Адаптации
Театральные постановки
- 1993 — «Тёмные аллеи», пост. Виктор Панов . Архангельский областной молодёжный театр
- 1995 — «Тёмные аллеи» (балет на музыку С. Рахманинова и А. Вертинского), реж. Эдвальд Смирнов. Русский камерный балет «Москва»
- 2002 — «Тёмные аллеи» (театральная фантазия), реж. Григорий Козлов . Театр Юных Зрителей им. Брянцева
- 2003 — «Тёмные аллеи» (истории любви), реж. Наталья Плавинская. Тверской областной академический театр драмы
- 2008 — «Возлюбленная нами» (Amata nobis…), реж. Герман Энтин. Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой
- 2009 — «Тверской бульвар», реж.-пост. Олег Юмов. Омский государственный драматический «Пятый театр»
- 2009 — «Тёмные аллеи» (история любви в 2-х действиях) по пьесе Ольги Никифоровой, реж. Олег Рыбкин. Красноярский драматический театр им. Пушкина
- 2010 — «В тёмных аллеях», реж.-пост. Надежда Ковалёва. Нижегородский театр «Комедія»
- 2011 — «Тёмные аллеи» (мелодрама в двух действиях), реж. Тимур Насиров. Магнитогорский драматический театр им. Пушкина
- 2011 — «Тёмные аллеи», реж. Ксения Торская. Томский театр Юного зрителя
- 2011 — «Тёмные аллеи» («Песнь песней»), реж. Светлана Кремаренко. Новосибирский театр-студия «Струна»
- 2011 — «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня…», реж. Дмитрий Крымов. «Школа драматического искусства» совместно с Центром им. Вс. Мейерхольда
- 2012 — «Тёмные аллеи» (трагикомедия на троих), реж. Всеволод Чубенко. «Свой театр» (г. Вологда)
- 2015 — «Тёмные аллеи» (всполохи любви в двух частях), реж. Владимир Филонов. Студия-театр «Манекен» (г. Челябинск)
- 2015 — «Грамматика любви», реж. Анна Дубровская , Театральный институт им. Бориса Щукина (дипломный спектакль)
Экранизации
- 1982 — Два голоса (новелла «Тёмные аллеи»)
- 1989 — Несрочная весна (по мотивам рассказов «Несрочная весна», «Руся», «Князь во князьях», «Мухи», «Журавли», «Кавказ», повести «Суходол», дневниковых записей)
- 1988 — Грамматика любви (по рассказам «Таня», «В Париже», «Холодная осень», «Грамматика любви»)
- 1990 — Холодная осень (по одноименному рассказу)
- 1991 — Тёмные аллеи (по рассказу «Руся»)
- 1994 — Посвящение в любовь (по рассказам «Лёгкое дыхание », «Холодная осень», «Качели»)
- 1994 — Лето любви (по рассказу «Натали»)
- 1995 — Мещерские (по рассказам «Натали», «Таня», «В Париже»)
- 1996 — Обыкновенная повесть (по рассказу «Тёмные аллеи»)
- 1999 — Чистый понедельник (по рассказам «Чистый понедельник», «Часовня»)
Радиопостановки
- 1956 — «Тёмные аллеи» (читает Елена Полевицкая), «Ворон» (читает Василий Топорков)
- 1979 — «Тёмные аллеи» (читает Андрей Попов) слушать , «Муза» (читает Вячеслав Тихонов) слушать , «Руся» (читает Игорь Горбачёв)
- 1971 — «В Париже» (читает
Части речи на позициях в предложении
Номер слова в предложении | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Существительное | 6.76 | 14.08 | 10.00 | 11.43 | 23.08 |
Глагол | 16.22 | 33.80 | 21.43 | 14.29 | 20.00 |
Местоимение-существительное | 22.97 | 12.68 | 14.29 | 10.00 | 9.23 |
Предлог | 13.51 | 4.23 | 10.00 | 12.86 | 18.46 |
Союз | 12.16 | 5.63 | 14.29 | 17.14 | 9.23 |
Прилагательное | 6.76 | 2.82 | 5.71 | 8.57 | 4.62 |
Наречие | 8.11 | 9.86 | 8.57 | 15.71 | 7.69 |
Местоимение-прилагательное | 2.70 | 5.63 | 2.86 | 0.00 | 4.62 |
Частица | 6.76 | 4.23 | 11.43 | 7.14 | 0.00 |
Местоименное наречие | 4.05 | 5.63 | 1.43 | 2.86 | 1.54 |
Числительное | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Числительное-прилагательное | 0.00 | 1.41 | 0.00 | 0.00 | 1.54 |
Междометие | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Часть композита — сложного слова | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Номер слова в предложении | |||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Существительное | 26.56 | 12.70 | 8.47 | 32.14 | 20.75 |
Глагол | 12.50 | 26.98 | 20.34 | 7.14 | 13.21 |
Местоимение-существительное | 14.06 | 19.05 | 15.25 | 19.64 | 3.77 |
Предлог | 3.13 | 15.87 | 18.64 | 10.71 | 13.21 |
Союз | 12.50 | 3.17 | 6.78 | 5.36 | 13.21 |
Прилагательное | 7.81 | 7.94 | 13.56 | 12.50 | 18.87 |
Наречие | 10.94 | 6.35 | 5.08 | 3.57 | 9.43 |
Местоимение-прилагательное | 7.81 | 1.59 | 8.47 | 3.57 | 1.89 |
Частица | 3.13 | 4.76 | 1.69 | 1.79 | 1.89 |
Местоименное наречие | 1.56 | 0.00 | 1.69 | 3.57 | 3.77 |
Числительное | 0.00 | 1.59 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Числительное-прилагательное | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Междометие | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Часть композита — сложного слова | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Номер слова в предложении | |||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
Существительное | 13.46 | 18.37 | 20.83 | 13.33 | 18.60 |
Глагол | 15.38 | 24.49 | 14.58 | 11.11 | 20.93 |
Местоимение-существительное | 9.62 | 12.24 | 10.42 | 17.78 | 13.95 |
Предлог | 7.69 | 16.33 | 8.33 | 8.89 | 4.65 |
Союз | 13.46 | 10.20 | 2.08 | 13.33 | 11.63 |
Прилагательное | 19.23 | 10.20 | 14.58 | 17.78 | 18.60 |
Наречие | 7.69 | 4.08 | 14.58 | 6.67 | 6.98 |
Местоимение-прилагательное | 3.85 | 4.08 | 4.17 | 2.22 | 2.33 |
Частица | 5.77 | 0.00 | 4.17 | 4.44 | 0.00 |
Местоименное наречие | 3.85 | 0.00 | 4.17 | 0.00 | 0.00 |
Числительное | 0.00 | 0.00 | 2.08 | 4.44 | 2.33 |
Числительное-прилагательное | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Междометие | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Часть композита — сложного слова | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Тема
Ведущая тема
– тема любви. Не только рассказ “Тёмные аллеи”, но и все произведения цикла основаны на этом прекрасном чувстве. Бунин, подводя итог своей жизни, был твёрдо убеждён, что любовь – самое лучшее, что может быть дано человеку в жизни. Она суть, начало и смысл всего: трагическая или счастливая история – нет никакой разницы. Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря.
Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит – всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.
Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к молодой девушке.
Вывод очевиден: счастье состоит в том, что бы жить в гармонии со своими чувствами, а не наперекор им. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в произведении. Проблематика достаточна широка, несмотря на небольшой объём рассказа. Интересно отметить тот факт, что в рассказах Бунина любовь и брак практически несовместимы: эмоции стремительны и ярки, они возникают и исчезают так же быстро, как всё в природе. Социальный статус не имеет смысла там, где царит любовь. Она уравнивает людей, делает бессмысленными чины и сословия – у любви свои приоритеты и законы.
Буквы и знаки препинания
Всего букв | 10794 букв |
Всего знаков препинания | 510 знаков |
Знак | Кол-во (шт.) | Средн. кол-во на 1000 слов (шт.) |
, запятая | 377 | 176.42 |
. точка | 55 | 25.74 |
— тире | 36 | 16.85 |
? вопросительный знак | 9 | 4.21 |
! восклицательный знак | 10 | 4.68 |
… многоточие | 0.00 | |
!.. восклицательный знак с многоточием | 0.00 | |
?.. вопросительный знак с многоточием | 0.00 | |
!!! тройной восклицательный знак | 0.00 | |
?! вопросительный знак с восклицанием | 0.00 | |
» кавычка | 0.00 | |
() скобки | 1 | 0.47 |
: двоеточие | 22 | 10.29 |
; точка с запятой | 0.00 | |
Буква | Кол-во (шт.) | Частота использования (в %) |
А | 857 | 7.94 |
Б | 140 | 1.30 |
В | 524 | 4.85 |
Г | 225 | 2.08 |
Д | 310 | 2.87 |
Е-Ё | 835 | 7.74 |
Ж | 225 | 2.08 |
З | 185 | 1.71 |
И-Й | 853 | 7.90 |
К | 428 | 3.97 |
Л | 471 | 4.36 |
М | 392 | 3.63 |
Н | 708 | 6.56 |
О | 1279 | 11.85 |
П | 296 | 2.74 |
Р | 477 | 4.42 |
С | 562 | 5.21 |
Т | 649 | 6.01 |
У | 318 | 2.95 |
Ф | 10 | 0.09 |
Х | 128 | 1.19 |
Ц | 31 | 0.29 |
Ч | 193 | 1.79 |
Ш | 89 | 0.82 |
Щ | 31 | 0.29 |
Ь-Ъ | 162 | 1.50 |
Ы | 214 | 1.98 |
Э | 24 | 0.22 |
Ю | 71 | 0.66 |
Я | 224 | 2.08 |
История создания
В “Темных аллеях” анализ будет неполным без истории создания произведения и знания некоторых подробностей биографии писателя. В стихотворении Н. Огарёва “Обыкновенная повесть” позаимствован Иваном Буниным образ темных аллей. Эта метафора настолько впечатлила писателя, что он наделил её своим особым смыслом и сделал названием цикла рассказов. Все они объединены одной темой – яркой, судьбоносной, запоминающейся на всю жизнь любви.
Произведение, вошедшее в одноимённый цикл рассказов (1937-1945), было написано в 1938 году, когда автор находился в эмиграции. Во время второй мировой войны голод и нищета преследовали всех жителей Европы, французский город Грасс не стал исключением. Именно там написаны все лучшие произведения Ивана Бунина. Возвращение к воспоминаниям о прекрасных временах молодости, вдохновение и творческая работа давали силу автору, чтобы пережить разлуку с родиной и ужасы войны. Эти восемь лет вдали от родины стали самыми продуктивными и самыми важными в творческой карьере Бунина. Зрелый возраст, чудесной красоты пейзажи, переосмысление исторических событий и жизненных ценностей – стало толчком к созданию самой главной работы мастера слова.
В самые страшные времена написаны самые лучшие, тонкие, пронзительные рассказы о любви – цикл “Тёмные аллеи”. В душе каждого человека есть места, куда он заглядывает нечасто, но с особым трепетом: там хранятся самые светлые воспоминания, самые “дорогие” переживания. Именно такие “тёмные аллеи” имел в виду автор, давая название своей книге и одноимённому рассказу. Впервые рассказ был опубликован в Нью-Йорке в 1943 году в издании “Новая земля”.
Жанр
Тёмные аллеи относится к жанру рассказа, некоторые исследователи творчества Бунина склонны считать их новеллами.
Тема любви, неожиданные резкие концовки, трагичность и драматизм сюжетов – всё это характерно для бунинских произведений. Нужно отметить и львиную долю лиризма в рассказе – эмоции, прошлое, переживания и душевные искания. Общая лирическая направленность – отличительная особенность рассказов Бунина
Автор имеет уникальную способность – в малый эпический жанр уместить огромный временной отрезок, раскрыть душу персонажа и заставить задуматься читателя о самом важном
Художественные средства, которые использует автор всегда разнообразны: точные эпитеты, яркие метафоры, сравнения и олицетворения. Приём параллелизма также близок автору, достаточно часто природа подчёркивает душевное состояние персонажей.
Композиция
Композиционно рассказ можно разделить на три части.
Первая часть: приезд героя на постоялый двор (здесь преобладают описания природы и окружающей местности). Встреча с бывшей возлюбленной – вторая смысловая часть – в основном, состоит из диалога. В последней части генерал покидает постоялый двор – бежит от собственных воспоминаний и своего прошлого.
Основные события
– диалог Надежды и Николая Алексеевича построен на двух абсолютно противоположных взглядах на жизнь. Она – живёт любовью, находя в ней утешение и радость, хранит воспоминания молодости. В уста этой мудрой женщины автор вкладывает идею рассказа – то, чему учит нас произведение: “всё проходит, но не всё забывается”. В этом смысле герои противоположны в своих взглядах, старый генерал несколько раз упоминает о том, что “всё проходит”. Именно так прошла и его жизнь, бессмысленно, безрадостно, впустую. Критика восприняла цикл рассказов восторженно, несмотря на его смелость и откровенность.