Лингвистический анализ: речной трактир (иван бунин)

Сборник рассказов «темные аллеи».

Адаптации

Театральные постановки

  • 1993 — «Тёмные аллеи», пост. Виктор Панов . Архангельский областной молодёжный театр
  • 1995 — «Тёмные аллеи» (балет на музыку С. Рахманинова и А. Вертинского), реж. Эдвальд Смирнов. Русский камерный балет «Москва»
  • 2002 — «Тёмные аллеи» (театральная фантазия), реж. Григорий Козлов . Театр Юных Зрителей им. Брянцева
  • 2003 — «Тёмные аллеи» (истории любви), реж. Наталья Плавинская. Тверской областной академический театр драмы
  • 2008 — «Возлюбленная нами» (Amata nobis…), реж. Герман Энтин. Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой
  • 2009 — «Тверской бульвар», реж.-пост. Олег Юмов. Омский государственный драматический «Пятый театр»
  • 2009 — «Тёмные аллеи» (история любви в 2-х действиях) по пьесе Ольги Никифоровой, реж. Олег Рыбкин. Красноярский драматический театр им. Пушкина
  • 2010 — «В тёмных аллеях», реж.-пост. Надежда Ковалёва. Нижегородский театр «Комедія»
  • 2011 — «Тёмные аллеи» (мелодрама в двух действиях), реж. Тимур Насиров. Магнитогорский драматический театр им. Пушкина
  • 2011 — «Тёмные аллеи», реж. Ксения Торская. Томский театр Юного зрителя
  • 2011 — «Тёмные аллеи» («Песнь песней»), реж. Светлана Кремаренко. Новосибирский театр-студия «Струна»
  • 2011 — «Ка­тя, Со­ня, По­ля, Га­ля, Ве­ра, Оля, Та­ня…», ре­ж. Дми­т­рий Кры­мов. «Шко­ла дра­ма­ти­че­с­ко­го ис­кус­ст­ва» сов­ме­ст­но с Цен­т­ром им. Вс. Мей­ер­холь­да
  • 2012 — «Тёмные аллеи» (трагикомедия на троих), реж. Всеволод Чубенко. «Свой театр» (г. Вологда)
  • 2015 — «Тёмные аллеи» (всполохи любви в двух частях), реж. Владимир Филонов. Студия-театр «Манекен» (г. Челябинск)
  • 2015 — «Грамматика любви», реж. Анна Дубровская , Театральный институт им. Бориса Щукина (дипломный спектакль)

Экранизации

  • 1982 — Два голоса (новелла «Тёмные аллеи»)
  • 1989 — Несрочная весна (по мотивам рассказов «Несрочная весна», «Руся», «Князь во князьях», «Мухи», «Журавли», «Кавказ», повести «Суходол», дневниковых записей)
  • 1988 — Грамматика любви (по рассказам «Таня», «В Париже», «Холодная осень», «Грамматика любви»)
  • 1990 — Холодная осень (по одноименному рассказу)
  • 1991 — Тёмные аллеи (по рассказу «Руся»)
  • 1994 — Посвящение в любовь (по рассказам «Лёгкое дыхание », «Холодная осень», «Качели»)
  • 1994 — Лето любви (по рассказу «Натали»)
  • 1995 — Мещерские (по рассказам «Натали», «Таня», «В Париже»)
  • 1996 — Обыкновенная повесть (по рассказу «Тёмные аллеи»)
  • 1999 — Чистый понедельник (по рассказам «Чистый понедельник», «Часовня»)

Радиопостановки

  • 1956 — «Тёмные аллеи» (читает Елена Полевицкая), «Ворон» (читает Василий Топорков)
  • 1979 — «Тёмные аллеи» (читает Андрей Попов) слушать , «Муза» (читает Вячеслав Тихонов) слушать , «Руся» (читает Игорь Горбачёв)
  • 1971 — «В Париже» (читает

Части речи на позициях в предложении

Номер слова в предложении
1 2 3 4 5
Существительное 6.76 14.08 10.00 11.43 23.08
Глагол 16.22 33.80 21.43 14.29 20.00
Местоимение-существительное 22.97 12.68 14.29 10.00 9.23
Предлог 13.51 4.23 10.00 12.86 18.46
Союз 12.16 5.63 14.29 17.14 9.23
Прилагательное 6.76 2.82 5.71 8.57 4.62
Наречие 8.11 9.86 8.57 15.71 7.69
Местоимение-прилагательное 2.70 5.63 2.86 0.00 4.62
Частица 6.76 4.23 11.43 7.14 0.00
Местоименное наречие 4.05 5.63 1.43 2.86 1.54
Числительное 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Числительное-прилагательное 0.00 1.41 0.00 0.00 1.54
Междометие 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Часть композита — сложного слова 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Номер слова в предложении
6 7 8 9 10
Существительное 26.56 12.70 8.47 32.14 20.75
Глагол 12.50 26.98 20.34 7.14 13.21
Местоимение-существительное 14.06 19.05 15.25 19.64 3.77
Предлог 3.13 15.87 18.64 10.71 13.21
Союз 12.50 3.17 6.78 5.36 13.21
Прилагательное 7.81 7.94 13.56 12.50 18.87
Наречие 10.94 6.35 5.08 3.57 9.43
Местоимение-прилагательное 7.81 1.59 8.47 3.57 1.89
Частица 3.13 4.76 1.69 1.79 1.89
Местоименное наречие 1.56 0.00 1.69 3.57 3.77
Числительное 0.00 1.59 0.00 0.00 0.00
Числительное-прилагательное 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Междометие 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Часть композита — сложного слова 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Номер слова в предложении
11 12 13 14 15
Существительное 13.46 18.37 20.83 13.33 18.60
Глагол 15.38 24.49 14.58 11.11 20.93
Местоимение-существительное 9.62 12.24 10.42 17.78 13.95
Предлог 7.69 16.33 8.33 8.89 4.65
Союз 13.46 10.20 2.08 13.33 11.63
Прилагательное 19.23 10.20 14.58 17.78 18.60
Наречие 7.69 4.08 14.58 6.67 6.98
Местоимение-прилагательное 3.85 4.08 4.17 2.22 2.33
Частица 5.77 0.00 4.17 4.44 0.00
Местоименное наречие 3.85 0.00 4.17 0.00 0.00
Числительное 0.00 0.00 2.08 4.44 2.33
Числительное-прилагательное 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Междометие 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Часть композита — сложного слова 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00

Тема

Ведущая тема
– тема любви. Не только рассказ “Тёмные аллеи”, но и все произведения цикла основаны на этом прекрасном чувстве. Бунин, подводя итог своей жизни, был твёрдо убеждён, что любовь – самое лучшее, что может быть дано человеку в жизни. Она суть, начало и смысл всего: трагическая или счастливая история – нет никакой разницы. Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря.

Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит – всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.

Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к молодой девушке.

Вывод очевиден: счастье состоит в том, что бы жить в гармонии со своими чувствами, а не наперекор им. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в произведении. Проблематика достаточна широка, несмотря на небольшой объём рассказа. Интересно отметить тот факт, что в рассказах Бунина любовь и брак практически несовместимы: эмоции стремительны и ярки, они возникают и исчезают так же быстро, как всё в природе. Социальный статус не имеет смысла там, где царит любовь. Она уравнивает людей, делает бессмысленными чины и сословия – у любви свои приоритеты и законы.

Буквы и знаки препинания

Всего букв 10794 букв
Всего знаков препинания 510 знаков
Знак Кол-во (шт.) Средн. кол-во на 1000 слов (шт.)
, запятая 377 176.42
. точка 55 25.74
— тире 36 16.85
? вопросительный знак 9 4.21
! восклицательный знак 10 4.68
… многоточие 0.00
!.. восклицательный знак с многоточием 0.00
?.. вопросительный знак с многоточием 0.00
!!! тройной восклицательный знак 0.00
?! вопросительный знак с восклицанием 0.00
» кавычка 0.00
() скобки 1 0.47
: двоеточие 22 10.29
; точка с запятой 0.00
Буква Кол-во (шт.) Частота использования (в %)
А 857 7.94
Б 140 1.30
В 524 4.85
Г 225 2.08
Д 310 2.87
Е-Ё 835 7.74
Ж 225 2.08
З 185 1.71
И-Й 853 7.90
К 428 3.97
Л 471 4.36
М 392 3.63
Н 708 6.56
О 1279 11.85
П 296 2.74
Р 477 4.42
С 562 5.21
Т 649 6.01
У 318 2.95
Ф 10 0.09
Х 128 1.19
Ц 31 0.29
Ч 193 1.79
Ш 89 0.82
Щ 31 0.29
Ь-Ъ 162 1.50
Ы 214 1.98
Э 24 0.22
Ю 71 0.66
Я 224 2.08

История создания

В “Темных аллеях” анализ будет неполным без истории создания произведения и знания некоторых подробностей биографии писателя. В стихотворении Н. Огарёва “Обыкновенная повесть” позаимствован Иваном Буниным образ темных аллей. Эта метафора настолько впечатлила писателя, что он наделил её своим особым смыслом и сделал названием цикла рассказов. Все они объединены одной темой – яркой, судьбоносной, запоминающейся на всю жизнь любви.

Произведение, вошедшее в одноимённый цикл рассказов (1937-1945), было написано в 1938 году, когда автор находился в эмиграции. Во время второй мировой войны голод и нищета преследовали всех жителей Европы, французский город Грасс не стал исключением. Именно там написаны все лучшие произведения Ивана Бунина. Возвращение к воспоминаниям о прекрасных временах молодости, вдохновение и творческая работа давали силу автору, чтобы пережить разлуку с родиной и ужасы войны. Эти восемь лет вдали от родины стали самыми продуктивными и самыми важными в творческой карьере Бунина. Зрелый возраст, чудесной красоты пейзажи, переосмысление исторических событий и жизненных ценностей – стало толчком к созданию самой главной работы мастера слова.

В самые страшные времена написаны самые лучшие, тонкие, пронзительные рассказы о любви – цикл “Тёмные аллеи”. В душе каждого человека есть места, куда он заглядывает нечасто, но с особым трепетом: там хранятся самые светлые воспоминания, самые “дорогие” переживания. Именно такие “тёмные аллеи” имел в виду автор, давая название своей книге и одноимённому рассказу. Впервые рассказ был опубликован в Нью-Йорке в 1943 году в издании “Новая земля”.

Жанр

Тёмные аллеи относится к жанру рассказа, некоторые исследователи творчества Бунина склонны считать их новеллами.

Тема любви, неожиданные резкие концовки, трагичность и драматизм сюжетов – всё это характерно для бунинских произведений. Нужно отметить и львиную долю лиризма в рассказе – эмоции, прошлое, переживания и душевные искания. Общая лирическая направленность – отличительная особенность рассказов Бунина

Автор имеет уникальную способность – в малый эпический жанр уместить огромный временной отрезок, раскрыть душу персонажа и заставить задуматься читателя о самом важном

Художественные средства, которые использует автор всегда разнообразны: точные эпитеты, яркие метафоры, сравнения и олицетворения. Приём параллелизма также близок автору, достаточно часто природа подчёркивает душевное состояние персонажей.

Композиция

Композиционно рассказ можно разделить на три части.

Первая часть: приезд героя на постоялый двор (здесь преобладают описания природы и окружающей местности). Встреча с бывшей возлюбленной – вторая смысловая часть – в основном, состоит из диалога. В последней части генерал покидает постоялый двор – бежит от собственных воспоминаний и своего прошлого.

Основные события
– диалог Надежды и Николая Алексеевича построен на двух абсолютно противоположных взглядах на жизнь. Она – живёт любовью, находя в ней утешение и радость, хранит воспоминания молодости. В уста этой мудрой женщины автор вкладывает идею рассказа – то, чему учит нас произведение: “всё проходит, но не всё забывается”. В этом смысле герои противоположны в своих взглядах, старый генерал несколько раз упоминает о том, что “всё проходит”. Именно так прошла и его жизнь, бессмысленно, безрадостно, впустую. Критика восприняла цикл рассказов восторженно, несмотря на его смелость и откровенность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: