Вечер накануне ивана купала

«вечер накануне ивана купала», анализ повести гоголя

«Вечер накануне Ивана Купала» краткое содержание повести Гоголя

Дьячок Фома Григорьевич, хотя и не любил рассказывать одну и ту же историю, узнав, что его история была напечатана, а теперь ее возит «панич в гороховом кафтане», заявил, что все это брехня, и начал рассказывать заново.

Его дед рассказал ему историю о тех временах, когда Диканька была еще самым бедным хутором. Часто там показывался Басаврюк — человек, которого лучше было назвать дьяволом в человеческом обличье. Стоило взять от него подарок, как ночью появлялась какая-нибудь нечисть и принималась душить за шею, если это было монисто,

кусать за палец, если это был перстень, или тянуть за косу, если это была лента.

Взгляд этого человека вызывал ужас, в церковь он не ходил.

Жил в селе казак Корж, у которого была красивая дочь Пидорка. Полюбилась она его работнику Петру Безродному. Девушка тоже полюбила парня, даже позволила поцеловать. Корж, увидев целующуюся парочку, прогнал Петруся, а дочь решил отдать за богатого ляха.

Когда Ивась, шестилетний брат Пидорки, сообщил Петру, что дело уже идет к свадьбе, отправился юноша в шинок, где встретил Басаврюка.

Напившийся с горя Петрусь согласился выполнить его поручение как раз в ночь на Ивана Купалу,

когда цветет папоротник и случаются чудеса. В полночь пробрались они к трем пригоркам, где нужно было сорвать цветок папоротника и не оглядываться, даже если будет страшно. После появился сам Басаврюк синий, как мертвец. Приказал он отдать папоротник красавице и делать все, что она прикажет, иначе пропадет навеки. «Красавицей» оказалась старуха-ведьма, забрала она цветок, что-то долго над ним шептала, спрыскивая водой. Велела она после этого бросить цветок, но когда Петрусь бросил его вверх, не упал цветок на землю, а раскрылся и плыл, как лодка, по воздуху.

Когда же стал меньше макового зернышка и опустился на землю, Басаврюк приказал в этом месте копать.

Взял Петр в руки заступ, принялся копать и наткнулся на сундук, окованный железом. Хотел он его в руки взять, но сундук стал уходить в землю. Раздалось ведьмино шипение: «Не видать тебе золота, пока не прольешь кровь человеческую». Подвела ведьма ребенка, накрытого белой простыней, и подала знак, чтобы Петрусь отсек ему голову.

Обомлел юноша, сдернул простыню, а там Ивась, младший брат Пидорки. Растерялся юноша, но ведьма топнула ногой, и все, что под землей, стало видимым: золотые червонцы и драгоценные камни.

Помутился ум у парубка, схватил он нож, и кровь безвинного ребенка хлынула ему в лицо. Раздался дьявольский хохот, ведьма пила кровь из обезглавленного трупа, а Петрусь бросился бежать, влетел в свою каморку и заснул мертвым сном. Очнулся только на третий день и обнаружил в ногах у себя два мешка с золотом.

Не помнил он ничего, даже откуда взялись мешки.

Корж, увидев эти мешки, сразу подобрел и сказал, что Петр для него всегда был как сын родной. Пидорка рассказала, что Ивася украли проходившие цыгане. Вскоре сыграли молодые богатую свадьбу и зажили, «словно пан с панею». Только люди все гадали, откуда пришло богатство. Понимали, что неспроста все это.

А тут еще Басаврюк пропал. Петрусь же целыми днями молча сидел, будто пытался вспомнить: вот он пришел в шинок, начал пить водку, а кто-то вдруг бьет ему по плечу. Дальше все туманом покрыто, и пот катится по лицу, после чего Петрусь в изнеможении падает.

Чего только не делала Пидорка, чтобы вылечить своего мужа, но ничего не помогало. Прошел год, Петрусь вовсе разумом помутился: весь оброс, одичал, все время сидел возле мешков с золотом и силился что-то вспомнить. Решилась Пидорка на последнее средство: отправилась она к колдунье, которая жила в Медвежьем овраге.

Долго уговаривала ее прийти к ним в избу, наконец уговорила, как раз в ночь накануне Ивана Купалы.

Петрусь, лежавший на лавке в беспамятстве, вглядевшись, задрожал, захохотал и страшно закричал: «Вспомнил!» Он с силой бросил в старуху топор, старуха пропала, а на ее месте оказался мальчик лет семи. Пидорка бросилась к пропавшему брату, но привидение порылось кровью с ног до головы и осветило всю хату. Девушка в ужасе выбежала, и двери захлопнулись.

Когда люди вбежали в хату, на месте Петруся осталась кучка пепла, а в мешках вместо золота оказались черепки.

Пидорка ушла на богомолье, и земляки видели в Киевской лавре похожую на нее монахиню, высохшую, как скелет, и беспрестанно молящуюся. Зато вновь появился Басаврюк, которого теперь все сторонились, потому что поняли: он воплощение сатаны, принимающий человеческий облик, чтобы открывать клады. Люди побросали землянки и перебрались в село, а шинок был разрушен.

Краткое содержание «Вечер накануне Ивана Купала»

Когда Диканька ещё была бедным селом, часто наведывался туда бродячий казак по имени Басаврюк. Селяне считали, что он связан с нечистой силой, ведь любой принявший от него подарок мучился кошмарами и видениями. В это же время жил в селе молодой парубок Петрусь, страстно влюбленный в дочку зажиточного казака Коржа, девушку звали Пидорка. Получив отказ, убитый горем Петрусь идет в корчму и там встречает Басаврюка. Последний, выслушав рассказ молодого парня, обещает ему помочь разбогатеть. Недолго думая, Петрусь соглашается. По уговору должны были они вдвоем пойти в лес, а там найти и сорвать цветок папоротника, который цветет только один раз в году, в ночь на Ивана Купала. После долгих поисков они находят поле с цветами и Басаврюк приказывает напарнику сорвать папоротник, а сам исчезает. Побоявшись нечистой силы, Петрусь срывает цветок. Вдруг откуда ни возьмись появляется старая ведьмина изба, а рядом Басаврюк. Из избы выбегает собака, чудесным образом превращаясь в кошку, а потом в ведьму.

С помощью ведьмы они находят место, где зарыт клад, пытаются достать, но каждый раз сундук с золотом проваливается все глубже. Ведьма заявляет, что снять заклятие можно только обагрив землю кровью безвинного ребенка. Подводит к ним мальчика, укутанного с ног до головы в белую простыню, и приказывает Петрусю отрубить ему голову. Срывает молодой казак простынь, а там младший брат Пидорки Ивась. Сначала он наотрез отказывается убивать дитя, тогда хитрый Басаврюк пугает его тем, что тогда не увидит парубок своей возлюбленной. Убив мальчика, Петрусь убегает из проклятого леса.

Два дня беспробудно проспав у себя дома, находит Петрусь мешки с золотом, начисто не помня события той страшной ночи. Через некоторое время отец Пидорки дает согласие на свадьбу дочери, видя, как разбогател молодой казак. А селяне замечают, что изменился Петрусь и какая-то мысль не даёт ему покоя. Пытается он что-то вспомнить, да не может. Проходят месяцы, Петрусь извелся весь, нет ему покоя. Стараясь помочь мужу, молодая жена приводит в хату ведьму. Петрусь узнает колдунью и запускает в неё топором. Тотчас всё жилище озаряется кроваво-красным светом и вместо старухи появляется убитый Иваська. В панике девушка выбегает из дому. Сбежавшиеся на ее крики хуторяне выламывают дверь, но находят там только горсть пепла, а в мешках вместо монет черепки. Потрясенная случившимся, молодая девушка отправляется в монастырь. Басаврюка с тех пор селяне обходят стороной, видя в нем дьявола в обличье человека.

Читать также: Краткое содержание «Майская ночь, или Утопленница»

Краткое содержание повести «Вечер накануне Ивана Купала» подробно

Историю эту, местный дьяк Фома Григорьевич узнал от родного деда, который в жизни своей никогда не лгал. А тому поведала об этом его тётушка, уже более ста лет этой истории. В давние времена в бедном хуторе появился несметно богатый человек жуткой наружности.

Одаривал он жителей щедрыми подарками просто так. Да только тех, кто его дары принимал, начинала донимать всякая нечисть. Люди прозвали его Басаврюком и считали не иначе как дьяволом в человеческом обличье.

В том же хуторе жил Петро Безродный, был он хорош собою, только беден. Ходил юноша в работниках у старого казака Коржа. У Коржа была дочка Пидорка, девица редкой красоты, и полюбили они с Петром друг друга. Узнал об этом отец девушки, хотел парня высечь, но остановил его шестилетний брат Пидорки, Ивась.

Тогда Корж прогнал Безродного, а дочь-красавицу решил замуж выдать за богатого заезжего ляха. Так горевала Пидорка, что хотела даже с жизнью проститься. Рассказал Ивась Петру, что сестра его задумала.

Напился парень с горя, а Басаврюк тут как тут: пообещал парню два мешка чистого золота за одну услугу. Чтоб вернуть свою возлюбленную, не раздумывая, заключил Безродный уговор с нечистой силой. В ночь на Ивана Купала должен был Петрусь прийти в означенное место в лесу и сорвать цветок папоротника.

Так и сделал. Вмиг зашипела кругом нечисть и явилась перед ними старая скрюченная ведьма Яга. Старуха указала место, где под землёй зарыты были несметные сокровища, но, чтобы их достать, должен был Петро пролить невинную кровь.

Привели на поляну дитя, накрытое белым полотном, и приказала ведьма отрезать ему голову. Опешил Петрусь, сдёрнул простыню и увидел, что ребёнком этим оказался Ивась, братик его ненаглядной Пидорки.

В ярости кинулся он на старую ведьму с ножом, но Басаврюк остановил Петруся, напомнив про уговор. Яга топнула ногой и как сквозь хрусталь, показались под землёй горы червонцев и драгоценных камней. Тогда глаза Петра загорелись, ум помутился и словно безумный, схватил он нож и обезглавил безвинное дитя.

А потом стремглав побежал из леса, уснул на своей лежанке мертвецким сном.

Когда Петро проснулся, в ногах у него стояли два мешка, полные золотых червонцев, да только откуда они взялись, вспомнить юноша не мог, как ни старался.

Услыхал Безродный, что Ивася цыгане украли, но даже лица мальчика вспомнить не мог. Старый Корж, узнав о богатстве Петра, без лишних слов отдал Пидорку за него замуж.

Свадьба гремела на всю округу. А после того молодого мужа будто подменили. Петро перестал разговаривать, сидел на одном месте и силился вспомнить что-то. Измучилась Пидорка за год, что только ни делала, чтобы мужу помочь.

И решилась привести к нему старую колдунью, что жила на окраине леса и умела лечить все хвори. Было это как раз накануне Ивана Купала.

Как только вошла старуха в избу, узнал Петрусь в ней ту самую ведьму и всё вспомнил. Швырнул Петро топором в Ягу, а на месте ведьмы возник Ивась, весь в крови. Пидорка рванулась на помощь брату, но видение исчезло, а дверь захлопнулась так, открыть её никто не смог.

А когда всё же открыли, в комнате уже было пусто, только в мешках вместо золота черепки остались.

Больше Безродного Петра никто никогда не видел. Пидорка вскоре тоже ушла из хутора, люди поговаривали, будто видели её в Киеве монахиней в Лавре. А в тот день, когда исчез Петро, снова Появился Басаврюк, чтобы с помощью добрых молодцев добывать сокровища. И долго ещё всякая бесовщина пугала по ночам местных жителей.

Сюжет

Петрусь продаёт душу Басаврюку

Рассказ ведёт дьячок Фома Григорьевич. Сюжет разворачивается на малороссийском хуторе где живёт батрак по имени Петро-Петрусь. Петро влюблён в красавицу Пидорку, дочь зажиточного казака Якова Коржа. Однажды накануне праздника Ивана Купала Яков Корж застаёт дочь в обществе Петро и даёт знать батраку, что его дочь никогда не будет вместе с таким бедняком как он. Вскоре на хуторе появляется богатый польский шляхтич, за которого Яков Корж пытается выдать замуж свою дочь. Петро в очаянии идёт в шинок чтоб напиться и там встречает дьявола Басаврюка который принял образ человека и вёл разгульный образ жизни. Басаврюк показывает Петро свои золотые червонцы и обещает ему помочь в любовном деле и в деле обогащения. Ночью Басаврюк и Петро оказываются в Медвежьем овраге, и батрак находит под цветком папоротника клад с богатством. За это на глазах у ведьмы Петро вынужден убить Ивася — младшего брата Пидорки, после чего клад в виде золота оказывается в его руках. После этого Яков Корж меняет своё мнение о Петро и выдаёт свою дочь за него. Вскоре разбогатевший Петро заболевает. Он постоянно находится с найденным кладом. Пидорка приводит к мужу старую знахарку, однако Петро понимает, что это и есть ведьма, которой он отдал когда-то найденный цветок папоротника, и бросает топор в колдунью. Старая ведьма исчезает, и на миг Пидорке предстаёт призрак убитого им младшего брата Пидорки. Вскоре Петро исчезает, а в мешках вместо золота оказываются битые черепки. Пидорка уходит на богомолье в Киев, в лавру. Явился вскоре Басаврюк, но все сторонятся его, ибо поняли, что человеческий облик он принимал, чтоб отрывать клады, а молодцев приманивал, поскольку клады не даются нечистым рукам, а тётка дьячкова деда так далее оставляет прежний свой шинок на Опошнянской дороге, чтоб перебраться в село. За то Басаврюк и вымещает злобу на ней и других добрых людях долгие годы, так что и дьячков отец помнил ещё его проделки…

Глава 3. Заколдованное место

Название главы полностью совпадает с названием повести из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Сюжет не имеет с повестью ничего общего, зато пересекается с другим произведением из того же сборника ― «Вечер накануне Ивана Купала».

Жил на хуторе зажиточный казак Корж. У него было двое детей: дочь Пидорка (да, её так звали) и сын Ивась. Батрак Петрусь Безродный влюбился в девушку, и она ответила ему взаимностью, но Корж желал для дочери богатого мужа. Местный колдун Басаврюк, развратитель невинных душ, берётся помочь влюблённому. Он приводит его в Медвежий овраг к Бабе Яге, которая вынуждает Петруся убить Ивася ради получения богатства. Петрусь женится на возлюбленной, но не помнит произошедшего в лесу и мучается. Жена приводит к нему Бабу Ягу, Петрусь все вспоминает и гибнет, а золото его превращается в черепки.

В фильме, как и в книге, есть богатый казак Корж, у которого двое детей (здесь это две дочери ― Богдана и Дарина), есть бедный батрак Петро, который влюблён в Богдану, есть колдун Басаврюк. Петро, как и в оригинале, решается на убийство ради золота, а происходит это в Медвежьем овраге, где растёт загадочный кровоцвет (в повести был более банальный цветок папоротника).

Дарина, в отличие от Ивася, все-таки выживет, а Петро погибнет от рук Гоголя в Медвежьем овраге (свадьбы и всего, что за ней последовало, не будет). Отсутствует в фильме и Баба Яга: на убийство Петро толкает сам Басаврюк.

В этой главе мы узнаем о таинственном рождении Гоголя и роли в его судьбе некоего безносого человека. Возможно, это отсылка к повести «Нос» из «Петербургских повестей».

Оценка и критика

Писатель Александр Сергеевич Пушкин в письме к поэту Александру Воейкову в конце августа 1831 года признавался:

В 1933 году литературовед Константин Мочульский в своём труде «Духовный путь Гоголя» писал, что: «повести можно расположить по степеням нарастающей мрачности. В „Пропавшей грамоте“ и „Заколдованном месте“ — чертовщина уморительная и „домашняя“: обе повести являются своего рода демонологическими анекдотами. В „Майской ночи“ и „Ночи перед Рождеством“ борьба добра со злом уже труднее: нужна святая панночка, чтобы победить страшную ведьму, нужен благочестивый кузнец-иконописец, чтобы одолеть черта. И, наконец, в „Вечере накануне Ивана Купала“ и в „Страшной мести“ смех совсем замолкает. Забавное уступает место ужасному. Независимо от народной традиции автор создает чудовищные и зловещие образы Басаврюка и колдуна, отца Катерины. Описание мертвецов, выходящих лунною ночью из могил на берегу Днепра, рассказ о схватке колдуна с всадником, сцена вызова души Катерины — самые сильные страницы в „Вечерах“. Это первые звуки не заученной, а своей художественной речи».

Примечания

  1. ↑ Гоголь : Энциклопедия / Борис Соколов. — Москва : Алгоритм, 2003. — 538 с. — ISBN 5-9265-0001-2
  2. ↑ Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Гл. ред. Н. Л. Мещеряков; Ред.: В. В. Гиппиус (зам. гл. ред.), В. А. Десницкий, В. Я. Кирпотин, Н. Л. Мещеряков, Н. К. Пиксанов, Б. М. Эйхенбаум. — : Изд-во АН СССР, 1937—1952
  3. ↑ Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 6 т. / Под общ. ред. С. И. Машинского . — Москва : Гослитиздат, 1959
  4. Петербургские повести / Н. В. Гоголь; [Вступит. статья С. Г. Бочарова. — Москва : Правда, 1981. — 206 с
  5. . «Лаборатория Фантастики». Дата обращения: 15 августа 2023.
  6. ↑ Вечер накануне Ивана Купала : Быль : С 8 ил. — 3-е изд. — Москва : А.С. Панафидина, 1912. — 29 с

«Вечер накануне Ивана Купала», анализ повести Гоголя

Людей издавна притягивали разные тайны: причуды домового, танцы русалок в лунную ночь, шабаш ведьм. В русских сказках герои вынуждены были общаться с нечистой силой, чтобы справиться с испытаниями (именно Баба-Яга обычно дает волшебный клубок, указывающий дорогу). В творчестве Николая Васильевича Гоголя тоже немало нечисти. Черт помогает герою Вакуле слетать в Петербург к самой царице, а утопленница-панночка дает возможность главному герою Левко жениться на любимой девушке.

Однако связь с нечистой силой рано или поздно потребует расплаты. Как правило, это душа, которую и приходится отдать Сатане за помощь. Это один из самых устойчивых мотивов в мировой литературе. Звучит он и в творчестве Н. Гоголя. Свой цикл повестей и рассказов под называнием «Вечера на хуторе близ Диканьки» начал повестью «Басаврюк». Впервые она именно под этим названием появилась в журнале «Отечественные записки» в 1830 году. Позже повесть получила название «Вечер накануне Ивана Купала». Эта ночь полна тайн и чудес, ведь, если найти цветок папоротника, то может исполниться самая заветная мечта.

Такую мечту имел главный герой повести — работник Петр Бездомный. Полюбив Пидорку, дочку хозяина, старого казака Коржа, безденежный Петрусь готов заключить сделку хоть с самим Дьяволом, воплощением которого в повести является Басаврюк. Как раз в ночь на Ивана Купалу Петро и находит заветный цветок папоротника, после чего ведьма раскрывает перед ним богатства: и золотые червонцы, и драгоценные камни. А цена за это — смерть безвинного ребенка, шестилетнего брата Пидорки Ивася.

В бешенстве бросился герой с ножом на ведьму, но помутился разум у юноши, и под напором нечисти совершил смертный грех Петрусь. Не помнил он, как оказались у него два мешка с золотом. Вот и долгожданная свадьба, да только нет счастья ни убийце, ни несчастной Пидорке. Жених ее теперь как проклятый: все силится вспомнить что-то, поэтому больше не веселится, а целыми днями сидит возле мешков с золотом. Да и Пидорка уже не та: «Ни румянца, ни усмешки; изныла, исчахла, выплакались ясные очи».

Новая встреча с ведьмой возвращает Петру воспоминание о страшном грехе, совершенном им ради любви. Но час расплаты наступает: в ночь на Ивана Купала явившийся призрак Ивася забирает с собой своего убийцу — только горстка пепла остается от несчастного юноши. Узнавшая страшную тайну Пидорка вынуждена до конца жизни замаливать смертный грех за своего мужа. А в селе вновь появляется Басаврюк, принявший человеческий облик, чтобы приманивать молодцев. Ведь «клады не даются нечистым рукам», вот так он и приманивает юношей, а после губит. Так проявляется в произведении мотив призрачности богатства, добытого нечестным путем, характерного для украинского и русского фольклора.

В основу сюжета этой повести положены украинские народные легенды и предания об Иване Купала. Первая редакция повести под названием «Басаврюк» вызвала множество замечаний со стороны критиков и читателей. Тогда Гоголь сократил повесть, устранил длинные описания и второстепенные подробности. Например, он не стал давать описание жизни Петро Бездомного. Больше всего Гоголь изменил финал. Первоначально сюжет повести оканчивался иначе: разбогатевший Петрусь стал скупым, доведя себя и свою жену Пидорку до крайней степени нищеты. Такие мотивы были характерны для нравоописательных повестей 20-х годов XIX века.

Гоголь создал совершенно новое произведение, добившись сюжетной лаконичности. Конечно, фольклорные мотивы звучат и в портретах главных героев, особенно Пидорки, и в описании их свадьбы, и в пейзажных зарисовках всех времен года (действие повести разворачивается в течение года). Однако, включив фольклорные мотивы, но отказавшись от нравоучительного морализаторства, автор создал динамичный сюжет. Получение богатства вызвано меркантильными соображениями, и хотя Петрусь хочет жениться на любимой девушке, его сделка с Дьяволом изначально обречена, ведь ценность всего материального несоразмерна духовно-нравственным началу. Клад становится испытанием для Петра, убившего невинного ребенка и добывшего золото страшной ценой. За это он и наказан.

Другие сочинения по этому произведению

Вечера на хуторе близ ДиканькиИсторико-бытовой и нравственный элемент в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»Мистика в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. В. ГоголяМоё первое прочтение ГоголяНародный характер в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»Образ Оксаны в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» («Вечера на хуторе близ Диканьки»)Разбор произведений Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки»Романтика украинских сказок и легендРомантика украинских сказок и легенд в творчестве Н. В. Гоголя (По книге «Вечера на хуторе близ Диканьки»)Сочинение по сборнику повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки»Душевная широта героев ГоголяИсторическая тема в повестях «Вечера на хуторе близ Диканьки»Сравнение «Миргорода» и «Вечеров на хуторе близ Диканьки»Идейный смысл «Вечеров на хуторе близ Диканьки»Гоголь сочинение – Вечера на хуторе близ ДиканькиНародный характерСочинение по книге «Вечера на хуторе близ Диканьки»Образ кузнеца Вакулы (по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»)Прекрасный образ Украины (Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»)Сочинение по сборнику Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки»Сюжет «Вечеров на хуторе близ Диканьки»Сюжет цикла повестей «Вечера на хуторе близь Диканьки»Повествовательная манера «Вечеров на хуторе близ Диканьки»Отражение литературных исканий Гоголя в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки»Историко-бытовой и нравственный элементПрекрасный образ Украины в произведениях И.В.ГоголяТоржество молодости и красоты в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»Гоголевские персонажи в цикле повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»Романтический образ народа в творчестве Н. В. Гоголя (на примере «Вечеров на хуторе близ Диканьки»)Оценка идейного содержания повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»Идея единства русского и украинского народов в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки»Оценка современникамиРомантика украинских сказок и легенд в творчестве Н. В. ГоголяПанночка-русалкаО языке прозы Гоголя на примере «Вечеров на хуторе близ Диканьки»Своеобразие сборника Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»Мистический романтизм Гоголя в цикле «Вечера близь Диканьки»Оценка повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» современникамиСочинение по повестям «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»Начало литературной деятельности Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»Общий замысел «Вечеров на хуторе близ Диканьки»Сказочность гоголевского цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»Сочинение по повестям «Вечера на хуторе возле Диканьки», «Миргород»

Основная тема и проблема цикла

Замечание 1

Красной линией всех повестей цикла проходит тема победы добра над злом

Для Гоголя важно показать читателю, что деньги и богатство невсегда приносят счастье, зато доброе сердце, честность и смелость помогут в самой сложной ситуации

Автор желает донести до читателя, что за все плохие поступки рано или поздно приходится расплачиваться. Однако в отношении большинства отрицательных героев Гоголь не испытывает злости, он лишь высмеивает их, гоголевский юмор одна из основных отличительных черт его произведений. Именно в легкой юмористичной манере автор говорит нам о том, что человек должен в первую очередь руководствоваться своей совестью, любить ближних, проявлять сострадание к нуждающимся. Соблюдя такие правила, человек сможет уберечь себя от нечистой силы.

Еще одной главной задачей этого цикла является воссоздание автором облика украинского народа. Он детально изображал украинскую действительность, использовал живую разговорную речь. Эта работа Н.В. Гоголя имеет большую культурную ценность.

Вариант 2

Когда Гоголь работал в Санкт-Петербурге он подрабатывал сочинительством, которое было популярным заработком того времени. В 1831 году он отдает первый том произведения в типографию, но сильно переживает, однако, что его никто не будет читать, но его переживания было напрасно так как произведение читался легко, и он всем был понятен. В 1832 он пишет второй том произведения. В феврале его приглашает на обед Александр Пушкин хорошо отзывается о произведении Гоголя, поэтому предлагает не бросать писать.

Основной темой в произведении «Вечера на хуторе близ Диканьки» является борьба добра со злом в котором добро побеждает зло.

Один из жителей деревни отправляется на ярмарку со своей женой и дочерью, чтобы продать пшеницу. На мосту они встречают парней, один из них увидев дочь, влюбляется в нее. Прибыв на рынок они узнают, что это проклятое место, потому что здесь когда-то черт потерял красную свитку. Мужчина увидел, как его дочь обнимается с другим парнем который предлагает его дочери свадьбу, но отец против свадьбы. Парень просит помощи у цыган чтобы те украли кобылу у мужчины. Мужчина согласился на свадьбу при условии, что те отдадут кобылу.

Дьяк рассказывает, что когда-то на месте села был бедный хутор по которому ходил дьявол Басаврюк. Который очень любил погулять и даже девушкам дарил украшения. В селе жил казак Корж, у которого была дочь. Она хотела выйти замуж за бедного соседа, но казак был против. Тогда к бедняку пришел Басаврюк, который предложил дать ему богатство, но он должен был зарезать младшего брата своей возлюбленной. Выполнив просьбу дьявола он получил богатство и женился на дочери казака. Однако у них не было счастья, однажды он напивается и сгорает в своем доме. Люди узнав, что богатство ему дал Басаврюк, не гуляют с ним, а тот закрывает кабак у дороги.

Сын сельского головы Левко хочет жениться на Анне, но отец против. С горя сын приходит к пруду возле дома, где должно быть винница. В полночь в доме открываются окна. Оттуда выходит русалка, которая может помочь Левко при одном условии, он должен найти ведьму среди других русалок. Утром он просыпается и находит письмо, в котором комиссар приказывает голове женить своего сына и починить дороги в селе.

Однажды дьяк рассказывает о своем деде казака. Дед служил в запорожском войске, и дал ему гетман поручения, отвести грамоту царице. Казак спешил, но встретив по дороге двух товарищей, решил выпить с ними в кабаке. Один из его друзей сказал, что отдал душу дьяволу, поэтому сегодня он забирает его душу. Козак предлагает ему сегодня не засыпать, товарищ пытается не заснуть, однако засыпает. Утром казак выявляет, что грамота исчезает. Хозяин предлагает ему выход. Дед попадает в ад где играет карты с дьяволом, где проигрывает дважды, а на третий раз выигрывает. Дьявол дает ему коня, который выводит его из ада, и он доставляет грамоту.

В Рождественскую ночь черт и ведьма воруют месяц, чтобы помешать Вакуле дойти до дома Оксаны. Вакула хочет жениться на Оксане, но и против. Она согласна только при условии, что тот принесет красные сапоги. Вакула расстроен, уходит из деревни, встретив черта. Тот просит у Вакулы его душу дав ему богатство. Он заставляет с помощью креста черта на услуги. Он садится на черта и летит к царице по сапоги. Вернувшись в деревню. Он узнает, что Оксана его любит, и он просит ее отца согласия на свадьбу.

Однажды есаул Даниил со своей женой, и сыном едут с охраной, потому что боятся ляхов. Тесть Даниила против его брака с дочерью, поэтому постоянно готовит ему козни. Отец оказывается колдуном, он убивает мужа и сына дочери. Мертвецы, которых убил колдун грызут его поднявшись с земли. Поэтому он получает отместку за свои поступки.

Иван Шпонька хорошо учился в школе пошел на службу. После смерти отца он приезжает домой, где за домом ухаживала его тетя. Тетушка хочет женить Ивана, поэтому отправляет его к соседу, у которого есть две дочери. Она хочет, чтобы он женился на старшей дочери, однако он не хочет вообще жениться.

Однажды поехал отец с сыновьями в Крым, а деда оставил ухаживать за внуками. Вечером к деду пришли его товарищи. Они начали танцевать, и только они дошли до конца города, там, где дед искал клад. у него судорога свела ноги. Добыв сокровище, которым был большой котел, он обрадовался, но оказалось, что в нем было мусора.

Главные герои: Оксана, Вакула, Иван, Даниил, Тесть Даниила, Черт, Ведьма, Анна, Левко, цыгане, казак Корж, Басаврюк.

Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» состоит из четырех произведений в каждом томе. Произведения является ареной в которой борется добро со злом, в котором добро всегда побеждает

История создания произведения

Мистическая повесть «Ночь накануне Ивана Купала» стала первым произведением Н.В. Гоголя и впоследствии вошла в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». В феврале 1830 года благодаря поэту Василию Жуковскому, с которым молодой Гоголь поделился рукописью, повесть была впервые опубликована, но без указания автора.

В последующие пять лет публикации выходили под именем «пасечника Рудого Панько».

Николай Васильевич создавал свои произведения почти всегда ночью. Ночь перед праздником Ивана Купала по старинным поверьям является временем, когда вся нечистая сила выходит на поиски невинных душ.

Эти поверья и обряды, которых существовало множество, подтолкнули Николая Васильевича к написанию повести, которая стала отражением быта и жизни людей ушедшей эпохи, которая несёт в себе связь поколений.

В 1968 году состоялась премьера экранизации произведения режиссёром Юрием Ильенко.

Свадьба

Наполнено народными преданиями и фольклорными образами произведение, что подтверждает и краткое содержание сказки «Вечер накануне Ивана Купала». Как только кровь пролилась, начинается шабаш, Петрусь убегает. Оказавшись дома, он падает и спит двое суток. Проснувшись, парень ничего не может вспомнить, а у ног видит два мешка золота. Он относит все к Коржу, и старик отдает за него дочь. На свадьбе нет только Ивася – его украли цыгане. Пидорка дивится тому, что Петрусь не может вспомнить даже лица ее маленького брата. С этих пор погрустнел молодец, часами сидел недвижимо, желая что-то вспомнить. Даже знахарь ничем не смог помочь его горю.

Жертва

Краткое содержание («Вечер накануне Ивана Купала» Гоголя) передает жуть и мистический ужас случившегося с Петрусем. И вот юноша срывает цветок, и кажется ему, что за ним тянутся мохнатые руки, а позади них движется нечто темное. А перед Петрусем на пне возникает Басаврюк, синий, аки мертвец. Он повелевает молодцу слушаться только той, которая перед ним станет. И неведомо откуда появляется изба на курьих ножках, из которой выбегает собака. Пес перекидывается в кошку, а потом в ужасную ведьму. Колдунья что-то шепчет над цветком, а потом велит бросить его. Петро бросает, и папоротник оборачивается огненным шаром, который проплывает среди мрака и вдалеке опускается на землю.

В этом месте герой начинает копать и натыкается на сундук. Позади него слышится хохот, а сокровище глубже опускается в землю. Чтобы выкопать клад, нужна кровь ребенка. Ведьма подводит к Петрусю дитя под простыней, герой срывает его и видит Ивася. Он бросается на ведьму с кулаками, но та показывает сокровища, скрытые под землей. Тогда Петрусь, глаза которому затуманивает алчность, убивает мальчика.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: