Игра в карты с ведьмой
Хотя дед был и смелым человеком, но зайдя темной ночью в лес, он почувствовал некоторый страх. Среди деревьев стало так холодно, что путник вспомнил про свой овчинный тулуп. Наконец он добрался до речки, увидел огонь на противоположной стороне и по ненадежному мостику быстро перебрался на другой берег.
Здесь он увидел нечистых, которые сидели вокруг костра. Но делать было нечего, и гонец присоединился к ним. Как ни пытался он завести с ними разговор, ничего не получалось. Тогда, как советовал шинкарь, он бросил им деньги, и вся нечисть приобрела свое истинное обличие. Они подскочили к деду и посадили за огромный стол, который ломился от еды.
Но что бы он ни захотел съесть, попадало мимо его рта. Дед разозлился и потребовал от них свою шапку. Главная ведьма согласилась отдать шапку только после игры в дурака. Причем из трех партий он должен был выиграть хотя бы одну. Казаку деваться было некуда, и он согласился.
Проиграв два кона, дед понял, что ведьма его обманывает, и тогда он незаметно перекрестил свои карты и выиграл третью партию. Тут же прилетела шапка прямо ему в лицо, но дед стал требовать от нечисти вернуть своего коня. Когда казак узнал, что его четвероногий друг съеден, потребовал другого, чтобы побыстрее выбраться из этого пекла.
Начало рассказа дьячка
В основе повести Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота» лежит сказка, которую поведал любительницам страшных историй служитель церкви Фома Григорьевич. В сюжет пересказа вошли события, произошедшие с его дедом, которого гетман послал с грамотой к царице. Дед Фомы был храбрым казаком, который не боялся даже волков. Кроме дьяка и его деда, главными героями в «Пропавшей грамоте» являются:
- Запорожец, продавший душу нечистому.
- Ведьма, нечестно играющая в карты.
- Опытный и умный шинкарь (человек, который незаконно хранил и продавал спиртные напитки).
Рассказчик описывал своего деда как довольно умного и начитанного человека, который относился к непростым казакам. Фома говорил, что таких людей в округе можно было в одну горсть уложить. Однажды полковой писарь от имени гетмана передал деду грамоту, которую следовало доставить само́й царице. Так как гонец был человеком ответственным, он быстро зашил документ в шапку, попрощался с женой, детьми, сел на коня и отправился в дорогу.
Сюжет
Сюжет повести начинается с сетований рассказчика Фомы Григорьевича, на слушательниц, которые просят рассказать страшную сказку, а потом всю ночь дрожат от страха. Затем он рассказал о том, что случилось с его дедом. Дед Фомы Григорьевича был не из простых казаков и был грамотен. Однажды гетман дал ему грамоту и велел отвезти императрице. Дед зашил её в свою шапку, оседлал коня и на другое утро доехал уже до Конотопа, где проходила ярмарка. Дед хотел купить там огниво и табака и ехать дальше, но встретил гуляку запорожца и за разговорами забыл, что ему нужно ехать по государственным делам. У них них началась попойка, а после неё решили дед, запорожец и ещё один гуляка держать путь вместе. В дороге запорожец рассказывал разные байки, но к вечеру притих, а затем признался, что душа его продана нечистой силе, что этой ночью срок и попросил попутчиков не спать и караулить, чтобы нечистый его запорожца не утащил. После остановки на ночлег, дед долго караулил запорожца, а другой казак и запорожец спали. Но в конце концов и дед заснул, а утром увидел, что запорожец пропал, только одежда его осталась, пропали так же их кони. Хватился дед за шапку и её нет, а в шапке была зашита грамота. Вспомнил он, что вчера поменялись шапками с запорожцем, значит, нечистый её утащил вместе с запорожцем. Как добыть грамоту для царицы, зашитую в шапке, не знает. Спросил совета у людей, остановившихся в кабачке. Никто не знал, что делать. Только кабачник за пять золотых надоумил деда, как добыть грамоту. Рассказал, как дойти в леса до того места, где найдёт «кого нужно». Нашёл дед то место, а там у огня расположились люди со страшными рожами и что-то сыпали в огонь. Сидели молча, на приветствие не ответили. Дед рассказал им за чем пришёл. Они протянули руки, кинул дед им золото. Тут земля задрожала, и попал он «чуть ли не в самое пекло». Кругом черти и ведьмы отплясывают трепака. Посадили его за длиннющий стол, заставленный едой. Дед подцепил кусок и отправил не в свой рот, а в чужой. Во второй и в третий раз и опять не в свой а в чужой рот. Рассердился дед, стал угрожать расправиться с ведьмами, если они не отдадут его казацкую шапку. Захохотали они, а одна из них провизжала, что отдадут шапку, если дед три раза сыграет с ними в дурака. Пришлось Деду сесть за карты. Первый раз остался он дурнем. Второй раз тоже проиграл, на руках у него были одни козыри, вдруг превратившиеся в простую масть. В третий раз изловчился он перекрестить карты под столом и выиграл. Загремел гром, и откуда ни возьмись появилась шапка. Расхрабрился дед и потребовал своего коня, пригрозив перекрестить нечисть святым крестом. Появились перед ним конские кости, заплакал дед, жалея старого друга-коня. Потребовал другого коня, чтобы выбраться из чёртова места. Появился перед ним конь и понёс деда через болото и провалы, не слушаясь ни крика ни повода. Под ногами была пропасть, перескочил конь через неё, а дед, не удержался и полетел вниз. Очнулся он на крыше своего дома. Перекрестившись, увидел, что руки в крови, посмотрел в бочку с водой как в зеркало и лицо в крови. Обмылся, чтобы детей не испугать, и зашёл в дом. Увидел там испуганных детей и жену, заснувшую с веретеном в руке и подпрыгивающую на лавке. Дед разбудил её, и жена рассказала, что снилось ей, будто печь по хате ездила. Понял дед, что нужно хату освятить, но сейчас ему некогда было. Вновь поскакал он на коне с грамотой к царице. Привели его во дворец, дивился он на роскошь высоких палат, видел разряженную императрицу. Велела она насыпать деду полную шапку золота. Об истории с чертями дед не вспоминал, а когда кто-нибудь просил его рассказать об этом, долго не соглашался. И, наверно, в наказание, что сразу не освятил хату, каждый год в этот день ноги жены уходили в пляс….
Сделка с ведьмοй
Раздοсадοванный дед Фοмы, осмелев, принялся громко браниться. Все захοхοтали. А οдна из ведьм предлοжила ему сыграть в карты трижды: выиграет — егο шапка, прοиграет — и света бοжьегο не увидит.
Οба раза прοиграл дед, хοтя вο втοрοй и сам сдавал карты, и были οни пοначалу сοвсем неплοхи. Дοгадался οн в третий раз пοтихοньку пοд стοлοм карты перекрестить — и выиграл. Пοлучив шапку, дед расхрабрился и пοтребοвал кοня свοегο, пригрοзив перекрестить все бесοвскοе сοбрание святым крестοм. Загремели, зазвенели пред ним лишь кοнские кοсти. Заплакал горько дед, да черти вдруг словно сжалились над ним и дали другοгο кοня, кοтοрый пοнес егο через прοвалы и бοлοта, над прοпастями и крутизнοй страшнοй. Οднакο οн не удержался и упал. Οчнулся на крыше свοегο ж дοма. Весь в крοви, нο целый.
В дοме кинулись к нему до смерти перепуганные дети, указывая на мать, которая в тот момент спала, но в то же время как-то странно пοдпрыгивала, лежа на лавке. Οн разбудил свою жену, кοтοрοй снилась, как она позже рассказала, сущая чертοвщина, и, решив позже обязательно οсвятить хату, немедля οтправился к царице. В столице, насмотревшись дикοвин, οн сразу уже и не вспоминал ο страннοй встрече в лесу. Кοгда вернулся, забыл дοм οсвятить. И зря. Мнοгο лет еще, в οпределенный день и час, жена деда вдруг начинала странно плясать.
В какие годы писалось произведение?
Практически все литературоведы убеждены, что повесть была начата Гоголем в 1828 году. Об этом свидетельствует его письмо матери, датируемое маем 1829 года. В нём Николай Васильевич просит в подробностях описать ему различные карточные игры, которые были популярны в то время на Украине.
Доказательством того, что «Пропавшая грамота» была закончена не позже весны 1831 года, может служить тот факт, что впервые она была напечатана в первой книге «Вечеров…», а цензурное разрешение на её издание получил 26 мая 1831 года Николай Васильевич Гоголь.
«Пропавшая грамота» написана в виде рассказа от лица некого Фомы Григорьевича, который рассказывает своим слушательницам, постоянно просящим у него «яку-нибудь страховинну казочку», такие истории, что те, по его же словам, «всю ночь потом дрожат под одеялом».
Он начинает рассказывать об одном интересном случае, якобы произошедшем с его собственным дедом, которому однажды гетман поручил задание доставить грамоту к царице.
Попрощавшись с семьей, дед отправился в путь. На следующее утро он уже был на конотопской ярмарке. Царская грамота в это время была в надежном, безопасном месте — зашита в шапку. Не боясь её потерять, главный герой рассказа решил раздобыть здесь «огнива и табаку».
Прогуливаясь по ярмарке, он подружился с неким гулякой-запорожцем. Вместе с ним и ещё одним казаком, увязавшимся за приятелями, дед отправился дальше.
В ходе разговора, запорожец рассказывает много интересных диковинных историй из своей жизни. Увлекшись разговором, он ведает друзьям о том, что продал душу дьяволу, а срок расплаты наступит совсем скоро (ночью того дня). Наш герой, чтобы помочь запорожцу, дает ему обещание не спать ночью. Приятели решают устроить привал в ближайшем питейном заведении.
Новые друзья деда быстро засыпают, и по этой причине ему приходится находиться на страже одному. Однако как ни старался главный герой, сон, в конце концов, одолевает его, и дед засыпает.
Наутро, проснувшись, он обнаруживает, что рядом нет ни нового товарища-запорожца, который продал душу дьяволу, ни коней, ни шапки с вшитой в неё грамотой.
Находясь в подобном, не самом лучшем положении, дед решает спросить совета у чумаков, которые в тот момент также находились в шинке. Один из них поведал герою о том, где можно найти чёрта.
На следующую ночь, следуя указаниям шинкаря, дед идет в лес, где он, минуя различные преграды, находит костер с сидящими вокруг него «страшными рожами».
Сразу же после того, как герой рассказал им о своей ситуации и заплатил, он оказался в «пекле» за столом, за которым сидели различные чудища, существа и злые ведьмы.
Одна из сидящих за столом ведьм предложила деду сыграть в карточную игру «дурень» три раза: если тот выиграет, ему вернут шапку с грамотой, а если проиграет — навечно останется здесь.
Два раза подряд главный герой проигрывает, однако в третий раз, прибегая к хитрости, он всё-таки выигрывает. После того, как сработал план, пропавшая грамота вернулась обратно в руки деда, герой решает выбраться из «пекла».
Очнулся он на крыше своего собственного дома, весь в крови. Практически сразу же он немедля отправляется с грамотой к царице.
Навидавшись различного рода «диковин», главный герой временно забывает о произошедшем, но теперь раз в год в его доме начинает происходить «разная чертовщина»: например, жена пускалась в пляс против своей воли.
Уроки произведения
Основной урок, который можно извлечь из этой истории, заключается в том, что чести и совести надо придерживаться всегда, даже если это кажется трудным или не выгодным на первый взгляд. Пропавшая грамота была частью жизни и привычек главного героя Котляревского, и он поступает правильно, выполнив свое обещание и не обманувший свою жену.
Гоголь также подчеркивает важность знания и образования. Герои произведения понимают, что серьезные ошибки и неприятности могут произойти из-за незнания и отсутствия грамотности
Грамота обладает не только практической значимостью, но и символической — она является свидетельством развития и модернизации общества.
Кроме того, произведение Гоголя предупреждает о последствиях скрытия и неискренности. Герои делают серьезные ошибки, не говоря правду или скрывая что-то от окружающих. Это приводит к тому, что им приходится пережить неприятные ситуации и последствия, часто самим быть жертвами собственных лживых поступков.
Основная мысль произведения
Сейчас в школе на уроках литературы очень популярны презентации, которые помогают ученикам сделать конспект произведения и лучше понять его смысл. При этом учитель использует компьютерную технику для просмотра слайдов и прослушивания аудиокниги онлайн. При анализе «Пропавшей грамоты» обязательно раскрываются:
- жанр повести;
- композиционная структура;
- суть сюжета;
- отличительная специфика;
- смысловая линия.
«Пропавшая грамота», как и весь цикл сказок «Вечера на хуторе близ Диканьки», написана в жанре народного творчества. Дьяк рассказывает необыкновенную историю в украинских традициях с применением элементов фантастики. Вся композиция повести построена на рассказе о жизни отдельных героев, а ее основу составляет исчезновение документа для императрицы.
Линия сюжета раскручивается вокруг путешествия гонца к нечистой силе с намерением вернуть потерянную шапку, а с ней и грамоту. Гоголь описывает эти события в характерном для него юмористическом стиле. Произведение отличается мастерским упоминанием народных традиций, которые создают живые сцены, захватывающие воображение читателя.
Для этого писатель использует яркий пафос, разнообразные зарисовки, разделяющие реалии от вымысла. Весь смысл произведения основывается на описании простого человека, который любит жизнь и свято верит в торжество справедливости. Кроме того, он умеет бороться со злом, поэтому заслуживает уважения, несмотря на некоторые отрицательные качества.
Для художественной выразительности автор использует разнообразные прибаутки и присказки, которые подчеркивают самобытность и колоритность повести. Это произведение учит читателя, что сначала следует выполнять взятые на себя поручения, а потом заниматься другими делами. Иначе можно нажить себе много неприятностей.
https://youtube.com/watch?v=zkiCBi2kZ6s
Повесть Н.В. Гоголя «Пропавшая грамота»
Повесть Н.В. Гоголя «Пропавшая грамота»
В толковом словаре В. И. Даля читаем: «Фантастический — несбыточный, мечтательный; или затейливый,
причудливый, особенный и отличный по своей выдумке». Иначе говоря,
подразумевается два значения: 1. нечто не реальное, невозможное и
невообразимое; 2. нечто редкое, преувеличенное, необычное. Фантастическое в
литературе мы определяем по его противоположности к реальному и существующему.
Звери или птицы, наделенные по воле пера автора человеческой психикой и
владеющие человеческой речью; силы природы, олицетворенные в антропоморфных
(т.е. имеющих человеческий вид) образах; живые существа в противоестественной
гибридной или сказочно — религиозной форме, все это широко используется в
искусстве. В пьесе Б. Шоу «Назад к Мафусаилу» один из персонажей говорит: «Чудо
— это то, что невозможно и тем не менее, возможно»25.
Фантастическое часто используется в литературе, когда
необходимо преодолеть цензурные препятствия или при помощи иронии, гиперболы и
смеха изобразить действительность, используя жанр иронической сказки.
Гоголь щедро воспользовался для «Вечеров» материалами богатого
и сказочного украинского фольклора, но он как бы продолжил в них работу
многочисленных безвестных народных сказочников и повествователей.
Особое изображение фантастики в юмористическом плане дано
Гоголем в «Пропавшей грамоте». В этой повести автор ярко воссоздает живые черты
быта и реальности в фантастическом отображении. Переход от изображения быта к
фантастике заключает в себе обыденную, прозаическую мотивировку, да и само
изображение «необыкновенного» так же насыщенно бытовыми деталями.
«Герой повести- человек смелый, казацкого размаха- попадая в
ад в поисках пропавшей грамоты, видит сборище чудовищных, уродливых существ.
«Ведьм такая гибель, как случается иногда на Рождество выпадает снегу;
разряженный, размазанный, словно панночки на ярмарке. И все, сколько бы ни было
их там, как хмельные, отплясывали какого- то чертовского гопака. Пыль подняли
боже упаси какую! … На деда, не смотря на страх весь, смех напал, когда
увидел, как черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами,
увивались около ведьм, будто парни около красных девушек; а музыканты тузили
себя в щеки кулаками, словно в бубны, и свистали носами, как в валторны». И
здесь юмор тесно связан с «обытовлением» фантастики»23.
В «Вечерах» прибегая к фантастике, Гоголь вводит в свои
повести, в мир обитания человека чертей и ведьм. Но его фантастика не
мистифицирована, — это смешная и трагическая фантастика народных сказок и
легенд.
«Для Гоголя народная фантастика предстает своей бытовой
стороной, привлекает его своей наивной непосредственностью. Черт у него самый
обыденный: трусливый, способный на мелкие пакости, он ухаживает за Солохой и
ревнует ее. Ведьмы из пропавшей грамоты играют в карты и жульничают.
Фантастическое у Гоголя становится прежде всего, средством сатирической
насмешки»26.
Е. Ермилов пишет: «Характерно для патетики гоголевского стиля
своеобразное выражение силы прекрасного посредством приравнения его к
грандиозному, фантастическому и страшному. «Боже мой, что то будет далее?» —
как бы в ужасе спрашивает он, передавая этим, что у него дух захватывает от
восторга перед необъятным, «грозящим» стать еще более прекрасным. Он находит
торжественные, широкие образы, эпитеты, сравнения, обороты речи для того, чтобы
передать захватывающие его чувства значительности событий. Гоголь в изображении
фантастических существ широко использует метафоры — «ведьм такая гибель»;
сравнения — ведьмы «разряжены как панночки»; эпитеты, передающие впечатления и
чувства автора: «красных девушек», «неведомая сила», «наводящее ужас движение».
Чем глубже и фантастичнее описывает Гоголь действительность, какою она должна
быть, — тем глубже и полнее сказывается сознание безобразия окружавшей его
реальности»24.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru
II.
Сюжетным стержнем повести „Пропавшая грамота“ является рассказ о путешествии деда к чертям за украденной шапкой. Рассказ этот по своей конструкции напоминает одну из широко распространенных (в частности, у украинцев) легенд — о кумовой кровати или о разбойнике Мадее (Н. П. Андреев. „Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне“. Л., 1929, стр. 53, № 756 В).
Легенда (в полном ее виде) повествует о том, как человек, душа которого отцом его запродана чорту, отправляется в ад, проникает туда с помощью страшного разбойника и выручает „запись“. Так и у Гоголя мы видим путешествие деда в „пекло“ и возвращение украденной шапки. Само изображение путешествия деда к чертям отчасти напоминает путешествие в ад в „Кумовой постели“ В. Олина („Карманная книжка для любителей русской старины и словесности на 1829 год. Издана В. Н. Олиным“. СПб., 1829, стр. 289—337. На это сходство впервые указал В. Гиппиус. „Гоголь“, Л., 1924, стр. 29). Повидимому, известны были Гоголю и устные рассказы о кумовой кровати или о великом грешнике.
Торжественно-религиозный характер легенды снят Гоголем и заменен шутливо-комическим. Уже то обстоятельство, что дед идет в пекло не за душой, а за шапкой, придает рассказу иной, не-религиозный характер.
534
Изложение у Гоголя напоминает скорее народные рассказы о шабаше ведьм, о пребывании у чертей музыкантов, сапожников, портных и т. п. Народные рассказы подобного рода многочисленны; см. например: Б. Д. Гринченко. „Этнографические материалы, собранные в Черниговской и соседних с ней губерниях“, II. Чернигов, 1897, стр. 57, 58; В. Н. Добровольский. „Смоленский этнографический сборник“, I. СПб., 1891, стр. 133—156 (три рассказа); М. П. Драгоманов. „Малорусские народные предания и рассказы“. Киев, 1876, стр. 52, 54, 393; В. В. Иванов. „Жизнь и творчество крестьян Харьковской губ.“. Харьков, 1898, стр. 408; И. Я. Рудченко. „Народные южно-русские сказки“, I. Киев, 1869, № 41; „Сборник Харьковского историко-филологического общества“, III. Харьков, 1891, стр. 166. Сюда же относится и „Гусар“ Пушкина (написанный в 1833 году).
Самое изображение „нечисти“ у Гоголя напоминает некоторые народные тексты, но Гоголь придает своим картинам более сложный литературный характер, — ср., например, В. Гнатюк. „Знадоби до галицько-руської демонольогії, I — „Етнографічний Збірник“, XV. Львів, 1904, № 13.
Игра деда в карты с ведьмами частично напоминает рассказы об игре солдата в карты с чертями (см., например, А. Н. Афанасьев. „Народные русские сказки“, I. М. — Л., 1936, №№ 153, 154).
Чудесный конь, полученный дедом, в народных рассказах обычно оказывается затем кочергой и т. п. (ср. „Гусар“: „Не конь — а старая скамья“); у Гоголя же конь этот просто пропадает. Частично этот эпизод напоминает вторую часть белорусской сказки „Болотные паны“ (П. В. Шейн. „Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края“, II. СПб., 1893, стр. 270—271, № 130). Ср. также рассказ о том, „Як ведьма салдату падделала, што ион на липинки за тысичу верст слитаў и сваю родину пувидаў“ (Добровольский, назв. соч., I, стр. 136, № 67).
Заключительный эпизод с танцующей бабой и сном ее можно сопоставить с народными рассказами о танце против воли и о различных скачущих предметах, см., например, Гнатюк, назв. соч., I, стр. 86, № 54; Б. Д. Гринченко. „Из уст народа“. Киев, 1900, стр. 99.
Для образов запорожца и чертей Гоголь воспользовался частично материалами вертепной драмы (См. В. А. Розов. „Традиционные типы малорусского театра XVII—XVIII вв. и юношеские повести Н. В. Гоголя“ — „Памяти Гоголя. Сборник речей и статей“. Киев, 1911, стр. 103—115, особ. 108—111. Ср. также Евген Марковський. „Український вертеп“, I. У Києві, 1929, стр. 19, и рисунок № 93). Особенно характерен костюм запорожца.
Весь разнообразный традиционный материал Гоголь сплавляет в одно целое и оформляет по-своему, создавая подлинное литературное произведение. Характерно в этом отношении уже вступление рассказчика (дьяка Фомы Григорьевича), выдержанное в бытовых тонах, затем подробное и красочное изображение ярмарки, описание ночлега в шинке, изображение
535
мудрого шинкаря, описание дороги к чертям, подробности пребывания деда в пекле, подробности в изображении игры в карты, изображение визита деда к царице. Опираясь на народный материал, Гоголь вместо кратких сюжетных формул народных рассказов дает детально нарисованные картины отчасти в духе романтической литературы, отчасти уже и в духе реалистической описательной манеры юмористического характера.
Исчезновение запорожца , По дороге к ним прибился еще один хлопец, и дальше по полю они поехали вместе
Когда уже совсем стемнело, рассказчик притих и стал вздрагивать при малейшем шорохе. Гонец намекнул запорожцу, что наверно тот уже хочет быстрее домой да на печь. На его слова попутчик неожиданно ответил, что его душа давно продана нечистому. Как ни странно, это признание не удивило смелого деда, который заметил, что на своем веку почти каждый знался с нечистым.
Запорожец сказал, что сегодня последний день, когда он может гулять по свету, и попросил друзей спасти его, не поспав одной ночи. Попутчики согласились помочь ему, не дав черту загубить христианскую душу. Между тем стало совсем темно, и троица решила остановиться на ночлег.
По пути они встретили небольшой, правда, весь покосившийся на одну сторону шинок, в котором решили переночевать. Не успели они расположиться втроем в сарае, как дед заметил, что его друзья спят уже крепким сном. Тогда он разбудил приставшего попутчика и напомнил ему про данное запорожцу обещание, но казак только протер глаза и опять уснул.
14 стр., 6990 слов
Краткое содержание Шмелев Как я стал писателем для читательского дневника
… Как я стал писателем» И. Шмелёва Рассказ «Как я стал писателем» Шмелев краткое содержание с цитатами: Рассказчик вспоминает, как стал … написал рассказ «У мельницы». Я увидал мой омут, мельницу, разрытую плотину, глинистые обрывы, рябины, осыпанные кистями ягод, деда… Живые, — они пришли и взяли. Что делать со своим сочинением, рассказчик … в третьем классе рассказчик создал свое первое произведение о …
Пришлось деду караулить друзей одному, а чтобы не уснуть, он пошел прогуляться и проведать коней. Но ближе к утру сил у него практически не осталось и он повалился, словно убитый. Спал он довольно долго и проснулся, когда солнце стало припекать ему голову.