Содержание работы
ПЛАН:
I. Введение….2
II. Глава 1. О жанрово-обусловленных формах фантастики…7
1.1. Общелитературная и жанрово-обусловленная фантастика: точки соприкосновения…7
1.2. Принципы создания «реальности» в фольклорной волшебной сказке и общелитературной фантастике…..10
1.3. К вопросу соотношения «факта» и «фантастики» в литературе…..11
1.4. Фэнтези как синтез жанров…………17
III. Глава 2. Способы и установки создания фантастического в произведениях В. Пелевина20
2.2. Мениппейная игра в прозе В. Пелевина…20
2.3. Роль интертекста в творчестве В. Пелевина (на примере рассказа «Проблема верволка в Средней полосе»)….23
2.4. Динамика взаимоотношений героя с реальностью объективной и реальностью «иной» в контексте эволюции пелевинского творчества..28
IV. Заключение……39
V. Литература….41
О чем книга?
SNUFF – это антиутопия, которая описывает общество будущего, состоящее как бы из двух миров: Уркаинского Уркаганата, где живут орки, и витающего над ним шара Бизантиума, населенного людьми. Орки – низшие существа, они служат мишенью в воинах, они высмеиваются людьми, они – жертва, которую мир якобы должен приносить, чтобы и дальше существовать. Сами же люди — это извращенные создания, живущие в постинформационном невероятно технологичном обществе, но сохранившие в себе не так уж много человеческого.
Особенно остро контраст проявляется с момента, когда Грым начинает жить в Бизантиуме. Юный орк мыслит, он пытается понять происходящее, анализировать, искать ответы на свои довольно таки взрослые вопросы. На это способны далеко не многие люди наверху, а те, кто способен, предпочитают не афишировать. Очевидными становятся все недостатки верхнего мира, где вместо вида из окна сияет купленная за маниту проекция, где нет ничего настоящего, и даже вместо женщин мужчины живут с роботами – сурами.
Весь мир людей – это иллюзия, которая расположена везде – внутри квартир, в общественных местах, и даже в душах. Они существуют в придуманном мире, устанавливают правила, которые никому не нужны, они обстреливают орков, чтобы снимать это на камеру и показывать в новостях. Когда читаешь про это, в голове появляются сомнения в том, так ли плох в сравнении с этим миром мир бедных и диковатых орков, полностью руководимый людьми, но реальный, наполненный проблемами и чувствами, которым верят.
Другие похожие работы
- Реферат — Сравнительный анализ Петрарки и Шекспира
- Реферат — Роль Пушкина в русской литературе
- Реферат — Золотой ключик или приключения Буратино
- Реферат — Основы ораторского искусства в современнм русском языке
- Реферат — Историческая личность Н. М. Карамзина
- Курсовая — Жанр трагедии в творчестве А. П. Сумарокова
- Дипломная — Особенности повествования в прозе В.Аксенова первой половины 60-х годов
- Реферат — Повесть М.Н.Карамзина «Бедная Лиза» и ее роль в литературном процессе конца XVIII -первой трети XIX века
- Курсовая — Художественная литература как особый вид человеческой культуры
- Реферат — Трагедия «Дмитрий Самозванец».
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность нашего исследования, посвященного выявлению и установлению природы элементов фантастического в прозе В. Пелевина, обусловлена тем фактом, что творчество писателя не поддается точной классификации: как считают критики, оно находится на стыке постмодернистской прозы, эзотерической традиции, абсурдистской и сатирической научной фантастики и других разновидностей литературы — и лишь условно может быть отнесено к научной фантастике и фэнтези, хотя автор часто использует приемы и сюжеты этих жанров
Начиная с первых опубликованных произведений, Пелевин привлек внимание своеобразной \»популяризацией\» западноевропейской трансцедентальной философии, буддизма и учений современных мистиков (в частности, Карлоса Кастанеды), анализом состояний сознания и опытами создания новой мифологии на базе сатирически рассмотренной советской и \»постсоветской\» действительности
В целом всю массу критических статей о книгах рассматриваемого писателя можно разделить на несколько главных направлений.
Первое из них составляют отзывы, авторы которых обращают внимание не столько на содержание его произведений, сколько на «литературную стратегию» и «имидж» Пелевина. Именно к этому разряду следует отнести «статью» С
Саканского и пародию С. Сергеева. Другие авторы всё же касаются в своих отзывах собственно творчества писателя, однако, поскольку цель этих критиков обычно состоит в том, чтобы прославить или, чаще, заклеймить Пелевина, его произведения рассматриваются ими поверхностно и достаточно тенденциозно. Яркими примерами такого рода работ могут служить восторженные рецензии В. Пригодича, представляющие собой явную апологию всего, что написано Пелевиным, и положившие начало оживлённой дискуссии «разгромные» статьи П. Басинского, обвинившего писателя в индивидуализме, беспринципности и «какой-то детской (чтобы не сказать идиотической) любознательности ко всему, что не напрягает душу, память и совесть» . Сюда же относятся отзыв А. Слаповского и резкая статья о «Чапаеве и Пустоте» А. Архангельского, посвящённые почти исключительно тому, чтобы доказать, что Пелевин не только лишён писательского таланта, но и вовсе не владеет русским литературным языком. Полностью солидарны с ними И. Зотов и И. Харламов.
В чем смысл романа?
В аннотации к книге было сказано, что она посвящена гуманизму, новым значениям старых слов, освящению войн в СМИ и настоящей любви. Хочется немного пояснить. Новые слова в книге на каждом шагу, это стиль Пелевина: постоянные американизмы, говорящие имена, смысловая многозначность. В первую очередь, конечно, бросается на глаза «маниту» — это и божество, (тогда с большой буквы; которое, кстати, сочетает в себе образы 12 существовавших на протяжении истории богов), и деньги, и компьютеры – словом, все самое значимое для человечества. Любопытно то, что Пелевин описывает все эти словесные конструкции этимологически, поясняя, как они образовались из слов, понятных читателю. Имена персонажей также заимствованы и имеют аналогию с различными личностями прошлых веков
Невозможно не обратить внимание и на параллели с событиями и проблемами современности, одна Уркаина чего стоит. Так что многие моменты поражают своей скандальностью, но в то же время заставляют мозг активно соображать
Тематика и проблематика
Любовь – это едва ли не ключевая тема книги, вокруг которой закручен сюжет. Герой-рассказчик Дамилола живет вместе со своей сурой (женщина-робот) Каей, которая по всем параметрам совершенна. Кая – идеальный образ, она прекрасна и юна, и сочетает в себе все то, что должна сочетать женщина. Устанавливая ей параметры, Дамилола сделал максимальную духовность и максимальное сучество, тем самым создав идеал, который будоражит его чувства. Следя за ходом событий, можно заметить, как сильно влияет Кая на рассказчика, практически подчиняя его себе. В истории становится непонятно, кто же из них более настоящий: совершенная сура или не понимающий самого себя человек? Испытывает ли Кая чувства, и отличаются ли они от людских? И несмотря на то, что сам Дамилола пытается убедить себя в том, что живет с роботом, который действует механически, иногда он сам перестает в это верить, а, в конце концов, проигрывает Кае в этой жизненной партии, столь похожей на шахматную.
Ключевой с философской точки зрения проблемой книги является проблема сознания. Есть ли оно? Что есть человек? Выше ли он, чем робот? Произведение дает повод задумать над этими вопросами. Особенно интересны размышления Каи, когда она пытается расшевелить мозг Дамилолы. Сура, которая содержит в себе накопленную человечеством мудрость, применяет ее путем автоматического подбора того поведения, которое наиболее соответствует жизненной ситуации. Да, она не думает, у нее нет сознания, это продвинутая программа, содержащая в себе огромные объемы информации. Но именно она ставит вопрос о том, не то же ли самое есть человек? Только им руководит не заложенная программа, а химические реакции, сопротивляться которым он не может. По мнению Каи, именно химия руководит, а некое «я» (если только оно в принципе существует) воспринимает протекающие реакции на свой счет и выдает за собственные желания, эмоции, страхи. Чтобы смотреть на ситуацию объективно и быть собственным хозяином, нужно наблюдать все со стороны, быть свидетелем, например, не злится, когда организм почему-то подает такой сигнал, то есть как бы отделять свое сознание от всех процессов, ставить его выше.
В общем и целом, эта книга определенно вызывает огромное множество мыслей, ассоциаций и размышлений. Да, в ней есть грубые слова, какие-то слишком политические идеи и мнения, но она наполнена и глубокой философией, а также ценностями, которые существуют вне зависимости типа общества, в котором мы живем.