В чём смысл книги?
Люди давно ищут ответы на вопросы: Что есть человек? Каково его общественное предназначение? Какую роль играет каждый в создании той среды, которая была бы «комфортна» живущим на планете Земля? Какие существуют «пути» к этому «комфортному сообществу»? Возможен ли консенсус между людьми разного социального происхождения, придерживающихся противоположных взглядов на те или иные вопросы бытия, занимающих альтернативные «ступеньки» в интеллектуальном и культурном развитии? И, конечно, важно понять простую истину, заключающуюся в том, что общество развивается благодаря неожиданным открытиям в той или иной отрасли науки. Но всегда ли эти «открытия» можно назвать прогрессивными? Булгаков на все эти вопросы отвечает со свойственной ему иронией
Человек – это личность, а развитие личности подразумевает самостоятельность, в которой отказана советскому гражданину. Общественное предназначение людей в том, чтобы мастерски делать свое дело и не мешать другим. Однако «сознательные» герои Булгакова только скандируют лозунги, но не трудятся во благо их воплощения в реальность. Каждый из нас во имя комфорта должен терпимо относиться к инакомыслию и не мешать людям его исповедовать. И опять в СССР все в точности, да наоборот: талант Преображенский вынужден с боем отстаивать свое право помогать пациентам, а его точка зрения нагло осуждается и преследуется какими-то ничтожествами. Они могут жить в мире, если каждый займется своим делом, но равенства в природе нет и быть не может, ведь с самого рождения все мы отличаемся друг от друга. Невозможно его поддерживать искусственно, так как не может Швондер начать гениально оперировать, а профессор — играть на балалайке. Навязанное, не настоящее равенство только навредит людям, помешает им адекватно оценивать свое место в мире и с достоинством его занимать.
Открытия человечеству нужны, это понятно. Но не стоит заново изобретать колесо – пытаться воспроизвести человека искусственно, например. Если естественный способ все еще возможен, зачем же ему аналог, да еще и такой трудоемкий? Перед людьми стоит немало других, более существенных угроз, на которые стоит обратить всю мощь научного интеллекта.
История создания
Мне нравится1Не нравится1
В начале 1925 года, по заказу журнала “Недра”, Михаил Булгаков приступил к работе над новой повестью. За предыдущие годы в журнале уже были опубликованы его произведения “Роковые яйца” и “Дьяволиада”. В течение всего трех месяцев писатель увлекся написанием этого произведения, которое первоначально носило название “Собачье счастье. Чудовищная история”, но затем было переименовано в “Собачье сердце”.
Сюжет повести был вдохновлен романом Герберта Уэллса “Остров доктора Моро”, где главный герой пытался превратить животных в людей при помощи хирургического вмешательства. Прототипом профессора в “Собачьем сердце” послужил дядя Михаила Булгакова – известный врач М. В. Покровский.
В марте 1925 года Булгаков впервые зачитал свою повесть на литературном собрании “Никитинских субботников”. Однако реакция слушателей оказалась разной, а некоторые даже усмотрели в произведении антисоветские настроения и сообщили об этом в органы власти. Лев Каменев, государственный деятель, запретил печать повести после ознакомления с ней. Булгакову пришлось расторгнуть договор с МХАТом о постановке произведения. 7 мая 1925 года Центральный комитет партии устроил обыск в квартире писателя, изъяв два экземпляра рукописи и личные дневники автора. Впоследствии “Собачье сердце” передавалось из рук в руки через самиздат.
В 1968 году одна из переписанных копий повести попала на Запад, где была опубликована в журналах “Грани” (Франкфурт) и “Студент” (Лондон). И только в 1987 году журнал “Знамя” смог представить произведение Булгакова отечественным читателям, наконец-то освободив его от долгих лет запрета и цензуры.
Подробный анализ
Булгаков Михаил Афанасьевич является одним из самых знаменитых русских писателей, который смог подарить миру бессмертные произведения, известные всеми миру. Его творчество популярно и сегодня. Во многих учебных заведениях, в учебную программу включено изучение творчества Михаила Булгакова. К примеру, «Мастер и Маргарита», «Дьяволиада», «Собачье сердце»
Особое внимание хотелось бы уделить последней поэме
Свою историю анализируемое произведение, берет в январе 1925 года. Официально опубликовано оно было уже после смерти самого автора. Михаил Афанасьевич Булгаков смог очень точно отразить сложившуюся действительность, которая нашла отражения и в сегодняшнем дне. Для усиления настоящей реальности и созданию нужной атмосферы, в произведение были включены фантастические события. А именно, превращение пса Шарика в гражданина Шарикова.
В произведении поднимается ряд философских вопросов, которые заставляют читателя задуматься о многих вещах. К примеру, возможность изменения мира к лучшему, перевоспитание человека и его значимость для общества. Автор умело иллюстрирует жизнь интеллигенции и простого народа. Их связь и влияние друг на друга.
Рассмотрим идейную составляющую повести. В произведение идет описание сразу двух миров: квартира Преображенского и за ее пределами. Глазами главных героев читатель видит, что все вокруг грязное, жалкое и злое. Прохожие люди – страшные и жадные. Ощущается наличие Мира и Хаоса, где Мир – это как раз квартира Преображенского. Уютное и теплое жилище и безграничное пространство.
В сюжете присутствует динамика. Действующие лица находятся в поисках равновесия в этих двух мирах, а также ведут борьбу сами с собой.
Основными действующими лицами повести «Собачье сердце» являются:
- Пёс Шарик( далее гражданин Шариков). В самом начале он представляется как неглупое и размышляющее животные. После эксперимента, став человеком, прекратился в грубую и бескультурную личность.
- Профессор Филипп Филиппович Преображенский. Является представителем «мира» интеллигенции, глубоко нравственный человек.
«Собачье сердце» повествует о том, как профессор Филипп Филиппович решился на опаснейший эксперимент по пересадке внутренних ключевых органов человека собаке. Операция прошла успешно, и Шарик приобрел человеческий облик. Профессору выражают восхищение и восторги, многие интересуются таким экспериментом. Но сам Филипп Филиппович обеспокоен, так как не знает, кем в итоге станет Шариков.
Идет время, Шариков становится пьяницей и невеждой, вдобавок попадает под влияние Швондера, который настраивает его против профессора Преображенского. Шариков грубит и развязно ведет себя в квартире Филиппа Филипповича и требует прописать его в этих апартаментах.
Долгое время профессор не решался на обратный эксперимент, надеясь, что ситуация измениться в лучшую сторону. Но этого не вышло, и Шариков, после очередной пересадки органов, становится бездомной собакой.
Подводя итоги, хочется отметить, что люди обладают различными склонностями и странностями. Чаще это проявляется в отрицательной форме и соответствующими качествами. Но один вопрос остается неизменным – способен ли человек измениться? Каждый должен сам ответить на этот вопрос. Судьба человека лишь в его руках и каждый сам решает, какой она будет. Каждый формирует свою личность.
Добавим, что классическая литературу должна быть прочитана каждым. Ведь многих заставляют изучать подобную литературу, особенно в школьных заведениях. Классическую литеру не стоит читать «из-под палки». Многие лишь в сознательном возрасте перечитывают Толстого, Достоевского, Булгакова, Пушкина и других писателей. Ведь только в таких произведениях поднимаются вечные философские вопросы.
Анализ произведения М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Повесть «Собачье сердце» была крайне негативно принята критиками после ее написания, и лишь спустя несколько десятков лет она увидела мир. История о превращении собаки в человека может ошибочно показаться основной, фантастической задумкой автора. По сути, Булгаков использует свойственный ему в романе «Мастер и Маргарита» принцип зеркала. Здесь гармонично сочетаются две параллели, которые имеют, при этом, общую суть.
Общей картиной повествования является время революции 1917 года. Герой произведения профессор Преображенский возмущается происходящим, не понимая необходимости уничтожения естественного, нормального быта. Парадная дверь забита досками, с лестницы убрали ковер, по мрамору начали ходить в грязной обуви. Вокруг разруха, которая начинается в головах, так как люди гоняются за миражами, кричат лозунги и больше не занимаются нужными вещами, как это было прежде для соблюдения порядка и естественного хода жизни.
Второй линией повести является образ Шарикова – результат эксперимента профессора. Он вмешивается в природу и хочет создать и воспитать интеллигентного человека из собаки. Однако его попытки не увенчались успехом. Шариков совершенно не поддается образованию, презирает этику. Он неуправляем и агрессивен. При этом его принимают за своего человека революционеры, обучают его лозунгам, делают маленьким, но начальником и он возрастает в своих глазах, оставаясь таким же неприятным и опасным субъектом. Попытки Преображенского привить ему правила хорошего тона доводят до того, что Шариков пишет на профессора доносы, и даже угрожает ему оружием. При этом Преображенский всегда старался победить необузданность и злобу Шарикова лаской, полагая, что террор, какого бы цвета он ни был, не может создать ничего хорошего.
В повести ярко просматривается невозможность созидания. Зло не может породить добро и из крови, которая захлестнула всю страну, по мнению Булгакова, который скептически воспринял революцию, не могло получиться ничего, кроме глобальной трагедии. Автор говорит о том, что вмешательство человека в природу и изменение ее приводит только к разрушению. Это подтверждается двумя примерами. Насильственное вмешательство профессора в собачью жизнь, в законы природы породили опасное существо — Шарикова. Вмешательство в законы общества, в многовековые устои и обычаи, в разрушение самой основы жизни, как это произошло во время разрушения Российской Империи, повлекло лишь голод, войны и смерти.
Уничтожения и убийства не способны построить ничего лучше прежнего, равно как и человек не смеет вмешиваться в природу и рушить «фундамент собственного дома» — искоренять собственную культуру, историю, традиции и ценности.
В повести Булгакова Шариков снова становится псом, Преображенский осознается свое заблуждение и исправляет положение, чего нельзя сказать о мире вокруг. Именно о невозможности вернуть, восстановить и создать предупреждал автор в своем произведении «Собачье сердце».
Основные темы произведения
Общество и индивидуальность
В произведении «Собачье сердце» Булгаков рассматривает проблему взаимоотношений между индивидуальностью и обществом. Он показывает, как общество стремится подчинить индивидуальность своим стандартам и требованиям, а также как это влияет на саму личность. Главный герой – Профессор Преображенский – буквально превращает собаку в человека в попытке «исправить» ее поведение под требованиями общества. Это приводит к многочисленным проблемам, и, наконец, Профессор вынужден признать, что пытаясь изменить индивидуальность, он убивает ее.
Человеческая натура и дуалитет
Еще одной важной темой произведения является человеческая натура. Главный герой – Собака Шарик – сначала описывается как почти животное, но когда он становится Шариковым, он обретает разум, но теряет свою животную часть
Таким образом, произведение рассказывает о дуализме человеческой натуры: о сопряженности и взаимозависимости разума и инстинктов. Булгаков показывает, что борьба между этими двумя сторонами нашей природы может быть разрушительной, как в случае с Шариком.
Мировоззрение и религия
Существует множество отсылок к религии и мировоззрению в произведении. Например, имя Профессора Преображенского напоминает о преображении Господа на горе, а имя Шариков – об Иосифе Шарике, святом покровительствующем животным. Булгаков показывает, что религия может иметь различные интерпретации и что некоторые люди воспринимают ее как оправдание для своих личных целей.
Искусство и творчество
Произведение включает в себя отсылки к искусству и творчеству. В частности, книга Серебрякова, которая важна для сюжета, на самом деле является отсылкой к реальной книге «Жизнь Керацелли» Юрия Олеши, которая была важна для Булгакова. Кнут Азазелло, который появляется в конце романа, также связан с мифологией и творчеством. Эта тема показывает, что искусство и творчество являются жизненно важными элементами нашей культуры и могут быть вдохновением для многих людей.
Жанр, сюжет, Композиция
«Собачье сердце» по жанру является повестью. Однако, изучая жанровое своеобразие произведения, необходимо признать, что это скорее сатирическая социально-философская повесть, в которой присутствуют элементы фантастики.
Булгаков для своей повести «Собачье сердце» выбрал кольцевую композицию. История повести начинается с рассказа пса Шарика о своей тяжелой участи на улице, когда он был вынужден голодать. Послереволюционное настроение, плохая погода, размышления собаки о своем существовании и о жизни простого народа являются композиционными элементами произведения.
Сюжет произведения закладывается с момента, когда Преображенский «подбирает» Шарика. Шарик попадает в обстановку, где его кормят, лечат и даже покупают ошейник. Автор специально показывает все глазами Шарика, чтобы затем показать читателю подобную ситуацию, но уже с обновленным героем.
Точкой отсчета новой истории становится операция Шарика. В произведении два главных героя – профессор Преображенский и Шарик. Под одной крышей очень сложно ужиться двум совершенно разным персонажам. Отвратительный характер Полиграфа, нежелание что-либо в себе менять, плохие манеры в конце концов приносят свои плоды. Мужчина попадает в ряд глупых ситуаций, что его совершенно не смущает. По совету профессора, он смотрит на себя в зеркало, однако никаких недостатков себе не видит.
На протяжении всего эксперимента Борменталь ведет дневник наблюдения, в котором описывается «происхождение» нового человека. это является еще одним композиционным элементом.
Встреча Швондера и Шарика практически является роковой, как для Полиграфа, так и для профессора. Полиграф благодаря Швондеру устраивается на работу. Занятость Полиграфа тоже является одним из элементов композиции. Ведомство, где работает Шариков, занимается отловом бродячих животных. Шариков рассказывает о том, как он расправляется с отловленными котами.
Кульминационным моментом является эпизод, когда Шариков решается убить Преображенского. Однако ему это не удалось. Борменталь и Преображенский снова делают Шарикову операцию, удаляют человеческий гипофиз.
Кольцевая композиция замыкается Шариком, который снова стал обычным псом, спокойным и счастливым созданием. У него есть хозяин, который его хорошо кормит, и ошейник. Этим композиционным элементом автор показывает, как мало нужно для счастья.
Сюжет повести
В центре внимания эксперимент видного хирурга и профессора Филиппа Преображенского, который вместе с доктором Борменталем пересаживает бродячей собаке Шарику человеческие органы.
Результаты эксперимента чудесные Шарик с каждым днем по характеру и внешности становится похож на человека, на грубияна, вора и пьяницу Клима, чьи органы он и получил, когда ему их пересадили.
История эксперимента стала известна медицинскому сообществу и покорила бульварную прессу. Все, кроме самого гения-хирурга, рады проделанной работе, поскольку Шарик превратился в грубияна, коммунистического активиста и вора хозяйских вещей.
Ошибка профессора Преображенского привела к тому, что Шарик стал невыносим. После того, как результаты работы Преображенского окончательно довели, он решает превратить Шарика обратно в собаку. После этого Шарик становится любящим и преданным псом.
Стилистика повести
По стилистике повесть относится к политическому памфлету, научно-фантастической антиутопии или пародии на пролетариат. Критики трактовали эту повесть по-разному, высказывая свое мнение. Все это из-за неоднозначности восприятия произведения и многообразия используемых художественных средств.
Стиль языка в произведении разговорный, реже научный и художественный. Разговорный стиль проявляется в выражениях, свойственных персонажам по их социальному статусу.
- «Мыпришли к вам после общего собрания дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома»,
- «Общее собрание дома просит вас добровольно, в порядке трудовой дисциплины, отказаться от столовой».
Профессор, будучи частью отечественной дворянской интеллигенции, выражает в своей речи любовь к театру и морали:
«а вас, милостивый государь, попрошу снять свой головной убор».
Борменталь образованный, интеллигентный и наивный человек, который восхищается гениальностью профессора, поскольку их взгляды на жизнь схожи. Его речи разговорного стиля. Также он использует научную терминологию и лексику, пытаясь объяснить научный эксперимент. Однако термины, используемые им, соседствуют со словами из разговорного стиля:
«Поверьте, Филипп Филиппович, вы для меня гораздо больше, чем профессор-учительМоё безмерное уважение к вам».
В целом, стилистика повести отличается использованием практически всего арсенала изобразительных средств: аллегорического фона с ироничным повествованием и гротескным изображением. Также активно используются метафоры лирического характера, чтобы эффективно выразить авторскую позицию.
Анализ 2
Михаил Афанасьевич Булгаков – известнейший русский писатель 20 века, на его счеты такие произведения как: Мастер и Маргарита, Белая гвардия, Записки юного врача (которые были написаны по его жизненному опыту), Роковые яйца и Собачье сердце. Сегодня мы поговорим о повести «Собачье Сердце».
«Собачье сердце» у Булгакова вышло очень странным многие его современники не могли понять замысел и смысл этого произведения. Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: «Какой же всё-таки смысл у произведения «Собачее Сердце»». Сначала мы начнем с того как создавалась повесть и её «историю».
Эту повесть Булгаков написал очень быстро, по меркам других писателей, всего за три месяца. Т.к. Булгаков проживал в советское время, то все его произведения были под строжайшим контролем властей. И так получилось, что в 1926 при обыске квартиры писателя была обнаружена ныне неопубликованная повесть и её изъяли у писателя. Но она была всё же была доступна для людей, только не совсем легальными способами. Это произведение не держали у себя долгое время, обычно её передавали из рук в руки всего на один вечер. Писатель также много раз пытался опубликовать «Собачье сердце» за границей, но до 1968 года ему это не удавалось. Официально же повесть опубликовали только в 1987 году на страницах журнала «Звезда». Сейчас поговорим о замыслах и идеях этой повести.
Многие современники при прочтении выдвинули идею, что в тексте говорится о советском обществе и строе. В нем тонко отмечается, что коммунизм порабощает людей своими принципами. Так, например, под речами всеми известного Швондера Шариков начал открыто говорить о своих правах и свободах для своей же выгоды. И в конце концов доносит на ученых, которые спасли ему жизнь и «очеловечели» его. Учёным ничего не осталось сделать, как обратно превратить Шарикова в собаку.
Отдельную роль играют герои произведения. Каждый из героев показывает определённую сторону советского человека, например, Преображенский – демократа, а Швондер – коммуниста и так далее. Из-за советской цензуры пострадало множество мелких элементов, которые дополняют и вносят вклад в произведение. В первоначальной варианте было множество политических лиц они бы могли дополнить, а может быть и внести свою лепту в это произведение.
В конце хочу отметить, что «Собачее сердце» это не только сатира, а еще и реальное представление русского народа и общества. «Собачее сердце» я хочу посоветовать всем прочитать, чтобы понять культуру, нрав, быт русского человека и не повторять ошибок, которые делали в этот период времени.
Политическая сатира/юмор в повести
Булгаков наполнил повесть сатирическими и юмористическими элементами. Добродушная форма смеха использована при описании бездомного Шарика, в его рассуждениях. После превращения пса в человека смех меняет свое направление и переходит в осмеяние и осуждение. В образе Шарикова Булгаков показывает парадоксальность действительности, которая сложилась в стране Советов. Новая власть с радостью принимает Шарикова, который не отличается ни умом, ни культурой поведения. В то же время врачу с мировым именем, который спасает жизни людей, грозят арестом и выселением. Востребованными оказываются бездельники-Шариковы, а не талантливые люди.
Писатель использует юмор и сатиру для контраста и усиления эффекта плачевности общественной ситуации. Иронией пронизаны и описание пациентов профессора, появление на сцене персонажей.
Шариков является аллегорическим образом люмпен-пролетариата, который, получив множество прав и свобод, оказывается неспособным противостоять своим эгоистичным интересам. Способ подняться по социальной лестнице он видит в уничтожении себе подобных (бывший бездомный пёс занимает главную должность в конторе по уничтожению уличных котов).
Финал повести остается открытым. Судьбы Преображенского и Борменталя остаются под угрозой. Некоторые исследователи считают, что таким образом Булгаков предсказал надвигающиеся репрессии 1930-х годов.
Булгаковеды утверждают, что у каждого персонажа «Собачьего сердца» имелся реальный прототип среди верхушки советской власти:
Основная идея
В своей книге М.А. Булгаков предупреждал, что насилие — это преступление. Всё живое на земле имеет право на существование. Это неписаный закон природы, которому необходимо следовать, чтобы не допустить точки невозврата. Необходимо на всю жизнь сохранить чистоту души и помыслов, чтобы не потворствовать внутренней агрессии, не выплескивать ее наружу. Потому насильственное вмешательство профессора в естественный ход вещей осуждается писателем, поэтому ведет к таким чудовищным последствиям.
Гражданская война ожесточила общество, сделала его маргинальным, хамским и пошлым в основе своей. Вот они, плоды насильственного вмешательства в жизнь страны. Вся Россия 20-х годов – грубый и невежественный Шариков, который вовсе не стремится к труду. Его задачи менее возвышены и более эгоистичны. Булгаков предостерегал современников от такого развития событий, высмеяв пороки нового типа людей и показав их несостоятельность.
Основные проблемы
Книга не зря обеспокоила бдительных стражей мысли. Булгакову удалось изящно и утонченно, но все же вполне четко отразить злободневные вопросы – вызовы нового времени. Проблемы в повести «Собачье сердце», которые затрагивает автор, не оставляют читателей равнодушными. Писатель рассуждает об этичности науки, нравственной ответственности учёного за свои эксперименты, возможности губительных последствий научного авантюризма и невежества. Технический прорыв мог обернуться моральным упадком.
Проблема научного прогресса остро ощущается в момент его бессилия перед преобразованием сознания нового человека. С его телом профессор справился, но дух контролировать не смог, поэтому Преображенскому пришлось расстаться с амбициями и исправить свою ошибку – перестать тягаться с мирозданием и вернуть собачье сердце владельцу. Искусственные люди не смогли оправдать свое гордое звание и стать полноценными членами общества. Кроме того, бесконечное омолаживание могло поставить под удар саму идею прогресса, ведь если новые поколения естественным образом не сменят старые, то развитие мира остановится.
Неужели попытки изменить менталитет страны к лучшему совсем уж бесплодны? Советская власть попыталась искоренить предрассудки прошлых столетий – именно этот процесс стоит за метафорой создания Шарикова. Вот он, пролетарий, новый советский гражданин, его сотворение возможно. Однако перед его созидателями возникает проблема воспитания: они не могут унять свое творение и научить его быть культурным, образованным и нравственным при полном комплекте революционной сознательности, классовой ненависти и слепой веры в правильность и непогрешимость партии. Почему? Это невозможно: либо дудочка, либо кувшинчик.
Человеческая беззащитность в вихре событий, связанных с построением социалистического общества, ненависть к насилию и лицемерию, отсутствие и подавление оставшегося человеческого достоинства во всех его проявлениях – все это пощечины, которыми автор заклеймил свою эпоху, а все потому, что она не ставит в грош индивидуальность. Коллективизация затронула не только деревню, но и души. Оставаться личностью становилось все сложнее и сложнее, ведь общественность предъявляла на нее все новые и новые права. Всеобщее приравнивание и уравнивание не сделали людей счастливее, но превратили их в ряды ничего не значащих биороботов, где тон задают самые серые и бездарные из них. Хамство и глупость стали нормой в обществе, подменили революционную сознательность, и в образе Шарикова мы видим приговор новому типу советского человека. Из владычества Швондеров и им подобных вытекают и проблемы попрания интеллигентности и интеллигенции, власти тёмных инстинктов в жизни индивида, тотального грубого вмешательства в естественный ход вещей…
На некоторые вопросы, поставленные в произведении, нет ответа и на сегодняшний день.