Осеева валентина рассказ «почему»

Урок литературного чтения по фгос, 2 класс. школа россии. осеева «почему?»

Короткие рассказы В. Осеевой как методический инструмент обучения анализу текста

Обучение анализу текста в современной лингвометодике выступает одним из основных средств формирования коммуникативно-речевых компетенций, направленных на понимание и восприятие прочитанного. Это важный аспект функциональной грамотности, которая предполагает развитие умения информационного анализа текста, а также его интерпретации на разных уровнях смысла. Однако на практике обучение анализу текста на уроке русского языка затруднено из-за нехватки времени или отсутствия небольших, но емких по содержанию текстов, которые могли бы стать материалом для аналитической работы. В этом отношении короткие рассказы В. Осеевой являются примером текстов небольшого объема, но значительной семантической глубины, приближающей их к художественным притчам. Постижение смысла рассказа через комплексный анализ текста является инструментом развития навыков, лежащих в основе функциональной грамотности.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Определение 1

Анализ текста в школьной практике предстает как методический прием и дидактическое упражнение, которые направлены на развитие навыков разбора и оценки текста с точки зрения разных уровней его структуры: проблемно-тематического и идейного, содержательного, формального.

Анализ текста характеризуется целостностью и комплексным характером, поскольку направлен на постижение авторского замысла через изучение отдельного аспекта текстового единства.

Короткие рассказы В. Осеевой используются на уроке как дидактическое средство обучения анализу текста на различных уровнях. Рассмотрим особенности использования коротких рассказов при обучении анализу текста для написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Этот вид упражнения востребован при подготовке учащихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации по русскому языку, а также служит средством развития речетворческих навыков.

Методика работы по обучению анализу текста на примере рассказов В. Осеевой включает ряд последовательных приемов:

  1. Чтение рассказа про себя, а затем выразительно вслух.
  2. Беседа по вопросам, которые условно можно разделить на два блока: «тонкие» вопросы, касающиеся содержания рассказа, характеристики героев, и «толстые» вопросы, относящиеся к проблематике и идейному замыслу рассказов.
  3. Поиск ключевых слов и составление смыслового «тезауруса» текста, который оформляется в виде ментальной карты или «облака слов».
  4. Формулировка проблем, поднятых в тексте, на основе анализа ключевых слов.
  5. Поиск в тексте рассказов аргументов, подтверждающих правильность выделения проблемы.
  6. Анализ маркеров (лексических, смыслов) авторской позиции, а также формулировка авторской позиции.
  7. Выражение собственного отношения к поднятой автором проблеме с привлечением дополнительных аргументов из других литературных источников или из жизненного опыта.

Читательский дневник по рассказу «Почему» Валентины Осеевой

Название произведения: «Почему»

Число страниц: 2

Жанр: рассказ

Главные герои: пёс Бум, мальчик, мама.

Характеристика главных героев:

Мальчик — шкодник и затейник.

Не хватило смелости признаться маме в содеянном проступке.

Совестливый.

Пожалел невиновного пса и признался маме.

Мама — справедливая и мудрая женщина.

Поверила сыну и не стала разбираться в сложившейся ситуации.

Отходчивая.

Бум — безобидный и добрый пёс.

Был наказан, хотя ничего не сделал.

Краткое содержание рассказа «Почему»

Мальчик катался на стуле, и в один момент упал с него.

За собой он потащил скатерть, разбив тем самым чашку покойного папы.

Мальчик побоялся сказать маме правду и свалил всю вину на пса Бума.

Мама выгнала пса на улицу и сказала, что собака станет жить в будке.

Мальчику было жаль пса.

И когда начался дождь, он признался маме.

Бума срочно запустили в дом.

Основная мысль рассказа «Почему»

Главная мысль рассказа в том, что ложь никогда не будет оправданием.

Основная идея рассказа в том, что за свои поступки нужно уметь отвечать, не сваливая вину на других.

Чему учит рассказ

Рассказ учит, что нельзя врать ни при каких обстоятельствах.

Учит быть открытым, честным, уметь признавать ошибки.

Учит любить домашних животных.

Краткий отзыв по рассказу «Почему» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что иногда важно сразу признаться в своём проступке, чем страдать долгое время, ощущая собственную вину. И что никогда нельзя сваливать вину на другого, особенно если он не может ничего сказать в своё оправдание

И что никогда нельзя сваливать вину на другого, особенно если он не может ничего сказать в своё оправдание.

Это интересный и поучительный рассказ.

Автору удалось объяснить читателю, как нельзя поступать.

Почему лучше признаться и понести наказание, чем обвинить другого.

Он сильно переживал о собаке и этого говорит о том, что он был добрый и отзывчивый.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что обвинить другого легко.

А признать свою ошибку тяжело.

Но совесть не даст человеку спокойно спать, зная, что где-то рядом страдает невиновный.

Пословицы к рассказу:

  • Лучше печальная правда, чем радостная ложь.
  • Маленькая ложь за собой большую ведёт.
  • Где правда, там и счастье.
  • Били Фому за Ерёмину вину.
  • Повинную голову меч не сечёт.

Ещё читательские дневники по произведениям В. Осеевой:

  • «Просто старушка»
  • «Три товарища»
  • «Хорошее»
  • «До первого дождя»
  • «Собака яростно лаяла»
  • «Волшебное слово»
  • «Сыновья»
  • «Синие листья»

Библиотека произведений автора пополняется.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: