О чем рассказ Чехова – сюжет
Никто так явно не поднимал проблему равнодушия в окружающем мире, как Антон Павлович Чехов. Он известен читателям как автор космических рассказов, в которых не случайно за основу берутся жизненные случаи.
Произведение, что требует незамедлительного внимания, — это «В аптеке». Сотворилось подобное творение буквально за несколько часов. Зато призналось оно многими читателями на ура, ибо затрагиваются действительно необходимые вещи в таком сюжете.
Главным героем сего рассказа является учитель по фамилии Свойкин, который внезапно простудился. Болезнь охватила его с ног до головы. Поэтому персонажу пришлось идти в аптеку, дабы купить средство от нависшего недуга.
В этом здании, как думал герой, работают отзывчивые люди. Однако, когда Свойкин обнаружил безразличного по отношению к нему провизора, настроение и внутреннее состояние души значительно ухудшились…
Аптекарь, к удивлению, был равнодушен к высказываниям и просьбам пришедшего покупателя. Его внутренний мир слишком различен с миром клиента. У Свойкина душа открыта нараспашку, у провизора же наоборот…
Тот очевидно абстрагирован от проблем и забот окружающих людей. Аптекарь не желает тратить время на высушивание разных историй и капризов гостей… Оттого, когда за лекарства у учителя не хватает немного денег, провизор не входит в положение главного героя. Он забирает лекарственные препараты обратно, несмотря на то, что Свойкину действительно дурно.
Такая ситуация чрезвычайно опасна для людей с настоящей душой… Безразличные ко всему окружающие слишком серьезно могут ранить невинные души… От этого не легче… И Чехов это видел!
Он предчувствовал, что подобное останется и продолжит существовать даже в последующих поколениях. Именно поэтому автор жаждал предотвратить такое безучастное отношению людей друг к другу. Оказывается, это не так-то просто…
Провизор в подобной ситуации, не осознавая положение дел клиента, даже не удосужился принять тот факт, что у человека ужасное физическое состояние… Он был чужд к переживаниям клиента… Что самое печальное, у него даже за душу не взяло жестокое обращение с покупателем…
Равнодушие аптекаря привело несчастного героя к гибели… И здесь Антон Павлович Чехов поднимает такую своеобразную проблему, как обезличивание человека в огромном мире. Это страшно, когда житель города, к которому ты обращаешься, не слышит тебя или не желает вовсе слышать…
Вариант 2
Рассказ Антона Чехова “В аптеке” – это история о том, как маленький городок в России в конце 19 века может быть местом, где происходят необычные вещи. Главный герой рассказа – молодой аптекарь, который работает в аптеке своего отца. Он описывает свою работу, своих клиентов и свою жизнь в городе. Он кажется обычным и скромным человеком, но внутри него таится сила и ум, которые помогут ему выжить в опасной ситуации.
Однажды в аптеку заходит странный человек, который просит аптекаря продать ему яд. Аптекарь отказывается, но человек угрожает ему и уходит. Это событие становится началом цепочки необычных событий, которые происходят в жизни аптекаря. Он начинает подозревать, что этот человек не случайно зашел в аптеку и что он может быть опасен.
Дальше в рассказе происходит несколько необычных событий. Аптекарь видит, как странный человек встречается с его женой, и он начинает подозревать, что они встречаются не случайно. Он начинает следить за ними и узнает, что они действительно встречаются и что его жена хочет убить его. Аптекарь решает уйти от нее и уезжает из города.
Рассказ Чехова “В аптеке” – это история о том, как люди могут быть не такими, какими кажутся на первый взгляд. Аптекарь, который казался обычным и скромным человеком, оказался сильным и умным, когда ему пришлось столкнуться с опасностью. Его жена, которая казалась ему верной и любящей, оказалась жестокой и безжалостной. Это показывает, что люди могут скрывать свои истинные намерения и что нельзя доверять всему, что говорят или делают другие люди.
Рассказ Чехова также показывает, как важно быть бдительным и осторожным в жизни. Аптекарь не сразу понял, что его жена хочет его убить, но он начал подозревать что-то необычное и начал следить за ней
Это помогло ему выжить и уйти от нее. Это показывает, что в жизни нужно быть бдительным и не доверять всему, что говорят или делают другие люди.
В целом, рассказ Чехова “В аптеке” – это история о том, как жизнь может быть неожиданной и опасной
Он показывает, что люди могут быть не такими, какими кажутся на первый взгляд, и что важно быть бдительным и осторожным в жизни. Это важный урок, который может помочь людям избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь
Анализ рассказа «В аптеке»
История создания
Рассказ «В аптеке» был напечатан в отделе «Летучие заметки» в «Петербургской газете» за 6 июля 1885 г. У рассказа был подзаголовок «Сценка». Издан под псевдонимом А.Чехонте. Чехов не включил миниатюру в полное собрание сочинений, а только в первое издание сборника «Пёстрые рассказы» (1886).
Литературное направление, жанр
«В аптеке» — газетная зарисовка, «летучая заметка», созданная Чеховым за пару часов. «Петербургская газета», где впервые был опубликован рассказ, была одним из первых истинно массовых печатных изданий в России, среди её постоянных читателей были и приказчики, и мелкие клерки, и врачи, и учителя, и фармацевты, и провизоры – и все они хотели видеть себя героями газетных рассказов.
Проблематика
Обезличивание человека в большом городе, полное безразличие людей друг к другу, сведение всех отношений к простым функциям (клиент – продавец и т.п.) и, как результат, нежелание слышать другого человека и вообще видеть в нём человека – большие проблемы этого маленького рассказа.
Герои рассказа
В рассказе два говорящих героя (учитель и провизор), один бессловесный (кассир) и ещё два персонажа с одной репликой у каждого («Ja!» — т.е. «Да!» по-немецки) – фармацевты.
Егор Алексеич Свойкин – домашний учитель. В рассказе отсутствует его портрет, он безлик. Да и возраст его читателям неизвестен и, по сути, не важен, ведь он весь свой век мыкается по богатым семьям, где детям требуется домашний учитель, и такая судьба, видимо, ждёт его до скончания лет.
Свойкин заболел и пришёл в аптеку за выписанными доктором лекарствами. Обращаясь к провизору, он говорит о том, что ему повезло заболеть в столице, а не в деревне, «где нет докторов и аптек!» Из чего читатель должен сделать вывод, что Свойкину приходилось подолгу жить в деревне, обучая помещичьих детей. Впрочем, столица не помогает Свойкину решить проблему.
Безымянный провизор – человек из другого мира. Этот «высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и выхоленными баками», «маленькой плешью на голове» и «длинными розовыми ногтями» вместе со всем аптекарским персоналом олицетворяет для Свойкина «науку», «средневековье», ведь они пишут по-латыни и говорят по-немецки (на самом деле говорят только «Ja!», и очень возможно, что никаких других немецких слов не знают).
Сюжет и композиция
Свойкин прямо от доктора, поздним вечером, «чтобы не терять попусту времени», отправился в аптеку. После часового ожидания ему приготовили нужные лекарства, но у него не хватило шести копеек на их оплату. Провизор, несмотря на болезненный вид Свойкина, отказался подождать шести копеек до завтра и отправил за ними учителя домой.
Придя домой, учитель нашёл несколько медных монет в столе, упал в бреду на постель и уснул. Рассказ заканчивается так: «Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором».
Таким образом, в этом «проходном» газетном рассказе намечены две важнейшие черты будущих шедевров чеховской малой прозы: благие намерения персонажа исполняются с точностью до наоборот (не хотел «терять попусту время», но время всё равно было потеряно); финал остаётся открытым (неизвестно, что случилось со Свойкиным наутро: выздоровел ли он и без лекарств, сходил ли снова в аптеку или, может быть, умер?).
Стилевые особенности
Основной стилевой приём рассказа – контраст между многословием Свойкина, который от нечего делать в ожидании лекарств пытается поговорить с провизором, и безмолвием провизора в середине рассказа.
В начале рассказа герои буквально говорят на разных языках (провизор вслух читает рецепт по-латыни, фармацевты из двух разных углов отвечают ему по-немецки); в конце, замыкая рамку рассказа, герои «говорят на разных языках» в переносном смысле: учитель – о своей болезни, фармацевт – о том, что аптека не отпускает товаров в кредит.
Главные герои
Делая анализ «В аптеке» Чехова, можно выделить трех основных персонажей, фигурирующих перед читателем. Двое из них беседуют, ведут монологи и диалоги, третий — безмолвный. В очерке присутствуют фармацевты, придающие особый окрас повествованию своим Ja (по-немецки — «да»). Центральных персонажей можно узнать поближе:
Егор Алексеевич (Алексеич) Свойкин — домашний преподаватель. Читателю автор его подает безликим. Невозможно понять возраст учителя, его внешность
Да это и неважно. Всю свою жизнь Свойкин мечется от одной семьи богачей к другой
Их дети нуждаются в дополнительных уроках. Видимо, такой жизнью ему придется довольствоваться до скончания своих дней. Егор Алексеевич небогат, поэтому просит у провизора местной аптеки дать лекарство авансом. Он обучает детей помещиков в деревнях и радуется тому, что оказался в столице, где есть аптеки. Но его положение такой удачный случай не улучшает.
Провизор без имени — человек, похожий на молчаливого инопланетянина. Перед читателем герой предстает высоким мужчиной, гордо закидывающим голову. У него строгое лицо и выхоленные бакенбарды. На голове есть небольшая залысина. Лекарства своим клиентам провизор подает руками с длинными розовыми ногтями. Он высокомерный и грубый. Не желает выполнять свою работу, прикрываясь исполнительными помощниками. Это холеный мужчина, следящий за своей внешностью, педантичный человек.
Роль окружения в рассказе «В аптеке» А. П. Чехова
Описание окружения в рассказе
Чехов умел описывать окружение так, что оно становилось одним из главных персонажей. В рассказе «В аптеке» он не только описал аптеку, но и передал особую атмосферу маленького городка, жаркое лето и городскую улицу.
Аптека описывается как старомодное и грязное место, где работает недовольный фармацевт. Окно аптеки выходит на улицу, которая тоже описывается подробно: «улица белела на солнце, с коллекционированием пыли и духовных любовных страданий».
Роль окружения в создании настроения рассказа
Окружение играет важную роль в создании атмосферы рассказа. В описании аптеки и улицы можно почувствовать жару и духоту, которые отчасти влияют на поведение персонажей.
Кроме того, описание окружения помогает читателю лучше понять персонажей и их отношения. Например, можно понять, почему Марья Ивановна испытывает жалость к девушке, которая купила яд, и почему фармацевт отказался продавать его ей.
Окружение как символ
В рассказе окружение может быть также использовано как символ. Например, аптека в «В аптеке» может символизировать бессмысленность жизни главной героини, которая рассматривает эту аптеку как место, где можно купить яд и избавиться от жизни.
Городская улица в рассказе может служить символом маленького мирка, где все знают каждого, и куда неожиданно вторгается настоящее лето и желание умереть, что вызывает у всех недоумение и страх.
Основная идея
Смысл рассказа «В аптеке» прост, но в то же время очень важен для развития человеческой цивилизации. Чехов показывает тяжёлую болезнь общества, объятого равнодушием, формализмом и мещанством. Он показывает нам, как низко может пасть человек, который равнодушен к окружающим, и какие страдания он им несёт
Видя это, читатель понимает, как важно для человека сохранить в себе душевность, не закрываться от страданий окружающих. Иначе мы все рискуем превратиться в высохших чудовищ наподобие провизора из аптеки
Таким образом, главная мысль рассказа «В аптеке» заключается необходимости отзывчивости и гуманизма в любой сфере деятельности, и особенно в той, где люди ищут помощи, находясь между жизнью и смертью.
Проблематика, темы и основная мысль
Анализ «В аптеке» Чехова показывает, что основная проблема рассказа — равнодушный канцеляризм, против которого яро выступает автор. Аптечный персонал в этой истории считает, что механическое выполнение рабочих обязанностей — это и есть профессиональный долг, хотя на самом деле прежде всего они должны были оказать реальную помощь и поддержку больному человеку. Тем более что провизоры и фармацевты — это профессии, близкие профессии врача. Человеческое здоровье не должно быть для них пустым звуком.
Но провизор открыто не желает замечать состояние больного, заставляя его ждать целый час, а затем и не отдавая такие важные ему лекарства из-за отсутствия каких-то шести копеек. «Это не моё дело», — жёстко отвечает он на слова о состоянии клиента. Более того, он даже не желает вступить с ним в простой диалог, хотя разговор облегчил бы его мучительное состояние. Из-за этого провизор совершенно теряет человеческий облик, превращаясь в бесчувственное создание.
Бесчувствие, жестокость, равнодушие, высокомерие и халатность — со всем этим борется с помощью своего рассказа «В аптеке» Чехов. В сочинении ЕГЭ можно рассмотреть немало других проблем и тем этого произведения, актуальных даже в современном обществе. Среди них:
- обезличивание человека в большом городе;
- замыкание каждого в своём собственном мире и безразличие людей к бедам друг друга;
- сведение отношений к простым функциям (клиент — продавец) и, как следствие, неумение слышать человека и вообще видеть в нём личность.
Таким образом, нужно уметь сочувствовать и сопереживать — такую главную мысль вкладывает в своё произведение «В аптеке» Чехов.
Сочинение на тему: «Пример равнодушия» по рассказу А.П. Чехова «В Аптеке»
Это привычная работа, и каждый выбирает, в силу своих принципов, как вести себя. Кто-то покладист и учтив, какой бы трудной не была его профессия. Кто-то циничен, надев на лицо «ученый колер», а кто и вовсе ровен, не выставляет наружу своих эмоций. Что было в провизоре – одна ли из этих черт, или может холодный расчет, что с годами вселил в него навык – этого понять Свойкин уже не мог. Услышав, как сквозь зубы провизор процедил ему не успокаивающее «Через час будет готово», Егор Алексеевич стал ожидать спасительного зелья.
Учитель попытался завести беседу с работником аптеки, дабы не уснуть от навалившейся слабости, но не был удостоен от последнего ни малейшего внимания. Тот всецело был поглощен чтением. Он равнодушно стоял на своем месте, не отрывая глаз от строк. Ничто не шелохнулось в нем и тогда, как хворый клиент задал очередной вопрос. И лишь тогда он добился внимания, когда изнемогая обратился с просьбой побыстрее отпустить его. Учителя одолевало несоизмеримое желание лечь. Он облокотился было на стойку, на что получил в свой адрес хладнокровную просьбу – не опираться.
Лишь через пол часа, наполненных болями и тяжестью в голове, руках, ногах, ему выносят готовое лекарство. И вот, казалось бы, скорый счастливый конец мученьям. Но, как говорится, беда не приходит одна… Трагедия в том, что эти неприятности люди сами создают друг другу, не желая допускать чужое горе в свою душу. Свойкину не хватает каких-то шести копеек, и он из последних сил божится, что завтра же непременно занесет. Однако был вынужден отправиться домой, где и уснул в бреду, так и не получив лекарств.
Рецензия на рассказ А.П. Чехова «В аптеке»
Рецензия на произведение А.П.Чехова “В аптеке”
В произведении рассказывается о домашнем учителе Егоре Алексеиче Свойкином и его походе в аптеку. Провизор, который игнорировал каждое слово учителя, читал газету, пока фармацевты готовили лекарство
Для Свойкина было важно в тот момент отвлечься от боли, поговорив с кем-то. Но диалог вести не с кем, и с каждой минутой Егору становилось плохо
После того, как лекарство принесли, учителю не хватило шести копеек, а на его просьбу оплатить позже провизор отказал, поэтому Свойкин был вынужден вернуться домой, превозмогая боль. Когда вернулся домой, учитель уснул, и приснилась ему аптека, в которой он забирает свои лекарства.
Чехов, в свойственной ему манере беспощадно отражать человеческие пороки, заставляет нас становиться лучше, относиться к проблемам другого человека с пониманием и милосердием
Стоит только посмотреть на этого безжалостного провизора, который считает, что его положение выше человеческих проблем, начинаешь понимать, как важно в нашей жизни человечность и к каким последствиям приводят бессердечие и равнодушие. Как никогда хочется привести в пример слова Максима Горького: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.»
А как автор изображает пострадавшую сторону данной проблемы! Свойкин! Милый и интеллигентный, по-настоящему «маленький человек» заставляет читателя сочувствовать и сопереживать… Страдания, которые испытывает учитель, без сомнения, проходят через каждого читателя.
Конец произведения неоднозначен. То ли Свойкин ушел в глубокий сон, то ли в мир иной… Читателю приходится только надеяться, что Егор Алексеич все-таки дойдет до аптеки и купит лекарство. Разве эти злосчастные шесть копеек стоят человеческой жизни? Они выпали из рук учителя, доказывая свою никчемность.
Что с нами стало? К чему мы придем? Сколько жизней еще загубим? — задается вопросом Антон Павлович. Ведь без отзывчивости и гуманности мы становимся чудовищами, бездушными телами, механически выполняющими свои обязанности.
А что поменялось со времен Чехова? Сейчас все те же больницы, поликлиники — вся система здравоохранения со своей халатностью и безнравственностью «растят» «провизоров», которые, вместо оказания реальной помощи нуждающимся, показывают свою черствость и равнодушие. Поэтому мастер-Чехов, как и всегда, актуален!
Рассказ «В аптеке» считаю ярким примером раннего творчества Антона Павловича, он весьма поучителен, доходчив и актуален! К прочтению рекомендую. Особенно людям, которые считают, что гуманность и отзывчивость — качества, утратившие свою ценность.
Стилевые особенности
Основной стилевой приём рассказа – контраст между многословием Свойкина, который от нечего делать в ожидании лекарств пытается поговорить с провизором, и безмолвием провизора в середине рассказа. В начале рассказа герои буквально говорят на разных языках (провизор вслух читает рецепт по-латыни, фармацевты из двух разных углов отвечают ему по-немецки); в конце, замыкая рамку рассказа, герои «говорят на разных языках» в переносном смысле: учитель – о своей болезни, фармацевт – о том, что аптека не отпускает товаров в кредит.
- Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
- «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
- Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
- «Белолобый», анализ рассказа Чехова
- «Гриша», анализ рассказа Чехова
- «Горе», анализ рассказа Чехова
- «Дома», анализ рассказа Чехова
- «После театра», анализ рассказа Чехова
- «Не в духе», анализ рассказа Чехова
- «Ариадна», краткое содержание произведения Чехова
- «Ариадна», анализ рассказа Чехова
- «Святая простота», анализ рассказа Чехова
- «Альбом», анализ рассказа Чехова
- «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
- «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова
По произведению: «В аптеке»
По писателю: Чехов Антон Павлович
Литературное направление и жанр
По своим размерам произведение можно отнести к жанру газетной зарисовки. Создавалось оно Чеховым всего несколько часов. Популярное повествование о жизни бедняков и провизоров прочитали сотни тысяч человек, так как «Петербургскую газету» читали простые люди, мелкие клерки, доктора, учителя, фармацевты, приказчики. О многих из них автор вскользь упоминает в содержании.
Реалистичный рассказ достоверно изображает действительность не только того времени, но и современности. Типичные образы контрастируют друг с другом, отличаясь характером и жизненной позицией. Слова и действия персонажей выглядят максимально натуралистично. Кажется, что подобные события происходят на каждом шагу ежедневно.
Популярные сегодня темы
Поэма «Мертвые души» считается вершиной творчества великого писателя Николая Васильевича Гоголя. Для ее написания автор проделал колоссальный труд, который занял около семнадцати лет
Какие качества нужны человеку, который в будущем достигнет многого? Запомнят ли его за его внешность или за его ум? Я считаю, невозможно достигнуть чего-то, не имея силы воли. Великие ученые, лидеры и авторы – все они пример этому.
Известная писательница. Не менее известное произведение, не так дано экранизированное снова. Но есть еще и книга. Лучше ли прочесть сначала оригинал произведения и только потом посмотреть фильм?
Основной проблемой комедии Д.Фонвизина «Недоросль» является вопрос образования молодёжи, а само название пьесы стало нарицательным и обозначает неуча.
Рассказ Юрия Павловича Казакова «Тихое утро» наполнен духом деревенской жизни и красотой природы, которая прекрасно описана в произведении. Название рассказа говорит само за себя
Источник
Описание сюжета
Вводная часть
Рассказ «В аптеке» А.П. Чехова начинается со встречи двух старых знакомых, фармацевта Ивана Дмитрича и юриста Николая Степановича в длинной аптеке. Они обсуждают привычные для их профессии темы и мелочи и ни о чем серьезном не разговаривают.
Основная часть
В аптеку заходят две мятые женщины и просившая гостиницы и еды. Фармацевт располагается к ним доброжелательно и даже готов предложить себя в качестве кормильца для ребенка. Однако никак не можем помочь голодная женщина решает приобрести на все свои деньги какое-то лекарство. Иван Дмитрич не может удержаться от критики вместо того, чтобы помочь людям, он критикует их за то, что они привели себя в такое состояние.
После ухода женщин фармацевт рассказывает юристу историю пребывания в гостях у одного своего знакомого социалиста. Иван Дмитрич критикует многие мысли социалистов, однако с уважением относится к своему знакомому Альтману, и вспоминает, как они заглядывали вместе на заброшенные мельницы.
Заключительная часть
Фармацевт обменивается с юристом репликами на тему социальной справедливости и экономических реформ, но все это кажется только игрой слов. Они оба знают, что в реальной жизни они ничего не изменят, и существующий порядок вещей останется неизменным. Иван Дмитрич оглядывается на аптеку, и в этот момент он осознает, что его жизнь провел на месте, не добился ничего большего, а сына, на которого он полагался, больше не вернется.
Читать онлайн «В аптеке» автора Чехов Антон Павлович — RuLit — Страница 1
Чехов Антон Павлович
В аптеке
Антон Павлович Чехов
В АПТЕКЕ
Был поздний вечер. Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку.
«Словно к богатой содержанке идешь или к железнодорожнику, — думал он, взбираясь по аптечной лестнице, лоснящейся и устланной дорогими коврами. Ступить страшно!»
Войдя в аптеку, Свойкин был охвачен запахом, присущим всем аптекам в свете. Наука и лекарства с годами меняются, но аптечный запах вечен, как материя. Его нюхали наши деды, будут нюхать и внуки. Публики, благодаря позднему часу, в аптеке не было. За желтой, лоснящейся конторкой, уставленной вазочками с сигнатурами, стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами — по всем видимостям, провизор. Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано, хоть под венец ступай. Нахмуренные глаза его глядели свысока вниз, на газету, лежавшую на конторке. Он читал. В стороне за проволочной решеткой сидел кассир и лениво считал мелочь. По ту сторону прилавка, отделяющего латинскую кухню от толпы, в полумраке копошились две темные фигуры. Свойкин подошел к конторке и подал выутюженному господину рецепт. Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделавши легкий полуоборот головы направо, пробормотал:
— Calomeli grana duo, sacchari albi grana quinque, numero decem! (11)
— Ja! (12) — послышался из глубины аптеки резкий, металлический голос.
Провизор продиктовал тем же глухим, мерным голосом микстуру.
— Ja! — послышалось из другого угла.
Провизор написал что-то на рецепте, нахмурился и, закинув назад голову, опустил глаза на газету.
— Через час будет готово, — процедил он сквозь зубы, ища глазами точку, на которой остановился.
— Нельзя ли поскорее? — пробормотал Свойкин. — Мне решительно невозможно ждать.
Провизор не ответил. Свойкин опустился на диван и принялся ждать. Кассир кончил считать мелочь, глубоко вздохнул и щелкнул ключом. В глубине одна из темных фигур завозилась около мраморной ступки. Другая фигура что-то болтала в синей склянке
Где-то мерно и осторожно стучали часы
Свойкин был болен. Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. Провизора, полки с банками, газовые рожки, этажерки он видел сквозь флер, а однообразный стук о мраморную ступку и медленное тиканье часов, казалось ему, происходили не вне, а в самой его голове… Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, так что, подождав немного и чувствуя, что его тошнит от стука мраморной ступки, он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором…
— Должно быть, у меня горячка начинается, -сказал он. — Доктор сказал, что еще трудно решить, какая у меня болезнь, но уж больно я ослаб… Еще счастье мое, что я в столице заболел, а не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек!
Провизор стоял неподвижно и, закинув назад голову, читал. На обращение к нему Свойкина он не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал… Кассир громко зевнул и чиркнул о панталоны спичкой… Стук мраморной ступки становился всё громче и звонче. Видя, что его не слушают, Свойкин поднял глаза на полки с банками и принялся читать надписи… Перед ним замелькали сначала всевозможные «радиксы»: генциана, пимпинелла, торментилла, зедоариа и проч. За радиксами замелькали тинктуры, oleum’ы, semen’ы, с названиями одно другого мудренее и допотопнее.
«Сколько, должно быть, здесь ненужного балласта! — подумал Свойкин. Сколько рутины в этих банках, стоящих тут только по традиции, и в то же время как всё это солидно и внушительно!»