Краткое содержание
Перед началом повествования автор замечает, что редко бывает в тех местах и они теперь сильно изменились, обветшали и заросли.
Раньше же он часто ездил в Липино, которое находится всего в 25 верстах от его дома, и особенно любил ходить там на реку. На ней, там, где течение делает поворот у древнего кургана, раньше была огромная яма и омут такой глубокий и стремительный, что даже гуси боялись там плавать.
Рыбачить туда ходил только перевозчик Акимыч, который жил у реки в небольшом тростниковом шалаше. Однажды автор захотел помочь ему и отдал лучшие крючки, купленные скорее в качестве сувениров, нежели реальных снастей. Акимыч только посмеялся и попросил спрятать подальше.
А потом наступил долгий перерыв в поездках рассказчика в Липино — лишь спустя несколько лет он снова посетил родные места. Увидев реку, совсем ее не узнал: русло обмельчало и заросло, повсюду появилась тина и мели. А тот самый омут, который в поселке называли Липиной Ямой, исчез, словно его и не было. На его месте образовалась мель, где сидел и невозмутимо чистил перья большой гусь.
Акимыч на этот счет только горестно отмахнулся и сказал, что рыбалки на реке теперь никакой, сплошное разочарование. И вскоре сам он перестал туда ходить.
Часто автор проводил время на берегу вместе со старым перевозчиком и в беседах выяснилось, что он, оказывается, воевал в той же армии, принимал участие в тех же операциях и даже войну окончил в тот же месяц, что и автор рассказа, только в другом госпитале.
Акимыч после войны сильно изменился из-за ранения и контузии, так что спустя многие годы, когда сильные эмоции охватывали его, старик терял способность ясно выражать свои мысли — губы вытягивались в трубочку, а глаза выпячивались.
Однажды, в конце октября, автор приехал в Липино и не нашел тростникового шалаша — только его обгорелые останки. Но тут же увидел Акимыча, шагающего со стороны школы с большой лопатой. На приветствие рассказчика перевозчик не ответил, лицо его в очередной раз перекосило от нервного возбуждения. По его виду было понятно, что говорить старик Акимыч уже не мог.
Старик Акимыч
Жестами он объяснил, что живет теперь в новой школе, присматривает за ней и за садом, но куда теперь с лопатой идет так и не ответил. Автор последовал за ним. Молча прошли они луг и школу и остановились только у угла ограды. Здесь к Акимычу понемногу стала возвращаться речь, и он указал автору на обочину дороги, которая пролегала прям рядом со школьной оградой. Там валялась большая миловидная кукла, но выглядела он ужасающе.
Кто-то поиздевался над игрушкой, сжег часть волос, выдавил глаза и все тело прожег сигаретным окурком. Ее голубая одежка была изваляна в грязи и порвана. Рассказчик заметил, что именно это так расстроило старика. Тот стал сокрушаться, что люди теперь стали совсем равнодушными и настолько привыкли к злу, что совсем его вокруг не замечают.
Акимыч заметил, что так влиять на него подобные вещи стали после войны и ее ужасов. Там он насмотрелся на жестокость. Куклы, по его словам, хоть и не живые, но выглядят совсем как люди, некоторых и вовсе трудно от ребенка отличить.
Неправильно это, возбужденно рассуждал старик, что дети кругом бегают и на такое святотатство смотрят, учителя мимо проходят и внимания не обращают. Это делает их душу глухой и слепой, не дает видеть и понимать красоту.
Изуродованная кукла
От волнения его снова «заклинило». Старик взял лопату и стал молча копать яму для куклы, но могила получилась, что ни на есть настоящей, как для человека. Он выложил дно соломой, уложил туда куклу, пригладил волосы и поправил одежду, сверху присыпав кукольное тело соломой. Только после этого он закопал яму.
Когда речь на мгновение вернулась к Акимычу, он с болью в голосе произнес: «Всего не закопать…»
Анализ произведения Кукла
Николай Носов как настоящий литератор очень любил изучать и описывать жизнь самых обычных деревенских людей, их бытовые нужны и жизненные проблемы. Писателю удавалось раскрывать каждого человека персонально со всеми, присущими только ему, мелочами. И вырисовывать все как положительные, так и отрицательные черты отдельно взятой личности.
2 стр., 551 слов
Повесть о настоящем человеке — по произведению Полевого
… и начать двигаться к своей цели каждый день. А прочитанная повесть наглядное тому подтверждение. ` Повесть о настоящем человеке Популярные сочинения Огород, казалось бы, отошел в прошлое. Думали уже, что это … в девятнадцатом веке Рассказ А. Куприна «Белый пудель», впервые изданный более столетия назад, до сих находит отклик в сердцах воодушевленных читателей. Сюжет произведения прост, взят автором …
В рассказе “Кукла” перед нами показан образ обычного трудящегося Акимыча. Шёл он как-то вдоль дороги и заметил поломанную куклу лежащую в пыли. Автор произведения представляет куклу не просто игрушкой, которую в любой момент можно сменить, выбросить или забыть, а как своего рода человеческий прообраз. Таким олицетворением Носов даёт повод, чтобы мы могли серьёзно подумать о чем-то чистом. Кукла была не только сломана, она была изувечена ожогами от сигарет, глаза были выдавленные, одежда порвана, а волосы обгоревшие.
Акимыч, когда заметил эту куклу он тут же её поднял. Скорее всего он чувствовал в этот момент сильную душевную боль, как за своего родного человека. Сразу у героя возникает желание захоронить куклу, как это положено у людей. Отношение его к кукле было слишком серьёзным, он воспринимал её как убитое, бывшее когда-то живым существо. Акимыч в произведении предстает перед нами как человек остро реагирующий на чужую боль. Ему довелось пройти войну, он видел много крови, смертей и слез. Каждый день на войне перед глазами были люди преодолевающие мучения и разного рода издевательства. И сейчас в мирное время ему становится не понятно, как можно так издеваться над вещью, которая кому-то была дорога и приносила детям радость. Сентиментальное отношение героя в сочетании с проявляющейся жалостью заставляет читателя задуматься о своем отношении ко всему, что нас окружает. Герой направляет нас на путь милосердия, сострадания и взаимной помощи не только по отношению к вещам, но и человеку, животному и природе.
Проблематика гибели природы также выделена в данном рассказе. Из-за недостойного обращения человека к природе она страдает и погибает. Реки мельчают, деревья вырубаются, животные истребляются. Все зло показано тут не только по отношению к людям и обычным предметам, но и к родным природным местам.
После прочтения рассказа приходит страшное осознание того, в каком жестоком мире и в какое безнравственное время нам приходится жить.
Волей неволей начинаешь задумываться о своем отношении и поведении ко всему.
Основная идея произведения
Зло нельзя делить на большое и малое. Жестокость к любому, даже неодушевленному объекту делает человека равнодушным настолько, что он способен причинить боль и страдания животным и людям. Демонстрируя издевательства, нельзя научить детей добру. Родители должны с детства прививать чувство прекрасного и учить детей любить и уважать все живое.
В рассказе также затронута тема войны – как ужасного преступления над человечеством, не имеющим никакого смысла, кроме боли и увечий. Побывавшие на полях сражений люди, как правило, ни за что на свете не захотят возвращаться туда, и мы должны верить их опыту и перестать уничтожать друг друга.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Нравственные уроки в рассказе Евгения Ивановича Носова «Кукла»
Е. И. Носов «Кукла» «Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха»
Цель урока: Выяснить, какие нравственные проблемы затрагивает в своем рассказе Е. И. Носов
В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратнокруговое течение. Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта, и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин – сом.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин , где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. Бывало, готовишь снасть для проводки, а пальцы никак не могут попасть лесой в колечко — такой охватывает азартный озноб при виде крутых, беззвучно расходящихся кругов. Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей. «Ну уж,— думаю,— с Липиной ямой ничего не случилось. Что может статься с такой пучиной!» Подхожу и не верю глазам: там, где когда-то страшно крутило и водоворотило , горбом выпер грязный серый меляк , похожий на большую околевшую рыбину, и на том меляке — старый гусак. Стоял он этак небрежно, на одной лапе, охорашиваясь, клювом изгонял блох из-под оттопыренного крыла. И невдомек глупому, что еще недавно под ним было шесть-семь метров черной кипучей глубины, которую он же сам, возглавляя выводок, боязливо оплывал сторонкой.
Бруно Ясенский «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».
Дом.задание : 1.Задание повышенной трудности: написать сочинение –рассуждение по эпиграфу. 2. Напишите развернутый ответ на вопрос: К чему может привести равнодушие? 3. Составьте синквейн на главного героя.
Носов, «Кукла», истории о жизни простых людей , Меню статьи:
Перу Евгения Носова – советского писателя ХХ века – принадлежит в том числе произведение «Кукла». Писателя называют представителем «деревенской прозы». Также Носов работал в рамках направления «окопной правды». Носов, «Кукла», истории о жизнях простых людей – это и есть основная тема нашей статьи. Таким образом, в творчестве автора выделяются две темы – война и деревенская жизнь.
В 1959-м воображение писателя порождает «Куклу».
Этот текст раскрывает позицию автора касательно хулиганства и других вещей. Носов любил изображать жизнь обычных людей, жителей деревень и сел. «Куклу» автор посвятил этой же теме. Писатель силится понять корни нравственности деревенского человека, разобраться в отношении людей к земле, к окружающей среде и собственной жизни. «Куклой» называется сборник текстов автора. В этом сборнике есть и рассказ под таким же названием.
Традиция игры в куклы
Взрослые наивно видят в игре в куклы детскую шалость и каприз. Однако куклы издавна присутствуют в истории и культуре. Наши древние предки относились к куклам со всей серьезностью. Этот символ связывался с отношением к жизни и смерти.
В мировоззрении древних людей существовало мнение, что похожая на человека кукла, игрушка с разрисованным лицом, обладает душой. В Киевской Руки куклы участвовали в языческих ритуалах. И лишь к концу XIX века кукла окончательно приобрела ипостась детской игрушки. Ребенок «оживляет» куклу в игре, познавая через игрушку жизнь. Носов снова актуализирует эти древние смыслы, все еще дремлющие в культуре.
Темы и проблематика
Читая «Куклу» Носова, невозможно не задумываться о многих нравственных, моральных и социальных вопросах. В произведении затронуты такие темы, как:
Жестокость современных людей. Новое поколение ожесточается, теряя сострадание к другим. Глядя на куклу, герои понимают, что это неслучайно поломанная ребёнком игрушка. Над ней цинично глумились уже далеко не дети.
Равнодушие. Есть что-то трагическое в виде сломанной или изуродованной куклы, подобной человеку. А если люди так равнодушны к этому зрелищу, равнодушие прочно поселилось в их сердцах, и со временем они будут так же относиться и к более серьёзному горю. Неслучайно писатель Николай Лесков писал: «Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру». Главный герой сокрушается, что мимо спокойно проходят парочки, молодые мамы, подростки, даже учителя, которые должны учить детей доброму. Многие привыкли к плохому и не видят, как сами совершают плохое. Дети от них того же набираются. Но Акимыч и рассказчик, видевшие ужасы на войне, не могут оставаться безучастными.
Сочувствие и сострадание. Герой болезненно воспринимает случай с куклой, потому что для него она — не просто неодушевлённый предмет, она — лицо войны, детство, искалеченное войной, мёртвые тела на фронте
В военные годы он слишком хорошо понял, как важно ценить жизнь, сочувствовать и сострадать.
Война. В рассказах Евгения Носова эта тема затрагивается часто, хотя и фрагментарно, мельком
Воспоминание военного прошлого героя занимает всего несколько строк, но его отголоски — и в его контузии, и в его взглядах на жизнь. Его ужасает, что и в мирное время в людях сохраняется жестокость, но — бессмысленная, что гораздо хуже, чем во время боевых сражений.
Неумолимое течение времени. Меняется пейзаж реки, меняются люди и их отношение к жизни.
Образ природы
Писатель намекает на экологические проблемы. Природные ресурсы увядают. Люди насилуют природу, выжимают из нее все соки. Из-за халатных, эгоистичных действий человека окружающая среда гибнет и постепенно исчезает. Речи и озера обмелели, леса поредели, животных стало меньше.
Носов ярко, живо и остро изображает жестокую натуру человека – по отношению к себе подобным, а также к природе. Писатель изображает мир грубым и немилосердным, жестоким и полным насилия. Люди почему-то стали ужасно безразличными. Природа погибает, родные края превращаются в пустыни, жизнь проходит, но люди остаются равнодушными.
Кукла
Микропересказ : У старика сжималось сердце при виде выброшенных сломанных кукол без рук и ног: за годы войны он «нагляделся человечины». Найдя куклу, над которой жестоко надругались, он хоронит её как человека.
Иваныч любил рыбачить и часто ездил туда, где быстрая и чистая река делала крутой поворот.
Иваныч — рассказчик (в персонаже угадывается сам Носов), мужчина средних лет, воевал, любит природу и рыбалку
На этом месте возник водоворот, а под ним — глубочайшая яма, на дне которой жил «матёрый хозяин-сом». Поймать его мечтал старик Акимыч.
Акимыч — старый перевозчик, заядлый рыболов, воевал, был контужен
Иваныч несколько лет не ездил к реке, а когда наведался, не узнал любимое место рыбалки. Загрязнённая удобрениями река обмелела, заросла травой, рыба в ней вымерла.
Иваныч и Акимыч воевали в одной армии, освобождали белорусские и польские города. Ранены были в один месяц, но попали в разные госпитали. Акимыча сильно контузило. Даже много лет спустя от сильного волнения он внезапно терял дар речи, язык его на некоторое время намертво заклинивало.
Приятели несколько лет не виделись, а когда вдруг встретились возле новой школы — Акимыч куда-то торопился с лопатой на плече.
Бледный Акимыч словно не признал старого знакомого. Видно, что-то сильно вывело его из себя и «заклинило». Знаками Акимыч объяснил Иванычу, что теперь работает сторожем и садовником при школе.
Затем приятели пошли вдоль школьной ограды. Было начало октября, из-за ограды пахло яблоками и доносились голоса играющих в волейбол ребят. Это «создавало ощущение праздничности и радости бытия».
За углом ограды, в грязном кювете лежала большая кукла с ещё миловидным лицом и улыбкой на губах. Её светлые волосы были местами сожжены, глаза выдавлены, вместо носа — дыра, прожжённая сигаретой. С куклы сорвали платье, спустили трусики, и место, которое они прикрывали, тоже истыкали сигаретой.
К Акимычу вернулся дар речи, и он сказал, что это далеко не первая изувеченная и выброшенная кукла, которую он заметил. У Акимыча от такого сжималось сердце, он считал, что это у него с войны, где он «на всю жизнь нагляделся человечины».
Старика возмущало, что мимо таких кукол проходят влюблённые, пробегают дети, провозят малышей в колясках, и ни у кого сердце не дрогнет, даже у учителей. Какой красоте и добру может научить учитель, если у него душа глуха и слепа!
Высказавшись, Акимыч побледнел — его опять «заклинило». Старик молча вырыл глубокую, по пояс, могилку, выстлал дно свежим сеном, поправил на кукле трусики, бережно уложил её в яму и прикрыл остатками сена.
Снова взявшись за лопату, Акимыч вдруг шумно вздохнул и с болью сказал: «Всего не закопать…»
Тексты Носова в рамках школьной программы
Произведения русского автора занимают почетное место в школьной программе. Тексты Носова полнятся дидактическими смыслами, несут в себе мощный воспитательный потенциал. Литератор мастерски изображал действительность, предоставляя материал опыта и жизни. Таким образом, «Куклу» вполне можно использовать для воспитания детей в эпоху «большой нелюбви», как пел Макаревич. Автор без прикрас рисует картину тотального безразличия, отсутствия духовности. Современное общество отличается отстраненностью, люди руководствуются принципом «моя хата с краю».
Что удивляет читателей в манере Носова? Их поражает уровень эмоциональной напряженности, заостренности на картине событий. Часто читателей даже шокирует это произведение. И эта реакция связана, в том числе, со стилем повествования.
Жанр и композиция
Жанр произведения — рассказ, направление — реализм.
Композиция рассказа «Кукла» строится вокруг развития и трансформации образа главного героя. Писатель применяет различные композиционные приёмы, которые помогают подвести все мысли и эмоции к финалу произведения. Кульминацией является описание изуродованной куклы, которое не может не затронуть читателя.
По смыслу произведение можно разделить на две части:
- описание пейзажа реки;
- встреча с Акимычем.
Автор начинает историю с «разгонного» описания живописной картины природы, знакомя читателей с местами, в которых будут разворачиваться события. Он использует приём ретроспекции, рассказывая о прошлом. Вторая половина текста происходит в настоящем.
Два основных образа — реки и куклы — перекликаются между собой. Они показывают, что время делает с природой и людьми, как меняет их, причём порой — далеко не в лучшую сторону.
На доске портрет Е.И. Носова., Дома вы должны были прочитать фрагменты из автобиографии Е.И. Носова.
– Где родился писатель?
– Какое историческое событие времён В.О.В. связано с Курском?
(битва на Курской дуге).
– Какое отношение к войне имеет писатель Носов?
– Докажите это воспоминаниями Баскевича. («Е. И. Носов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу опалённое огнём войны»).
- Как вы понимаете слова И. Баскевича «опалённые огнём войны?»
- Что ещё вы запомнили о жизни писателя?
Работа с выставкой книг Носова.
«Шопен, соната номер два».
Что является главным в рассказах Носова, которые вы прочитали?
Вывод:
Природа, отношение людей к войне, к труду, тяжесть послевоенной жизни – вот тематика произведений Носова. И, конечно, это человек от земли, готовый ко многим испытаниям
Словарная работа:
Сочинение «Нравственные проблемы в рассказе Е. И. Носова «Кукла»
Многие писатели в своих произведениях рассказывают о различных морально-нравственных проблемах, желая через художественное повествование донести до читателей их важность и заставить задуматься над их решением. В своем сочинении я хотел бы рассказать о нравственных проблемах, поднятых Е
И. Носовым в его рассказе «Кукла».
В своем рассказе Евгений Иванович Носов рассматривает такие проблемы, как равнодушие и жестокость людей друг к другу и к окружающему миру. Автор рассказывает нам о перевозчике Акимыче, прошедшего войну, контуженного и ныне работающего сторожем при школе. Писатель описывает его контузию так: «Ранило Акимыча бескровно, но тяжело: дальнобойным фугасом завалило в окопе и контузило так, что и теперь, спустя десятилетия, разволновавшись, он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой». Этим описанием автор подчеркивает ужасы войны, которые пришлось пройти Акимычу.
Немаловажной деталью этого рассказа является картина обмелевшей и загрязненной реки, как результата безответственного и равнодушного отношения людей к природе: «Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей». Рассказчик, приятель и однополчанин Акимыча, приехав в родные места, встречает его в совершенно невменяемом состоянии: «Акимыч, бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе
Видно, его что-то вывело из себя и, как всегда в таких случаях, намертво заклинило». Выяснилось, что он нашел цинично изуродованную кем-то куклу: «Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой». Вид этой куклы и того, что с ней сделали напомнил Акимычу ужасы и зверства войны, ведь кукла так похожа на живого ребенка! Старый ветеран хоронит ее как погибшего человека, переживая не только о жестокости детей, сделавших это, но и о равнодушии взрослых не вмешавшихся вовремя, а спокойно прошедших мимо: «А люди идут мимо — каждый по своим делам, — и ничего…». «Всего не закопать…» — тяжело вздыхает Акимыч. Смысл этой последней фразы в рассказе очень важен. Можно похоронить изуродованную куклу, но не закопать человеческого равнодушия, жестокости, чёрствости. Именно их вместе с игрушкой хотел бы похоронить Акимыч. Таким образом, автор хотел донести до нас мысль о необходимости нравственного воспитания с детства – ведь как дети относятся к игрушкам, так они будут относится и ко всему, что их окружает, как к людям, так и к природе. И здесь также очень важна роль окружающих детей взрослых, ведь именно они своим примером и неравнодушием к происходящему должны прививать детям любовь и заботу к вещам, природе и друг другу.
Мне очень понравился этот рассказ. Он, хоть и очень тяжелый, и грустный, но заставляет задуматься о необходимости доброго, заботливого и неравнодушного отношения ко всему, что нас окружает.
Другие работы по этому разделу:
Образы персонажей
В произведении два главных героя. Их описание и характеристика:
- Акимыч — пожилой мужчина, работавший перевозчиком на реке, после — ставший школьным сторожем. Увлекается рыбалкой. В войну он участвовал во многих громких сражениях, но получил контузию, последствия которой остались с ним на всю жизнь: теперь в период сильного волнения или стресса он на несколько минут утрачивает способность говорить. Именно это и случается с ним, когда он видит изуродованную куклу. Война оставила неизгладимый след и в его душе, научила ценить жизнь и всё, что с ней связано: природу, человеческие взаимоотношения, окружающий мир. Поэтому для него так больно видеть картину куклы, над которой цинично надругались. Он очень человечный, искренний, неравнодушный, но таких людей, как он, очень мало.
- Рассказчик — образ, который списан с самого автора произведения, Евгения Ивановича Носова. Акимыч в рассказе обращается к нему «Иваныч». Сам писатель ушёл на войну в восемнадцать лет, служил в противотанковой бригаде, получил серьёзное ранение. В произведении говорится, что они с Акимычем имеют общее военное прошлое: вместе участвовали в «Багратионе», ликвидировали Бобруйский и Минский котлы, брали польские и белорусские города. Он дорожит дружбой с Акимычем, умеет восхищаться красотой природы, также любит рыбачить. Когда старик приводит его к кукле, он тоже поражается жестокости людей.
Стиль рассказа
Начало произведения характеризуется неторопливостью, размеренностью, оторванностью от дальнейших событий. Однако это лишь первое, поверхностное впечатление. Читатели часто выпускают из внимания важный в повествовании пейзаж. Однако описание окружающей среды играет в произведении ключевую роль.
Автор мастерски работает со своей будущей аудиторией читателей. Напомним, что люди по типу восприятия делятся на несколько категорий: на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Писатель ориентируется на каждую из этих категорий. Для визуалов автор подбирает яркие, живописные визуальные образы. Для аудиалов включает в повествование звуки и голоса. Для кинестетиков, наконец, создает нужную атмосферу: комфорта и тепла, дискомфорта и холода.
Краткий пересказ
(319 слов) Рассказ «Кукла» начинается с рассуждений о прошлом. Герой описывает одну необычную реку, имеющую крутой поворот, из-за которого мусор на поверхности воды плавает по кругу.
Рассказчик упоминает перевозчика Акимыча — заядлого рыбака, которому он предложил свои крючки, но те не подошли старику. С тех пор рассказчик несколько лет не посещал Липино.Приехав вновь, герой застал сузившуюся реку, по краям затянутую чёрной тиной. Тот самый водоворот — Липина яма — тоже утратил своё природное могущество.
Затем рассказчик упоминает, что, как выяснилось, они с Акимычем воевали в одной армии, участвовали в одной и той же операции, брали одни и те же города. Герой описывает и травму, полученную Акимычем: его контузило так, что спустя годы после случившегося он не мог говорить, когда нервничал, его будто бы заклинивало, и лишь через несколько минут со вздохом он приходил в себя.
Рассказчик вспоминает, как прошлой осенью встретил Акимыча у новой школы. Ему показалось, что старик и вовсе не признал в нём знакомого, что его вновь заклинило. Герой упомянул и про сожжённый лесной шалаш Акимыча. Выяснилось, что рыболов теперь работает в школе.Мужчины ушли от школьной ограды к речной луговине. Акимыч указал на кювет, и там рассказчик увидел изуродованную куклу: без глаз, с прожжёнными волосами и лицом, без одежды. Акимыч выглядел сокрушённым и пожаловался герою на поведение местных жителей. Он рассказал, что видел и других изувеченных кукол, и ему становилось от этого плохо. Акимыч предположил, что так на него повлияла война, где ему пришлось видеть тела мёртвых людей, которых и напоминали куклы. Раздосадованный старик недоумевал, как люди могут проходить мимо этих истязаний, не обращая никакого внимания. Акимыч изумлялся равнодушию учеников и учителей, которые видели истерзанных кукол. Ведь чему может научить человек, если он не видит ужаса происходящего, если душа его глуха?
Акимычу снова стало не по себе. Он пошёл к пустырю и там, вырыв яму лопатой и выстлав её дно сеном, положил куклу в могилу. Старик прикрыл куклу сеном и лишь затем завершил начатое. Акимыч подытожил: «Всего не закопать».
Смыслы произведения
Общество превратилось в безразличную к злу массу людей. Бывший военный плачет, увидев оскверненный образ детства – игрушку, над которой жестоко поиздевались люди. Изуродованная кукла – картина нравственного упадка – проходит мимо внимания учителей, родителей, но волнует и ужасает сторожа.
Писатель призывает задуматься над жизнью, над образом современной жизни. Автор толкает человека переосмыслить свою равнодушную позицию по отношению к миру и социуму. Похороны игрушки символизируют похороны собственных грехов, которые автор надеется искупить. Но не стоит думать, что любой грех можно закопать – писатель говорит:
Сочинение Анализ рассказа Кукла Носова
Основным персонажем произведения является фронтовик в прошлом, Акимыч, представленный писателем в образе простого деревенского человека.
Ключевой темой рассказа представляется автором проблема отношения человека к окружающей природе, а также взаимоотношения людей в системе общечеловеческих ценностей.
Сюжетная линия произведения начинается с описания писателем природного пейзажа некогда богатых речных мест, которые в связи с негативным влиянием человека на природу, обмелели, захламляясь результатами людской неаккуратности, беспечности, безалаберности, и потеряли былую красоту.
Главный герой рассказа, будучи неравнодушным человеком, с грустью и сожалением наблюдает за гибелью природных даров, воспринимая происходящее в качестве личной трагедии, понимая пагубную и вредную деятельность отдельных представителей человечества на окружающую среду, не думающих о негативных последствиях своих деяний.
В один из дней Акимыч, работая школьным сторожем, находит в грязи придорожной канавы куклу, вид которой заставляет героя ужаснуться, поскольку над игрушкой цинично и с особой жестокостью издевались какие-то отморозки, раздев куклу, выдавив глаза, оторвав ноги, вырвав часть волос, истыкав тело сигаретными окурками.
Ветеран Акимыч, прошедший на собственном опыте лишения и трудности военного времени, переживший многочисленные людские смерти, воспринимает свою находку в качестве живого существа, родного и близкого, поэтому решает осуществить захоронение детской игрушки так, как это принято у людей, по-человечески, закопав куклу в землю.
Повествуя о событиях рассказа, писатель раскрывает неравнодушное отношение обычного сельского человека не только к окружающей природе, но и к небольшому символу его детства, имеющего человеческий вид, сломанного, искалеченного, оскверненного по прихоти жестокого человека, остро акцентируя внимание читателей к грубости, бессердечности, отсутствия милосердия и сострадания в современном обществе, необходимости чувствовать необратимость последствий, которые являются результатами человеческих негативных поступков.