Гоголь,»сорочинская ярмарка»: краткое содержание по главам

Мотив тесноты в повести н. в. гоголя «сорочинская ярмарка» | статья в сборнике международной научной конференции

Краткое содержание «Сорочинская ярмарка»

Состоятельный крестьянин Солопий Черевик едет на местную ярмарку в Сорочинцы, чтобы продать пшеницу и лошадь. Его сопровождают красавица-дочь Параска и сварливая жена Хавронья. В пути встречается им группа парубков (молодых парней), один из них, носящий имя Грицко, с первого взгляда влюбляется в крестьянскую дочку.

«- Славная дивчина! — продолжал парубок в белой свитке, не сводя с нее глаз. – Я бы отдал все свое хозяйство, чтоб поцеловать ее. А вот впереди и дьявол сидит!»

С этих слов началась перепалка между женой Солопия и Грицко, тот в конце кинул в нее грязью. Хавронья ворчала всю оставшуюся дорогу и смогла успокоиться только по приезде в пригород к их старому знакомому и куму Цыбуле.

Между тем, Грицко находит на ярмарке Солопия с дочерью и без обиняков предлагает сосватать их. Отец не против, однако по приезде домой, злая жена (мачеха Праски) отговаривает своего безвольного мужа от свадьбы парубка с красавицей Праской.

Грицко узнает об этом. Огорченный отказом он бредет по ярмарке, там встречает цыгана, который предлагает свою помощь, но взамен попросит коня Черевика.

Из боязни потерять товар Черевик с кумом идут охранять воз с пшеницей, а Хавронья, пользуясь отсутствием мужа, приводит в хату любовника -поповского сына да угощает его разными яствами. После непродолжительного ужина, попович пытается уговорить хозяйку перейти к любовным утехам. Неожиданно они слышат возвращающихся Солопия c кумом. Хавронья прячет неудачливого любовника на положенных под потолком досках.

Причиной поспешного возвращения мужа послужила местная легенда о проклятии Сорочинской ярмарки. Солопий просит кума рассказать легенду подробнее и садясь за стол, кум начинает свой рассказ. «В местном шинке (постоялый двор) пьянствовал сам черт, да так поиздержался, что пришлось ему отдать свой кафтан хозяину шинка. Шинкарь же продал одежду чёрта, и бес, отправившийся на поиски, узнал, что его кафтан разорван в клочья, поскольку приносил своим владельцам несчастья. Обрывки одежды по уверению местных жителей разбросаны по всей ярмарке.» Внезапно, кум и Черевик видят свиное рыло в окне, а общую суматоху усиливает свалившийся с потолка поповский сын. Черевик выбегает с испуганным криком: «Чёрт, чёрт!», а за ним и его жена. Нашли их вскоре, лежащих на дороге, перепуганных до смерти и засмеяли.

Читать также: Краткое содержание «Пропавшая грамота»

На следующее утро Солопий опять отправляется на ярмарку. Во время торгов цыган отвлекает его разговором, тем временем кто — то уводит у него коня, а на узде оставляет привязанный обшлаг от красного кафтана. Обнаружив пропажу, Солопий, от страха, бежит куда глаза глядят, но в толпе оказывается пойманным группой казаков. Он рассказывает им о случившемся, но ему не верят, обвиняя в краже собственного коня. Солопия связывают и вместе с кумом (вступившимся за знакомого) бросают в сарай. Через некоторое время горемык находит Грицко. В обмен на обещание выдать за него Параску помогает освободиться. По возвращении домой крестьянин находит в стойле не только пропавшую лошадь, но и покупателей на пшеницу.

Все произошедшее –мистификация цыган и друзей парубка Грицко.

Повесть завершается сценой свадебного пиршества, на котором гуляют все сорочинцы, поздравляя молодоженов — находчивого казака и его невесту.

Гоголь «Сорочинская ярмарка», глава 7 – краткое содержание

Солопий и кум вернулись потому, что провести ночь на Сорочинской ярмарке им показалось страшновато: там всё громче распространяются слухи о новом появлении красной свитки. Хивря, беспокойно поглядывая на доски под потолком, усаживает мужа и его спутников за стол. Слегка употребив горилки, кум Черевика начинает объяснять, о какой красной свитке ведутся речи.

Раз одного чёрта выгнали из пекла. Скрыв рога под шапкой, а когти на руках под рукавицами, этот нечистый повадился пьянствовать в сорочинском шинке. Пропившись дотла, он заложил свою красную свитку (кафтан) хозяину шинка – еврею. Сроком заклада был определён год, однако еврей, видя, что закладчик сгинул неизвестно куда, не дождался положенного времени и из корысти продал свитку за пять червонцев проезжему пану. Но через год чёрт явился за красной свиткой. Еврей прикинулся, что его не знает, а свитку и в глаза не видал. Нечистый ушёл, однако ночью в окна дома еврея залезли свиньи на длинных ногах и угостили обманщика плетьми. Свитка с тех пор была уже несколько раз перепродана – и приносила несчастье всем своим хозяевам. Последний из них, мужик, торговавший маслом, смекнув, что из-за свитки ему не удаётся ничего продать, изрубил её топором и раскидал по Сорочинской ярмарке. С тех пор во время ярмарки чёрт со свиной личиной ходит и ищет куски свитки. Он нашёл уже их все, кроме левого рукава. Его появление вызывает на Сорочинской ярмарке разные несчастья…

Рассказ кума вводит окружающих в испуг и вдруг прерывается страшным происшествием. Одно из окон хаты, где сидят слушатели, внезапно выбивается, и в него выставляется ужасная свиная рожа!

Короткий пересказ «Одинец»

Краткое содержание «Одинец» Бианки:

Разъяренные собаки окружили лося. Лось прижался к дереву. Когда он сделал шаг вперед, собаки накинулись на него. Лось сильными ударами убил двух собак и бросился в чащу. Охотник, студент, приехавший из города, остался ни с чем.

Перед охотой крестьянин Ларивон рассказал студенту про старого лося – Одинца, который живет отдельно от своих сородичей. За ним уже долго охотятся и не могут поймать. Жители его все время встречают везде, но никто не знает, где его лежанка. От старика он слышал и про птицу-оборотня, друга лося.

Студент решил, во что бы то ни стало найти лежанку лося. Впереди охотник увидел обгорелые головешки. Одна из них ему показалось, смотрит на него. Когда он приблизился, она исчезла. Вдруг пень появился опять и помчался проч. Это был черный глухарь.

Перед студентом встало болото, следы, на кочках которого говорили, что через него переходил лось. Собака студента не смогла перейти болото и утонула. Охотник с Ларивоном пошли в лес и у пня нашли отверстие, в которое засыпали соль. Теперь нужно было ждать, когда придет лось.

В темноте охотник увидел черное туловище без головы и чью-то руку. Зеленые глаза уставились на студента. Потом вдруг исчезли. Неожиданно лось наскочил на охотника. Тот от страха выстрелил. Что было дальше, и как он оказался повисшим на суку, и откуда взялось ранение в ногу, охотник не помнит.

Студент пошел на хитрость, он приманил лося боевым ревом. Лось тихо подошел сзади. Охотник выстрелил в лося и ранил его. Оказалось, подстрелил молодого лосенка. Студент понял, как пройти через болото. Он надел на ноги лесные лыжи, взял длинный шест и медленно стал подвигаться по болоту. Ночлег в этот раз был устроен на деревьях.

Охотник крепко спал, когда Одинец подошел к болоту, опустился на задние ноги и заскользил по трясине. Тут разбежалось стадо коров. А лось ходил не далеко, на него налетел бык. Лось разбил быка. После этого крестьяне вышли охотиться на лося. Охотник думал только о том, как бы рога лося достались ему. Одинец пришел к морю. Деться было некуда.

Охотник в темноте пробрался к самому берегу и залег в кустах. Думал: «Зашумят, — Одинец сюда подастся. Тут я его и встречу». Но в последний момент он пожалел лося и не выдал его. Лось ушел морем.

Вернувшись в город, он случайно встретился с девушкой, которая написала ему письмо. Он рассказал ей о том, что случилось. Студенту было жаль лося, который наверняка утонул в море, ведь он уплыл очень далеко от берега. Однако девушка сообщила, что рыбаки видели, как Одинец вышел из воды и скрылся в лесу.

Чему учит:

Повесть Бианки «Одинец» учит тому, что не следует убивать живых существ ради прихоти, и что все они прекрасны, как творения Создателя.

Пересказ по главам

В село Сорочинцы направляется Солопий Черевик со своей супругой и дочкой Параской. Девушка на возу настолько восхищает своей красотой одного из проходящих мимо парубков, что тот влюбляется. Параллельно дружные молодые ребята насмехаются над Хиврей, которая осыпает их в ответ бранными словами, за что получает комок грязи прямо в лицо.

Приехав в Сорочинцы, семья останавливается у кума Цыбули. Переночевав, они направляются на ярмарку, чтобы узнать цены. Параска следует за отцом, но нежданно сталкивается со вчерашним парубком. Она стесняется вести беседу, только вот сердце невольно стучит от странного чувства.

Солопий прислушивается к беседам торговцев, говорящих о нечистоте ярмарочного места. Они утверждают, что волостному писарю недавно довелось видеть, как из полуразрушенного сарая выглянуло свиное рыло. Если кто-то увидит красную свитку, то не стоит ждать добра от нечистой силы.

Ссора с Хиврей

Слегка выпивший Солопий приходит домой, где жена закатывает ему серьезный скандал. Черевик оправдывается, говоря о скором замужестве дочери.

На что в ответ слышит лишь негатив в адрес жениха, что тот, вероятно, пьяница и голодранец. Узнав, что Грицько — вчерашний насмешник, Хивря отчитывает мужа.

Наслушавшись упреков, отец Параски забирает свое слово. Это печалит влюбленного юношу. В этот момент он встречается с Власом, уговаривающим парня продать волов. Главный герой уверенно дает отказ. Тогда цыган начинает выведывать причину печали парубка. Выведав все, что нужно, Влас предлагает заключить сделку. Он поможет связать возлюбленных по жизни в обмен на волов. Сделка заключена!

Легенда о черте

Пока муж занимается поиском покупателей, Хивря зовет в гости Поповича, которого угощает разными яствами. Ее смущают заигрывания Афанасия Ивановича (или она просто хорошо подыгрывает ухажеру). В ворота гостеприимной хозяйки кто-то стучит. Она подсказывает кавалеру, что нужно спрятаться на дощатых полках под потолком.

В то время на ярмарке все больше люди говорят про красную свитку, черта, обернувшегося свиньей. В дом Цыбули приходят гости, беседующие о нечистой силе под действием алкоголя. В своем рассказе кум Черевика рассказывает про то, как черт однажды пропил все свое имущество в местной корчме. Свитку свою он отдал владельцу заведения, пообещав возвратиться за ней спустя год.

Красивая вещь почти сразу была продана корчмарем. Спустя год оказалось, что позднее свитку выкрал цыган, затем она приносила несчастья нескольким торговцам, за что нещадно была порубана на куски. Теперь владелец вещи ежегодно приезжает нам ярмарку, чтобы отыскать клочки. Рассказ Цыбули прерывает звон битого стекла. В окне виднеется свиное рыло.

Комната наполняется криком. Испуганный гость подпрыгивает и задевает головой полки, на которых лежит воздыхатель Хиври. Падающий Попович наводит еще больше ужаса на всех присутствующих. Больше всего достается Солопию, бегающему с горшком на голове, который в итоге сваливается на землю без сил.

Поднятый шум будит цыган, спящих в возах неподалеку от дома Цыбули. Влас направляется с товарищами к месту криков. Увиденная картина (бессознательные супруги Черевики) веселит цыган.

Неприятности Солопия

Поутру Хивря отправляет мужа продать старую кобылу. Чтобы обтереть лицо, Черевик берет полотенце, превращающееся в его руках в кусок красной свитки. Это ужасает супругов. Ведя за повод лошадь, мужчина размышляет со страхом о произошедшем. В это время оказывается, что клячи уже давно нет. К узде вместо животного привязан злополучный лоскут.

Испуганный Солопий забегает в темный переулок, где он натыкается на сильных парней, обвиняющих его в краже кобылы. Он утверждает обратное, оправдывается, говорит о свитке, но его дополнительно обвиняют в распространении слухов. Куму Черевика также досталось. Товарищи лежат связанные и пытаются добиться справедливости. К заключенным подходит Грицько, освобождающий их. Дома горе-продавца уже ждут покупатели. Все это, оказывается, было провернуто парубком, пожелавшим проучить потенциального тестя за вранье.

Щитх аттачментс — сатира и критика

Одной из главных тем, отраженных в повести, является жадность и коррупция. Гоголь через героев показывает, как некоторые люди, соприкасаясь с деньгами и богатством, становятся алчными и бесчестными. Например, Артемий Филиппович Землюжкин, один из главных героев повести, является типичным представителем жадных бюрократов, готовых на все ради наживы. Гоголь критикует их бездушность и безнравственность.

Еще одной темой является глупость и наивность некоторых персонажей. Например, Чичиков, главный герой, разыскивает мертвые души — несуществующие крестьянские души, чтобы выгодно их купить. Это позволяет Гоголю высмеять глупость и наивность людей, готовых поверить в подобную схему.

Также в повести иронизируется над социальными привилегиями и неравенством, принятых в то время. Автор показывает, как многие персонажи преследуют свои личные интересы, цепляясь за статус и деньги, не обращая внимания на качество и человеческие ценности. Гоголь подчеркивает, что общество оценивает людей исключительно по статусу и внешнему блеску, пренебрегая их внутренним миром.

Итак, Щитх аттачментс является не только ярким описанием сорочинской ярмарки, но и сатирой, которая критикует жадность, глупость и социальное неравенство. Гоголь разоблачает недостатки своего времени и вызывает читателя задуматься над актуальными проблемами человечества.

События после появления черта

На следующее утро события, связанные с красной свиткой, обсуждала вся Сорочинская ярмарка. Краткое содержание их обрастало леденящими душу подробностями. Тем не менее ярмарка по-прежнему шумела. И вот уже Черевик, которому утром попался на глаза красный обшлаг свитки, ведет на продажу свою кобылу.

Герой идет на ярмарку, заранее не чая ничего хорошего от своей торговли. По дороге ему встречается высокий цыган, который спрашивает его, что он собирается продавать. Черевик недоумевает по поводу этого вопроса, однако, обернувшись, вдруг замечает, что у него нет кобылы. У героя в руках только узда, а к ней привязан красный рукав!

В ужасе Черевик бросается бежать, однако его ловят хлопцы. Герой обвиняется в том, что он украл собственную кобылу. Вместе с подвернувшимся кумом, который бежал от чертовщины, привидевшейся ему, Черевик связан. Он брошен в сарай, на солому. Здесь Голопупенков сын и находит обоих кумов, которые оплакивают свою долю. Он просит выдать за себя Параску, за что освобождает пленников. Солопий отправляется домой. Здесь его ждет кобыла, чудесным образом обретенная, а также покупщики ее и пшеницы.

Жеребенок

Второй новеллой сборника является рассказ «Жеребенок», раскрывающий взаимоотношения человека и животного в непростых внешних обстоятельствах в разгар военных сражений. Период тяжелых боев времен Гражданской войны сопровождается для главного героя рассказа Трофима неожиданностью в виде рожденного его боевой кобылой жеребенка. Несмотря на свалившуюся на него тяжелую обузу, Трофим не решается убить маленького коня, а оставляет его в живых. На пути передвижения войск жеребенок является огромной помехой для бойцов, однако люди заботливо оберегают малыша кобылы.

В момент переправы через бурную реку под вражеским обстрелом Трофим видит, как силы жеребенка покидают животное и человек бросается ему на помощь, осознавая смертельную опасность. Противник прекращает обстрел, наблюдая за сценой спасения лошадей, но как только Трофим вытаскивает спасенного жеребенка не речной берег, его настигает вражеский выстрел в спину, но принимает свою смерть Трофим с лучезарной улыбкой, чувствуя радость за спасенного малыша.

Магия вежливости

В коротком рассказе писательница показала, как всего одно сказанное слово меняет отношение окружающих. Злой и невежественный Павлик отталкивал своей грубостью бабушку, сестру и брата. Став добрее и научившись говорить вежливо, он заслужит расположение и доверие близких людей. Если мальчик будет постоянно произносить это слово, со временем он изменится в лучшую сторону, станет чутким и заботливым.

Вежливые слова делают мир лучше, а людей — внимательнее и добрее. Встреча со старичком изменила жизнь ребенка. Кто знает, может, Павлик действительно встретился с волшебником. К концу произведения главный герой изменился. Он понял, что нужно быть внимательнее к родным. Можно отметить в читательском дневнике, что в рассказе «Почему» Осеевой главной мыслью также была тема взаимоотношений с близкими людьми.

Вежливые слова располагают к себе, делают общение доверительным и приятным. Дедушка не зря потратил свои душевные силы. Он помог мальчику понять простые вещи, к которым его не приучили родители. Вежливость — великая вещь. Сказанное негромко правильное слово важнее крика и грубости.

Ссылки

  • Мусоргский, М. П.
    Сорочинская ярмарка (по Гоголю): опера в 3-х действиях. Издание посмертное, закончено в 1916 г. Ц. Кюи. Вновь исправленное издание. — М.: Гос. изд-во, музыкальный сектор.
  • Краткое содержание (синопсис) оперы «Сорочинская ярмарка» на сайте «100 опер»

Категории:

  • Оперы по алфавиту
  • Оперы на русском языке
  • Оперы по произведениям Гоголя
  • Оперы Модеста Петровича Мусоргского
  • Оперы 1881 года
  • Незаконченные музыкальные произведения

Wikimedia Foundation
.
2010
.

Смотреть что такое «Сорочинская ярмарка (опера)» в других словарях:

Сорочинская ярмарка: Сорочинская ярмарка ярмарка, проводимая в селе Большие Сорочинцы Миргородского района Полтавской области. «Сорочинская ярмарка (повесть)» повесть Николая Васильевича Гоголя. «Сорочинская ярмарка (опера)» … … Википедия

— (итал. opera, букв. труд, дело, сочинение) род муз. драм. произведения. О. основана на синтезе слова, сценич. действия и музыки. В отличие от разл. видов драм. т ра, где музыка выполняет служебные, прикладные функции, в О. она становится… … Музыкальная энциклопедия

Оценка и критика

Писатель Александр Сергеевич Пушкин в письме к поэту Александру Воейкову в конце августа 1831 года признавался:

В 1847 году литературный критик Аполлон Григорьев в своей статье «Гоголь и его последняя книга» писал о книге «Вечера на хуторе»: «Это были еще юношеские, свежие вдохновения поэта, светлые, как украинское небо, всё в них ясно и весело, самый юмор простодушен, как юмор народа, еще не слыхать того злобного смеха, который после является единственным честным лицом в произведениях Гоголя, хотя в то же самое время и здесь, уже в этих первых поэтических впечатлениях, выступает ярко особенное свойство таланта нашего поэта, его свойство очертить всю пошлость пошлого человека и выставить на вид все мелочи, так что они у него ярко бросаются на глаза… в „Вечерах на хуторе“ всё еще светло и наивно, в самом пороке отыскивает еще поэт добродушную сторону, и образ пьяного Каленика, отплясывающего трепака на улице в ночь на Рождество Христово, ещё чисто гомерический образ. В этом быте, простом и непосредственном быте Украйны, поэт видит свою Галю чудное существо, которое спит в божественную ночь, очаровательную ночь, раскинув черные косы под украинским небом, на котором серпом стоит месяц… все еще полно таинственного обаяния — и прозрачность озера, и фантастические пляски ведьм, и образ утопленницы, запечатленный какой-то светлой грустью. А Сорочинская ярмарка, с шумом и толкотнею ее повседневной жизни, а ночь на Рождество Христово, с молодцом кузнецом Вакулой и с его гордой красавицей Оксаной, а исполинские образы двух братьев Карпатских гор, осужденных на страшную казнь за гробом, эти дантовские образы народных преданий, всё это еще и светло, и таинственно, как лепет ребенка и сказки старухи няньки»

Сорочинская ярмарка — влияние на литературу

Сорочинская ярмарка, наряду с другими традиционными русскими ярмарками, оказала значительное влияние на развитие русской литературы.

Первое произведение, связанное с Сорочинской ярмаркой, было создано в XIX веке. В 1832 году вышла знаменитая повесть Н. В. Гоголя Вечера на хуторе близ Диканьки, в которой автор показывает жизнь народного села и описывает события, происходящие на Сорочинской ярмарке. Это произведение стало настоящей классикой, воспевающей обычаи и традиции русского народа.

В последующие годы появились и другие произведения, основанные на мотивах Сорочинской ярмарки. Одним из примеров является Сорочинская ярмарка М. Е. Салтыкова-Щедрина, выпущенная в 1869 году. В этом произведении автор критически освещает явления, выявленные на ярмарке, такие как жадность и коррупция.

Влияние Сорочинской ярмарки на стиль и сюжеты

Сорочинская ярмарка является образом, который повторяется в различных произведениях. Этот образ дает авторам возможность рассказывать о жизни русского сельского населения, его привычках и обычаях, а также поднимать социальные и экономические вопросы.

В произведениях, связанных с Сорочинской ярмаркой, часто описывается яркий и колоритный образ народного праздника. Авторы используют сюжеты, которые вращаются вокруг встреч, знакомств, предложений о браке и других радостных событий. Они также показывают ярмарочное разнообразие товаров, обычаи торговли и различные странности, которые можно наблюдать на ярмарке.

Значение Сорочинской ярмарки для современной литературы

Сорочинская ярмарка до сих пор остается важным источником вдохновения для современных писателей и поэтов. Популярность ярмарки объясняется ее уникальными особенностями и народной атмосферой. Она продолжает вдохновлять авторов на создание произведений, рассказывающих о жизни и обычаях русского народа.

Суммируя, Сорочинская ярмарка оказала огромное влияние на развитие русской литературы. Произведения, связанные с ярмаркой, стали классикой мировой литературы и по сей день продолжают быть актуальными и интересными для читателей.

Очень краткий пересказ повести «Сорочинская ярмарка»

Уважаемый казак Солопий Черевик с женой Хавроньей и красавицей-дочерью Параской (падчерицей Хавроньи) отправились на ярмарку торговать. На шумном мосту девушкой залюбовался молодец в белой свитке, а над Хавроньей посмеялся. Хмурая краснощекая Хавронья отругала паренька, за что получила от него ком грязи. На ярмарке торговцы судачили, что в сарае спрятался черт и путает все карты. Черевик не надеется выгодно продать пшеницу, а в это время дочь милуется с красивым пареньком с моста. Отец узнает в молодце с моста Грицко Голопупенко, сына своего товарища Орхима. На радостях дает дочери благословение на брак. Но злющая Хавронья против, ворчанием заставляет мужа отказаться от помолвки дочери. Бедняга Грицко в отчаянии. Он соглашается отдать за гроши волов цыгану Власу, если он устроит свадьбу с Параской.

В это время Хавронья принимает в гостях милого ей сердцу — поповича Афанасия. В хату неожиданно вваливаются Солопий и кум Цыбуля с мужиками. Изменщица прячет поповича на балках под потолком.

Гости уселись и начали судачить. Оказалось, что черт бродит по ярмарке в поисках своей красной свитки. Когда-то, по легенде, продал черт кафтан еврею, а теперь собирает его по частям. Осталось лишь найти рукав.

Горланили мужики пока в окно не сунулось свиное рыло (по легенде черт искал свитку в обличии свиньи). Под поповичем треснула балка и он рухнул на пол, но Афанасия никто в суматохе не заметил. От страха все кинулись в рассыпную. Солопия схватили цыгане, кинули в сарайку.

А там и Хавронья. Подала утром мужу полотенце, а это оказался красный рукав чертового свитка.

Бежать было некуда. Цыган Влас обвинил Черевика и его кума в краже своей же лошади. Мужики ждали народного суда, но Грицко откупился от хитрых цыган волами и вызволил будущего тестя.

Несмотря на крики жены, Солопий согласился на свадьбу дочери. Отгремело торжество, и все разошлись подобру-поздорову.

Герои произведения

В рассказе Андреева присутствует всего один главный герой. Им был десятилетний мальчик Петя. Описать его можно следующим образом:

  • работал помощником в парикмахерской;
  • постоянно не высыпался;
  • зажатый.

Помимо главного героя в книге есть несколько других персонажей. Каждый из них по-своему интересен и вносит свой вклад в развитие сюжета. Кратко о второстепенных героях:

  • Осип Абрамович — собственник парикмахерской и начальник Пети;
  • Николка — единственный товарищ главного героя, в скором времени станет подмастерьем;
  • Прокопий и Михайла — работники Осипа Абрамовича;
  • Надежда — мама Пети, добрая женщина, кухарка;
  • Барин — хозяин дачи, у которого трудилась мама главного героя;
  • Митя — товарищ Пети по даче, гимназист.

История о красной свитке

Далее кум по просьбе Черевика рассказывает ему о красной свитке в произведении «Сорочинская ярмарка». Краткое содержание по главам данной повести нельзя составить, упустив эту историю. Это очень важная часть произведения.

Итак, один черт был изгнан из ада за какую-то провинность. С горя он пьянствовал, угнездившись под горой, в сарае. Черт пропил все, что имел. Ему пришлось заложить свою красную свитку, однако он пригрозил, что через год придет за ней. Однако жадный шинкарь, которому он был должен, позабыл о сроке. Он решил продать свитку некоему пану, заглянувшему к нему проездом.

Когда черт вернулся, шинкарь притворился, будто никогда не видел этой свитки. Тот ушел, однако вечерняя молитва обманувшего была прервана свиными рылами, которые появились во всех окнах. Эти свиньи на «длинных, как ходули» ногах угощали шинкаря плетьми до тех пор, пока тот не сознался в совершенном им обмане. Но это не очень помогло черту, поскольку вернуть свитку не было возможности: пана, который уехал с ней, ограбил цыган. Он продал свитку перекупке, которая вновь привезла ее для продажи на Сорочинскую ярмарку. Однако торговля почему-то не задалась. Женщина поняла, что дело в свитке, и решила сжечь ее, бросив в огонь. Однако свитка не сгорела. Тогда перекупка решила подсунуть на чужой воз злополучный «чертов подарок».

Новый владелец свитки избавился от нее только тогда, когда порубил ее на части, перекрестившись. Эти части он разбросал вокруг, после чего уехал. Однако этим история не закончилась. С той самой поры каждый год черт появляется во время ярмарки. Он ищет куски свитки, и сейчас ему недостает лишь левого рукава. Когда рассказчик дошел до этого места своего повествования, которое несколько раз прерывали странные звуки, вдруг разбилось окно и показалась «страшная свиная рожа».

Информация о произведении

Рассматриваемый рассказ — один из самых известных в творчестве советской писательницы Валентины Осеевой. Как и другие краткие произведения, он взят из жизни и дополнен сказочными элементами. В вымышленных героях многие поколения юных читателей нередко узнавали себя, что позволяло им меняться к лучшему и находить ответы на волнующие вопросы.

Рассказ написан в 1943 году, однако его сюжет по-прежнему актуален. Умение ладить с окружающими и находить правильные слова необходимо взрослым и детям. Простым и понятным языком Валентина Александровна объясняет, насколько волшебным является вовремя сказанное слово «пожалуйста».

Возвратившись домой, Павлик вспомнил о старичке и его совете. Он попросил у Лены краски, произнося при этом «пожалуйста», и не получил отказа. Видя, что бабушка напекла пирожков, мальчик обратился к ней шепотом. Он попросил кусочек и добавил магическое словечко. Растроганная старушка с радостью угостила внука. То же произошло и при общении со старшим братом. Поначалу парень сомневался в искренности Павла, но уступил и согласился взять с собой на речную прогулку.

Счастливый мальчик осознал, насколько сильна магия всего лишь одного вовремя сказанного слова. Он поспешил поделиться своей радостью со старичком, захотел поблагодарить его за совет. Однако, вернувшись в парк, увидел только пустую скамейку и начерченные дедушкой зонтиком на песке непонятные знаки.

Чужая кровь

Завершающим рассказом в сборнике «Донские рассказы» является новелла «Чужая кровь». В ней повествуется об одиноких стариках в лице деда Гаврилы и его жены, не дождавшихся с войны единственного сына Петро, о кончине которого им сообщает вернувшийся домой Прохор. Дед Гаврила тяжело примиряется с новой революционной властью и отказывается выполнять указания представителей большевиков, отвечающих за продразверстку. В один момент между большевиками и казаками завязывается схватка, после которой дед Гаврила обнаруживает в своем дворе раненого красноармейца Николая.

В течение нескольких месяцев, несмотря на идеологические разногласия, старики выхаживают юношу, привязавшись к нему как к родному сыну и называя его именем собственного ребенка. Оправившись от ранения, Николай остается жить в семье деда Гаврилы, воспринимая его в качестве названного отца и помогая ему в ведении домашнего хозяйства. Но че6рез некоторое время в адрес Николая приходит почтовое уведомление о приглашении трудоустройства на завод в родных уральских местах. Парень, не раздумывая, возвращается на прежнее местожительства, а для стариков снова наступают безрадостные дни.

Сборник «Донские рассказы» представляет читательской аудитории образы обычных простых людей, лишенных поэтических мыслей и философских рассуждений, но остающихся при этом людьми с глубоким внутренним миром.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Щитх аттачментс — анализ повести

Сюжет и персонажи

Сюжет повести Щитх аттачментс строится вокруг посещения городской ярмарки главным героем, который очень находчив и мало заботится о правилах и нормах. Лепёшкин является типичным образцом русского мелкого чиновника, чутко наблюдающего за окружающим миром и всегда ищущего выгоду для себя.

Помимо главного героя, в повести также представлены другие персонажи – разнообразные продавцы, посетители ярмарки, местные жители. Каждый из них характеризуется своими особенностями, которые Васильевич отображает с юмором и иронией.

Анализ и темы

В своей повести Гоголь акцентирует внимание на различных аспектах сорочинской ярмарки, которые характеризуют общество и традиции того времени. Автор делает упор на изображении жизни простых людей, ярко раскрывая их обывательский менталитет, нравы и особенности поведения

Одной из центральных тем повести является тщеславие и жажда наживы. Лепёшкин, как главный герой, является воплощением этих черт, показывая читателю все пути и хитрости, которые он применяет для достижения своих целей.

Гоголь также поднимает темы мелочности и пустоты обывательской жизни, постоянного стремления к выгодной сделке и надувательства. Автор изображает сюрреалистический мир ярмарки, где реальность превращается во что-то странное и непонятное.

Интересно, что повесть Щитх аттачментс является одновременно и реалистическим описанием ярмарочного быта, и символическим произведением, которое передает ощущение мира, полного бессмысленности и бесцельности.

Родинка

В рассказе «Родинка» изображается молодой восемнадцатилетний командир конного эскадрона Николай Кошевой, происходящий из казачьей семьи. Герой отличается казачьей смелостью, удалью, а также имеет уникальную родинку в виде голубиного яйца, расположенную на ноге. Писатель представляет Николая, уставшего от военных действий, повидавшего многочисленную гибель людей, кровь, мечтающего об окончании войны и поступлении в учебное заведение.

Однако пока мечтам Кошевого не суждено исполниться, поскольку гражданская война продолжается и поступает новый приказ об уничтожении банды восставших казаков. Во время жестокого боя Николай погибает от острой шашки казачьего атамана, который решается получить в качестве трофея обувь с убитого красноармейца. Сняв сапог с ноги юноши, атаман видит приметную родинку в виде голубиного яйца, которая приводит его к мучительным слезам, поскольку в убитом бойце атаман узнает собственного родного сына. Не выдержав потери от своих рук собственного ребенка, мужчина решает покончить с жизнью, выстрелив себе в голову.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: