Особенности истории романа, повествования и сюжета
Следует остановиться на специфике судьбы выхода «в свет» произведения. Не сразу широкая аудитория смогла оценить актуальность и глубину романа. И на то есть свои причины, которые следует искать в особенностях времени написания братьями Стругацкими произведения.
Как роман выходил «в свет»
Трудная судьба романа объясняется длительным нахождением его с писке «неугодных» ввиду постоянно цензуры. И действительно, для «Улитки на склоне» характерны следующие моменты:
- неугодное преподнесение действительности;
- сатира в жесткой форме на советскую бюрократию;
- упор в романе на беспросветную серую действительность даже при сюрреалистическом преподнесении вскрывает проблематику общества в целом;
- особый язык, специфика стиля могут показаться неподготовленному читателю бредом сумасшедшего.
Сегодня роман доступен для читателей, и он станет настоящей находкой для всех, кто стремится анализировать текущую ситуацию в человеческом обществе и находить в ней собственное место.
Развитие сюжета
Две части романа связывают филолога Переца, занимающегося изучение магического леса, и исследователя Кандида, который потерял память в результате падения вертолета. Лесная жизнь аборигенов магического леса, самых разнообразных фантастических тварей, там обитающих, придают произведению особенный колорит.
Перец, стремясь всеми силами скорее приступить к изучению магического леса, оказывается перед закрытой дверью бюрократических проволочек. Находясь как будто в подвешенном состоянии, лишившись конкретной цели и смысла, филолог страдает от неопределенности. Управление, в котором происходят все описываемые события, – прекрасное образное изображение бездушной бюрократической машины.
Кандид, выбравшись с трудом из хитросплетений магического леса и из деревни аборигенов, отправляется на поиски своих потерянных соотечественников.
Интерпретация
«Улитка на склоне» — это произведение, которое позволяет каждому читателю интерпретировать его смысл по-своему. Книга открывает перед нами мир, где каждый может увидеть разные символы и значения.
Одной из интерпретаций произведения братьев Стругацких является критика научно-технического прогресса. Авторы подчеркивают, что развитие наук и технологий не всегда приводит к благополучию общества. Вместо этого, оно порождает множество проблем, которые могут уничтожить жизнь на планете.
Другая интерпретация предполагает, что книга задаёт философский вопрос о смысле жизни. Герои романа борются за своё существование, преодолевая трудности и переживая неудачи. Они ищут ответ на вопрос, что такое жизнь, и как найти свою истину.
Третья интерпретация включает в себя символизм и метафору, в которых заключен глубокий смысл книги. Улитки на горе Соруджан обозначают людей, которые живут внутри себя, закрытые от внешнего мира. Движение улитки означает движение жизни, и если сердце улитки остановилось, значит эта жизнь закончена.
Таким образом, «Улитка на склоне» — это произведение, которое содержит глубокий философский и символический смысл. Интерпретация книги может быть разной в зависимости от жизненного опыта и понимания каждого читателя.
Ключевые темы в произведении
Абсурдность человеческого существования: В произведении ярко прослеживается тема абсурдности человеческого существования. Герои находятся в постоянном поиске смысла и находятся в неустроенном состоянии, испытывая ангст и неполноценность. Они борются со своими собственными демонами, стремясь найти свое место в мире и смысл жизни.
Двойственность и противоположности: В произведении автор активно использует мотив двойственности и противоположностей. Он создает параллельные миры и персонажей, в которых отражены различные стороны человеческой природы. Такие противоположности, как свет и тьма, добро и зло, реальность и фантазия, позволяют показать множественность и сложность жизни и натуры каждого человека.
Разрушение и метаморфозы: В произведении активно использован мотив разрушения и метаморфоз. Герои постепенно меняются, преображаясь и претерпевая различные трансформации. Они переживают внутренние и внешние изменения, которые неразрывно связаны с проблемой времени и абсурдности существования.
Травма и память: Еще одна важная тема в произведении — это травма и память. Встречаясь с прошлыми событиями и переживаниями, герои ощущают травматичность их воздействия на свою жизнь. Они стараются справиться с ними и освободиться от их тени, но в то же время они не могут избежать воспоминаний и памяти, которые постоянно возвращают их в прошлое.
Персонажи[править]
Главныеправить
- Перец — лингвист и филолог, недавно приехавший в Управление. Молодой умный парень, на момент начала сюжета ещё не растерявший своего идеалистического задора. Прибыл в Управление ради того, чтобы изучать Лес. К предмету своих исследований у него сложное отношение: он любит и восхищается Лесом. Он его боится и опасается. И именно поэтому ему никто никогда не даст Лес изучать, как бы он ни бился против системы Управления и ни старался получить пропуск: «Тебе туда нельзя, Перчик. Туда можно только людям, которые никогда о Лесе не думали. Которым на Лес всегда было наплевать. А ты слишком близко принимаешь его к сердцу. Лес для тебя опасен, потому что он тебя обманет. Что ты будешь делать в Лесу? Плакать о мечте, которая превратилась в судьбу? Молиться, чтобы все было не так? Или, чего доброго, возьмешься переделывать то, что есть, в то, что должно быть?».
-
Кандид/Молчун — бывший микробиолог из Управления, попавший в Лес, когда его вертолёт рухнул в болото. По словам приютивших его лесных жителей, во время аварии ему оторвало голову, но местные её без особых проблем прирастили обратно к телу без единого шрама и сколь-либо серьёзных последствий для организма (угу, те самые лесовики, которых считают «примитивными дикарями» в Управлении
Антинигилист. «Закономерности не бывают плохими или хорошими, они вне морали. Но я-то не вне морали! Плевать мне на то, что Колченог — это камешек в жерновах ихнего прогресса. Я сделаю все, чтобы на этом камешке жернова затормозили».
). Единственное проблема: он испытывает после этого некоторые проблемы с памятью и мышлением, да ещё отличается нехарактерной для местных молчаливостью (за что и получил от них такую кличку).
Сотрудники Управленияправить
- Алевтина — молодая красивая женщина, работает в библиотеке Управления. Симпатизирует Перецу (вполне взаимно), но так же отговаривает его от похода в Лес, как и остальные работники Управления — только действует тоньше и нежнее. Тем не менее, не так проста, как кажется: назначение главного героя на должность Директора (а её — на должность его секретарши (то есть, если говорить прямо, официальной любовницы)) удивительно точно совпало по времени с первой совместно проведённой ими ночью. Очень может быть, что настоящим главой Управления является именно она, а предыдущий откровенно шизоидный Директор был просто удобной ширмой: «Пусик, миленький, ты не вникай, я этого сама ничего не понимаю, но это даже хорошо, потому что вникание порождает сомнение, сомнение порождает топтание на месте, а топтание на месте — это гибель всей административной деятельности, а следовательно, и твоя, и моя, и вообще».
-
Клавдий-Октавиан Доморощинер — руководитель группы Искоренения, холуй и доносчик
У злодея должна быть плохая привычка: есть намёк, что Домарощинер — горький пьяница, тщетно пытающийся завязать: среди его вещей обнаруживается аптекарский рецепт на антабус (модный в 1960-х годах препарат, который якобы помогал «завязать» застарелым, запойным алкоголикам). Он ещё и лицемер: «Не пью ни капли!».
. Вроде бы должен бороться с аморальностью, но сам погряз в разврате: «Не везет Домарощинеру. Возьмет к себе молодую сотрудницу. Поработает у него полгода — и рожать». Ради угождения начальству и теплого места готов даже на убийство. Имеет два блокнота: в один записывается, что говорит Директор, в другом пишутся собственные высказывания.
- Персонаж-призрак — директор Управления, которого в конце сменил Перец.
Лесовикиправить
- Нава — девушка из местных, сожительница Кандида. Отправилась вместе с ним к Городу, чтобы найти свою мать. В конце концов была насильственно отобрана у него Славными Подругами (в числе которых обнаружилась её давно потерянная родительница) для последующего вступления в их ряды. Дальнейшая судьба неизвестна.
- Болтун — один из жителей Лесной деревушки. Чрезмерно болтлив даже по меркам местных, привыкших постоянно переливать из пустого в порожнее, и на общих сходах ему стараются слова не давать. Получается, правда, не очень. «Что ж вы Болтуна не удержали?»
Цитаты и интерпретация
Вот несколько цитат, которые помогут понять глубинный смысл произведения:
- «Жизнь – это непрерывное путешествие помимо, сквозь и внутрь себя, путешествие к самим корням собственного существования.»
- «Намного сложнее прожить жизнь, чем ее потерять.»
- «Истинная свобода – это осознание, что ты сам ответственен за свою жизнь, за каждое свое решение и поступок.»
- «Любовь – это не только счастье и радость, но и тяжесть и боль. Она требует от нас самоотдачи, смирения и постоянного сопереживания.»
Каждая из этих цитат отражает важные идеи, которые пронизывают всю книгу. Чтение «Улитки на склоне» позволяет читателю самостоятельно искать и находить новые смысловые глубины и открытия.
Примечания[править]
- Слово Божие: «Вообще-то Перец это не имя, а фамилия. Причем фамилия „значимая“. Авторы как бы смутно намекают на то, что такие люди, как он, являются той самой острой приправой к нашей жизни, которая делает существование общества не таким пресным».
- Отсылка авторов к главному герою повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм» (не путать с «Простодушным» — это вообще четыре разных человека). При некоторых параллелях с Вольтером авторы, по словам БНС, не закладывали в это имя особо глубокого смысла и подобрали его скорее по созвучию с Атосом-Сидоровым, который отыгрывал Молчуна в «Беспокойстве» — ради сохранения ритма и интонации.
- Есть такое еврейское имя (в синодальном переводе Фарес). Дословно значит «прорыв» или «пролом» (ивр. פֶּרֶץ). Имя и вправду получается говорящим, ибо именно этим — пробиванием головой бюрократическим стены Управления — и занимается всё время Перец. Хотя по словам авторов, они такого значения не закладывали.
- Впрочем, здесь вполне возможен и случай ненадёжного рассказчика, так как в тексте книги неоднократно подчёркивается, что жители деревни постоянно и бессмысленно врут. Хотя кто знает — странно, что никто из Управления не организовал поисковую экспедицию в этот район. А вот если предположить, что труп Кандида засекли с воздуха и решили не рисковать, спускаясь за ним, а потом его нашли и оживили позже лесовики… Ещё есть вариант, что Кандид был чем-то покрепче человека: в тексте же прямо не сказано, что он человек; да и отличить с первого взгляда может быть почти невозможно. Так что могло быть и так, что он был каким-нибудь биороботом, у которого для приделывания головы обратно нужно лишь на секунду поставить оторванную голову на надлежащее ей место, и дальше сама к телу прирастет; а вот проблему сохранения памяти у них до конца так и не решили. Или — как вариант — технологии дикарей отсталые лишь в сравнении с техникой Управления, и на такой уровень медицины со своей сверхразвитой техникой сотрудники смотрят, как современные люди — на кровопускание и лошадиную мочу; просто конкретный филиал Управления использует старую технику (которая, видимо, надежная, дешевая, легко обслуживаемая и собирается своими силами или на местном заводе, и её не нужно вести из метрополии с целыми кораблями, набитыми до максимальной грузоподъемности сопутствующими документами и пропусками), или более новую технику нам просто не показали, а вот герой в свое время смог установить себе некоторые импланты или сменить тело на более мощный синтетический/ГМО вариант, аварийные протоколы и регенерация которого и спасли ему жизнь.
- ЕРЕСЬ… Гхым, простите не сдержался.
Символика и сюжет
Произведение «Улитка на склоне» богато символикой, которая усиливает глубину сюжета и дает возможность толковать его различными способами.
Символика улитки, которая двигается медленно и без торопливости, символизирует отношение главного героя к жизни. Он испытывает безучастие и равнодушие к происходящему вокруг. Также улитка может рассматриваться как символ человеческой натуры, которая старается избегать конфликтов и проблем, предпочитая оставаться в своей защитной раковине.
Еще одним важным символом является склон. Он символизирует жизненные проблемы и испытания, с которыми сталкивается герой. Склон перекликается с идеей парадоксальной реальности: на самом деле, он может быть как спасением, так и смертью. Для одних он представляет возможность изменить и улучшить свою жизнь, а для других – потерю и разрушение своего мира.
Также важную символику имеют образы птиц и теней. Птицы в произведении символизируют свободу и возможность покинуть тяжелые условия жизни. Тени, напротив, являются символом замешательства и непонимания, они скрывают истинную природу вещей и запутывают героев в сети тайн и лжи.
Сюжет произведения «Улитка на склоне» также является очень символичным. Он представляет собой исследование парадоксальности реальности, где реальные события и персонажи постоянно переплетаются с фантастическими элементами. Сюжет направлен на преодоление границ и понимание того, что некоторые проблемы и неприятности возникают внутри нас самих. Он ставит перед читателем вопросы о смысле жизни, существовании Бога и пути к осознанию истины.
Символ | Значение |
---|---|
Улитка | Равнодушие, безучастие, желание избегать проблем |
Склон | Жизненные проблемы и испытания, парадоксальная реальность |
Птицы | Свобода, возможность покинуть тяжелые условия |
Тени | Замешательство, непонимание, тайны и ложь |
Общая информация о произведении
«Улитка на склоне» — произведение, написанное братьями Стругацкими в 1962 году, трактующее жанр научной фантастики.
В истории литературы это произведение осталось уникальным, так как мастера фантастики показали миру новое видение процессов в развитии мировой культуры и образа жизни людей на Земле. Политические изменения и социальные проблемы, отраженные в романе, нашли отклик в сердцах многих читателей.
Действия романа происходят на планете, которая разделена на две разные зоны. На одной из этих зон живут «высшие» расы, могучие и мастерские созидатели, а на другой – они – осквернители, плотоядные мутанты, которые регулярно нападают на «высших».
Главные герои книги – это ученый-просветитель Би, переживающий потерю жены, и непокорный воин Не, объединивший несколько опрометчивых идеалов в своей штуцерной лазурной бонке. Их история оказывается переплетена между собой, и вместе они исследуют тайны этой загадочной планеты и узнают много о ее разделенном мире.
Специфика восприятия романа читателем
Картина полна сюрреалистических картин, в ней много иносказаний и зашифрованных посланий читателю. Аллюзии и фантасмагория сопровождают на каждом шагу, разнообразя описание и делая произведение интересным и захватывающим. Процесс прочтения достаточно легок и прост, однако неподготовленному читателю очень непросто разобраться в смысле и посыле романа.
Здесь можно выделить два основных направления, которые детально разбираются авторами:
- Противостояние человека и природы. Управление, занимающееся освоением магического леса, постепенно вырубает его, активизируя процесс адаптации природы к действиям человека. Так начинают появляться разнообразные, фантастические твари.
- Легко отметить не самые приятные чувства, которые вызывают и «Управление», и «Лес». Каждый может быть по-своему охарактеризован:
- магический лес загадочен, но в то же время мрачен и опасен;
- человеческое управление поражает читателя своей выраженной абсурдностью решений и действий, бюрократией и бессмысленностью.
Авторская задумка
Произведение «Улитка на склоне», как считали сами авторы, является вершиной их творчества. Будущее неизвестно ни одному человеку, и Лес как нельзя лучше иллюстрирует его множественность. Каким бы человечество ни представляло свое будущее, она наверняка будет не таким. И представленные в романы фантастические сущности символизируют переменчивость будущего.
Управление же представляет собой модель управления миром и природой, которую в настоящее время применяет человек. Из произведения становится ясно, насколько такая модель неудобна, непрактична и абсурдна. Закостенелая система антигуманности в сочетании с непродуманностью и неадекватностью управленцев не способна адаптироваться к изменениям, в результате процесс управления идет сложно и практически безрезультатно.
История создания произведения
«Улитка на склоне» – одно из самых интересных и загадочных произведений братьев Стругацких. Роман был написан в 1966-1967 годах, но публиковаться начал лишь в 1980 году, после реформы перестройки.
История создания произведения достаточно необычна. Она связана с книгой фантастических рассказов, над которой братья работали в 1967 году. Один из рассказов носил название «Улитка на склоне». Этот рассказ понравился авторам настолько, что они решили его развить в роман.
Первоначально идея книги вызвала настоящий скандал у местных властей. По мнению официальных лиц, произведение было политически опасным и несло в себе суть антиутопии. Следствием этого стало то, что книга не была опубликована в итоге в Советском Союзе. Ответственные лица отказались от печати, и Стругацкие решили отложить ее на неопределенный срок.
Анализ произведения «Улитка на склоне» Стругацких
Сюжет
В центре сюжета находятся два героя — инженер-строитель Кир Булычев и командир отряда Карен Гарин. Булычев живет в мире, подобном нашему, но в нем существуют Зоны — таинственные места, где действуют законы, необъяснимые для науки. Гарин же находится в другом мире, где Зоны стали основой общественной организации и власти. Их судьбы переплетаются, когда Булычев отправляется в Зону, а Гарин отправляется на поиски его.
Темы и идеи
Основной темой произведения является проблема взаимодействия разных миров и народов. Авторы задают вопросы о природе Зоны, о возможности понимания и освоения ее законов. Они также касаются проблемы власти и системы управления, показывая, как разные миры строят свои социальные и политические системы на основе Зоны. В книге затрагиваются вопросы смысла жизни, человеческой свободы и выбора, а также противоречия между индивидуальностью и коллективом.
Стиль и язык
Стиль «Улитки на склоне» отличается своей лаконичностью и четкостью. Авторы используют описание и диалоги, чтобы передать атмосферу и настроение в романе. Язык произведения прост и понятен, но в то же время он наполнен глубокими мыслями и философскими размышлениями. Братья Стругацкие умело сочетают научно-фантастические элементы с социальной и философской проблематикой.
Заключение
«Улитка на склоне» — это захватывающий роман, который заставляет задуматься о многих важных вопросах. Он объединяет фантастику, философию и социальную критику, создавая уникальное произведение, которое актуально и по сей день.
Раскрытие смысла произведения «Улитка на склоне» от братьев Стругацких
В романе «Улитка на склоне» братья Стругацкие представляют аллегорическую историю, размышляющую о судьбе человечества и его отношении к природе. Главными героями являются Тичорецкий и Измаил Туганбай, которые находятся в «живописном густо населенном крае», где различные общества управляют географическими зонами в соответствии с правами на активы.
Однако, главный вопрос, который задают авторы, касается роли человека в мире, его взаимоотношений и влияния на окружающую среду. Роман показывает, как люди пытаются выяснить, кто управляет миром в котором они живут.
Один из главных моментов в произведении — это прозрения персонажей. Для Тичорецкого произойдет настоящее просветление, которое позволит ему осознать фундаментальную тему произведения. В то же время, Измаил Туганбай, который на протяжении всей книги показывает саблинский оптимизм, будет чередовать позитивные и негативные эмоции и терять веру в порядок вещей.
Таким образом, «Улитка на склоне» от братьев Стругацких — это глубокое исследование условий человеческой жизни и общественного развития. Произведение дает понимание о том, что если мы не будем заботиться о нашей планете и окружающей среде, то рано или поздно мы сами себя уничтожим.
Сравнение с другими произведениями автора
В сравнении с другими произведениями Стругацких, «Улитка на склоне» особенна своей удивительной атмосферой и загадочностью. Как и во многих других работах авторов, здесь присутствует метафизическая составляющая, которая помогает проникнуться смыслом произведения.
- В произведении «Пикник на обочине» авторы размышляют о месте человека во вселенной и рассказывают о таинственном «Зоне». В «Улитке на склоне» также прослеживается тема загадочности и существования неизведанного на склоне горы.
- Роман «Обитаемый остров» рассказывает о пришельцах, заселивших Землю и установивших свой порядок в обществе. В «Улитке на склоне» также присутствуют персонажи с необычными способностями, которые влияют на ход событий.
- В произведении «Стажеры» авторы описывают будущее, где люди выбирают профессию просто называя ее. В «Улитке на склоне» также представлены футуристические элементы, например, животные с перемещаемыми глазами и манчкинский обеденный сервис.
Несмотря на сходство в некоторых мотивах, «Улитка на склоне» представляет собой уникальное произведение, которое стоит изучить для полного понимания философии и визии мира авторов.
Анализ произведения
«Улитка на склоне» – это сложное, философское произведение, которое требует внимательного и глубокого анализа. Рассказ братьев Стругацких содержит множество символов и мотивов, которые не всегда понятны при первом чтении.
По мнению многих критиков, главными темами произведения являются конфликт индивида с коллективом и поиск истинного смысла жизни. На примере истории героя Максима Камера происходит конфликт между двумя мирами — миром сильных и миром слабых. В первом мире все построено на технологии, науке и знании, а во втором – на духовных ценностях, вере и почтении к абсолюту.
Действия Максима происходят на стыке этих двух миров. Он вынужден пересекать границы обоих обществ, чтобы найти ответ на главный вопрос своей жизни – смысл и цель своего существования.
«Улитка на склоне» является зеркалом современной действительности. Произведение представляет аллегорию на тему социальных конфликтов, отношений между людьми и проблемы самоидентификации.
Хотя рассказ содержит много символов и жанровых переплетений, его главное содержание заключается в переживаниях целостной личности, которая ищет смысл своего существования и старается сохранить нравственность.
Рецензия. «Улитка на склоне» А. Н. и Б. Н. Стругацкие
Скажу так – это книга ни о чем. Вернее ни о чем, а о ком. Искать смысла в «Улитке» бессмысленно, об том говорят сами авторы. Это роман — абсурд. Атмосфера гротеска всеобщего тотального сумасшествия чувствуется с первых страниц. Поэтому говорить о сюжете мы не будем, мы поговорим об образах, о персонажах. Стругацкие в этой книге, как мне кажется, хотели порассуждать на тему, а что случается с людьми поставленными в заведомо безвыходное положение, оказавшиеся в бредовой ситуации из которой не находится выхода?
Это и бедняга Кандид попавший в безумный мир умирающих деревень, исчезающих под натиском леса и стервозных «подруг». Человек, потерявший способность мыслить. При чем самое страшное, что во время кратких «просветлений» он понимает это.
И интель Перец, с другой стороны леса видящий все тот же беспросветный бред. Не находящий себе места в общем бедламе Управления, не имея даже возможности уехать.
Оба центральных персонажа находятся как бы вне поля повествования, они совершенно чужды среде, в которой волей случая оказались.
И если Кандид таки бежит, по крайней мере, в одном из вариантов романа, я слышал, есть подобный финал первой части, то Перец попал по полной, оказавшись затянутым на самую вершину административной пирамиды, от которой на протяжении всего повествования пытался сбежать.
И каков же первый приказ нового Директора (да именно с большой буквы, т.к человек в данной структуре не более чем функция) — группе Искоренения Леса самоискорениться, он то вроде пошутил, но народ, в лице бессменной Любовницы всех Директоров Алефтины понял его буквально. Тут видимо Стругацкие немного постебались на тему, что будет, если дать интеллигенции власть. Такой прозрачный вполне намек.
Кстати, про финал и Алефтину, совершенно феноменальный ее монолог по поводу преемственности власти. Ради этого только стоило прочитать до конца. Администрирование – это оказывается вектор директив, а управленец человек, намечающий направление этого самого вектора. И, соббсно, само содержание директив, их смысл не важны, главное – их непрерывность и преемственность. Вообще создается впечатление, что в этом романе авторы подвергли (да именно подвергли :)) злой, я бы даже сказал, злобной сатире саму идею власти, показывая во что она в итоге вырождается, на примере Управления. Они не рассуждали о . . . они показали через. Через образы, в том числе второстепенных персонажей. Это и слизняк Доморощинер (вот уж правда постарались над именем) и прилежный служащий Ким, который непонятно что правда считает на неисправном калькуляторе (стохастические процессы, как предположил Перец) и похотливый любитель кефира Тузик (кстати, они там все любят кефир, тоже забавный такой штришок), человек хм .
из народа
Да много там, кого не возьми – сплошные перлы. Да, они прорисованы зачастую схематично, как-то, даже, картонно, но наверно в этом и была авторская задумка, как уже говорилось показать не человека, а функцию.
Тем, кто не читал этот роман я бы посоветовал не обращать внимание на сюжет, не пытаться понять, что за ерунда происходит. Возможно, у кого-то получилось это понять, у меня после двух прочтений нет. Но вот на что однозначно надо обратить внимание – это на людей, на главных и не очень героев, ну и наслаждаться атмосферой бескомпромиссного гротеска, есть просто изумительные сцены, например диалог Кандида с Колченогом или разговор машин в ангаре. Изумительные, архетипичные шаржи.
Жаль, не сразу понимаешь, что в них-то и закопан смысл книги, но читая именно в таком ключе, вполне можно получить удовольствие от прочтения. Впрочем, на своей точке зрения я не настаиваю, возможно, прочтя в третий раз мне удастся насладиться и сюжетом :).
Братья Стругацкие и их влияние
Аркадий и Борис Стругацкие являются одними из самых популярных и влиятельных российских писателей. Их произведения получили признание как в России, так и за ее пределами, и многие из них стали классикой научной фантастики.
Братья Стругацкие оказали большое влияние на развитие русской литературы, особенно на жанр научной фантастики. Их произведения затронули множество тем, связанных с обществом, наукой, технологиями и многими другими аспектами жизни.
Кроме того, братья Стругацкие произвели значительный вклад в развитие кинематографа. Многие из их произведений были экранизированы и получили международное признание.
Их влияние на культуру не ограничивается только литературой и кинематографом. Братья Стругацкие оказали также значительное влияние на другие области, такие как музыка, театр и изобразительное искусство.
Следует сказать, что братья Стругацкие продолжают оставаться одними из самых известных и уважаемых российских писателей и их произведения продолжают вдохновлять множество людей по всему миру.
Список литературы .
·А.Стругацкий, Б.Стругацкий «Улитка на склоне», Издательство АСТ, 2016
·Б. Стругацкий «Комментарии к пройденному», Амфора, 2003.
·Ленинградский семинар писателей-фантастов. Борис Стругацкий. «Комментарии к фантастической повести «Улитка на склоне»». Выступление и беседа в Красной гостиной ленинградского Дома писателя им. В.В. Маяковского 13 апреля 1987 года.
·В. Ревич. «Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий – Пикник на обочине», Книжное обозрение, 1976, № 6.
·А. Лебедев. «Реалистическая фантастика и фантастическая реальность», Новый мир, 1968, № 11.
·В. Сербиненко. «Три века скитаний в мире утопии», Новый мир, 1989, № 5.
·И. Васюченко. «Отвергнувшие воскресенье», Знамя, 1989, № 5.
·«Философия Стругацких» И. Кукулин; записал К. Головастиков, Arzamas.
·Д. Володихин, Г. Прашкевич. «Братья Стругацкие», Молодая гвардия, 2012 .
Помещаем работу одиннадцатиклассницы 67-й школы; эта работа стала темой доклада на Топалеровских чтениях 2018 года и получила высокую оценку на межрайонном конкурсе исследовательских работ 2018 г.
Б.Н. Стругацкий «Улитка на склоне/Беспокойство»
Б.Н. Стругацкий «Улитка на склоне/Беспокойство».
Б.Н. Стругацкий «Улитка на склоне/Беспокойство».
УНС, глава 1.
УНС, глава 1.
УНС, глава 1.
В. Ревич .«Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий – Пикник на обочине»
УНС, глава 1.
УНС, глава 1.
УНС, глава 1.
В. Борисов «Комментарии. Улитка на склоне».
Б.Н. Стругацкий «Улитка на склоне/Беспокойство».
УНС, глава 4.
Материал из Википедии, свободной энциклопедии.
УНС, глава 11.
УНС, глава 11
Б.Н. Стругацкий «Улитка на склоне/Беспокойство».
Б.Н. Стругацкий «Улитка на склоне/Беспокойство».
УНС, глава 5.
УНС, глава 6.
УНС, глава 5.
УНС, глава 6.
УНС, глава 5.
УНС, глава 7.
УНС, глава 9.
УНС, глава 9.
УНС, глава 1.
УНС, глава 1.
Б.Н. Стругацкий «Улитка на склоне/Беспокойство».
Д. Володихин, Г. Прашкевич.«Братья Стругацкие».
УНС, глава 2.
УНС, глава 3.
УНС, глава 9.
УНС, глава 10.
УНС, глава 11.
Б.Н. Стругацкий «Улитка на склоне/Беспокойство».
Б.Н. Стругацкий «Улитка на склоне/Беспокойство».
Б.Н. Стругацкий «Улитка на склоне/Беспокойство».
Б.Н. Стругацкий «Улитка на склоне/Беспокойство».
Сеттинг[править]
Точнее, антисеттинг. В повести описаны две локации — Управление (Кафка в исполнении АБС) и Лес (напоминают ранние вещи Урсулы Ле Гуин). Лес — странный и пугающий мир, где живут две враждующих цивилизации: Славные Подруги, которые ненавидят мужчин и размножаются партеногенезом, и… кто-то ещё, с кем они воюют. Посреди всего этого безобразия в Лесу худо-бедно выживают крестьяне, до которых враждующим сторонам дела нет. А над Лесом, на Белых Скалах, стоит Управление — организация, которая должна изучать Лес, а на самом деле не только занимается в основном всякой фигнёй, но и не дает некоторым особо упертым сотрудникам, вроде Переца, все-таки брать и начинать что-то делать (из чего выходит, что они или боятся Леса, или же они пытаются так сотрудников принудить заниматься чем угодно, но не Лесом — лишь бы деньги приносили).
Соответственно есть два POV’а — некто по фамилии Перец и человек по имени «Кандид». Кандид, микробиолог из Управления, в результате авиакатастрофы попадает к крестьянам в Лес и пытается вернуться в Управление. Перец, лингвист, оказывается в командировке в Управлении и пытается или вернуться домой, или наконец добраться до Леса и заняться его изучением. У обоих это не получается, а получается совсем другое.