«Случай с Евсейкой» — краткое содержание (пересказ)
Стоял жаркий день. Хороший мальчик по имени Евсейка удил рыбу. Рыба капризничала и не клевала. Мальчишке стало скучно. К тому же его сморил зной. Евсейка задремал и, не удержавшись на берегу, свалился в воду.
Паренек даже не испугался, сразу нырнул и оказался на дне моря. Опустившись на покрытый водорослями камень, он осмотрелся вокруг и отметил, как же здесь было хорошо. Евсейка попал в подводный мир, населенный необычными и интересными созданиями: ползали морские звезды, солидно ходили усатые лангусты, качались водяные лилии, краб передвигался бочком, мелькали неугомонные креветки, тащилась черепаха, рак-отшельник вез свою раковину.
И вдруг мальчик услышал голосок, похожий на писк кларнета. Оказалось, с ним заговорила огромная раба в сизо-серебряной чешуе. Евсейка удивился тому, что понимает рыбий язык, а вот немецкий, который он учит, никак ему не дается.
А в это время вокруг мальчишки уже собрались ехидные золотистые рыбешки и стали потешаться над его внешним видом: чешуи-то у него нет, хвоста целых два, а плавников всего два.
Евсейка обиделся на этих нахалок, а они уже про него и забыли, переключившись на большого серьезного рака. Тот же долго не разговаривал с приставучими рыбешками, пригрозил отрезать языки.
Большая рыба продолжила свои расспросы. Евсейка же обдумывал каждый ответ, боясь, что если обидит свою собеседницу, морские обитатели набросятся на него и съедят.
Так рыба спросила, с чего мальчик решил, что они не умеют говорить. Евсейка помнил это из рассказов отца. Объясняя морской обитательнице, кто такой папа, мальчишка обрисовал его как человека с усами, милого, только если не сердится.
А вот вопрос о том, ест ли он рыбу, застал Евсейку в расплох. Он очень испугался и решил соврать. И причина не есть рыбу быстро нашлась: костей в ней много. Собеседницу это возмутило: ведь не все же семейства рыб костлявые!
Мальчик, боясь еще больше разозлить рыбу, решил перевести тему и поинтересоваться, бывала ли она наверху. Но собеседница все еще была сердита и только фыркнула в ответ, что делать ей там совершенно нечего, да и дышать нечем.
Между тем она все больше интересовалась мальчиком. Даже предположила, что он утопленник. Евсейка испугался, хотел вскочить, но не смог даже повернуться. Мальчишка совсем отчаялся, ему очень захотелось заплакать, да вот только в воде слез его никто и не заметил бы, поэтому не стоило и начинать.
Вокруг мальчишки тем временем собрались, кажется, все морские обитатели, все хотели с ним познакомиться. А большая рыба все не отставала. Стала расспрашивать, нравится ли ему в морском царстве. Евсейка не сознался, что дома лучше, а предложил рыбе поиграть, чтобы хоть как-то развеять скуку. Мальчишка оседлал рыбу, крепко зажал ее жабры. Она же, даже не подозревая, к чему приведет эта игра, вынесла его наверх, к солнышку.
Когда чары сна совсем отпустили Евсейку, он обнаружил, что сидит на своем прежнем месте и что совершенно сухой. Удилище его плавало уже далеко от берега, его унесло в море.
«Случай с Евсейкой» — краткое содержание (пересказ)
Краткое содержание Горький сказка Случай с Евсейкой
Довелось однажды хорошему мальчику Евсейке в жаркий день удить рыбу. Зной и скука одолели Евсейку и он задремал, а задремавши не удержался на берегу и пошел ко дну. Опустился Евсейка на замшелый камень и стал осматриваться. Его окружал незнакомый мир, полный чудесных созданий. Вокруг сновали рыбешки, ползали морские звезды, по камням солидно передвигались лангусты, качались водяные лилии.
Вдруг крупная рыба заговорила с ним. Удивился Евсейка тому, что понимает рыбий язык. А вокруг него собралась стайка вредных рыбешек. Они завели хоровод и начали потешаться над тем, что он не покрыт чешуей и хвостов у него два. Большая рыба чинно вела беседу
Евсейка отвечал очень осторожно, боясь обидеть рыбу. Ему казалось, что морские обитатели набросятся на него и начнут есть. Между тем рыба заинтересовалась тем, как он оказался у них
Не утонул ли? Эта мысль поразила Евсейку, он попытался вскочить и не смог. Совсем отчаялся Евсейка, захотелось ему плакать. А рыба не отставала, стала спрашивать, нравится ли ему у них. Чтобы отвлечь рыбу от разговоров, Евсейка предложил затеять игру и всплыть на поверхность. Оседлал он рыбу, а руками крепко зажал жабры. Напевая веселую песню, рыба вынесла его наверх
Между тем рыба заинтересовалась тем, как он оказался у них. Не утонул ли? Эта мысль поразила Евсейку, он попытался вскочить и не смог. Совсем отчаялся Евсейка, захотелось ему плакать. А рыба не отставала, стала спрашивать, нравится ли ему у них. Чтобы отвлечь рыбу от разговоров, Евсейка предложил затеять игру и всплыть на поверхность. Оседлал он рыбу, а руками крепко зажал жабры. Напевая веселую песню, рыба вынесла его наверх.
Когда сон развеялся, Евсейка обнаружил себя совершенно сухим, сидящим на прежнем месте. А его удилище унесло водой. Вот так любознательный и добрый мальчик не растерялся в необычной обстановке
Сказка учит тому, как важно быть наблюдательным и находчивым
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Интересные темы
- Губарев — Королевство кривых зеркал Крайне неорганизованная школьница Оля постоянно забывает о каких-либо делах или не успевает выполнить свои обязанности. На замечания бабушки девочка отвечает невежливо и резко, и пожилая женщ
- Пантелеев — Лёнька Пантелеев Юные годы главного героя проходили в революционную пору. Раньше у него была полная семья. Отец имел сложный характер, выпивал, поэтому его брак распался. Ленька любил читать, что помогало ему
- Чехов — Пересолил Великий писатель Антон Павлович Чехов считался автором замечательных произведений, которые обладают юмористической тематикой, описывая реальные ситуации. Ведь не каждый писатель осмысливает с
- Осеева — Добрая хозяюшка В одной из деревень жила девочка. Ее окружение состояло из одной птицы — петуха. Петушок всегда радовался, когда видел свою маленькую хозяйку. Да и девочка охотно ухаживала за птицей
С этой книгой читают
Случай на станции КочетовкаСолженицын Александр Исаевич
Написан в ноябре 1962. Напечатан в «Новом мире», 1963, № 1; ещё прежде того, в декабре 1962, отрывок напечатан в «Правде». (Из-за этого обстоятельства никогда не был…
3.9
(3)
СлучаиХармс Даниил
Даниил Хармс (1905-1942) — ярчайший представитель русского литературного авангарда. Гротеск и буффонада прозы и драматургии Хармса срывают маску с видимой логичности…
4
(2)
Случай на границеРомов Анатолий Сергеевич
Из предисловия: …В документальной повести Анатолия Ромова «Случай на границе» рассказывается о повседневной жизни и о делах моряков-пограничников, о делах совсем…
4.5
(5)
Сказки на всякий случайКлюев Евгений Васильевич
Евгений Клюев — один из самых неординарных сегодняшних русскоязычных писателей, автор нашумевших романов.
Но эта книга представляет особую грань его таланта и…
4.5
(1)
Ульмская ночь Алданов Марк Александрович
В шестую книгу сочинений вошла часть богатого литературно-критического наследия писателя и крупное историко-философское сочинение «Ульмская ночь» — о роли случая в…
3.8
(2)
Случай в ресторанеШукшин Василий Макарович
В этот сборник вошли рассказы Василия Шукшина разных лет, объединенные темой человеческого одиночества.
Персонажи этих рассказов, попадающие то в забавные, то в…
4.3
(2)
Музыка случаяОстер Пол Бенджамин
Пожарный получает наследство от отца, которого никогда не видел, покупает красный «сааб» и отправляется колесить по всем Соединенным Штатам Америки, пока деньги не…
3.8
(1)
1000 заговоров, оберегов, обрядов на все случаи жизниВладимирова Наина
Наина Владимирова — практикующая прорицательница, целительница и космоэнергет — делится со своими читателями только теми заговорами и обрядами, которые лично проверяла,…
3.69
(8)
Несколько интересных сочинений
Книги, играют не маловажную роль в развитии любой личности, даже сейчас в эпоху информационных технологий они являются основным источником знаний. Читая книги, мы познаем новые миры, и неизведанные глубины человеческой души
Произведение относится к раннему творчеству автора, чем объясняется дух романтизма, пронизывающий каждую его страницу. А в качестве главных героев здесь представлены цыгане
Произведение входит в виде составной части в прозаический цикл рассказов писателя, названный «Записки охотника».
В один момент совей жизни Александру Степановичу Грину закралась в голову идея о написании нового произведения – «Победитель», это произошло в 1925 году.
Источник
Несколько интересных сочинений
- Анализ рассказа Куприна Тапёр сочинение 5 класс Этот рассказ мне очень понравился тем, что он похож на живую биографию известного человека. И я так понимаю, что это правда. Специально я не узнавал, но мне хочется в это верить…
- Образ и характеристика Грушницкого в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение Герой М. Ю. Лермонтова Грушницкий, в первый раз появляется в эпизоде под названием «Княжна Мэри». В общем-то, этот эпизод является последним, в котором вообще упоминается этот персонаж, так как в этой части он погибает от руки Печорина.
- Сочинение по фотографии (картине) Гиппенрейтера Ландыши (описание)
- Сочинение Сказка собственного сочинения о волшебном дереве Жили-были дед да баба, и была у них внучка Дашенька. Дед работал портным на рынке, а баба швеёй в одном из королевств. И вот однажды баба подслушала разговор между королями в котором она узнала про одно волшебное дерево
- Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Владимира Ленского сочинение Онегин и Ленский были абсолютно непохожими героями с противоположными характерами. Описывая Ленского, Пушкин отмечает, что он был пылкий, горячим, но со странной душой, которая часто была согрета
2 вариант
Максим Горький решил связать все детские произведения с землетрясением, которое произошло в 1908 году в Италии, в городе Мессине. Этот случай привел Горького в шок. Сегодня я расскажу об одном из таких рассказов. «Случай с Евсекой» был написан Горьким в 1912 году, а также опубликован в газете и только через какое-то время в журнале «Северное сияние».
Чтобы заинтересовать детей, автор решил использовать тему приключений, ведь обычно в этой теме герои путешествуют и узнают что-то новое, что как раз-таки и интересует детей. Жанром этого произведение является сказка.
В один из дней мальчику Евсейке стало скучно, и он решил пойти ловить рыбу. Но это занятие оказалось слишком скучным для него и вскоре он уснул и из-за этого он упал в воду, пока он понимает, что с ним произошло, он уже опустился на самое дно. Но главный герой не так сильно и испугался, даже наоборот – его заинтересовал подводный мир, и он стал все осматривать. Под водой было множество рыбок, водорослей, различный камней и ракушек и тому подобное.
Единственное, что удивило Евсей это то, что с ним заговорила одна из рыб. Вскоре вокруг главного героя образовалась целая стая рыб, которые ходили по кругу, и задирали его за отсутствие чешуй и за то, что у него два хвоста. Но большая рыба так и продолжала с ним разговаривать.
Большой рыбе стало вдруг интересно, как он у них оказался, и спросила у Евсейки. Тот в свою очередь начал волноваться, ведь понял, что он тонет, и долго так не проживет. Но у него не получалось, и он начал плакать. Рыба также продолжала с ним разговаривать, чтобы как-то отвлечь. Евсей хотел отвлечь ее и предложил поиграть в одну игру и всплыть в это на поверхность. Сел он на рыбу, и они поплыли наверх.
Когда главный герой проснулся, он сразу осознал, что это был всего лишь сон.
Из этого произведения можно вынести то, что в любой ситуации нужно оставаться спокойным и собранным.
Главный герой Евсейка – мальчик, которому стало скучно, и он решил пойти рыбачить и уснул. Умный, хитры, находчивый и умеет сохранять спокойствие в экстремальных ситуациях.
Большая рыба – недоверчивая, хитрая. Она пыталась задержать как можно дольше Евсейку в воде, хотя понимала, что это не его среда обитания и он запросто может умереть в любую минуту. Но с другой стороны своими разговорами она пыталась его отвлечь, чтобы у него не было сильной паники.
Множество других рыб – были заодно с Большой рыбой, такие же недоверчивые и вдобавок еще и дразнили главного героя. В их числе были: морская звезда, лангусты, голотурия, морской пузырь.В произведении водили хоровод вокруг главного персонажа.
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что такое может произойти с каждым, ведь мы не можем предугадать что будет в будущем. Может и мы когда-нибудь окажемся в подводном мире во сне.
Алексей Максимович Пешков (псевдоним – Максим Горький) старался для детей как можно ярче и эмоциональней описать всю ситуацию, все впечатления и тому подобное. Ведь только какими-то наиболее интересными ситуациями можно заинтересовать ребенка. И что самое главное, написано простым языком и читается очень легко.
Анализ рассказа Горького Случай с Евсейкой
Рассказ «Случай с Евсейкой» Максим Горький написал в 1912 году для учеников начальных классов. Чужой и незнакомый рыбий мир для Евсейки был самым настоящим, но вся эта история произошла только из-за сна под лучами солнца. Однако сон оказался для мальчика полезен: как бы не тяжелы были вопросы рыб, Евсейка стремился к своей цели – «вынырнуть» во что бы то ни стало. Рассказ учит выпутываться из ситуаций, когда, казалось бы, нет никакого спасения (мальчик не мог самостоятельно оторваться от камня), но смекалка помогла Евсейке спастись. Евсейка вполне мог предаться отчаянию, рыба, что была больше остальных, дала ему прозвище «утопленник», что лишний раз подчеркивало безвыходность положения мальчика – камень не давал ему тронуться с места. Евсейка отринул слёзы – все равно некому было ему посочувствовать, в воде его плача даже не заметят. Тогда, собрав волю в кулак, мальчик убеждает рыб поиграть с ним, заманивает их напоминанием, что наверху – мухи. Рыб влечет этот соблазн, и мальчик мёртвой хваткой цепляется за жабры. Большая рыба чувствует нестерпимую боль, но Евсейка стоит на своём, и оказывается на поверхности благодаря своей воле и хитрости.
Евсейка («очень хороший человек») успешно «вынырнул» благодаря своей собранности и целеустремленности. Маленький рыбак – пример того, как нужно выходить из сложных жизненных ситуаций. Нас всех поджидают непростые испытания по жизни, но, как учит детей Максим Горький, нужно прилагать все усилия, чтобы пройти испытания, предлагаемые нам судьбой.
Композиционно рассказ можно разделить на три части: безмятежность; испытание; возвращение в безмятежность. На суше мальчик спокоен, у него нет врагов или чего-либо, что могло бы прервать его занятие – ловить рыбу. Минуты покоя заканчиваются, когда Евсейку засасывает море-испытание, приклеившее его к донному камню. Вопросы рыб, сдерживаемые слезы, спасительная идея, крепкая хватка и мальчик на суше – спасен, «вынырнул».
Анализ рассказа Горького Случай с Евсейкой
Рассказ «Случай с Евсейкой» Максим Горький написал в 1912 году для учеников начальных классов. Чужой и незнакомый рыбий мир для Евсейки был самым настоящим, но вся эта история произошла только из-за сна под лучами солнца. Однако сон оказался для мальчика полезен: как бы не тяжелы были вопросы рыб, Евсейка стремился к своей цели – «вынырнуть» во что бы то ни стало. Рассказ учит выпутываться из ситуаций, когда, казалось бы, нет никакого спасения (мальчик не мог самостоятельно оторваться от камня), но смекалка помогла Евсейке спастись. Евсейка вполне мог предаться отчаянию, рыба, что была больше остальных, дала ему прозвище «утопленник», что лишний раз подчеркивало безвыходность положения мальчика – камень не давал ему тронуться с места. Евсейка отринул слёзы – все равно некому было ему посочувствовать, в воде его плача даже не заметят. Тогда, собрав волю в кулак, мальчик убеждает рыб поиграть с ним, заманивает их напоминанием, что наверху – мухи. Рыб влечет этот соблазн, и мальчик мёртвой хваткой цепляется за жабры. Большая рыба чувствует нестерпимую боль, но Евсейка стоит на своём, и оказывается на поверхности благодаря своей воле и хитрости.
Евсейка («очень хороший человек») успешно «вынырнул» благодаря своей собранности и целеустремленности. Маленький рыбак – пример того, как нужно выходить из сложных жизненных ситуаций. Нас всех поджидают непростые испытания по жизни, но, как учит детей Максим Горький, нужно прилагать все усилия, чтобы пройти испытания, предлагаемые нам судьбой.
Композиционно рассказ можно разделить на три части: безмятежность; испытание; возвращение в безмятежность. На суше мальчик спокоен, у него нет врагов или чего-либо, что могло бы прервать его занятие – ловить рыбу. Минуты покоя заканчиваются, когда Евсейку засасывает море-испытание, приклеившее его к донному камню. Вопросы рыб, сдерживаемые слезы, спасительная идея, крепкая хватка и мальчик на суше – спасен, «вынырнул».
Анализ характеров главных героев в произведении «Случай с Евсейкой» Максима Горького
В произведении «Случай с Евсейкой» Максим Горький создает ярких и запоминающихся главных героев, которые предстают перед нами со всей своей сложностью и противоречиями.
Одним из главных героев произведения является Евсейка. Она — молодая и красивая девушка, которая приходит работать в дом Василькова. Ее характер можно охарактеризовать как сильный и независимый. Евсейка не боится выступать в защиту своих интересов и находиться в непростых ситуациях. Она обладает сильным характером и смелостью, что делает ее уникальной и привлекательной личностью.
В то же время, Евсейка также проявляет нежность и заботу о других людях. Она готова помочь тем, кто в беде, и поддержать близких. Ее доброта и сострадание позволяют нам увидеть ее внутреннюю красоту и силу.
Другим главным героем произведения является Васильков. Он — богатый и властный человек, который привык получать всё, что хочет. Его характер можно охарактеризовать как эгоистичный и жестокий. Он не задумывается о негативных последствиях своих поступков и готов идти на все ради собственной выгоды.
Однако, Васильков также обладает некоторыми положительными чертами личности. Он проявляет умение добиваться своих целей и ставить перед собой высокие стандарты. Его твердая воля и решительность позволяют ему достигать успеха в своей жизни.
Таким образом, главные герои произведения «Случай с Евсейкой» Максима Горького предстают перед нами во всей своей многогранности. Евсейка — сильная и независимая, но в то же время заботливая и добрая. Васильков — эгоистичный и жестокий, но сильный и целеустремленный. Они оба вносят свои яркие и неповторимые оттенки в общую картину произведения.
Урок 33. м. горький «случай с евсейкой» — Литературное чтение — 3 класс — Российская электронная школа
Урок Конспект Дополнительные материалы
Впишите пропущенные слова.
-
— Откуда это вы взяли, что все рыбы —
- — Папа сказал.
- — Что такое — папа?
- — Так себе… Вроде
, только — побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый…
- — А он рыбу ест?
- Тут
испугался: скажи-ка ей, что ест!
-
Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зелёное небо и солнце в нём, жёлтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал
- — Нет, он не ест рыбы, костлявая очень…
Соотнесите события рассказа и описание событий.
Найдите качества, которые проявляет Евсейка в разговоре с рыбой.
Найдите в отрывке сравнения и выделите их цветом.
Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зелёное небо и солнце в нём, жёлтое, как медный поднос…
Смотрит — над головою у него огромнейшая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.
Что невозможно в действительности, а какие события могли произойти на самом деле? Распределите события рассказа.
Рыбёшка смеётся, разговаривает. Поплыла рыба, будто танцуя, и поёт во всю мочь. Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут. Евсейка нырнул и тотчас достиг морского дна. Евсейка хотел стать авиатором Евсей хотел беззаботно посвистеть, но — оказалось — нельзя: вода лезет в рот, точно пробка.
Выберите только основные события для краткого пересказа. Лишние пункты зачеркните.
- Евсейка рыбачил;
- Рыба не клевала;
- Евсейка свалился в воду;
- Мальчик увидел на дне «множество всяких любопытных штук»;
- Евсейка знакомится с морскими обитателями;
- С Евсейкой заговаривает большая рыба;
- Рыбы дразнят большого рака;
- Большая рыба расспрашивает Евсейку;
- Рыбы дразнят Евсейку;
- Евсейка предложил рыбе поиграть;
- Рыбы распевают песни;
- Рыба вытаскивает Евсейку на воздух.
«Серьёзный какой», — подумал Евсейка.
О ком он так подумал?
Ответ: о крабе об усатом лангусте о большом раке .
Назовите главную тему рассказа «Случай с Евсейкой», подчеркните её.
Соблюдение правил дорожного движения, путешествие по подводному миру, изучение состава воды.
На что была похожа мимо проплывавшая сепия?
Проплывающая сепия была похожа на на тёплый шарфик на цветную косынку на мокрый носовой платок .
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
Интересные темы
- Губарев — Королевство кривых зеркал Крайне неорганизованная школьница Оля постоянно забывает о каких-либо делах или не успевает выполнить свои обязанности. На замечания бабушки девочка отвечает невежливо и резко, и пожилая женщ
- Пантелеев — Лёнька Пантелеев Юные годы главного героя проходили в революционную пору. Раньше у него была полная семья. Отец имел сложный характер, выпивал, поэтому его брак распался. Ленька любил читать, что помогало ему
- Чехов — Пересолил Великий писатель Антон Павлович Чехов считался автором замечательных произведений, которые обладают юмористической тематикой, описывая реальные ситуации. Ведь не каждый писатель осмысливает с
- Осеева — Добрая хозяюшка В одной из деревень жила девочка. Ее окружение состояло из одной птицы — петуха. Петушок всегда радовался, когда видел свою маленькую хозяйку. Да и девочка охотно ухаживала за птицей
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
“Случай с Евсейкой”
Горький М., сказка “Случай с Евсейкой”
Жанр: литературная сказка о животных
Главные герои сказки “Случай с Евсейкой” и их характеристика
- Евсейка. Очень хороший и добрый мальчик. Любопытный, веселый. Попав в неожиданную ситуацию не растерялся и нашел выход.
- Большая рыба. Любопытная и разговорчивая. Доверчивая и наивная. Добрая.
План пересказа сказки “Случай с Евсейкой”
- Евсейка засыпает
- Евсейка на дне
- Знакомство с Большой рыбой
- Насмешки подводных обитателей
- Продолжение разговора с Большой рыбой
- Страх Евсейки
- Предложение поиграть
- Путь наверх
- Снова на берегу.
Кратчайшее содержание сказки “Случай с Евсейкой” для читательского дневника в 6 предложений
- Мальчик Евсейка рыбачит на море и заснув оказывается на морском дне.
- Он знакомится с Большой рыбой, а его обсуждают мелкие обитатели глубин
- Евсейка рассказывает о папе, а Большая рыба спрашивает, не утопленник ли мальчик
- Евсейка пугается, так как не может двинуться с места
- Он предлагает поиграть и, ухватившись за жабры Большой рыбы, всплывает на поверхность.
- Евсейка просыпается на берегу, совершенно сухой, а его удочка плавает в море.
Главная мысль сказки “Случай с Евсейкой”
Подводный мир удивителен и уникален, но человеку там не место
Чему учит сказка “Случай с Евсейкой”
Сказка учит любить природу, быть наблюдательным и изучать окружающий мир. Учит не теряться ни при каких обстоятельствах, учит сохранять присутствие духа. Учит не сидеть на берегу в жару.
Отзыв на сказку “Случай с Евсейкой”
Пословицы к сказке “Случай с Евсейкой”
Хорошо море с берега. Кто в море бывал, тот лужи не боится. Мало спалось, да много виделось. Что думается, то во сне и видится. Не тот борец, кто поборол, а тот, кто вывернулся.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Случай с Евсейкой”
Мальчик Евсейка однажды ловил на берегу моря рыбу. Но день был жарким и мальчик задремал, да и свалился в воду. Мальчик не испугался, а немного поплыл, потом нырнул и прямо на дно опустился. Сел на камень, подводную жизнь разглядывает. Вот лангусты, вот краб, там морская звезда, а тут рак-отшельник свой домик-раковину тащит. Вдруг слышит Евсейка, что его спрашивают, кто он такой. Оглянулся мальчик, видит огромную рыбу, которая глаза выпучила и улыбается, словно жареная. Возмутился Евсейка, не должны рыбы разговаривать, приосанился, оглядывается по сторонам. А вокруг рыбешки мелкие плавают, над ним потешаются – и хвоста у него нет, и чешуи нет, плавников всего два. Только Евсейка хотел поймать рыбешек, как те упорхнули и стали уже рака дразнить. Между тем Большая рыба не отставала и стала выяснять, почему Евсейка решил, что рыбы немые. Мальчик стал ссылаться на папу, на всякий случай уточнив, то его папа рыбу не ест, потому что рыба костлявая. Эти слова страшно возмутили Большую рыбу. Она назвала папу мальчика невеждой. Чтобы переменить тему, Евсейка стал говорить про мух, и Большая рыба спросила мальчика напрямик, не утопленник ли он. Мальчик возмутился, хотел было в доказательство встать, а встать не может. Чуть слезы из глаз не брызнули. А вокруг морских обитателей собралось – видимо-невидимо! Голотурия, лангуст, сепия, сифонофоры, креветки, рачки. И все морские обитатели обсуждают, как может Евсейка быть без усов, и не родня ли он безобразным осьминогам. Тут Большая рыба спрашивает, нравится ли Евсейке на дне. Мальчик сперва ответил “Нет”, но потом испугался, что его съедят и сказал “Да”. И предложил во что-нибудь поиграть. Эта идея понравилась Большой рыбе, она рассмеялась и спросила, во что они будут играть. Евсейка предложил поплыть наверх и рыба согласилась. Она развернулась, а Евсей ухватился за жабры. Большая рыба возмутилась было, но Евсейка ее урезонил, сказав, что играть, так играть. И Большая рыба поплыла вверх, напевая свою песенку. И плыли они все быстрее и легче, и вдруг вынырнули. Очнулся Евсейка на том же камне, его удилище в воде плавает, а он сам совсем сухой.
О книге
В условиях постоянного стресса, изнурительных нагрузок и бесполезных споров, человеку жизненно необходимо уметь отвлекаться от реальности и обогащаться эмоционально. Чтение увлекательных книг, несомненно, позволит сделать это. Позволяя фантазии читателя работать в полную силу, книги тем самым помогают отвлечься от жизненных неурядиц и бытовых проблем.
Книга Максима Горького «Случай с Евсейкой» – прекрасный образец подлинного искусства в жанре русская проза
Автор в своей работе обращает внимание на многие актуальные проблемы современного общества, таким образом, делясь с нами своими размышлениями и идеями. Незаурядная сюжетная линия, интересные персонажи и тонко описанные пейзажи произведения без сомнения увлекут и захватят читателя
Урок литературного чтения А.М. Горький «Случай с Евсейкой»
Проводит словарную работу.
– Выясним значения слов, которые встретятся в рассказе «Случай с Евсейкой». (На доске – карточки со словами).
— А значение каких слов вы может быть знаете?
— Где мы можем найти значение слова…
Показ слайдов.
Лангусты
– семейство беспозвоночных отряда десятиногих ракообразных. Длина до 60 см.
Актинии
(морские анемоны) – отряд морских кишечно-полостных клеточных коралловых полипов.
Кларнет
– деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент.
Голотурии
(морские огурцы, морские кубышки) – класс морских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от 2 мм до 2 м.
Авиатор
– специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов.
Сепии
– то же, что каракатицы.
Сифонофоры
– колониальные свободноплавающие животные. Размер от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10 м, служащие для поимки добычи.
— Прочитаем 5 пункт плана.
Проводит работу по обсуждению текста после первичного чтения.
— Какие чувства вызвало у вас это произведение?
– Что делал Евсейка на берегу моря? Что с ним случилось? Прочитайте.
– Испугался Евсейка, когда попал на морское дно?
— Найдите и прочитайте отрывок о том, что увидел Евсейка на морском дне.
— Реальные или сказочные это животные?
— Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?
— Прочитайте, как рыбы смеялись над Евсейкой..
— Как он ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что рыбы – немые?»
— Прочитайте, как мальчик объяснил рыбам, что такое папа?
— Прочитайте, чего он испугался?
— Почему же он не заплакал, испугавшись?
— Прочитайте описания-сравнения всех тех, кто плавал вокруг Евсейки.
— Как Евсейка старался смотреть на всё вокруг?
— Что придумал Евсейка, чтобы выбраться из морского плена?
— Прочитаем 6 пункт плана.
— Предположим, я не читала этого произведения.
Расскажите мне о главном герое. Какой он?
Организует и проводит работу в группах.
– Докажите отрывком из текста, что Евсейка — смелый мальчик. (1 группа)
– Докажите отрывком из текста, что Евсейка- сообразительный мальчик. (2 группа)
-– Докажите отрывком из текста, что Евсейка не паникует, а ищет возможность выбраться из этого морского плена.(3 группа)
— Докажите отрывком из текста, что Евсейка – находчивый мальчик. (4 группа)
— Докажите отрывком из текста, что Евсейка – осторожный мальчик. (5 группа).
— Вы всё сказали правильно.
Прочитаем 7 пункт плана.
— К какому жанру относится данное произведение?
Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся.
— Это рассказ? Вспомним, что такое рассказ. Ответ аргументируйте.
— А что в данном произведении вам показалось нереальным.
— Тогда какие эти события?
— Какой сделаем вывод?
— К какому жанру мы отнесём прочитанное произведение?
— Правильно. Молодцы!