Краткое содержание сказки
Казалось Гусю, что он недостаточно хорош. Мечтал он о лебединой шее. Поменялся с лебедем шеей. У пеликана выпросил мешок. Затем правдами и неправдами получил вороньи крылья, ноги журавля и хвост павлина, от петуха – его «кукареку» и гребешок. Загордился глупец, думал, что стал он краше всех. Но его нелепый вид у птиц вызывал недоумение, а самому «красавцу» новый облик причинял массу неудобств: ни травку пощипать, ни поплавать, ни полетать. Лиса приметила несуразную птицу и собиралась полакомиться уникальным птичьим экземпляром. Гуси спасли чудака от смерти. Подумал-подумал Гусь, пошел просить назад свою шею, короткие ноги, неприметный хвост и большие крылья. Повезло ему, что сговорчивыми птицы оказались. Стал Гусь прежним, только ума прибавилось. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Анализ сказки Это что за птица?
Забавную сказку Сутеев адресовал детям среднего и старшего школьного возраста. Смысл ее состоит в том, что не нужно завидовать другим людям, стремясь быть похожим на кого-то. Чему учит сказка Это что за птица? Каждый человек – это индивидуальность. Развивать в себе нужно свои природные задатки и качества, а не пытаться копировать кого-то. Если бы Сутеев жил в наше время, он бы поразился тому, насколько его сказка актуальна. Если в прошлом веке сказка была пародией на человеческую глупость и безвкусицу, то в наш век пластической хирургии и экспериментов людей над своей внешностью она стала злободневной.
Юношеская проза
Анатолий Алексин, рассказы которого в конце пятидесятых прошлого века были уже чрезвычайно популярны у юных читателей, решил не ограничиваться написанием книг для детей младшего возраста. В 1966 году писатель начал новый этап литературной деятельности. Стал писать преимущественно для подростков Анатолий Алексин. Книги, изданные в конце шестидесятых, – «Поздний ребенок», «Мой брат играет на кларнете», «Звоните и приезжайте!».
Читатель Алексина повзрослел. Произведения, написанные в конце шестидесятых годов 20-го века, ориентированы на юношество. Например, в повести «Поздний ребенок» речь идет о девушке, которая родилась с неизлечимым недугом, но благодаря упорству и любви близкого человека смогла адаптироваться в обществе. Повествование в книге, как и в большинстве произведений Алексина, ведется от первого лица.
Личная жизнь
Многие годы Анатолий Алексин был счастлив в браке с Татьяной Фейнберг. С супругой они создали совместно книгу «Неужели это было?». У Татьяны Фейнберг была непростая судьба. Отец ее был арестован и расстрелян в 1938 году. Воспоминаниям детства и юности супруги писателя посвящено несколько глав книги. Приемная дочь прозаика – Алена Зандер, бывшая жена — Карена Шахназарова. Согласно одной из версий, именно она является прототипом героини Марии Шукшиной в фильме «Американская дочь». В 2014 году Татьяна Фейнберг ушла из жизни. Писатель сейчас проживает в Люксембурге, где продолжает литературное творчество.
«Подумаешь, птицы!…»
Язык написания: русский
Мама у него была лёгкая, спортивная, жизнерадостная, так что даже отец рядом с ней становился моложе. Но потом всё изменилось.
Хотел почитать что-то веселое, а текст вывел меня из равновесия на целый день — я только не плакал.
С художественной стороны — со стилистической и с сюжетной, в рассказе ничего особенного (и — ничего лишнего). Простые ситуации, простые персонажи — но картоном не пахнет. Он тонкий, и рвется после первого же сюжетного поворота. Читатель не успевает прийти в себя — и его добивает концовка.
Сам автор молчит, его мнения мы не знаем. Он не осуждает и не поучает. Это делает советский ремейк золушки еще более жестоким, и полностью убивает надежду.
Трагическая, пронзительная и безнадежная история о непонимании близкими людьми друг друга. Почему так случается? Почему взрослый человек зачастую не может или не хочет понять своего собственного ребенка? Может, потому что боится. Ведь понимание не терпит фрагментарности. А мальчик размышлял, почему не успели маму до больницы довезти
И о том, что мама в критические минуты только на него внимание обращала, на него одного, а на папу — нет. Наверное, от такого понимания взрослому проще закрыться, особенно, если здоровье барахлит
Елена Станиславовна — это, конечно, страшно. Это управдом из «Бриллиантовой руки», только получившая власть командовать в доме, где у ребенка когда-то была семья. А теперь и семьи нет, и дом чужой. Не стало мамы, и отца мальчик потерял тоже, хотя отец рядом и со стороны, наверное, выглядит как хороший отец.
Мать Кольки заботилась и переживала за Кольку, за мужа (отца своего ребенка), но о себе она не думала, как и не думала о том, что ее сын нужен только ей самой, а отцу он по сути, обуза. Если мама Кольки опаздывала и приходила с работы поздно, то папаша не мог дать ладу сыну, они там как на вокзале жили, ни поесть приготовить, ни убраться за собой.
Женившись второй раз, этот никчемный мужчина искал замену своей первой жене, т.е. бесплатную служанку, которая бы его обстирывала, готовила кушать, да убирала за ним. О благополучии своего сына он не думал, он ему не нужен был.
Нельзя обвинять мачеху в том, чего она в силу своего менталитета, умственного развития, интеллекта, не могла дать пасынку того, в чем он в нуждался, это была прерогатива отца, но. увы.
Одно обнадеживает, Колька наверняка вырос хорошим, надежным человеком.
Источник
Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина Подумаешь, птица!
Цель: Развитие навыков анализа текста, воспитание гуманности, человечности; развитие умения понимать других людей. Мы живем среди людей. Гордого одиночества нет и не может быть
И важно всем нам: и большим, и маленьким, отозваться добром в сердцах тех, кто рядом с нами. А
Алексин
I. Введение в тему. Как вы понимаете первое слово, его значение? – Итак сегодня на уроке мы будем учиться исследовать текст. – А как понять слово «самосовершенствование»? Сколько корней в этом слове? – Какие жанры нам уже знакомы? Докажите, что это рассказ. Из скольких частей состоит этот рассказ? II. Исследование текста. – Как бы вы озаглавили 1 часть рассказа? («Семья – это прежде всего мама») – Почему Колька гордился своей мамой? – А было такое, что он её ревновал? А почему перестал? («У меня нет никого роднее тебя и не будет») – В другой повести А.Алексина «В тылу как в тылу» есть такая фраза: «Материнство выше любви». Как вы это понимаете? Согласны с этим? – Какой вам запомнилась мама Коли? – Какая черта её натуры прежде всего бросается в глаза? (Все самое трудное взять на себя). Как правило, это удел мужчины. Так принято, так правильно. Но всегда ли бывает так? Что мы узнаем об отце Кольки? – А мама тяготилась тем, что все, казалось, лежало на её плечах? (Она все делала с радостью). Вывод: оказывается, даже самые повседневные заботы могут приносить радость, если ты любишь тех, о ком заботишься. – Казалось бы, ничто не предвещало беду. Несчастья чаще всего так и приходят – неожиданно. В какой момент произошла эта трагедия? Расскажите. – Это и будет второй частью рассказа. Давайте её озаглавим. – Мама Коли умерла, а через 3 года отец женился на другой. Похожа Елена Станиславовна на мачеху из русских народных сказок? (Рассказ о ней) – Какой теперь стала семья Коли? (образцово-показательной). Докажите это текстом. – Ребята, а давайте найдем в тексте слова-звоночки, которыми автор предупреждает: нет, не все так благополучно, вернее, все совсем неблагополучно в этой семье. Работа с текстом. – Именно здесь, ребята, проявилось нечто, очень характерное для всех произведений А.Алексина. Сейчас очень много говорится о материальном потребительстве. Нам хочется иметь то и это, хочется, чтобы нам это кто-то дал, подарил, предоставил возможность. Мы требуем, даже скандалим. Некрасиво, правда? Но, по мнению писателя, более страшным является духовное потребительство. Оно сложнее, скрытнее, оно трудноразличимо. Только вот травмы, которое оно наносит, практически неизлечимы. Возьмем новую Колькину семью. Какие же это потребители? Это организованные, деловые люди, старающиеся любить друг друга и своих детей. Так ведь? А вас не задело слово «старающиеся» в моей фразе? Ведь тем, кто по-настоящему любит, не нужно стараться это делать. Все происходит так же естественно, как заход солнца или появление звезд. Давайте вновь обратимся к тексту и найдем моменты, которые свидетельствуют о том, что все в этой семье делается от чувства долга, а не от сердца. Работа с текстом. – Помните, каким было самое любимое слово Колькиной мамы? (справедливо) – В этой семье все справедливо? Да, все нормально, все справедливо, только маленькому Кольке нет места ни в этом доме, ни в сердцах этих людей. У него даже нет увлечений, кроме одного. Какого? – А как вы думаете, почему он любит спасать и лечить? – Вы вот сразу это поняли, а взрослые, умные люди, близкие люди, понять не захотели. Почему? – Почему так дорога ему Черная Спинка? -Какие слова передают боль, отчаяние мальчика? Зачитайте. – Как заканчивается рассказ? – Как эта фраза характеризует Нелю? – Зачитаем финал: «Он схватил огромную клетку» В чем разница в значении глаголов «пошел» и «побрел»? А здесь еще есть глагол «споткнулся» III. Актуализация знаний: тема, идея произведения. – Определим тему этого рассказа? (Взаимоотношения людей в семье) – Какова идея? (Нельзя быть черствым) IY. Рефлексия. Как вы поняли сердцем этот рассказ и его героев? – Финал рассказа открытый? Перечитаем эпиграф. А какой бы получилась заключительная 3 часть рассказа у вас? Это и будет вашим домашним заданием.
Источник
Факты из биографии Анатолия Алексина
Будущий писатель родился в 1924 году. Статьи Алексина издавались в «Пионерской Правде» и других газетах еще в довоенное время. Но всерьез прозой герой нашего повествования увлекся позже. Автор «юношеской прозы» – сын репрессированного коммуниста. Вырос в Москве и здесь же получил образование. В военные годы был в эвакуации, где работал на стройке. В 1970 году за один из своих сценариев писатель был удостоен премии Ленинского комсомола. В 1978 году – Государственной премии СССР. В 1993 году Алексин эмигрировал в Израиль, а с 2011 проживает с семьей в Люксембурге. Уже в детстве начал писать Анатолий Алексин. Биография его гласит, что, несмотря на арест отца, жизнь молодого человека складывалась вполне благоприятно. В двадцать шесть лет писатель опубликовал свой первый сборник рассказов. В семидесятые годы в столичных театрах ставили пьесы по его сценариям. Некоторые произведения были экранизированы.
Как поэт А.Алексин стал прозаиком
В молодости Анатолий Алексин писал стихи. Их хвалили, издавали. Но однажды, во время «Съезда молодых писателей», поэт попал на семинар к Самуилу Маршаку. Начинающие прозаики и поэты читали свои произведения. Некоторые Маршаку нравились, другие он критиковал. Но когда пришла очередь Алексина, советский поэт вовсе поник. Когда Анатолий закончил читать, Самуил Яковлевич с грустью поинтересовался у незадачливого автора, не желает ли тот сменить род деятельности. Но у Алексина с собой была рукопись рассказа о детях-инвалидах. И чтобы не уйти с поражением, он зачитал ее. В этот момент в аудиторию вошел Паустовский. После чтения писатель предложил автору свою помощь в редактировании. А Маршак прослезился и посоветовал писать только прозу. К совету прислушался Анатолий Алексин. Отзывы корифеев отечественной литературы стали решающими в его судьбе. Большая часть произведений Алексина была напечатана в журнале «Юность». В Союзе писателей РСФСР он возглавлял секцию детской литературы.
Зощенко: Умная птичка: Читательские дневники
содержание, план пересказа, главные герои, главная мысль, отзыв, анализ.
Читательский дневник – 1
Рассказ Зощенко ‘Умная птичка’ поучительный. А повествуется в нем о мальчике, который случайно обнаружил в лесу гнездо с птенцами. Птенчики настолько ему понравились, что он хотел забрать одного из них домой.
Парнишка хотел было взять птенчика, как что-то упало перед ним на землю. Он увидел, что это птичка и подумал, что наверное у неё повреждено крыло. Мальчик приблизился к ней, но она отскочила от него, и так продолжалось несколько раз. А когда он решил поймать её шапкой, то она взметнулась вверх и исчезла в зарослях.
После этого мальчик пытался найти гнездо, но так его и не нашел. Это привело его к мысли, что птичка была умная. Таким хитрым способом она отвлекла его от гнезда с детенышами.
Напишем краткое содержание рассказа ‘Умная птичка’ для читательского дневника в 5-6 предложений:
Автор показал нам, что все мамы спасают своих детенышей в случае опасности. Птица придумала способ, как увести мальчика от гнезда с птенцами. Это была очень умная птичка, а к тому же она была заботливой мамой.
Читательский дневник – 2
Главная мысль рассказа Зощенко Умная птичка заключается в том, что родительская забота о детях свойственна не только людям, но и птицам. Когда птица-мать увидела, что ее детям угрожает опасность, она притворилась раненой и стала уводить мальчика от гнезда. Ее затея увенчалась успехом, и мальчик потерял гнездо из виду.
Рассказ учит бережно относиться к обитателям леса и не разорять птичьих гнезд.
В рассказе мне понравилась птичка, которая отважно спасала своих птенцов от любопытного мальчика. Какие пословицы подходят к рассказу Умная птичка?
Какие пословицы подходят к рассказу Умная птичка?
Читательский дневник – 3
Этот рассказ мне очень понравился.
В нем говориться о мальчике, который нашел в лесу гнездо с птенчиками и хотел забрать одного из них себе домой, но прилетела умная птичка, отвлекла его и заманила дальше в лес.
Этот рассказ учит нас тому, что нужно заботиться о своих близких и никому не давать их в обиду.
Читательский дневник – 4
Главные герои рассказа Михаила Зощенко Умная птичка мальчик и птица. Мальчик гулял в лесу и случайно наткнулся на гнездо, в котором сидели птенцы. Мальчику захотелось взять одного птенца к себе домой.
Он уже протянул руку к гнезду, как вдруг прямо перед ним упала птица. Мальчик решил ее поднять, но птица отпрыгнула от него. Мальчик двинулся за ней. Он думал, что птица повредила крыло и не может летать.
Когда он снова приблизился к птичке, та опять отбежала от него подальше. Мальчик решил поймать птицу шапкой. Но только он приготовился поймать ее, как птица вспорхнула и пропала из виду.
Что я понимаю под словом Бездушие
В моем понимании бездушие – это бессердечие, безжалостность, душевная холодность. Это неспособность предугадать последствия своего черствого отношения к чувствам и переживаниям другого человека.
Это плохое качество, потому что его последствия могут быть непоправимыми. Кроме того, часто от них страдает не сам бездушный человек, а окружающие его люди, в то время как виновнику чужой боли остаётся недоумевать, что же стало причиной этих страданий.
О бездушии рассказ К.Г. Паустовского “Телеграмма”. Катерина Петровна последние годы жизни провела в одиночестве и умерла, так и не дождавшись внимания и сердечности от родной дочери Насти. А ведь подобных ситуаций в нашей жизни, увы, не перечесть.
К сожалению, в жизни мы тоже часто сталкиваемся с бездушием. Вспоминается случай, произошедший с писателем Д. Граниным, когда он на улице потерял сознание, а люди проходили мимо, считая, что это валяется пьяный человек. С какой болью Д. Гранин потом описывал этот печальный эпизод своей жизни!
Да, бездушие глубоко ранит, поэтому нужно быть более внимательными и чуткими к окружающим.
Бездушие – синоним слова “Жестокость”. Данное явление очень страшно, потому что способно лишить человека веры в доброту и сострадание. Действительно, бездушие – одно из самых отвратительных проявлений жестокости человеческого характера. От него, как мне кажется все наши беды.
Как это ни прискорбно, но мир полон бездушия и черствости, но, чтобы изменить его в лучшую сторону, надо искоренить эти качества, прежде всего в себе самом. Бездушие глубоко ранит, поэтому нужно быть более внимательными и чуткими к окружающим.
Алексин Анатолий Георгиевич — «Подумаешь, птицы!..»
Анатолий Георгиевич Алексин
«ПОДУМАЕШЬ, ПТИЦЫ!..»
Колькину маму никто по имени-отчеству не называл, все, даже ребята, называли ее просто Лелей. «Вот придет наша Леля с работы, мы вам покажем!» – кричали они волейболистам соседнего двора, и Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки; будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным черным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть ее.
Мама выбегала во двор в узких спортивных брюках и тенниске. Болельщики встречали ее нетерпеливым гулом радости, но она прежде всего разыскивала Кольку и усаживала его в первый ряд зрителей – на садовую скамейку, на забор или прямо на траву… И тут уж Колька сидел скромно, строго, не выражая своего торжества, а только изредка обменивался взглядами с мамой, которая, казалось, молча спрашивала его: «Ну как? Ты доволен мною?» Или, наоборот, виновато подмигивала ему: «Прости… Сейчас постараюсь исправиться!» А когда команда выигрывала, мама непременно поднимала Кольку на руки и целовала, будто он был самым дорогим победным кубком, врученным ей раз и навсегда за все прошлые, настоящие и будущие победы.
Отец был намного старше мамы. Он не умел играть в волейбол, не умел бегать на лыжах и плавать диковинным стилем баттерфляй так хорошо, как умела мама. И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. Но зато она научила его тоже ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать по утрам гимнастику (она – вытаскивала в коридор сразу три коврика – для себя, для отца и совсем маленький для Кольки). А еще она научила отца судить волейбольные матчи, и когда отец со свистком во рту усаживался сбоку возле сетки, он тоже казался Кольке, а может быть, и всем остальным совсем молодым. И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени… Хотя никто его так все же не называл.
Зато вслед за мамой все уважительно именовали его: «О справедливейший из справедливых!» И папин свисток был для спортсменов законом
Возвращаясь домой после волейбольного сражения или вечерней прогулки, отец очень часто говорил маме: «Мне снова легко дышится… Снова легко!» И это было очень важно для отца, потому что у него была бронхиальная астма
Ну, а дома судьей была мама. Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись ее решениям, потому что эти решения были справедливы.
У Кольки было любимое занятие: лечить больных, раненых или обмороженных птиц. Мама помогала ему и называла его птичьим доктором, а клетку, которую они вместе смастерили, – птичьей лечебницей. Весной Колька всегда выпускал своих выздоровевших пациентов на волю… Птицы нетерпеливо вырывались из клетки, и Кольке от этого даже бывало немного не по себе. Но, может быть, им просто не терпелось поскорее показать ему, насколько окрепли их крылья, насколько готовы они к полету, и в этом-то и была, быть может, их птичья благодарность…
Однажды летом отца стали душить частые приступы астмы.
– Я увезу тебя к самым лучшим врачам: к реке, к свежему воздуху… И они тебя вылечат! – сказала мама. – Мы заберемся в глушь и будем жить там как робинзоны!
Втроем они ехали на поезде, потом на грузовике, потом шли пешком – и забрались туда, где воздух был сухим, а природа именно такой, какую долгие годы прописывали отцу доктора, приговаривая: «Но все это, конечно, недостижимый идеал. Поэтому обратимся-ка лучше к таблеткам и каплям!.»
Доктора, к сожалению, не были знакомы с мамой и не знали, что она умела делать «достижимым» все, что нужно было отцу и Кольке.
Дома по вечерам мамино возвращение с работы мигом преображало все: утолялся голод, комната становилась уютной и чистой… И если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно сидели на вокзале в ожидании поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти.
Конец ознакомительного фрагмента. Полный текст доступен на www.litres.ru
План-конспект урока литературы по рассказу Алексина “Подумаешь, птицы. ” 6 класс
специалист в области арт-терапии
План урока внеклассного чтения в 6 классе
по рассказу А.Г. Алексина «Подумаешь, птицы. » «Зорко лишь одно сердце…»
Учитель Федосова Ольга Анатольевна МБОУ «Школа №54» г.Рязани
– обучающие: осмыслить и проанализировать рассказ,
формировать понятие о сюжете, его элементах,
формировать умение находить в тексте элементы сюжета, умение объяснять роль художественных особенностей (противопоставления);
– развивающие: развивать умение создавать характеристику литературного героя (использовать биографию героя, сведения о характере, внутренний монолог, речевую характеристику, место героя в системе образов, авторскую оценку), умение выявлять роль героя, детали;
развивать речь учащихся, развивать навыки анализа художественного произведения, развивать умение обосновывать своё суждение, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
– воспитательные: воспитывать внимательных и грамотных читателей, развивать способность сопереживать, сочувствовать, постигая глубинный смысл художественного произведения, способствовать духовному развитию личности.
Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал (схема композиции рассказа)
Виды учебной деятельности:
-выявление элементов сюжета в рассказе,
– подбор синонимов к данному слову,
-выявление роли многоточия в идейном содержании рассказа,
-создание символа урока.
1.Оргмомент. Слово учителя.
Тема нашего урока « Зорко лишь одно сердце». Запишем в тетради.
Цель урока – рассмотреть, проанализировать рассказ А.Алексина
« Подумаешь, птицы. » Слово о писателе. (10мин) Познакомимся с биографией писателя А.Г.Алексина. (Слайд).А.Алексин родился в 1924 году в Москве. До войны публиковался в газетах «Пионерская правда» и «Комсомольская правда». В начале Великой Отечественной войны 17-летний Алексин был эвакуирован на Урал, где работал ответственным редактором газеты «Крепость обороны» на строительстве крупного оборонного завода (Уральский алюминиевый завод).
В 1950 году окончил Московский институт востоковедения. В этом же году издал сборник повестей «31 день», одобренный К.Г.Паустовским и сразу определивший Алексина как создателя «юношеской повести».
Что такое бездушие? сочинение по тексту А. Алексина
Что такое бездушие? — сочинение
Бездушие – это отсутствие сочувствия к чужой беде, боли. Бездушный человек думает только о своих интересах, не видя и не чувствуя страданий других людей.
Например, в рассказе А. Алексина поражает то, с каким равнодушием все члены семьи, которым был доверен уход за птицей, отнеслись к её содержанию. Мы понимаем, что, прежде чем погибнуть, чайка долго и жестоко страдала. Но у этих людей нашлось лишь одно глупое оправдание, которое они повторяют друг за другом: она «мешала» (предл. 24, 27). Чайка раздражала этих чёрствых людей только тем, что жила. И они, увидев страдания Коли, также не могут понять, почему мальчик в отчаянии (предл. 33, 47, 49).
К сожалению, бездушие стало привычным в нашей жизни. Пример этого – брошенные старики и дети, о которых часто рассказывает в своей передаче «Пусть говорят» тележурналист Андрей Малахов.
Думаю, что человек без души – это уже не человек.
Текст для работы:
(1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центрестола красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной, которая появилась в их доме после смерти мамы.(2)К этому дню её дочь Неля выучила новую музыкальную пьесу – бравурную и торжественную, подобную маршам, какими встречают победителей сражений. (3)А Колька появился на пороге с облупившимся на солнце носом и со старым, тоже облупившимся чемоданчиком.(4)Неля кинулась к своему круглому вертящемуся стулу без спинки, откинулаблестящую крышку пианино – и грянул марш. (5)Но она не сумела доиграть до конца. (6)– Где моя Чёрная Спинка? – вскрикнул Колька, заглушая пианино. (7)Чёрной Спинкой он называл раненую чайку, которую нашёл прошлым летом на озере, возле лагеря, прикормил, приручил и всю зиму лечил.(8)– Она. была на кухне, – привстав, ответил отец и двинулся навстречу Кольке с распростёртыми объятиями. (9)– Здравствуй. (10)Колька увернулся от его рук, бросил свой чемоданчик на тахту и выскочил из комнаты. (11)Все трое – отец, Елена Станиславовна и Неля, – переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.(12)В кухне на окне стояла пустая клетка. (13)Эту клетку Колька построил давно с маминой помощью, и она бы, наверно, вполне подошла даже для ширококрылого горного орла, а не только для скромной чайки. (14)Внутри клетки в горшочке с землёй рос куст, чтобы птица, если бы она не была речной чайкой, могла присесть на него и вспомнить свой родной лес. (15)Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: их, видно, давно уже никто не поливал.(16)Дверца клетки, которую вполне можно было бы назвать дверью, была открыта.(17)В пустой банке из-под консервов валялось несколько жёлтых зёрен. (18)– Вы давали ей рыбу? – тихо спросил Колька.(19)– Нет. у нас не было времени возиться с рыбой, – ответил отец. – (20)А вот зёрна. (21)Колька боялся задать главный вопрос, оттягивая его. (22)– Но ведь тут, на кухне, темно и жарко. и пахнет газом. (23)3ачем же вы её сюда. (24)– Ты знаешь, Николай, ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она занималась с утра до вечера, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала.(25)Ну, в общем, мешала ей. (26)– Чёрная Спинка, значит, тебе очень мешала? – всё так же тихо, избегая ещё главного вопроса, спросил Колька у Нели.(27)– Да, мешала! – звонко, дребезжащим от надвигавшегося плача голосомответила девочка.(28)– Недаром тебя в школе называют Писклёй!(29)– Ещё бы. (30)Ведь я твоя сестра!(31)– А ты мне не сестра. – выпалил Колька.(32)До сих пор Елена Станиславовна молчала. (33)В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колькиной просьбе и, конечно, должна была внимательнее следить за больной птицей. (34)Она даже готова была вслух признать свою вину. (35)Но последняя фраза мигом изменила все её намерения.(36)– Как ты можешь так, Коля? (37)Неля видит в тебе своего брата, она такготовилась к твоему приезду, и эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься.(38)– Где же она сейчас? – тихо спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его любимой птицы. (39)Елена Станиславовна опустила голову.(40)– Она сдохла, – набравшись мужества, ответил отец. (41)Колька качнулся. (42)Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привёз из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о её смерти вот так прямо и грубо.(43)– Она умерла. а не сдохла. (44)Умерла из-за вас! – крикнул Колька, сам еле сдерживая слёзы. (45)Он схватил свою огромную клетку и, неловко волоча её впередисебя, спотыкаясь, побежал во двор. (46)– Ничего не понимаю, – медленно произнесла Елена Станиславовна. (47)– Мы его так встретили. (48)Неля марш приготовила. (49)Подумаешь, птица.