То ли Глупов, то ли Саратов
Разговор можно было бы продолжать до бесконечности: вспомнить, например, что ПУШКИН в «Истории Пугачёвского бунта» описывал трагические события в Саратове, и Лермонтов в неоконченном романе «Вадим» называет Саратовскую губернию тоже в связи с жестокостью бунтовщиков, что много написано о раскольниках-старообрядцах, укрывавшихся в скитах на берегах Волги и в заволжских степях. И романы Алексея ТОЛСТОГО, где Волга близ Саратова выглядит пустынной, как в те времена, когда к ней подходила конница ЧИНГИСХАНА. Да мало ли что ещё.
Но мне кажется, Саратов в классической русской литературе выглядит местом, с одной стороны — абсолютно типичным для провинции, почти нарицательным, с другой — территорией, где происходят фантастические вещи.
Как в рассказе Куприна «Люция», начинающегося портретом цирковой дрессировщицы Зениды, у которой «не то в Пензе, не то в Саратове, вырвался… из клетки во время представления лев». Все в ужасе и в панике, но «отчаянный помещик этой губернии Ознобишин, наездник, охотник, бретёр, выскочил на манеж — он единственный не потерялся в этой суматохе и безумии толпы — и очень смело открыл против морды зверя дождевой зонт». Лев растерялся и вернулся в клетку.
Финал же рассказа выглядит так.
«Чрез несколько месяцев я услышал, что тигрица Люция растерзала Зениду не то в Саратове, не то в Самаре.
Впрочем, так почти все укротители и укротительницы оканчивают свою жизнь».
А вот что писал САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН, отвечая на домыслы о том, какой город он описал в «истории одного города»: «Очень наивные и очень невинные люди утверждают, что я под Глуповым разумею именно Пензу, Саратов или Рязань… Во избежание дальнейших недоразумений, я вынужден громогласно объявить следующее: Глупов есть Глупов; это большое населённое место, которого аборигены именуются глуповцами».
Точнее не скажешь — если подумали, что про вас, так это про всех.
Буквы и знаки препинания
Всего букв | 5957 букв |
Всего знаков препинания | 294 знаков |
Знак | Кол-во (шт.) | Средн. кол-во на 1000 слов (шт.) |
, запятая | 157 | 134.42 |
. точка | 59 | 50.51 |
— тире | 8 | 6.85 |
? вопросительный знак | 18 | 15.41 |
! восклицательный знак | 11 | 9.42 |
… многоточие | 16 | 13.70 |
!.. восклицательный знак с многоточием | 0.00 | |
?.. вопросительный знак с многоточием | 0.00 | |
!!! тройной восклицательный знак | 0.00 | |
?! вопросительный знак с восклицанием | 0.00 | |
» кавычка | 0.00 | |
() скобки | 0.00 | |
: двоеточие | 24 | 20.55 |
; точка с запятой | 1 | 0.86 |
Буква | Кол-во (шт.) | Частота использования (в %) |
А | 523 | 8.78 |
Б | 91 | 1.53 |
В | 293 | 4.92 |
Г | 112 | 1.88 |
Д | 146 | 2.45 |
Е-Ё | 477 | 8.01 |
Ж | 112 | 1.88 |
З | 108 | 1.81 |
И-Й | 452 | 7.59 |
К | 257 | 4.31 |
Л | 299 | 5.02 |
М | 163 | 2.74 |
Н | 403 | 6.77 |
О | 698 | 11.72 |
П | 183 | 3.07 |
Р | 253 | 4.25 |
С | 312 | 5.24 |
Т | 300 | 5.04 |
У | 159 | 2.67 |
Ф | 14 | 0.24 |
Х | 50 | 0.84 |
Ц | 16 | 0.27 |
Ч | 89 | 1.49 |
Ш | 73 | 1.23 |
Щ | 22 | 0.37 |
Ь-Ъ | 120 | 2.01 |
Ы | 112 | 1.88 |
Э | 17 | 0.29 |
Ю | 39 | 0.65 |
Я | 129 | 2.17 |
Анализ 4
Бунин отлично пишет о любви, он описывает довольно простые и даже немного банальные ситуации, но через эти простые ситуации позволяет поразмыслить о любви. В рассказе Темные аллеи он описывает историю об упущенной любви, весь рассказ пронизан ностальгическим и печальным настроением.
Довольно ярко описывается придорожная гостиница, которая отличается чистотой, уютностью и комфортом. Также колоритно описывается хозяйка этой гостиницы – женщина стойкая и мудрая. Во всем прослеживается ее сдержанность и искренность, при этом, если мы можем где-то употребить такой эпитет как «святая женщина», то тут он является вполне актуальным.
Тем не менее, следует сказать обо всем по порядку. История начинается с того как гостиницу посещает видный военный, он узнает в хозяйке горничную, которую любил когда-то давно. Отношения завершились фактически его бегством и началом новой семьи с женщиной, которая более соответствовала ему по статусу.
Хозяйка гостиницы сетует на завершение отношений. Как потом выясняется она не завела новую семью и оставалась верной своей первой любви. Николай Алексеевич восхищается этому факту и поначалу не совсем верит, но затем убеждается в этом.
У главной героини характерное имя – Надежда. Она всегда хранила надежду в сердце, но для того чтобы как-то справиться с действительностью, пускала собственную любовь в другое русло. Она преобразовала чувство в трудолюбие и в итоге смогла из крепостной сделаться довольно состоятельной женщиной, которая имеет высокий достаток и пользуется почетом и уважением.
Оба героя понимают трагичность ситуации. Казалось бы, им следовало остаться в объятьях друг друга и начать новые отношения, так сказать, на слоне лет. Возможно из этого получалось бы какое-то счастье.
Тем не менее, главная героиня не может простить предательство и хранит разочарование в душе до сих пор. Надежда не хранит злобы и ведет себя довольно порядочно, не срывается на своего возлюбленного, в какой-то степени продолжает оставаться ему верной и не портит встречу.
Главный герой понимает как упустил собственное счастье и променял радости большого города и социальный комфорт на подлинную любовь.
Босяки Гиляровского и проститутки Куприна…
«Далеко за городом, под Лысой горой, были пустыри оврагов, населённых летом галаховцами, перекочевавшими из ночлежного дома Галахова на эту свою летнюю дачу. Здесь целый день кипела игра в орлянку. Пьянство, скандалы, драки. Играли и эти оборванцы, и бурлаки, и грузчики, а по воскресеньям шли толпами разные служащие из города и обитатели «Тараканьих выползков», этой бедняцкой окраины города».
Это отрывок из «Моих скитаний»
ГИЛЯРОВСКОГО, знаменитого «дяди Гиляя», знатока русского босячества, хитровских воров и саратовских «галаховцев». Король московских репортёров очень любил Саратов, не один раз в нём бывал и описал самые яркие впечатления от него.
— Бывало, захожу в «Саратов», /Швейцар бежит ко мне стрелой, /Теперь же гонят все по шее, /На шкалик дай мне, братец мой!
А это «дряблой фистулой» поёт Ванька-Встанька, бывший землемер и бывший человек, кормящийся в качестве шута и паяца при публичном доме в повести КУПРИНА «Яма». Злачное место, описанное в повести, находится не на Волге, а «на дальней окраине большого южного города», да и поётся не о городе, а о старейшем московском трактире «Саратов», весьма приличном заведении. Но всё же — ещё одно упоминание в весьма характерном контексте.
Части речи на позициях в предложении
Номер слова в предложении | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Существительное | 11.00 | 10.87 | 16.09 | 26.32 | 18.84 |
Глагол | 11.00 | 31.52 | 22.99 | 17.11 | 15.94 |
Местоимение-существительное | 32.00 | 10.87 | 6.90 | 15.79 | 14.49 |
Предлог | 5.00 | 6.52 | 14.94 | 7.89 | 11.59 |
Союз | 25.00 | 6.52 | 2.30 | 11.84 | 11.59 |
Прилагательное | 3.00 | 4.35 | 10.34 | 6.58 | 8.70 |
Наречие | 3.00 | 14.13 | 12.64 | 7.89 | 8.70 |
Местоимение-прилагательное | 2.00 | 6.52 | 6.90 | 2.63 | 5.80 |
Частица | 5.00 | 5.43 | 5.75 | 2.63 | 4.35 |
Местоименное наречие | 1.00 | 3.26 | 1.15 | 0.00 | 0.00 |
Числительное | 1.00 | 0.00 | 0.00 | 1.32 | 0.00 |
Числительное-прилагательное | 1.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Междометие | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Часть композита — сложного слова | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Номер слова в предложении | |||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Существительное | 29.51 | 29.09 | 34.00 | 27.27 | 38.46 |
Глагол | 18.03 | 23.64 | 12.00 | 18.18 | 10.26 |
Местоимение-существительное | 0.00 | 5.45 | 6.00 | 9.09 | 12.82 |
Предлог | 9.84 | 9.09 | 8.00 | 13.64 | 12.82 |
Союз | 9.84 | 5.45 | 2.00 | 4.55 | 0.00 |
Прилагательное | 8.20 | 12.73 | 14.00 | 13.64 | 15.38 |
Наречие | 3.28 | 3.64 | 6.00 | 6.82 | 7.69 |
Местоимение-прилагательное | 8.20 | 5.45 | 6.00 | 6.82 | 2.56 |
Частица | 13.11 | 5.45 | 12.00 | 0.00 | 0.00 |
Местоименное наречие | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Числительное | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Числительное-прилагательное | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Междометие | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Часть композита — сложного слова | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Номер слова в предложении | |||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
Существительное | 12.90 | 30.00 | 22.22 | 38.46 | 28.00 |
Глагол | 16.13 | 23.33 | 14.81 | 19.23 | 16.00 |
Местоимение-существительное | 3.23 | 3.33 | 0.00 | 3.85 | 8.00 |
Предлог | 16.13 | 10.00 | 29.63 | 7.69 | 12.00 |
Союз | 16.13 | 10.00 | 0.00 | 7.69 | 8.00 |
Прилагательное | 22.58 | 3.33 | 14.81 | 11.54 | 20.00 |
Наречие | 3.23 | 10.00 | 7.41 | 3.85 | 4.00 |
Местоимение-прилагательное | 6.45 | 6.67 | 7.41 | 7.69 | 0.00 |
Частица | 3.23 | 3.33 | 3.70 | 0.00 | 0.00 |
Местоименное наречие | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 4.00 |
Числительное | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Числительное-прилагательное | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Междометие | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Часть композита — сложного слова | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
«Живой труп» на «Пароходе «Саратов»
Для полноты картины остаётся вспомнить пьесу Льва ТОЛСТОГО «Живой труп», рассказывающую о губительной силе пороков. Там возникает тема шантажа — и герои, чтобы не быть опороченными, вынуждены переводить деньги на подставное лицо в провинцию. Куда именно? Да в Саратов, конечно же! Где же ещё укрываться шантажистам?
Ну и незабываемый бунинский «Пароход «Саратов» из знаменитого цикла «Тёмные аллеи». Блестящий кавалерийский офицер, сражённый изменой своей кокотки-содержанки, убивает её, совсем как в мелодраме, и попадает на каторгу. Везут его туда через Индийский океан пароходом Добровольческого флота «Саратов» в компании таких же, как он, «голых арестантов с наполовину выбритыми страшными головами, в штанах из белой парусины, с кольцами кандалов на щиколотках босых ног». При чём тут Саратов? Во-первых, такой пароход был на самом деле, во-вторых, можно увидеть в названии мгновенный переход от пресловутой «красивой жизни» с гусарскими замашками к грубой, низменной прозе, из которой уже никогда не вырваться.
«А Саратов — кто?»
Так спрашивает маленький Алёша ПЕШКОВ в повести «Детство», когда на волжском пароходе слышит «странные, чужие слова»: «Саратов, матрос». С матросом дело быстро проясняется, а Саратов ему показывают в окно, и он видит фантасмагорическую картину: «За окном двигалась земля: тёмная, обрывистая, она курилась туманом, напоминая большой кусок хлеба, только что отрезанный от каравая».
Эти детские воспоминания будущего писателя ГОРЬКОГО неотделимы от картин смерти: перед отплытием умирает его отец, а на пароходе — новорождённый брат. Саратов и здесь оказывается чем-то схожим с загробным царством.
В Саратове, на афише, вот такими буквами…
Чтобы совсем уж не обижать наш город, стоит сказать, что в классике есть страницы, где его приводят в пример.
— Я же мировой аттракцион. Меня же в Саратове на афише вот такими буквами печатали. (Показывает, какими буквами его печатали в Саратове.) «Неустрашимый капитан» Язычников и его говорящая собака Брунгильда» и «Зачем же обижать собачку? Её саратовская общественность на руках носила. Разве станет саратовская общественность простого барбоса на руках носить?»
Это говорит цирковой артист в пьесе тех же Ильфа и ПЕТРОВА «Под куполом цирка». Кстати, уместно вспомнить, что Саратов воспринимался не только как город воров, мошенников и босяков, но и как пристанище артистов — цирковых и театральных. Сам Гиляровский на нашей сцене играл. Александр ОСТРОВСКИЙ в письмах и записях вспоминает театральную жизнь Саратова.
И рассказ ЧЕХОВА «Невидимые миру слёзы» начинается тирадой воинского начальника Ребротёсова: «В хороших городах, в Саратове, например, в клубах всегда ужин получить можно, а у нас, в нашем вонючем Червянске, кроме водки да чая с мухами, ни бельмеса не получишь».
Так что у «сливок» — чиновных и богемных — российской провинции Саратов был на очень даже неплохом счету.
Грибоедов припечатал…
Самые неначитанные саратовцы непременно вспомнят перл Фамусова из комедии «Горе от ума»: «В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов, там будешь горе горевать». Московский вельможа собирается отправить непослушную дочь в тот край, куда в XIX в. ссылали сначала пленных из наполеоновской армии — европейцев «двунадесяти языков», потом участников бесчисленных польских восстаний, а заодно и всех неблагонадёжных разных национальностей и вероисповеданий, в частности евреев. Тогда за Средним и Нижним Поволжьем закрепилась слава «европейской Сибири».
Первое же известное упоминание Саратова в классике (комедию ГРИБОЕДОВ написал в 1822 г., напечатали её в 1833-м), похоже, и определило дальнейший имидж нашего города на страницах литературных произведений. Место ссылки, но ссылки мягкой — не Сибирь, не Сахалин, куда ссылали отъявленных и совсем пропащих, а окраина цивилизованного «русского мира», где снаружи «глушь», а под её покровом — вольнодумство, мечты, порывы, как высокие, так и низкие. Город в пограничном состоянии во всех смыслах — между Европой и Азией, между столицей и захолустьем, между реальностью и фантастикой.
Здесь можно вспомнить фразу из черновых набросков ЛЕРМОНТОВА к «Герою нашего времени»: «Кто из людей, начиная жизнь, не думал кончить её как Александр Великий, а между тем претихо умирал от… в Саратовской губернии…»
Сюжет
Тайны города С.
Раз уж зашла речь о Чехове, нельзя не сказать, что в творчестве Антона Павловича (который в Саратове не бывал) наш город вообще занимает видное место. Чего стоит один рассказ «Лошадиная фамилия», в которой бывший акцизный Овсов, «чудодейственный господин», изгоняющий зубную боль, после увольнения «в Саратове у тёщи живёт». При этом «его в Саратове каждая собака знает», а на прежнем месте никак не могут вспомнить фамилию, «простую… словно как бы лошадиную».
Герой рассказа «Невеста» Саша — один из тех, кто зовёт к «новой жизни», пятнадцать лет не может окончить училище живописи, а потом «служит в московской литографии» — отправляется в очищающее душу путешествие по Волге (как и многие чеховские персонажи), попадает в Саратов и… умирает от чахотки. Заколдованное место, из которого нет возврата, где люди теряют жизнь и фамилии.
«Дама с собачкой» Анна Сергеевна живёт с нелюбимым мужем в городе С. — это может быть Самара, Симбирск, Сызрань, Суздаль… Но создатели фильма по рассказу классика решили, что это именно Саратов — с тех пор так и принято считать. Город скучный, и весь окрашен в серый цвет: пол в лучшем номере гостиницы «весь обтянут серым солдатским сукном», «на столе чернильница, серая от пыли», напротив дома романтической героини — «забор, серый, длинный, с гвоздями», который вызывает ненависть влюблённого Гурова. Здесь тоже есть театр, но с «провинциальной толпой», «с вульгарными лорнетками», «под звуки плохого оркестра, дрянных обывательских скрипок». Высокие чувства героев стремятся вырваться из этой серости и пошлости, но вопрос — удастся ли им это? — писатель оставляет открытым.
Тропами Хлестакова и Бендера
Великий ГОГОЛЬ навечно прописал в Саратовской губернии повесу Хлестакова, которого свора уездных жуликов-чиновников во главе с городничим приняла за ревизора из Петербурга. Указав его адрес в письме к приятелю Тряпичкину: «Пиши ко мне в Саратовскую губернию, а оттуда в деревню Подкатиловку», — автор «Ревизора» закрепил за нашими краями славу земли, где плутовство определяет сознание.
Спустя примерно сто лет король жуликов Бендер прибудет в Арбатов — и само название, и целый ряд деталей городского пейзажа позволят литературоведам и краеведам сделать вывод, что дело происходит в Саратове, где незадолго до этого побывал Иехи́ел-Лейб Фа́йнзильберг, он же писатель Илья ИЛЬФ, соавтор «Золотого телёнка». Несколько лет назад даже было предложение открыть в нашем городе туристическую «Тропу Бендера».
Конечно, эту версию поддерживают не все из знатоков истории и литературы, но само её рождение очень показательно. Для «детей лейтенанта Шмидта» — советских аферистов середины 1920-х гг. — «золотой Арбатовский участок, примыкавший к Республике немцев», становится мечтой. Именно здесь кривые стёжки судьбы сводят квартет жуликов — Бендера, Балаганова, Паниковского и Козлевича.