Краткое содержание рассказа
«Соль» — рассказ Бабеля, вошедший в сборник «Конармия». Сам автор был бойцом 1-ой Конной армии под командованием С.М.Буденного и стилизовал свои рассказы из данного сборника под собственные воспоминания о тех временах. Рассказ «Соль» представляет собой письмо солдата Конармии Никиты Балмашева, которое он написал редактору литературного издания.
Из солдатского повествования становится известно, что на железнодорожной станции Фастов в поезд, на котором осуществляли передислокацию подразделения Конармии, пытаются пробраться торговцы солью. Они надеются с помощью воинского эшелона проехать к месту будущей торговли с запасами соли, которую везут с собой. Но солдаты жестко пресекают такие попытки. В вагоны сажают только женщин, которых ночами насилуют солдаты, изголодавшиеся на фронтах по любовным утехам.
Солдат Никита Балмашев согласился провезти женщину с младенцем на руках. Но ночью наблюдательный воин убедился в том, что никакого ребенка нет: он не плакал, не просил есть и пить. Балмашев развернул сверток, в котором оказалась соль, которую женщина везла на продажу.
После вскрывшегося обмана между женщиной и Балмашевым состоялась недолгая дискуссия, в ходе которой она обвинила вождей революции – Ленина и Троцкого – в «жидовстве». Никита, напротив, оценивал вождей иначе: по его мнению, они хотят даровать настоящую свободу народу и привести его к счастью. В итоге дискуссии солдат выбросил женщину с движущегося поезда и убил ее, выстрелив из винтовки.
В самом финале письма Никита Балмашев клятвенно обещал редактору поступать таким образом со всеми врагами революции и подписался в этом стремлении от имени всех солдат второго взвода.
«Пан Аполек»
Затрагивают и церковную тему произведения Бабеля. «Конармия» повествует о богомазе Аполеке, которому была поручена роспись новгородского костела в новой церкви. Художник предъявил диплом и несколько своих работ, поэтому ксендз принял его кандидатуру без вопросов. Однако, когда работа была сдана, работодатели сильно вознегодовали. Дело в том, что художник произвел простых людей в святые. Так, в образе апостола Павла угадывалось лицо хромого Янека, а Мария Магдалина была очень похожа на Эльку, еврейскую девушку, мать немалого числа подзаборных ребятишек. Аполека прогнали, а на его место наняли другого богомаза. Однако тот не решился закрасить творение чужих рук.
Лютов — двойник Бабеля из «Конармии», познакомился с опальным художником в доме сбежавшего ксендза. При первой же встрече пан Аполек приложил сделать его портрет в образе блаженного Франциска всего за 50 марок. Кроме того, художник поведал кощунственную историю о том, как Иисус женился на безродной девушке Деборе, которая родила от него сына.
История одной лошади
Страсть правит в художественном мире Бабеля. Для конармейца «конь — он друг… Конь — он отец…». Начдив Савицкий отобрал у командира первого эскадрона белого жеребца, и с тех пор Хлебников жаждет мести, ждет своего часа. Когда Савицкого смещают, он пишет в штаб армии прошение о возвращении ему лошади. Получив положительную резолюцию, Хлебников отправляется к опальному Савицкому и требует отдать ему лошадь, однако бывший начдив, угрожая револьвером, решительно отказывает. Хлебников снова ищет справедливости у начштаба, но тот гонит его от себя. В результате Хлебников пишет заявление, где выражает свою обиду на Коммунистическую партию, которая не может возвратить «его кровное», и через неделю демобилизуется как инвалид, имеющий шесть ранений.
Эскадронный Трунов
Эскадронный Трунов ищет офицеров среди пленных поляков. Он вытаскивает из кучи нарочно сброшенной поляками одежды офицерскую фуражку и надевает ее на голову пленного старика, утверждающего, что он не офицер. Фуражка ему впору, и Трунов закалывает пленного. Тут же к умирающему подбирается конармеец-мародер Андрюшка Восьмилетов и стягивает с него штаны. Прихватив еще два мундира, он направляется к обозу, но возмущенный Трунов приказывает ему оставить барахло, стреляет в Андрюшку, но промахивается. Чуть позже он вместе с Восьмилетовым вступает в бой с американскими аэропланами, пытаясь сбить их из пулемета, и оба погибают в этом бою.
О русофобии
Конармейский дневник 1920 года. 25‑30 июля
Бабель, сын одесского коммерсанта, происходил из просвещенной семьи, боготворил Флобера и Мопассана и первые свои вещи писал по-французски. Его военный дневник полон ужаса и омерзения интеллигента перед нравами русских казаков, особенно выразительными на фоне цивилизации, которую они сметают на своем пути, — и еврейской, и европейской (Виктор Шкловский заметил, что в «Конармии» Бабель «увидел Россию так, как мог увидеть ее француз-писатель, прикомандированный к армии Наполеона»). Он бродит по разоренным поместьям, где брошены драгоценные книги — фолианты времен Николая I, польские манускрипты XVI века, французские романы. В разрушенном доме ксендза, его картинах, латинских рукописях, портрете Сенкевича видит «экстракт нации». Оплакивает разграбление костела, украшенного итальянской живописью, где конармейцы с матерной руганью рвут и тюками тащат драгоценные ризы: «Зверье, они пришли, чтобы грабить, это так ясно, разрушаются старые боги». Но и в этом, как во многом другом, чувства Бабеля были амбивалентны. Несмотря на известность на Западе и эмиграцию семьи, сам он отказывался уезжать из России.
Андре Мальро и Исаак Бабель. 1936 годГосударственный архив кинофотодокументов В конце 20-х — начале 30-х годов Бабель путешествовал по Франции и Италии, подолгу жил в Париже, общался с западными литераторами — его дружбу с Андре Мальро позднее инкриминировали ему на следствии как шпионаж. Более того — Бабель был знаменит в Европе — в частности, большим его поклонником был Эрнест Хемингуэй. Первый сборник рассказов Бабеля на английском языке вышел в 1929 году, за ним последовали французский, немецкий и испанский переводы; в 1925 году Бабель по настоянию французских писателей был включен в состав советской делегации на Парижском конгрессе в защиту культуры.
При этом в 1927 году он писал из Франции другу своего детства, Исааку Лившицу: «Духовная жизнь в России благородней. Я отравлен Россией, скучаю по ней, только о России и думаю»; ему же, позднее: «Жить здесь В Европе. в смысле индивидуальной свободы превосходно, но мы — из России — тоскуем по ветру больших мыслей и больших страстей». В письмах он уговаривает первую жену Первая жена писателя — художница Евгения Борисовна Гронфайн — в 1925 году выехала во Францию. вернуться, чтобы растить их общую дочь в России. По легенде, он же уговорил вернуться Максима Горького, которого любил, уважал и считал своим учителем.
Гедали
Лютов видит старых евреев, торгующих у желтых стен древней синагоги, и с печалью вспоминает еврейский быт, теперь полуразрушенный войной, вспоминает свое детство и деда, поглаживающего желтой бородой тома еврейского мудреца Ибн-Эзры. Проходя по базару, он видит смерть — немые замки на лотках. Он заходит в лавку древностей старого еврея Гедали, где есть все: от золоченых туфель и корабельных канатов до сломанной кастрюли и мертвой бабочки. Гедали расхаживает, потирая белые ручки, среди своих сокровищ и сетует на жестокость революции, которая грабит, стреляет и убивает. Гедали мечтает «о сладкой революции», об «Интернационале добрых людей». Рассказчик же убежденно наставляет его, что Интернационал «кушают с порохом… и приправляют лучшей кровью». Но когда он спрашивает, где можно достать еврейский коржик и еврейский стакан чаю, Гедали сокрушенно отвечает ему, что еще недавно это можно было сделать в соседней харчевне, но теперь «там не кушают, там плачут…».
Несколько интересных тем
-
Герои сказки Медной горы Хозяйка
По жанровой направленности произведение является уральским сказом, повествующим о непростом жизненном существовании горняков.
-
Решетников
Фёдор Павлович Решетников — советский художник, рисовал в жанре социального реализма. Родился 15 июля 1906 года в селе Сурско-Литовск
-
Символы и образы в поэме Двенадцать
Произведение Двенадцать Александр Блок написал вскоре после революции, в 1918 году. Именно этому значимому событию в жизни России и всего мира и посвящена поэма. Революции 1917 года
-
Рождество
Рождество Христово – прекрасный, светлый, зимний праздник. В нашей семье он отмечается ежегодно, 7 января, я с нетерпением жду его наступления.
-
Анализ произведения Шинель
Произведение «Шинель», написанное Николаем Васильевичем Гоголем в 1842 году, принадлежит к циклу историй, созданному в 1830-1840 годы и названному «Петербургские повести».
Сюжетная линия
Сборник рассказов «Конармия» полностью посвящён трагическим событиям гражданской войны. Исаака Бабеля, как человека сопереживающего, беспокоит вопрос гуманизма в то непростое время. Способны ли на сочувствие и доброту солдаты, привыкшие к убийствам и жестокости? Есть ли место человечности в их сердцах? Такие вопросы затрагивает рассказ «Соль».
Рассказ написан в форме письма в редакцию конармейца, Никиты Балмашева, который простым и малограмотным языком повествует о происшествии в воинском эшелоне. «Мешочница», как тогда называли спекулянток, попросила пустить её, прикинувшись матерью с грудным ребёнком, которая едет на свидание к мужу.
Балмашев уговаривает товарищей посочувствовать женщине, а в ответ на пошлые шуточки солдат взывает к их собственному чувству любви к родной матери. Женщину пускают, но очень скоро обман раскрывается: во время пути ребёнок не издаёт звуков, мать не прикладывает его к груди. Раскрыв пелёнки, конармеец обнаруживает «добрый пудовик соли», предназначенный на обмен и продажу.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Сначала женщина пытается оправдаться бедностью и просит простить её. В ответ Балмашев разражается пламенной речью, в духе «революционеров из народа», обвиняя спекулянтку в обмане, когда «Расея, задавленная болью…». Обозлившись и поняв, что товар потерян, женщина бросает в лицо конармейцам страшные слова о том, что не Россию они защищают, а «жидов» Ленина и Троцкого. Такого ей бойцы простить не могли.
В последних строках своего письма, Балмашев признаёт, что сбросил женщину с поезда. Но гнев его не утих, а разгорелся, когда он увидел, что она «махнула юбками и пошла своей подлой дорожкой». Ослеплённый ненавистью, он хотел спрыгнуть вслед за ней, но бойцы подсказали взять винтовку. Конармеец Балмышев уверен, что «смыл этот позор с лица трудовой земли и республики».
Несколько интересных сочинений
В поэме „Мертвые души “- Гоголь обращает внимание читателей на внешние признаки, которые пересекаются с чертами характера. Один из героев Гоголя – Собакевич, не стал исключением для читателей
Талант, гениальность, мания величия
Эти темы старались осветить многие писатели. А.П.Чехов в 1893 году пишет повесть «Черный монах» о своем современнике
Талант, гениальность, мания величия. Эти темы старались осветить многие писатели. А.П.Чехов в 1893 году пишет повесть «Черный монах» о своем современнике
В пьесе Островского Гроза представлена проблема, которая встречается у многих на жизненном пути. Екатерина и Борис это два важных персонажа, которые замешана в данной ситуации. Посмотрим на то, как развивалась любовь между этими двумя героями.
Источник
«Конармия»: герои
Кирилл Васильевич Лютов – центральный персонаж всего сборника. Он выступает как рассказчик и как невольный участник некоторых описанных событий. Более того, он двойник Бабеля из «Конармии». Кирилл Лютов — таким был литературный псевдоним самого автора, когда он работал военным корреспондентом.
Лютов – еврей, которого бросила жена, он окончил петербургский университет, его интеллигентность мешает породниться с казаками. Для бойцов он чужой и вызывает только снисходительность с их стороны. По сути он интеллигент, который пытается примирить гуманистические принципы с реалиями революционной эпохи.
Пан Аполек – художник-иконописец и старый монах. Он безбожник и грешник, который кощунственно обошелся с росписью костела в Новгороде. Кроме того, он носитель огромного запаса перевранных библейских сюжетов, где святые изображаются подверженными человеческим порокам.
Гедали – хозяин лавки древностей в Житомире, слепой еврей с философским складом характера. Он вроде и готов принять революцию, но ему не нравится, что она сопровождается насилием и кровью. Поэтому для него нет разницы между контрреволюцией и революцией – обе несут только смерть.
«Конармия» — очень откровенная и беспощадная книга. Читатель попадает в обычную суровую военную действительность, в которой сплетены духовная слепота и правдоискательство, трагичное и смешное, жестокость и героизм.
Несколько интересных тем
Первый день осени это по совмещению еще и День знаний. Этот праздник отмечается не так давно, примерно 30 лет. В этот день начинается новый учебный год во всех учебных заведениях
Создавая этот роман, автор опирался на события и описывает крестьянскую революцию. В нем вспоминается вся жизнь и непростая судьба русского крестьян. Исторических персонажей в романе много
В истории России было непростое время, когда враги нашей страны, воспользовавшись проблемами, которые возникли с вопросом, кому стать правителем страны, с помощью самозванца Лжедмитрия
Каждый из нас знает поговорку «друг познается в беде», однако поверить в нее можно, только испытав на своем опыте. Человеку на жизненном пути встречаются сотни людей, с кем-то легко общаться
С репродукции на нас смотрит миловидная девица. У неё доброе, юное лицо, красивые глаза. Приятно смотреть на её детское выражение лица.
Источник
Рецензия на рассказ Бабеля «Соль»
Вы здесь: Критика24. Здесь следует немного изложить сюжет. На станции Фастов военный поезд никак не может отправиться в пункт назначения из-за того, что мешочники, практически враги идеологии коммунизма, незаконно проникают на крыши и ухватываются за поручни с внешней стороны поезда. Взвод разрешает ей остаться, обещая не трогать ее. Это проливает свет на истинную сущность жещины — под заботливой матерью на самом деле скрывается обманщица-мешочница, пуд соли назвавшая ребенком, чем нагло обманула солдат наверное, именно такая формулировка, если не еще более грубая, вертится на вертеле сознания Балмашева.
Современному человеку, а в частности школьнику, трудно понять причину такого безнравственного поступка. Понятно — преданность идее, понятно — желание светлого будущего для родины, но какой силы должна быть эта преданность, чтобы застрелить человека, ничего плохого не сделавшего, убийство которого в одночасье не избавит небо от свинцовых туч, открывая путь лучам солнца. Но что еще более страшно, Балмашеву такой поступок кажется благородным! С самого начала письма видна какая-то неприятная гордость: он пытается иронизировать я там, конешно, был, самогон-пиво пил, усы обмочил, в рот не заскочило!
Но, в закромах зачерствевшего, ограниченного сознания Балмашева сохранилась толика нравственности, которая, наверное, уже жмет колени к груди, опасаясь быть зараженной облаками ядовитой идеологии и исчезнуть совсем и насовсем. Он удивляется! Казалось бы, его, человека, который впоследствии убьет безоружную женщину удивляет слышать вещь, вполне бытовую для армейского общества того времени. Он заступается за нее…и именно в этом заступничестве видится реальная причина убийства женщины.
Какое вообще право этот человек а человек ли? Ошеломляет и то, что Б. Жаль, что в зараженное сознание Б.
Другие сочинения по этому произведению
В гражданских войнах нарушается извечный закон бытия — «Не пролей крови ближнего своего» (по рассказам И. Бабеля)Величие и ужас гражданской войны в рассказах И. Бабеля.Герои гражданской войны к книге «Конармия»Изображение ужасов войны в книге И. Э. Бабеля «Конармия»Проблема насилия и гуманизма в русской литературе 20 векаРецензия на рассказ Бабеля «Соль»Человек в огне революции (по романам А. Фадеева «Разгром» и И. Бабеля «Конармия»)«Я не хочу и не могу верить чтобы зло было нормальным состоянием людей…» (По книге Бабеля «Конармия»)Характеристика образа ДьяковаСочинение о всех рассказах «Конармии» БабеляО романе И. Бабеля «Конармия»Гуманизм и жестокость в «Конармии» И.Э. Бабеля (на примере рассказа «Соль»)Изложение новеллы «Измена» из произведения Бабеля «Конармия»Характеристика образа ЛютоваИнтеллигенция и революция в произведении И. Бабеля «Конармия»Революция и ее герои в советской литературе (по произведениям И. Бабеля «Конармия» и А. Фадеева «Разгром»)Характеристика образа Акинфиева ИванаХарактеристика образа ГалинХарактеристика образа ГедалиХарактеристика образа Лёвки»Конармия» И.БабеляПроблема взаимоотношений интеллигенции и народа в «Конармии» И. Э БбеляАНАЛИЗ НОВЕЛЛЫ «У СВЯТОГО ВАЛЕНТА» ИЗ РОМАНА БАБЕЛЯ «КОНАРМИЯ»Конармия»Конармия» как мозаика гражданской войныАвторская позиция в романе И. Бабеля “Конармия” и способы ее выраженияАвторская позиция в романе И. Бабеля “Конармия”Что такое личность? («Конармия»)Характеристика образа Афоньки БидыХарактеристика образа СавицкогоАнализ новеллы «Измена» из произведения Бабеля «Конармия»Поэзия прозы«Письмо» из прошлого – предостережение настоящему? (Рецензия на рассказ И.Бабеля «Письмо»)Рассказы Бабеля из цикла «Конармии»Проблема взаимоотношений интеллигенции и народа в «Конармии» И. Э БабеляХарактеристика образа Балмашива НикитыХарактеристика образа КонкинаХарактеристика образа Курдюкова ВасилияХарактеристика образа Павличенко Матвея РодионовичаХарактеристика образа РомульдаХарактеристика образа СашкиХарактеристика образа Сашки Христоса (Коняева)Образ рассказчика в книге И. Э. «Бабеля Конармия»Описания событий в цикле рассказов Бабеля «Конармия»«Просвещенный — тот кто понимает смысл своей жизни» (По книге Бабеля «Конармия»)Трагедия гражданской войны в «Конармии» И.Э. Бабеля (на примере рассказа «Смерть Долгушова»)Рождение человека нового типа в огне гражданской войны по произведению Бабеля «Конармия»Образ Лютова в творчестве БабеляХарактеристика образа Аполлинария (Аполек)Характеристика образа Брацлавского ИльиХарактеристика образа Прищепы
О чём заставляет задуматься И. Бабель
Суровые бойцы готовы помогать женщине с младенцем, которая напоминает им собственные семьи, жён, детей. Но вскрывшийся обман, поднимает такую волну злобы и жестокости, что расстрел на месте без суда и следствия никому не кажется чем-то ненормальным. Никто даже не задумался, что возможно у обманщицы есть семья и дети и менять соль она собирается на так необходимые в хозяйстве мыло, сахар, сало. Правда, после разоблачения, женщина не упоминает детей. Возможно у неё их нет, как нет и нужды. Потеряв заработок, разозлившись на казаков, женщина распаляется «контрреволюционными» речами, чем просто подписывает себе смертный приговор.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Может показаться, что автор сочувствует бойцу и оправдывает его в монологе, где Балмашев сравнивает скрытых врагов революции с блохами, которых не видно, но они «точат, точат, точат…». Ему, «солдату от сохи», проще воевать с врагом в открытом бою, чем с предателями, которые хотят «выстелить Расею трупами и мёртвой травой». Но читатель понимает, что несчастная спекулянтка уж точно не имела таких планов и не заслужила суровой расправы.
Другие сочинения по этому произведению
В гражданских войнах нарушается извечный закон бытия — «Не пролей крови ближнего своего» (по рассказам И. Бабеля)
Величие и ужас гражданской войны в рассказах И. Бабеля.
Герои гражданской войны к книге «Конармия»
Изображение ужасов войны в книге И. Э. Бабеля «Конармия»
Проблема насилия и гуманизма в русской литературе 20 века
Рецензия на рассказ Бабеля «Соль»
Рецензия на рассказ И. Бабеля «Соль»
Человек в огне революции (по романам А. Фадеева «Разгром» и И. Бабеля «Конармия»)
«Я не хочу и не могу верить чтобы зло было нормальным состоянием людей…» (По книге Бабеля «Конармия»)
Характеристика образа Дьякова
Сочинение о всех рассказах «Конармии» Бабеля
О романе И. Бабеля «Конармия»
Гуманизм и жестокость в «Конармии» И.Э. Бабеля (на примере рассказа «Соль»)
Изложение новеллы «Измена» из произведения Бабеля «Конармия»
Характеристика образа Лютова
Интеллигенция и революция в произведении И. Бабеля «Конармия»
Революция и ее герои в советской литературе (по произведениям И. Бабеля «Конармия» и А. Фадеева «Разгром»)
Прославился своими работами советский писатель и драматург Исаак Бабель. «Конармия» (краткое содержание рассмотрим ниже) — известнейшее его произведение. В первую очередь это связано с тем, что оно изначально противоречило революционной пропаганде того времени. С. Буденный и приняли книгу в штыки. Единственная причина, по которой произведение было опубликовано, — заступничество Максима Горького.
Конармия
О том, как менялось отношение Бабеля к конармейцам, можно судить по его дневнику. Поначалу он пытался найти в них черты нового, духовно возродившегося народа, но постепенно разочаровался, назвал бойцов «зверьём с принципами» и наградил их целым облаком нелестных ассоциаций: «барахольство, удальство, звериная жестокость, бархатные фуражки, изнасилования, чубы, бои, революция и сифилис». Казаки, присоединившиеся к Будённому, отличались особой жестокостью, а кроме того, должны были сами добывать себе лошадей, оружие и пропитание. Попадая в мирные поселения, они грабили, жгли дома и убивали любого, кто пытался оказать им сопротивление. При этом конармейцы у Бабеля — одновременно разбойники и герои, не лишённые своеобразных представлений о чести, которые отчасти компенсируют беспричинную жестокость. Михаил Вайскопф даже утверждает, что «под давлением цензуры и самоцензуры он неимоверно облагородил конармейцев»
6 Вайскопф М. Между огненных стен. Книга об Исааке Бабеле. М.: Книжники, 2021. C. 427. .
Лучшей иллюстрацией к тому, кто такой бабелевский персонаж, служит рассказ «Соль», написанный в форме письма конармейца в газету («Дорогой товарищ редактор. Хочу описать вам за несознательность женщин, которые нам вредные»). Он рассказывает о том, как бойцы пускают в поезд женщину с грудным ребёнком и относятся к ней с непривычным уважением, как к собирательной фигуре матери, которая есть у каждого большевика. Однако выясняется, что женщина везёт не ребёнка, а контрабанду — мешок соли. Раскрыв обман, бойцы сбрасывают женщину с поезда и убивают из винтовки. Главный принцип конармейцев — революционная справедливость, понимаемая, конечно, по-своему. Всё, что несёт пользу революции, заслуживает жизни, но за пределами этой полезности человеческая личность и жизнь, в том числе и их собственная, ничего не стоит. Другая яркая иллюстрация представлений конармейцев о ценности человеческой жизни — «Письмо», в котором мальчик вперемешку с бытовыми подробностями и беспокойством о чесотке у коня рассказывает об убийстве своего отца-белогвардейца («…и Семён Тимофеич услали меня со двора, так что я не могу, любезная мама Евдокия Фёдоровна, описать вам за то, как кончали папашу, потому я был усланный со двора. <…> Остаюсь ваш любезный сын Василий Тимофеич Курдюков. Мамка, доглядайте до Стёпки, и бог вас не оставит»). Ещё один важный рассказ — «Смерть Долгушова», в котором Лютов не решается добить смертельно раненого бойца, хотя это необходимо, чтобы не оставить его на растерзание полякам: «Афонька… выстрелил Долгушову в рот. — Афоня, — сказал я с жалкой улыбкой и подъехал к казаку, — а я вот не смог. — Уйди, — ответил он, бледнея, — убью! Жалеете вы, очкастые, нашего брата, как кошка мышку…» Здесь Бабель явно противопоставляет гуманизм своего альтер эго конармейцам так, что становится ясно: разрушение системы ценностей, которое несёт революция, требует более глубокого анализа; ценности больше не универсальны — принципы оказываются важнее. «Экономическая справедливость» конармейцев отражена в рассказах о том, как они добывают себе коней: «На деревне стон стоит. Конница травит хлеб и меняет лошадей. Взамен приставших кляч кавалеристы забирают рабочую скотину. Бранить тут некого. Без лошади нет армии» («Начальник конзапаса»). В рассказе «История одной лошади» заодно можно увидеть и то, как бойцы понимают коммунизм: «Коммунистическая партия… основана, полагаю для радости и твёрдой правды без предела». Их представления о чести по-своему отражены в рассказе «Прищепа», в котором бежавший от белых боец вырезает всю деревню за то, что разграбили имущество в его доме, а потом сжигает и дом.
«Гедали»
Лютов сталкивается с группой старых евреев, которые у пожелтевших стен синагоги чем-то торгуют. Герой с печалью начинает вспоминать еврейский быт, который ныне разрушила война. Припоминает он и детство, своего деда, который поглаживал многочисленные тома мудреца евреев Ибн-Эзры. Лютов идет на базар и видит закрытые на замки лотки, что ассоциируется у него со смертью.
Затем герою попадается на глаза лавка древнего еврея Гедали. Здесь можно найти все что угодно: начиная от золоченых туфлей и заканчивая сломанными кастрюлями. Сам хозяин потирает белые руки, расхаживает вдоль прилавков и жалуется на ужасы революции: везде страдают, убивают и грабят. Гедали хотел бы другой революции, которую он называет «интернационалом добрых людей». Однако Лютов не согласен с ним, он утверждает, что интернационал неразрывен с реками крови и пороховыми выстрелами.
Затем герой спрашивает, где можно найти еврейскую еду. Гедали сообщает, что раньше это можно было сделать по соседству, однако теперь там только плачут, а не кушают.
Основные идеи рассказа
Несмотря на краткость изложения, И.Э.Бабель представил на суд читателя очень глубокое по смыслу произведения. Основной метод, который применил автор в своем рассказе, — это эзопов язык. Не имея возможности напрямую критиковать советскую власть и ее действия, мировоззрение и поступки «солдат революции», писатель в иносказательной манере отразил свое отношение к происходившим событиям. И это отношение – негативное!
Само название рассказа – «Соль» — уже несет в себе следы иносказания, активно применяемого автором на страницах рассказа. Говоря о «соли», Бабель имеет в виду понятие «смысла» — смысла происходящего в те лихие годы, смысла солдатского мировоззрения, смысла отношения воинов к инакомыслящим гражданам.
Форма и стиль изложения
И.Э.Бабель не зря избрал форму рассказа — монолог солдата Никиты Балмашева в виде письма редактору литературного издания. Именно данная форма позволила автору отразить:
— ограниченность мировоззрения и мышления солдата, собственноручно написавшего письмо;
— тенденциозность в рассуждениях Н.Балмашева;
— стилистические, орфографические и иные ошибки в написании письма.
От каждой строки письма веет малообразованностью солдата – выходца, скорее всего, из крестьянской среды, но получившего зачатки образования именно в армии. Речевые обороты, свойственные мещанству, так и режут слух.
Беззаветная и безоглядная вера в вождей революции – это лишь ширма, за которой скрывается желание автора заставить читателя мыслить и сделать правильный вывод о происходящем. Страну захлестнула волна безграмотности и невежества. А носители необразованности стали творцами судеб страны и ее народа.
Преданность вождям и делу революции
Особого внимания заслуживают строки, в которых изложена дискуссия женщины и Н.Балмашева о вождях революции. Обвинения женщины в том, что солдаты не защищают страну, а только выгораживают вождей, были отвергнуты солдатом. Но никакой аргументации в пользу своей точки зрения Никита не представил. В его словах слышится лишь мотивы убогих и претенциозных агитационных листовок и плакатов, но никаких фактов, подтверждающих его слова о слепой вере в Ленина и Троцкого.
Состояние же страны в революционное лихолетье, вообще, автором подается в виде разрухи и всеобщего народного горя. Тем самым И.Э.Бабель очень тонко намекнул на свое крайне отрицательное отношение к революции и ее последствиям.
Образ врага: кто же настоящий враг?
Автор изобразил образ врага революции и советской власти в лице «женщины с дитем». Но что в ней враждебного? Читатель не находит ответа на этот вопрос. Напротив, он сталкивается с противоречием и осознанием враждебности именно революционной солдатской массы.
В стране разруха, транспортный коллапс, активная и беспощадная борьба с любым проявлением товарно-денежных отношений. А что делать простым людям? Чтобы выжить, они продают соль. Но власть не разрешает этого делать, и люди всеми правдами и неправдами нарушают закон, стремясь попасть на единственно возможный для них способ передвижения – военный эшелон.
Да, женщина солгала солдатам, что везет младенца. Но что ей было делать? Зло лжи, рожденное ей, не идет ни в какое сравнение с тем злом, которое творили солдаты, насилуя попутчиц. И не идет ни в какое сравнение со злом, которое совершил Никита Балмашев, убивший фактически ни за что несчастную женщину, предварительно сбросив ее с поезда. И мыслящий читатель, безусловно, понимает и принимает эту мысль автора. Врагом является не героиня, а герой изложения. А с учетом того, что Никита Балмашев олицетворяет собой всю солдатскую массу (это четко отмечает И.Э.Бабаель), то и вся армия рабочих и крестьян – это враги.
Жестокость и абсурдность эпохи
Много места в рассказе автор уделяет проблеме жестокости. Насилие над женщинами, взятыми для проезда, убийство героини из винтовки – это попытка автора достучаться до сердец читателей и создать отношение неприятия подобного (даже в переломные исторические эпохи).
Еще одна цель И.Э.Бабеля – продемонстрировать абсурдность и парадоксальность эпохи. С одной стороны, солдаты насилуют своих попутчиц, с другой, — тут же жалеют их, осознавая жестокость своих поступков. Абсурдность происходящего заключена и просматривающейся в солдатской среде тяге к родному дому, семьям, детям и женам. Но свою склонность к насилию они не ограничивают.
Тем самым автор хотел показать, что революция и гражданская война выжигает в душах людей все доброе и светлое, превращая их в животных. Изредка мыслящих и чувствующих, но животных.
Заключение
Что такое революция для Бабеля?
Зло!
Большое, даже огромное, зло, которое творится не только и не столько вождями, сколько руками простой солдатской массы, сознание которой отравлено революционными лозунгами борьбы с инакомыслием.
Представляется, что главной мыслью автора рассказа «Соль» была идея тотального и всеобщего одурманивания малообразованной массы российского народа идеями большевизма. Зомбирование людей приводило к тому, что они забывали о доброте, гуманности, человечности. Они руководствовались исключительно идеями преданности революционному делу и безоглядной верой в вождей мирового пролетариата и их непогрешимость. И для достижения «великих целей» Никита Балмашев был готов истребить всех врагов, невзирая ни на что.
Самое страшное, что подобным образом мыслили многие. Не зря И.Э.Бабель рукой Никиты Балмашева подписал письмо редактору – «За всех бойцов второго взвода». Так солдат революции Никита Балмашев стал собирательным образом, усредненным носителем революционного мышления и крайне ограниченного мировоззрения в условиях чрезвычайно динамичной эпохи неоправданного насилия и террора.
-
«Конармия», анализ сборника рассказов Исаака Бабеля
-
Исаак Бабель, краткая биография
-
«Смерть Долгушова», анализ рассказа Бабеля
-
«Письмо», анализ рассказа Бабеля
-
«Мой первый гусь», анализ рассказа Бабеля
-
«Публичная библиотека», анализ рассказа Исаака Бабеля
По писателю: Бабель Исаак