Петлистые уши — рассказ И.А.Бунина. Краткое содержание
Рассказ Ивана Бунина «Петлистые уши», показывает читателю тайны человеческой натуры. Главным героем произведения, является Адам Соколович, которого автор описывает как сильно высокого человека. Внешность у Соколовича довольно приятная. Он строгим взглядом смотрит на окружающих людей, посматривая на памятники и городские жилища. Многие, кто встречался с ним взглядом, испытывали чувство какой — то неприязни.
Писатель ярко выражает образ Соколовича в самом начале произведения. Он пишет о своем герое, как о человеке, отличающимся отсутствием тяги к подвижной деятельности своего внутреннего «Я». Единственной силой, которая побуждает героя к поступкам, является жажда убийства. Здесь необходимо отметить, что внутренний мир Соколовича не обусловлен историческими мотивами, в которых заключаются особенности социального общества, воспитания и другое. Автор полностью подчиняет умственные наклонности своего героя физическим, низменным характеристикам человеческого существа.
В рассказе, выражены все мысли Бунина, который истолковывает человеческую цивилизацию, как неизменную потребность в жестокости человека. В своих словах Соколович смешал все времена и страны, революции и монархию, настаивая на том, что всегда человек стремился только к убийству, при этом, не испытывая угрызений совести.
Нужно сказать, что рассказ подобен произведению Достоевского «Преступление и наказание». Однако Достоевский никогда не был уверен в том, что убийства рождают мучения совести. И здесь проявляется расхождение взглядов великих писателей, которое полностью опровергает утверждения Достоевского. Великий русский писатель создавал образ человека свободного, который имеет право выбора для совершения своих поступков.
Вопреки ему, Бунин не оставил выбора свободы мысли. Его персонаж постоянен в своём мышлении и полностью подчиняется физической природе. Соколович может быть только убийцей и никем другим. Он является патологической личностью, без чувства вины перед нравственностью и законами государства. Произведение «Петлистые уши», даёт понять читателю, что автор пытался противостоять приёмам одного и того же типажа в русской литературе того времени. В герое выражено такое мировоззрение, которое присуще людям во все времена, и не поддаётся их воле.
Подснежник — рассказ И.БунинаВ деревне — рассказ И.БунинаЧитать рассказы И.А.Бунина
Содержание
Матрос Адам Соколович — человек очень высокого роста, на лицо весьма приятный. Он сурово смотрит на людей. «Всякий, кому он попадался на глаза, испытывал чувство смутной неприязни».
Однажды, страдая бездельем, он гуляет по городу, заглядывает в витрины магазинов, а вечером забредает в дешёвый ресторан. Там он встречает двух матросов и все втроём садятся за стол. Соколович часто курит трубку, а потом медленно пьёт из чашки кавказский коньяк. Его собутыльники матросы часто спорят и каждый пытается выпячивать собственную персону в разговоре. Соколович молчит и не лезет в их спор, хотя пьёт столько же, как и они, при этом абсолютно не пьянеет.
Это не нравится двум матросам и они предъявляют претензии. А Соколович объясняет им, что «вино на него совсем не действует, потому что он — выродок». Матросы удивляются, спрашивают, как же «можно узнать такого выродка, если он здоров, как кабан?». На что Соколович отвечает, что «у выродков уши — в форме петли, той петли, которой и давят их».
После этого Соколович долго рассказывает им о войнах, убийствах, палачах, о том, что есть люди, совсем не испытывающие угрызения совести после совершения убийства. Затем замолкает, думая о чём-то своём, а в итоге говорит, что «людей, вообще, тянет к убийству женщины гораздо больше, чем к убийству мужчин».
Начинает темнеть, и Соколович, выйдя из ресторана, идёт к Невскому проспекту. По пути снова забредает в забегаловку, там снова пьёт. Когда в Петербурге наступает чёрная ночь, он выходит из этого заведения и идёт на панель, где «гуляющим шагом бродят беспечные на вид, но до нутра продрогшие от ледяной сырости, нарядные до невообразимости женщины».
Соколович берёт одну из них и едет в гостиницу «Белград». Там их встречает сонный Нянчук, он получает от Соколовича деньги и засыпает снова. Соколович и его дама идут в один из номеров.
Утром его будит Соколович, который снова даёт Нянчуку денег и просит отпереть входную дверь. После ухода матроса Нянчук снова пробует уснуть, но понимает, что уже не может этого сделать.
И тут его взгляд падает на дверь номера, из которого вышел Соколович. Нянчук идёт туда и открывает дверь. Войдя в номер, он видит, что на кровати навзничь лежит женщина, и голова её придавлена двумя подушками…
Библиография / References
— Русский архив в Лидсе. Фонд 1066. Бунин И.А. Ед. хр. 405 (РАЛ. MS 1066/405).
(Leeds Russian Archive. MS 1066/405.)
— РГАЛИ. Фонд 44. Опись 3. Ед. хр. 4. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. Книга IV.
(RGALI. Foundation 44. Opis 3. Box 4. Bunin I. Zhizn’ Arsenjeva. Kniga IV.)
— Бунин И.А. Освобождение Толстого. Paris: YMCA-Press, 1937.
(Bunin I.A. Osvobozhdenije Tolstogo. Paris: YMCAPress, 1937.)
— Бунин И.А. Петлистые уши и другие рассказы. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954.
(Bunin I.А. Petlistye ushi i drugie rasskazy. New York: Chekhov Publishing House, 1954.)
— Литературное наследство. Т. 110. И.А. Бунин. Новые исследования и материалы. Кн. 1. М.: ИМЛИ РАН, 2019.
(Literaturnoe nasledstvo. Vol. 110. I.A. Bunin. Novye materialy i issledovanija. Book 1. Moscow, 2019.)
— Пономарев Е.Р. И.А. Бунин и Л.Н. Толстой: Автореферат дис. … канд. филол. наук. СПб.: СПбГУ, 2000.
(Ponomarev E. Ivan Bunin and Lev Tolsoy: Avtoreferat dis. … kand. filol. nauk. Saint Petersburg, 2000.)
— Пономарев Е.Р. Россия, растворенная в вечности. Жанр житийной биографии в литературе русской эмиграции // Вопросы литературы. 2004. № 1. С. 84—111.
(Ponomarev E. Rossija, rastvorennaja v vechnosti. Zhanr zhitijnoj biografii v literature russkoj emigracii // Voprosy literatury. 2004. № 1. P. 84— 111.)
— Пономарев Е.Р. «Жизнь Арсеньева» как история моего современника: движение автобиографических форм повествования от В. Г. Короленко к И. А. Бунину // Вестник СПбГУКИ. 2014. № 4(21). С. 152—165; 2015. № 1(22). С. 143—150.
(Ponomarev E. «Zhizn’ Arsenieva» kak istorija moego sovremennika: dvizhenije avtobiograficheskih form povestvovanija ot V.G. Korolenko k I.A. Buninu // Vestnik SPbGUKI. 2014. № 4(21). P. 152—165; № 1(22). P. 143—150.)
— Пономарев Е. Р. Интертекст «Темных аллей». Растворение новеллы в позднем творчестве И.А. Бунина // НЛО. 2018. № 150. С. 186—203.
(Ponomarev E. Intertext «Temnyh allej». Rastvorenije novelly v pozdnem tvorchestve I.A. Bunina // NLO. 2018. № 150. P. 186—203.)
— Пономарев Е. Р. Преодолевший модернизм: Творчество И.А. Бунина эмигрантского периода. М.: Литфакт, 2019.
(Ponomarev E. Preodolevshij modernism. Tvorchestvo I.A. Bunina emigrantskogo perioda. Moscow, 2019).
— Сливицкая О.В. «Повышенное чувство жизни». Мир Ивана Бунина. М.: , 2004.
(Slivitskaya O. «Povyshennoe chuvstvo zhizni». Mir Ivana Bunina. Moscow, 2004.)
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-012-00290 в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН.
Грубость и физиологичность характеризуют, по Бунину, бытовую речь Л.Н. Толстого. В «Освобождении Толстого» этот мотив несколько смягчен, но в отдельных сохранившихся набросках проступает рельефно .
Название одной из крупнейших российских газет маркирует «прежнюю жизнь» вообще — в той же функции «Новое время» упоминается и в «Темных аллеях», в рассказе «Генрих» (там добавляется еще одна функция: ощущение единства России и Европы. «Новое время» герой покупает на набережной Ниццы).
Интересно и продолжение наброска — рассуждение переходит на недавно умерших знакомых и друзей: «Ходасевич, Шаляпин ничего не знают — о том, что Фр и Англ объявили 2 сент 39 г. войну Германии… Кульман не узнает, чем кончится война… И я, может быть, не узнаю. Досадно!» .
Здесь вспоминается стихотворение В.Ф. Ходасевича «Из дневника» (1925), вероятно, в свое время прочитанное Буниным:
Пора не быть, а пребывать,
Пора не бодрствовать, а спать,
Как спит зародыш крутолобый,
И мягкой вечностью опять
Обволокнуться, как утробой.
Монография О.В. Сливицкой — одна из лучших книг, когда-либо написанных о Бунине, — представляет «Мир Ивана Бунина» статически, без учета динамизма его творчества. Некоторые идеи этой книги кажутся безусловно верными для одних периодов творчества и совсем не верными для других.
Критика
Елена Колотоновская в письме Бунину написала: «Рассказ „Петлистые уши“ глубоко поразил меня и взволновал. Кажется, это сильнее всего написанного Вами ранее… Но Вы, конечно, не об этом спрашиваете меня, а о сущности впечатления: чувствую ли я изображенное в рассказе как правду? Я думаю, что сейчас всё так именно чувствую… сейчас все очевидцы мировых событий уже пришли к одной точке — к тому ощущению жизни и человека, которым проникнут Ваш страшный рассказ… Вы зачерпнули от самой гущи переживаемых теперь ужасов и это придало его непреходящему содержанию особенную остроту».
Критик Абрам Дерман отмечал актуальность этого рассказа: «тезисы Вашего рассказа идут ведь по линии текущих событий».
Марк Алданов называл этот рассказ одним из лучших у Бунина.