и духовности.

В литературе романтизм проявился в виде многообразия жанров, от стихотворений до романов. Романтики отдали предпочтение фантастическим и мистическим сюжетам, часто затрагивая темы смерти, любви и религии. Они также старались передать в своих произведениях настроение и эмоции героев.

Романтизм оказал большое влияние на женский образ в литературе. Женщины получили больше свободы в выражении своих чувств, благодаря чему они стали настоящими героинями романов и повестей, а не просто объектами их любви. Романтики поставили на первый план идеал женственности, благородства и духовности, что привело к созданию множества образов сильных, независимых женщин.

Таким образом, романтизм в литературе не только изменял содержание и тематику произведений, но и своеобразно влиял на формирование образа женщины в литературе. Она стала не только прекрасной, но и умной, сильной и независимой.

Конфликт в произведении

Однако несмотря на внешнюю простоту повествования, герои повести постоянно находятся во внутреннем конфликте с собой и обществом. Наталья разрывается между любимым супругом и отцом. Но сам супруг не может позволить ей поехать к родителю. Страх быть узнанным и пойманным не дает ему отпустить жену. Вместе с тем, несмотря на свою бесконечную преданность супруге, еще более предан он своему отечеству, поэтому не может оставаться с ней, когда наступает война.

В боярине Матвее тоже борются сразу несколько чувств. Он бесконечно любит дочь, но понимает, что отъезд ее скорее был вынужденным. Старик должен смириться перед обстоятельствами и терпеливо ждать встречи, которая может никогда не случиться.

Композиция и ключевые моменты сюжета

Композиция повести является типичной для этого жанра. Перед тем, как перейти непосредственно к описаниям главных событий, Карамзин в экспозиции знакомит читателя с героями произведения. Также композиция повести состоит из привычной для этого жанра схемы – завязка-кульминация- развязка. В завязке герои знакомятся друг с другом, играют тайную свадьбу. В кульминации и развязке происходят уже основные события произведения – война с литовцами, встреча с царем, помилование Алексея и воссоединение Натальи с Матвеем.

Что касается сюжета повести, то он довольно прост. Молоденькая девушка, дочь известного московского боярина, живет без матери. Воспитанием ее занимается няня. Как-то раз в церкви она видит красивого молодого человека в голубом кафтане, в которого тут же влюбляется. Чувство оказывается полностью взаимным, и Алексей, так звали молодца, увозит Наталью, тайно венчается с ней и поселяется в доме, в лесу. Из разговора с супругом девушка узнает, что ее любимый человек – наследник опального дворянина и за ним ведется охота.

В скором времени наступает война, и Алексей, решив искупить честь семьи в бою, идет в армию. Наталья, переодевшись в мужскую одежду, всюду следует за мужем, представляясь его братом. Отличившийся на войне супруг юной боярыни предстает перед царем. Алексей Михайлович снимает с него опалу, а Наталья вновь встречается с отцом. В конце произведения нам предстает счастливая картина воссоединившейся семьи.

Система героев и образов

  • В центре повествования находится восемнадцатилетняя девушка Наталья. Кроме необыкновенной красоты она отличается хорошим воспитанием и бесконечной добротой. Так же, как и отец, юная боярыня бескорыстно помогает нищим и убогим. Уже позже автор показывает, что Наталья может еще и очень нежно любить. Ее отношение к супругу – образец женской преданности.
  • Прототипом отца Натальи предположительно был боярин Матвеев, проживавший при царском дворе в 17 веке и погибший насильственной смертью. Он является прообразом старого дворянства, для которого превыше всего были вера в Бога и долг перед отечеством.
  • Его зять Алексей – еще один образчик истинного дворянского благочестия. Он бережно хранит память об отце и хочет восстановить справедливость по отношению к неправильно осужденному покойному. При этом супруг Натальи истинно любит государя и не обвиняет его в несправедливой опале. Более того, когда наступает война, Алексей готов один из первых пострадать за отечество, демонстрируя свою преданность государю. Алексей Любославский – настоящий сын России. Он доблестен и мужественен, а главное чтит традиции, заложенные его предками.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: