Анализ романа «Собор Парижской Богоматери» (Виктор Гюго): основные темы и символы
Основные темы
Одной из главных тем романа является природа человеческой души и ее способность к преображению. Автор рассматривает эту тему на примере главного героя — Квазимодо, которого первоначально представляют как уродливого и жестокого существа, но в процессе повествования он переживает внутреннюю трансформацию и становится символом неуязвимой души, способной к прощению и любви.
Другой важной темой является социальная справедливость и борьба за права низших слоев общества. В романе показываются жизненные условия парижской бедноты и многие персонажи являются представителями низших слоев общества
Автор остроумно критикует различные формы социального неравенства и поднимает вопрос о необходимости борьбы за справедливость.
Третьей важной темой является религия и ее роль в жизни людей. В романе показывается противостояние двух видов религиозности: церковной и народной
Автор призывает к приверженности исповедуемым ценностям христианства, а также к борьбе с неверием и безверием.
Конфликт, композиция, сюжет произведения
Гюго постоянно переключает внимание читателя с одного героя на другого, что позволяет не только лучше понять персонажей, их мотивацию и душевное состояние, но и дает возможность посмотреть на французское общество с разных сторон. В романе два основных конфликта
В любовном четырехугольнике между Эсмеральдой, Квазимодо, Клодом и Фебом писатель демонстрирует темные и светлые стороны души человека, показывает глубокие чувства и низкую, примитивную похоть. При этом герои сами являются частью второго конфликта, который нарастает внутри французского общества
В романе два основных конфликта. В любовном четырехугольнике между Эсмеральдой, Квазимодо, Клодом и Фебом писатель демонстрирует темные и светлые стороны души человека, показывает глубокие чувства и низкую, примитивную похоть. При этом герои сами являются частью второго конфликта, который нарастает внутри французского общества.
Действие произведения разворачивается в 1482 году в Париже, во время празднования «Дня шутов» и помолвки королевских особ. За событиями читатель наблюдает глазами Пьера Гренугара, молодого драматурга. Автор практически сразу представляет всех героев своего произведения:
- Звонаря Квазимодо, уродливого горбуна;
- Клода Фролло, строгого архидиакона;
- Эсмеральду, обворожительную цыганскую танцовщицу;
- Феба де Шатопера, капитана королевских стрелков.
Характеристика главных героев
Именно такая реакция общества на книгу дает право говорить о том, что собор — это подлинный главный герой романа, наряду с людьми. Это основное место происходящих событий, немой свидетель драм, любви, жизни и смерти главных героев; место, которое на фоне быстротечности человеческих жизней остается таким же неподвижным и непоколебимым.
Главные же герои в человеческом облике — цыганка Эсмеральда, горбун Квазимодо, священник Клод Фролло, военный Феб де Шатопер, поэт Пьер Гренгуар.
Эсмеральда объединяет остальных главных героев вокруг себя: в неё влюблены все из перечисленных мужчин, но одни — бескорыстно, как Квазимодо, другие яростно, как Фролло, Феб и Гренгуар — испытывая плотское влечение; сама же цыганка любит Феба. Кроме того, всех персонажей связывает между собой Собор: Фролло здесь служит, Квазимодо работает звонарем, Гренгуар становится учеником священника. Эсмеральда обычно выступает перед соборной площадью, а Феб смотрит в окна своей будущей супруги Флёр-де-Лис, которая живет неподалеку от Собора.
Эсмеральда — безмятежное дитя улиц, не ведающее о своей привлекательности. Она танцует и выступает перед Собором со своей козочкой, и все вокруг от священника до уличных воров отдают ей свои сердца, почитая, словно божество. С той же детской непосредственностью, с какой ребенок тянется к блестящим предметам, Эсмеральда отдает свое предпочтение Фебу, благородному, блестящему шевалье.
Внешняя красота Феба (совпадает с именем Аполлона) — единственная положительная черта внутренне уродливого военного. Лживый и грязный соблазнитель, трус, любитель выпивки и сквернословия, лишь перед слабыми он герой, лишь перед дамами — кавалер.
Пьер Гренгуар, местный поэт, которого обстоятельства вынудили окунуться в гущу уличной французской жизни, немного походит на Феба в плане того, что чувства его к Эсмеральде — физическое влечение. Правда, на подлость он не способен, и любит в цыганке и друга и человека, отставляя в сторону её женское очарование.
Самую искреннюю любовь к Эсмеральде питает самое страшное существо — Квазимодо, звонарь в Соборе, которого некогда подобрал архидьякон храма, Клод Фролло. Для Эсмеральды Квазимодо готов на всё даже любить её тихо и втайне ото всех, даже отдать девушку сопернику.
Самые сложные чувства испытывает к цыганке Клод Фролло. Любовь к цыганке для него особая трагедия, ведь это запретная страсть для него как для священнослужителя. Страсть не находит выхода, поэтому он то взывает к её любви, то отталкивает, то набрасывается на неё, то спасает от смерти, наконец, сам же вручает цыганку палачу. Трагедия Фролло обуславливается не только крахом его любви. Он оказывается представителем уходящего времени и чувствует, что отживает вместе с эпохой: человек получает всё больше знаний, отходит от религии, строит новое, уничтожает старое. Фролло держит в руках первую печатную книгу и понимает, как бесследно растворяется в веках вместе с рукописными фолиантами.
Действующие лица романа
Фото: ozon.ru
Кратко рассмотрим основных персонажей произведения:
- Эсмеральда – это светлая и чистая девушка, которую воспитали цыгане. Ею правят чувства, а не разум. Верит в судьбу. По наивности и из-за неспособности разбираться в людях, девушка отдала сердце Фебу, что и привело ее к смерти.
- Квазимодо – внешне это глухой и уродливый звонарь, он кажется нелюдимым и грубым. Однако на поверку оказывается с тонкой душевной натурой. За всю жизнь он не видел добра ни от одного человека, и только Эсмеральда была к нему добра. За это парень и полюбил ее.
- Клод Фролло – это мрачный и строгий архидиакон, который воспитал всеми брошенного Квазимодо. Он посвятил всю свою жизнь служению Богу, но все меняется после встречи с Эсмеральдой. Когда девушка ему отказывает, Клод ее ненавидит и обрекает на смерть.
- Феб де Шатопер – капитал королевских стрелков. За внешней красотой и шиком скрывается духовная пустота, лицемерие и забота только о собственном материальном состоянии.
Тематика и проблематика романа
Тематика романа Гюго масштабна. Одной из главных тем произведения является любовь. По мнению Гюго, любовь – это огромная сила, способная пробудить в человеке нечто потаенное, новое. Влюбленный человек способен на многое – на хорошие поступки, и на самые гнусные преступления.
Еще одна тема романа – красота. По мнению писателя, внешняя красота может быть обманчивой, истинное нутро человека определяют только его поступки. В романе уродливый горбун Квазимодо оказался самым чистым и добрым персонажем, а внешне красивый Феб – пустышкой, не стоящей ничего.
На примере Клода Фролло Гюго показывает, что вера – это ширма, с помощью которой человек отгораживается от самого себя, не желая видеть свои недостатки. Однако в итоге человеческая природа берет свое, проявляясь порой в страшных формах.
Быт и нравы Парижа – еще одна тема романа «Собор Парижской Богоматери». Жизнь парижан полна противоречий. Гюго весьма натуралистично изображает народные массы. Они поначалу отталкивают читателя своей ограниченностью, необразованностью и грубостью, но постепенно автор открывает и положительные черты народа, способного на сочувствие и подвиг во имя справедливости.
Граждане Парижа находятся по гнетом господствующих элит, однако они жаждут свободы. наконец, в день шутов толпа сбрасывает маску лицемерия и показывает свое отношение к хозяевам, сметая традиции и приличия. Гнев толпы разрушителен, но ее требования справедливы.
Гюго в своем романе поднимает тему национального самосознания. Французы переживают переходный период от абсолютного рабства к первым проявлениям самосознания. А неприступный собор становится символом их гнета.
Проблематика романа:
- Безнравственность;
- Проблема борьбы добра и зла;
- Нищета;
- Неравенство;
- Предубеждение.
Главная мысль романа Гюго не столько в историческом контексте, сколько в параллели между настоящим Франции и ее прошлым. Под видом средневекового города писатель показывает читателю свою страну – разоренную, слабую, униженную. Гюго проводит параллель между Францией эпохи средневековья и Францией 19 века, надеясь в то, что опустившийся на страну мрак средневековой тирании будет рассеян простым народом, который поднимается на борьбу за свою свободу.