Особенности выразительности речи а. и. солженицына в философских миниатюрах «крохотки»

Презентация, доклад на тему  читаем а.и.солженицына (по миниатюрам крохотки).

«Бубны громкоговорителей»

Бубен – «музыкальное орудие вроде барабана, литавров: обейчатка, обтянутая сухой выделки кожей, с колокольцами, бубенчиками; употр. более при пляске». В словаре русского языка глагол бубнить обозначает «быстро и монотонно неразборчиво говорить».

Следовательно, выражение «бубны громкоговорителей» дословно обозначает «быстрое неразборчивое громкое говорение». ( «Дыхание»).

«Постовые с турчками и пистолетами».

Слово турчок, как и глагол турчать в данных словарях не найдено, но в Большом толковом словаре донского казачества турчать обозначает «1. Стрекотать. 2. Квакать. 3. Свистеть. 4. перен. Говорить одно и тоже», а турчок обозначает «1. Сверчок. 2. Свисток». То есть турчок у писателя имеет значение «свисток, в который свистят бесконечно».

«Там, за лесами, горбит и тянет вся окружная область».

Горб – «уродливая выпуклость на спине или груди человека, а также нормальная выпуклость на спине у некоторых животных», горбатый – «1. Имеющий горб, сгорбленный. 2. Круто изогнутый». Горбит — круто изгибается. («Озеро Сегден»).

«Свинья зачуханная».

Зачухать – «загрязнить, испачкаться». Зачуханная – грязная, выпачканная. («На родине Есенина»).

Рассказчик в миниатюрах, по словам Бронислава Кодзиса, объединяет «разнообразие языковых пластов в единое целое» и выступает «в рамках одного текста в функции наблюдателя-обозревателя, комментатора, мыслителя и судьи». (4)

Выразительные словообразовательные средства.

Писатель достаточно широко использует морфемный состав.

В лирических миниатюрах писатель часто использует уменьшительно-ласкательные суффиксы:

-ёнок- -к- -ик- -инк- -еньк- -очк- -ок-

ут –ёнок брюш –к(о) пёс-ик бус-инк(и) мал -еньк(ий) кост-очк(и) ишач-ок кут — ёнок нож – к(и) дом – ик тёпл-еньк(ий)

глаз – к(и) клю-вик жал-к-еньк(ий)

лап- к(и) жёлт-еньк(ий)

Чтобы придать словам негативную окраску писатель использует суффиксальный способ словообразования: а) « русский рабочий держит на руках африканёнка» («Прах поэта»)

Известно, что суффикс -ёнок- имеет значение «детёныш животного», а у Солженицына данный суффикс применяется для образования слова со значением «детёныш человека»: африка + -ёнок- = «африканёнок»; б) «злоденята» (Озеро Сегден» зл+о+д + ен+ят(а)

Слово, скорее всего, образовано от слова «злодей».

В «Словообразовательном словаре русского языка» А. Н. Тихонова даётся следующая словообразовательная структура: «зл-о-дей см. деять; ср. благодетель». Деятель — лицо, проявившее себя в какой-нибудь общественной деятельности.

Суффикс -ен многозначен. Автор использует нерегулярную словообразовательную единицу, выделяющуюся в именах существительных, которые обозначают разговорные названия лиц, характеризующихся качеством или свойством, заключённым в мотивирующем слове: злодей.

Одна из функций суффикса -ат в русском языке — образование формы множественного числа имён существительных мужского рода на -онок-, имеющих уменьшительно-ласкательное или только ласкательное значение (дошколята, пострелята).

Широко применяет писатель и такой способ словообразования как сложение основ. Индивидуальные новообразования (окказионализмы) построены по уже существующим моделям, но они придают авторской мысли новые оттенки: а) «ветка густошумящая». («Вязовое бревно») густ(ая) + 0+ шумящая = густошумящая; б) «черноморденький (ишачок)» чёрн(ый) +0+ морд(а) + еньк (ий)= черноморденький

Таких слов в «Крохотках» много. А. И. Солженицын не только обращается к различным существующим толковым словарям, но и предлагает свои словообразования, построенные на основе грамматики русского языка, которые используются автором для усиления отрицательной окраски.

После смерти Сталина

В пятьдесят третьем году у Александра Исаевича Солженицына биография делает еще одну смертельную петлю — у него обнаруживают онкологическое заболевание. После лучевой терапии рак желудка был вылечен, а кошмарные воспоминания того времени отразились в произведении «Раковый корпус». Его публикацию в 1967 году в журнале «Новый мир» запретили, а в 1968 году повесть напечатали за границей. Она переведена на все европейские языки, а на родине впервые напечатана в 1990 году.

После смерти Сталина Солженицын освободился, но права переезда в европейскую часть страны не имел. Жил в Казахстане. Через три года последовала реабилитация, что позволило ему покинуть Казахстан и поселиться в Рязанской области. Там он работал школьным педагогом, преподавал математику. Снова женился на Наталье Решетовской, с которой развелся, будучи в заключении. Много времени проводил на природе и писал свои «Крохотки».

Краткая история «Архипелага»

В декабре того же года биографию Солженицына пополнит еще одно событие, которое впишет его имя в список мировых знаменитостей. В Париже публикуют первую часть авторского исследования «Архипелаг ГУЛАГ». Всего пятьдесят тысяч экземпляров.

За полгода до этого, летом 1973 года, Солженицын дал большое интервью журналистам иностранных СМИ. Это и послужило стартом для создания протестной грамоты группы писателей. В день интервью была арестована помощница Александра Исаевича, Елизавета Воронянская. Под давлением лиц, которые вели допрос, она сообщила о том, где находится один из рукописных экземпляров ГУЛАГа, после чего была отпущена. Дома женщина покончила с собой.

Узнал об этом Солженицын только осенью, после чего распорядился о печати произведения за границей. В феврале 1974 года Солженицына арестовали и, обвинив в госизмене, выслали в ФРГ. Позже он переберется в Швейцарию (Цюрих), затем в Соединенные Штаты (шт.Вермонт). На гонорары от «ГУЛАГа» Иван Исаевич создал фонд для поддержки политзаключенных и помощи их семьям в СССР.

Основные проблемы

Солженицын раскрыл разные идеи в миниатюрах

Так, в «Грозе в горах» писатель описал важность умения сопротивляться жизненным невзгодам. Лирические герои наблюдали за природной стихией

Они перестали бояться грома, молний, ливня и словно стали каплями в море, которые не страшатся урагана, почувствовали себя частицами мира.

Эта идея нашла яркое отражение в «Костре и муравьях». Герой бросил бревно в огонь и не посмотрел, что там много насекомых. Позже он вытащил тлеющее дерево, часть муравьев убежало, но еще больше их вернулось к бревну. Они гибли, но их словно манило.

В этом крохотном рассказе писатель отразил свое мнение о событиях 1917 года. Многие оставались в России, хотя она была окутана Гражданской войной. Люди отказывались покинуть родину.

Солженицын затрагивал проблему преемственности и памяти. В рассказе «Старое ведро» писатель поведал о незавидной участи обычного ведра. Он сравнил его с судьбой фронтовиков, ведь все, что они делали, чаще забывается.

В рассказе «Утенок» писатель описывал маленького птенчика. Он восхищается чудом жизни и подчеркивает: люди на Венеру полетят, за 20 минут весь мир обойдут, но этого живого существа в пробирке не создадут. Могущество рождения жизни недоступно человечеству. Только природа способна на это.

Возвращение Солженицына

В биографии самое главное, возможно, восстановление исторической справедливости и возвращение в Россию в 1994-м. С 1990 года родина попытается реабилитироваться перед Солженицыным — ему вернут гражданство, прекратят уголовное преследование и представят к Государственной премии, как автора «Архипелаг ГУЛАГ». В этом же году «Новый мир» опубликует «В круге первом», а в 1995-м — «Крохотки».

Солженицын поселяется в Подмосковье, время от времени ездит к сыновьям в Америку. В 1997 году становится членом Академии наук РФ. Его по-прежнему публикуют: в 1998-м в «Литературном Ставрополе» появятся его рассказы, а в 2002-м выйдет собрание сочинений в тридцати томах. Умер писатель в 2008 году, причиной смерти назвали сердечную недостаточность.

Школа и университет

Когда у человека насыщенная событиями, как у Солженицына, биография, кратко ее излагать непросто. Много засекреченных страниц, непонятных событийных поворотов, которые биографы и журналисты истолковывают на свой вкус, а сам Александр Исаевич не стремился прояснять и комментировать.

Родился он сто лет назад, в 1918 году, одиннадцатого декабря в Кисловодске. Еще будучи школьником, проявил себя как личность творческая — занимался в драмкружке, писал статьи, много читал. Параллельно учился в двух университетах: Ростовском на физмате и Московском институте философии, литературы и истории (успел заочно окончить два курса).

Во время учебы (1940 г.) женился на Наталье Решетовской (второй женой станет в 1973 году Наталья Светлова). Задумал и начал создавать серию литературных произведений о революции в России. Работа была прервана с наступлением войны.

«Иван Денисович»

Знаковый и символичный факт биографии Солженицына — первая публикация его произведения в открытой печати. Это «Один день Ивана Денисовича». Рассказ, который появился в «Новом мире» в 1962 году, произвел ошеломляющее впечатление на читающую аудиторию. Лидия Чуковская, к примеру, написала, что сам материал, смелость его подачи, а также мастерство писателя потрясают.

Есть и иное мнение — Нобелевскую премию Солженицын получил в 1970 году незаслуженно. Основным аргументом «за» явился не литературный талант автора, а факт его диссидентства.

Изначально произведение имело несколько иной вид и название «Щ-854. Один день одного зэка». Редакция потребовала переделать. Часть биографов убеждена в том, что причина появления рассказа в печати — не редакторские правки, а особое распоряжение Н. С. Хрущева в рамках разоблачительной антисталинской кампании.

Словарный запас писателя богат и разнообразен

Несомненно, в своём творчестве А. И. Солженицын использует основной лексический пласт русского языка – слова общелитературной речи.

Художник употребляет в миниатюрах разговорную лексику: «стены изгадили», «ковыряй, долбай, не жалей»; «камышок ощетинился», «злодей косоглазый», «пятиэтажную коробку сляпать»

Особо выделяет автор тюремную лексику: вышки, вахта, в зоне с целью подчеркнуть разрушение красивейшего древнего города Ольгова; широко применяет церковную лексику: монастырь, иконы, склеп, архиерей, мантия, паперть, притвор.

Писатель вводит в текст вульгаризмы – грубые слова или выражения, находящиеся за пределами литературной лексики: «ребристое рыло», «плюёт вонючим дымом», «постылые».

В стихотворениях в прозе писатель употребляет устарелые для своей эпохи языковые элементы: мурава, купальни, прясла, гумно и др. Солженицын использует архаизмы и для создания исторического колорита эпохи, и для придания речи оттенка торжественности или иронии.

Миниатюры «Озеро Сегден», «Прах поэта», «Город на Неве» – маршрутная карта солженицынских путешествий по России. Озеро Сегден, деревня Льгово, Рязань, Ока, село Константиново – поездка писателя по рязанской земле. Нева, Мойка, Невский проспект, канал Грибоедова, Чёрная речка, Охта – посещение Санкт-Петербурга и его окрестностей. Запечатлены автором и исторические памятники – Успенский и Иоанна Богослова монастыри, Исаакиевский собор, арка Росси в городе на Неве; исторические лица – Ингварь Ингваревич и Батый; рассказывается о поэтах Полонском и Есенине.

Солженицын употребляет топонимические термины: Нева, Мойка, Невский, канал Грибоедова, Чёрная речка, Охта; Картунский Бор, озеро Сегден, деревня Льгово и село Константиново; города Рим, Москва, Любичи; горы Белала-Кай и Джугутурлючат; река Ока. Использует антропонимы (собственные имена людей) – Саваоф, Иоанн Богослов, Полонский

Интересны философские миниатюры «Крохотки» и с точки зрения забытых слов и выражений, которые писатель стремился на протяжении всего своего творческого пути вернуть в русский язык. Например, в первых строках «Крохоток» читаем: «Не только одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя»

В толковом словаре В. И. Даля глаголы сочить и сочать имеют значение «найти, добыть, поймать»., а Словаре русского языка сочиться – «1. Течь по капле из чего-нибудь. 2. чем. Испускать из себя что-нибудь, по капле».

Таким образом, слово «сочают» у Солженицына приобретает новое значение: «благоухают, источают приятный запах».

На ком Россия держится

К 1963 году создаются еще два литературных шедевра Александра Исаевича Солженицына — биографию и список произведений пополнят «Случай на станции Кочетовка» и «Матренин двор». Последняя вещь была передана Александру Твардовскому на редактирование в «Новый мир» в конце 1961 года. Первое обсуждение в журнале она не прошла, Твардовский не решился ее печатать. Однако в своем дневнике отметил, что имеет дело с истинным писателем, далеким от того, чтобы стараться произвести впечатление, но стремящимся к выражению собственного видения.

После впечатляющего появления в печати «Ивана Денисовича» и его успеха делается попытка второго обсуждения рассказа: в редакции настояли на изменении года, в котором развивается сюжет рассказа, и его исходного названия «Не стоит село без праведника». Новое название предложил сам Твардовский. В шестьдесят третьем году публикация состоялась. «Матренин двор» вышел в журнале вместе со «Случаем на станции Кочетовка» под общим заголовком «Два рассказа».

Общественный резонанс был необыкновенным, как и после «Ивана Денисовича». Почти год бушевали критические диспуты, после чего произведения автора на десятилетия исчезли из советской печати. Повторная публикация «Матрениного двора» состоялась только в 1989 году в «Огоньке», причем автор согласия на нее не давал. «Пиратский» тираж был огромным — более трех миллионов экземпляров.

Почти документальный рассказ создал Александр Солженицын — краткая биография главной героини, приведенная в произведении, является подлинной. Ее прототипа звали Матрена Захарова. Она умерла в 1957 году, а в ее избе в 2013 году открыли музей.

Согласно видению Андрея Синявского, «Матренин двор» является основополагающим произведением «деревенской литературы». Эта вещь щемяще перекликается, к примеру, с документальными фильмами о России Леонида Парфенова, или с произведениями Василя Быкова. Основополагающая мысль о том, что Россия держится только на долготерпении и самоотверженности пожилых людей, преимущественно женщин, внушает ощутимую безнадежность. Современна она и по сей день.

Военное время

В сорок первом году началась война — в биографии Солженицына самое важное событие, направившее его жизнь, как и жизнь всего советского государства, совсем не в том направлении, которое планировалось. Он успел закончить университет и был отправлен на службу

Прошел военную подготовку в Костромском артиллерийском училище. Был награжден:

  • орденом Отечественной войны второй степени;
  • орденом Красной Звезды.

Ближе к концу войны создавал проекты отстранения Сталина от руководства государством. Соображениями о том, как это нужно делать, он делился в письмах со своими знакомыми, за что и был арестован. Это информация из книги его первой жены, Натальи Решетовской. Она не всеми принимается на веру: о том, что содержание писем офицеров находится под контролем цензуры, знали все.

Открытое письмо

В 1973 году в одном из выпусков новостной программы «Время» было зачитано открытое письмо, составленное и подписанное группой известных писателей тридцать первого августа. Письмо опубликовано в газете «Правда». В нем излагалась поддержка группы советских ученых, осудивших гражданскую позицию А. Сахарова. Со своей стороны, писатели обвинили Солженицына в клевете по отношению к советскому строю и выразили ему свое презрение. Всего под письмом опубликована тридцать одна подпись, среди которых:

  • Ч. Айтматов
  • Р. Гамзатов
  • В. Катаев
  • С. Михалков
  • Б. Полевой
  • К. Симонов
  • М. Шолохов и др.

Примечательно, что подпись Василя Быкова также была озвучена с экрана телевидения. Однако обвинения в антисоветчине Александра Солженицына в биографии своей В. Быков опровергает. Он написал в «Долгой дороге домой», что согласия на размещение своей подписи под письмом не давал, но вопреки этому его имя было названо.

Работа в «шарашке»

Первый арест случился в конце войны, в феврале сорок пятого года. Армейский капитан, комбат звуковой разведки Солженицын был отправлен на Лубянку. В июле того же года приговорен к восьми годам лагерей и пожизненной ссылке. Как специалиста по звукометрическим приборам, его определили в «шарашку» — закрытое КБ (конструкторское бюро).

За два года, с сорок пятого по сорок седьмой, его пять раз переводили из одного заведения в другое. Особенно интересно КБ, расположенное в Марфино. Это одна из самых закрытых страниц биографии Солженицына: марфинская «восьмая лаборатория» разрабатывала секретные коммуникативные системы. Считается, что именно здесь создали президентский «ядерный чемоданчик». Здесь же работал и прототип Рубина («В круге первом») — Лев Копелев, занимаясь техническими переводами иностранной литературы.

В это время юношеская идея писать о революции преобразовалась: если удастся выйти, серия его романов будет посвящена жизни в лагерях.

Есть ряд публикаций, в которых упоминается то, что Солженицын в лагере был осведомителем. Однако вразумительных доказательств или опровержений тому не представлено.

Что такое «Крохотки»

Очаровательны и мудры солженицынские «Крохотки» — короткие наблюдения, наполненные философским смыслом. Он называл их стихами в прозе, поскольку каждая такая миниатюра из нескольких абзацев содержит законченную, глубокую мысль и вызывает эмоциональный ответ читателя. Произведения слагались во время велосипедных прогулок автора.

«Крохотки» создавались в течение двух лет и соотносятся с периодом 1958-1960 годов в биографии Солженицына: кратко, самое главное и касающееся самой души. Как раз в этот период, параллельно с «Крохотками», идет написание самых известных произведений — «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг-ГУЛАГ» (начало работы). В России стихи в прозе в печать не приняли, о них узнавали благодаря самиздату. Опубликованы были лишь за границей, в шестьдесят четвертом году во Франкфурте (журнал «Грани», номер пятьдесят шесть).

Заключение

После одной из статей в «Живом Журнале» о подтасовке фактов в произведениях Солженицына и его человеконенавистничестве читатели оставили массу разных комментариев. Один из них заслуживает особого внимания: «Слишком много посторонних мнений. Читайте произведения — там все».

Действительно, Александр Исаевич мог ошибаться. Однако непросто обвинить в нелюбви к Родине и бездуховности человека, написавшего, к примеру, «Приступая ко дню», или любую другую «Крохотку». Его творения, как колокольный звон в «Путешествуя вдоль Оки», поднимают нас от того, чтобы опуститься на четыре ноги.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: