Краткое содержание пьесы «Моцарт и Сальери»
Трагедия “Моцарт и Сальери” имеет простую и лаконичную структуру, состоящую из двух актов. Вводная сцена разворачивается в комнате Сальери и служит экспозицией произведения. Здесь мы получаем глубинное представление о характере, воспитании, скрытых мыслях и желаниях главного героя через его монолог. Сальери находится в одиночестве, и его аудиторией становятся читатели, которые вникают в его внутренний мир.
Сцена I
Мне нравится2Не нравится4
Сальери сидит в своей комнате, погруженный в размышления о своей жизни. Он отдалился от прежней праздной жизни и полностью посвятил себя музыке. Сальери проводил много времени за изучением музыки, надеясь раскрыть тайну ее создания. Однако он осознает, что не обладает истинным творческим даром, и его попытки создать собственное произведение заканчивались неудачей.
Однажды он услышал произведение выдающегося композитора Глюка, и оно восхитило его. Под влиянием творчества Глюка, Сальери решает начать все с чистого листа. Благодаря усердной и напряженной работе, Сальери достигает успеха в музыкальном мире, и его произведения становятся известными и популярными.
Сальери гордится тем, что он никогда не испытывал зависти к другим композиторам и всегда уважал их успех и славу. Однако сейчас он признает себя “завистником презренным”. Встреча с Моцартом, настоящим музыкальным гением, вызывает у него низкие чувства зависти. Он считает, что Моцарт не заслуживает своего “священного дара” и что его талант был недостойно дан ему от бога.
В это время в комнату входит веселый Моцарт, который только что был в трактире и восхищался игрой слепого скрипача. Моцарт предлагает Сальери послушать его новую композицию, фрагмент из оперы “Дон Жуан”. Однако, когда Моцарт начинает играть на скрипке, Сальери насмехается и грубо прогоняет слепого скрипача, считая его бездарным.
Затем Моцарт садится за фортепьяно и исполняет свою гениальную композицию. Сальери ошеломлен и поражен. Он удивляется тому, как Моцарт, создавая такое великолепное произведение, мог спокойно сидеть в трактире и слушать бездарную игру слепого музыканта. В этот момент Сальери осознает, что Моцарт – настоящий бог в музыке, и предлагает ему пообедать вместе.
Когда Моцарт уходит, Сальери задумывается о своем злодейском плане. У него хранится яд, который он намерен использовать для уничтожения Моцарта. Сальери убежден, что талант Моцарта не принесет пользы миру, так как он не ценит свой великий дар и не стремится передать его другим. Он считает себя избранным, чтобы освободить человечество от Моцарта, и верит, что только его смерть может исправить ошибку судьбы.
Сцена II
Мне нравится2Не нравится4
Моцарт и Сальери обедают в отдельной комнате трактира. Моцарт выражает свою тревогу другу относительно странного происшествия. Три недели назад к нему в дом пришел незнакомец в черной одежде и заказал у него траурную мессу – “Реквием”. Моцарт активно принялся за этот заказ и почти закончил его. Однако таинственный незнакомец до сих пор не дал никаких отзывов. Моцарт жалуется Сальери, что постоянно ощущает присутствие “черного человека”.
Сальери пытается успокоить Моцарта, напоминая ему о совете Бомарше, который говорил, что в тяжелые моменты нужно выпить вина или прочитать что-нибудь веселое. Когда Моцарт услышал имя Бомарше, он вспомнил, что слышал о том, что он кого-то отравил. Однако он сомневается в правдивости этой информации и уверенно заявляет: “Гений и злодейство – две несовместимые вещи”. В это время Сальери тайно подсыпает яд в стакан Моцарта.
Моцарт поднимает тост за нерушимую дружбу с Сальери и выпивает стакан. Затем он садится за фортепьяно и исполняет свое “Реквием” для Сальери. Вскоре Моцарт начинает чувствовать недомогание. Он прощается и поспешно уходит.
Оставшись один, Сальери размышляет о глубоком смысле фразы Моцарта о несовместимости “гения и злодейства”. Он задается вопросом, не доказал ли он свою неспособность и отсутствие таланта, отравив своего преданного друга. Вспоминая легендарную историю о Микеланджело, Сальери приходит к мысли, что великий скульптор убил натурщика, чтобы достоверно изобразить страдания умирающего на кресте Иисуса Христа.
Краткое содержание
Прежде чем приводить аргументы для сочинения по «Моцарту и Сальери», необходимо ознакомиться с содержанием этого произведения. Трагедия состоит из двух актов. Она начинается в комнате Сальери. Вводная сцена служит экспозицией — в ней рассказывается о характере, воспитании, тайных мыслях и желаниях персонажа через его монолог. Герой в комнате один, потому его единственной аудиторией служат читатели.
Первая часть
Из экспозиции становится понятно, что Сальери осознаёт великий талант Моцарта и восхищается его невероятной музыкой, но зависть не даёт ему покоя. Придворный композитор стыдится этого чувства, оно угнетает и отягощает его — придворный не хочет называться «завистником презренным», но ничего не может с этим поделать. В первой сцене кратко раскрываются сложные отношения двух главных персонажей — их дружба и вражда.
В конце монолога Сальери произносит имя Моцарта, тогда же тот появляется на сцене, думая, что его заметили. Он приводит с собой слепого скрипача, которого случайно встретил в трактире, и просит старика сыграть что-нибудь. Артист исполняет арию из «Дон Жуана» неумело и фальшиво. Моцарта это смешит, Сальери остаётся оскорблённым и недовольным — он ругает скрипача за «надругательство над высоким искусством». Он прогоняет гостя, но друг только вручает тому денег и просит выпить «за здоровье».
Затем Моцарт показывает Сальери сочинение, которое набросал ночью за бессонницей, и играет его. Слушатель оказывает поражён глубине и смелости песни, но музыкант только отшучивается. Сальери возмущается, считая, что Моцарт недостоин себя и не заслуживает собственного таланта, называя молодого коллегу «богом, не понимающим своей божественности». Тот снова шутит, на что придворный музыкант предлагает ему пообедать, встретившись в трактире «Золотого Льва».
Вторая глава
Сальери снова остаётся один, предаваясь размышлениям. Он считает Моцарта угрозой искусству, потому решает отравить его. Друзья встречаются в трактире, где разговаривают. Моцарт говорит, что его тревожит Requiem, который пишет по заказу незнакомого человека — ему кажется, что фигура в чёрном везде преследует его. Сальери успокаивает его, утверждая, что это просто детские страхи.
Придворный капельмейстер вспоминает своего старого друга Бомарше, который говорил, что избавиться от любых тревог поможет бокал шампанского и прочтение «Женитьбы Фигаро». Моцарт вспоминает слух, согласно которому Бомарше отравил кого-то, но Сальери говорит, что тот был слишком смешным и не был способен на такие дела. Молодой музыкант соглашается и произносит знаменитую фразу о том, что «гений и злодейство — две вещи несовместные». В тот же момент друг бросает в его стакан яд.
Сальери пытается остановить Моцарта, но тот всё равно выпивает вино. Затем он подходит к пианино и играет свою оперу Requiem. Слушая последнюю композицию, Сальери плачет, но не от угрызений совести, а от осознания выполненного долга. Моцарту становится плохо, он уходит из трактира.
Снова оставшись один, Сальери размышляет о сказанном. Он пытается найти себе оправдание, вспоминая легенду о том, как Микеланджело Буонаротти якобы принёс человеческую жертву ради искусства, но приходит к выводу, что это только глупые выдумки народа. В итоге старый музыкант начинает сомневаться в собственной гениальности — таким образом, даже отравленный Моцарт выходит победителем из их противостояния.
Содержание произведения
Невозможно производить анализ без ознакомления с содержанием. Как уже было сказано выше, трагедия Пушкина состоит из двух частей. События первой половины происходят в комнате главного героя — Сальери. Экспозиция произведения, которая является вводной частью, показывает внутренний мир, а также его характер, мысли и воспитание через монолог. Аудиторией музыканта являются только читатели.
Автор обращает внимание публики на то, что главный персонаж, Сальери, полностью осознает, насколько велик талант Моцарта, он поистине в восторге от его творений, но в нем живет ужасное чувство — зависть. Стыд захватывает композитора, это чувство угнетает его и ухудшает качество жизни героя, но исправить он это не в его силах
В начале первой части речь идет о трудных взаимоотношениях главных действующих лиц, которые основаны как на дружбе, так и на вражде.
По окончании своего монолога Сальери проговаривает вслух имя Моцарта, в то время как он появляется на сцене, подумав, что первый его заметил. Он приходит не один, а со слепым скрипачом, которого нашел в трактире, затем просит его исполнить какую-нибудь мелодию. Музыкант решает исполнить арию из произведения «Дон Жуан» и принимается за игру. Исполнение не радует слух, звучит ужасно фальшиво и неумело. Моцарт считает это смешным, а Сальери, напротив, выражает крайнее недовольство, обвиняя старика в надругательстве и неуважении к высочайшему искусству. Сальери прогоняет музыканта прочь, но Моцарт вручает ему деньги, а также предлагает выпить.
Проблематика
Проблематика в пьесе “Моцарт и Сальери” отражает несколько важных тем, которые Александр Пушкин ставит перед читателем.
- Влияние зависти на душу человека
Автор исследует разрушительную силу зависти, показывая, как она постепенно разъедает душу Сальери. Начиная с негодования и сравнения своих успехов с успехами других, зависть становится все поглощающей, и Сальери теряет здравый смысл, видя все в искаженном свете зависти. Кульминацией этой проблемы становится акт агрессии, который Сальери совершает против Моцарта, чьи успехи превосходят его собственные.
2. Предвзятость
Сальери абсолютно уверен в правильности своей оценки искусства. Однако он искажает реальность, опираясь только на свой субъективный опыт и восприятие. Утверждение Сальери, что музыка исчезнет после Моцарта, является абсурдным и искаженным взглядом на будущее искусства.
3. Несправедливость
Сальери принимает на себя роль судьи, решающего, кто должен жить, а кто должен умереть. Он воображает себя богом и нарушает право другого человека на жизнь. Это явное нарушение справедливости и морали, и пьеса подчеркивает, что мы не имеем права так поступать.
Основная тема и проблематика
Основой конфликта в произведении, которое соответствует жанру трагедии, становится именно зависть. Это поистине разрушительное чувство приводит Сальери к тому, что он совершает преступление как нравственное, так и реальное. Он травит своего коллегу и товарища, замечательного музыканта, Моцарта. Пушкин, находясь на его месте, то есть являясь жертвой зависти огромных масс, презирал это ужасное чувство. Именно это и стало причиной того, что он создал настолько живое и искусное произведение русской литературы.
Интересным фактом является то, что преступник трагедии, Сальери, остается безнаказанным, но считать себя победителем также не может. Высказывание о том, что гениальность и злодейство не могут быть совместимыми вещами, навсегда остается в памяти героя, заставляя его снова и снова жалеть о содеянном, а также сомневаться в своей правоте. Моцарт же торжествует. Он всегда был выше этих разрушающих человечество чувств и людской злобы, в чем и выражается его исключительность. Именно в этом и есть основная идея произведения — показать разрушение человеческой жизни, которая протекает с постоянным чувством зависти и злобы.
Вторая проблема произведения — это различное восприятие занятия музыкой. Для одного это искусство, для другого же — ремесло.
Композиция
Композиция содержит все необходимые этапы для развития сюжета. Она начинается с экспозиции, которая представлена монологом Сальери о жизни и искусстве. Этот монолог помогает нам погрузиться в мир персонажей и понять их внутренний мир и мотивации.
Действие трагедии развивается в двух актах, которые построены на размышлениях и речах главных действующих лиц. В ходе развития сюжета достигается кульминация, наивысшая точка напряжения и конфликта. Здесь зависть Сальери к Моцарту достигает своего пика, и мы видим глубину эмоционального и морального противостояния между персонажами.
В конце произведения наступает философская развязка, которая воплощается в фразе о гении и злодействе, произнесенной обоими героями. Эта фраза выражает главную мысль трагедии, о том, что гениальность и злодейство несовместимы. Она становится своего рода заключительным аккордом, оставляющим читателя или зрителя с глубокими размышлениями о нравственных и философских аспектах человеческой природы.
Важные композиционные особенности:
- Присутствие монологов и размышлений Сальери в начале и конце произведения. Его мысли глубоки, а рассуждения о музыке, труде и искусстве являются основой всей трагедии. Пушкин, используя этот прием, показывает, как медленно и мучительно в душе человека зарождается зависть.
- Характер монологов злодея резко меняется во второй части трагедии. Его рассудительные рассуждения сменяются отрывистыми и противоречивыми фразами, что свидетельствует о внутреннем конфликте персонажа.
- Связующим звеном между событиями и размышлениями Сальери является флакон с ядом. Он всегда находится у Сальери, что символизирует темную сторону его души. Присутствие яда подчеркивает готовность завистника перейти к действиям.
- Фразу о гении и злодействе произносят оба героя – Моцарт и Сальери. Это подчеркивает главную мысль литературного произведения Пушкина. Фраза становится ключевой, выражая непримиримое противоречие между гениальностью и злом.
Тема
Тема, затронутая Александром Сергеевичем в трагедии, довольно банальна – это глупая человеческая зависть. В то время как Сальери, проживший жизнь и считающий что основа любого успеха – это кропотливый труд и верные арифметические расчеты, отвергает такой фактор как гениальность, Моцарт же – молодой композитор, просто наслаждается жизнью и творит легко и беззаботно, совершенно не задумываясь о философском смысле своих действий. Музыканты дружны, но это не останавливает завистливого Сальери в попытке уничтожить оппонента за пустое растрачивание его таланта. Ведь юный Моцарт собственной избранности не понимает и воспринимает своей гений как нечто само собой разумеющееся, забывая поблагодарить небо за данное счастье.
Зависть – есть один из наиболее тяжких грехов, и для пожилого композитора она оказывается губительна: она доводит героя до убийства, тем самым разрушая его душу. В данном тексте именно зависть становится основным двигателем сюжета.
Главной мыслью трагедии является осознание того, что все проблемы находятся внутри нас. Так, человек, совершивший злодеяние, в конце концов, остаётся наедине со своей совестью, и она съедает его, не принося никакой радости от того, что казалось ранее выходом из проблемной ситуации. Моцарт отравлен, но не побежден. Даже здесь он оказывается выше недруга, решившегося на подлость. Он, умирая, изрекает гениальную фразу, уничтожившую морально его убийцу: «гений и зло – несовместимы».
История создания
Мне нравится2Не нравится4
Окунемся в мир слухов и легенд, которые окружали имя Сальери и вдохновили великого Пушкина на создание его “Моцарта и Сальери”. В 1824 году Европу охватила волна слухов о том, что придворный музыкант, находящийся в психиатрической клинике, признался в убийстве Моцарта. Однако вскоре эти слухи были опровергнуты, их правдивость оказалась сомнительной.
Пушкин также обратил внимание на легенды, связанные с итальянским скульптором Микеланджело. По одной из легенд, Микеланджело распял своего натурщика в стремлении изобразить библейскую сцену
В конце произведения “Моцарт и Сальери” Пушкин упоминает этот поступок, раскрывая тему преступления, совершенного во имя искусства.
Также вдохновением для поэта стали “Драматические сцены” Барни Корнуолла. Они послужили основой структуры цикла “Маленькие трагедии”, и из них Пушкин взял несколько текстовых строк, вплетя их в свои произведения.
Пушкин также ощущал необходимость получить более точную информацию о жизни Сальери, и в этом ему помогла “Музыкальная жизнь художника Иосифа Берглингера”. Эта работа детально описывала творческий и жизненный путь известного музыканта и стала для Пушкина опорой в его творчестве.
Первоначально Пушкин задумал назвать свою пьесу “Зависть”, что ясно отражало главную тему произведения. Однако в конце 1831 года она была опубликована под названием “Моцарт и Сальери” в альманахе “Северные цветы”. В самом произведении была указана дата его завершения – 26 октября 1830 года. Пушкин понимал, что сюжет и характеры героев являются вымышленными, но ему было интересно отношение публики к описываемой истории.
Композиция произведения
Внутренней основой композиции произведения служит описание борьбы добра и зла. Некоторые из её особенностей:
- Трагедия начинается монологами-размышлениями Сальери и ими же заканчивается. Глубокие и мучительные мысли старого музыканта, его рассуждения об искусстве, дружбе и жизни служат основой произведения, обрамляя его. Показано, что зависть зарождается в душе человека медленно и постепенно доводит до преступления.
- Характер монологов Сальери резко меняется от первой части ко второй. Изначально он рассуждает связно и логично, затем начинает говорить отрывисто, эмоционально. В словах композитора тоже заметны противоречия, подчёркивающие внутренний конфликт героя.
- Образ склянки с ядом служит связующим звеном размышлений персонажа с происходящими событиями. Этот материальный предмет, который Сальери «всегда носит с собой», символизирует тёмные порывы разума старого композитора. Через него завистливые мысли перетекают в реальное действие — убийство.
- Фразу о том, что гений и злодейство — несовместимые вещи, успевают произнести оба главных персонажа — сначала Моцарт, потом Сальери. Так Пушкин подчёркивает основную мысль пьесы.
Само произведение написано довольно просто. Оба акта сочетают монологи и диалоги основных персонажей. Неспешное начало подводит к очевидной кульминации и развязке.
Главные герои произведения
Анализ «Моцарт и Сальери» Пушкина не может быть проведён без рассмотрения его ключевых персонажей. Особенностью трагедии является их малое количество. Главных героев всего два, и они являются героями-антиподами, противопоставленными друг другу, как добро и зло. Но также в произведении присутствует такой персонаж, как старый музыкант, который обрамляет пьесу своими высказываниями. Вот ключевые действующие лица:
- Моцарт — главный положительный герой произведения, молодой музыкант, обладающий огромным талантом, которому и завидует Сальери. Он считает последнего другом, даже не подозревая о том, что происходит у того в голове. В конце трагедии отравлен, но тем не менее именно он остается победителем.
- Сальери — также главный, но отрицательный герой трагедии, пожилой музыкант, работающий при дворе. На протяжении всего произведения чувствует зависть по отношению к Моцарту и задумывает его убийство, в конце совершает его путем отравления.
- Фигура в черном — герой, который появляется в конце трагедии. По мнению Моцарта, предвестник смерти. Заказывает «Реквием» у молодого музыканта, а также, по мнению Моцарта, всюду преследует его.
- Старый музыкант — герой трагедии, которого приводит Моцарт. Исполняет музыку неумело и фальшиво. Его довольно важная роль в произведении заключается в передаче его основы с помощью всевозможных высказываний и комментариев.
Особенности композиции
В основе описываемого Пушкиным сюжета лежит противостояние добра и зла. Поэт говорит о том, что зависть ранит человека, а потом душит. Важные композиционные особенности произведения:
- В начале и конце трагедии присутствуют монологи и размышления Сальери. Мысли опытного придворного музыканта глубоки, а его рассуждения о музыке, труде и искусстве лежат в основе произведения. Используя этот прием, Пушкин показывает, как медленно и мучительно в душе человека зарождается зависть.
- Характер монологов злоумышленника резко меняется во второй части. Его логичные рассуждения сменяют отрывистые, противоречивые фразы. Это свидетельствует о внутреннем конфликте персонажа.
- Связующее звено между описываемыми событиями и размышлениями злодея — флакон с ядом. Он у Сальери всегда при себе, что демонстрирует темную сторону его души. Имея отраву под рукой, завистник быстро переходит к действиям.
- Фразу о гении и злодействе произносят оба героя. Первым — Моцарт, затем — Сальери. Этим Пушкин подчеркивает главную мысль своей литературной работы.
Композиция
Композиция произведения начинается с экспозиции – монолога Сальери о своей жизни и искусстве. Остальные структурные компоненты полностью раскрыты в произведении: очевидная кульминация, философская развязка.
Особенностью композиции является то, что оба действия состоят из монологов и диалогов главных героев. Кольцевой композицию произведения делают глубокие мучительные монологи Сальери, они как бы обволакивают всё действие. Именно мысли старого композитора начинают трагедию, они же звучат в финальных строках пьесы. Зависть, будто змея, вкрадывается в сознание человека и медленно душит его. Такова смысловая сторона авторской композиционной системы. Душевное состояние героя, олицетворяющего зло (Сальери), перетекает из глубины человеческой сущности в реальное действие – убийство.
Именно столкновение добра и зла – внутренняя основа композиции.
История создания
По сведениям исследователей творчества поэта, замысел родился у Пушкина ещё в 1826 году. Период болдинской осени – самый яркий в творчестве Пушкина, именно тогда создавались самые гениальные его произведения, работа шла легко и плодотворно. “Моцарт и Сальери” относится к циклу так называемых “маленьких трагедий”, которые писатель успел написать лишь четыре, хотя планировал девять.
В двадцатые годы XIX века существовал своеобразный культ Моцарта. Им восхищались, его жизнью и подробностями смерти интересовались, вся Европа терялась в догадках о судьбе гениального композитора. Нужно отметить, что после создания Александром Сергеевичем своей трагедии миф о том, что Моцарт был отравлен, стал настолько популярен, что со временем превратился в стереотип. А имя Сальери стало нарицательным в значении “завистник”.
Александра Сергеевича забавляла реакция публики на его творения, он любил художественную мистификацию, преднамеренно запутывал “следы”, ссылался на скандальные слухи. Трагедия – не что иное, как творческое видение автором человеческой зависти, а образы главных героев вторичны. Проблема человеческих судеб всегда занимала Пушкина, поэтому он равнялся на великих гениев, но создавал свою творческую правду. Нет исторического факта, подтверждающего то, что композитор Сальери отравил Вольфганга Амадея Моцарта, по этой причине произведение нельзя считать исторической трагедией. Первоначально автор планировал назвать трагедию “Зависть”, это просто и лаконично характеризовало смысл и суть действия.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Моцарт и Сальери»
для самых компанейских —
Главные герои «Моцарт и Сальери»
Разбор трагедии
Проводя анализ «Моцарта и Сальери» Пушкина, следует отметить художественные средства, найденные поэтом для своих героев. Сальери общается напыщенно, в его речи много литературных штампов. Он высказывается уверенно, часто говорит сам с собой. Поэтому на монологах злодея основана большая часть пьесы.
Моцарт выражает свои мысли неуверенно, говорит редко. В его высказываниях часто встречаются слова «кто-то», «что-то», «кое-что». Однако первым главную фразу о злодействе и гении произносит именно он. Из содержания пьесы можно понять, что в ней звучит только музыка молодого гения и нет ни одной ноты из произведений Сальери. Проводить анализ поэмы для урока литературы следует кратко по такому плану:
- Название. «Моцарт и Сальери».
- Кто написал. Русский поэт А. С. Пушкин.
- Период написания. 1830 г., осень в Болдино.
- Основа. Легенда о безвременной кончине австрийского композитора Моцарта и слухи, порожденные этим событием.
- Направление. Классицизм (единство времени, места, действия).
- Тема. Конфликт между творческим и рационалистическим началом. Герои произведения по-своему пришли к успеху: Сальери — через упорный труд. Моцарт — благодаря природному таланту. Легкость, с которой композитор сочиняет гениальную музыку, вызывает чувство зависти у его старшего коллеги.
- Жанр. Трагедия в двух действиях. Монологи и диалоги написаны белым стихом.
- Композиция. Традиционная. Монологи Сальери окольцовывают действие.
- Цитаты. «Боже! Ты, Моцарт, недостоин сам себя» (Сальери). «Нас мало избранных, счастливцев праздных» (Моцарт).
- Выводы. Поэма объединила реальную жизнь, автобиографические мотивы и философские размышления. Пушкин был убежден в несовместимости гения и злодейства, что изобразил в своей трагедии. Несмотря на небольшой объем, произведение затрагивает важные жизненные темы. В сочетании с драматическим конфликтом они создают оригинальную сюжетную линию.
Анализ структуры и особенностей поэмы позволяет говорить об уникальности «Маленьких трагедий» Пушкина. К этому жанру относят также произведения автора «Каменный гость», «Скупой рыцарь» и «Пир во время чумы». Написанные в направлении классицизма, литературные работы побуждают читателей размышлять по поводу вечных тем и неразрешимых конфликтов.
Выводы
Трагедия “Моцарт и Сальери” Александра Пушкина представляет собой глубокое и многогранное произведение, которое поднимает ряд важных проблем и вопросов человеческой природы. Она отражает философию автора и его интерес к проблемам зависти, предвзятости и несправедливости.
Основная тема произведения заключается в осознании того, что зависть и ревность могут разрушить душу человека. Пушкин призывает нас быть благодарными за свои собственные достижения и не завидовать успеху других, а также ценить простые радости и находить свое место в жизни.
Трагедия “Моцарт и Сальери” предлагает нам мудрость и уроки, которые можно применить в нашей собственной жизни
Она напоминает о важности самооценки, уважения к себе и другим, выборе честного пути к успеху и осознании, что гениальность и злодейство несовместимы
Через противопоставление героев и их судеб автор показывает, что каждый из нас уникален и имеет свои собственные способности и место в мире. Мы должны ценить и развивать свои таланты, несмотря на различия и сравнения с другими. В конечном счете, наша индивидуальность и способности приносят нам истинное удовлетворение и радость, а зависть и ревность лишь отводят нас от нашего истинного пути и счастья.