Краткое содержание повести «Слабое сердце»
В один из вечеров, перед Новым годом, Вася Шумков пришел домой возбужденный, желая поделиться новостью со своим лучшим другом и сослуживцем Аркашей (они вместе делили комнату на четвертом этаже). Он влюбился. Первый раз в жизни это чувство охватило молодого человека, и радость в душе переливалась через край. Аркадий Иванович очень любил своего друга, искренне разделял его восторг. Но было еще одно обстоятельство, заставляющее друзей волноваться: из-за красивого почерка Вася получил подработку от Юлиана Мастаковича, высшего начальника канцелярии: нужно было переписать важные бумаги – точно и в установленный срок. Василий не успевает: и по причине слабости здоровья, и из-за того, что Лизонька, объект его чувств, занимает все мысли. Он работает много, но это очень тяжело.
Однажды они решают посетить Лизу. По дороге заходят в магазин и покупают очень красивый чепчик. Визит Васи и Аркадия в гости оказывается удавшимся. Все, включая старушку из семьи Лизоньки Артемьевой, очень рады, подарок понравился, но чрезмерные похвалы приводят Василия в возбуждение. Он, не привыкший к такому неожиданному счастью, испытывает смятение. Такое неуравновешенное состояние, близкое к нервному срыву, замечает Аркадий и очень переживает за друга. К тому же, он узнает, что переписать Шумкову осталось еще целых шесть тетрадей, и Вася явно не успевает сделать работу в срок.
Чувство вины Василия перед начальником усиливается, и он решает во что бы то ни стало «ускорить перо». Увы, такое перенапряжение дает о себе знать: одна из бессонных ночей оказалась роковой – проснувшись, Аркадий видит, что его лучший друг, вместо того, чтобы переписывать текст, просто водит сухим пером по бумаге, и в ужасе понимает, что он сошел с ума. Оставленный без присмотра Василий, пока Аркадий бросился на поиски врачей, уходит в департамент, чтобы объясниться со своим благодетелем Юлианом Мастаковичем
Увидев обезумевшего подчинённого и узнав причину несчастья, начальник сокрушённо восклицает: «Боже, как жаль! И дело-то, порученное ему, было неважное и вовсе не спешное. Так-таки, не из-за чего, погиб человек! Что ж, отвести его!…»
Конец повести плачевный – Васю увозят в сумасшедший дом, а Лиза выходит замуж за другого, но в душе горько плачет о невосполнимой потере.
Вася Шумков: погибший из «благодарности»
Что двигает этим героем произведения, когда он приходит в восторг от любой, даже незначительной мелочи? Вася, привыкший к унижению и подчинению сильным, не может принять факт простого человеческого счастья, которого он, по ложному убеждению, недостоин. С одной стороны любовь к девушке окрыляет его, заставляя трепетать и восторгаться, с другой – мучает необъяснимое чувство вины перед «благодетелем»: он должен сделать срочную работу, но не успевает, хотя тот заплатил ему наперед. Этот комплекс неполноценности, выработанный годами, сковывает действия Васи, не давая поверить в то, что он имеет право на хорошую жизнь без каких-либо условий, ведь он не виноват, что судьба, наконец, повернулась лицом, подарив неожиданные радости. Заниженная самооценка приводит к страшным последствиям: герой лишается рассудка вследствие психологического разлада. На вопрос Юлиана Мастаковича, отчего же он с ума сошел, Аркадий Иванович отвечает «Из благодарности». Казалось бы, парадокс, но увы, Васе не удалось справиться с собственными чувствами, бушевавшими в нем.
Аркадий Иванович Нефедевич
Этот действующий персонаж на протяжении повести выступает в образе увещевателя и покровителя лучшего друга, которого любит всем сердцем. Недаром в начале он, услышав о предстоящей женитьбе, принимает это как бы не серьезно, берет Васю на руки и делает вид, что убаюкивает. Но потом разбирается в ситуации, и всем сердцем радуется за друга, которому, наконец, улыбнулось счастье.
Аркадий – необыкновенно чувствителен, но вместе с тем и практичен: переживает за Васю, разделяет с ним восторг, но предлагает рассмотреть и другую сторону дела. «Чем же ты жить-то будешь?» – спрашивает он.
У Аркадия доброе сердце. Он сострадает другу, утешает, старается направить его мысли в правильное русло, понимает радость первой любви и волнуется, когда тот терпит неудачи. Стремление уберечь товарища от несчастья (Нефедевич чувствует, что работа ночами без отдыха может обернуться бедой) заканчивается провалом: последствия волнений, недосыпания и нервного перенапряжения оказываются для Василия намного хуже, чем Аркадий Иванович мог предположить.
«Слабое сердце» (Достоевский): краткое содержание
Герой «Слабого сердца» Вася Шумков — молодой и незначительный чиновник в каком-то правительственном департаменте в Петербурге. Он рос в бедной семье, к тому же он еще и кривобок, сознание того, что он хуже других, глубоко укоренилось в нем.
Однако в недавнее время на Васю обратил благосклонное внимание Юлиан Мастакович, его начальник. Василий и не знает даже, как отблагодарить за оказанную ему незаслуженную честь
Кроме того, бедная, но добрая девушка Лиза тоже вдруг отнеслась к нему с благосклонностью, и молодые люди должны вскоре сыграть свадьбу.
Но добрых вестей чересчур много, и за ними скрывается западня. Вася, не обладающий никакими достоинствами и вдобавок кривобокий, до сих пор знал только презрение, а теперь вдруг приближается к настоящему счастью — женитьбе. Свалившееся на него счастье и участливое отношение вызывают в нем угрызения совести и ужас. Его чувствительная натура такова, что в его робком сердце эти угрызения становятся все острее и острее.
Беспокойство Васи, обусловленное нежданным счастьем, к которому он «не привык», достигает немыслимых пределов, работа по перебеливанию документов, порученная Юлианом Мастаковичем, валится у него из рук. Его мучает чувство страшной вины, оттого что он не сможет закончить в срок работу, порученную ему его благодетелем. Васино сердце истерзано, он не может спокойно усидеть ни минуты. Он с беспокойством думает: я не заслужил этого счастья, я чувствую это, я знаю это каждой клеточкой своего тела, отчего случилось так, что я сделал для этого… Словом, Вася совершенно теряется и, в конце концов, трогается умом—от благодарности за свалившееся на него счастье.
Причины слабого сердца
1. Основная причина – это нарушение кровообращения. Сосуд, доставляющий к сердечной мышце питательные вещества и кислород, закупоривается. В результате погибают клетки миокарда. Нормальная ткань замещается рубцовой.
2. Вторая по частотности причина – повышенное артериальное давление. В течение многих лет сердечная мышца вынуждена работать в усиленном режиме. Ведь ей приходится качать кровь под значительным сопротивлением. В результате мышца становится больше и крепче. Соответственно, ей нужно больше питания. А получить его она не может. Так как кровеносные сосуды отстают от сердечной мышцы в развитии. Недостаток питания рано или поздно приводит к снижению активности мышцы. Она уже не может хорошо качать кровь.
3. Повышенный сахар в крови – еще одна причина развития слабого сердца. Все диабетики входят в группу риска. Высокий сахар способствует отложению холестерина в кровеносных сосудах, ускоряет процесс отмирания сердечной мышцы.
Факторы риска:
1. Курение.
Сердцу заядлого курильщика приходится работать не в лучших условиях. В организме из-за табачного дыма не хватает кислорода. Поэтому сердечная мышца вынуждена работать активнее, сверх нормы. Так сердце старается предотвратить кислородный голод. Более того, сам мотор испытывает голод. Ведь курение влияет на здоровье сосудов.
2. Ожирение.
У людей с лишним весом ослаблены мышцы. В том числе, и сердечная. А ей приходится много работать. Большому человеку требуется перегонять больше крови. Ситуацию усугубляет закупоренность сосудов холестериновыми бляшками, которая характерна для людей с ожирением.
3. Употребление алкоголя.
С алкоголем сердце получает изрядную дозу токсинов. Плюс головной мозг сигнализирует об отравлении организма. И сердце вынуждено включиться в работу по очищению крови. Стучит оно чаще и сильнее, стараясь перекачать больше крови.
4. Злоупотребление возбуждающими нервную систему напитками.
Кофе, крепкий зеленый чай, энергетики – все это искусственно увеличивает частоту сердечных сокращений.
5. Малоподвижный образ жизни.
Сердечная мышца, как и любая другая, нуждается в постоянной тренировке. Кардиотренировки – бег, плавание, катание на лыжах и на велосипеде, спортивные игры.
6. Неправильное питание.
Это злоупотребление солью и животными жирами. Подобные продукты приводят к образованию атеросклеротических бляшек в кровеносных сосудах. А лишняя соль становится причиной задержки жидкости в организме. Отсюда – увеличение объема крови и вынужденная перегрузка сердца.
7. Не вовремя вылечиваемые инфекции.
Сюжет и тематика произведения «Слабое сердце» Достоевского
Произведение «Слабое сердце» написано в жанре романа и описывает судьбу главного героя Алексея Ивановича. Сюжет произведения разворачивается в конце XIX века в России и основан на реальных событиях. Тематика произведения включает в себя такие важные вопросы, как нравственность, духовность, межличностные отношения и противоречия с установленными нормами общества.
Одной из главных тем, которая пронизывает всю книгу, является противоречие между мечтой и реальностью. Главный герой Алексей Иванович, будучи романтической натурой, стремится к идеалам и мечтает о совершенстве. Он ищет свое место в жизни, желает найти свое предназначение и настоящую любовь. Но в реальности он сталкивается с множеством сложностей и препятствий.
Сюжет произведения развивается вокруг двух главных сюжетных линий. Первая связана с романтическим отношением героя к Лизе Тужиловой, красивой и загадочной девушке. Алексей Иванович влюбляется в нее с первого взгляда и видит в ней свою идеальную женщину. Он стремится к ней, но его мечты и реальность разнимаются, и в конечном итоге они не могут быть вместе.
Вторая сюжетная линия связана с семейными проблемами героя. Алексей Иванович переживает сложный отношения с отцом и братом, которые не понимают его стремлений и идеалов. Он ощущает неполноценность и негодование со стороны своей семьи.
Кроме того, в произведении присутствуют и другие темы, такие как нравственность и духовное преображение. Здесь можно увидеть, как герой постепенно осознает свои ошибки и стремится измениться, стать лучшим человеком. Он сталкивается с множеством моральных дилемм и принимает трудные решения.
Также в произведении «Слабое сердце» важным элементом является описание общественной среды и влияния общественных норм на индивидуальность героя. Достоевский изображает русское общество того времени со всеми его достоинствами и недостатками.
В итоге, произведение «Слабое сердце» Достоевского представляет собой картины жизни и судьбы человека, который сталкивается с противоречиями и трудностями, но стремится к идеалам и поиску смысла. Он борется с реальностью, но не теряет надежды на лучшее будущее.
Федор Достоевский и его слабое сердце
Федор Достоевский, великий русский писатель, прославился своими глубокими и многогранными произведениями. Одной из основных тем его творчества является внутренний мир человека. Во многих его романах и повестях проявляется особый интерес к психологической стороне главных героев. Одним из ключевых моментов этой психологии является тема слабого сердца.
Федор Достоевский в своих произведениях исследует слабость сердца как символ человеческой уязвимости и хрупкости. Слабое сердце героев его романов отражает их сильные эмоции, внутренние конфликты и борьбу с собой. Это образ, который позволяет писателю раскрыть глубину и сложность человеческой души.
Слабое сердце в произведениях Достоевского также является символом сомнений, страхов и тревог. Герои его романов переживают множество мук и мучений, их сердца не выдерживают нагрузку их собственных мыслей и чувств. Это создает атмосферу напряженности и драматизма в произведениях писателя.
Слабое сердце Федора Достоевского
Важно отметить, что слабое сердце не только является образом в его произведениях, но и имеет личное значение для самого Достоевского. Писатель был известен своим хрупким здоровьем и страдал от сердечных проблем
Это, безусловно, оказывало влияние на его творчество и помогало ему осознать и выразить сложности и трагедии человеческой жизни.
В заключение, слабое сердце у Федора Достоевского является мощным символом, который позволяет писателю осветить глубинные проблемы человеческой души. Этот образ отражает не только слабость и хрупкость человека, но и его сильные эмоции, внутренние борьбы и сомнения. Федор Достоевский, страдавший от своего собственного слабого сердца, воплотил в своих произведениях глубинные истины о человеческой природе и помог читателям лучше понять самих себя.
Популярность и влияние сегодня
Сегодня произведения Федора Достоевского остаются востребованными и актуальными, несмотря на то, что они были написаны более ста лет назад. Сердце слабого — одно из самых известных произведений писателя, которое до сих пор вызывает интерес и обсуждения у читателей и исследователей его творчества.
Философские и этические вопросы, поднятые в романе, по-прежнему занимают важное место в современной литературе и культуре. Идея слабого сердца, его невидимой силы и способности к самоотверженности и состраданию, оставляет глубокий след в сердцах и умыслах читателей
Влияние Достоевского на литературу и мышление сегодня трудно переоценить. Его произведения стали основой для множества философских и литературных исследований, а его стиль и манера письма вдохновили многих современных писателей.
Сложные моральные дилеммы, которые переживают герои романа, отражают человеческую природу и ее вечные противоречия, ставя под вопрос существующие принципы и ценности
В современном мире, где часто доминируют эгоизм и потребительство, идея слабого сердца Федора Достоевского остается актуальной и занимает важное место в формировании человеческой морали и самосознания
История жизни и творчества
Федор Михайлович Достоевский — русский писатель-романист, один из величайших классиков мировой литературы. Он родился 11 ноября 1821 года в Москве в семье врача, его детство прошло в Красном селе под Петербургом. Уже в раннем возрасте он проявлял талант к литературе и начал писать стихи и рассказы.
В 1837 году Достоевский поступил в Инженерное училище в Петербурге, где изучал инженерные науки. Однако его истинная страсть была связана с литературой, и он активно участвовал в литературной жизни. Вместе с друзьями он основал литературное объединение «Петербургские факельные», где публиковал свои рассказы и статьи.
Первый роман Достоевского «Бедные люди» был опубликован в 1846 году и принес писателю широкую известность. Он стал писать о жизни простого народа, о его проблемах и трагедиях. В своих произведениях Достоевский поднимал вопросы моральности, свободы, веры и человеческого достоинства.
Одним из главных произведений Достоевского стал роман «Преступление и наказание», опубликованный в 1866 году. В этом романе он рассказывает историю студента Раскольникова, который совершает преступление и затем страдает от сильных моральных мук. Этот роман стал классикой мировой литературы и принес писателю всемирное признание.
Федор Достоевский умер 9 февраля 1881 года в Санкт-Петербурге, но его произведения продолжают вдохновлять и волновать читателей по всему миру. Они являются великим и глубоким исследованием человеческой души и ее сложностей.
Символика сердца
Сердце в творчестве Федора Достоевского является одним из главных символов, несущих сакральный смысл. Автор подчеркивает слабость и уязвимость человеческого сердца, его способность к безусловной любви и страданиям. В романах Достоевского сердце символизирует истинные человеческие чувства, моральный выбор, совесть и духовность.
Основной символикой сердца у Достоевского является его слабость. Через глубокое чувство души автор передает истинную природу человека, его способность к страданию и жертвенности. Сердце переживает вместе с героем его муки, боли и падения. Сердце становится маяком, который направляет героя на путь истинного самопознания и изменения.
Символика сердца у Достоевского также связана с понятием любви. Сердце выступает как амбразура, через которую просвечивает свет души, способствуя рождению истинной любви и сострадания. В «Преступлении и наказании» сердце Раскольникова символизирует его способность к истинной любви и спасению, благодаря которым он находит истинное смысл жизни.
Оценка и критика
В 1848 году сразу после выхода повести публицист Фёдор Кони в журнале «Пантеон» писал: «Сердца слабые и нежные … до того покоряются гнетущей судьбе … что на редкие радости свои смотрят как на проявления сверхъестественные, как на беззаконные уклонения от общего порядка вещей. Они принимают эти радости от судьбы не иначе, как взаймы, и мучаются желанием воздать за них сторицею. Поэтому и самые радости бывают для них отравлены … до того обстоятельства умели унизить их в собственном мнении»
Литературный критик Степан Дудышкин в своей статье в статье «Русская литература в 1848 году» в журнале «Отечественные записки» назвал повесть «Слабое сердце», наряду с повестью «Белые ночи», произведениями Ивана Тургенева — «Записки охотника» и «Где тонко, там и рвётся», повестями «Иван Саввич Поджабрин» Ивана Гончарова и «Пикник во Флоренции» Аполлона Майкова одним из лучших произведений 1848 года.
Литературный критик Павел Анненков в статье «Заметки о русской литературе прошлого (1848) года» считал повесть неудачной, указывая что в ней дана «литературная самостоятельность … случаю, хотя и возможному, но до крайности частному»; по мнению Анненкова изображение «расплывчатой, слезистой, преувеличенной» любви Аркаши и Васи «кажется … хитростью автора, который вздумал на этом сюжете руку попробовать».
Историк русской литературы Орест Миллер в своих «Публичных лекциях» высказывал мнение, что герои Достоевского, подобные Васе Шумкову, относятся к «ряду людей», которым недостает «свободного обладания своею личностью». Они «находятся под влиянием подначального страха даже тогда, когда бояться решительно нечего, потому что начальники их — люди добрые» . Миллер писал о главном герое повести что «Избыток нравственной мнительности, а вовсе не начальнический гнет, доводит его до помешательства» .
В 1860 году публицист Николай Добролюбов прочтя повесть писал что «Тем приятнее было нам в отделе словесности «Отечественных записок» встретить две новые повести — «Слабое сердце» и «Рассказ бывалого человека», из которых убедились мы, что г. Достоевский воротился на прежнюю дорогу и говорит с нами языком понятным, напомнившем нам время его успеха, время «Бедных людей», одновременно с этим Добролюбов писал о недостатках повести. Определяя конфликт «Слабого сердца» как «антагонизм, несогласие» «духовной натуры» человека с «жизненными событиями», он отметил устарелость и вторичность этой мысли. По его мнению идею повести «нельзя назвать новою». В то же время Дружинин признавал, что, основная идея повести «очень замечательна»
Конфликт между слабым сердцем и сильной волей у героев Достоевского
Тема слабости сердца и сильной воли является одной из центральных в творчестве Ф. М. Достоевского. Герои его произведений часто оказываются в ситуациях, где их слабое сердце сталкивается с их сильной волей, что создает непреодолимый конфликт.
Слабое сердце героев Достоевского проявляется в их эмоциональной ранимости, чувствительности и способности испытывать глубокие эмоции. Они отличаются большой душевностью и склонностью к переживаниям. Они часто страдают от чувства вины, сомнений и неуверенности в своих поступках.
Сильная воля героев Достоевского проявляется в их решительности, настойчивости и способности преодолевать преграды. Они готовы идти вперед, несмотря на трудности и препятствия. Они умеют принимать решения и отстаивать свою позицию, даже если это противоречит их слабому сердцу.
Конфликт между слабым сердцем и сильной волей у героев Достоевского часто приводит к внутренним противоречиям и моральным дилеммам. Герои сталкиваются с выбором между своими эмоциями и своими убеждениями. Они вынуждены принимать сложные решения, которые могут причинить боль как им самим, так и другим людям.
Такой конфликт делает героев Достоевского глубокими и многогранными персонажами. Он позволяет показать сложность человеческой природы и ее способность к самоанализу и самосовершенствованию. В результате, герои Достоевского часто проходят через внутреннюю трансформацию, осознавая свои ошибки и находя свое истинное «я».
Благодетель Юлиан Мастакович
Это важный чиновник, который является героем нескольких ранних повестей Федора Михайловича Достоевского. На первый взгляд, кажется, что он хороший человек, помогающий другим, но присмотревшись внимательнее, можно понять, что за внешней добродетелью прячется стремление к выгоде.
Отчество Мастакович несет смысловую нагрузку (одно из значений слова «мастак», по В.И. Далю, — дошлый делец).
Лиза Артемьева
Лизонька – объект воздыхания Васи
После того, как её бросил жених, Лиза обратила внимание на влюбленного в нее Шумкова и ответила взаимностью, согласившись выйти замуж. Это добрая девушка, которой, к сожалению, пришлось пережить немало горя: сначала предательство одного мужчины, затем сумасшествие другого
Увы, надеждам на счастливую жизнь с любимым Васей не суждено было сбыться. Артемьева вышла замуж, но тоска по прошлому вызывала слезы: героиня произведения говорит окружающим, что счастлива, однако последнее предложение повести открывает ее истинное настроение: «…Но вдруг, среди речи, глаза ее наполнились слезами, голос упал, она отвернулась и склонилась на церковный помост, чтоб скрыть от людей свое горе…»
«Слабое сердце» — это повесть Федора Михайловича Достоевского, которая была опубликована в 1848 г. в журнале «Отечественные записки». В 1865 году она была выпущена отдельным изданием.
Ирония в использовании слабого сердца в творчестве Достоевского
Федор Михайлович Достоевский, один из величайших русских писателей, часто использовал мотив слабого сердца в своих произведениях. Ирония, которую он вкладывал в это изображение, позволяла ему создавать глубокие и сложные образы, а также обращаться к важным философским и этическим вопросам.
Часто в романах Достоевского персонажи с слабым сердцем являются уязвимыми и страдающими людьми. Они чувствительны к окружающему миру, их сердца переполняются эмоциями и переживаниями. Ирония заключается в том, что, несмотря на свою внешнюю хрупкость, эти персонажи обладают глубокой духовной силой и страстной волей. Они показывают, что слабое сердце не является признаком слабости, а наоборот, может быть источником силы и мудрости.
Достоевский использовал иронию, чтобы разоблачить лицемерие и притворство человеческой натуры. Он показывал, что даже самые «сильные» и «жестокие» люди могут иметь слабое сердце и страдать от нравственных противоречий. Ирония позволяла ему обнажить глубину души и показать, что настоящая сила и мудрость не заключаются во внешних проявлениях, а во внутреннем мире каждого человека.
Символика слабого сердца в творчестве Достоевского также имеет философское значение. Она напоминает нам о неизбежности страданий и сложностей жизни, о том, что мы все хрупкие и уязвимые. Ирония здесь состоит в том, что именно через слабость и страдания люди могут обрести силу и мудрость. Ведь только в самых тяжелых испытаниях мы можем увидеть и проявить настоящую сущность человеческой природы.
Таким образом, ирония, использованная Достоевским в изображении слабого сердца, помогает ему создавать глубокие и многогранные образы, а также затрагивать важные философские и этические вопросы. Слабое сердце становится символом не только уязвимости и страдания, но и источником силы и мудрости. Ирония позволяет нам увидеть, что настоящая сила и мудрость не зависят от внешних проявлений, а являются результатом внутреннего развития и преодоления трудностей.
Главные герои
Главным героем повести является бедный чиновник, переписчик Вася Шумков, продолжающий тему «мечтателя» и «маленького человека» в творчестве Достоевского. Шумков считает себя недостойным быть счастливым вследствие своей социальной неполноценности. Психика персонажа не выдерживает одновременно счастья, выраженного согласием любимой девушки стать его женой, и чувства вины перед начальством за невыполненную работу, что кажется ему неблагодарностью в ответ на милости покровителя-начальника. От нахлынувших эмоций, ощущения несправедливости судьбы, подарившей недостойному такое счастье, Шумков сходит с ума. Критик Орест Миллер охарактеризовал персонажей, подобных Шумкову, как людей, которым недостаёт «свободного обладания своею личностью». В результате такие люди боятся даже тогда, когда бояться абсолютно нечего. Относительно Василия Шумкова критик считал, что «избыток нравственной мнительности, а вовсе не начальнический гнет, доводит его до помешательства».
Прототипом Шумкова послужил писатель Яков Бутков. При создании образа Шумкова Достоевский использовал некоторые реалии жизни его прототипа. Так же как Бутков, Шумков следует взятому на себя обязательству поздравлять своего начальника Юлиана Мастаковича в праздники, — чтобы не прослыть непочтительным. Когда Бутков только начинал литературную деятельность, был объявлен рекрутский набор, и оказалось, что ему необходимо было стать солдатом. Редактор-издатель журнала «Отечественные записки» Андрей Краевский купил ему рекрутскую квитанцию, избавившую его от этой необходимости. Однако теперь Бутков должен был писать статьи для «Отечественных записок» и выплачивать часть денег с каждого гонорара. Как и Краевский, Юлиан Мастакович избавил Шумкова от рекрутской повинности. Кроме этого, исследователи творчества Достоевского усматривают неслучайность звукового сходства фамилий Шумков и Бутков.
Юлиан Мастакович, начальник и покровитель Шумкова, в повести изображён в сатирических тонах. Его биография прослеживается в других произведениях Достоевского, в которых он предстаёт пожилым персонажем, воплощающим низость в обличии респектабельности. Он женился на юной, чистой девушке, сохранив при этом свои отношения с предыдущей девушкой. Писатель иронично отмечает его «доброе сердце», ставшее основой повести. Прототипом Юлиана Мастаковича во многом послужил А. А. Краевский, сатирические намёки на которого отмечаются исследователями. Помимо Буткова, редактор «Отечественных записок» относился аналогичным образом и к другим сотрудникам, включая самого Достоевского. В письме к Краевскому от 1 февраля 1849 года Фёдор Михайлович передаёт внутреннее состояние Шумкова: «Знаю, Андрей Александрович, что я, между прочим, несколько раз посылая Вам записки с просьбой о деньгах, сам называл каждое исполнение просьбы моей одолжением. Но я был в припадках излишнего самоумаления и смирения от ложной деликатности. Я, например, понимаю Буткова, который готов, получая 10 р. серебром, считать себя счастливейшим человеком в мире. Это минутное, болезненное состояние, и я из него выжил».
Литература[править]
- Альтман М. С. Достоевский. По вехам имен. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1975. — С. 16—19. — 280 с.
- Перлина Н. М. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 2. — С. 472—474. — 528 с. — 200 000 экз.
- Рак В. Д. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 15 томах / под ред. Н. Ф. Будановой. — Ленинград: Наука, 1988. — Т. 2. — С. 545—548. — 592 с. — 500 000 экз.
- Слабое сердце : Повесть / Соч. Ф.М. Достоевского. — Вновь просм. самим авт. изд. — Санкт-Петербург : Ф. Стелловский, 1865. — 61 с.
Романы |
Бедные люди • Униженные и оскорблённые • Преступление и наказание • Игрок • Идиот • Бесы • Подросток • Братья Карамазовы |
---|---|
Повести и рассказы |
Двойник | Записки из Мёртвого дома | Как опасно предаваться честолюбивым снам | Роман в девяти письмах | Село Степанчиково и его обитатели | Господин Прохарчин | Хозяйка | Белые ночи | Ёлка и свадьба | Ползунков | Слабое сердце | Чужая жена и муж под кроватью | Неточка Незванова | Маленький герой | Дядюшкин сон | Честный вор | Петербургские сновидения в стихах и в прозе | Скверный анекдот | Крокодил | Записки из подполья | Вечный муж | Бобок | Мужик Марей | Столетняя | Кроткая | Мальчик у Христа на ёлке | Сон смешного человека |
Публицистика |
Петербургская летопись | Зимние заметки о летних впечатлениях | Дневник писателя | Два самоубийства | Из дачных прогулок Кузьмы Пруткова и его друга | Маленькие картинки | Маленькие картинки (в дороге) | Речь Достоевского о Пушкине |
Персонажи |
Родион Раскольников | Соня Мармеладова | Князь Мышкин | Парфён Рогожин | Иван Карамазов | Алёша Карамазов | Дмитрий Карамазов | Грушенька Светлова | Смердяков | Великий инквизитор |
Переводы |
Евгения Гранде (роман О. де Бальзака) |
Связанные статьи |
Музеи Ф. М. Достоевского | Адреса Ф. М. Достоевского | Петербург Достоевского | Михаил Достоевский | Андрей Достоевский | Памятник Достоевскому (Москва, РГБ) | Памятник Достоевскому (Тобольск) | Достоевистика | Достоевский и евреи | «Преступление и наказание» в массовой культуре | Русская идея | Смерть русского помещика | Крокодил (мультфильм) |
Философский подтекст слабого сердца
Слабые сердца героев произведений Ф. М. Достоевского играют важную роль в развитии философского смысла его произведений. Они становятся символом борьбы человека с самим собой, с его сомнениями, страданиями и муками совести.
Слабое сердце героев Достоевского отражает их сложный внутренний мир, они страдают от нерешенных жизненных проблем, чувствуют себя забытыми и непонятыми окружающими. Сердце становится источником боли и страданий, но в то же время оно позволяет героям мириться с собой и стремиться к духовному совершенству.
Философский подтекст слабого сердца раскрывается через внутреннюю борьбу героев между добром и злом, сомнением и верой. Слабость сердца становится источником глубоких размышлений о смысле жизни, о морали и этике. Герои Достоевского отказываются от пустых удовольствий и стараются найти ответы на фундаментальные вопросы о смысле существования и человеческой природе.
Слабое сердце героев произведений Ф. М. Достоевского является символом их внутренней борьбы, позволяющим им найти путь к истине и осмыслить свою жизнь. Оно становится источником преодоления страданий, превращаясь в источник силы и надежды на будущее.