Аргумент из рассказа паустовского «телеграмма». равнодушие к близким. вина. одиночество

Телеграмма паустовского: краткий пересказ и анализ произведения, затрагивающий главных героев | tvercult.ru

Краткое содержание

Пожилая женщина Катерина Петровна одиноко жила в старом доме в небольшой деревне Заборье. Октябрь выдался холодный, тесовые крыши почернели, везде было мрачно и неуютно. Старушке было всё тяжелее вставать по утрам.

Её отец был известным художником, который в своё время вернулся из Петербурга сюда, в своё родное село, построил здесь дом и стал жить в покое, ухаживая за садом, когда уже не мог писать картины из-за испортившегося зрения и дрожащих рук. Поэтому теперь дом считался «мемориальным», находился под охраной областного музея, повсюду на стенах висели потускневшие картины. Но в деревне Катерине Петровне не с кем было поговорить об искусстве, об отце, о своей молодости, когда она жила с отцом в Париже и даже видела похороны Виктора Гюго.

К ней заходила только соседская девчонка Манюшка, которая помогала по дому, приносила воду из колодца, ставила самовар, а старушка дарила ей всякие безделушки. Также заходил сторож при пожарном сарае Тихон, помнивший ещё самого художника и сохранивший к нему уважение.

Дочь Катерины Петровны, Настя, жила в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад. Старушка не жаловалась и не докучала ей письмами, понимая, что у молодых свои заботы и своя жизнь, но всё же думала о ней каждый день, тосковала, сидя на краешке продавленного дивана. Раз в два-три месяца от Насти приходили переводы на двести рублей, которые приносил весёлый почтальон Василий. Переводы сопровождались одним и тем же текстом о том, что у неё очень много дел.

Настя работала секретарём в Союзе художников, занималась выставками и конкурсами. Получив письмо матери, она спрятала его в сумку, решив прочитать после работы. Ей предстояло посмотреть, как живёт молодой скульптор Тимофеев, чтобы сообщить об этом руководству Союза. Мастерская скульптора не отапливалась, он жаловался на то, что его ущемляют. Девушка решила, что нужно помочь ему, устроив выставку его работ. В его мастерской она полюбовалась на созданную им скульптуру Гоголя, и сверлящие гоголевские глаза, казалось, обвиняли её в том, что она не прочла материнское письмо.

Дома Настя всё-таки прочла его, но решила, что ехать в деревню некогда: сейчас и так слишком много проблем. После этого она две недели возилась с обустройством выставки Тимофеева. Тот имел непростой характер. Но всё же показ его работ удался на славу. Во время собрания художников и критиков Насте принесли телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Сначала она ничего не поняла, потом снова заметила на себе осуждающий взгляд скульптуры Гоголя. Уйдя с выставки и перечитывая телеграмму, она вдруг осознала, что никого роднее мамы у неё нет, никто больше не любил её так, как эта дряхлая старушка в скучном Заборье.

Тем временем Катерина Петровна, заболев, не вставала уже десять дней. Манюшка присматривала за ней: иногда казалось, что старушка уже не дышит. На телеграфе Тихон взял телеграмму, сам написал её от лица Насти и, придя к пожилой женщине, прочитал её ей, желая приободрить её и сказав, что её дочь уже едет. Катерина Петровна поняла его наивный обман, но всё равно была благодарна ему за доброту и сочувствие.

Вскоре она умерла, не дождавшись приезда дочери. Её хоронили на следующий день. На похоронах присутствовали чужие люди, но все они глубоко проникались состраданием к её судьбе. Молоденькая учительница, недавно приехавшая сюда работать и увидевшая похороны, поцеловала её высохшую руку, вспомнив о собственной матери, тоже оставшейся в одиночестве в областном городе.

Настя прибыла в Заборье на второй день после похорон. В доме старушки она плакала всю ночь, а под утро ей пришлось уезжать, крадучись, чтобы никто не заметил её и ни о чём не спрашивал. Она думала, что никто, кроме матери, больше не сможет избавить её от груза непоправимой вины и тяжести.

Овский — Телеграмма: описание, герои, анализ произведения

К.Г.Паустовский «Телеграмма»: описание, герои, анализ произведения

История создания

Рассказ «Телеграмма» был написан Паустовским в 1946 году, вскоре после того, как к нему пришла большая, советская и зарубежная слава. Истоки рассказа можно найти в произведениях 1937 года – цикл рассказов «Летние дни», повести «Мещёрская сторона». Здесь есть упоминание о судьбе дочери известного художника, которое впоследствии трансформируется в самостоятельный рассказ «Телеграмма». Рассказ не изучался в советской школе вплоть до конца 90-х, так как приоритет имели более крупные произведения жанра соцреализма.

Сюжет рассказа можно изложить в нескольких предложениях: одинокая женщина преклонного возраста живет в отдаленной глухой деревне, в «мемориальном» доме, построенном еще её отцом, выдающимся художником. Речь даже не о физической помощи, — женщина абсолютно чужая жителям деревни, с которыми у неё нет никаких точек соприкосновения. Удивительно, но у неё есть дочь, которая временами присылает матери денег да пишет ей короткие письма о том, как она занята. Настает время, когда пожилая мать понимает – ей не пережить надвигающуюся зиму, и она пишет дочери призывное письмо. Настя выезжает больше чем через две недели и то – после тревожной уже телеграммы о приближающейся смерти матери. Дочь не успевает ни к постели умирающей, ни к похоронам, а когда приезжает, испытывает самое страшное на свете раскаяние.

Происхождение Катерины Петровны, вероятно, дворянское, ведь автор упоминает о том, что она была воспитана в семье, имеющей отношение к искусству. Катерина Петровна получила хорошее образование, она была знакома со многими людьми из мира искусства, даже упоминается, что будучи в Париже, видела похороны Виктора Гюго. Но эта информация, разговоры об искусстве никому в богом забытой деревне не будут интересны, как и старинные вещи из гардероба женщины, — страусовые перья, сморщенные перчатки, одежда в бисере. Люди в дерене живут неравнодушные – ходит к пожилой женщине девочка-соседка, почтальон и сторож Тихон, но им просто не под силу скрасить ее одиночества, слишком разные люди. Катерина Петровна ждет писем от дочери, а сама не пишет, чтобы не докучать девушке. Не выдерживает только раз, посылая девушке трогательные строки, так как предчувствует скорую смерть.

Жизнь второй героини, Насти, напротив, полна энергии и забот. И если бы читатель не узнал в предыдущей части рассказа, что происходит с её матерью, он бы считал Настю тонко чувствующим, сердечным и отзывчивым человеком. Ведь её душа так порывисто отзывается на искусство, на чужую беду (например, суровое существование скульптора Тимофеева). На чужую, но вот не на материнскую – ведь письмо от матери Настя даже читает не сразу, а едет к ней вообще через 2 недели.

Раскаяние приходит слишком поздно. Настя не успевает никуда, даже на похороны. Всю ночь девушка плачет в опустевшем материнском доме, а утром уезжает втайне от деревни, будто крадучись, – ей стыдно.

Авторское осуждение не прямое. Голос осуждения и голос её совести звучат как будто из уст скульптуры Гоголя. Ей кажется, что пронзительному гоголевскому взгляду она видна насквозь, и он знает, как несправедливо она к собственной матери.

Главные герои

Происхождение Катерины Петровны, вероятно, дворянское, ведь автор упоминает о том, что она была воспитана в семье, имеющей отношение к искусству. Катерина Петровна получила хорошее образование, она была знакома со многими людьми из мира искусства, даже упоминается, что будучи в Париже, видела похороны Виктора Гюго. Но эта информация, разговоры об искусстве никому в богом забытой деревне не будут интересны, как и старинные вещи из гардероба женщины, — страусовые перья, сморщенные перчатки, одежда в бисере. Люди в дерене живут неравнодушные – ходит к пожилой женщине девочка-соседка, почтальон и сторож Тихон, но им просто не под силу скрасить ее одиночества, слишком разные люди. Катерина Петровна ждет писем от дочери, а сама не пишет, чтобы не докучать девушке. Не выдерживает только раз, посылая девушке трогательные строки, так как предчувствует скорую смерть.

(Кадр из к/ф «Телеграмма» 1957 год)

Жизнь второй героини, Насти, напротив, полна энергии и забот. И если бы читатель не узнал в предыдущей части рассказа, что происходит с её матерью, он бы считал Настю тонко чувствующим, сердечным и отзывчивым человеком. Ведь её душа так порывисто отзывается на искусство, на чужую беду (например, суровое существование скульптора Тимофеева). На чужую, но вот не на материнскую – ведь письмо от матери Настя даже читает не сразу, а едет к ней вообще через 2 недели.

Раскаяние приходит слишком поздно. Настя не успевает никуда, даже на похороны. Всю ночь девушка плачет в опустевшем материнском доме, а утром уезжает втайне от деревни, будто крадучись, – ей стыдно.

Анализ произведения «Телеграмма»

Структура

Рассказ перед нами или повесть? «Телеграмма» Паустовского — короткий рассказ. Его можно условно поделить на пять частей, каждая из которых несёт определённую смысловую нагрузку в сюжете:

  1. О матери
  2. О дочери
  3. Тревожная весть
  4. Трагичная развязка
  5. Итог.

Первая часть — представление матери, Катерины Петровны. Рассказывается о том, что старушка живёт в глухой деревне одна и имеет дочь. Вторая часть — знакомство с Настей, описание её работы. В третьей происходит кульминационный момент — зарождение и отправка самой телеграммы матерью о своей болезни. Там же неравнодушный ко всему мужик Тихон высылает ответ якобы от дочери для Катерины Петровны. Но та понимает и благодарит его за душевный порыв, не получая, однако, истинного письма от Насти. В четвёртой дочь приезжает, да не застаёт мать живой. И в пятой происходит переосмысление ею своего поступка, подведение итогов.

О чём сюжет: короткое содержание

Читайте краткое содержание и узнаете что: Катерина Петровна доживает свой век в удалённой от города деревушке. Её дом был построен ещё дедом, талантливым художником

Женщина малообщительна и практически не имеет контактов с односельчанами, но у неё есть дочь, занимающаяся важной работой и высылающая матери денег. В какой-то момент Катерина Петровна понимает, что смертельно больна и хочет повидаться с дочерью напоследок, в чём и просит её в телеграмме. Однако Настя не принимает письмо
всерьёз и выезжает спустя две недели, когда узнаёт, что смерть матери не за горами

Девушка опаздывает на похороны и испытывает горечь, запоздалое раскаяние за свою медлительность

Однако Настя не принимает письмо
всерьёз и выезжает спустя две недели, когда узнаёт, что смерть матери не за горами. Девушка опаздывает на похороны и испытывает горечь, запоздалое раскаяние за свою медлительность.

Герои рассказа

Всех героев можно поделить на группы:

  • главные действующие: мать Катерина, дочь Настя
  • второстепенные действующие. В деревне: пожилой сторож Тихон, соседка девочка Манюшка. У Насти: скульптор Тимофеев.
  • Третьестепенные действующие лица — жители деревни на похоронах. Почтарь, учительница и т.д.
  • недействующие: отец Катерины Петровны, художник. Здесь можно выделить и скульптуру Гоголя — она говорит в сознании Насти голосом совести. Тем самым через неё читатель знакомится с авторской позиции произведения.

Главные герои в «Телеграмме»

Катерина Петровна, вероятнее всего, происходит из дворянского рода. Паустовский намекает, что она воспитывалась в интеллигентной семье, разбирающейся в искусстве. В молодости женщина бывала в обществе творческих людей, а в Париже застала похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна образованна и духовно развита.

Но в деревне она никому не нужна, ей не с кем обмолвиться словом. У женщины шикарный гардероб дворянки, небывалая там роскошь. Тем не менее находятся небезразличные знакомые, которые навещают старушку. Среди них и сторож Тихон, и девочка, и почтальон. Катерина Петровна ждёт участия только от одного человека — своей дочери. Та присылает ей скупые отписки, ссылаясь на занятость. Мать и боится лишний раз потревожить своими телеграммами, лишь единожды не выдержав и отправив её первой. Когда находится при смерти.

Настя — неопытна и только познаёт мир вокруг себя. В ней много амбиций и иллюзий. Девушка кажется душевной и трепетной, но своей матери уделяет мало внимания. Откликается на призыв о помощи не с первого раза, да и то на чужое письмо.

Роль Тихона

Тихон — работяга, малограмотный, но искренний и отзывчив душой к чужим бедам. Он — сторож в доме умирающей женщины. В его сердце ещё живы воспоминания об отце Катерины Петровны, Тихон уважает и её саму, как образованную и вежливую даму. Он проникается её бедой и составляет ответное письмо якобы от дочери. Несмотря на то, что обман был понят женщиной, старушка поблагодарила Тихона за участие. А сам его поступок можно считать бескорыстным порывом души, светлой и доброй. Его телеграмма — символ рассказа.

Сочинение 3

У Паустовского есть множество различных произведений, написанных на грустный лад, и заставляющих задуматься над общим смыслом жизни, а нашей цели в ней. В своих произведениях он показывает жизнь такой, какая она есть, не используя призму романтизации. Всё описано как есть, и это, пожалуй, одна из главных особенностей индивидуального стиля Паустовского.

В его произведении описываются события которые скорее всего очень сильно вас затронут. Оставшись одна в деревне, уже старая женщина, чувствуя скорость смерти, размышляет о своём прошлом и жизни целом. Отправив своей дочке в Ленинград телеграмму с просьбой приехать к ней, она начинает ждать, но проходит первая неделя, затем вторая, однако её дочь так и не приехала. Со временем ей становиться хуже и она так и не дожидается своей ненаглядной доченьки. А спустя два дня после похорон, прибывает её дочь. И виня во всём одну лишь себя, возвращается в Ленинград.

Произведение поднимает актуальную, даже на сегодняшний день, проблему. Эта проблема это активный переезд молодого деревенского населения в города. Уезжая, они намеренно оставляют своих родителей одних, обычно не навещая их, так их родители и доживают свои года в одиночестве, что, несомненно, является очень неправильно и не заслуживает никакого понимания, ведь родители это самое дорогое что может быть в нашей жизни. Наша жизнь очень коротка и нельзя растрачивать её попусту, надо пытаться как можно больше времени проводить со своими родителями.

Именно это и старается сказать Паустовский в своём произведении. Необходимо беречь своих родителей как самое дорогое сокровище, всегда оберегать и защищать. Навещать их даже если вы находитесь очень далеко. Чтобы они всегда знали, что они не одни, что несмотря ни на что, вы будите с ними всегда. Старайтесь как можно чаще говорить им о своей любви, иначе может стать слишком поздно. Именно это, по моему мнению, пытается сказать Паустовский в своём произведении.

Сочинение Основная главная мысль рассказа Телеграмма Паустовского

Главная задача в произведении Паустовского — показать, что нельзя быть бессердечным человеком и стараться навещать родных и близких людей. Не забывать, что мать дала жизнь и оберегала, поднимала на ноги с детства.

Мне трудно было читать это произведение. Единственная дочь Екатерины Павловны не бедствует, проживает в городе. У неё есть все условия для жизни. Но она не может навестить старого человека в деревне, где надо самому носить воду, зажигать печь и колоть дрова. Даже магазин находится в нескольких километрах от жилого дома. Её мать живёт одна. Скончался отец матери, с которым было сподручнее жить, он был знаменитым среди художников. О муже Екатерины Павловны ничего не сказано.

Самое страшное, что мать решается признаться в том, что её дни сочтены. Она чувствует, что скоро умрёт. А дочь даже не нашла времени, чтобы прочитать письмо. Ей помогают чужие люди дочь сапожника приносит ей воды из колодца, убирает в доме. Её зовут Маня. Она не понимает ценность вещей, которые ей отдаёт пожилая женщина. Старый сторож Тихон (из жалости) помогает на земельном участке ветки и пилит. И постоянно спрашивает: «А дочь Настя пишет?». И в ответ получает молчание. И говорит, что уходит. Екатерина Петровна вежливая, скромная женщина. У неё много времени, чтобы вспомнить об отце, рассмотреть картины. Здоровье её ухудшилось, зрение снизилось. Прошло три года после того, как дочь навещала родную мать. Мать отправляла редко письма дочери, боясь побеспокоить и ранить любимого ребёнка. Раз в несколько месяцев почтальон доставлял двести рублей. Прикладывал руку старушки в нужном месте, чтобы правильно поставить подпись. Ей казалось, что от денег исходит аромат духов Насти. То есть она уже не осознавала, что это другие купюры, а не те, что отсылала дочь. Ей казалось, что кто -то стучит. Она пробовала открыть калитку и видела пустоту. Последнее письмо было очень грустным. Мать хотела повидаться с любимой дочерью, приложить свои руки к её рукам.

Дочь была интересным человеком, много работала. И самое интересное — это взгляд скульптуры Гоголя. Он как бы говорил даже не открыла письмо.

Идея рассказа состоит в том, что нужно быть добрее, внимательнее к родным, особенно матери. Не забывать: писать, навещать, привозить продукты, ухаживать за любимым человеком. Помнить о них и стараться читать вести своевременно. И только после смерти дочь поняла всю любовь матери. Очень жаль, что она не выполнила последней просьбы матери и не приехала.

Сочинение по рассказу Телеграмма

Паустовский написал немало грустных произведений, которые заставляют читателей задуматься о жизненных целях и смысле жизни, как таковой. Он показывает окружающий мир максимально реалистично, не прибегая к романтизму. Я же пишу сочинение по рассказу Телеграмма Паустовского, в котором также затронута немаловажная, актуальная по сей день тема.

Речь в произведении идет о пожилой женщине, проживающей в деревне. На старости лет она осталась совершенно одна. Старушка прекрасно понимает, что вскоре умрет. Она отправляет телеграмму своей дочери, которая проживает и работает в Ленинграде. Женщина просит, чтобы та приехала и постоянно ждет, что увидит родную кровинку. Правда недели идут одна за другой, но дочь так и не появляется. Состояние женщины постепенно ухудшается и она умирает. Лишь через пару дней после того, как старушку похоронили, в деревню приезжает ее дочка. Она корит себя, что не сделала этого раньше и с тяжелым грузом на душе возвращается в город.

В сочинении по произведению Телеграмма Паустовского хочется сказать, что поднятая автором проблема является актуальной даже сейчас. Ведь немало молодежи переезжает их сел в крупные города. Повзрослевшие дети сознательно оставляют самых близких людей, воспитавших их. Зачастую они даже не наведываются к ним. Последние свои дни, даже годы, родители вынуждены проживать в одиночестве. Естественно, что так попросту не должно быть. Следует уделять родителям должное количество времени и внимания.

Как раз об этом и повествует автор в своем рассказе. Он пытается донести мысль, что родители являются самым ценным сокровищем. Даже если дети находятся очень далеко, они все равно должны их навещать, защищать и оберегать

Крайне важно не забывать говорить им о своих чувствах. Ведь потом может просто оказаться поздно

После прочтения данного рассказа могу теперь с уверенностью сказать в сочинении, что моя любимая книга – Телеграмма Паустовского. Это произведение сильно затронуло меня. Пожалуй, оно никого не сможет оставить равнодушным.

Смысл финала рассказа

Смысл финала довольно прост — делайте все вовремя. Настя очень жалела, что не смогла попрощаться с матерью по-человечески, а главное — попросить прощение. Работа никуда не денется, если навещать маму хотя бы раз в пару месяцев или писать хоть иногда о том, что все хорошо. Ведь любая весточка успокаивает сердце любящего родителя.

Это понял еще один персонаж — молодая учительница. Она стала свидетельницей похорон Екатерины Петровны, и тут же вспомнила о своей пожилой матери. Наверняка после всех событий она напишет ей или даже навестит старушку. Паустовский добивается такой же реакции и у своего читателя.

Сочинение по рассказу Паустовского Телеграмма

Изначально, только начиная читать рассказ Паустовского, мне казалось, что он написан на военную тематику. Как же выяснилось, в нем затронута гораздо более философская, глубокая тема. Писатель продемонстрировал, насколько разным нередко оказывается понимание жизни у детей и родителей.

Главной героиней этого произведения является одинокая старушка. Она постоянно ждет приезда родной дочери. Женщина надеется, что та вспомнит о ней и позаботится. Правда, при этом она осознает, что у дочери совершенно другие интересы, кардинально отличающиеся от ее собственных. Старушка не винит дочь, что та уехала из деревни, пытается добиться успеха, помогает кому-то, не уделяя ей никакого внимания.

Настя – умная, добрая и отзывчивая девушка, живущая своей жизнью. Она проявляет заботу об окружающих, но при этом давно позабыла о родной матери. Старушка очень ее ждала, надеялась, что хоть в последний раз сможет увидеть свою дочь, но так и не дождалась ее. В какой-то момент сосед женщины, видя ее душевные терзания, сам пишет ей письмо от имени Насти и приносит его. Мол, девушка все-таки решила ответить матери. Правда, старушка не поверила Тихону. Мол, если бы дочка прочла телеграмму, то обязательно бы приехала в деревню и простилась с ней.

Прошло совсем немного времени и Катерина Петровна умерла. Ей так и не посчастливилось увидеть родную дочь, поделиться с ней сокровенным в последние дни жизни. Данные события стали важным уроком для соседской девчонки Манюшки. У нее также была старенькая мама. Девушка стала проявлять к ней большую заботу, чаще навещать.

Настя же приехала в родную деревню лишь через несколько дней после того, как ее мама была погребена. Именно этот момент в рассказе является кульминационным. История, рассказанная автором, весьма поучительна. Писатель говорит о том, что о близких нужно заботиться. Ведь в любой момент это может стать уже невозможным. При этом он не осуждает неблагодарную дочь, относится к ней с пониманием. Ведь жизнь довольно сложна, но за совершенные ошибки при этом приходится платить немалую цену. Назначает ее непосредственно сама жизнь. Так и получилось с Настей. Она не смогла попрощаться с матерью, испытывает сильную вину, но искупить ее уже не представляется возможным. Ведь человека, к которому она проявила равнодушие, уже нет в живых.

Анализ Телеграммы

Паустовский затронул в новелле очень болезненную тему — про́пасть, образовавшуюся между отцами и детьми на фоне Октябрьской катастрофы 2020 года. Об этой проблеме становится понятно с первой же фразы рассказа, в которой говорится, что «Октябрь был на редкость… ненастный». Но люди, жившие в то советское время, не понимали истинного значения этого предложения, ведь в их головах было заложено табу на обсуждение подобных тем.

Из-за этой «на редкость» глубокой пропасти возникает специфическая нравственная проблематика. В то историческое время никто не был прав или виноват, но одновременно с тем — виновны все. Двадцатый век, если сравнивать его с предыдущим столетием, развивался с бешеной скоростью. Как результат — главная героиня, прожившая всю жизнь в замедленном темпе прошлого, столкнулась с «неудобствами» в общении с людьми нового века.

В «Телеграмме» подняты серьёзные нравственные проблемы — разрозненность родных людей и попытка скрыть свои чувства. Настя, невидевшая мать более трёх лет, получив письмо от неё, казалось, должна была бросить всё в одночасье и мчаться к самой родной своей душе, чтобы успеть с ней повидаться, получить прощение за длительное отсутствие. Но она просто спрятала письмо, проявив чёрствость и равнодушие (которое при этом стоит буквально рядом с отзывчивостью, ведь девушка проявила участие в судьбе совершенно постороннего ей человека).

Литературное направление и жанр

В эпоху засилья соцреализма Паустовский не просто хранит верность реализму классическому, но и развивает его в том естественном, органичном для него направлении, которое указал зрелый Чехов и в котором в то же самое время (1940-е годы) продолжает двигаться Бунин. А самым актуальным и плодотворным для этого направления литературным жанром явилась психологическая новелла, причём Паустовский одновременно с Буниным идёт по пути ещё большей (по сравнению с поздним Чеховым) лаконизации, «новеллизации» новеллы чеховского типа. Для той разновидности русской психологической новеллы, блестящим образчиком которой и является «Телеграмма», характерны ещё большая, чем даже у Чехова, завуалированность авторской позиции и неоднозначность моральной трактовки. Их контуры открываются лишь внимательному читателю, правильно толкующему те «слова-сигналы», что связывают сюжет с исторической действительностью и с литературным контекстом, и различающему строгий композиционный каркас новеллистически сжатого текста.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: