Иван бунин: пароход «саратов»

Анализ рассказов и.а. бунина "темные аллеи". давно хочешь узнать про руся бунин анализ - актуальная информация

То ли Глупов, то ли Саратов

Разговор можно было бы продолжать до бесконечности: вспомнить, например, что ПУШКИН в «Истории Пугачёвского бунта» описывал трагические события в Саратове, и Лермонтов в неоконченном романе «Вадим» называет Саратовскую губернию тоже в связи с жестокостью бунтовщиков, что много написано о раскольниках-старообрядцах, укрывавшихся в скитах на берегах Волги и в заволжских степях. И романы Алексея ТОЛСТОГО, где Волга близ Саратова выглядит пустынной, как в те времена, когда к ней подходила конница ЧИНГИСХАНА. Да мало ли что ещё. 

Но мне кажется, Саратов в классической русской литературе выглядит местом, с одной стороны — абсолютно типичным для провинции, почти нарицательным, с другой — территорией, где происходят фантастические вещи. 

Как в рассказе Куприна «Люция», начинающегося портретом цирковой дрессировщицы Зениды, у которой «не то в Пензе, не то в Саратове, вырвался… из клетки во время представления лев». Все в ужасе и в панике, но «отчаянный помещик этой губернии Ознобишин, наездник, охотник, бретёр, выскочил на манеж — он единственный не потерялся в этой суматохе и безумии толпы — и очень смело открыл против морды зверя дождевой зонт». Лев растерялся и вернулся в клетку. 

Финал же рассказа выглядит так. 

«Чрез несколько месяцев я услышал, что тигрица Люция растерзала Зениду не то в Саратове, не то в Самаре.

Впрочем, так почти все укротители и укротительницы оканчивают свою жизнь».

А вот что писал САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН, отвечая на домыслы о том, какой город он описал в «истории одного города»: «Очень наивные и очень невинные люди утверждают, что я под Глуповым разумею именно Пензу, Саратов или Рязань… Во избежание дальнейших недоразумений, я вынужден громогласно объявить следующее: Глупов есть Глупов; это большое населённое место, которого аборигены именуются глуповцами».

Точнее не скажешь — если подумали, что про вас, так это про всех. 

Буквы и знаки препинания

Всего букв 5957 букв
Всего знаков препинания 294 знаков
Знак Кол-во (шт.) Средн. кол-во на 1000 слов (шт.)
, запятая 157 134.42
. точка 59 50.51
— тире 8 6.85
? вопросительный знак 18 15.41
! восклицательный знак 11 9.42
… многоточие 16 13.70
!.. восклицательный знак с многоточием 0.00
?.. вопросительный знак с многоточием 0.00
!!! тройной восклицательный знак 0.00
?! вопросительный знак с восклицанием 0.00
» кавычка 0.00
() скобки 0.00
: двоеточие 24 20.55
; точка с запятой 1 0.86
Буква Кол-во (шт.) Частота использования (в %)
А 523 8.78
Б 91 1.53
В 293 4.92
Г 112 1.88
Д 146 2.45
Е-Ё 477 8.01
Ж 112 1.88
З 108 1.81
И-Й 452 7.59
К 257 4.31
Л 299 5.02
М 163 2.74
Н 403 6.77
О 698 11.72
П 183 3.07
Р 253 4.25
С 312 5.24
Т 300 5.04
У 159 2.67
Ф 14 0.24
Х 50 0.84
Ц 16 0.27
Ч 89 1.49
Ш 73 1.23
Щ 22 0.37
Ь-Ъ 120 2.01
Ы 112 1.88
Э 17 0.29
Ю 39 0.65
Я 129 2.17

Анализ 4

Бунин отлично пишет о любви, он описывает довольно простые и даже немного банальные ситуации, но через эти простые ситуации позволяет поразмыслить о любви. В рассказе Темные аллеи он описывает историю об упущенной любви, весь рассказ пронизан ностальгическим и печальным настроением.

Довольно ярко описывается придорожная гостиница, которая отличается чистотой, уютностью и комфортом. Также колоритно описывается хозяйка этой гостиницы – женщина стойкая и мудрая. Во всем прослеживается ее сдержанность и искренность, при этом, если мы можем где-то употребить такой эпитет как «святая женщина», то тут он является вполне актуальным.

Тем не менее, следует сказать обо всем по порядку. История начинается с того как гостиницу посещает видный военный, он узнает в хозяйке горничную, которую любил когда-то давно. Отношения завершились фактически его бегством и началом новой семьи с женщиной, которая более соответствовала ему по статусу.

Хозяйка гостиницы сетует на завершение отношений. Как потом выясняется она не завела новую семью и оставалась верной своей первой любви. Николай Алексеевич восхищается этому факту и поначалу не совсем верит, но затем убеждается в этом.

У главной героини характерное имя – Надежда. Она всегда хранила надежду в сердце, но для того чтобы как-то справиться с действительностью, пускала собственную любовь в другое русло. Она преобразовала чувство в трудолюбие и в итоге смогла из крепостной сделаться довольно состоятельной женщиной, которая имеет высокий достаток и пользуется почетом и уважением.

Оба героя понимают трагичность ситуации. Казалось бы, им следовало остаться в объятьях друг друга и начать новые отношения, так сказать, на слоне лет. Возможно из этого получалось бы какое-то счастье.

Тем не менее, главная героиня не может простить предательство и хранит разочарование в душе до сих пор. Надежда не хранит злобы и ведет себя довольно порядочно, не срывается на своего возлюбленного, в какой-то степени продолжает оставаться ему верной и не портит встречу.

Главный герой понимает как упустил собственное счастье и променял радости большого города и социальный комфорт на подлинную любовь.

Босяки Гиляровского и проститутки Куприна…

«Далеко за городом, под Лысой горой, были пустыри оврагов, населённых летом галаховцами, перекочевавшими из ночлежного дома Галахова на эту свою летнюю дачу. Здесь целый день кипела игра в орлянку. Пьянство, скандалы, драки. Играли и эти оборванцы, и бурлаки, и грузчики, а по воскресеньям шли толпами разные служащие из города и обитатели «Тараканьих выползков», этой бедняцкой окраины города».

Это отрывок из «Моих скитаний» 

ГИЛЯРОВСКОГО, знаменитого «дяди Гиляя», знатока русского босячества, хитровских воров и саратовских «галаховцев». Король московских репортёров очень любил Саратов, не один раз в нём бывал и описал самые яркие впечатления от него.

— Бывало, захожу в «Саратов», /Швейцар бежит ко мне стрелой, /Теперь же гонят все по шее, /На шкалик дай мне, братец мой!

А это «дряблой фистулой» поёт Ванька-Встанька, бывший землемер и бывший человек, кормящийся в качестве шута и паяца при публичном доме в повести КУПРИНА «Яма». Злачное место, описанное в повести, находится не на Волге, а «на дальней окраине большого южного города», да и поётся не о городе, а о старейшем московском трактире «Саратов», весьма приличном заведении. Но всё же — ещё одно упоминание в весьма характерном контексте. 

Части речи на позициях в предложении

Номер слова в предложении
1 2 3 4 5
Существительное 11.00 10.87 16.09 26.32 18.84
Глагол 11.00 31.52 22.99 17.11 15.94
Местоимение-существительное 32.00 10.87 6.90 15.79 14.49
Предлог 5.00 6.52 14.94 7.89 11.59
Союз 25.00 6.52 2.30 11.84 11.59
Прилагательное 3.00 4.35 10.34 6.58 8.70
Наречие 3.00 14.13 12.64 7.89 8.70
Местоимение-прилагательное 2.00 6.52 6.90 2.63 5.80
Частица 5.00 5.43 5.75 2.63 4.35
Местоименное наречие 1.00 3.26 1.15 0.00 0.00
Числительное 1.00 0.00 0.00 1.32 0.00
Числительное-прилагательное 1.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Междометие 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Часть композита — сложного слова 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Номер слова в предложении
6 7 8 9 10
Существительное 29.51 29.09 34.00 27.27 38.46
Глагол 18.03 23.64 12.00 18.18 10.26
Местоимение-существительное 0.00 5.45 6.00 9.09 12.82
Предлог 9.84 9.09 8.00 13.64 12.82
Союз 9.84 5.45 2.00 4.55 0.00
Прилагательное 8.20 12.73 14.00 13.64 15.38
Наречие 3.28 3.64 6.00 6.82 7.69
Местоимение-прилагательное 8.20 5.45 6.00 6.82 2.56
Частица 13.11 5.45 12.00 0.00 0.00
Местоименное наречие 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Числительное 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Числительное-прилагательное 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Междометие 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Часть композита — сложного слова 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Номер слова в предложении
11 12 13 14 15
Существительное 12.90 30.00 22.22 38.46 28.00
Глагол 16.13 23.33 14.81 19.23 16.00
Местоимение-существительное 3.23 3.33 0.00 3.85 8.00
Предлог 16.13 10.00 29.63 7.69 12.00
Союз 16.13 10.00 0.00 7.69 8.00
Прилагательное 22.58 3.33 14.81 11.54 20.00
Наречие 3.23 10.00 7.41 3.85 4.00
Местоимение-прилагательное 6.45 6.67 7.41 7.69 0.00
Частица 3.23 3.33 3.70 0.00 0.00
Местоименное наречие 0.00 0.00 0.00 0.00 4.00
Числительное 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Числительное-прилагательное 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Междометие 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Часть композита — сложного слова 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00

«Живой труп» на «Пароходе «Саратов»

Для полноты картины остаётся вспомнить пьесу Льва ТОЛСТОГО «Живой труп», рассказывающую о губительной силе пороков. Там возникает тема шантажа — и герои, чтобы не быть опороченными, вынуждены переводить деньги на подставное лицо в провинцию. Куда именно? Да в Саратов, конечно же! Где же ещё укрываться шантажистам?

Ну и незабываемый бунинский «Пароход «Саратов» из знаменитого цикла «Тёмные аллеи». Блестящий кавалерийский офицер, сражённый изменой своей кокотки-содержанки, убивает её, совсем как в мелодраме, и попадает на каторгу. Везут его туда через Индийский океан пароходом Добровольческого флота «Саратов» в компании таких же, как он, «голых арестантов с наполовину выбритыми страшными головами, в штанах из белой парусины, с кольцами кандалов на щиколотках босых ног». При чём тут Саратов? Во-первых, такой пароход был на самом деле, во-вторых, можно увидеть в названии мгновенный переход от пресловутой «красивой жизни» с гусарскими замашками к грубой, низменной прозе, из которой уже никогда не вырваться.

«А Саратов — кто?»

Так спрашивает маленький Алёша ПЕШКОВ в повести «Детство», когда на волжском пароходе слышит «странные, чужие слова»: «Саратов, матрос». С матросом дело быстро проясняется, а Саратов ему показывают в окно, и он видит фантасмагорическую картину: «За окном двигалась земля: тёмная, обрывистая, она курилась туманом, напоминая большой кусок хлеба, только что отрезанный от каравая». 

Эти детские воспоминания будущего писателя ГОРЬКОГО неотделимы от картин смерти: перед отплытием умирает его отец, а на пароходе — новорождённый брат. Саратов и здесь оказывается чем-то схожим с загробным царством.

В Саратове, на афише, вот такими буквами…

Чтобы совсем уж не обижать наш город, стоит сказать, что в классике есть страницы, где его приводят в пример.

— Я же мировой аттракцион. Меня же в Саратове на афише вот такими буквами печатали. (Показывает, какими буквами его печатали в Саратове.) «Неустрашимый капитан» Язычников и его говорящая собака Брунгильда» и «Зачем же обижать собачку? Её саратовская общественность на руках носила. Разве станет саратовская общественность простого барбоса на руках носить?»

Это говорит цирковой артист в пьесе тех же Ильфа и ПЕТРОВА «Под куполом цирка». Кстати, уместно вспомнить, что Саратов воспринимался не только как город воров, мошенников и босяков, но и как пристанище артистов — цирковых и театральных. Сам Гиляровский на нашей сцене играл. Александр ОСТРОВСКИЙ в письмах и записях вспоминает театральную жизнь Саратова. 

И рассказ ЧЕХОВА «Невидимые миру слёзы» начинается тирадой воинского начальника Ребротёсова: «В хороших городах, в Саратове, например, в клубах всегда ужин получить можно, а у нас, в нашем вонючем Червянске, кроме водки да чая с мухами, ни бельмеса не получишь».

Так что у «сливок» — чиновных и богемных — российской провинции Саратов был на очень даже неплохом счету. 

Грибоедов припечатал…

Самые неначитанные саратовцы непременно вспомнят перл Фамусова из комедии «Горе от ума»: «В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов, там будешь горе горевать». Московский вельможа собирается отправить непослушную дочь в тот край, куда в XIX в. ссылали сначала пленных из наполеоновской армии — европейцев «двунадесяти языков», потом участников бесчисленных польских восстаний, а заодно и всех неблагонадёжных разных национальностей и вероисповеданий, в частности евреев. Тогда за Средним и Нижним Поволжьем закрепилась слава «европейской Сибири».

Первое же известное упоминание Саратова в классике (комедию ГРИБОЕДОВ написал в 1822 г., напечатали её в 1833-м), похоже, и определило дальнейший имидж нашего города на страницах литературных произведений. Место ссылки, но ссылки мягкой — не Сибирь, не Сахалин, куда ссылали отъявленных и совсем пропащих, а окраина цивилизованного «русского мира», где снаружи «глушь», а под её покровом — вольнодумство, мечты, порывы, как высокие, так и низкие. Город в пограничном состоянии во всех смыслах — между Европой и Азией, между столицей и захолустьем, между реальностью и фантастикой. 

Здесь можно вспомнить фразу из черновых набросков ЛЕРМОНТОВА к «Герою нашего времени»: «Кто из людей, начиная жизнь, не думал кончить её как Александр Великий, а между тем претихо умирал от… в Саратовской губернии…» 

Сюжет

Тайны города С.

Раз уж зашла речь о Чехове, нельзя не сказать, что в творчестве Антона Павловича (который в Саратове не бывал) наш город вообще занимает видное место. Чего стоит один рассказ «Лошадиная фамилия», в которой бывший акцизный Овсов, «чудодейственный господин», изгоняющий зубную боль, после увольнения «в Саратове у тёщи живёт». При этом «его в Саратове каждая собака знает», а на прежнем месте никак не могут вспомнить фамилию, «простую… словно как бы лошадиную». 

Герой рассказа «Невеста» Саша — один из тех, кто зовёт к «новой жизни», пятнадцать лет не может окончить училище живописи, а потом «служит в московской литографии» — отправляется в очищающее душу путешествие по Волге (как и многие чеховские персонажи), попадает в Саратов и… умирает от чахотки. Заколдованное место, из которого нет возврата, где люди теряют жизнь и фамилии. 

«Дама с собачкой» Анна Сергеевна живёт с нелюбимым мужем в городе С. — это может быть Самара, Симбирск, Сызрань, Суздаль… Но создатели фильма по рассказу классика решили, что это именно Саратов — с тех пор так и принято считать. Город скучный, и весь окрашен в серый цвет: пол в лучшем номере гостиницы «весь обтянут серым солдатским сукном», «на столе чернильница, серая от пыли», напротив дома романтической героини — «забор, серый, длинный, с гвоздями», который вызывает ненависть влюблённого Гурова. Здесь тоже есть театр, но с «провинциальной толпой», «с вульгарными лорнетками», «под звуки плохого оркестра, дрянных обывательских скрипок». Высокие чувства героев стремятся вырваться из этой серости и пошлости, но вопрос — удастся ли им это? — писатель оставляет открытым. 

Тропами Хлестакова и Бендера

Великий ГОГОЛЬ навечно прописал в Саратовской губернии повесу Хлестакова, которого свора уездных жуликов-чиновников во главе с городничим приняла за ревизора из Петербурга. Указав его адрес в письме к приятелю Тряпичкину: «Пиши ко мне в Саратовскую губернию, а оттуда в деревню Подкатиловку», — автор «Ревизора» закрепил за нашими краями славу земли, где плутовство определяет сознание. 

Спустя примерно сто лет король жуликов Бендер прибудет в Арбатов — и само название, и целый ряд деталей городского пейзажа позволят литературоведам и краеведам сделать вывод, что дело происходит в Саратове, где незадолго до этого побывал Иехи́ел-Лейб Фа́йнзильберг, он же писатель Илья ИЛЬФ, соавтор «Золотого телёнка». Несколько лет назад даже было предложение открыть в нашем городе туристическую «Тропу Бендера». 

Конечно, эту версию поддерживают не все из знатоков истории и литературы, но само её рождение очень показательно. Для «детей лейтенанта Шмидта» — советских аферистов середины 1920-х гг. — «золотой Арбатовский участок, примыкавший к Респуб­лике немцев», становится мечтой. Именно здесь кривые стёжки судьбы сводят квартет жуликов — Бендера, Балаганова, Паниковского и Козлевича.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: