«очарованный странник» — анализ повести лескова

Поиск истины в повести н.с. лескова "очарованный странник"

Композиция

Композиция произведения во многом напоминает структуру сказа, и являет собой его модернизированный и усовершенствованный вариант. Сказ – это фольклорное произведение с определенными жанровыми особенностями, который чаще всего имеет форму устного импровизированного рассказа. Он всегда состоит из пролога и экспозиции, и эта же черта характерна для «Очарованного странника»: путешественники знакомятся на судне, и только затем следует повествование героя о своей жизни. Каждое из воспоминаний Флягина выглядит как отдельная история, рассказанная в особой стилистической манере, свойственной для людей разных сословий того времени.

Повесть состоит из двадцати глав. Они не выстроены в хронологическом порядке, а следуют друг за другом согласно предпочтениям рассказчика, основанных на случайных воспоминаниях и ассоциациях. Таким образом автор показывает, что его герой вел стихийную, неупорядоченную жизнь, ставшую отражением его мятущейся натуры.  Все события, происшедшие в его жизни – лишь цепочка случайностей, которые непостижимым образом были связаны друг с другом.

Еще одной особенностью композиции произведения является тот факт, что писатель добавил цикл легенд о русских праведниках. Сделал он это намеренно, чтобы подчеркнуть  связь книги с житием. Это особый религиозный жанр, в основе которого лежит описание жизни и религиозных подвигов святого. Форма подачи «Очарованного странника» во многом напоминает этот жанр. Поначалу автор знакомит читателя с детством героя, в  котором  присутствовали знамения свыше. Затем он описывает трудную, противоречивую жизнь, наполненную особым смыслом. И уже в кульминации произведения описывает внутреннюю борьбу героя с собственными бесами и искушениями. В итоге Господь дает герою силы, и помогает ему выстоять против соблазнов.

Главные герои и их характеристика

Повесть богата действующими лицами из самых разных сословий и даже национальностей. Образы героев в произведении «Очарованный странник» столь же многогранны, сколь их пестрый, неоднородный состав.

  1. Иван Флягин – главный герой книги. Ему 53 года. Это седовласый старец огромного роста со смуглым открытым лицом. Так описывает его Лесков: «Он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого». Это добрый, наивный и простодушный человек, обладающий незаурядной физической силой и смелостью, но лишенный бахвальства и развязности. Он откровенен и чистосердечен. Несмотря на низкое происхождение, он обладает достоинством и гордостью. Так он говорит о своей честности: «Только я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам». В плену Иван не предает родину, так как сердце его принадлежит России, он — патриот. Однако даже при всех своих положительных качествах мужчина совершил множество глупых, случайных поступков, которые стояли жизни другим людям. Так писатель показал противоречивость русского национального характера. Может быть, поэтому история жизни персонажа сложна и богата событиями: 10 лет был в плену у татар (с 23 лет). Спустя какое-то время он поступает в армию и служит на Кавказе в течение 15 лет. За подвиг он заслужил награду (Георгиевский крест) и звание офицера. Таким образом, герой приобретает статус дворянина. В возрасте 50 лет он уходит в монастырь и получает имя отец Измаил. Но и на церковной службе ищущий правду скиталец не обретает покоя: к нему приходят бесы, у него появляется дар пророчества. Изгнание бесов не дало результата, и его отпускают из монастыря в странствие по святым местам в надежде, что ему это поможет.
  2. Груша – страстная и глубокая натура, покоряющая всех своей томной красотой. При этом ее сердце верно одному лишь князю, что выдает в ней силу характера, преданность и честь. Героиня настолько горда и непреклонна, что просит убить себя, ведь она не хочет мешать счастью вероломного возлюбленного, но и принадлежать другому не в силах. Исключительная добродетель контрастирует в ней с бесовкой очаровательностью, которая губит мужчин. Даже Флягин совершает бесчестный поступок ради нее. Женщина, сочетая в себе положительную и отрицательную силы, после смерти принимает облик то ангела, то беса: то защищает Ивана от пуль, то смущает его покой в монастыре. Так автор подчеркивает двойственность женской природы, в которой уживаются мать и искусительница, жена и любовница, порок и святость.
  3. Персонажи дворянского происхождения представлены карикатурно, отрицательно. Так, хозяин Флягина предстает перед читателем самодуром и жестокосердным человеком, которому не жаль крепостных. Князь – легкомысленным и эгоистичным мерзавцем, готовым продать себя за богатое приданое. Также Лесков замечает, что само по себе дворянство не дает привилегий. Их в этом иерархичном обществе дают только деньги и связи, поэтому герой и не может устроиться, будучи офицером. Это важная характеристика дворянского сословия.
  4. Иноверцы и иностранцы тоже имеет своеобразную характеристику. Например, татары живут, как придется, у них несколько жен, много детей, но настоящей семьи нет, а, значит, и настоящей любви тоже. Неслучайно герой даже не вспоминает о своих детях, оставшихся там, никаких чувств между ними не возникает. Автор демонстративно характеризует не отдельных личностей, а народ в целом, чтобы подчеркнуть отсутствие в нем индивидуальности, которая не возможно без единой культуры, социальных институтов – всего того, что дает русским православная вера. От писателя досталось и цыганам, бесчестным и вороватым людям, и полякам, чья нравственность дает трещину. Знакомясь с бытом и нравами других народов, очарованный странник понимает, что он – другой, ему с ними не по пути. Показательно и то, что у него не складываются отношения с женщинами других национальностей.
  5. Персонажи духовного звания суровы, но не безразличны к судьбе Ивана. Они стали для него настоящей семьей, братством, которое переживает за него. Конечно, они не сразу принимают его. Например, отец Илья отказался исповедовать беглого крестьянина после порочной жизни у татар, но и эта строгость была оправдана тем, что герой не был готов к посвящению и еще должен был пройти мирские испытания.

Композиция повести

Её можно обозначить, как фольклорное произведение, имеющее те или иные особенности жанра. Это своего рода устный рассказ. У него имеется композиция рассказа, с одной оговоркой, что она является модернизированной. Здесь четко прослеживаются пролог и экспозиция. Их можно видеть во время описание сцены на судне, когда происходит знакомство путешественников. Дальше рассказчик приводит свои воспоминания, для каждого из которых характерны свои особенности. Флягин применяет те слова и выражения, которые свойственны для представителя его сословия. Кроме того, он умело передаёт речевые характеристики героев его историй.

В повести 20 глав. Их примечательной особенностью является то, что они не связаны друг с другом чёткой хронологией событий. Рассказчик ориентируется на случайные ассоциации, которые рождаются у героя, а потому выстраивает их на собственный лад. Автор дает понять, что Флягин придерживался стихийного образа жизни. Такое хаотичное отношение ко всему видно и по тому, как он рассказывает целые вереницы историй, объединённые нечеткими воспоминаниями.

Писатель добавляет повесть в сборник легенд, посвящённых российским праведникам. Это неслучайно, потому что его творение создано по канонам жития. Так формируется особый, религиозный жанр, имеющий в своей основе биографию какого-либо святого. Подобную догадку подтверждает композиция «Очарованного странника»:

  1. Поначалу приводится описание детских лет героя. Это период, который наполнен знамениями и знаками судьбы.
  2. Вслед за этим рассказывается про жизнь персонажа. Здесь для передачи смысла применяются аллегории.
  3. Роль кульминации берёт на себя момент, когда Флягин пытается справиться с демонами, а также возникающими перед ним искушениями.

Критика

После публикации повесть Лескова «Очарованный странник» вызвала  большую реакцию в обществе. Мнение критиков о произведении разделились из-за идеологических разногласий: кто-то находил в повести отражение собственных мыслей, а кто-то категорически был не согласен с мировоззрением автора и тем, что он называл «русским духом». К примеру, литературный критик Н. К Михайловский выразил своя явное одобрение писателю, которое было опубликовано в журнале «Русское богатство»:

В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку.

Не менее лестно о повести «Очарованный странник» отозвался и критик из журнала «Русская мысль»:

Поистине чудное, способное растрогать самую черствую душу собрание высоких приме­ров добродетелей, которыми крепка земля русская и благодаря которым «стоит град»…

Однако был и иной взгляд на книгу Лескова. Один из издателей «Русского вестника», Н. А. Любимов, отказался печатать ее на том основании, что «вся вещь кажется ему скорее сырым материалом для выделки фигур, теперь весьма туманных, чем выделанным описанием чего-либо в действительности возможного и происходящего». На это высказывание весьма красноречиво ответил Б. М. Маркевич, который был одним из первых, кто познакомился с этой книгой и видел, какое произведение она произвела на слушателей. Он считал повесть чем-то «в высшей степени поэтическим». Особенно сильное впечатление на него произвело описание степи. В письме к Любимову он написал следующее: «Интерес его все время поддерживается равно, и когда рассказ кон­чается, жаль становится, что он кончился. Мне кажется, лучшей похвалы нет для художественного произведения».

Рецензент «Варшавского дневника» акцентировал внимание читателей на том, что произведение очень близко народу, и написано по всем канонам фольклорной традиции. По его мнению, главный герой обладает уникальной, поистине русской выдержкой

Он способен спокойно воспринимать собственные беды, и рассуждать о них максимально отстраненно:

Физически герой рассказа — родной брат Илье Муромцу: он выносит такие пытки у номадов, такую обстановку и условия жизни, что не уступает ни одному богатырю древности. В нравственном мире героя преобладает то благодушие, которое так свойственно русскому простому человеку, в силу которого он делится последней коркой хлеба со своим недругом, и на войне, после сражения, подает помощь раненому врагу наравне со своим.

Не остался равнодушным к произведению Лескова и рецензент Р. Дистерло, который также отметил все особенности русского менталитета, описанные автором. Он был покорен тем, как точно Лескову удалось отобразить на бумаге все простодушие, наивность и покорность судьбе русского народа. На его взгляд, Флягин не отвечал за свои поступки: он принимал все происходящее с ним как данность, и смирился с собственной жизнью, как с тяжестью креста. В том же духе охарактеризовал главного героя повести и Л. А. Анненский: «Герои Лескова — люди вдохновенные, очарованные, загадочные, опьяненные, отуманенные, безумные, хотя по внутренней самооценке всегда «невиноватые», всегда – праведники».

Не оставил без своего внимания повесть «Очарованный странник» и литературный критик Меньшиков,  который, помимо одобрения своеобразной манеры книги, отметил и недостатки стилистики:

Стиль его неправилен, но богат и даже страдает пороком богатства: пресыщенностью.

В свою очередь, Николай Семенович Лесков весьма эмоционально реагировал на критику в адрес своего детища:

Нельзя от картин требовать того, что Вы требуете. Это жанр, а жанр надо брать на одну мерку: искусен он или нет? Какие же тут проводить направления? Этак оно обратится в ярмо для искусства и удавит его, как быка давит веревка, привязанная к колесу.

Иван Флягин

Флягин Иван Северьяныч — герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник», основной рассказчик событий. Это совершенно новый образ человека, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы. В нем органично сплелись черты былинного богатыря, сказочного персонажа и героя приключенческих романов. Этот персонаж неуязвим и благополучно преодолевает все жизненные преграды. У Ивана Северьяныча нет конкретной цели путешествия. Для него мир — это бесконечное чудо, а каждое новое пристанище — это новое приключение. Он прекрасно уживается с любым народом. Довелось ему жить и с православными монахами, и с некрещеными татарами, и с дикими киргизами. Но герой настолько гибок, что сумел жить по чужим обычаям.

По натуре Флягин наивный и простосердечный человек. Когда хозяин в награду за спасение его семьи готов осыпать Ивана золотом, тот просит только гармошку, которую тут же бросает. Каким-то образом этому персонажу удается избежать неминуемой гибели в любых ситуациях. Он воевал и на кавказской войне, и переплывал реку под пулями неприятеля, и хотел было повеситься, да веревку какой-то цыган перерезал. Способность выходить живым из любой сложной ситуации сближает его с героями авантюрных романов. В то же время этот герой довольно противоречив. С одной стороны он почитает Бога и избегает грехов. Своих некрещеных жен и детей любить не хочет. С другой стороны, бывали у него и нехристианские поступки. Так, например, в молодости он забил кнутом одного монаха, который потом являлся к нему во сне.

Характеристика главных героев

В этой повести имеется несколько действующих лиц. Они происходят из разных слоев общества и относятся к тем или иным национальностям. По этой же причине их образы многогранны. Ключевым персонажем выступает Иван Флягин. Он предстаёт в начале произведения как:

  • старик с седыми волосами;
  • человек большого роста;
  • обладатель смуглого, открытого лица.

Ему на тот момент 53 года. Лесков пишет, что мужчина чем-то напоминает Илью Муромца. Он наивный и добрый, обладает не только смелостью, но и недюжинной физической силой. При этом в нем нет таких черт, как развязность и бахвальство. Этот герой чистосердечен и характеризуется откровенностью.

Хотя он имеет низкое происхождение, в нём присутствуют гордость и достоинство. Попав в плен, Иван не подумал продать собственную родину, так как он ощущал себя патриотом. Но, несмотря на все эти положительные качества, ему довелось совершить немало глупых поступков, из-за которых погибли невинные люди. Через этот момент Лесков передает всю противоречивость, свойственную для русского характера.

Другой интересный персонаж — Груша. Это глубокий и страстный человек. В ней можно выделить такие черты характера:

  • сила;
  • честь;
  • преданность.

Она остаётся верной князю, который когда-то освободил её. Когда тот прогоняет девушку, она демонстрирует гордость, умоляя убить себя, так как не хочет принадлежать кому-то другому. Несмотря на добродетель, которая не вызывает и тени сомнения, в ней присутствует некая бесовская очаровательность. Именно она и приводит к проблемам в её жизни и в жизни мужчин, которые окружают девушку. Флягин также идет на нечестный поступок ради неё. После смерти эта особа принимает неожиданный облик. С одной стороны, она защищает Ивана от пуль, напоминая ангела, с другой стороны, посещает его в монастыре, обретая таким образом дьявольские черты.

История создания

Планы о создании повести о жизни монахов посетили Лескова во время его путешествия по Ладожскому озеру. Во время поездки Лескову пришлось побывать на островах Валаам и Корелу – в то время это было место поселения монахов. Увиденные пейзажи способствовали появлению идеи о написании произведения по поводу жизнедеятельности этих людей. К концу 1872 года (почти через полгода после путешествия), повесть была написана, однако ее публикация не была столь скорой.
Лесков отправил повесть в редакцию журнала «Русский Вестник», редактором которого в то время был М. Катков. К сожалению, редакционной комиссии эта повесть показалась недоработанной и они не стали ее публиковать.

В августе 1873 повесть все же увидели читатели, но уже в газете «Русский мир». Ее название изменилось, и было представлено в развернутой форме: «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения». К повести также было добавлено посвящение – Сергею Кушелеву – именно в его доме впервые была предоставлена повесть широкой публике.

Символичность названия

Повесть Лескова первоначально планировалась называться «Черноземный Телемак». Однозначно ответить на вопрос, почему было выбрано такое специфическое название, невозможно. С первым словом – «черноземный» все вполне логично – Лесков планировал подчеркнуть территориальную принадлежность главного героя и ограничил его диапазон действия областью распространения чернозема как типичного вида грунта. С «Теломаком» дела обстоят несколько сложнее – в античной мифологии Телемак – сын Одиссея и Пенелопы. Он приступает к поискам своего отца и помогает ему избавиться от женихов матери. Сложно представить сходство Телемака и Ивана. Однако, все же оно присутствует и заключается в поиске. Телемак ищет своего отца, а Иван – свое место в мире, позволяющее гармонично существовать, «очарование самой жизни».

Однако при этом Флягин не испытывает крайнего неудовлетворения свей судьбой, он воспринимает каждый новый поворот на жизненном пути как волю рока, предопределение в жизни. Поступки главного героя, повлекшие значительные изменения в его жизни, всегда происходят как бы неосознанно, герой не обдумывает их и не планирует, они происходят спонтанно, как бы по воле колдовства, своеобразного «очарования».

По мнению исследователей в повести есть еще один эпизод, позволяющий говорить об «очарованности» главного героя – мать Ивана еще до рождения «обещала Богу своего сына», чем предопределила его судьбу.

Герои

Все главы-рассказы «Очарованного странника» объединены личностью Ивана Северьяныча Флягина (Головина), который рассказывает необычную историю своей жизни.

Вторым по значимости в повести является образ цыганки Груши. Девушка стала предметом неразделенной любви Флягина. Неразделенная любовь Груши к князю не позволила рассмотреть девушке чувства Флягина по отношению к ней и способствовала ее гибели – Груша просит Флягина ее убить.

Все остальные персонажи имеют обобщенные черты характера – они представлены типичными героями в их социальной прослойке.

  • Граф и графиня из Орловской губернии – помещики, к владениям которых принадлежал Флягин с самого рождения.
  • Барин из Николаева – мужчина, у которого Флягин служил нянькой – присматривал за его маленькой дочкой.
  • Мать девочки – родная мать девочки, порученной Флягину, сбежавшая с неким офицером от мужа.
  • Офицер – молодой человек, влюбленный в мать девочки. Он предлагает Флягину деньги за то, чтобы он отдал им ребенка. Помогает Флягину финансово после его побега от барина.
  • Человек обладающий «магнетизмом» – случайный знакомый Флягина, который загипнотизировал его на предмет алкогольного опьянения и зависимости.
  • Князь – помещик у которого Флягин служит конэсером.
  • Евгения Семеновна – любовница князя.
  • Цыгане – обобщенный образ цыганской общины.
  • Татары – обобщенный образ.
  • Наташи – две жены Флягина, которые появились у него во время жительства у татар.

Основная идея

Главный замысел автора заключается в том, чтобы раскрыть душу русского народа сквозь призму простого мужика. Зачастую его поступки нелогичны и откровенно легкомысленны, но, что хуже всего, они совершенно непредсказуемы. Их невозможно объяснить с  точки зрения логики и здравого смысла, поскольку внутренний мир простого, казалось бы, и необразованного мужика оказывается настоящим лабиринтом, в котором легко можно заблудиться. Но даже в самой сложной, запутанной ситуации всегда на помощь приходит свет, способный вывести человека на верный путь. Для русского народа этим светом является православие – сильная, непоколебимая вера в то, что душа будет спасена, даже если жизнь была омрачена греховным поступками. Таким образом, Лесков подводит к мысли о том, праведником может стать любой человек, если в его сердце есть место для Бога, и он искренне раскаивается в совершенных дурных поступках. Как никто другой из русских писателей, Николай Семенович смог понять и максимально точно отразить всю сущность русского духа. В простом мужике, который является воплощением всего русского народа, он видит чистую, не замутненную условностями и сомнениями веру, которую многие отрицают. Душа русского народа открыта для спасения, для настоящего чуда. Она до последнего ищет в окружающей действительности нечто непостижимое, святое, духовное.

Особенность книги заключается в том, что автор мастерски вписывает библейскую притчу о блудном сыне в современные для него декорации. Таким образом он хочет показать, что христианская мораль – вне времени, она не перестает быть актуальной в любом историческом отрезке. Так же, как и блудный сын, Иван покинул отчий дом, устав от надоевшего уклада. Но на тот момент он не знал, что его настоящим домом была не барская усадьба, а церковь. Флягин отдалился от Господа, предаваясь грешным радостям и все больше погружаясь в пучину разврата и порока. Его жизнь была полна досадных случайностей, и таким образом Лесков решил показать, насколько пустой и нелепой является жизнь без веры: бессмысленно барахтаясь в реке жизни, человек оказывается влекомым ее течением, которое зачастую заносит его не туда, где бы он хотел отказаться. В итоге Флягин, как и его библейский прототип, возвращается к своим истокам – монашескую обитель, завещанную ему матерью.

Смысл повести «Очарованный странник» заключается в поиске и обретении смысла жизни. Для Флягина его предназначение кроется в бескорыстном служении народу, Родине, отказа от эгоистичных мыслей и желаний, самоотречении ради высшей цели. Будучи простым, необразованным мужиком, Флягин сделал все, на что был способен – просто посвятил себя служению всему человечеству. В этом и заключается его праведность, и вместе с тем личное счастье.

Смысл названия

Итак, первый вариант названия понятен. Но рождается второй вопрос, в соответствии с которым хочется понять, почему второе наименование звучит как «Очаровательный странник». Здесь прослеживается интересная мысль. Лесков, используя такое заглавие, подчеркивает, что его герой:

  • ведет насыщенную жизнь;
  • имеет богатый внутренний мир;
  • попадает в интересные приключения, пытаясь отыскать своё место в жизни.

Прилагательное в составе названия указывают на то, что Иван словно очаровывается красотой окружающего пространства, поставив её на высокие позиции. Кроме того, можно говорить о значении колдовских чар, ведь иногда персонажу приходится поступать, словно не по своей воле. Создается впечатление, будто какие-то неведомые силы ведут его, заставляя прислушиваться к знакам судьбы, а не к голосу разума.

Когда юноша ещё не появился на свет, мать обещала его Богу. По этой причине ему приходится сталкиваться с чарами судьбы. Они словно ведут его к тому, чтобы исполнить высшее предначертание. То есть странником движет предопределение, он не принимает самостоятельных решений.

Жанр

Жанр «Очарованного странника» традиционно описывается как новелла. В ранних публикациях указывалось, что это короткий рассказ. Однако специфика жанра выходит далеко за рамки простого повествования.

Каждый, кто исследует произведение Лескова, обнаруживает, что в нем сочетаются черты жития и авантюрного романа, распространенные в XIX в. Повествование относится к жанру жития по структуре и особому смысловому заряду: скитания, странствия, поиски душевного равновесия, страдания, «хождение» и терпеливое несение своей ноши. Духовный рост героя, его сны, мистические моменты и многое другое характерно для агиографического жанра. Древнерусские жития святых основаны на принципе объединения нескольких самостоятельных историй из разных периодов жизни человека, и хронологический порядок в этом жанре соблюдается не всегда.

Смысл художественного текста в этом произведении схож со смыслом приключенческого романа: сюжет динамичен с разнообразными действиями: главный герой — конюх, медсестра, врач, пленник, участник сражений на Кавказе, работник цирка и монах. В жизни обычного человека происходит удивительное обилие событий. По своему внутреннему и внешнему облику главная героиня напоминает персонаж русских былин — Богатыря.

Анализ «Очарованного странника», главный герой

События повести происходят на Ладожском озере, где повстречались путешественники, целью которых является Валаам. Познакомимся с одним из них — конэсером Иваном Северьянычем, который облачен в подрясник, он и поведал остальным, что с юности имеет чудесный дар, благодаря которому может приручить любую лошадь. Собеседникам интересно послушать историю жизни Ивана Северьяныча.

Герой «Очарованного странника» Иван Северьяныч Флягин начинает рассказ с того, что его родина — Орловская губерния, родом он из семьи графа К. В детстве ужасно полюбил лошадей

Как-то раз забавы ради он так избил одного монаха, что тот умер, откуда видно отношение главного героя к человеческой жизни, что важно в «Очарованном страннике», анализ которого мы сейчас делаем. Далее главный герой рассказывает о других событиях своей жизни — удивительных и странных

Очень интересно в общем отметить последовательную организацию повести. Почему можно определит её, как сказ? Потому что Лесков построил повествование как устную речь, которая имитирует импровизационный рассказ. При этом воспроизведена не только манера главного героя-рассказчика Ивана Флягина, но и отражена особенность речи других персонажей.

Всего в «Очарованном страннике» 20 глав, первая глава — это некая экспозиция или пролог, а другие главы рассказывают непосредственно историю жизни главного героя, и каждая из них оконченная история. Если говорить о логике сказа, то видно, что ключевую роль здесь играет не хронологическая последовательность событий, а воспоминания и ассоциации рассказчика. Повесть напоминает канон жития, как высказываются некоторые литературоведы: то есть сначала мы узнаем о детских годах героя, затем последовательно описывается жизнь, также видно, как он борется с соблазнами и искушениями.

Вариант 2

Автором произведения «Очарованный странник» является Н.С. Лесков. Именно во время путешествия по Ладожскому озеру появилась задумка создания повести. Писал повесть Лесков на одном дыхании. Меньше года ушло на это творение.

Главным действующим персонажем повести является выходец из простого народа — Иван Флягин. Родился он в семье дворовой челяди. Как-то, из-за забавы, он избил монаха до смерти. После этого покойный начинает преследовать Ваню, являясь ему во снах, и, предрекая в далёком будущем службу богу.

В скором времени Иван покидает дом хозяина, прихватив с собой верёвку и коня. Понимая своё никчемное существование, он решает повеситься. Но осуществить свой план ему так и не удается. Спасает его цыган, перерезав верёвку.

После долгих скитаний по незнакомым землям, герой попадает к татарам. Недолго думая, он становится участником местного обычая, смысл которого заключался в следующем – двое садились напротив друг друга и начинали бить соперника плетями. Тот, кто продержится дольше, в качестве выигрыша забирал себе коня. Иван воодушевлено борется с соперником, желая получить чудного коня. Но он перестарался, и ненароком насмерть забил противника. За этот опрометчивый поступок, татары калечат ему ноги. С этих пор он начинает прислуживать им.

Волей случая в татарское поселение приезжают приезжие. Воспользовавшись случаем, Ивану удаётся сбежать. Долго странствуя, он добирается до Астрахани. Но оттуда его ссылают обратно к бывшему хозяину. Тут он начинает присматривать за его лошадьми. В округе за Ивана распространяется слух, как о волшебнике, так как он безошибочно, с первого взгляда, мог определить хорошего коня. Вскоре, об этом узнаёт местный князь. Он желает воспользоваться его знаниями и берёт Ивана на должность конэсера.

Значимым моментом в жизни главного героя становится знакомство в трактире с красавицей-цыганкой Грушенькой, Несмотря на то, что она приходилась любовницей князю, молодые люди влюбляются друг в друга. Князь заготовил девушке страшную судьбу. Вскоре он должен был жениться, а Грушу, как уже неугодную, задумал отправить в пчелиный лес на верную погибель. Цыганка сбегает с княжеского двора и приходит к Ивану со страшной просьбой – она просит утопить её, так как другого выхода у неё нет. С долгими раздумьями он совершает этот ужасный поступок. Теперь, оставшись совсем один, Ваня решает уйти на войну, где, по его мнению, и закончит свою жизнь, погибнув от рук врага.

На поле битвы Ивану так и не удаётся найти смерть. Вернувшись с войны, он пробует сначала себя в качестве рабочего в адресном столе, а затем – артиста, но и тут не находит себя. Отчаявшись во всём, он уходит в монастырь. Именно в этом месте главный герой обретает покой, понимая, что принял единственное правильное решение за всю свою долгую жизнь.

В «Очарованном страннике» Лесков показал все жизненные трудности, с которыми сталкиваются простые люди, делая особый акцент на негативных аспектах жизни.

История создания

Анализ романа «Очарованный странник» был бы неполным без предыстории. Идея написать рассказ о русском воине-иностранце, опустившемся и нравственно чистом человеке, пришла к Лескову во время поездки на Ладожское озеро. Это место монахи выбирают для своего земного пристанища, здесь особая атмосфера и природа.

Лесков начал свой проект в 1872 году и завершил его в течение года. В 1873 году он представил рукопись редактору «Русского вестника», который, однако, счел ее неполной и отказался печатать. Затем автор изменил название произведения с «Телемаха Черной земли» на «Очарованного странника» и передал книгу издателю «Русского вестника», где она была опубликована в том же году.

Лесков посвятил повесть С.Е. Кушелеву (генералу, участвовавшему в войне на Кавказе), который первым прочитал книгу у себя дома. Значение названия заключается в удивительной способности главного героя видеть и очаровываться окружающими его вещами, а роль скитальца, человека без дома и семьи предназначена персонажу. Из-под пера Лескова вышел своеобразный миф о нравственной силе и русском характере. Как отметил сам автор, история возникла «на одном дыхании», легко и быстро.

Для самых разумных —

для самых нетерпеливых —

для самых общительных —

для самых многолюдных —

для самых красивых —

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: