Популярные сегодня пересказы
- Краткое изложение пьесы «Бесприданница» Островского А.Н. Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к разряду театральной пьесы, основная тематика которой заключается в жестокости и черствости человеческой жизни, обуславливающих трагедии доверчивых и наивных людей.
- Короли и капуста — краткое содержание повести О. Генри Действие происходит в банановой республике Анчурия. Страна держится только на поставке экзотических фруктов в США. Население в большинстве своем бедствует. Деньги идут только небольшой группе людей – банановых королей
- Оцеола, вождь семинолов — краткое содержание романа Рида Действие романа происходит перед началом войны за права индейцев во Флориде. Один из главных героев, Джордж Рэндольф – сын плантатора, в котором течет индейская кровь.
- Приключения доисторического мальчика — краткое содержание повести Эрвильи Книга Эрнеста Д’Эрвильи «Приключения доисторического мальчика» рассказывает о жизни племени доисторических людей. Главный герой повести ― мальчик Крек, которому в начале повести всего девять лет.
Третий в пятом ряду (Алексин)
Шестидесятилетняя москвичка Вера Матвеевна, в прошлом учитель-филолог, наконец-то стала бабушкой. Её сын Володя и его жена Клава решили, что тридцатипятилетний педагогический опыт должен обрушиться на их дочь Елизавету, и уехали на археологические раскопки.
Опыт обрушился, но и девочка с трёх лет показала характер. Узнав о своём полном царственном имени, она отказалась отзываться на сокращённую версию. Ещё Елизавета очень любила рассказы бабушки об учениках. Особенно её впечатлил образ Вани Белова, мальчика со школьной фотографии, стоящего третьим в пятом ряду.
Ваня был одним из самых неоднозначных учеников Веры Матвеевны. Учась в одном классе с её сыном, он часто ставил педагогов в тупик своим поведением. Брал на себя вину других, голодал в знак протеста или ходил по карнизу третьего этажа. Однажды даже запер молодую учительницу математики в учительской, сорвал контрольную и спас друга Володю от двойки.
Елизавета просто влюбилась в Ваню Белова. Уже в детском саду она подражала ему, объявив голодовку, когда любимая заведующая детским садом Алёна собралась их покинуть. Бабушка защищала любимого воспитателя вместе с внучкой, настаивая на том, что детям нужно не её педагогическое образование, а любовь и теплота, которые доставались и взрослым и детям в саду.
Рассказывая внучке о Ване Белове, своём сыне и их завистливом однокласснике Сеньке Голубкине, Вера Матвеевна вспоминала о своих педагогических промахах, о том, как Ваня учил её поступать вопреки смыслу, но следуя голосу сердца и совести. Вспоминала, как была строга к своему сыну, как защищал его Ваня. Но она сбежала от Ваниного влияния, сменив место работы и забрав сына в новую школу.
Переосмыслить всё, пересмотреть своё прошлое в новом свете Веру Михайловну заставило несчастье. В детском саду Елизавете по незнанию дали лекарство, которое вызвало аллергический отёк горла. Девочку доставили в клинику именно в том районе, где раньше жила и работала бабушка. Оперировать ребёнка должен был доктор Иван Белов.
Медсестра у дверей операционной поила Веру Матвеевну валерьянкой и убеждала, что всё будет хорошо. Часы над дверью операционной стояли и для пожилой учительницы время остановилось. Она снова и снова вспоминала Ваню, его проделки и слова. Голодовка, запертая математичка, похищенные тетради с контрольной, поход по карнизу предстали перед ней в новом свете, также как и история с мужем, которого учительница пыталась перевоспитать, считая увлечение четвероногими несерьёзным.
Она развелась, муж уехал далеко и стал учёным. Звал к себе сына. Но именно Ваня Белов уговорил Володю не ездить к отцу, а приглашать его к себе. Он словно понимал, что так Вера Матвеевна может потерять сына. Ваня убеждал Володю заниматься любимым делом — археологией, помогая с точными науками, хотя мать считала выбор сына несерьёзным.
За время ожидания под дверью операционной учительнице довелось многое переосмыслить, взглянуть на Ваню другими глазами, понять, что он значил в её жизни и жизни её сына. И сейчас она верила, что Ваня Белов спасёт её внучку, снова совершив невозможное. Это оказался другой Белов, полный тёзка, но ему и медсестре бабушка была благодарна за спасение внучки, за надежду.
Когда Елизавета шла на поправку, Вера Матвеевна написала сыну письмо, изложив всё спокойно. Прилетела мать Лизы, Клавдия. Она привезла письмо от сына. Прочитав его, женщина поняла, что её сын стал совсем взрослым человеком. Он признался, что сам запер математичку перед контрольной, а Ваня взял вину на себя. Он научил Володю многому. Быть бесстрашным и целеустремлённым, посвящать себя любимому делу, беречь дружбу и приходить на помощь любому нуждающемуся.
Вера Матвеевна захотела поблагодарить Ваню Белова за всё. Разыскав его родителей на другом конце Москвы, она узнала, что ученик погиб на фронте в апреле 1945 года, спасая свою Родину. Его давно нет. Но он всё так же улыбается родным и друзьям со школьной фотографии третий в пятом ряду.
Анализ повести «Третий в пятом ряду» Алексина
Повествование ведется от лица пожилой женщины Веры Матвеевны, несколько десятков лет проработавшей в школе учительницей литературы. Теперь она давно является пенсионеркой, и ее главной заботой становится шестилетняя внучка Елизавета, поскольку сын Веры Матвеевны и его жена, археологи по профессии, постоянно находятся в экспедициях. Бабушка прекрасно знает о том, что девочка страдает тяжелейшими аллергическими реакциями на многие лекарства, однако она забывает предупредить об этой особенности Елизаветы молодую заведующую детским садом. После одной-единственной таблетки внучка Веры Матвеевны оказывается в критическом состоянии, ее немедленно отправляют в больницу, и бывшая учительница едет с ней, жестоко упрекая себя за то, что не сообщила всем в дошкольном учреждении о проблемах девочки.
Елизавета сразу же поступает в реанимацию, и симпатичная медсестра в приемном покое рассказывает Вере Матвеевне о том, что оперировать ее внучку будет лучший хирург больницы Иван Белов.
При этом имени пенсионерка сразу же вспоминает Ваню Белова, одного из наиболее проблемных учеников, создававшего ей немало трудностей на протяжении всей своей школьной жизни. Ваня постоянно придумывал различные проделки, хотя при этом прекрасно учился и отличался явными способностями к точным наукам.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Вера Матвеевна, ожидая исхода операции, вспоминает все случаи, связанные с этим непростым и своеобразным мальчиком, который, не задумываясь, рисковал навлечь на себя серьезные неприятности ради того чтобы выручить товарищей, в частности, сына классной руководительницы Володю, отца Елизаветы, безумно боявшегося контрольной работы по математике. В тот день молодая преподавательница оказалась закрытой в учительской, и Ваня Белов взял вину на себя, хотя педагоги нисколько не сомневались в том, что на самом деле ее запер Володя, у которого всегда были немалые сложности с изучением этого предмета.
Ваня без колебаний стремился помочь другим людям, даже тем, кто неоднократно проявлял к нему недоброжелательность и неприкрытую враждебность, что касалось завистливого и ехидного Сени Голубкина, на которого Вере Матвеевне никогда не удавалось повлиять. Размышляя обо всех событиях уже далекого прошлого, пожилая учительница приходит к выводу, что нет ничего удивительного в избрании Беловым профессии хирурга, в том, что Иван, действительно благородный и мужественный человек, решил посвятить жизнь спасению людей от смерти.
Вера Матвеевна верит в то, что Белов обязательно вернет ей внучку, она обещает себе, что непременно поговорит с ним после операции и попросит прощения за несправедливость, которую ранее допускала в отношении этого подростка. Но в итоге из операционной выходит рослый, крупный мужчина, тогда как ученик Веры Матвеевны всегда был весьма невысоким и худощавым. Женщина понимает, что хирург оказался лишь однофамильцем того Вани Белова, о котором она думала все это время, но решает все же разыскать именно этого парня, ставшего за эти годы взрослым, состоявшимся человеком.
Учительница приходит к выводу, что Ваня не случайно пришел к ней в воспоминаниях именно в эти ужасные для нее часы, когда самое дорогое для нее создание находилось между жизнью и смертью. Елизавета спасена, девочке больше ничего не угрожает, и Вера Матвеевна приступает к поискам Белова.
Встретившись с постаревшими родителями Ивана, она узнает о том, что их сын погиб в 1945 году, проявив в бою истинную храбрость и бесстрашие. Женщина с горечью осознает, что уже никогда не признается ушедшему ученику в своей неправоте, к несчастью, она слишком поздно по-настоящему поняла «трудного подростка». В финале повести читатель также неизбежно задумывается над тем, что за поступками окружающих его людей могут скрываться совершенно иные мотивы, и не так уж легко правильно оценить того или иного человека.
Третий в пятом ряду :: Алексин Анатолий
——————————————— Анатолий Алексин
Третий в пятом ряду
1
Я часто слышала, что внуков любят еще сильнее, чем своих собственных детей. Я не верила… Но оказалось, что это так. Наверно, потому, что внуки приходят к нам в ту позднюю пору, когда мы больше всего боимся не смерти и не болезней, а одиночества.
Лиза явилась на свет в такую именно пору: мне было под шестьдесят.
Володя, мой сын, и Клава, его жена, еще раньше оповестили, что идут на столь смелый шаг лишь потому, что рядом есть я. Иначе бы они не решились. А когда Лизу привезли домой, Володя и Клава сказали, что возлагают на меня всю ответственность за ее судьбу. Тем более, что я тридцать пять лет проработала в школе.
— Ни один из нас не попадал во власть педагога в таком раннем возрасте! — сказал мне Володя.
Клава присоединилась к мнению мужа.
Когда же Лизе исполнился год, Володя и Клава уехали на раскопки: где-то обнаружился очередной древний курган. Их профессией было не будущее, а далекое прошлое — оба они занимались археологией. И поэтому тоже казалось логичным, что Лизой должна заниматься я.
Я понимала, что моя внучка обязана заговорить раньше всех своих сверстников, что она должна научиться читать раньше всех остальных детей и раньше других проявить понимание окружающего ее мира… Ибо сын намекнул, что на пенсию могла уйти я сама, но не мой педагогический опыт.
Клава присоединилась к мнению мужа.
Они были убеждены, что весь этот опыт, огромный, тридцатипятилетний, должен был обрушиться на бедную Лизу — и принести поразительные результаты.
Но мой опыт столкнулся с ее характером…
Что характер у внучки есть, я поняла сразу: она почти никогда не плакала. Даже если ей было больно и мокро. Не подавала сигналов! И от этого возникало много дополнительных трудностей.
Когда внучке исполнилось три с половиной года, я объяснила ей, что
Лиза — это не полное имя, а полное звучит торжественно и парадно:
Елизавета. С тех пор на имя Лиза она реагировать перестала. Не откликалась — и все. Я стала убеждать внучку, что называть ее, маленькую, длинным именем Елизавета неестественно, что люди будут смеяться.
— И пусть, — сказала она.
Тогда я ей объяснила, что такое имя без отчества произносить просто нельзя, потому что без отчества им называли царицу. С тех пор Лиза приобрела царственную осанку. А я стала сообщать родителям, звонившим откуда-то, где были усыпальницы и курганы: «Елизавета спит… Елизавета сидит на горшке…»
Внучка одержала первую в жизни победу.
В моей комнате, над столом, висели фотографии классов, в которых я преподавала литературу и русский язык. Или была к тому же еще и классной руководительницей. На фотографиях первые ряды полулежали, вторые сидели, а третьи и четвертые обычно стояли. У лежавших, у сидевших и у стоявших выражение лиц было не детское, напряженное. Может быть, из-за присутствия учителей, которые всегда располагались в центре второго ряда.
Елизавета любила водить пальцем по фотографиям и спрашивать: «Это кто? А это кто?..»
Поскольку главное свойство склероза — помнить все, что было очень давно, и забывать то, что было недавно, я сразу называла имена и фамилии своих бывших учеников.
Только на одной фотографии рядов было пять… Рыжий парень, который на черно-белом снимке выглядел просто светловолосым, в отличие от других, улыбался. Он был третьим слева в том самом пятом ряду.
Я уже давно объяснила внучке, что это Ваня Белов, а рядом с ним стоит ее папа. Ваня поспорил в тот день, что сможет удержаться на стуле, который будет поставлен на другой стул. Так образовался дополнительный ряд, которого не было больше ни на одном снимке.
Папа Елизаветы последовал за приятелем, хотя еле удерживался на этом сооружении.
Анатолий Алексин
Продолжаю пополнять свою библиотеку повестями, рассказами о школьниках, первой любви. И опять книга из серии “Школьная библиотека”.
Книги из серии “Школьная Библиотека” имеют совершенно доступную цену, качественный переплет, белоснежные страницы, четкий довольно крупный шрифт! Очень-очень советую обратить внимание на эту серию, если кто с ней не знаком. Ранее писала отзывы на книги для подростков из серии ШБ:
Ранее писала отзывы на книги для подростков из серии ШБ:
“Из-за девчонки”
“Белая лошадь – горе не моё”
А теперь хочу рассказать о книге
Анатолий Алексин “Третий в пятом ряду”.
Алексина люблю со школьных лет. Если не ошибаюсь, “Третий в пятом ряду” и “Мой брат играет на кларнете” проходят классе в седьмом-восьмом. Тогда эти повести произвели на меня огромное впечатление.
Наоборот! Начинаешь замечать какие-то нюансы, на которые раньше в детстве внимания совершенно не обращал.
В книге содержится семь повестей.
Расскажу о двух, которые наиболее известные и самые проникновенные.
“Мой брат играет на кларнете”.
Повествование идет от лица девочки Жени, которая пишет свой дневник. У неё есть брат Лева, он студент консерватории и играет на кларнете. Женя решила, что посвятит всю свою жизнь брату, ради него забудет о себе.
Как и другие сестры великих талантливых людей! Она будет отвечать за его внешний вид, за организацию его выступлений, сама будет руководить его действиями (как надо себя вести и как не надо в той или иной ситуации), потому что её брат слишком мягкий человек.
“Долгие годы я слышала о том, что наш дедушка “играл в фойе”. Я не знала, что такое фойе, но слово это казалось мне очень красивым. “Фо й е”, – четко выговаривала я.
А когда первый раз сходила в кино и увидела музыкантов, которые играли в фойе, мне стало жаль моего бедного дедушку: зрители переговаривались, жевали бутерброды, шуршали газетами, а старые люди на сцене играли вальс.
Они прижимали к подбородку свои скрипочки и закрывали глаза; может быть, от удовольствия, а может быть, для того, чтоб не видеть, как зрители жевали бутерброды”.
Женька не хотела такой судьбы для своего брата. Она постоянно мечтала о красивых концертных залах. И, непременно, чтобы брат выступал сольно. Он бы был первым кларнетистом.
Только чего хотел сам брат – её не волновало.
“- Ты неплохо устроилась, – как-то сказала мама. – Значит, Лева будет учиться, с утра до вечера играть на кларнете, совершенствоваться, готовиться к конкурсам, а ты будешь всего-навсего посвящать ему свою жизнь. Какие-то у тебя иждивенческие настроения!”
А случилось то, что Лева однажды влюбился. Женька считала должным вмешаться (ну не время для любви – считала она. Да и в кого он влюбился?))) и вмешалась.
Сказала той самой девочке-страшекласснице, что у Левы есть невеста! В результате брат Женьки неважно сыграл на одном очень важном концерте ввиду своего плохого настроения. Он очень ждал, что на концерт придет эта девушка (старшеклассница Алина), а она не пришла
Не пришла из-за слов Женьки. Получается, что Женька сама вырыла себе яму… Но хорошо, что нашла в себе силы признаться брату во всем.
“- Но ведь я хочу посвятить тебе всю свою жизнь, – тихо сказала я. – Я готова пожертвовать…
– Это манера деспотов, – перебил меня Лева.
– Какая манера? – не поняла я. – При чем же тут деспоты?
– Они превращают в свои жертвы тех, ради которых хотят свем на свете пожертвовать.
– Но ведь любящие сестры часто вмешиваются в личную жизнь своих братьев. Они имеют на это право!
– А есть ли вообще на свете такое право? – спросил Лева как бы самого себя. – Хоть у кого-нибудь… Может быть разве такое право?”
——–
” Я больше не буду вести дневник. А то, пожалуй, в книге о брате могут не поместить мой портрет с подписью: “Сестра музыканта”.
“Третий в пятом ряду”.
Очень трогательная повесть!
У бабушки на стене висят фотография её учеников. На одной – школьники стоят не в четыре ряда, как на всех остальных, а в пять. И вот на этой самой фотографии есть мальчик Ваня Белов, который, в отличии от всех остальных, улыбается. Елизавета часто просит рассказать об этом мальчике, и бабушка рассказывает все его выходки.
Он и по карнизу проходил, стучал в окно и спрашивал, можно ли войти?! И учительницу математики запирал в учительской. Но он был далеко не отъявленных хулиган. Он был “спасателем” (если можно так назвать) и покровителем всех и вся. В том числе и отца Елизаветы (Володи), который учился в том же классе.
Развитие конфликта и его разрешение
Третий рассказ в пятом ряду обозначает начало конфликта между главными персонажами и их постепенное разрешение. История развивается по мере того, как главные герои сталкиваются с препятствиями и испытаниями, их отношения ухудшаются, а затем снова налаживаются.
На протяжении рассказа возникают различные ситуации, которые создают напряжение и конфликт между главными персонажами. Их разные взгляды, цели и интересы приводят к несогласию и раздору. Постепенно конфликт нарастает и достигает своего пика, оставляя героев на грани разрыва.
Однако, важно отметить, что герои не остаются в пассивном состоянии во время конфликта. Они активно пытаются решить проблему и найти компромиссное решение
Для этого они вынуждены смотреть на ситуацию с разных точек зрения, лучше понять друг друга и найти общий язык.
Шаг за шагом, герои начинают приходить к пониманию и принимать решения, которые способствуют разрешению конфликта. Они учатся сотрудничать, проявлять терпение и слушать друг друга
Важное значение имеет также поддержка со стороны других персонажей и окружающей среды, которая помогает им найти выход из сложной ситуации
В результате, конфликт между главными персонажами рассказа разрешается, и они приходят к взаимопониманию и примирению. Уроки и испытания, которые им приходится пройти, помогают героям стать лучше и сильнее.
Действия | Результат |
---|---|
Столкновение мнений и интересов | Нарастание конфликта |
Попытка героев найти компромиссное решение | Постепенное разрешение конфликта |
Приход к пониманию и примирению | Окончательное разрешение конфликта |
Алена
Так звали воспитательницу в детском саду, который посещала Елизавета. Алена была не только доброй, но красивой и неимоверно женственной. Ее любили не только дети. Алене симпатизировали также и отцы ее подопечных. Вскоре популярность молодой воспитательницы стала слишком заметна. Матери ополчились против Алены, вспомнили о том, что в детском саду она оказалась случайно, то есть не имела специального образования. Было составлено коллективное заявление с требованием поменять воспитательницу. И вдруг Елизавета вспомнила о Ване Белове и решила последовать его примеру. А именно – объявить голодовку.
Вера Матвеевна рассказывала внучке о конфликтном ученике, дабы та не повторяла его проделок. Но вышло иначе. Елизавета влюбилась в Ваню. Она стала подражать ему. И так же, как и Белову, девочке удалось добиться своего: Алена осталась при своей должности.
Популярные сегодня пересказы
- Миль пардон, мадам! — краткое содержание рассказа Шукшина Броньку Пупкова в деревне все рекомендовали приезжим охотникам. Бронька, Бронислав – небольшой ладный мужичок за 50, дебошир и балагур, родные места знал с детства, охотником был везучим и умным
- Орфей и Эвридика — краткое содержание опера Кристофа Глюка В основе либретто лежит миф об Орфее. Этот миф один из древнейших. Орфей – сын бога Аполлона и музы Каллиопы. Певец и музыкант, Орфей олицетворяет собой музыкальное искусство
- Краткое содержание комедии Лисистрата Аристофана В этом произведении, которая по своему жанру является комедией, речь идет о военных действиях, которые разыгрались между Афинами и Спартой, и о том, как женщины смогли это остановить.
- Фараон — краткое содержание романа Пруса Роман Болеслава Пруса в трех книгах, в нем автор показывает свое видение истории древнеегипетского государства. В произведении вставлено большое количество древнеегипетских рукописных текстов почерпнутых из подлинников.
Роль второстепенных персонажей
Второстепенные персонажи в третьем рассказе играют не менее важную роль, чем главные герои, помогая создать полный и глубокий образ происходящего.
Один из таких персонажей – друг, верный спутник и соратник главного героя. Он поддерживает его в трудный момент, дает ему советы и помогает преодолеть трудности. Этот персонаж выступает как направляющий фактор, который помогает главному герою осознать свой путь и принять важные решения.
Также в рассказе появляется второстепенный персонаж, который выступает в роли противоположности главному герою. Он отражает темные черты характера и олицетворяет те силы, с которыми герой сталкивается на своем пути. Благодаря этому персонажу, читатель может более ясно видеть внутренний мир и эволюцию главного героя.
Таким образом, второстепенные персонажи играют важную роль в создании атмосферы, раскрытии героев и передачи основных идей рассказа. Они добавляют глубину и разнообразие сюжета, делая его более интересным и запоминающимся для читателя.
План пересказа
Повествование в этом произведении ведется от первого лица. От лица женщины, которая тридцать пять лет проработала учителем русского языка и литературы. Когда же вышла на пенсию, однажды вспомнила об одном из своих учеников – Ване Белове. Вернее, об этом необычном и сложном подростке героиня произведения Алексина и не забывала. Однако в силу некоторых обстоятельств ей пришлось восстановить в памяти все, что было связано с Беловым, тем самым мальчиком, которого на групповой фотографии учеников 6-го класса легко отыскать: он третий в пятом ряду.
Краткое содержание повести стоит изложить по плану:
- Елизавета.
- Сын учительницы.
- Алена.
- Болезнь Лизы.
- Письмо.
- Судьба Вани Белова.