Краткое содержание
Тина Руднева сильно переживала. Совсем скоро нужно было включать ёлку, а в дом ещё никто не позвал тапёра. Девушка решила попросить помощи у своей старшей сестры, но она проигнорировала её. Лидия достаточно холодно, но вежливо относилась к младшим детям.
Рудневы были одной из самых безрассудных московских семей, которые с радостью собирали у себя в доме шумные компании. В их поместье всегда было много гостей: близкие и дальние родственники, друзья. Редкий случай, когда у них было очень тихо.
Ирина Алексеевна — хозяйка дома, была из знатного и богатого рода. Женщина редко покидала свою комнату, делая исключения лишь для торжественных и официальных мероприятий. Она не любила находиться даже в обществе своего мужа и дочерей.
Руднева постоянно ревновала своего супруга. Аркадий Николаевич, несмотря на зрелый возраст, продолжал пользоваться популярностью у местных дам и имел несколько поклонниц.
Глава семьи очень любил проводить время, наряжая новогоднюю ёлку. Каждый год он приглашал для этого оркестр Рябова, но в этот раз с музыкальным сопровождением произошло сразу несколько недоразумений. Рудневы слишком поздно вспомнили, что нужно пригласить оркестр, и остались на праздники без музыки.
Приход тапёра
В дом наконец-то приводят тапёра. Им оказался худой и скромный мальчишка двенадцати лет.
Сёстры Рудневы очень удивились таким исходом событий, но у них не было другого выбора. Полный дом гостей нельзя было оставлять без музыки и заводных танцев.
Только сев за пианино, мальчик уверенно стал извлекать из него лучшие мелодии. Аркадий Николаевич, хорошо разбирающийся в музыке, был удивлён, насколько профессионально мальчик владеет инструментом. Мужчина поинтересовался, как зовут юного тапёра, им оказался Юрий Азагаров.
Важный гость
Юрий заметил, что к ним присоединился один очень важный гость, который внезапно заказал сыграть его рапсодию № 2.
После концерта Аркадий Николаевич дал мальчику конверт с гонораром и сообщил, что его выступление понравилась присутствующему у них известному композитору — Антону Григорьевичу Рубинштейну. Вот так молодой и талантливый Юрий Азагаров приобрёл себе прекрасного наставника, который воспитал из него хорошего композитора.
Главные персонажи повести «Тапер»
Сергей Александрович Плотников – главный герой повести. Молодой, красивый, амбициозный человек, мечтающий о славе и богатстве. Он работает в театре, но мечтает стать писателем. Его характер определяется противоречивыми чертами – честностью и восприимчивостью к сочувствию, но также и эгоизмом и жаждой самоутверждения. Ему предстоит познакомиться с Тапером, что изменит его жизнь.
Тапер – загадочный персонаж, который появляется в жизни Плотникова. Он помогает ему в нелегких жизненных ситуациях и становится наставником и другом. Тапер – личность, о которой мало известно, но его мудрые советы и прямые речи меняют взгляды и убеждения героя.
Лидия Львовна – женщина, в которую влюбляется Плотников. Она – дочь директора театра, где работает герой. Лидия – умная, красивая, но отчужденная от окружающих. Она оказывает сильное влияние на Плотникова, но отношения между героями не складываются. Лидия остается загадкой для главного героя.
Лаврин Федорович – друг Плотникова, который тоже мечтает о славе и признании. Он является отражением главного героя, но его увлечение алкоголем и светской жизнью ведет к краху.
Персонаж | Характеристика |
---|---|
Сергей Александрович Плотников | Амбициозный, честный, эгоистичный |
Тапер | Мудрый, загадочный, наставник |
Лидия Львовна | Умная, красивая, отчужденная |
Лаврин Федорович | Похож на Плотникова, увлекается алкоголем и светской жизнью |
Влияние произведения «Тапер» на литературное творчество
Произведение «Тапер» И. А. Куприна оказало значительное влияние на развитие русской литературы.
Во-первых, «Тапер» открыл новый жанр в литературе — жанр повести о животных.
Куприн поднялся на превышающую реальность высоту, сделал его одного из самых выдающихся природных писателей, писателей о дикой природе.
«Куприн углубляется на почти сверхфизиологические глубины
и выявляет трансцендентальные позиции леща, тапера, петуха, осьмерника, ёжика»;
«В повести Куприна нет фантазия повелителя – есть лишь объективно-субъективное видение.» Произведение было оценено критикой как вершина жанра повести о животных.
Во-вторых, «Тапер» повлиял на последующую литературу в том плане,
что показал возможность создания антропоморфных персонажей,
т.е. осуществление передачи психологии животных, дарование ими души.
Это воздействие можно найти, например,
у Виталия Бианки (в его пьесах и повестях, например, «Куколка», «Новом, где главный герой – щенок»),
Редьярда Киплинга и других писателей.
Таким образом, произведение «Тапер» И. А. Куприна имеет значительное влияние
на развитие русской литературы и стало отправной точкой
для создания нового жанра — жанра повести о животных.
Кто такой тапер? Анализ рассказа Куприна Тапер
Кто такой тапер? Это представитель профессии, утратившей свою актуальность с появлением звукового кино. «Тапер», краткое содержание которого изложено в статье, является историей вымышленной. Но вселяющей надежду на то, что талант и усердие никогда не останутся без внимания.
Итак, кто такой тапер? И почему Александр Куприн именно так назвал свое небольшое произведение?
Неблагодарный труд
Таперы в России пользовались большим спросом. На вопрос о том, кто такой тапер, ответ знал каждый ребенок из дворянской семьи. На праздниках и различных увеселительных мероприятиях представители этой профессии осуществляли музыкальное сопровождение.
Требования к таперам были невысоки. Они не оканчивали консерваторию. Знания музыкальной грамоты порою оставляли желать лучшего. Ведь таперы играли не на концертах классической музыки. Они всего лишь создавали фон.
Герои рассказа
Действующие лица произведения «Тапер» – члены семьи Рудневых. В их доме нередко проводятся праздники. Причем поводом для увеселений может служить спонтанное желание главы семейства. Рудневы гостеприимны. Глава уважаемого семейства – Аркадий Николаевич – гурман, игрок и неудачливый предприниматель.
Однажды при организации очередного семейного праздника, на котором ожидается немало гостей, забывают пригласить музыкантов. Аркадий Николаевич отправляет за тапером. Горничная, выполняющая указание хозяина, исчезает на добрых три часа. Младшая дочь – непоседливая Тина – с нетерпением ждет музыканта. Ведь вечер вот-вот должен начаться, а тапера все нет.
Юный музыкант
Удивление дочерей Руднева невозможно описать. Горничная наконец-то возвращается, но сопровождает ее отнюдь не опытный музыкант, а мальчик в гимназической шинели. Юного тапера зовут Юрий Азагаров. Разве сможет этот отрок обеспечить музыкальное сопровождение?
Самородок
Когда Юрий садится за рояль и начинает играть, удивление присутствующих сменяется восторгом. В доме Рудневых раздаются пассажи Шопена, звуки бетховенских сонат, рапсодии Листа. Игра реалиста соответствует уровню самого одаренного студента музыкальной консерватории. Аркадий Николаевич понимает, что перед ним настоящий самородок.
Рубинштейн
Вдруг хозяин дома куда-то исчезает
А спустя час возвращается в сопровождении важного господина. Гость Руднева внимательно слушает игру гимназиста
Юрий немало смущен вниманием человека с надменным взором
К тому же незнакомец просит сыграть еще раз рапсодию
Постепенно выражение лица важного гостя смягчается, в его глазах появляется одобрение. Юрий между тем играет, как никогда
Его пальцы обретают исключительную послушность и гибкость.
Гость снова исчезает. А вскоре к музыканту подходит Аркадий Николаевич, отдает конверт с деньгами и отправляет в переднюю одеваться. Оказалось, что важным господином, перед которым Азагаров так робел, является не кто иной, как великий композитор Рубинштейн. Судьба Юрия предопределена. Он поступает в ученики к выдающемуся музыканту.
Обратите внимание
Кто такой тапер? Это непрофессиональный музыкант, дилетант. Человек, имеющий лишь косвенное отношение к настоящему искусству. Однако другой оттенок приобретает это слово после прочтения рассказа, который написал Александр Куприн.
«Тапер», содержание которого вкратце изложено в статье, – история о талантливом музыканте, который мог бы до последних дней своей жизни зарабатывать на хлеб исполнением полек и кадрилей. Но участие доброго человека изменило его жизнь.
В концовке рассказа автор говорит о том, что гимназист-тапер — нынче всемирно знаменитый пианист. Но о вечере в доме Рудневых и встрече с Антоном Григорьевичем Рубинштейном, пожалуй, никогда не забудет.
Основная идея
Главная мысль рассказа «Тапер»— вера в то, что истинный талант может пробиться сквозь непонимание и многого достичь в жизни, если будет много и прилежно работать, шлифуя своё мастерство. Так, бедный мальчик, Юрий Азагаров своим повседневным, наверняка напряженным, трудом добивается больших успехов, как пианист. У него обширный репертуар: от классики и до легкой танцевальной музыки.
Куприн вкладывает еще один смысл в свое произведение «Тапер»: нельзя оценивать человека только по тому, как он выглядит, по тому, сколько ему лет и во что он одет. Рудневы не ожидали увидеть в тапере настоящего музыканта и изначально встретили его надменно и смотрели на него свысока. Однако они оказались неправы: мальчик проявил настоящий талант и был достоин признания.
Идея
Идеей рассказа является вера в силу и мощь настоящего таланта, который может пройти и пробиться через все и добиться всего, если его развивать. В рассказе приводится пример не по годам развитого мальчика-пианиста, владеющего обширным репертуаром – он может сыграть как классические произведения, так и что-то легкое, танцевальное. Он добивался этого тяжелым трудом.
Смысл таков – нельзя судить о человеке по его внешности и возрасту. Ведь Рудневы изначально были настроены отрицательно к таперу, иронически, поскольку считали, что он посредственный музыкант, и сильно удивились, когда выяснилось, что это не так.
Тапер: глубокий анализ сюжета и характеров
Сюжет повести «Тапер»
«Тапер» – одна из наиболее знаковых повестей А. И. Куприна. Рассказ затрагивает такие темы, как бедность, любовь, верность, предательство, жизненный путь и катастрофа судьбы. Главный герой – бывший жандарм Горемыкин живет в бедности, занимается мелким комиссионным бизнесом, и влюблен в прекрасную Самиру, которая отвечает ему взаимностью. Но однажды жизнь Горемыкина кардинально меняется, когда он узнает о предательстве его подруги.
Характеры персонажей
Куприн сумел создать уникальных и индивидуальных персонажей. Главный герой Горемыкин – это человек переживший трагическую судьбу, его жизненный путь обрек на неудачи, бедность и одиночество. Самира – девушка не похожая на других – она смелая, знает что хочет от жизни и идет к цели прямо и честно. Герой-антагонист – Шаврист, он предательски действует против Горемыкина. Своей безжалостностью и эгоизмом он вызывает чувство ненависти и отвращения.
Интерпретация произведения
«Тапер» – это повесть об измене, предательстве, судьбе и любви. Рассказывая о жизненном пути Горемыкина, Куприн обращается к вопросам морали, человеческой справедливости и бескорыстия
Автор намеренно подчеркивает, как жестоко обстоятельства влияют на судьбы людей, и как важно верить в справедливость и верность человеческой души независимо от внешних обстоятельств
- Горемыкин — человек испытавший множество бед и трагедий
- Самира – представительница красивой, уверенной в себе молодежи
- Шаврист- герой-антагонист, коварный и предательский
Основные темы и идеи произведения
Одной из главных тем повести «Тапер» А. И. Куприна является тема любви. Герой произведения, Перекрестов, уже взрослый и успешный бизнесмен, вдруг встречает свою первую любовь, девушку по имени Маша, и понимает, что все его достижения и богатство не приносят ему счастья. Противопоставление богатства и любви является одной из ключевых конфликтных линий в повести.
Еще одной важной темой является тема морали и этики. Герой вынужден оставить свою жену и семью, чтобы быть вместе со своей возлюбленной
Но он сталкивается с сомнениями и страданиями, не зная, как правильно поступить. Автор не навязывает читателю какое-то конкретное мнение, а оставляет за ним выбор, как он будет относиться к действиям главного героя.
Также в произведении затрагиваются темы общественного престижа и судьбы людей
Герой стал знаменитым и богатым благодаря своим усилиям, но в итоге понимает, что это не единственно важное в жизни. Куприн ставит перед читателем вопрос, стоит ли жертвовать своей семьей и личным счастьем ради достижения материальной и общественной выгоды
Сжатый пересказ рассказа «Тапёр» Куприна
На ёлку в качестве тапёра приглашён мальчик. Присутствующий там великий пианист находит у него необыкновенный талант.
Семья Рудневых, одна из самых безалаберных и гостеприимных московских семей, ждёт гостей на ёлку. Хозяйка дома, Ирина Александровна происходит из княжеской семьи. Она выходит из своей комнаты только в торжественных случаях, считая, что общество мужа и детей для неё слишком пошло. Общается она исключительно с потомками древних родов.
Это не мешает ей ревновать своего мужа Аркадия Николаевича, который, несмотря на свои пятьдесят с лишним лет, сохраняет репутацию дамского угодника, остаётся игроком, гурманом и щедрым покровителем балетного искусства. Он любит шумное общество и охотно участвует в праздниках по случаю ёлки, на которые всегда приглашает оркестр Рябова.
В этом году из-за недоразумения и ни оркестр Рябова, ни какой-нибудь другой пригласить не удалось, и Аркадий Николаевич решает пригласить тапёра. Горничную Дуняшу посылают за тапёром, а в дом начинают съезжаться гости.
Дуняша все не возвращается. Тина Руднева, для которой этот «взрослый» праздник ёлки — первый в жизни, больше всех сгорает от беспокойства. Наконец возвращается растерянная Дуняша и приводит худенького некрасивого мальчика, Юрия Агазарова четырнадцати лет, которому можно дать лет одиннадцать-двенадцать.
Это — единственный тапёр, которого она смогла найти. Обиженный недоверием старшей дочери Рудневых Лидии Аркадьевны, мальчик просит позволить ему что-нибудь сыграть.
Придя в восторг от игры Юрия, Аркадий Николаевич решает, что заставлять его играть танцы безбожно, но пока мальчик играет, а гости танцуют.
Тут в зал входит пожилой, судя по всему очень важный господин, которого Руднев называет Антоном Григорьевичем, и просит Юрия сыграть. Когда Юрий заканчивает, Руднев даёт мальчику конверт с деньгами и говорит, что домой его отвезёт Антон Григорьевич, заинтересовавшийся его игрой. Удивлённый Юрий не знает, что этот человек — сам Антон Григорьевич Рубинштейн.
Агазаров, который становится одним из талантливейших композиторов, никогда никому не рассказывает о первом разговоре со своим великим учителем.
Это интересно: Повесть «Яма» Куприна была впервые опубликована в 1915 году. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Ямы» по главам. В произведении описывается типичный уклад жизни местных проституток в Ямской слободе (называемой просто «Яма»). Одной из главных сюжетных линий можно назвать историю Жени — одной из проституток Ямы.
Смысл названия
На рубеже столетий 19-20 веков в просвещенных, интеллигентных, зажиточных семьях, было принято приглашать на балы, домашние праздники музыкантов, чтобы создать соответствующую обстановку на празднике. Далеко не всегда приглашенные были первоклассными музыкантам и чаще на таких « подработках»играли пианисты не самого высокого уровня. Поэтому само название «тапер» носит несколько пренебрежительный оттенок. (Это слово с перевода с французскогоtapeur, а также taper). Означает некое «хлопанье», «стук».
Автор специально называет рассказ о подлинном мастерстве пианиста этим пренебрежительным наименованием, чтобы подчеркнуть контраст между ожиданиями героев и реальностью.
Нравственные уроки
В рассказе Куприна «Тапёр» просматривается вполне определённая идея
Дети могут обратить внимание, что уже к 11−12 годам можно достичь чего-то такого, чем можно гордиться, как Юрий, который в своём молодом возрасте был уже умелым музыкантом и мог сам зарабатывать на жизнь.
Кроме того, из сюжета становится ясно, что именно внутренняя сторона человека отражает его нравственность. Высокомерие, гордыня, презрение к людям, попытки их унизить и осмеять никого не красят. Лидия Аркадьевна посмеялась над мальчиком и оказалась неправа. Татьяна же оказалась мягче и добрее и не обманулась в своих ожиданиях.
«Тапёр», анализ рассказа Куприна
В декабре 1900 года в газете «Одесские новости» был впервые опубликован рассказ А. И. Куприна под названием «Тапёр».
Как утверждал автор в одной из ссылок к своему произведению, основано оно было на событиях, которые на самом деле имели место быть. Однако тем самым Куприн хотел лишь подчеркнуть его реалистичность.
Анализ документальных фактов подтвердил, что никакого композитора по имени Юрий Азагаров не было.
Сюжетная линия рассказа
Юрий Азагаров в рассказе — четырнадцатилетний тапёр (музыкант, играющий на праздниках музыку для увеселения гостей). Его нанимают играть на ёлке в семью Рудневых — богатый и хлебосольный дом, двери которого открыты для всей Москвы. Старшая сестра, Лидия Руднева, иронично отнеслась к маленькому музыканту, не поверив, что он может отыграть целый вечер.
Однако Юрий своей талантливой игрой доказывает насмешливой красавице, что он — настоящий талант, который трогательно и красиво играет любое музыкальное произведение: от классики до увеселительных танцев.
В самый разгар праздника в залу, где играет маленький тапёр, входит солидный, очень серьёзный человек в летах.
Он просит сыграть одну из рапсодий Листа, а после игры в самом разгаре вечера забирает и увозит мальчика с собой. Только одеваясь, Юрий узнаёт, что этот человек — великий композитор Антон Григорьевич Рубинштейн.
Рассказ заканчивается тем, что Юрий под началом такого великого учителя становится не менее известным композитором.
Идейное содержание произведения
Тема рассказа Куприна — искусство, она характерна для всего творчества этого писателя. В очередной раз Александр Иванович показывает читателям, что настоящий талант будет оценён по достоинству и вознаграждён.
Композиция рассказа двухчастная и построена на контрасте. Первая часть — описание роскошного дома Рудневых и их беспорядочного, бесшабашного образа жизни. Вторая часть — скромный, маленький тапёр, который своим внешним видом может вызвать только жалость. К концу рассказа соотношение меняется: все гости дома Рудневых находятся во власти звуков, извлекаемых Юрием из пианино.
Нельзя не заметить, что Куприн заостряет внимание читателя на том, что очень часто в жизни человека судьбоносное значение имеет обычный случай. Таким случаем для маленького тапёра стал приход к Рудневым Рубинштейна
Важно
Небольшой, но трогательный рассказ А. И. Куприна «Тапёр» лёгок в прочтении и способен затронуть самые глубинные струны души любого человека.
Ознакомившись с анализом рассказа «Тапёр», вы обязательно пожелаете прочесть и другие сочинения по произведениями Александра Ивановича Куприна:
- «Гранатовый браслет», анализ рассказа
- «Олеся», анализ повести Куприна
- «Куст сирени», анализ рассказа Куприна
- Александр Иванович Куприн, биография
- «Поединок», анализ повести Куприна
- «Чудесный доктор», анализ рассказа Куприна
- «Белый пудель», анализ рассказа Куприна
- «Слон», анализ рассказа Куприна
- «Суламифь», анализ повести Куприна
- «Allez!», анализ рассказа Куприна
- «Яма», анализ повести Куприна
- «Молох», анализ повести Куприна
- «Изумруд», анализ рассказа Куприна
- Образ Ивана Тимофеевича в повести Куприна «Олеся»
По писателю: Куприн Александр Иванович
Счастливая судьба маленького пианиста в рассказе А. И. Куприна «Тапер» — Сочинения
Александр Иванович Куприн славится своими произведениями на тему роли искусства в жизни человека и всего общества. Рассказ «Тапер» не является исключением. Cюжет основан на теме высокого музыкального искусства, как дороги к светлому будущему маленького пианиста Юрия.
Рассказ условно разделен на две части: первая изображает роскошный дом семьи Рудневых, где царит веселье, безумие и шабаш. Места настоящему искусству во всей его многогранности и чистоте в этом доме просто нет. Однако, все меняется с приходом маленького четырнадцатилетнего тапера, приглашенного играть на елке. Главный герой — воплощение истинного таланта.
Вторая часть произведения абсолютно контрастна к первой. Это история маленького способного пианиста, который должен весь вечер играть в богатой семье самые разные произведения: от классических рапсодий до увеселительных композиций. Несмотря на насмешки вокруг себя, мальчик справляется с волнением и восхитительно отыгрывает вечер. Он наполняет дом завораживающей и трогательной музыкой.
Кульминацией произведения является визит неизвестного солидного человека. Он тщательно наблюдает за Юрием Азагаровым, главным героем, и позже в самый разгар вечера прощается с хозяевами и забирает с собой пианиста.
Пожалуй, он и является тем ключиком от двери к мировому успеху. Незнакомец оказался Антоном Рубинштейном — великим композитором. Забрав мальчика, он проложил Юрию дорогу к музыкальным высотам.
Композитор обучил бывшего тапера и воспитал достойного преемника.
Рассказ Куприна о маленьком, никому не известном пианисте — это свидетельство существования в мире справедливости и любви к искусству.
Сколь бы ни был мал и скромен человек, его заметят, если он будет проявлять свой талант. Судьба маленького пианиста сложилась счастливо, как он того заслуживал.
Совет!
Долгие годы обучения игре на музыкальном инструменте дали свои плоды, и мальчик нашел истинное призвание.
Особенной деталью, ярко выраженной в рассказе, является роль обыкновенного случая в жизни человека. Порой судьба может поменяться в один миг, стоит лишь произойти случайному совпадению: нужное время, нужное место, внимательные люди.
Юрий Азагаров — пример самородка, который по счастливой случайности попал в руки опытного мастера. Однако, как говорится, случайности — это самые неслучайные вещи в мире. Приход Рубинштейна к Рудневым стал закономерной наградой юному пианисту за его старания.
В будущем Юрий становится великим композитором, не хуже своего учителя, и продолжает творить на радость ценителям.
Основная идея рассказа
Краткое содержание произведения «Тапер» позволяет читателю понять основную мысль рассказа, которую хотел передать А. Куприн. Большое значение в нашей жизни имеет случайная встреча, стечение обстоятельств. Можно обладать колоссальным трудолюбием и талантом, но одна маленькая встреча с важным человеком определяет будущее. Такой наставник помогает развить способности, окрыляет и позволяет поверить в свои силы.
____________________
* Тапёр — в 19 – начале 20 века музыкант (как правило, пианист), сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах и балах, а впоследствии – немые фильмы.
Тема и идея произведения «Тапер» Куприна
В произведении «Тапер» Александр Куприн затрагивает тему долга перед страной и народом, идею преданности и самоотверженности. Он размышляет о том, что для действительно сильного и достойного человека необходимо преодолеть собственные страхи и слабости ради чего-то большего.
Главный герой, Кондратий Тапер, является символом самоотверженности и преданности своей родине. Он посвящает свою жизнь служению правде, справедливости и защите слабых. Тапер выступает на защиту не только своей родины, но и принципов, которыми она руководствуется. Он готов пойти на любые жертвы, чтобы защитить идеалы, в которые он верит.
Главной идеей произведения является преодоление личных страхов и интересов во имя общих ценностей. Куприн показывает, что сильный человек не может оставаться безучастным к событиям вокруг него, он чувствует ответственность за охрану и сохранение принципов справедливости и свободы.
Жанр произведения — рассказ. Куприн использует краткую и компактную форму повествования, передавая суть идеи через яркое изображение характера и поступков героя. Он строит сюжет таким образом, чтобы удивить и заинтриговать читателя, создавая напряжение и эмоциональную привязку к судьбе главного героя.
Поэтому произведение «Тапер» является ярким и вдохновляющим примером литературы, олицетворяющей идею самоотверженности и преданности своей стране. Оно показывает, что истинные герои находятся там, где их нуждаются их нация и народ, и что каждый человек, воспитанный на принципах служения и преданности, может стать настоящим героем, воплощением идеалов и надежд своего народа.
Знакомство с персонажами произведения: сёстры Рудневы
Рассказ «Тапёр», краткое содержание которого вы читаете, начинается со знакомства с семьей Рудневых. Это, прежде всего, Тина – 12-тилетняя девочка, дочь хозяина дома.
Девочка вбежала в комнату, в которой горничные одевали ее сестер. Тина очень переживала, хотела, чтобы встреча Рождества прошла хорошо. Она поделилась своим беспокойством с сёстрами, сказав им о том, что нет тапёра.
Старшая сестра, которую уже почтительно называли Лидией Аркадьевной, была, напротив, слишком спокойной. Она сделала Тине замечание, сказав, чтобы та не врывалась вот так в комнату.
Тогда Тина попросила свою вторую сестру Таню пойти с ней, чтобы помочь подготовиться к празднованию. Ведь через час уже должны были зажигать ёлку.
Далее мы узнаём о младшей сестре Кате. Её и Тину вместе со сверстниками раньше запирали в детской и не допускали к устройству елки. Но в этом году Тина первый раз была причастна к готовящемуся волшебству, поэтому-то она так переживала – хотела, чтобы всё получилось.
Темы
- Основная тема рассказа «Тапер» — это настоящий талант. Искусство преображает человека изнутри: невзрачный мальчик, коснувшись клавиш, совершенно менялся и излучал незамеченную наблюдателем одухотворенность. Совсем еще ребенок, он глубоко чувствовал музыку, поэтому смотрел так серьезно и вдумчиво.
- Быт и нравы интеллигенции. Описание семьи Рудневых в ожидании праздника демонстрирует жизнь московской интеллигенции. Лучшие ее представители были гостеприимными, хорошо образованными и отзывчивыми людьми. Они умели оценить талант и вознаграждать его, понимали и любили музыку. Однако есть и другая сторона этого сословия: жена Руднева и его старшая дочь высокомерны, надменны, но при этом вовсе не умны. Они лишь бросаются заумными словами, но держатся в стороне от реальной жизни и замыкаются в себе.
- Тема детства. Автор противопоставляет два детства: одно из них протекает в довольстве и праздности, но другое наполнено трудом и лишениями. С юных лет Юрий сам обеспечивает себя, ловя презрительные взгляды своих временных работодателей. Он вызывается играть всю ночь в праздник, то есть ему самому идти некуда и не на что. А вот Татьяна, его ровесница, живет, ни в чем не нуждаясь, и радуется безмятежному детству.
Проблемы
Главной проблемой в произведении является социальная несправедливость, выраженная в проблемах юного дарования. Талантливому музыканту нужны деньги, чтобы выживать, и он подрабатывает на вечерних мероприятиях у богатых людей, не щадя свое здоровье. Лишь случайно его заметил Рубинштейн, и дал возможность развиться и выжить. Однако таких юношей было много, но они не были замечены. Сколько их таких было и сколько их работало? – такие вопросы задает автор.
Второй проблемой писатель означил творческий путь, который в большинстве своем является весьма тернистым и трудным – люди работают очень много, чтобы добиться славы, им нужно обеспечить себя, при этом уделяя основное внимание тому, к чему у них лежит душа. Однако именно такое стечение обстоятельств закаляет людей и делает их мастерами своего дела, виртуозами
Третьей проблемой выступают взаимоотношения сословий – юноша сносит надменность и недоверие тех, кто его пригласил. Люди думают, что он ничего не умеет и является новичком в музыке. Ответить он им не может, поскольку зависит финансово от них. Впрочем, конфликт окончился неплохо – талант мальчика привел его к всеобщему признанию.