Краткое содержание комедии Александра Островского «Таланты и поклонники»

Александр островский.: таланты и поклонники некоторые известные экранизации.

Таланты и поклонники — краткое содержание пьесы Островского

Главная героиня данного произведения – Александра Негина. Талантливая, многообещающая и красивая молодая актриса, чья главная страсть — это игра на сцене. У нее уже есть свои поклонники, которые смогли оценить все ее достоинства. Она строит свою карьеру в одном из многих провинциальных театров, бедна и должна заботиться о своей матери. У девушки также есть возлюбленный: честный, благородный, но такой же бедный, как она, студент Петр Мелузов. Они влюблены друг в друга и любят вместе мечтать о богатой жизни, которой у них нет.

Негина далека от всех закулисных интриг, которые всегда имеют места быть и ей претит мысль о таком. В один момент, после того как Негина категорически отказывает одному из своих поклонников в том, чтобы стать его содержанкой, тот в ярости от этого пытается уничтожить ее карьеру и сорвать бенефис. В этот момент помочь ей пытаются два главных претендента на ее любовь: студент Петр Мелузов и богатый помещик Великатов. Попытки Петра помочь своей возлюбленной не имеют никакого эффекта и хотя, с моральной точки зрения, он во всем прав, к сожалению, это мало помогает в реальной ситуации. Благодаря Великатову ситуация разрешает и бенефис Александры проходит успешно, она купается в славе, получает за это большое вознаграждение и признание поклонников.

Великатов, который желает того, чтобы Негина стала его любовницей, предлагает ей место в своем театре, свои богатства и пытается этим соблазнить. Несмотря ни на что, он понимает, что ложь в этой ситуации ему вряд ли поможет, поэтому говорит девушке все как есть. Девушка, которая прекрасно знает о том, что среди актеров это нередкое явление и которая раньше резко отказывала всем, кто предлагал ей такое, задумывается над его предложением. Она долго раздумывает над тем, что ей делать. С одной стороны, бедный, благородный и влюбленный Петр Мелузов, с которым ее ждет честная трудовая жизнь, но с которым о карьере актрисы, скорее всего, придется забыть. С другой стороны, Великатов, который готов открыть для нее подмостки своего театра и дать все чего он желает.

В конце концов, после долгих раздумий она принимает решение принять предложение Великатова и бросить Петра, ее желание хорошей жизни и страсть к театру оказываются сильнее, чем любовь к Мелузову и моральные принципы. Александра уезжает, а Петр остается один, ругая актеров и их поклонников. Это показывает, что порой человеку трудно сохранить свои моральные устои перед гнетом проблем и желанием лучшей жизни.


Биография Островского кратко А.Н.Другие произведения Островского кратко

Спектакль в Москве Таланты и поклонники

Казалось бы, не этот театр – дом Островского, но вот уже вторую пьесу увидела на основной сцене. Режиссер – Миндаугас Карбаускас. Похоже, обошлось без авангарда, на самом деле, как бы кому ни показалось, и в чем-то патриархально даже.

В счет подлинной патриархальности идут собственно патриархи:

Светлана Немоляева – раз! В роли Домны Пантелеевны она играет эльфа. Ее мелкая пластика, бисерная моторика, светлые кудри, большие глаза, серые валенки и белый воротничок убирают бытовую сторону образа напрочь. И даже бесполезные для хозяйства букеты она разбрасывает не как добропорядочная мещанка, а как домовой, шалит и кружится.

Игорь Костолевский – два!

Он здесь, конечно, князь. Как и в любом другом месте, это и характерно. Вот как Эраст Громилов – трагик, в том числе в буфете, так Костолевский – вечный князь. Хорошие манеры, и умение носить костюм, и плохо дающееся неблагородство. Все вместе так консервативно, что не верится. «Вот я уже не та, а он все тот же» — хочется сказать за любую старушку в театральном зале.

Михаил Филиппов – три!

Увы, я плохо знаю этого актера. Хотя он знаменит, любим публикой явно, и вообще много работал и в театре и в кино. Но все ж удается видеть не все, так что.. Мне показалось, что его Великатов сыгран очень просто, не только купец — «вежливый человек», в современном смысле этого слова. «Так победим».

И, конечно, есть еще роли, они – второго плана, но совсем не второстепенны. С. Рубеко – это же блеск какой Мартын Нароков получился.

Помимо патриархов, увидела я вновь Полину Лазареву, и в главной роли – Саши Негиной, и снова очарована, надо сказать. Она играет не себя? Другую актрису, но тоже молодую и талантливую. Чего же больше? И на вопрос – что ты сделал в свои годы для хип-хопа — дается вполне простой и очевидный ответ: все, что возможно. Мне, как зрителю, очевидно – поступки Саши – правильные. Жить именно так надо. Жизнь – это когда ты в полете, в движении, в поезде, наконец. Хотя есть другие, они — тоже хорошие, им можно, например «тихую семейную жизнь» и водку по пятницам. И, из нового, Павел Пархоменко. Добавлю сахару еще, в мой чай воспоминаний о спектакле: Ученый студент у Павла получился модным умным красавчиком. И, похоже, в дальнейшем, если все складываться у Мелузова будет так же, как с обучением актрисы в жены, он начнет бросать бомбы. Это вне Островского, конечно, но чувствуется.

У Карбаускиса я смотрела уже постановки в театре Табакова, и «Будденброков» в РАМТе, все они оказались – не скучные. И эта – тоже. Так что оставляю надежду навсегда уютно подремать в театре, а то бывало..Однажды я заснула, пока на сцене этого театра вовсю давали Кошку на раскаленной крыше. Может я была совсем юна и неопытна, и пару ночей протанцевала накануне? Все ж у меня остался один маленький вопрос – кто придумал шапочки круглые актерам надеть, из литовского народного костюма они, что это значит? А декорации мне пришлись по вкусу – все кажется, где-то видела это, на какой-то картине..: коричнево-охряные стены с маленькими косыми окнами, да-да, я тоже так думаю, припоминая некоторые особенности провинциальной архитектуры, мировоззрения, а также литовской фотографии…Но шапочки?

Краткий сюжет

Краткое содержание «Талантов и поклонников» Островского А. Н. едва ли оставит равнодушным читателя. В этой пьесе тонко переплетены честь и продажность, все имеет цену, как выяснится в конце произведения. Но не станем торопить события и поговорим о сюжете более подробно.

Красавица Александра обладает актерским талантом, она играет на сцене одного провинциального театра. У девушки много поклонников, некоторые не прочь развлечься с юным дарованием, но Сашенька остается неприступной. Очаровательной актрисе противны законы закулисья, многочисленные похотливые ухажеры и продажность своих сестер по ремеслу. И не нужно списывать со счетов влюбленность Александры. Ее жених Петр не имеет денег, но он благороден, целеустремлен, мечтает добиться богатства. И Саша витает в облаках, вместе с ним мечтает о сытой, роскошной жизни.

Так бы и жила молодая актриса, ухаживая за матерью, блистая на подмостках и стремясь к мечте, но в дело вмешивается господин случай. Вернее, богатый барин, не знающий отказа и твердо уверенный в том, что все можно купить. Он настойчиво начинает ухаживать за Александрой, обещая ей сытую и безбедную жизнь. Только характер девушки барин не учел, она дает ему резкий и дерзкий отпор. И старый богач приходит в ярость, он готов уничтожить карьеру Саши, тем более что средства позволяют растоптать наглую девицу.

В дело вмешиваются двое: жених актрисы и помещик Великатов. Бывший кавалерист влюблен в красавицу Сашеньку, он готов помочь ей в решении проблемы, а взамен просит очень мало. Всего лишь стать его любовницей, играть в собственном театре Великатова. Он предлагает богатую жизнь, к которой стремится девушка. Александра, вкусившая плоды славы, задумывается над предложением Ивана Семеновича. С одной стороны, это противоречит ее моральным принципам, любви к жениху Петру и сладким мечтам о счастливой жизни рядом с ним. Да и будет ли девушка довольна своей судьбой, понимая, что от актерской карьеры придется отказаться. Петр порядочен, но с ним ее ждет счастливая трудовая жизнь. А Великатов предлагает жизнь в театре, роскошь и блистательную карьеру. На этом краткое содержание «Талантов и поклонников» Островского можно считать почти оконченным.

В общем, желание стать великой актрисой перевесило все принципы. Александра уезжает с Иваном Семеновичем в его поместье, бросив бедного Петра. А ому остается только слать проклятия на головы актеров и их поклонников.

Четвертое действие

Старик Нароков случайно увидел, как Домна Пантелеевна и Александра готовятся куда-то ехать. Он ставит в известность об этом Петра. Тот не знал об этой поездке. Но вдвоем с Мартыном они направились на станцию. Туда же в скором времени явились Домна Пантелеевна, Александра и провожающие. Среди них находился и Великатов, который объяснил свое присутствие тем, что он приехал проводить Александру и ее мать.  При объяснении с Петей девушка говорит, что получила телеграмму из столицы с приглашением на работу, потому им пришлось так спешно собраться к отъезду, и они решили никого из знакомых не предупреждать о своей поездке. Но, оставшись с Мелузовым наедине, актриса откровенно говорит ему, что решила с ним расстаться, потому что не представляет собственную жизнь без театра и искусства, что честный труд и тихая семейная идиллия не для нее, что с ним она не сможет сделать успешную актерскую карьеру.

Негины уезжают, с ними отправляется и помещик Великатов. Провожающие догадываются, что барин везет женщин в свое загородное поместье, что Негина-младшая согласилась стать его любовницей ради безбедной жизни и места в театре. Решение Александры очень разочаровало и расстроило Петю Мелузова, но, несмотря на это, молодой человек с уверенностью сказал, что продолжит честно трудиться. Он верит в возможность делать людей чище и лучше, считает, что нужно действовать, иметь активную жизненную позицию, а не малодушничать и погружаться в бездеятельность.

Первое действие

Центральной героиней пьесы является молодая актриса Негина Александра Николаевна. У нее  должен был состояться бенефис. Играет девушка на сцене театра провинциального городка и имеет небольшое число почитателей своего таланта, обожает актерскую профессию. Александра помогает матери, Домне Пантелеевне, небогатой женщине, которая не разбирается в искусстве, потому что была воспитана в строгости и послушании.

Домой к Александре Николаевне пришел пожилой ценитель искусства – Нароков Мартын Прокофьич, в прошлом состоятельный человек. Но теперь старик разорен, и причиной его бедности явилась страсть к искусству и театру. Нароков был поклонником Негиной и хотел застать ее дома, но той не было. Мать актрисы поведала старику, что у дочери имеется жених. Это честный, порядочный, но бедный молодой человек. Возлюбленный Александры одновременно учится и работает учителем. Вскоре к Негиным приехал еще один поклонник таланта Александры Дулебов Ираклий, богатый князь. Мужчина дождался возвращения актрисы домой и предложил девушке финансовую помощь взамен ее любви. Но Александра в резкой форме дает отказ Дулебову, потому что она любит студента Петю и не хочет отказываться от своих чувств к нему ради выгодного брака. Дулебов воспринимает отказ девушки как оскорбление, что очень обижает его, и князь намекает ей, что он это запомнит и постарается отомстить. О ссоре с князем становится известно Домне Пантелеевне, и женщина укоряет дочку за резкость в отношении Дулебова, боясь, что этот инцидент отрицательно скажется на ее бенефисе и репутации.

Александру Николаевну посещает актриса Нина Смельская с Иваном Великатовым, состоятельным помещиком. Негина поделилась с гостями своей бедой: актриса не имела нарядного платья, чтобы надеть на бенефис. Вскоре Нина привезла Александре роскошное платье, которое подарил Великатов, и пригласила ее на конную прогулку. Негина согласилась.

Постановки[ | ]

Премьера

— 20 декабря 1881 года вМалом театре в бенефис Н. И. Музиля (роль — Нароков); в остальных ролях: Негина — М. Н. Ермолова, Домна Пантелевна — О. О. Садовская, Мелузов — М. П. Садовский, Дулебов — Вильде, Бакин — Решимов, Великатов — А. П. Ленский, Смельская — Никулина, Мигаев — Макшеев, Громилов — К. Н. Рыбаков, Вася — Правдин, Матрена — Рыкалова.

В дальнейших постановках Малого театра были заняты (1885, 1895, 1900, 1902, 1912): — С. В. Айдаров, А. А. Федотов (Дулебов), А. И. Южин (Бакин), К. Н. Рыбаков, М. М. Климов (Великатов), П. М. Садовский, И. А. Рыжов (Мелузов).

1882 — на сцене Мариинского театра силами Александринской труппы в бенефис Савиной (роль — Негина); в остальных ролях: Домна Пантелевна — В. В. Стрельская, Дулебов — Нильский, Бакин — Петипа, Великатов — Киселевский, Мелузов — Горев, Смельская — Абаринова, Нароков — Давыдов).

В дальнейших постановках Александринского театра были заняты: Ю. В. Корвин-Круковский (Бакин), Р. Б. Аполлонский, В. П. Далматов (Великатов), Н. Н. Ходотов (Мелузов).

  • 1895 — Ярославский театр
  • 1896 — Театр Корша
  • 1904 — Театр В. Ф. Комиссаржевской (Петербург; Негина — Комиссаржевская, Домна Пантелевна — Корчагина-Александровская)
  • 1900-е — Театр Соловцова (Киев; Негина — Глама-Мещерская, Великатов — Синельников, Неделин, Мелузов — Рощин-Инсаров, Орлов-Чужбинин, Слонов)
  • 1910 — Харьковский театр
  • 1915 — Театр артистического общества (Тифлис)
  • 1926 — Малый театр (1926)
  • 1922 — Театр б. Корша (1922)
  • 1931 — Театр-студия под рук. Р. Н. Симонова (1931, реж. А. М. Лобанов, худ. Б. Матрунин, муз. Ю. Милютина, Негина — К. Тарасова, Смельская — Е. Булатова, Домна Пантелевна — В. Благовидова, Мелузов — Е. Забиякин, Громилов — К. Иванов, Дулебов — И. Полубояринов, Матрёна — И. Мурзаева).
  • Радиоспектакль МХАТ (1945) 1933 — МХАТ (худ. рук. К. С. Станиславский, реж. Н. Н. Литовцева; Негина — А. К. Тарасова, Великатов — Ершов, Нароков — В. И. Качалов)
  • 1935 — Харьковский русский театр (реж. Синельников; 1946, реж. Крамов, Негина — Воронович)
  • 1938 — Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина (реж. Кожич)
  • 1938 — Ереванский русский театр
  • 1939 — Тбилисский театр им. А. С. Грибоедова
  • 1945 — Ярославский театр им. Ф. Волкова (Негина — Незванова, Великатов — Ромоданов, Мелузов — Белов)
  • 1945 — Казанский русский театр
  • 1948 — Бакинский русский театр
  • 1948 — Театр им. Леси Украинки (реж. К. П. Хохлов)
  • 1948 — Латвийский театр драмы (реж. Балюна; Негина — В. Лине, Великатов — Зиле)
  • 1950 — Театр им. Я. Купалы; театр «Красный факел» (Новосибирск)
  • 1952 — Свердловский театр
  • 1952 — Якутский музыкально-драматический театр
  • 1953 — Таллинский русский театр
  • 1954 — Ленинградский театр им. Ленинского комсомола
  • 1969 — Театр им. Вл. Маяковского. Реж. М. О. Кнебель и Н. Зверева.
  • 1991 — Московский театр им. К. С. Станиславского. Реж. В. В. Ланской.
  • 1994 — Театр на Покровке (Москва). Реж. С. Н. Арцибашев.
  • 1995 — Малый театр. Реж. В. М. Бейлис.
  • 2001 — БДТ им. Г. А. Товстоногова. Реж. Н. Н. Пинигин, худ. Э. С. Кочергин.
  • 2002 — Театр сатиры. Реж. Б. Морозов, худ. С. Бархин.
  • 2009 — Череповецкий Камерный театр. Реж. О. Леваков.
  • 2012 — Театр им. Вл. Маяковского. Реж. Миндаугас Карбаускис.
  • 2012 — Московский областной драматический театр имени А. Н. Островского. Реж. А. Каневский, худ. В. Архипов, Негина — Татьяна Белковец, Великатов — Григорий Фирсов.
  • 2017 — Малый театр. Реж. В.Драгунов. Домна Пантелевна — Татьяна Лебедева
  • 2018 — Псковский академический театр драмы имени А. С. Пушкина Реж. В. Золотарь

Литература[ | ]

  • «Таланты и поклонники». Материалы и исследования. М., 1947.
  • Юрьев Ю. Записки. Л.—М., 1948.
  • Кристи Г. К. С. Станиславский на репетициях спектакля «Таланты и поклонники» // Ежегодник МХТ. 1953—1958. М., 1961.
Пьесы Александра Островского
  • Семейная картина
  • Свои люди — сочтёмся
  • Утро молодого человека
  • Неожиданный случай
  • Бедная невеста
  • Не в свои сани не садись
  • Бедность не порок
  • Не так живи, как хочется
  • В чужом пиру похмелье
  • Доходное место
  • Праздничный сон до обеда
  • Не сошлись характерами!
  • Воспитанница
  • Гроза
  • Старый друг лучше новых двух
  • Свои собаки грызутся, чужая не приставай
  • Женитьба Бальзаминова
  • Козьма Захарьич Минин-Сухорук
  • Тяжёлые дни
  • Грех да беда на кого не живёт
  • Воевода
  • Шутники
  • На бойком месте
  • Пучина
  • Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский
  • Тушино
  • Василиса Мелентьева
  • На всякого мудреца довольно простоты
  • Горячее сердце
  • Бешеные деньги
  • Лес
  • Не всё коту масленица
  • Не было ни гроша, да вдруг алтын
  • Комик XVII столетия
  • Снегурочка
  • Поздняя любовь
  • Трудовой хлеб
  • Волки и овцы
  • Богатые невесты
  • Правда — хорошо, а счастье лучше
  • Последняя жертва
  • Бесприданница
  • Сердце не камень
  • Невольницы
  • Светит, да не греет
  • Без вины виноватые
  • Таланты и поклонники
  • Красавец мужчина
  • Не от мира сего

Популярные сегодня пересказы

  • Зеркало и обезьяна — краткое содержание басни Крылова Однажды обезьяна увидела в зеркале свое отражение. Мартышке очень не понравился персонаж, которого она наблюдала. Поглазев на него некоторое время, она стала возмущенно говорить своему куму медведю, что, пожалуй, удавилась бы
  • Эрнани — краткое содержание драмы Гюго События произведения разворачиваются в Испании шестнадцатого века. Первое действие начинается во замке, принадлежащем титулованной особе Руй Гомесу
  • Игра в бисер — краткое содержание романа Гессе Действие в романе Игра в бисер происходит в далеком будущем, в вымышленной стране Касталия. Повествование идет от лица историка, изучающего историю этого государства.
  • Пусть светит — краткое содержание рассказа Гайдара Ужинать садились без отца, он опаздывал с работы. Едва только расселись за столом и мать пошла за кашей, как погас свет. Выйдя в сени за лестницей, чтоб поменять лампочку, мальчик обнаружил, что света нет не только там, но и во дворе, и в соседних домах.

История создания

«Таланты и поклонники» Островский написал в 1881 году, и это одна из его последних работ. Поэтому пьесу можно считать плодом его зрелых размышлений. В своей работе автор отразил русскую действительность 70−80 годов XIX века. В тексте драматург выразил свои мысли об искусстве.

Островский посвятил произведение актрисе М. Н. Ермоловой. Станиславский считал женщину одной из самых величайших актрис в мире. Она прославилась ролями свободолюбивых личностей, которые одержимы своими идеалами и противостоят пошлостям общества. Именно Марина Николаевна стала прототипом главной героини комедии — Негиной.

Первая постановка состоялась в конце 1881 года. После этого работа была неоднократно воспроизведена в разных театрах. В пьесе Островский затрагивал проблему молодежи, которая гонится за красивой жизнью. Ради собственных желаний главная героиня забывает о нормах морали.

Второе действие

Против Александры Николаевны в театре стали плести интриги и козни:  то перенесли дату бенефиса, то препятствовали ее выходу на сцену, то поздно печатали и распространяли афиши с ее именем. Этому поспособствовал князь Дулебов, оскорбленный отказом Александры.

Ее возлюбленный, Петя оказывает девушке моральную поддержку, но финансовую помощь молодой человек оказать Негиной не может. Ее оказывает молодой актрисе Великатов, который оплачивает в полном объеме бенефис. Теперь князь Дулебов уже не может сорвать представление и в результате он приобретает билет на мероприятие за высокую цену.

Сюжет

Негина — популярная, но бедная молодая актриса. Её жених Мелузов учит её наукам и честной жизни. Князь Дулебов, надеясь использовать её стеснённое положение, предлагает ей стать содержанкой. Актриса резко отказывает и вызывает у Дулебова ярость и желание мести. В преддверии бенефиса Негиной Дулебов всячески интригует против неё, пытаясь сорвать представление, но благодаря стараниям друзей Негиной Великатова и Васи бенефис проходит на отлично, приносит актрисе большой гонорар, часть которого вынужден заплатить и Дулебов, чтобы не потерять уважения в обществе. Но антрепренёр Мигаев всё-таки отказывается продлить Негиной контракт. После бенефиса восторженные поклонники приходят один за другим к Негиной выразить своё восхищение её игрой. Нароков, Мелузов и Великатов в письмах признаются ей в любви. После раздумий Негина бросает Мелузова и в поисках театральной славы и благоденствия уезжает с миллионщиком Великатовым к нему в поместье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: