Отзыв о рассказе шукшина горе

«горе», анализ рассказа шукшина

Введение

Творческая звезда Василия Макаровича Шукшина явилась на горизонте нынешней русской культуры стремительно и как бы совсем неожиданно. Горит она и сейчас, поражая своей яркостью и многообразием цветовых переливов. Однако самого Василия Макаровича уже нет… По-шукшински озорно улыбнувшись в сторону творцов культуры, он исчез из Москвы с такою же странной неожиданностью, с какой появился в ней.

Он прожил всего лишь сорок пять лет. Причем жизнь его складывалась настолько трудно и неблагоприятно (раннее сиротство, бесприютная юность, болезни, поздняя учеба, зрелые годы без собственной крыши над головой и т.п.), что лишь десять — двенадцать лет и из этого небольшого числа прожитого им на земле, — только и всего! — можем мы отнести к годам собственно творческим. Но и этого оказывается для него достаточно, чтобы написать более ста двадцати рассказов, два романа, несколько повестей, киносценариев и пьес, поставить пять полнометражных фильмов по собственным сценариям («Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная»), сыграть более двадцати ролей. Этого бы хватило на несколько долгих и полнокровных творческих жизней, но сам он на кануне своей безвременной кончины считал, что только-только начинает творить по настоящему, по большому счету…

Рожденному сибирской, то есть русской, деревней, ему вовсе не требовалось изучать или постигать национальный характер. Позади него громоздилась многовековая, во многом трагическая история, плескалась богатейшая культура народного творчества.

«А вот нате вам! — как бы звучит его глуховатый, полный горечи и внутренней силы голос. — Так вот надо работать». И многочисленные «середняки» от кино и литературы, озадаченные «шукшинским феноменом», либо продолжают недоумевать, либо бросаются в подражательство, либо делают вид, что ничего не произошло…

Произведения Шукшина — яркий калейдоскоп литературы. В каждом из них есть своя «изюминка», неповторимость, непохожесть на других. Одним из ярчайших его произведений стала и повесть «Калина красная», ставшая одной из ярких его режиссерских работ.

Сочинение №1

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.

Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Юля, умница! Обратите внимание на пунктуационные недочёты: на экзамене по русскому языку они могут дорогого стоить. В целом же могу посоветовать следующее:

Если тема сформулирована назывным предложением (как в нашем случае), то лучше самостоятельно формулировать вопрос по теме и давать на него чёткий ответ. Тогда тема будет раскрыта на 100%. Здесь Вы это делаете не вопросом, а общими рассуждениями.
Старайтесь перед примерами-аргументами писать чёткий тезис (ответ на поставленный вопрос), а затем приводить пример.
Примеры, которые Вы подобрали, хорошие, удачные

Содержание неплохое, обратите внимание вынесенные ошибки, на речевые недочёты и фактические неточности.

Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Основной сюжет рассказа «Горе»

Иван Кузьмич сначала пытается смириться с новшеством и принять его как неизбежность, но постепенно он начинает испытывать все большее горе от того, что его уединение нарушено. Он не может привыкнуть к шуму и суете, которые принесли с собой строители. Каждый день он видит, как его мир меняется, как его поле, на котором он выращивает овощи, превращается в стройку. Он чувствует себя чужим в собственном доме.

Иван Кузьмич пытается найти выход из своего горя. Он пытается обратиться к властям, чтобы остановить строительство, но его просьбы и жалобы оказываются безрезультатными. Он пытается убедить строителей, чтобы они построили станцию в другом месте, но они не обращают на него внимания. Он даже пытается уехать из деревни, но понимает, что его место — здесь, в его родной деревне.

В конце рассказа Иван Кузьмич остается один на поле, глядя на строительство, которое разрушило его спокойствие. Он чувствует горе и понимает, что его жизнь больше никогда не будет такой, как раньше. Он понимает, что его уединение и тишина — это его главное богатство, которое нельзя вернуть.

Основной сюжет рассказа «Горе» заключается в том, что человек может потерять свое счастье и уединение из-за вмешательства внешних обстоятельств. В этом рассказе Шукшин показывает, что горе не всегда связано с трагическими событиями или потерей близких, оно может возникнуть и из-за изменений в окружающей среде и нарушения привычного порядка вещей.

Проблемы

Основная проблема в рассказе «Боря» — жестокость. Есть два примера человеческой агрессии: в лице самого Бори и «гориллы». Тем не менее, проявляют они ее совершенно по-разному, и ставить их действия на один уровень нельзя. Главный герой совершает дурные поступки неосознанно: он не способен понять, какие негативные последствия могут быть у его действий. Он раскаивается в содеянном и дает обещание не повторять своих ошибок.

«Пацан» же действует осмысленно. Он прекрасно понимает границы добра и зла, и совершает что-то плохое сугубо из личного удовольствия.

Помимо этого, Шукшин поднимает проблему трудностей в жизни «особенных» людей. Пусть большинство ведет себя доброжелательно и участливо, всегда найдется тот, для кого глумление и высмеивание не будет казаться чем-то аморальным и неправильным.

Семейное гнездо

Сближение Шукшина и Федосеевой продолжилось по возвращении со съемок в Москву. Однажды Василий вручил Лидии ключи от своей небольшой холостяцкой квартиры. Столичная прописка и жильё достались Шукшину с большим трудом. После окончания ВГИКа он почти десять лет скитался по Москве – ночевал то на вокзалах, то у друзей, бывало, лазил в окно общежития родного ВГИКа, где молодые товарищи давали ему кров в обход существующих правил. Из вещей с собой – портфель с рукописями.

Василий Шукшин с мамой Марией Сергеевной, 1932 год. Фото: Commons.wikimedia.org

На свой первый крупный гонорар Шукшин купил на родине, в Алтайском крае, дом для матери Марии Сергеевны. Потом сам построил баню. А в московской квартире был только матрас. Дочь Шукшина Мария рассказывала, что первую мебель Лидия Николаевна купила по сходной цене в магазине «Детский мир». Это был маленький столик и два стульчика. Шиковать – это и в дальнейшем будет не про них. После рождения двух дочерей продолжали жить в той же однокомнатной квартире. Пока девочки спали, Шукшин работал на пишущей машинке в туалете. Он клал на колени доску, ставил на нее машинку. Жилье, соответствующее его статусу известного писателя, актера и режиссера, он получил за несколько лет до кончины. Это была четырехкомнатная квартира в центре Москвы, где собственными руками он выложил на кухне плитку. Она, к слову, спустя полвека продолжает украшать семейное гнездо Шукшиных.

Василий Шукшин и Лидия Федосеева. Фото: www.globallookpress.com

Интерпретация символов и образов в «Горе»

Рассказ «Горе» Шукшина обладает богатым символическим и образным миром, который глубоко проникает в сознание читателя. В произведении автор использовал несколько ключевых символов, которые помогают ему передать свою главную идею и вызвать эмоциональный отклик.

Одним из основных символов рассказа является зимний пейзаж. Встречающаяся повсюду снежная белесая поверхность символизирует холодность и безразличие мира, в котором живет главный герой. Очередная гибель животного на склоне горы становится лишь еще одной точкой на белой картине безразличия и смерти, которая охватывает его жизнь.

Еще одним ярким образом в рассказе является река. Она символизирует поток времени, который неуклонно несется вперед, унося все на своем пути. Река становится метафорой жизни, в которой герой пытается найти свое место, но лишь бессмысленно растрачивает свои силы и энергию.

Утка, которую герой находит и бережно приносит в дом, может быть также рассмотрена как символ надежды и возможности перемен. Этот маленький существ, оказавшийся в чужой среде, становится своеобразным побудителем для героя, задающим вопросы о смысле его существования и об истинных ценностях.

В целом, рассказ «Горе» предлагает читателю глубокое осмысление мира и поиск своего места в нем. Символические образы зимнего пейзажа, реки и утки помогают создать атмосферу одиночества и безысходности, которая так часто сопровождает нас в жизни. Вместе они воплощают центральную идею произведения — человек может ощущать горе в самых обыденных, безысходных ситуациях своей жизни.

Сюжет и композиция

Рассказ «Горе» начинается с пейзажа. Описание лунной ночи, которую автор помнит с 12-летнего возраста, — экспозиция рассказа. Для мальчика, до слёз любующегося луной, эта ночь «светлая, хорошая». Рассказчик-мальчик становится свидетелем горя деда Нечая, с которым связан сюжет рассказа. Для охваченного тоской деда ночь огромная, светлая, ядовитая. Концовка снова возвращает читателя к пейзажу. Свет луны «мёртвый торжественный» и равнодушный к событиям человеческой жизни.

Рассказ состоит из двух историй утраты близкого человека. Дедушка Нечай три для назад потерял жену и тосковал по ней так, что напугал притаившегося недалеко мальчика, наслаждающегося лунной ночью. Старик Нечай разговаривал с умершей женой, рассказывал, как её похоронили, вспоминал, как она умерла, и сетовал, что она ничего перед смертью не сказала, не попросила позвать доктора. Когда Нечай стал рассуждать о том, что по ночам ходит на могилу, чтобы проверить, не заживо ли похоронили жену, и даже собирается её откопать для проверки, мальчик побежал к собственному деду.

Мудрый дед рассказчика делает единственно возможное в этом случае: поговорив со стариком и призвав его терпеть, дед мальчика оставляет Нечая у себя и рассказывает ему историю, случившуюся с ним на войне. Ретроспективный эпизод – рассказ о горе ещё большем, чем у Нечая (если горе вообще можно измерить). Шофёр санитарной машины, при которой санитаром работал дедушка в войну, привезя раненых в госпиталь, увидел, что в санитарной машине был его собственный сын, молодой лейтенант. И он умер по дороге. А шофёр, Миколай Игринев, так и не смог сказать жене о смерти сына – она считала его пропавшим без вести: «Так хоть какая-то надежда есть». Сочувствие чужому горю помогает Нечаю смириться со своим.

Жизнь главного героя

Рассказ Шукшина «Горе» рассказывает о жизни главного героя, человека, который столкнулся со множеством трудностей и потерь, но не потерял надежды и смог найти свой путь к счастью.

Главный герой, Федор Андреевич, ведет простую и трудовую жизнь. Он работает в колхозе, где занимается животноводством. Его дни проходят в тяжелом труде и постоянной заботе о скоте. Несмотря на все трудности, Федор Андреевич любит свою работу и относится к ней с большой ответственностью.

Однако жизнь не щадит главного героя. Он сталкивается с семейными проблемами, теряет жену, а затем и дочь. Эти потери полностью меняют его жизнь. Федор Андреевич испытывает глубокую боль и горе, но он не сдается.

Вместо того, чтобы опустить руки и потерять веру в жизнь, Федор Андреевич решает идти дальше. Он находит силы внутри себя, чтобы справиться со своим горем и начать новую главу в своей жизни.

Главный герой решает уехать из деревни и начать жизнь в городе. Он находит работу на заводе и становится успешным мастером. Его трудолюбие, настойчивость и оптимизм помогают ему преодолеть все преграды на пути к успеху.

Федор Андреевич не забывает о своих корнях и всегда помнит о своей деревне и людях, которые помогли ему в трудные времена. Он остается простым и отзывчивым человеком, готовым помочь другим.

Жизнь главного героя полна испытаний, но она также полна возможностей и побед. Федор Андреевич стал живым примером того, что смелость, настойчивость и вера в себя могут преодолеть любые трудности.

История Федора Андреевича вдохновляет нас не сдаваться, даже когда жизнь кажется тяжелой и безнадежной. Она показывает нам, что каждый из нас имеет силу преодолеть свои проблемы и найти свое счастье.

Темы

Автор рассматривает в тексте сразу несколько важных тем: это и соответствие внешнего облика и внутренних качеств личности (образ «пацана»), и взаимоотношения с близкими, и восприятие обществом людей с особенностями ментального развития. Все эти темы раскрываются через персонажей и ситуации, в которых они оказываются.

  1. Основная тема рассказа — жизнь людей с особенностями развития. Они несчастны из-за своего искалеченного внутреннего мира, который совсем не понятен окружающим. Они не могут думать и анализировать свои поступки, но они чувствуют то же самое, что и мы все. Поэтому людям, которые гордятся своей «полноценностью», нужно стремиться к тому, чтобы установить контакт с теми, кто огорожен от мира своими недугами.
  2. Отношения в семье тоже играют важную роль в повествовании. Родителям сложно принять «неполноценность» своего ребенка, и они не могут научиться выстаивать с ним коммуникацию. Их терпению приходит конец, и они изолируют Борю. Давать моральную оценку этому поступку сложно, ведь родители Бориса столкнулись с такими проблемами, которых мы не можем понять в полной мере.
  3. Место умственно отсталых людей в обществе — это тоже важная тема для размышления. Для создания специальной среды для их обитания нужна очень сильная экономика, а если в стране и так неблагополучно, то эти люди страдают прежде всего: их просто некуда деть. А там, где они оказываются, никому нет дела до их состояния.

История создания

Киноповесть «Калина красная» была написана в 1973 г. и напечатана в журнале «Наш современник» № 4. Произведение задумывалось сразу для съёмки, фильм вышел на экран в апреле 1974 г. Шукшин написал повесть в больнице. По словам его жены, Лидии Федосеевой-Шукшиной, Шукшин плакал над финалом повести.

Федосеева-Шукшина сыграла в фильме роль Любы, а Шукшин – Егора. Шукшина вспоминала, что песню «Калина красная», которая стала названием повести, спела она сама будущему мужу в день знакомства.

Съёмки фильма проходили на Алтае, родине Шукшина. Мать героя сыграла крестьянка Ефимия Быстрова, которая вообще не знала, что её снимают, а просто рассказывала Федосеевой-Шукшиной о своих сыновьях, чья судьба была похожа на описанную в повести.

Герои рассказа

Рассказчик – чувствительный мальчик, который может ощутить и красоту ночи, вызывающую необъяснимую, тайную радость, и горе старика, которое заслоняет для ребёнка в этот момент весь мир. Ему жалко дедушку Нечая, он плачет о его горе. Очевидно, история той ночи повлияла на личность мальчика и когда-нибудь помогла пережить ему собственное горе.

Дедушку Нечаева (Нечая) рассказчик называет маленьким старичком. Он худой, в длинной холщовой рубахе ниже колен. Дед сам не ожидал от себя такого проявления горя: он не может унять слёз, третий день мается и не знает, куда себя деть, у него опустились руки. Дед Нечай близок к помешательству, он разговаривает с умершей и не соглашается поначалу идти с дедом мальчика.

Бабка Нечаиха «жила незаметно и умерла незаметно». Голос у неё ласковый и терпеливый, а сама старушка безответная. Мальчик даже не может вспомнить её внешности. Бабушка, очевидно, была хорошим человеком, ни с кем не ругалась. Именно смерть таких незаметных людей вдруг выявляет всю их значимость для близких.

Дедушка мальчика – человек крутого нрава. Он говорит с Нечаем грубо, обещает погнать его домой палкой, стыдит его. Мальчик даже боится плакать, чтобы дед не дал подзатыльника. Но старик может и утешить, взывая к логике Нечая: не будут же все ложиться рядом с умершими от горя. Дед мальчика находит нужные слова и жизненный пример, чтобы вернуть Нечая к жизни.

Чему учит?

Итак, поразмышляем, над чем заставляет задуматься рассказ «Боря»? Описывая историю Бориса, автор будто говорит своим читателям: неважно, насколько кто-то отличается от окружающих, внутри него все равно может скрываться глубоко чувствующая личность. Он утверждает, что нужно быть более терпеливыми и понимающими по отношению друг к другу

Что, несмотря на негативные ситуации, которые происходят вокруг, стоит быть доброжелательным к тем, кто находится рядом.

Вместе с тем, всегда следует думать о последствиях собственных поступков, чтобы не причинять боль другим. И, может быть, тогда мир станет немного лучше и комфортнее для всех.

Сочинение №5

(Автор сочинения – Тихонова Ольга Дмитриевна)

Равнодушие это безучастность и холодность к окружающим

Невнимание в обществе становится большой трагедией. Я считаю, что равнодушие можно назвать преступлением

Ведь люди не стремятся помогать друг другу, часто даже не замечая, что происходит вокруг них. Безразличное отношение приводит к тому, что человек даже не задумываются о том, чтобы помочь ближнему. Для доказательства своей точки зрения приведу примеры из читательского опыта.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что безразличие таит в себе большую угрозу для человечества. Необходимо оставаться неравнодушным к проблемам других людей. Надеюсь, что окружающие станут внимательнее и отзывчивее по отношению к ближним людям.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Оля, у Вас получилось хорошее сочинение. Мысли чёткие и ясные, логика прослеживается. Аргументы подобраны хорошо, они отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе.

Хотелось бы обратить внимание на речевые ошибки и недочеты. Будьте внимательны при сочетаемости слов и употреблении того или иного слова в соответствующем контексте

Сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы молодец! Желаю удачи! С. Тарасов

Приложение

Темные страницы биографии

Старая школа теперь музей. Когда-то здесь учился, а позже преподавал Василий Макарович. Здесь все дышит той атмосферой, в которой вырос Шукшин. Старая парта, карты, ручки, указки, учебники. Здесь познакомился он со своей первой женой, которая тоже преподавала в этой школе. Познакомился, встречался, женился. А когда уехал учиться в Москву, то уже к жене не возвращался. Не возвратился даже, чтоб развестись. Объяснения этому поступку до сих пор нет. Шукшин женился во второй раз уже в Москве. Его второй женой стала дочь известного писателя советской поры Анатолия Софронова, в те времена возглавлявшего журнал «Огонек». Поступил Василий Шукшин просто — заявил в милицию, что потерял паспорт. И выдали ему новый паспорт, без штампов о женитьбе-разводе. Так неразведенным и жил, хотя за свою короткую жизнь успел жениться три раза. Первая жена довольно долго ждала мужа. Сейчас у нее новая семья, но когда она вспоминает о Шукшине, нет-нет да и всплакнет. Видимо, много воспоминаний связано у нее с Василием Макаровичем.

Эти слова нас заинтересовали, и мы спросили, нельзя ли сходить к ней и поговорить о Шукшине. Но экскурсовод покачала головой и пояснила, что для нее такие разговоры трудны необычайно, и муж ее второй сердится, когда кто-нибудь заводит разговор о Шукшине. Он до сих пор ревнует к нему, хотя Шукшина давно нет в живых. Может, потому, что на самом деле жена до сих пор остается женой Шукшина.

От школы мы неторопливо прошли деревенскими улицами мимо бывшего дома Шукшиных, мимо того места, где провел Василий Шукшин свое детство, прямо к горе Пикет. Здесь на горе устраивают время от времени Шукшинские чтения, куда приезжают гости из разных городов России и часто выступают местные поэты и прозаики. Приезжают сюда и барды, образуют палаточный городок и поют песни, про Шукшина, про родные края, про Россию. Хорошее это место, вольное. А рядом течет горная Катунь. Здесь купил матери домик Василий Макарович, когда получил гонорар за «Любавиных». Жены менялись, но любимой на всю жизнь оставалась лишь мать. Шукшин относился к ней трогательно, нежно, уважительно. Хотя на чувства скупы были оба, не обнимались, не целовались на виду у всех, о главном и серьезном разговаривали наедине. По всем жизненно важным вопросам советовался Шукшин только с ней. И когда поступал в институт, и когда собирался жениться, а может, и тогда, когда собирался приступить к очередной новой работе. Снял ее в «Калине красной», увековечил любимую мать навсегда. Памятник Шукшину стоит рядом с домом, в маленьком садике, рядом с калиной, которая на самом деле красная. Мать пережила сына, который прожил всего 45 лет. Если посчитать, сколько лет ему отвела жизнь на творчество, то наберется всего ничего — 15 лет. Чтобы за пятнадцать лет написать столько, наснимать столько, войти в историю кинематографа замечательным актером и режиссером, в литературу народным писателем, нужно, наверное, было немало сил, и моральных, и физических. Можно сказать, что Шукшин горел в творчестве и сгорел безвременно, не оцененный при жизни так, как должен был бы оценен, в том числе и на собственной родине.

Верность великому человеку — дело трудное. Мать ему была верна. Мать не смогла съездить на похороны, не приезжала в Москву. Не верилось ей, что сына уже нет, и не было сил съездить на могилку. Но одна их почитательниц Василия Макаровича, начала ей писать, и подробно описывала, какие цветы сажает, как склоняется к памятнику калина, такая же красная, как в романе, как в материнском саду.

Василий Макарович Шукшин похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Могилка его аккуратная и ухоженная, видимо, есть еще люди, почитающие его творчество, которые приходят, чтобы поклониться могиле писателя и режиссера. Все как положено, только вот щемит сердце от того, как быстро вдова его опомнилась от утраты. Вышла замуж за одного, потом за другого, все на виду, на народе. Трудно понять, как руководитель модной поп-группы может заменить в сердце великого человека. Хотя у каждого своя правда. Сама вдова рассказывает, что жилось ей нелегко с писателем, что и пил он, и бранился, а приревновав, мог и ударить. Трудное дело жить рядом с очень талантливым человеком. В жизни они не так хороши и однозначны, впрочем, как и их герои.

Проблематика

Секрет необычайной популярности фильма в том, что Шукшин смог показать суть русского характера. Законы жизни подобны воровским: ошибки порой невозможно исправить, они влияют на всю жизнь. Таким образом, основной вопрос повести – можно ли изменить прошлое, освободиться от его влияния, загладить вину и исправить ошибки.

Другие проблемы и вопросы: делают ли деньги счастливым; стоит ли рисковать жизнью, свободой, честью ради денег; важность семейных отношений; любовь, меняющая жизнь; долг человека перед матерью и родными. Затрагиваются также актуальные проблемы пьянства и возвращения бывшего преступника в общество

Столкновение героя с горем

Рассказ В. М. Шукшина «Горе» рассказывает о столкновении главного героя с судьбой, с неотвратимым горем. Это история о том, как человеку приходится противостоять трудностям и находить силы внутри себя, чтобы преодолеть все преграды и не сломиться под влиянием бедствий.

В рассказе присутствуют несколько устаревших и непонятных слов, которые могут вызывать затруднения в понимании текста. Давайте разберем некоторые из них:

  • Горь — это сибирское слово, которое означает бедствие, неприятность. В рассказе главный герой сталкивается с горем, которое меняет всю его жизнь.
  • Понурый — это прилагательное, которое описывает человека или настроение, выражающее грусть, уныние. В рассказе герой, переживая горе, становится понурым и закрывается от окружающего мира.
  • Припечатанный — это глагол, который означает окончательное завершение чего-либо. В рассказе герой припечатывает свою старую жизнь и начинает новую, полную испытаний и трудностей.
  • Погореть — это глагол, который означает попасть в беду, испытать несчастье или потерять что-то ценное. В рассказе герой погорел и потерял свою семью, свой дом и свою обычную жизнь.

Столкновение героя с горем — это неизбежный момент в жизни каждого человека. Мы все сталкиваемся с трудностями, потерями и неудачами

Но важно помнить, что горе не должно сломить нас, а наоборот, сделать нас сильнее и мудрее

Стилистические особенности

В рассказах Шукшина важны детали. Запах полыни, появляющийся в первой строчке и возникающий снова в момент, когда мальчик осознаёт силу горя соседа, – это символ горечи жизненных утрат.

Неправильная речь дедушки Нечая вызывает сочувствие, контрастируя с правильными, настоящими чувствами героя: «Чижало, кум, — силов нету».

В рассказе особенно важен пейзаж, организующий композицию. Шукшин несколькими штрихами прорисовывает портрет Нечая. Длинная рубаха ниже колен, ослепительно белеющая под луной, делает маленького худого старика похожим на покойника. Когда дед мальчика приводит Нечая домой и они оба укладываются на полу, укрывшись тулупом, дед будто спасает Нечая от мёртвого света луны, оживляя его.

Рассказчик в произведении – мальчик-подросток и одновременно взрослый писатель. Такое сочетание позволяет не скрывать своих чувств, не сдерживать восторга от того, что вокруг прекрасно, что земля тёплая и родная, что на ней не страшно. Ведь 12-летний мальчик ещё не знает, что ему предстоит пережить войну, а взрослый рассказчик знает. Такая двойственная точка зрения делает рассказ жизненным и правдивым.

  • «Чудик», анализ рассказа Шукшина

  • «Микроскоп», анализ рассказа Шукшина

  • «Калина красная», анализ повести Шукшина

  • «Критики», анализ рассказа Шукшина

  • «Сапожки», анализ рассказа Шукшина

  • «Обида», анализ рассказа Шукшина

  • «Миль пардон, мадам!», анализ рассказа Шукшина

  • «Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина

  • «Срезал», анализ рассказа Шукшина

  • «Волки!», анализ рассказа Шукшина

  • «Одни», анализ рассказа Шукшина

  • «Сельские жители», анализ рассказа Шукшина

  • «Солнце, старик и девушка», анализ рассказа Шукшина

  • «Верую!», анализ рассказа Шукшина

  • «Экзамен», анализ рассказа Шукшина

По произведению: «Горе(Шукшин)»

По писателю: Шукшин Василий Макарович

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: