«не в духе», анализ рассказа чехова

Повести а.п. чехова: обзор произведений - чехов а.п. - литература 19 века

Философский взгляд на жизнь и смерть

Герой рассказа не становится кричать «Ура!», когда что-то хорошее происходит, но и не облегчается грустными и возмущенными комментариями, когда случаются плохие вещи. Ведь наш герой уже давно понимает, что всё равно какую фигню не делается, всё равно вскипит, какой-то хернёй и закончится всё обыденно. Всё это показывает, что главный герой представляет собой типичного «Чеховского героя», не пытающегося находить логические ответы на вопросы о содержании жизни и о смысле трагических событий, и ограничивающего свою философию жизнью, заполненной нечестными, но обычными событиями.

Костя и Ваня

Костя — слабенький и худенький мальчик, на вид даже болезненный, тонким голоском рассказал историю с русалкой, которую он слышал от отца. Плотник из слободы Гаврила заблудился в лесу, и ему встретилось диво дивное: серебристая русалочка с зелеными волосами покачивается на ветке и зовет его к себе.

Гаврила уж совсем хотел к ней подойти, да положил на себя крест. А рука была тяжелая, еле-еле поднялась. Русалочка опечалилась и сказала Гавриле, что и он теперь будет всегда мрачный, и исчезла. Так и ходит Гаврила вечно печальный. Но вообще Костя трусоват. Он бы не решился, как Павел, поехать разгонять волков, да и крики цапли над рекой его испугали.

Говорит он, слегка картавя, совсем детским голоском. Он только слушает своих старших товарищей, а сам ничего не рассказывает. Когда ему предлагают гостинец, то он, добрый и заботливый мальчик, просит отдать его сестре, потому что Анюта хорошая девочка.

Вот и описаны все главные герои рассказа «Бежин луг». Характеристика показывает нам душевную красоту детей с их маленькими слабостями. И. Тургенев, вероятно, первый из русских писателей, кто так подробно остановился на теме детской психологии.

Иван Сергеевич Тургенев — замечательный русский писатель XIX в., снискавший уже при жизни читательское призвание и мировую известность. Его творчество служило делу отмены крепостного права, вдохновляло на борьбу с самодержавием.

Рассказ «Бежин луг» ввел в русскую литературу проблему изображения детского мира и детской психологии. Появление этого рассказа означало новый поворот и расширение темы русского крестьянского мира. В детских его представителях показана его одаренность, красота и в то же время трагизм положения.

С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель стремился не только пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой.

Автора всегда привлекали к себе люди, духовно и эмоционально одаренные, честные и искренние. Такие люди живут и на страницах его произведений, и живут, так же как бывает и в действительности, очень непросто, потому что это люди высоких моральных принципов, высокой требовательности к себе и к другим.

Образы мальчиков — героев рассказа — овеяны лирическим настроением грусти и сочувствия. Но заканчивается он жизнеутверждающей, праздничной картиной наступающего утра.

Тургеневские пейзажи представляют воплощение авторского, тургеневского восприятия природы, героев, которые ему близки и выступают в рассказе как бы его представителями.

Частые вопросы Столпы ислама Расписание намазов Традиции мусульман Жизнь праведников Правила намазов Тексты молитв

Социальный статус и фон героя в рассказе «Не в духе»

Рассказ «Не в духе» описывает жизнь главного героя, который принадлежит к низшему социальному слою общества. Он встречает множество проблем в своей жизни и часто ощущает неприятие и отчуждение со стороны других людей.

Социальный статус главного героя является одним из главных факторов, влияющих на его характер и взаимоотношения с окружающими. В Коране говорится: «Бог не будет изменять положение человека, пока он сам не изменит своего отношения к другим» (surah 13:11). Это учение напоминает нам, что наш социальный статус не должен определять наше поведение и отношение к другим людям.

Несмотря на то, что главный герой рассказа находится в низшем социальном положении, он обладает сильной верой и чувством собственного достоинства. Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: «Люди равны, как зубы на гребне гребня. Нет превосходства у Араба над неверным, или у неверного над Арабом, или у белого над черным, или у черного над белым, ни по какому прочему сходному знаку. Самый блаженный из них пред Богом – самый праведный» (Hadith). Этот принцип учит нас, что социальный статус не имеет значения в глазах Бога и что все люди равны.

1.1 Специфика подтекста в драматургии

Подтекст — это комментарий необходимый для правильного восприятия пьесы. Это то, что не сказано в пьесе, но проистекает из того, как текст интерпретируется актерами. Понятие «подтекст» введено К.С. Станиславским, для которого оно — психологический инструмент, информирующий зрителя о внутреннем состоянии персонажа. Подтекст устанавливает дистанцию и показывает разницу между тем, что сказано в тексте и тем, что показывается на сцене. Естественно, подтекст не дает исчерпывающего прочтения, его можно сблизить с понятием «дискурс постановки». Подтекст зависит от сценических ситуаций, от характеристики персонажей, и, в основном, от интерпретации режиссера. Поэтому театр способен, точно придерживаясь текста, дать ему совершенно неожиданное толкование . Так у многих драматургов театра Символизма, в драматургии театра абсурда и парадокса, слово, как средство рационального познания, утрачивает свое конкретное содержание и преобразуется в звуковое, фонетическое звучание. Это приводит к стремлению усилить роль подтекста в постановке. Подтекст возникает тогда, когда действие и текст не совпадают. Очень часто мы наблюдаем примеры, когда персонаж явно говорит не то, что он переживает и чувствует. Особенно это заметно в драматургии А.П. Чехова.

2.2 Отображение подтекста в драматургии Ибсена

Борьба людей друг с другом у Ибсена не только тема. Эта борьба получила выражение в драматической поэтике Ибсена, глубоко вошла в стиль сценического поведения и сценического диалога. Так называемый подтекст существовал еще в драматургии Софокла и Еврипида, не Ибсен был здесь первоизобре-тателем. Но до Ибсена подтекст нигде и ни у кого не получал такой систематической разработки, не имел такого веса. Собственно, у Ибсена подтекст не дополняет словесную речь, как то бывало прежде, а является второй, другой речью, высказыванием совершенно противоположным тому, что прямо дано словами. Главенствующие особенности драматического диалога прямо или косвенно восходят к концепции общественной жизни, принятой драматургом.

По мнению ученого, как комическая опера Моцарта о Дон-Жуане, так и чеховская пьеса заканчивается согласно элементарным правилам морали. Героев ждёт тот же конец.

Платонов, который стал моральным убийцей, должен погибнуть. Не спасёт его и жизненная философия, которой прикрывал он все свои грязные поступки.

8 стр., 3722 слов

Михаил Чехов

… и литературнуюдеятельность. Московскийпериод.Актерскоеискусство Чехова. Попытаюсь создать “опытхарактеристики”московского периода жизни и творчества Чехова,таккак именно он определил всю дальнейшую деятельность … небольшой роли сделать “маленькое произведениеискусства”, именно этому умению пожилой Чехов впоследствииобучал своих американских студентов. Все современники Чеховасходятся в понимании …

Герои рассказа

В рассказе два героя – становой пристав Прачкин и его сын-школьник Ваня. Своего рода персонажем этого рассказа можно считать и стихи Пушкина, безвинно страдающие от грубой «критики» Прачкина.

Семён Ильич Прачкин – становой пристав, т.е. полицейский начальник полиции стана – нескольких деревенских волостей. Таким образом, действие происходит в сельской местности, где живут те самые мужики, которых изображал Пушкин в знаменитой картине зимы в начале пятой главы романа в стихах «Евгений Онегин», – и, разумеется, тоже зимой. Чуткое к сезонной проблематике «Родное слово» К.Д. Ушинского (к 1884 г. вышедшее уже юбилейным пятидесятым изданием) рекомендовало младшим школьникам в соответствующее время года выучить соответствующее стихи Пушкина наизусть. За этим делом мы и застаём Ваню Прачкина. О последнем читатель знает только то, что сегодня он старательно учит стихи, а вчера где-то «стекло разбил».

Внешность и особенности облика

Как сказано в Коране: «Мы, воистину, создали человека в самом прекрасном сочетании.» (Сура Ат-Тин, 95:4) Эта аят подчеркивает, что красота и уникальность каждого человека не связаны с его внешностью, а зависят от его внутренней природы, характера и поступков.

Как мусульмане, мы должны стремиться к идеалу пророка Мухаммада — умеренности и благородству в облике и поведении. В одном из хадисов пророк Мухаммад сказал: «Ваша внешность — это зеркало вашего характера

Поэтому заботьтесь о своей внешности.» (Jami` at-Tirmidhi, 2759) Этот хадис подчеркивает важность выглядеть достойно и прилично, но также внутренние качества должны быть превалирующими факторами в оценке человека

Сунна пророка Мухаммада также обучает нам уважению к разнообразию внешности. В одном из его хадисов сказано: «В исламе нет места для расизма или дискриминации по цвету кожи, расе или этнической принадлежности» (Musnad Ahmad, 22978). Это напоминает нам, что никакие различия во внешности не должны отягощать наши отношения с другими людьми и не должны служить причиной для предубеждений и объективизации.

Интересным с точки зрения реализации подтекста является произведение автора «Черный монах» (1894 г.).

Сюжет рассказа, на первый взгляд, достаточно прост: молодой ученый, философ Коврин, в результате усиленных занятий «расстроил нервы», уехал в деревню к своему опекуну, опрометчиво женился на его дочери, сначала был счастлив, но потом, излечившись от душевного недуга, вдруг обнаружил пустоту и бессмысленность своей жизни, почувствовал озлобление и досаду, разорвал неудачный брак, начал жить с женщиной, старше его на два года, при этом сильно страдал и, в конце концов, умер от сильнейшего приступа вернувшейся болезни.

Здесь в теснейшем переплетении показаны две фабулы: житейская (жизнь и болезнь героя) и метафизическая (взлет и падение человеческого духа, его стремлений).

Чехов дает им параллельное развитие, тем самым освещая ключевые моменты двойным значением. Так, беседы Коврина с черным монахом показывают его душевное расстройство и кульминацию воззрений:

Список использованной литературы

1. Белый Андрей. Собр. соч.: Воспоминания о Блоке. — М., 1995. — С.62.

2. Бердников Г. Чехов (ЖЗЛ).

— М Наука, 1974. — 343 с.

3. Берковский Н.Я. Ибсен // Берковский Н.Я. Статьи о литературе.Л., 1962.

4. Берковский Н.Я. Литература и театр: Статьи разных лет. — М., 1969. — С.173.

5. Выразительный мир художественного произведения: Леонид Зельцер — Москва, Некоммерческая издательская группа Э. Ракитской, 2001 г. — 452 с.

6. Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1959. Т.16. С.136.

7. Громов М. Чехов. — М.: Молодая гвардия, 1993. — 398 с.

8. Ермилов.В.А.П. Чехов.М. Просвещение, 1951. — 457 с.

9. Жанр лирического фарса во французской католической драматургии XX века: И.А. Некрасова — Москва, Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2007 г. — 192 с.

10. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века. Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй. М., 1979.

11. Ибсен глазами норвежских писателей. М., 2006.

12. Ибсен, Стриндберг, Чехов: сб. статей. М., 2006.

13. Книппер-Чехова О.Л. О А.П. Чехове // А.П. Чехов в воспоминаниях современников. — М., 1986. — С.620.

14. Комедия в русской драматургии конца XX — начала XXI века: С.Я. Гончарова-Грабовская — Москва, Флинта, Наука, 2006 г. — 280 с.

15. Л. Гроссман. Роман Нины Заречной. — М Прометей, т.2, 1967, с.218

16. Левитан Л.С. Многоплановость сюжета пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» // Сюжетосложение в русской литературе. — Даугавпилс, 1980. — С.133.

17. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. М., 1940. Т.28. С.221.

18. Мастер класс-01. Мастерство продюсера: Александр Роднянский — Санкт-Петербург, Мир искусства, АРТкино, 2010 г. — 92 с.

19. Мир и война. Очерки из истории русской советской драматургии 1946-1980 2009ов: — Санкт-Петербург, Ленанд, 2009 г. — 288 с.

20. О Станиславском. М., 1948. С.325.

21. Режиссерские экземпляры К.С. Станиславского.1898-1930. «Дядя Ваня” А.П. Чехова. — М. — СПб., 1994. — С.55.

22. Режиссерские экземпляры К.С. Станиславского.1898-1930: В 6 т. — Т.2.1898-1901. «Чайка» А.П. Чехова. — М., 1979, — С.167.

23. Режиссерскиеэксземпляры К.С. Станиславского… «Чайка» А.П. Чехова. — С.113.

24. Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. М Вагриус, 2007. — 448 с.

25. Судья и строитель. Писатели России и Запада о Генрике Ибсене. М., 2004.

26. Хализев В.Е. Драма как род литературы. — М., 1986. — С.112.

27. Чехов А.П. Платонов / А.П. Чехов / Перевод Адама Тарна // «Dialog». — 1960. — № 11. — С.12-38.

28. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем. В 3 томах. — М Наука, 1976.

29. Шоу Б. Квинтэссенция ибсенизма // Шоу Б. О драме и театре. М., 1963. ?

Размещено на

«Мужики»

Повесть «Мужики» (1897) была написана в Мелихове и на мелиховском материале. Сюжет произведения несложен: заболевший лакей «Славянского базара» Николай Чигильдеев решает ехать с женой и дочерью в родную деревню. Деревенская жизнь по давнишним детским воспоминаниям представляется ему светлой, радостной. Но не такова она в действительности. Безысходная нужда, «тяжкий труд, от которого по ночам болит все тело, жестокие зимы, скудные урожаи», а главное — сознание, что «помощи нет и неоткуда ждать», ожесточают людей, делают их грубыми, злыми. Писатель рисует страшные картины деревенского быта: пьянство, бесконечные ссоры, драки. Но при этом Чехов сострадает мужикам, так как «в жизни их нет ничего такого, чему нельзя было бы найти оправдания».

Чеховская повесть произвела ошеломляющее впечатление и замечательным мастерством, и беспощадной правдивостью. Повесть опровергала народнические иллюзии, веру в незыблемость деревенских «устоев», целебную силу общины. Поэтому критика народнического толка упрекала писателя в сгущении красок, в том, что он якобы противопоставляет деревенской «тьме» городскую цивилизацию. Однако этот упрек опровергается самим Чеховым. Из его заметок для второй части повести видно, что автор думал рассказать о дальнейшей жизни в городе жены Николая Ольги и его дочери Саши, которая опускается на самое дно, становится проституткой.

Сюжет и композиция

Накануне вечером Семён Ильич Прачкин проиграл восемь рублей в карты. Деньги небольшие, но становому приставу обидно, и он «не в духе». Переживая вчерашнее, он ходит из угла в угол своей комнаты.

В соседней комнате Ваня Прачкин зубрит «Зима. Крестьянин, торжествуя…». Торжество «какого-то мужика» приводит станового пристава в истинное бешенство. На эту и каждую последующую строку Пушкина Прачкин отвечает раздражённой репликой.

Комизм каждой реплики станового пристава двойственного происхождения. Во-первых, он критикует автора впервые услышанных им стихов за сочувствие мужицкой семье, которая, по мнению полицейского чина, не только недостойна такового сочувствия, но и явно нарушает целый ряд законодательных установлений Российской империи. Во-вторых, в каждой своей реплике Прачкин сам себе мучительно напоминает подробности вчерашнего проигрыша в карты, лишь самым косвенным образом связанные с пушкинскими стихами (или вовсе никак с ними не связанные).

Тем временем создаётся впечатление движения мужика, чья лошадка, «снег почуя, плетётся рысью как-нибудь», из хрестоматии прямо к Прачкину на двор, когда наконец, прервав зубрёжку, Ваня объявляет, что-де мужик привёз муку. Распорядившись принять мучную взятку, становой пристав всё же не повеселел («Но и мука не развеселила Прачкина»). Рассказ заканчивается в тот момент, когда в поиске выхода накопившейся злобы становой пристав, наконец, вспоминает, что Ваня вчера стекло разбил, и объявляет сыну, что собирается его за это высечь.

Люннестад. Помилуй бог! Довольно-таки посредственные ангелы».

В «Союзе молодежи» мы уже находим зачатки социальной философии Ибсена: ощущение неизбежности перемен в сочетании с недоверием к политическим методам. Он знает, что человек — продукт своей среды, но не в состоянии постигнуть, как можно изменить эту среду, не изменив человеческого сердца. Поэтому он возвращается к теме «Бранда»: сама воля должна окрепнуть; но как можно добиться этого, если воля подвержена всем этим разлагающим влияниям? Ибсен отказался от веры в извечную жизненную силу; он уже больше не видит спасения в женщине-символе. Но в то же время он приходит к выводу, что противоречие между идеальным и реальным неразрешимо, так как, подобно Перу Гюнту, он цепляется за внутреннее «я». Он ищет решения в самом человеке. Ибсен никогда не был фаталистом, потому что его вера в человеческую волю слишком сильна; когда социальные противоречия начинают казаться ему непреодолимыми, он обращается к мистике; но даже мистика (в его последних пьесах) опирается на волю, а не на веру. В «Союзе молодежи» проявляются ироническое отношение Ибсена к коллективной деятельности, его симпатия к «естественному человеку» Руссо и ненависть к сложности индустриальной цивилизации — «к черной туче британского чада», о которой говорил Бранд.

«Палата № 6»

«Палата № 6» появилась в печати в 1892 г. Действие повести происходит в основном в больнице, в палате для душевнобольных. Но как похожа эта больница на тюрьму! В самом начале повести автор сообщает, что больничное здание, флигель, серый забор с гвоздями остриями кверху «имеют тот особый унылый, окаянный вид, какой… бывает только у больничных и тюремных построек». Окна больницы закрыты решетками, а рядом с ней находится здание настоящей тюрьмы.

Так же, как и в повести «Дуэль», здесь сталкиваются представители двух разных мировоззрений, разного отношения к жизни. Иван Дмитриевич Громов, страдающий манией преследования, всегда возбужден и взволнован. Все формы притеснения вызывают его негодование. Доктор Рагин, заглядывающий в палату № 6, чтобы побеседовать с интересным больным, убеждает Громова относиться ко всему спокойно и, презрев страдания и мирскую суету, наслаждаться возможностью свободного мышления, так как между уютным кабинетом и страшной палатой № 6 нет якобы никакой разницы. Но когда самого Рагина заперли в этой палате и железные кулаки сторожа Никиты обрушились на него, он понял, какой не только убогой, но и вредной была его жизненная позиция.

Произведение вызвало широкий общественный резонанс, многочисленные отклики читателей и критики. Высоко оценил произведение Л. Толстой, а писатель Н. Лесков сказал: «Всюду — палата № 6. Это — Россия».

Исламские нормы одежды: Как правильно одеваться по Исламу для всех

Какие особенности характера Главного Героя из рассказа «Не в Духе»?
Он очень зациклен на своих проблемах и постоянно жалуется на жизнь, у него нет цели в жизни, он легковерен и доверчив.
Как свойства характера Главного Героя влияют на сюжет рассказа «Не в Духе»?
Характер Главного Героя является основной причиной его неудач и проблем. Он постоянно попадает в неприятности из-за своей легковерности и наивности, и изменить свою жизнь в лучшую сторону не может.
Какое значение имеет характер Главного Героя в рассказе «Не в Духе»?
Характер Главного Героя является основной темой рассказа и главным элементом создания образа персонажа. Он помогает понять, какими свойствами личности необходимо обладать, чтобы добиться успеха в жизни.
Какие факторы повлияли на формирование характера Главного Героя?
Факторами, которые повлияли на формирование характера Главного Героя, являются его образование, воспитание, окружение, жизненный опыт.
Как меняется характер Главного Героя в процессе рассказа «Не в Духе»?
Характер Главного Героя не меняется в процессе рассказа. Он остается таким же непродуманным и пассивным на протяжении всего повествования.
Какой наставник мог бы помочь Главному Герою изменить свою жизнь?
Наставник, который мог бы помочь Главному Герою изменить свою жизнь, должен был бы возбудить в нем интерес к жизни, заставить задуматься о своих целях, научить доверять своим силам и развивать позитивное мышление.

Среда, 22 февраля 2024 г.
Её изгоняют из города. Бриджит принимает предложение выйти замуж от капитана Блайфила и рожает мальчика. Младший Блайфил воспитывается вместе с подкидышем Томом, мистер Блайфил полюбил пасынка.

Примечания

. Рассел Б. Брак и мораль. С. 153.

. Шестаков В. Вступительная статья // Русский Эрос или философия любви в России / Сост. В. Шестаков. М.: Прогресс, 1991. С. 6.

. Сухих И.Н. Проблемы поэтики Чехова. С. 105.

. Там же.

. Возможно, замысел рассказа возник под влиянием чтения повести Л.Н. Толстого «Дьявол». См.: Кузнецова М.В. «Несчастье» А.П. Чехова и «Дьявол» Л.Н. Толстого // Творчество А.П. Чехова: Особенности художественного метода. Респ. сб. науч. тр. Вып. IV Ростов-на-Дону, 1979. С. 7—14.

. Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М.: Юрист, 1990. С. 247.

. Чудаков А.П. Мир Чехова. С. 163.

. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. С. 472—473.

. Краснов Пл. Н. Осенние беллетристы // А.П. Чехов: pro et contra. Творчество А.П. Чехова в русской мысли конца XIX — начала XX в. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 2002. С. 253.

. Берн Э. Игры, в которые играют люди… С. 38.

. См.: Шестаков В. Эрос и Логос в европейской культурной традиции // Эрос и логос: Феномен сексуальности в современной культуре. М.: М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии, 2003. С. 45.

. Альбов В.П. Два момента в развитии творчества Чехова // А.П. Чехов: Pro et contra. Творчество А.П. Чехова в русской мысли конца XIX — начала XX в. (1887—1914). СПб.: РХГИ, 2002. С. 387.

. Фрайзе М. Проза Антона Чехова. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. С. 299.

. Кьеркегор С. Или — или. Фрагмент из жизни. С. 105.

. «Страх» был напечатан в святочном номере «Нового времени» (25 декабря 1892 г.). О «святочном» контексте см.: Капустин Н.В. «Чужое слово» в прозе А.П. Чехова: жанровые трансформации. Иваново: Изд-во «Ивановский госуниверситет», 2003. С. 56—63.

. См.: Тамарли Г.И. Художественная модель русского экзистенциализма // Чехов и… Типологические схождения, литературные связи и оппозиции. Раздел третий, гл. 5. Таганрог: Изд-во ФГБОУ «Таганрогский гос. пед. институт имени А.П. Чехова», 2012. С. 166—176.

. Степанов А.Д. Проблемы коммуникации у Чехова. М.: Языки славянской культуры, 2005. С. 270.

. Ильин Е.П. Психология любви. С. 73.

. Фрейд З., Хорни К.Р., Крафт-Эбинг Р. фон. 50 оттенков боли. Природа женской покорности. М.: Алгоритм, 2015. С. 291.

. О маргиналах в творчестве Чехова см.: Агапов Д.А. Маргинальность в раннем творчестве А.П. Чехова. Самара: Изд-во СГПУ, 2005. С. 161.

. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М.: Высшая школа, 1989. С. 75.

. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-логос. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Культура», 1995. С. 287.

. Франкл В. Логотерапия и экзистенциальный анализ. М.: Альпина нон-фикшн, 2016. С. 82.

. Розанов В.В. И старое и новое. Почему мы отказываемся от «наследства 60—70-х годов»? // Розанов В.В. Полн. собр. соч.: в 35 т. Т. 2. СПб.: Росток, 2015. С. 13.

. В.Б. Катаев назвал этот приём приёмом «внутренней противоречивости»: «Это особого рода внутренняя противоречивость в последовательных монологах или в одном и том же монологе одного и того же персонажа» (см.: Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. С. 165).

. Катаев В.Б. Проза Чехова. С. 132.



Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Единственная пауза, близкая к ремарке «подумав», разбивает в четвертом акте реплику Трофимова: «Дойду. Пауза. Дойду, или укажу другим путь, как дойти”. Но и это раздумье не из долгих.

В драматургии Чехова наряду с «зонами молчания” есть и антиподы пауз. И те, и другие связаны с действием второго плана и нередко выполняют одинаковые функции, в то же время ярко различаясь между собой стилистически. С паузами у Чехова соседствуют многоточия, исследователи считают нужным не смешивать их. «Многоточие, — пишет Л.С. Левитан, — всегда говорит о конкретных причинах прерывистой речи» (как то: бессвязность речи у Фирса, сонливость у Пищика, одышка у Сорина, волнение у Раневской и т.д.) и не имеет подтекстового характера3. Заметим к тому же, что многоточия, ритмически порой повторяющие рисунок пауз, отличаются от них и длительностью молчания. (Ср.: «Всегда я уезжал отсюда с удовольствием. Ну, а теперь я в отставке, деваться некуда, в конце концов. Хочешь — не хочешь, живи.» — задыхается Сорин.» (После паузы) Ну, живи тут, не скучай, не простуживайся. Наблюдай за сыном. Береги его. Наставляй. Пауза. Вот уеду, так и не буду знать, отчего стрелялся Константин

Поступить бы ему на службу, что ли.» — размышляет Аркадина.) Все это необходимо принимать во внимание при анализе чеховского диалога, чтобы «музыка” не получилась монотонной

13 стр., 6076 слов

«Подводные течения» в пьесах Чехова

… создать подтекст в драме значительно труднее, чем в прозе. Чехову-драматургу это удалось благодаря особому построению диалогов между героями, их … как мы выяснили, «подводные течения» значительно усложнили образы героев пьес Чехова, делая их практически живыми людьми. Но «течения» на … подводные течения» на примере пьесы «Вишнёвый сад» чехов пауза монолог пьеса Неужели, люди в реальной жизни на каждом …

«Скучная история»

Повесть Чехова «Скучная история» (1889) имеет подзаголовок «Из записок старого человека». Повествование ведется от лица известного профессора-медика, за плечами которого большое и, казалось бы, славное прошлое

Но на склоне лет Николая Степановича начинает мучить мысль, что в его жизни не хватало чего-то самого важного. Размышляя над причинами своей бессонницы, своего отчуждения в семье, видя собственное бессилие помочь воспитаннице Кате, самому дорогому для него человеку, профессор приходит к горькому выводу

«Каждое чувство, — говорит он, — и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, литературе, учениках и во всех картинках, которые рисует мое воображение, даже самый искусный аналитик не найдет того, что называется общей идеей, или богом живого человека. А коли нет этого, то значит, нет и ничего».

Автору «Скучной истории» не было и 30 лет, тем удивительнее казалось его проникновение в духовный мир старика-ученого, умение передать его манеру думать и говорить. А чуткий читатель почувствует и вложенную в повесть авторскую боль.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: