Н. в. гоголь, «пропавшая грамота»: краткое содержание

Человек и дьявол в повести н. в. гоголя «пропавшая грамота»: бытие в унисон

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Начинается повесть с сетований рассказчика, Фомы Григорьевича, на слушательниц, которые просят рассказать страшную сказку, а потом всю ночь дрожат от страха. Затем он рассказал о том, что случилось с его дедом.

Дед Фомы Григорьевича был не из простых казаков, знал грамоту. Однажды гетман дал ему грамоту и велел отвезти царице. Тот зашил её в шапку, оседлал коня и на другое утро доехал уже до Конотопа, где была ярмарка. Хотел дед купить там табак и огниво да ехать дальше, но встретил гуляку запорожца и за разговорами забыл, что ему нужно ехать. Началась у них попойка, а после неё решили дед, запорожец и ещё один гуляка держать путь вместе. В дороге запорожец рассказывал разные байки, но к вечеру притих, а затем признался, что душа его продана нечистому, что этой ночью срок и попросил попутчиков не спать, караулить, чтобы нечистый его не утащил. Казаки согласились.

Остановились они ночевать в шинке. Дед долго караулил запорожца, а другой казак и запорожец заснули. Но и дед, в конце концов, заснул, а утром увидел, что запорожец пропал, только свитка его осталась. И кони пропали: деда и запорожца. Хватился дед за шапку — и её нет. Вспомнил он, что вчера поменялись шапками с запорожцем, значит, нечистый её утащил вместе с запорожцем. Как добыть грамоту для царицы, зашитую в шапке, не знает. Спросил совета у людей, остановившихся в шинке. Никто не знал, что делать. Только шинкарь за пять золотых надоумил деда, как добыть грамоту. Рассказал, как дойти в лесу до того места, где найдёт «кого нужно».

Нашёл дед то место, а там у огня расположились люди со страшными рожами и что-то сыпали в огонь. Сидели молча, на приветствие не ответили. Дед рассказал им за чем пришёл. Они протянули руки, кинул дед им деньги. Тут земля задрожала, и попал он «чуть ли не в самое пекло». Кругом черти и ведьмы отплясывают трепака. Посадили его за длиннющий стол, заставленный едой. Дед подцепил кусок и отправил не в свой рот, а в чужой. Во второй и в третий раз — опять в чужой рот. Рассердился дед, стал угрожать расправиться с ведьмами, если они не отдадут его казацкую шапку. Захохотали они, а одна из них провизжала, что отдадут шапку, если три раза сыграет дед с ними в дурня.

Пришлось сесть за карты. Первый раз остался он дурнем. Второй раз тоже проиграл: на руках у него были одни козыри, вдруг превратившиеся в простую масть. В третий раз изловчился он перекрестить карты под столом и выиграл. Загремел гром, и откуда ни возьмись появилась шапка.

Расхрабрился дед и потребовал своего коня, пригрозив перекрестить нечисть святым крестом. Появились перед ним конские кости, заплакал дед, жалея старого друга. Потребовал другого коня, чтобы выбраться из чёртова места. Появился перед ним конь и понёс деда через болото и провалы, не слушаясь ни поводов, ни крика. Под ногами была пропасть, перескочил конь через неё, а дед, не удержавшись, полетел вниз.

Очнулся он на крыше своей хаты. Перекрестившись, увидел, что руки в крови, посмотрел в бочку с водой — и лицо в крови. Обмылся, чтобы детей не испугать, и зашёл в хату. Увидел там испуганных детей и жену, заснувшую с веретеном в руке и подпрыгивающую на лавке. Дед разбудил её, и жена рассказала, что снилось ей, будто печь по хате ездила. Понял дед, что нужно хату освятить, но сейчас ему некогда было, поскакал он на коне с грамотой к царице.

Привели гонца во дворец, дивился он на роскошь высоких палат, видел разряженную царицу. Велела она насыпать деду полную шапку денег.

Об истории с чертями дед не вспоминал, а когда кто-нибудь просил его рассказать об этом, долго не соглашался. И, наверно, в наказание, что сразу не освятил хату, каждый год в этот день ноги жены его затевали танцы.

Краткое содержание «Пропавшая грамота»

В четвертой повести, завершающей цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь знакомит нас с дедом дьяка Фомы Григорьевича, поборовшим нечистую силу.

Дьяк Фома в один из вечеров поведал собравшимся слушателям о случае, приключившемся с его пращуром (предок, в старину так называли дедов). Рассказ начинается с того, что гетман приказал отправить в Петербург к царскому двору грамоту, и посыльным был выбран дьяков дед. Для надежности вшил дед грамоту себе в шапку, чтоб в дороге ненароком не потерять.

Без происшествий доехав с другими казаками до самого Конотопа, он повстречал в шинке запорожского казака. Отметив бурными возлияниями встречу, уговорились новоиспеченные друзья дальше ехать вместе. С наступлением ночи обуял запорожца необъяснимый страх, и после долгих расспросов попутчиков перепуганный казак объяснил, что душа его продана черту и именно сегодня срок расплаты. Казаки согласились помочь бедолаге, для чего они должны были прободрствовать всю ночь. Однако, колдовское наваждение берет свое, и путников морит сон. На следующие утро обнаруживается пропажа не только запорожского казака и коней, но и шапки с гетманской грамотой.

Расстроенный дед Фомы Григорьевича впадает в отчаяние, виня себя в провале порученной ему миссии. На помощь приходит шинкарь, советует отправиться в лес, ориентируясь на звук кузнечных молотов, ведь ночью в лесу цыгане куют железо. «Выйди к реке, а там, мил человек, ты найдешь того, кто тебе нужен» — заключает хозяин шинка.

Следуя совету, молодой казак находит потайное место и видит там сидящих вокруг огня страшных людей. Он бросает им кошелек, набитый деньгами, как советовал ему шинкарь. В тот же миг оказывается молодой мужчина в аду за столом с ведьмами и чертями. Стол ломится от разных яств, пир в самом разгаре. И тут одна из ведьм предлагает деду Фомы Григорьевича сыграть с ней в карты. В случае проигрыша останется в аду, а если выиграет он, то получит назад гетманскую грамоту. Играют они три партии, и первые две выигрывает ведьма, а на третьей он догадывается перекрестить карты. Удача не заставляет себя долго ждать, и казак обыгрывает ведьму. Тотчас перед ним падает шапка со вшитой грамотой. Он уговаривает чертей соблюсти уговор и помочь ему выбраться из пекла. Дарят демоны казаку адского коня взамен потерянного. Чудесным образом оказывается он у себя дома и, немного отдохнув, снова отправляется к царскому двору. Знакомство с нечистой силой не остаётся бесследно: один раз в год происходит в избе диво — жена деда пускается в пляс. А все потому, что не освятила глупая баба хату!

Читать также: Краткое содержание «Майская ночь, или Утопленница»

Читать краткое содержание рассказа Пропавшая грамота Гоголя

Повесть начинается со слов главного героя. Фома Григорьевич скромно отнекивается от просьбы рассказать страшную историю. Он смеется, что молодые просят его постоянно рассказать что-нибудь страшное. А сами после заснуть ночью не могут, дрожат, пугаются любого шороха. Но странные эти люди днем забывают о своих страхах, опять просят историю!

Вот Фома рассказывает о важном поручении, которое дал ему гетьман — отвезти царице грамоту. Попрощавшись с семьей, отправился Фома в дорогу

Пришлось ему ехать мимо ярмарки. Там шум, веселье… да и табак нужен Фоме. Решил заехать на чуть. Заехал и встретился с запорожцем, познакомились, стали отмечать знакомство. Время идет, знакомые пьют. И достаточно выпив, признался новый знакомый, что продал душу нечистому. И сегодня совсем не спокойно запорожцу, так как ночь расплаты пришла. Фома хотел бы ему помочь — он вызвался сторожить пьяного. Но несмотря на все старания, Фома все-таки заснул… утром не обнаружил он ни знакомого с его вещами, ни своих вещей.

Жало коня, но еще страшней потерять ту самую грамоту. Пожаловался трактирщику Фома, что темные силы ограбили его. Поведал ему трактирщик, как их найти…

Пошел Фома в лес, углубился в чащу, вышел на свет костра, вокруг которого страшные «рожи» сидят. Это ведьмы и бесы развлекаются, пируют. Потребовал у них смелый Фома свое обратно. Твари смеются, предложили ему в карты отыграться.

Играют, но человеку никак карта не идет. Решил сам сдать, карты выпали хорошие, козырные, но и это не спасло. Тогда тихонько перекрестил Фома карты и… выиграл!

Вместо коня отдали ему кости. Разозлился Фома, осерчал. Пригрозил всех перекрестить! Тогда вдруг очнулся — очутился дома. Самое главное — грамота при нем. А дома дети напуганы, мать во сне… танцует. Поехал Фома опять к царице, которая золотые вареники ест. Долг выполнил свой. Вот только жена его так каждый год и танцует — поздно хату осветили.

Оцените произведение:

3.3

Голосов: 129 Читать краткое содержание Пропавшая грамота. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Основная мысль произведения

Сейчас в школе на уроках литературы очень популярны презентации, которые помогают ученикам сделать конспект произведения и лучше понять его смысл. При этом учитель использует компьютерную технику для просмотра слайдов и прослушивания аудиокниги онлайн. При анализе «Пропавшей грамоты» обязательно раскрываются:

  • жанр повести;
  • композиционная структура;
  • суть сюжета;
  • отличительная специфика;
  • смысловая линия.

«Пропавшая грамота», как и весь цикл сказок «Вечера на хуторе близ Диканьки», написана в жанре народного творчества. Дьяк рассказывает необыкновенную историю в украинских традициях с применением элементов фантастики. Вся композиция повести построена на рассказе о жизни отдельных героев, а ее основу составляет исчезновение документа для императрицы.

Линия сюжета раскручивается вокруг путешествия гонца к нечистой силе с намерением вернуть потерянную шапку, а с ней и грамоту. Гоголь описывает эти события в характерном для него юмористическом стиле. Произведение отличается мастерским упоминанием народных традиций, которые создают живые сцены, захватывающие воображение читателя.

Для этого писатель использует яркий пафос, разнообразные зарисовки, разделяющие реалии от вымысла. Весь смысл произведения основывается на описании простого человека, который любит жизнь и свято верит в торжество справедливости. Кроме того, он умеет бороться со злом, поэтому заслуживает уважения, несмотря на некоторые отрицательные качества.

Для художественной выразительности автор использует разнообразные прибаутки и присказки, которые подчеркивают самобытность и колоритность повести. Это произведение учит читателя, что сначала следует выполнять взятые на себя поручения, а потом заниматься другими делами. Иначе можно нажить себе много неприятностей.

https://youtube.com/watch?v=zkiCBi2kZ6s

Игра в карты с ведьмой

Хотя дед был и смелым человеком, но зайдя темной ночью в лес, он почувствовал некоторый страх. Среди деревьев стало так холодно, что путник вспомнил про свой овчинный тулуп. Наконец он добрался до речки, увидел огонь на противоположной стороне и по ненадежному мостику быстро перебрался на другой берег.

Здесь он увидел нечистых, которые сидели вокруг костра. Но делать было нечего, и гонец присоединился к ним. Как ни пытался он завести с ними разговор, ничего не получалось. Тогда, как советовал шинкарь, он бросил им деньги, и вся нечисть приобрела свое истинное обличие. Они подскочили к деду и посадили за огромный стол, который ломился от еды.

Но что бы он ни захотел съесть, попадало мимо его рта. Дед разозлился и потребовал от них свою шапку. Главная ведьма согласилась отдать шапку только после игры в дурака. Причем из трех партий он должен был выиграть хотя бы одну. Казаку деваться было некуда, и он согласился.

Проиграв два кона, дед понял, что ведьма его обманывает, и тогда он незаметно перекрестил свои карты и выиграл третью партию. Тут же прилетела шапка прямо ему в лицо, но дед стал требовать от нечисти вернуть своего коня. Когда казак узнал, что его четвероногий друг съеден, потребовал другого, чтобы побыстрее выбраться из этого пекла.

История создания[]

Черновой автограф повести написан чернилами на четырёх листах большого формата (с оборотом) убористым почерком с многочисленными поправками и помарками. Заглавие отсутствует. Текст черновика «Пропавшей грамоты» значительно превышает по размеру окончательную, печатную редакцию, не имея сколько-нибудь принципиального отличия от неё в сюжетном и в стилевом отношении, однако даёт многочисленные варианты и разночтения. При отделке повести отпали целые фрагменты, не включенные Гоголем в окончательную редакцию. Так, в печатный текст не вошло ни подробное описание путешествия деда из пекла на хромом, ни эпизод с горшками, надувавшими щёки. Отброшен ряд колоритных деталей. Так, при характеристике деда в черновой редакции указывалось, что он «один, бывало, иной раз выходил на медведя, а подчас и пяти человек умять ему было так же, как нашему брату отпеть воскресный кондак». Автограф повести не даёт достаточных данных для определения времени её написания. Начата, по-видимому, в 1828 году. Подтверждением этому служит письмо Гоголя к матери от 23 мая 1829 года, в котором он просил описать подробности различных карточных игр, популярных в украинском обиходе. Публикация «Пропавшей грамоты» в первой книге «Вечеров…» (цензурное разрешение датировано 26 мая 1831 года) означает, что работа над повестью была завершена не позже апреля—мая 1831 года.

Во втором издании «Вечеров…» 1836 года текст «Пропавшей грамоты» был перепечатан почти без изменений, за исключением немногочисленных замен отдельных слов и порядка слов во фразах. Однако наличие этих правок свидетельствует, что текст второго издания, по-видимому, внимательно прочитывался Гоголем.

Что такое «Пропавшая грамота» Гоголя?

Главная тема рассказа — жизнь и быт маленького украинского городка, где каждый житель знает о другом и его достоинствах или недостатках. Гоголь с юмором и иронией описывает жизнь городка, проблемы, с которыми сталкиваются его жители, их мелкие расчеты и недостатки. В «Пропавшей грамоте» автор показывает, как незначительный событий может повлиять на жизнь всего сообщества.

Кроме того, «Пропавшая грамота» Гоголя является примером жанра народного юмористического рассказа. Автор использует многочисленные элементы народного фольклора и обычаев, чтобы создать яркую и запоминающуюся картину украинской жизни.

В целом, «Пропавшая грамота» Гоголя учит нас ценить юмор, народные традиции и показывает, как даже незначительные события могут повлиять на жизнь людей и сообщества в целом.

Гулянка в Конотопе

Ехал он довольно быстро и рано утром был уже в Конотопе. В то время там проходила ярмарка, поэтому людей было довольно много, но все еще дремали, расположившись кто где. Здесь можно было встретить:

  • хлопца с покрасневшим носом;
  • перекупку, которая спала сидя;
  • цыгана, спящего под телегой;
  • москаля с бородой, лежащего прямо на дороге.

Постепенно народ стал просыпаться, и дед пошел в поисках табака и огнива. Он познакомился с лихим запорожцем, каких, как отмечает рассказчик, сейчас не встретишь. Они пошли вместе, разговаривая на незначащие темы, и гонец забыл про свое задание.

https://youtube.com/watch?v=3M7bzNKCyts

Значение произведения для литературы

«Пропавшая грамота» Гоголя имеет большое значение для русской литературы. В этом произведении Гоголь использует характерные для своего творчества приемы, такие как гротеск, сатира и образы небольших людей.

Главное значение этой повести заключается в том, что Гоголь передает в ней жизнь русской провинции с ее особенностями и, вместе с тем, универсальные темы, такие как самовоспитание и моральные ценности.

Произведение показывает критические черты русского общества того времени, такие как поверхностность, лицемерие, коррупция и неспособность продвинуться в жизни.

Гоголь изображает своих персонажей с увлекательным юмором, однако за этим юмором скрывается взгляд на жизнь, полный глубины и порой жесткий. Он ярко рисует повседневность, подчеркивая нелепость ситуаций и нравы тех времен.

Таким образом, «Пропавшая грамота» Гоголя является важным произведением русской литературы, которое привлекает внимание к проблемам общества и призывает задуматься над вопросами самовоспитания и морали

Повесть Н.В. Гоголя «Пропавшая грамота»

Повесть Н.В. Гоголя  «Пропавшая грамота»

В толковом словаре В. И. Даля читаем: «Фантастический —  несбыточный, мечтательный; или затейливый,
причудливый, особенный и отличный по своей выдумке». Иначе говоря,
подразумевается два значения: 1. нечто не реальное, невозможное и
невообразимое; 2. нечто редкое, преувеличенное, необычное. Фантастическое в
литературе мы определяем по его противоположности к реальному и существующему.
Звери или птицы, наделенные по воле пера автора человеческой психикой и
владеющие человеческой речью; силы природы, олицетворенные в антропоморфных
(т.е. имеющих человеческий вид) образах; живые существа в противоестественной
гибридной или сказочно — религиозной форме, все это широко используется в
искусстве. В пьесе Б. Шоу «Назад к Мафусаилу» один из персонажей говорит: «Чудо
— это то, что невозможно и тем не менее, возможно»25.  

Фантастическое часто используется в литературе, когда
необходимо преодолеть цензурные препятствия или при помощи иронии, гиперболы и
смеха изобразить действительность, используя жанр иронической сказки. 

Гоголь щедро воспользовался для «Вечеров» материалами богатого
и сказочного украинского фольклора, но он как бы продолжил в них работу
многочисленных безвестных народных сказочников и повествователей.

Особое изображение фантастики в юмористическом плане дано
Гоголем в «Пропавшей грамоте». В этой повести автор ярко воссоздает живые черты
быта и реальности в фантастическом отображении. Переход от изображения быта к
фантастике заключает в себе обыденную, прозаическую мотивировку, да и само
изображение «необыкновенного» так же насыщенно бытовыми деталями.

«Герой повести- человек смелый, казацкого размаха- попадая в
ад в поисках пропавшей грамоты, видит сборище чудовищных, уродливых существ.
«Ведьм такая гибель, как случается иногда на Рождество выпадает снегу;
разряженный, размазанный, словно панночки на ярмарке. И все, сколько бы ни было
их там, как хмельные, отплясывали какого- то чертовского гопака. Пыль подняли
боже упаси какую! … На деда, не смотря на страх весь, смех напал, когда
увидел, как черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами,
увивались около ведьм, будто парни около красных девушек; а музыканты тузили
себя в щеки кулаками, словно в бубны, и свистали носами, как в валторны». И
здесь юмор тесно связан с «обытовлением» фантастики»23. 

В «Вечерах» прибегая к фантастике, Гоголь вводит в свои
повести, в мир обитания человека чертей и ведьм. Но его фантастика не
мистифицирована, — это смешная и трагическая фантастика народных сказок и
легенд.

«Для Гоголя народная фантастика предстает своей бытовой
стороной, привлекает его своей наивной непосредственностью. Черт у него самый
обыденный: трусливый, способный на мелкие пакости, он ухаживает за Солохой и
ревнует ее. Ведьмы из пропавшей грамоты играют в карты и жульничают.
Фантастическое у Гоголя становится прежде всего, средством сатирической
насмешки»26.  

Е. Ермилов пишет: «Характерно для патетики гоголевского стиля
своеобразное выражение силы прекрасного посредством приравнения его к
грандиозному, фантастическому и страшному. «Боже мой, что то будет далее?» —
как бы в ужасе спрашивает он, передавая этим, что у него дух захватывает от
восторга перед необъятным, «грозящим» стать еще более прекрасным. Он находит
торжественные, широкие образы, эпитеты, сравнения, обороты речи для того, чтобы
передать захватывающие его чувства значительности событий. Гоголь в изображении
фантастических существ широко использует метафоры — «ведьм такая гибель»;
сравнения — ведьмы «разряжены как панночки»; эпитеты, передающие впечатления и
чувства автора: «красных девушек», «неведомая сила», «наводящее ужас движение».
Чем глубже и фантастичнее описывает Гоголь действительность, какою она должна
быть, — тем глубже и полнее сказывается сознание безобразия окружавшей его
реальности»24. 

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru

В какие годы писалось произведение?

Практически все литературоведы убеждены, что повесть была начата Гоголем в 1828 году. Об этом свидетельствует его письмо матери, датируемое маем 1829 года. В нём Николай Васильевич просит в подробностях описать ему различные карточные игры, которые были популярны в то время на Украине.

Доказательством того, что «Пропавшая грамота» была закончена не позже весны 1831 года, может служить тот факт, что впервые она была напечатана в первой книге «Вечеров…», а цензурное разрешение на её издание получил 26 мая 1831 года Николай Васильевич Гоголь.

«Пропавшая грамота» написана в виде рассказа от лица некого Фомы Григорьевича, который рассказывает своим слушательницам, постоянно просящим у него «яку-нибудь страховинну казочку», такие истории, что те, по его же словам, «всю ночь потом дрожат под одеялом».

Он начинает рассказывать об одном интересном случае, якобы произошедшем с его собственным дедом, которому однажды гетман поручил задание доставить грамоту к царице.

Попрощавшись с семьей, дед отправился в путь. На следующее утро он уже был на конотопской ярмарке. Царская грамота в это время была в надежном, безопасном месте — зашита в шапку. Не боясь её потерять, главный герой рассказа решил раздобыть здесь «огнива и табаку».

Прогуливаясь по ярмарке, он подружился с неким гулякой-запорожцем. Вместе с ним и ещё одним казаком, увязавшимся за приятелями, дед отправился дальше.

В ходе разговора, запорожец рассказывает много интересных диковинных историй из своей жизни. Увлекшись разговором, он ведает друзьям о том, что продал душу дьяволу, а срок расплаты наступит совсем скоро (ночью того дня). Наш герой, чтобы помочь запорожцу, дает ему обещание не спать ночью. Приятели решают устроить привал в ближайшем питейном заведении.

Новые друзья деда быстро засыпают, и по этой причине ему приходится находиться на страже одному. Однако как ни старался главный герой, сон, в конце концов, одолевает его, и дед засыпает.

Наутро, проснувшись, он обнаруживает, что рядом нет ни нового товарища-запорожца, который продал душу дьяволу, ни коней, ни шапки с вшитой в неё грамотой.

Находясь в подобном, не самом лучшем положении, дед решает спросить совета у чумаков, которые в тот момент также находились в шинке. Один из них поведал герою о том, где можно найти чёрта.

На следующую ночь, следуя указаниям шинкаря, дед идет в лес, где он, минуя различные преграды, находит костер с сидящими вокруг него «страшными рожами».

Сразу же после того, как герой рассказал им о своей ситуации и заплатил, он оказался в «пекле» за столом, за которым сидели различные чудища, существа и злые ведьмы.

Одна из сидящих за столом ведьм предложила деду сыграть в карточную игру «дурень» три раза: если тот выиграет, ему вернут шапку с грамотой, а если проиграет — навечно останется здесь.

Два раза подряд главный герой проигрывает, однако в третий раз, прибегая к хитрости, он всё-таки выигрывает. После того, как сработал план, пропавшая грамота вернулась обратно в руки деда, герой решает выбраться из «пекла».

Очнулся он на крыше своего собственного дома, весь в крови. Практически сразу же он немедля отправляется с грамотой к царице.

Навидавшись различного рода «диковин», главный герой временно забывает о произошедшем, но теперь раз в год в его доме начинает происходить «разная чертовщина»: например, жена пускалась в пляс против своей воли.

Сюжет и герои произведения

В начале рассказа судье вручают несколько грамот и направляют его на дело. Однако, по дороге к месту назначения, судье становится противно от своей работы, и он решает прийти в гостиницу и отдохнуть от нудной рутины. В это время, городок охватывает паника: выясняется, что одна из грамот, которую судье поручили доставить, пропала.

Судья, ощущая себя ответственным за пропажу грамоты, пытается найти ее. В ходе своего расследования он посещает разные части города и вступает в контакт с разными персонажами, каждый из которых имеет свои собственные мотивы.

Среди главных героев произведения можно выделить добродушного мещанина, живущего на окраине города, некомпетентного доктора, невинного проститутку и оживленного трактирщика. Взаимодействие этих персонажей с судьей создает непредсказуемые ситуации и комичные моменты.

Изображение бюрократической системы

В произведении «Пропавшая грамота» Николай Гоголь ярко иронизирует над бюрократической системой, критикуя ее сложность и бессмысленность.

В первую очередь, автор подчеркивает множество формальностей, с которыми сталкиваются главные герои — староста и Хома Брут. Их поход по разным учреждениям, чтобы найти пропавшую грамоту, становится настоящим круговоротом между инстанциями, переполненными абсурдными требованиями и бюрократическими препятствиями. Весь процесс превращается в бесконечное перемещение по разным офисам без каких-либо реальных результатов.

Гоголь изображает бюрократизацию власти и ярко показывает, как она препятствует выполнению действительно важных задач. Он подчеркивает, что бюрократическая система остерегается любых нововведений и инноваций, предпочитая сохранять старые порядки даже в ущерб разуму и общественной полезности.

Гоголь также обращает внимание на то, что бюрократическая система порождает коррупцию, в то время как государственные служащие пытаются использовать свое положение для личной выгоды. Примером тому является положение Хомы Брута, который пытается устроить свою личную жизнь, одновременно пользуясь своим служебным статусом

В целом, Гоголь через «Пропавшую грамоту» исследует патологию бюрократической системы и показывает, насколько она безнадежно сложна и деструктивна. Автор высмеивает бесполезность и бюрократическую внушительность самой системы, призывая к изменениям и реформам, а не к бессмысленному круговороту по офисам и бумагам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: