Анализ произведений русской литературы 11 класс
Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содержанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начинаются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрицанием «Я это никогда не полюблю».
С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же…
Песня «Зарыты в нашу память на века…» написана B.C. Высоцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели.
Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупредить общество от ошибок переосмысления истории. «Осторожно с…
Стихотворение B.C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу…» яркий образец любовной лирики поэта. Оно навеяно чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явственно звучит мотив препятствия. Его подчеркивает особое художественное пространство — заколдованный дикий лес, в котором живет возлюбленная. Путеводной нитью в этот сказочный мир является любовь.
Образный ряд произведения…
Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспоминаниям, но ему часто приходили письма фронтовиков, в которых они спрашивали его, в каком полку он служил, так реалистично удавались Владимиру Семеновичу зарисовки из военной жизни.
Текст песни «Мерцал закат, как блеск клинка…» (известной также под названиями «Военная песня» и…
«Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений в творчестве B.C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме — теме дружбы как наивысшей нравственной категории.
Образ дружбы воплощает в себе и альтруизм — неотъемлемое качество человека с высокими моральными принципами, и антимещанскую позицию, столь характерную для флибустьерского духа эпохи шестидесятничества.
B.C….
«Песня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофильма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеутверждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное сравнение: «Материнство не взять у земли, Не отнять, как не вычерпать моря».
Стихотворение содержит риторические вопросы, которые привносят в него полемические ноты. Лирическому герою приходится доказывать свою…
В стихотворении «Вечерние часы перед столом…» А.А. Ахматова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лирическая героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впечатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о глубине творческих мук и эмоциональных переживаний…
Стихотворение А.А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гости…» имеет автобиографическую основу: в одно из воскресений 1913 года А.А. Ахматова принесла А.А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: «Ахматовой — Блок».
Первая строфа произведения тонко передает атмосферу этого визита. Для А.А
Ахматовой важно подчеркнуть…
Поэма «Двенадцать» написана А.А. Блоком в 1918 году и навеяна революционными событиями
Уже в зимнем пейзаже поэмы подчеркнут контраст черного и белого, мятежная стихия ветра передает атмосферу общественных перемен. Двусмысленно звучит строчка в первой главе произведения: «На ногах не стоит человек». В контексте поэмы ее можно истолковать как буквально (ветер сбивает путника с ног, лед под…
А.А. Блок «На поле Куликовом» анализ произведения
Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу — вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно- историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли — и цепь переживаний лирического героя, способного осмыслить весь многовековой исторический путь Руси. Цикл создан в 1908 году. Это время…
Охота жить
Центральные герои произведения — старик Никитич и молодой парень. Действие разворачивается в тайге.
Старик Никитич, который с «малых лет таскался по тайге» иногда обитает в избушках, каких много вырублено по тайге. Так было и в этот раз. Нежилая, но уже согретая теплом сгорающих в печурке дров, она казалась давно обжитой. Никитич сидел и курил. Вдруг на улице «пошаркали лыжи», затем в дверь стукнули палкой. Осипший от мороза голос поинтересовался, можно ли войти. Никитич сразу понял: «Не охотник», потому что охотник не стал бы спрашивать, а сразу бы вошёл. На пороге показался парень. У него не было оружья, и одет он был легко. Это ещё раз подтвердило догадку Никитича.
Продолжение после рекламы:
Пока парень отогревал руки, старик рассмотрел его. Парень был красив, но худ. Больше всего Никитича удивил взгляд — какой-то прямой и «стылый». Разговорились. Затем выпили. Парень много курил, ругал кого-то, упомянул даже Христа, а затем признался старику, что бежал из тюрьмы. Сказав это, снова посмотрел на старика своим «стылым» взглядом и поинтересовался, пойдёт ли Никитич его сдавать. Никитич был удивлён: он и не думал о чем-то подобном. А парню сказал одно: «Поймают, надо было досидеть». Никитичу понравился парень, и было жаль его. Гость сказал старику, что ближайшие три дня пересидит у него, а потом будет двигаться к станции — благо документы уже есть. Вскоре он лёг спать.
Никитич сидел и курил, когда в дверь снова постучали. Парень проснулся, вскочил, схватил ружье Никитича. Старик еле его успокоил. Вошедших оказалось трое, и среди них был начальник районной милиции. Те, кто явился вместе с ним, были приезжими. Милиционер Протокин, знающий Никитича, стал интересоваться — кто же это ночует в избушке кроме старика? Не раздумывая, старик сказал, что это — геолог, отставший от своих. Вскоре пришедшие тоже уснули.
Никитич проснулся рано, «едва обозначилось в стене оконце». Парня рядом не было. Никитич чиркнул спичкой, и увидел: ни парня, ни фуфайки, ни ружья не было. Старику стало обидно и досадно. Он быстро оделся, взял ружье одного из спящих, и вышел. Свежая лыжня показывала направление, по которому ушёл парень. Вскоре старик догнал его. И, зная дорогу, в одном месте Никитич свернул в лес: он хотел встретить парня лицом к лицу, «хотелось ещё раз увидеть прекрасное лицо парня».
Брифли существует благодаря рекламе:
Как только парень вышел из просеки, старик поднялся навстречу ему. С криком «руки вверх», Никитич направил в него ружье. В глазах парня отразился ужас. Никитич улыбнулся, а потом опустил ружье. Стал ругать парня за то, что тот украл ружье и фуфайку. Парень стал говорить, что не хотел будить старика, но Никитич не поверил. Тогда парень попросил продать ружье. Никитич отказался. Решили поступить по-другому. Парень мог взять ружье, но выйдя из тайги к селу, в котором жил Никитич, должен был отдать ружье в Крайнюю избу, куму Никитича. Парень и старик распрощались и пошли в разные стороны.
Никитич уже прошёл всю просеку, когда вдруг услышал звук, похожий на треск сука. В это же мгновение он почувствовал резкую боль и упал лицом в снег. Больше он ничего не услышал и не почувствовал, даже то, что с него сняли ружье и закидали снегом. И как сказали: «Так лучше, отец, надёжней».
Нравственная проблематика рассказа В. М. Шукшина «Охота жить». (Школьные сочинения)
«Нравственность есть Правда» — так называется статья известного русского писателя Василия Макаровича Шукшина. В своих небольших по объёму рассказах автор исследует нравственные проблемы добра и зла, совести и хамства, духовности и бездуховности. Жить по правде – это значит следовать нравственным законам, веками выработанным народом. Чтобы быть настоящим человеком, нужно жить народными радостями и горестями, думать, как народ, потому что народ всегда знает правду.
Этот нравственный критерий народной жизни и является основой творчества писателя.
В. М. Шукшин убеждён в том, что главной темой искусства является «необходимость добра». Он исследует в своих героях присущие русскому народу качества: честность, доброту, совестливость.
В рассказе «Охота жить» изображено столкновение двух людей, противоположных во всём: в образе жизни, в отношении к людям, во взглядах на труд, на нравственные ценности.
В начале повествования мы знакомимся со старым охотником Никитичем. Это простой человек, близкий к природе, живущий вдали от городской цивилизации, в глухой тайге. Быт его неприхотлив и скромен, лишён комфорта. Его дом – избушка на взгорке «в одно оконце» и тайга, в которой он чувствует себя как дома. Холодной зимой уют создаёт камелёк с разгоревшимися дровами. В морозные вечера Никитичу хорошо думается в одиночестве. На душе у него легко, очевидно, потому, что никогда и никому он не делал зла. Прошлое старика небогато событиями. «С малых лет таскался он по тайге – промышлял», — сообщает о нём автор.
Но вот в избушке появляется незнакомый человек, которого Никитич принимает за отставшего от своей партии геолога. Парень понравился охотнику красивым лицом, прямым и смелым взглядом. Одно насторожило: взгляд какой-то «стылый», которому не хватает доброты и человечности.
Постепенно из беседы героев выясняется, что у них разное отношение к жизни, к людям, разные нравственные ценности. «Охота жить!» — это нравственное правило незнакомого парня. «Жить всем охота», — возражает старик. Парень руководствуется в своих поступках только страстным желанием жить самому, «жить красиво», не считаясь с другими людьми. Охотник признаёт право на жизнь за каждым человеком. Испытывая доверие к Никитичу, молодой человек признаётся, что сбежал из тюрьмы. Старик не одобряет поступка «Коли – профессора», но жалеет молодого человека.
Между героями разгорается спор о добре. Озлобленный на весь мир лагерник убеждён: «Добрых людей нет!» Но старик твёрдо стоит на своём: «Не было бы добрых людей, жись ба давно остановилась. Сожрали бы друг друга или перерезались».
Ситуация обостряется, когда в избушку приходят охотники, один из которых – начальник районной милиции. Парень притворяется спящим, а ночью, захватив ружьё Никитича, уходит. Старик не держит зла на беглеца, но ему обидно, что на добро лагерник отвечает злом. «Последнее ружьишко у старика взять» — это «ни стыда, ни совести» не иметь. Опытный художник, хорошо знающий тайгу, преграждает путь вору. Жалея парня, который без ружья в тайге может погибнуть, он оставляет ему ружьё с уговором, что тот оставит его в деревне у знакомого. За свою доброту старик получает выстрел в спину. Парню так «охота жить», что он решает убрать лишнего свидетеля: «Так лучше, отец. Надёжней».
Добро и зло в рассказе разграничены. Человек из народа Никитич отличается высокой нравственностью, порядочностью, совестливостью, он верит в силу добра, не предполагает, что на добро можно ответить злом. За эту веру в добро старик поплатился жизнью. Лагерник живёт по волчьим законам, не верит в добро. Им руководит животное желание жить. Он не способен понять право другого человека на жизнь.
Рассказ заставляет задуматься над многими нравственными проблемами. Почему зло одерживает победу над добром? Почему в наше время остро ощущается дефицит добра? Что нужно делать, чтобы в мире было больше честности, порядочности? Тревога за будущее страны вызвала к жизни этот рассказ. Он и является доказательством того, что «искусство стремится непременно к добру». Свой долг писатель видел в том, чтобы утверждать высокие нравственные ценности, убеждать людей в необходимости добра.
Источник
Сюжет и композиция
Начало рассказа похоже на сценарий: «Поляна на взгорке, на поляне – избушка». Описание избушки напоминает театральные декорации. Автор готовит читателей к драматическим событиям.
В избушку охотника приходит уставший молодой человек. Старик Никитич угощает парня и расспрашивает его. Центральный диалог рассказа связан с заголовком. Парень рассуждает о том, что ему охота жить. Никитич пытается обратить рассуждения парня в общечеловеческие: «Жить всем охота».
Но диалога в прямом смысле слова не получается: парень не слушает Никитича, а старик слушает его историю. В этом месте рассказа читатель должен насторожиться: молодой герой не способен к сочувствию. Но сам Никитич не настораживается, не пугается рассказа парня о том, что тот сбежал из заключения, и помогает ему, а не сдаёт случайно зашедшему поохотиться начальнику милиции.
В этом рассказе Шукшина, в отличие от большинства его рассказов, есть отрицательный герой, противопоставленный положительному. Шукшин не раскрывает причины, по которой парень попал в заключение. Остаётся загадкой, почему Никитич берётся помогать парню, нарушая закон. То ли он не понимает, что помощь заключённому – это преступление. То ли парень напоминает ему внуков, уехавших искать лёгкой жизни в городе. Возможно, Шукшин намекает на то, что далеко не каждый заключённый в СССР был преступником, и все это понимали.
Даже убедившись в подлости и эгоизме молодого человека, Никитич доверяется ему снова, давая на время ружьё, которым преступник и убивает старика, стреляя в спину.
У рассказа открытый финал, читатель не знает, поймают ли убежавшего заключённого
Да это и неважно, потому что важной становится жизнь старика, которому тоже охота была жить, но его жизнью распорядился другой человек, жестокий и эгоистичный, преступник
Советуем почитать
- Носов Николай
- Краткое содержание драмы Рейнеке-лис Гёте История «Рейнеке-лис» была написана известным немецким писателем Иоганном Вольфангом Гёте в 1793 году. Произведение представляет собой поэму-сказку, созданную на основе средневекового эпоса
- Краткое содержание книги Звездный билет Аксенова Главными действующими лицами в произведении являются братья Денисовы, Виктор и Дмитрий, где писатель отражает у молодых людей разноплановые характеры.
- Над пропастью во ржи — краткое содержание романа Сэлинджера Произведение повествует о молодом человеке подросткового возраста по имени Холден Колфилд, передающего свои ощущения от определенного промежутка его жизненного пути.
- Тёма и жучка — краткое содержание Гарин-Михайловский Тёма спит очень нервно. В комнате всего четыре детские кроватки и одна большая, на которой спит няня. Няня рассказывает, что их собаку Жучку кто–то бросил в колодец.
Анализ рассказа «Охота жить» Шукшина В.М.
«Охота жить»
В рассказе «Охота жить» В.М. Шукшин проявляет себя как подлинный мастер создания психологической характеристики героя. В произведении противопоставлены два героя: старик Никитич, одиноко живущий в тайге, и городской парень, похожий на учителя или геолога который заходит к нему в избушку на огонек. Чуть позже он называется Колей-профессором. С самого начала произведения диалог этих двух героев воспринимается как разговор деревенского жителя с горожанином. В.М. Шукшин постоянно это подчеркивает. Реплики Никитича перемежаются авторскими комментариями об отношении старика к горожанам. Кроме того, целым рядом намеков В.М. Шукшин дает читателю понять, что Коля-профессор — совсем не геолог, а скорее всего беглый заключенный: он с такой напористостью говорит о воле, напевает тюремные песни. А также поправляет Никитича, когда тот приглашает его садиться: «Так не говорят, отец. Говорят — присаживайся».
Василий Шукшин «Охота жить»
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
pitiriman, 8 марта 2014 г.
Этот рассказ напомнил мне «Восьмой побег» Астафьева. В обоих случаях умудрённый жизненным опытом старик встречается один на один в лесной глуши с беглым заключенным.
«Восьмой побег» написан в 1965 году, «Охота жить» — позднее, может быть, именно после прочтения «Восьмого побега». Если это так было, то, вполне возможно, что Шукшин противопоставляет свой рассказ Астафьевскому.
Астафьев – фронтовик, прошедший страшную войну, видевший тысячи смертей, в своих произведениях о мирной жизни, мне кажется, чересчур идеализирует людей, видит в них больше хорошего и верит в то, что человека всегда можно исправить. Рассказ Шукшина — жестокий, более реалистичный. Ему верю больше.
vesnyshka, 20 марта 2016 г.
Тайга, в избушке у камелька греется старик Никитич. Вечером в дверь стучится заплутавший городской парень Николай, который, как окажется впоследствии, сбежал из мест не столь отдалённых.
И читатель тоже проникается сочувствием к парню и глубокой симпатией к несколько наивному, и по-народному мудрому старику. Но эта наивность и доверчивость подвела Никитича.
Я до последнего эпизода верила в то, что охота жить будет проявляется только в позитивном ключе, и вместе с Никитичем желала Николаю поскорее выбраться и начать новую жизнь, хотя ведь нигде не было предпосылок к тому, что он хороший человек. Это было лишь впечатление человека из тайги и мастерство писателя.
Но я так поверила в это, что разочарование в людях в конце рассказа заставило меня несколько раз перечитать концовку. Мне не хотелось верить в то, что произошло, но Шукшин-реалист, и изобразил, мастерски изобразил, историю о том, как человек ради спасения своей жизни может пойти абсолютно на всё, к сожалению.
AndrewBV, 2 октября 2014 г.
Вольно или невольно, Василий Макарович Шукшин своим рассказом «Охота жить» полностью повторил сюжет произведения другого мастера слова, русского писателя Алексея Павловича Чапыгина «Бегун».
Так случилось, что «Бегуна» я прочел раньше, чем «Охота жить» и мне это сходство рассказов бросилось в глаза чуть ли не с первых строк.
Насколько я помню, Чапыгин своего «Бегуна» написал и опубликовал еще до Октябрьской революции, поэтому весь антураж в рассказе — соответствующий,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)бегун, собственно, бежит с каторги, находит его не лесник, как у Шукшина, а отшельник-схимник, и убивает своего благодетеля каторжник «в награду» за спасение, кров и обогрев не из ружья… Но в остальном все совпадает. Даже финал открытый. Насчет плагиата, кстати, я не уверен, после 1917 года рассказ Чапыгина печатался всего один раз в сборнике «Белый скит», к тому времени Шукшин уже умер. Так что здесь, скорее всего имело место, «творческое совпадение».
К чему я это? К тому, что оба автора по-разному, мне кажется, решают вопрос своего личного отношения к героям. Ранний Шукшин своего героя где-то по-есенински даже лелеет, как бы адвокатирует его перед читателем, да убийца, рецидивист-беглец, но вот можно попытаться не казнить сразу вот так сплеча, а войти в положение, боже упаси, наказать надо, но вот подумайте, насколько сильно надо…
Добру «охота жить» не меньше, чем злу.
Подписаться на отзывы о произведении
Герои рассказа
Никитич, житель таёжной деревни, с малых лет таскался по тайге и любил её. Ему нравилось бродить в одиночестве, так он чувствовал себя свободным. Старик гордится своим умением выжить в тайге один со спичками и зарядами и презирает городских за их беспомощность.
Никитич живёт по законам тайги, но это не звериные законы, а законы милосердия. Например, охотник рассуждает о том, что нельзя убивать самок с детёнышами. Парня Никитич тоже жалеет. Узнав, что тот убежал из заключения, старик думает о его отце и матери и как будто ставит себя на их место. Парень обращается к нему «отец» и сравнивает заботу о нём Никитича с материнской.
Старый охотник волнуется о том, чтобы парень не пропал без ружья в тайге. Он не боится преступника: «За убивство тебя бог накажет, не люди».
Никитич — человек с нормальной системой ценностей, который не делает зла осознанно. Он открывает гостю, как совершил в молодости плохой поступок, соблазнив девушку из семьи верующих (кержаков) и зачав с ней ребёнка, хотя у самого была жена. Никитич раскаивается в этом поступке и считает его единственным сделанным им злом.
Может быть, именно из-за раскаяния Никитич помогает парню: он не лицемер и понимает, что истина порой неопределима.
Никитич хороший человек и о других думает хорошо. Именно поэтому он доверяет преступнику, несмотря на его беспринципность, ведь Коля украл ружьишко и кисет с табаком, не подумав, как Никитич обойдётся без них в тайге.
Парня, позже назвавшегося Колей, который приходит в избушку, Никитич принимает за «иолога» (геолога), который отстал от своих. Как человек наблюдательный, Никитич подмечает, что парень здоровый, но руки у него не рабочие и он не охотник. Старику нравится «молодой, сильный, красивый» парень. Никитич отмечает его сходство с учителем, нездешний «рассейский» выговор и золотые зубы.
Парень открывает, что его зовут Коля, что был он агентом по снабжению, а ещё учёным, доцентом, и писал научную работу о борьбе с колорадским жуком. Таким образом Шукшин подчёркивает «вредность» героя.
Постепенно поведение парня меняется. Он начинает говорить «крепко, зло и напористо» и следит в окно, будто ищет кого-то (читатель догадывается, чего он опасается). В беседе проявляется основная черта героя – эгоцентризм. Жизнь и волю он воспринимает как женщин, которых нужно покорить, завоевать. Символический смысл жизни для Коли – «огни большого города», который предназначен для него одного.
Коля говорит, что не боится смерти, но это не совсем так: он не боится чужой смерти. Этот человек не имеет никаких моральных принципов, его тошнит от боженьки и он возмущается лицемерием святош: «Нету на земле святых».
Парень производит впечатление «безнадёжно избитого судьбой человека». В рассказе не происходит перерождения героя-преступника.
Стилистические особенности
В рассказе важны детали. Старенькое ружьё Никитича, которое он любовно называет «ружьишко», не желая менять на несколько других, становится поводом для его убийства
Никитич, привыкший в тайге к осторожности в общении со зверем, теряет бдительность, общаясь с человеком, пропуская настораживающие мелочи и детали
При общении Никитич должен был заметить, что глаза парня иногда горят ясным, радостным блеском, в другое время остывают и становятся мёртвыми. Не придаёт значения Никитич и болтовне парня, который признаётся, что ищет скользкой, склизкой, как налим, доли.
Никитич на протяжении всей беседы наблюдает контраст между свирепым голосом, глазами, сверкавшими «зло и жутко», и «таким хорошим, таким прекрасным» бледным с бородкой лицом. Обычно наблюдательный, он не делает никаких выводов.
Неизвестно, чем бы закончилось общение Никитича и беглого заключённого, если бы старик не сказал невзначай, что в охотничьем домике спит начальник милиции. Этими словами он подписал себе смертный приговор и был убит для надёжности.
Весенний снег, в который преступник зарыл труп, не скроет следы преступления. Символична последняя деталь: солнце, от которого отворачивается убийца, и запах весны – запах жизни, которой он лишил другого человека ради своей.
-
«Чудик», анализ рассказа Шукшина
-
«Микроскоп», анализ рассказа Шукшина
-
«Калина красная», анализ повести Шукшина
-
«Критики», анализ рассказа Шукшина
-
«Сапожки», анализ рассказа Шукшина
-
«Обида», анализ рассказа Шукшина
-
«Миль пардон, мадам!», анализ рассказа Шукшина
-
«Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина
-
«Срезал», анализ рассказа Шукшина
-
«Волки!», анализ рассказа Шукшина
-
«Одни», анализ рассказа Шукшина
-
«Сельские жители», анализ рассказа Шукшина
-
«Горе», анализ рассказа Шукшина
-
«Солнце, старик и девушка», анализ рассказа Шукшина
-
«Верую!», анализ рассказа Шукшина
По произведению: «Охота жить»
По писателю: Шукшин Василий Макарович