Рассказ «тихое утро» для читательского дневника

Анализ 3

Юрий Павлович Казаков —  знаменитый писатель русских рассказов. Он много путешествовал по России, любил приезжать к берегам великих русских рек. В народе принято считать, что все его рассказы — это реальные случаи из жизни. Так и получил жизнь рассказ «Тихое утро».

События разворачиваются в обычной деревне. Утро, когда развивались события, было очень тихим, даже петухи еще не успели пропеть. Деревенский мальчишка Яшка нехотя встал с кровати, но он договорился пойти на рыбалку с городским мальчишкой Володей. У себя во дворе мальчик накопал червяков, взял удочки и отправился в дом к Володе. Разбудить Володю было не очень легко, ведь мальчик не привык так рано вставать. Мальчик собрался, и они пошли. Дорога до реки была недолгой. Мальчики расположились на берегу, достали снасти. Яшка насадил на крючок червяка и закинул удочку в воду. Он хотел показать Володе, что у него получится поймать рыбу с первого раза, ведь он профессионал в ловле рыбы. На реке образовались водные круги, рыба подплыла к удочке. Яшка резко дернул, но первый улов сорвался. Он разозлился сам на себя, ведь он не смог утереть нос Володе и поймать рыбу с первого раза. Яшка еще раз закинул удочку, и рыба наконец-то клюнула. Яшка вытянул леску и снял рыбу с крючка.

У Володи тоже клюнула рыба, он потянул леску, но из-за своей неловкости сам свалился в воду. Яшка струсил лезть в воду за другом и побежал искать подмогу. Мальчик с детства знал много странных историй про озерных обитателей, которые могут утащить на дно. Но как назло по пути он никого не встретил и принял решение спасать Володю самостоятельно. Яшка прыгнул в воду и вытащил Володю.

Главные герои произведения- полные противоположности. Яшка — обычный деревенский мальчик, который живет с мамой, отца- скорее всего нет. Яша трудолюбивый и честный мальчик, не испорченный городскими прелестями. У него обычная одежда, он не задумывается, как он выглядит. Его любимое дело – рыбалка. Яшка привык трудиться. Характер у Яши не простой-  он вспыльчивый. Когда мальчик понимает, что Володя ничего не знает о рыбалке и его придется учить, Яшка ведет себя самоуверенно и высокомерно.

Володя живет в Москве. Он приехал в деревню на летние каникулы. Володя не привык просыпаться рано, он очень флегматичный мальчик. Поход на рыбалку показал Володе, что он вовсе не понимает деревенских развлечений. Когда он упал в реку, очень сильно испугался за свою жизнь. Но, увидев, что Яшка кинулся его спасать, оценил поступок и понял, что они друзья.

Автор в своем рассказе описывает красоты природы. Используя красивые метафоры и речевые обороты, автор в тексте передает красоту дивного утра. «Тихое утро» — это рассказ о дружбе. Не смотря на то, что мальчики разного воспитания и с разным восприятием мира, они смогли найти общий язык и подружиться. Автор рассуждает о ценностях, поведении людей, о уроках, которые может преподнести жизнь. Казаков показывает, что страх — главный враг и если его перебороть, то все обязательно получится.

Описание Яшки и Володи

Рассказ Ю. П. Казакова «Тихое утро» о настоящей дружбе и взаимовыручке. Он повествует о жизни в сельской местности и о разнице между сельскими и городскими жителями. Главные герои рассказа Яшка и Володя . Яшка — типичный деревенский мальчишка, который всегда ходит с босыми ногами и испачканными руками. Старые штаны и рубаха — вся его одежда. Он по натуре прямолинейный и немного резкий. В деревне его считают лучшим среди мальчишек в рыбацком деле. Володя — мальчик из Москвы. Это типичный городской житель, немного изнеженный и непрактичный. Он более мягкий и уступчивый.

Володя никогда не бывал на рыбалке, но очень мечтал об этом. Зная об этом, Яшка однажды встал с утра пораньше, пока вся деревня спала, накопал червяков и отправился за Володей. Сначала Володя не хотел вставать так рано, но ради рыбалки согласился. Когда он стал натягивать ботинки, Яшка начал над ним издеваться, ведь у них вся деревня босая ходит. Володе не нравились эти издевки, но ради рыбалки он терпел. По дороге они разговорились. Говорили, в основном, о рыбалке и об охоте. Омут, в котором они собирались рыбачить, оказался зловеще черным. Сельчане говорили, что купаться в нем нельзя, так как затянет.

Первую рыбу Яшка упустил, но со второго раза поймал леща. Володина удочка тоже зашевелилась. Пытаясь ее удержать, он потерял равновесие и упал в воду. Яшка сначала разозлился, что его друг такой неуклюжий, но, увидев, что Володя тонет, не на шутку перепугался. Он хотел было бежать в деревню за помощью, но не стал бросать друга одного и сам прыгнул в воду спасать его. С первого раза не удалось вытащить Володю, так как тот чуть не утопил его. Со второго раза с большим трудом Яшка все-таки вытащил друга на берег и привел в чувство. Оба они были здорово напуганы. Когда Володя пришел в себя, они заплакали, то ли от страха, то ли от радости.

В конце рассказа мальчики поняли, как важны дружба и взаимовыручка. Несмотря на все пререкания, они знали, что каждый из них поступил бы также в такой сложной ситуации. В частности Яшка показал себя с самой лучшей стороны. Хоть он и ворчал на столичного гостя за его изнеженность, а в трудной ситуации он его не бросил. Вот, что значит настоящая дружба.

Казаков, Анализ произведения Тихое утро, План

Казаков Юрий Павлович – писатель-прозаик из под пера которого вышло ни одно замечательное произведение. Писатель второй половины двадцатого века, который типичные вещи мог показать совсем с другого ракурса. Ему хорошо удавалось донести до читателя главную мысль своих произведений, которые читаются легко и с интересом. Например, сегодня нам посчастливилось познакомиться с одним из рассказов Казакова «Тихое утро».

Тихое утро Казаков краткое содержание

Рассказ «Тихое утро» нам повествует о двух мальчиках, которые рано утром отправились на рыбалку. Там произошло ужасное событие. Мальчик Володя из города, что приехал к своему другу Яшке в деревню, упал в реку. Увидев данное происшествие, Яшка сначала убежал из места рыбалки, так как очень испугался. Но, уже на лугу понял, что он – единственная надежда на спасение друга, ведь поблизости нет ни души. Переборов все свои страхи, страх за себя и свою жизнь, страх за жизнь друга, он прыгнул к другу, который уже был под водой и спас Володьку, оказав ему первую помощь. После, мальчики долго еще рыдали, но это были слезы радости от удачного финала.

Здесь в рассказе переплелись разные ситуации. Здесь и хвастовство, и обида, и ссора, затронуты проблемы долга, совести, любви к ближнему. Все события происходят на фоне природы, которая была спокойной. Даже когда тонул один из героев, природа оставалась все также спокойной, солнце поднималось и начинало ярко светить, все вокруг дышало тишиной и покоем, «над землей стояло тихое утро, а между тем вот только сейчас, совсем недавно случилось страшное». Здесь «Тихое утро» противопоставлено тем событиям, что происходили в рассказе ,а сделано это для того, чтобы как можно ярче передать тот ужас, что испытывали мальчишки.

Казаков Тихое утро герои

В рассказе Казакова «Тихое утро» главными героями являются два мальчика. Володька – житель из Москвы, который отправился на рыбалку в ботинках. Он ничего не знал о рыбалке, как и о сельской жизни, поэтому для него было все интересно.

Яшка же типичный житель села, который все знает и который, как рыба в воде. Ему нравится язвить Володьке, подшутить, при этом он много поведал историй о жизни сельских ребят. Яшка – знаток рыбалки, один из лучших, который сумел проявить геройство и не оставил Володьку.

Герои рассказа «Тихое утро» Казакова на своем примере учат нас никогда и ни при каких условиях не бросать своих друзей в беде несмотря ни на что.

План

План рассказа «Тихое утро» Казакова позволит быстро вспомнить сюжет и происходящие события.
1. Яшка готовится к ранней рыбалке
2. Яшка будит Володьку
3. Мальчики идут на рыбалку
4. Рассказы по дороге к реке
5. Ужасный случай: Володька тонет
6. Яшка спасает друга
7. Счастливый финал.

Вариант 2

Данное произведение относится к такому жанру, как рассказ. Юрий Павлович поднимает ряд очень важные темы. Тему совести, тему ответственности, тему гордости, тему любви к другу, тему природы.

Рассказ начинается с того, что мальчики ссорятся из-за разных взглядов. Один парень – деревенский, а другой – городской. Яшка пытается донести до друга все прелести ранней рыбалки, а тот его не понимает. На этой почве происходит ссора. Однако, потом автор описывает испытание, которые приходит к ребятам, когда они ничего не подозревают.

В произведении всё внимание сосредоточено на двух героях. Первый – Яшка, а второй – Володя

Один всегда жил в деревне, а второй приехал погостить на время.

Яшка – родился и вырос в деревне. Очень хорошо разбирается в рыбалке. Парень одевается просто, не гоняется за красотой. Для него главное – дело. Яшка не понимает своего городского друга. Ведь он привык рано вставать и знает всю прелесть раннего утра. Мальчики поссорились на этой почве. Однако, когда Яшка встречается с серьезной проблемой, он принимает правильное решение. Его друг оказался в воде, а Яшка, зная, что ему тоже угрожает опасность, бросился ему на помощь. Произошедшее было серьезным шоком для парня. Он очень боялся трагичного конца истории поэтому, когда он вытащил друга и сам вылез на берег, не сдержал накопившихся эмоций. Благо, все кончилось хорошо.

Когда Яшка собирается на рыбалку, можно заметить, что он чувствует себя настоящим знатоком предстоящего дела. Яшка хочет показать своему другу какой он мастер, показывает свои умения и трюки. Яша многое знает о том, что происходит вокруг. Он различает все звуки, прекрасное знает, что и где происходит. Яша очень уверен в себе, чего не скажешь о Володе. Из-за своей неуклюжести парень потерял равновесие и оказался в воде. Яша, увидев эту картину, в первую очередь — испугался. Однако, от осознания, что друг может утонуть, герой переборол страх и бросился в воду. При анализе чувств Яши можно увидеть много на первый взгляд скрытых чувств (жалость, страх потерять друга, страх не сберечь, сострадание).

Володя же совсем другой. Городские люди сильно отличаются от деревенских. Деревенские привыкли говорить, что думают. Простые и неприметные. По причине вспыльчивости Яшки, Володя боится задавать лишние вопросы, чтобы его не разозлить. Природа сблизила героев, дала им общую тему для общения. По этой причине ушло напряжение, вскоре парень оказался в воде.

Слайд 15- Как… как я тону-ул!.. – будто удивляясь, сказал он

и тоже заплакал, дёргая худыми плечами, беспомощно опустив голову и

отворачиваясь от своего спасителя.

стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому. Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга!

Лицо его измятое после сна, было бессмысленно и неподвижно, как у слепого, а в волосы набилась сенная труха, она же, видимо, попала ему за рубаху, потому что, стоя уже внизу, рядом , он всё дёргал тонкой шеей, поводил плечами и почёсывал спину.

Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. голова валится на подушки, и глаза слипаются, но переборол себя. Спотыкаясь, цепляясь за лавки, стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.

немного стыдно было, что он опустил рыбу, но, как часто бывает, вину свою он склонен был приписать. «Тоже мне рыбак! – думал он. – Сидит раскорякой…

— Ты что, в ботинках пойдёшь? – презрительно спросил он и посмотрел на оттопыренный палец своей босой ноги. – А галоши наденешь?

Анализ произведения

Автор рассказал историю двух друзей, которые столкнулись с неприятностями во время рыбалки. Действие происходит в ХХ веке в одной из русских деревушек.

Краткое содержание

Яшка — деревенский мальчишка. Он проснулся очень рано, чтобы подготовиться к предстоящему дню. Юноша позавтракал и начал собираться на рыбалку. Мальчик приготовил удочки и червей и отправился на встречу к приятелю. На улице стоял туман, ничего не было видно. Его это не напугало, так как он хорошо знал дорогу. Мальчик пришел на сеновал, где ночевал Володя. Этот парень приехал в деревню на каникулы из Москвы.

Яшка свистнул своему приятелю, но тот не отозвался. Только после настойчивого крика его удалось разбудить. Володя вышел помятый и заспанный. Такой вид разозлил Яшку, ведь он подготовился к рыбалке, в отличие от своего друга. Мальчишки направились к реке. По пути Яша рассказывал «городскому жителю» про звуки, которые они слышали: шум трактора, звон дроздов, свист уток. Володя чувствовал себя беспомощным и даже завидовал другу.

По дороге им встретился старый колодец. Ребята решили попить из него. После они подошли к загадочному омуту, где Яша объяснил приятелю, что это место считается жутким и имеет дурную славу, которая ходит среди местного населения. По поверью считается, что омут настолько глубок, что вода в нем ледяная, а на дне живет огромный осьминог. По этой причине в этом месте никто никогда не купался. Володя испугался, но не подал вида. От этой истории ему стало жутко.

Ребята уселись на берегу, закинули удочки. Володя долго возился со своей удочкой, что раздражало его приятеля. Только Яшка еще сильнее разозлился, когда у него с крючка сорвалась добыча, но чуть позже ему повезло, он поймал крупную рыбину. В этот же момент начало клевать у Володи. Он на радостях бросился к удочке и упал в воду.

Яшка увидел, что друг попал в беду. Он решил, что товарища на дно затягивает осьминог. Парень собрался бежать за помощью в деревню, но сообразил, что, скорее всего, за это время его друг утонет.

Яше удалось отбиться от товарища, подплыть к берегу. Посмотрев назад, мальчик обнаружил, что Володи нет. Он снова бросился в омут и вытащил тело приятеля. Тот был без чувств. Яшка давил на живот, разводил его руки в стороны.

Действующие лица и основная мысль

В произведении представлены основные и второстепенные персонажи, дана их характеристика. К главным героям относят следующих действующих лиц:

  • Яшка — деревенский мальчик. Он самостоятельный, самоуверенный, отзывчивый, добрый, смелый.
  • Володя — городской мальчишка, который приехал на каникулы в деревню из столицы. Он незнаком с сельской жизнью и ничего не знает о природном мире, поэтому беспомощен. Также мальчик невнимателен.

Автор показал небольшую часть деревенской жизни мальчишек. Он описал природный мир, важные вещи в жизни. Человек с малых лет должен брать на себя ответственность за свои поступки, делать правильный выбор. Мальчик не сбежал, не испугался, а спас человека. Также писатель показал, как Яшка злился на своего товарища, но в сложной ситуации он готов был на все, лишь бы друг остался жив. Преодолеть страх очень сложно, но это нужно сделать. Несмотря на боязнь осьминога, Яша спас человека, совершив тем самым подвиг.

Вариант 2

“Тихое утро” – это стихотворение, написанное Николаем Казаковым. Оно было опубликовано в 1961 году и стало одним из самых известных произведений автора. В нем описывается утро в деревне, когда все еще спят, а природа только начинает просыпаться.

Первый абзац посвящен описанию природы. Казаков описывает, как наступает утро, как просыпается природа, как появляются первые лучи солнца. Он использует яркие и красочные образы, чтобы передать красоту и тишину этого момента. Он описывает, как лес просыпается, как птицы начинают петь, как река шумит. Все это создает атмосферу умиротворения и гармонии.

Во втором абзаце автор описывает деревню, где происходит действие. Он описывает дома, улицы, людей, которые еще спят. Он использует простые и понятные слова, чтобы передать образ деревни и ее жителей. Он описывает, как дома выглядят в раннем утре, как улицы выглядят пустыми, как люди спят в своих домах. Все это создает образ тихой и спокойной деревни.

Третий абзац посвящен описанию главного героя стихотворения – мальчика, который просыпается и выходит на улицу. Казаков описывает его чувства и эмоции, когда он видит красоту природы и деревни. Он использует метафоры и сравнения, чтобы передать эти чувства. Он описывает, как мальчик смотрит на природу, как он чувствует себя свободным и счастливым. Все это создает образ мальчика, который наслаждается красотой мира.

Четвертый абзац посвящен описанию звуков, которые слышит мальчик. Казаков описывает пение птиц, шум реки, шелест листьев. Он использует звукоподражание, чтобы передать эти звуки и создать атмосферу утра в деревне. Он описывает, как звуки природы создают музыку, которая наполняет мальчика радостью и умиротворением.

Пятый абзац посвящен описанию цветов, которые видит мальчик. Казаков описывает, как цветы выглядят на рассвете, как они блестят на солнце. Он использует яркие и красочные образы, чтобы передать красоту цветов и их аромат. Он описывает, как мальчик наслаждается этой красотой и запахом цветов.

Шестой абзац посвящен описанию чувств мальчика. Казаков описывает, как мальчик чувствует себя свободным и счастливым, когда он находится на улице. Он использует метафоры и сравнения, чтобы передать эти чувства. Он описывает, как мальчик чувствует себя как птица, которая летит в небе. Все это создает образ мальчика, который наслаждается свободой и красотой мира.

Седьмой абзац посвящен описанию тишины. Казаков описывает, как тихо и спокойно на улице, как нет шума и суеты. Он использует простые и понятные слова, чтобы передать образ тишины и спокойствия. Он описывает, как мальчик наслаждается этой тишиной и как она наполняет его умиротворением.

Восьмой абзац посвящен описанию времени. Казаков описывает, как время идет медленно на рассвете, как каждая минута кажется вечностью. Он использует метафоры и сравнения, чтобы передать это чувство времени. Он описывает, как мальчик наслаждается этим медленным течением времени и как оно создает атмосферу умиротворения.

Девятый абзац посвящен описанию возвращения мальчика домой. Казаков описывает, как мальчик возвращается домой, но его душа остается на улице, где он наслаждался красотой природы и тишиной. Он передает идею о том, что природа может принести нам много радости и умиротворения. Он описывает, как мальчик чувствует себя после этого утра и как он хочет вернуться на улицу.

Десятый абзац – это заключение стихотворения. Казаков описывает, как мальчик возвращается домой, но его душа остается на улице, где он наслаждался красотой природы и тишиной. Он передает идею о том, что природа может принести нам много радости и умиротворения. Он описывает, как мальчик чувствует себя после этого утра и как он хочет вернуться на улицу. Все это создает образ тихого и спокойного утра в деревне, которое может принести нам много радости и умиротворения.

Смысл произведения

Есть недостоверная информация, что сюжет рассказа «Тихое утро» является частью биографии автора. Казаков очень много путешествовал и старался собирать интересные истории, многим из которых было суждено стать литературными произведениями. Одна из таких поездок и стала источником вдохновения для этого рассказа.

Название какого-либо скрытого смысла не имеет. Рассказ назван так в честь того времени суток, когда происходит действие. Именно в это утро герой по имени Яшка, мальчик из деревни, просыпается и готовится пойти на рыбалку. Он быстро завтракает, собирает приманку и идет за другом. А он — городской мальчик, который никогда так рано не вставал. Яшка обижается и начинает ругать приятеля. Но, несмотря на это, рыбалке все же суждено сбыться. Рыба практически не клюет, что еще больше выводит Яшку из себя. Виноват во всем, конечно, его приятель. Но внезапно им удается поймать достаточно крупную рыбу. А вот городской мальчик внезапно попадает в воду и начинает тонуть. Яшка, забыв обо всем, бежит помогать другу. Спустя несколько попыток спасения, оба мальчика оказываются на берегу. Все обиды забыты, и теперь они живо обсуждают свое спасение.

Яшка — мальчишка простой, деревенский. Он хочет показать другому мальчику, что такое настоящая рыбалка. Он не понаслышке знает про ранние подъемы и работу. Мальчик привык полагаться сам на себя, но при этом частенько бывает груб и обидчив. Не каждый мальчишка прыгнет в воду ради спасения друга, но Яшка смелый, поэтому готов рисковать собой ради других.

Второй мальчик, Володя — городской ребенок. Он не знаком с тем, что происходит в деревне, поэтому с интересом наблюдает за новым другом. Он хочет показать, что тоже что-то умеет, хоть и выходит это очень странно. Во время ссоры он все же может находить в себе силы прощать и просить прощение, умеет быть справедливым.

Также рассказ позволяет взглянуть сразу на несколько проблем.

  1. Первая из них — поведение Яшки. Его можно назвать высокомерным по отношению к ничего не знающему Володе. А ведь их основа — маленькая ссора утром. У мальчика хватает храбрости признать свою ошибку и отодвинуть негативные чувства как можно дальше, когда Володе грозит смертельная опасность.
  2. Расстроившись из-за ссоры, Яшка не попытался сразу уйти и обидеться, его совесть не позволила совершить такой поступок. Автор с помощью этого события раскрывает нам проблему борьбы с собой, умение брать ответственность за свои поступки.
  3. Володя — мальчик городской, а Яшка — деревенский. Тут показано несоответствие двух образов жизни, менталитетов. Поэтому Яшкин визит показался второму мальчику странным и неуместным.
  4. Яшке не просто было побороть свою трусость, когда новый друг упал в воду и начал тонуть. Но мальчику это сделать удалось.

Главную мысль рассказа можно сформулировать так: любой человек может отступиться от своих убеждений и обид, если этого требует экстренная ситуация. Желание помочь близким — вот то, что должно стоять на первом месте у любого человека. Это может быть непросто, ведь борьбу с самим собой выиграть может не каждый. Но порядочность и добро всегда помогут стать лучше.

Казаков призывает нас, особенно взрослых читателей, вспомнить о роли дружбы в нашей жизни. Также он отмечает, что нужно уметь сдерживать эмоции, когда того требует ситуация.

Глубокое место. Лещ

Ребята долго выбирали место. Вернее, так Яшка точно указал на самое «хлебное» место. Оно, к сожалению, оказалось и достаточно глубоким. Но ведь парни купаться не планировали, а для рыбы глубина — это самое оно. Какую рыбу можно поймать на мелководье? С этого момента сюжет рассказа набирает ход и становится до крайности захватывающим. Напоминаем, что в фокусе нашего внимания сочинение (краткое содержание) Казакова «Тихое утро».

Идет рыбалка. Ребята пытаются поймать добычу. У Яшки, естественно, получается чуть лучше, у Володьки чуть хуже. Но первую свою рыбу деревенский мальчик все же упускает, что его расстраивает. Еще бы! Он же не хочет ударить в грязь лицом перед городским.

И все-таки в этом поединке деревня праздновала победу над городом — Яшка поймал Леща. Не успели мальчики порадоваться общей удаче, как клюнуло нечто и у Володьки. Причем такое внушительное, что удочка не подчинялась рыбаку.

Яшка отвлекся на свою добычу и не увидел, как рыбина утащила его друга на глубину (а, может быть, мальчик сам поскользнулся на мокром речном песке и съехал в воду). Яшка обернулся к тому месту, где должен был стоять Володька, а напарника там уже не было. Его голова почти скрылась под водой (место-то было глубокое). Неожиданно рассказ, который написал Ю. Казаков («Тихое утро»: краткое содержание и анализ нас непосредственно интересуют), становится тревожно-трагическим и очень хочется, чтобы мальчик выжил.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: