Сочинение «Мой любимый герой»
Одной из самых трогательных и печальных глав в этой повести является та, в которой речь идет о последних днях жизни Маруси. Пожалуй, события, которые предшествовали смерти девочки, должны быть подробно описаны и проанализированы при написании сочинения о персонаже произведения Короленко — герое юном, но умеющем сострадать так, как не каждый взрослый.
Когда теплые дни миновали, Маруся стала чувствовать себя все хуже и хуже. И Васе подумалось, что единственным спасительным средством для нее может стать большая яркая кукла. Эта дорогая игрушка принадлежала Соне и являлась подарком покойной матери. Выпросив куклу на время у сестры, Вася отнес ее умирающей девочке. И даже тогда, когда отец узнал о пропаже, мальчик не раскрыл тайны о том, где обитают его друзья. Он был несправедливо наказан, но сдержал слово, некогда данное Тыбурцию.
Маруся умерла. Тыбурций явился в дом судьи, вернул куклу и рассказал о доброте и милосердии Васи. Судье еще много лет было стыдно перед сыном за то холодное отношение, которое он проявлял по отношению к нему. Отец также чувствовал вину за то, что Вася не встретил понимания и любви в родном доме, среди близких родственников, а нашел их в убежище чужих и далеких людей из «дурного общества».
Русский писатель Владимир Короленко отличался смелостью в суждениях, объективным взглядом на общество. Критика социального неравенства и других болезней общества часто приводила писателя к ссылке. Однако репрессии не задушили ярко выраженное авторское мнение в его произведениях.
Наоборот, переживая личные невзгоды, писатель становился решительнее и его голос звучал убедительнее. Так, находясь в ссылке, Короленко пишет трагическую повесть «В дурном обществе».
Тема повести: рассказ о жизни маленького мальчика, который попадает в «дурное общество». Дурным обществом для главного героя из небедной семьи считались его новые знакомые, дети из трущоб. Таким образом, автор подымает тему социального неравенства в обществе. Главный герой еще не испорчен предрассудками общества и не понимает, почему его новые друзья – дурное общество.
Идея повести: показать трагичность разделения общества на низшие и высшие классы.
Главный герой повести – мальчик по имени , которому еще нет и 10 лет. Он воспитывается в зажиточной семье. Отец героя – уважаемый в городе судья. Его все знают, как справедливого и неподкупного гражданина. После того, как не стало его жены, он забросил воспитание сына. Драма в семье сильно повлияла на Васю. Не чувствуя больше внимания отца, мальчик стал больше гулять на улице и там знакомится с нищими детьми – Вальком и Марусей. Они жили в трущобах и воспитывались приемным отцом.
По мнению общества, эти дети были дурной компанией для Васи. Но сам герой искренне привязался к новым друзьям и хотел им помочь. На деле это было сложно, поэтому мальчик часто плачет дома от беспомощности.
Жизнь его друзей сильно отличалась от его собственной жизни. Когда Валек крадет булочку для голодной сестры, то Вася вначале осуждает поступок приятеля, ведь это воровство. Но потом искреннее жалеет их, ведь осознает, что нищие дети вынуждены поступать так, чтобы просто выжить.
Познакомившись с и Марусей, Вася входит в мир, полный несправедливости и боли. Герой вдруг осознает, что общество не однородно, что есть люди разного сорта. Но он этого не принимает, и наивно верит, что сможет помочь друзьям. Вася не может изменить их жизнь, но пытается подарить хоть немного радости. Например, он забирает одну куклу сестры и дарит ее больной . Для сестры эта кукла значила немного, а вот для нищей девочки она стала сокровищем. Главный герой ради друзей решается на поступки, о которых раньше боялся даже подумать.
Тема повести – чрезвычайно сложная и актуальная во все времена с начала цивилизации. Многие специалисты по социологии пытались изучить проблему социального неравенства и степень влияния статуса на человека. Владимир Короленко показал эту тему через детское восприятие. Да, повесть во многом утопична, так как сложно представить себе ребенка, который философски рассуждает о взрослой проблеме общества. И тем ни менее, повесть рекомендована к изучению в школе, для того чтобы дети задумывались о важных вещах
Ведь в юном возрасте формируется общая картина мира, поэтому так важно, чтобы она не искажалась.
Читая произведения Владимира Короленка, читатели задумываются о проблемах общества. В повести «В дурном обществе» мало радостных строк, больше боли, что должно вызывать сочувствие у людей.
«В дурном обществе» — рассказ русско-украинского писателя Владимира Галактионовича Короленко.
Главные герои произведения и их характеры
Читая рассказ «дети подземелья», поневоле задумываешься о непреходящих человеческих ценностях. Характер любого человека в полной мере проявляется в сложных условиях, и нищета, постоянная борьба с голодом и даже смертью как нельзя лучше проявляет установки человека, его ориентированность в мире людей.
Главные герои произведения – дети разных возрастов, которые стараются выжить в суровых жизненных ситуациях. Каждый по-своему справляется с трудностями, в свою очередь закаляющими их характер.
Вася
От имени Васи ведется повествование в рассказе. Мальчику 9 лет, в 6-летнем возрасте он потерял свою мать и остался с отцом
Однако отец горевал настолько сильно, что совершенно перестал обращать внимание на сына. В итоге Вася оказался предоставлен самому себе, начал бродяжничать
Нелестным моим эпитетам прибавились названия уличного мальчишки и бродяги
Главными чертами характера Васи можно назвать:
- честность;
- решительность;
- ум не по годам;
- справедливость.
В рассказе читатель видит Васю как преданного друга, который умеет хранить тайны и секреты. Он держит обещания, а немаловажным качеством мальчика следует считать его готовность помогать другим.
Валек
Мальчик не по годам развитый, увидевший в свои 9 лет множество бед. Он высокий, худой, черноглазый. У него есть сестренка Маруся, которую мальчик нежно любит и всячески оберегает. Желание развлечь малышку, заплести ей косы, придумывание новых игр и развлечений – яркие проявления любви к сестре.
Валек большую часть времени молчит, потому что горе наложило свой отпечаток на его характер: замкнутость помогает ему справляться с окружающим дискомфортом, втайне переживать горести и черпать силы для постоянной поддержки сестры, которая очень в ней нуждается.
Поскольку Маруся болеет, Валек иногда занимается воровством. Он крадет еду для девочки, стремясь поддержать ее здоровье и улучшить настроение. Валек описывается в рассказе как замкнутый, но в то же время чувствительный мальчик, на долю которого с раннего возраста выпало много горестей.
Маруся
Сестренка Валька, 4-летняя Маруся, представлена в рассказе болезненной, худенькой девочкой. Голубоглазая и белокурая, она с первых упоминаний о ней вызывает острую жалость и сострадание. Из-за нехватки питания и солнца девочка почти не имеет сил, и хотя брат старается добыть для нее побольше еды, она медленно и тихо угасает.
Для Маруси жизнь в подземелье особенно сложна, поскольку здоровье ее подорвано. Брат всячески развлекает ее, и нет большего счастья и радости для девочки, чем поиграть на поляне с камушками и цветами, под теплыми лучами солнца. Валек дарит ей куклу, которая становится особенной радостью для умирающей девочки. Даже в последние минуты своей недолго жизни Маруся не выпускает ее из рук.
Тыбурций
Взрослый персонаж рассказа – внешне безобразный, рыжий Тыбурций. Несмотря на отталкивающую внешность, он взял опеку над бездомными детьми, относясь к ним со всей любовью и заботой, на которую он способен. Ходят слухи, что когда-то Тыбурций получил образование, будучи отправленным с сыном графа на обучение, потому зачастую декламирует на память латинские тексты с таким выражением и прочувствованностью, что слушатели даже плачут.
Организатором и руководителем этого сообщества несчастливцев был пан Тыбурций Драб, самая замечательная личность из всех не ужившихся в старом замке
Характерными чертами Тыбурция можно назвать:
- добрый;
- мудрый;
- чистый душой.
Несмотря на то, что Тыбурций ворует, у читателя к нему сразу возникает симпатия, обусловленная его любовью к бездомным, нищим детям.
Отец Васи
Потеряв жену, отец Васи забыл о своем сыне и весь предался горю. считая мальчика не поддающимся воспитанию и хулиганом, он перестает заботиться о нем. Однако Тыбурций, правильно понимающий мотивы изменения поведения отца Васи, разъясняет их мальчику, называя отца святым и лучшим судьей.
Образы детей в других произведениях В. Г. Короленко
В повести «Слепой музыкант» автор рассказывает о любви, доброте, сострадании. Перед читателем предстает образ ребенка, который растет в обеспеченной, счастливой, любящей семье. Но мальчик с рождения слеп. Из-за этого недуга он не может воспринимать окружающий мир полноценно. Его соприкосновение с миром осуществляется через осязание и слух
Именно поэтому мальчик с детства проявлял особое внимание к звукам и развил впоследствии уникальный музыкальный слух. Однако судьба ребенка трагична
Писатель представляет ее в особом драматическом свете. Автор показывает в этом произведении ребенка, осознающего свою невозможность полноценно включатся в жизнь. Он обделен тем, что другим детям доступно с рождения. И в душе этого маленького человека происходит осознание того, что он не такой ко все.
В произведении «История моего современника» В. Г. Короленко отразил тему казенного воспитания ребенка и всех тех тягот, которые оно может ему доставить. В этом произведении главный герой в коридоре гимназии встречается с директором. Окрик директора в этот момент для мальчика схож с «окриком автомата». И этот длинной коридор, маленький мальчик, прижавшийся к двери, и слова директора: «Вып-порю мерзавца!» навсегда отпечатались в памяти героя.
В «Павловских очерках» писатель поднимает не менее острую социальную картину. Созданный В.Г. Короленко образ девочки у станка по силе обличения можно сопоставить с образом умирающего от голода ребенка в романе «Воскресенье» Л.Н. Толстого. У В.Г. Короленко ребенок – это вызов человеческой совести.
Сочинения по русской литературе
-
«Герой нашего времени» — главные герои
(914)Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…
-
«Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
(803)Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…
-
«Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
(768)Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…
-
«Маленький человек» в произведениях Гоголя
(783)Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…
-
«Судьба человека» главные герои
(869)Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…
-
1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
(640)Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…
Literature.land — работа на 5 баллов
Literature.Land это отличная коллекция авторских школьных сочинений, рассуждений, эссе и изложений, а также вспомогательных материалов к ним. Все работы выполнены на 5 баллов.
Сочинение по «Дети подземелья» В.Короленко
16.02.2016
Категория: Все сочинения, Сочинения по произведениям
Я прочитал повесть Короленко «Дети подземелья». Это очень грустная книга. Но тем не менее именно она была любимым произведением автора. Короленко так говорил: «Я очень люблю маленькую Марусю и Валека и ценю Тыбурция за любовь к ним».
Действие повести происходит во времена царской России, поэтому красной нитью через все произведение проходит тема нищенской жизни бедного населения. Главные герои Валек и Маруся – бедняки, живущие в ужасных условиях: в подземелье часовни рядом с кладбищем. Они одеты в лохмотья, им часто нечего есть, у них нет игрушек.
Другой главный герой книги – мальчик Вася. Он сын судьи, состоятельного человека, а значит жизнь его совершенно другая, он не голодает, имеет хорошую одежду и возможность учиться.
Однажды во время прогулки Вася случайно встречается с Валеком и Марусей. Между детьми завязывается дружба. Васю поражают условия, в которых приходится жить его друзьям. Он не может представить, что дети могут жить без «дома». Но вот Вася узнает, что Валек ворует яблоки и еду для Маруси.
В Васиной душе происходит борьба между теми представлениями о честной жизни, которые ему внушались с детства, о неприличности воровства, и тем, с чем он столкнулся в «дурном обществе», представителями которого были его друзья. «Любовь к Валеку и Марусе не стала слабее, но к ней примешалась острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».
Вася начинает по-другому оценивать события, понимая, что нельзя делить все на черное и белое, что жизнь гораздо сложнее. Он вдруг осознает, что нищие, воры и бездомные, то есть люди из «дурного общества» дурны лишь тем, что безрадостная жизнь заставляет их идти на нарушение закона, воровать, чтобы прокормиться, во всем остальном это люди, в груди которых вместо холодного камня бьется человеческое сердце: «Темные молодые личности делали ему луки и стрелы, высокий юнкер приучал к гимнастике», Тыбурций горячо любил и заботился о своих детях.
Нищенское существование давит на людей как серый камень подземелья, твердый и жестокий. Он высасывает все соки, делает жизнь невыносимой. Многие умирают еще в детстве, как умерла маленькая Маруся.
Мне жаль, что у книги печальный конец. Я думаю, что автор повести хотел сказать, что нельзя так жить, как живут эти бедняки, нельзя, чтобы дети умирали от того, что им негде жить и нечего есть.
Анализ 2
Рассказ Виктора Короленко «Дети подземелья» можно назвать автобиографическим, потому что многие образы взяты, что называется, «с натуры», а место действия так и вовсе в точности списано с города, где автор проходил обучение – с города Ровно, который в книге назван Княжье-Вено.
Сюжет разворачивается в конце XIX века. Автор знакомит читателя с жизнью социального дна данного города. В городе есть заброшенный замок, где нашли приют нищие и бездомные. Самое печальное, что среди них обретаются и дети. Главный герой – мальчик по имени Василий – из хорошей семьи, живущей в достатке. Но в этой семье несчастье – в результате болезни умирает его мать. Его отец – судья. Он сильнейшим образом подавлен утратой своей супруги, и почти не обращает внимания на сына. Он сосредоточил любовь на дочери, сестре Васе, поскольку та напоминает его покойную жену. Это отталкивает Василия от дома, он начинает бродяжничать и знакомится с другими бродяжничающими детьми и взрослыми. Те живут в подземелье на старом кладбище. Тема рассказа – жизнь нищих детей и взрослых, трагическая судьба бездомной девочки, взаимоотношения главного героя с членами его семьи.
Главный герой – мальчик Вася. У него есть друг по имени Валек – бродяжка, приёмный сын бродяги по имени Тыбурций. Тыбурций – образованный человек с хорошими лидерскими и ораторскими качествами. У него также есть приёмная дочь Маруся – слабая, болезненная девочка, которая умирает в конце повествования. Есть и второстепенные персонажи: один из лидеров бродяг Януш, отец главного героя – суровый, но справедливый судья, сестра главного героя – Лиза, полусумасшедший старик по кличке «Профессор». Для Васи общение с этими людьми сначала кажется игрой, но, когда он сталкивается с больной девочкой, проблемы нищих становятся и его проблемами. Любопытным сюжетным ходом является то, что «благополучный» мальчик оказывается в «неблагополучной среде», где зарабатывают на жизнь кражами и подаяниями.
Краеугольным камнем произведения является трагизм, который порождается живописанием бедности, и порождёнными ею людскими страданиями. Речь идёт не только о материальной бедности, но и о бедности духовной, которая рождает безнравственность, которая в свою очередь влечёт за собой дополнительные страдания. Духовным обнищанием является и равнодушие благополучных жителей города к проблемам бедных. Трагизм заключается и в смерти бедной девочки, и в пропасти между главным героем, и его отцом. В конце повествования стена отчуждения между Васей и его отцом рушится, когда Вася возвращает в дом дорогую куклу, которую он выпросил у сестры, и которую отец-судья счёл украденной.
Сюжет
Васе было всего шесть лет, когда умерла его мама. Отец очень страдал и как будто забыл о существовании сына. Лишь изредка он проявлял интерес к его младшей сестрёнке, Соне, и то только потому, что она была похожа на мать.
Вася, почувствовав свою «ненужность», избегал отца и всё больше времени проводил на улице. В то время их семья жила в крошечном городке Княжье-Вено. Главной его достопримечательностью был полуразрушенный старинный замок и часовня. Эти развалины облюбовало местное «дурное общество» – бездомные, нищие, бродяги, словом, все те, кому пришлось пережить на своём веку немало невзгод. Жители городка старались избегать этих людей, к которым относились с презрением.
Однажды Вася решил исследовать замок и часовню и увидел там мальчика и девочку. Вася заговорил с ними и узнал, что это были родные брат и сестра – Валёк и Маруся. Их приёмным отцом был пан Тыбурций – местный нищий, добрый и заботливый мужчина.
Вася подружился с ребятами и старался как можно чаще навещать их. Однажды он узнал, что Валёк вынужден воровать еду, чтобы прокормить свою четырехлетнюю сестрёнку, которая была ослаблена какой-то болезнью. С тех пор Вася каждый раз приносил друзьям какие-то гостинцы: кусок пирога, яблоки, печенье. Маруся была очень слабенькой, грустной девочкой, которая плохо ходила. Валёк объяснил другу, что это оттого, что они вынуждены жить в сыром, холодном подземелье. Вася невольно сравнил Марусю со своей весёлой, жизнерадостной сестрёнкой Сонечкой и поразился, какая между ними была большая разница.
Тыбурцию поначалу не очень нравилось, что их убежище навещает сын судьи. Но когда он увидел, что мальчик сдружился с его подопечными и никому не собирался рассказывать об этих встречах, то успокоился.
С приходом осени состояние здоровья Маруси ухудшилось. Девочка с каждым днём становилась все худее и бледнее и вскоре уже не могла выходить из подземелья. Чтобы как-то поднять ей настроение, Вася тайком принёс ей самую красивую куклу Сони. При виде чудесной куклы Маруся оживилась, однако болезнь всё никак не отступала.
Узнав о том, что сын стащил игрушку младшей сестры, отец запретил выходить ему на улицу. Спустя несколько дней пришёл печальный Тыбурций. Он вернул куклу и рассказал судье, что Маруся умерла, а его сын был очень добр к маленьким нищим. Отец попросил прощения у сына и отпустил его к часовне, передав немного денег Тыбурцию.
После смерти Маруси часовня опустела: нищие разбрелись кто куда. Вася и Соня часто навещали могилку маленькой девочки и, когда пришло время навсегда покинуть город, произнесли над ней свои обеты.
«Дети подземелья»
В «Детях подземелья» эта тема была развита особенно ярко. В этом произведении Короленко изображает картину, запоминающуюся читателю: на окраине небольшого городка стоит старая часовня. В подземельях этой часовни живут бездомные, нищие люди, среди которых – двое детей, брат и сестра. Однажды в эту часовню забирается мальчик Вася, сын судьи. Он угощает детей яблоками. Так между ними завязывается дружба. Несмотря на то, что взрослые запретили Васе ходить к часовне, считая, что там живут воры, способные плохо повлиять на мальчика, Вася продолжает ходить туда. Однако оказывается, что именно эти дети, лишенные детства, учат мальчика из благополучной семьи по-настоящему ценить заботу, дружбу, отзывчивость. Эти бедные дети становятся для него проводниками в мир глубоких переживаний и духовных ценностей.
На фоне судьбы главного героя В. Г. Короленко демонстрирует читателю сложный путь взросления ребенка. С самого начала жизнь обходится с Васей жестоко – мальчик в раннем детстве теряет маму, самого близкого человека. Но впоследствии он понимает, что в мире есть и куда более жестокие вещи – например, смерть беззащитного ребенка.
Вася, столкнувшись с потерей матери и холодностью отца, тяжело переживающего горе, сходится с теми, кто лучше других его понимает, и, кто ему искренне рад. Такое немного странное знакомство приоткрывает главному герою жестокую реальность, где есть беспросветная нищета, реальность, в которой дети вынуждены жить среди развалит, терпеть холод и голод. Постепенно у Васи вырабатывается характер и проявляются лучшие черты его характера. Мальчик учится ценить близких и сострадать другим.
История создания произведения
Рассказ В. Г. Короленко «Дети подземелья» был опубликован в 1885 году в десятом номере журнала «Русская мысль».
Писатель начал работать над произведением в годы, проведенные в ссылке, в Якутии (1881г. – 1884 г.) и завершил рассказ в Санкт-Петербурге.
Город, который автор описывает в рассказе, существует на самом деле, это город Ровно, а полуразрушенный замок, в котором обитали нищие – это замок князей Любомирских.
Писатель ведет повествование от первого лица, и в главном герое, маленьком мальчике видны черты самого автора. Отец писателя стал прототипом городского судьи, отца главного героя рассказа.
Тема рассказа
Главные герои произведения:
- мальчик Вася – он же рассказчик;
- отец Васи – богатый судья;
- пан Тыбурций Драб – бедняк из «дурного общества»;
- мальчик Валек и девочка Маруся – дети пана.
В городе Княж-городок в старом разваленном замке живут нищие и бедняки. Однажды среди этих людей происходит раскол. Слуга местного графа позволяет оставаться в замке католикам, бывшим слугам или потомкам бывших слуг графа, назвав их «порядочным обществом», а всех остальных нищих изгоняет. Они составляют «дурное общество»; этим людям приходится поселиться в подземелье местной часовни.
Вася – мальчик из богатой семьи, обделенный вниманием отца. Из любопытства он попадает в подземелье и там знакомится с Валеком и Марусей, а также их отцом-паном
Между детьми зарождается дружба, Вася очень жалеет бедных людей. Вскоре Маруся начинает болеть из-за постоянного нахождения в подземелье, а также из-за постоянного голода. Вася дарит ей куклу своей сестры. Отец, узнав о дружбе сына с «дурным обществом», запрещает мальчику общаться с ними и запирает его дома.
Вскоре к ним приходит сам пан Драб и сообщает, что Маруся умерла. Отец Васи проявляет сострадание и позволяет сыну попрощаться с девочкой. После ее смерти пан и Валек исчезают из города.
Повзрослев, Вася и его сестра Соня по-прежнему навещают могилу Маруси; иногда с ними ее навещает и их отец.
Трагический постскриптум
Находясь в Полтаве, где жил тогда Короленко, Луначарский предложил ему письменно изложить свои взгляды на происходящее и обещал опубликовать переписку. Но в итоге на послания писателя нарком так и не ответил.
Короленко передал копии писем за границу, и в 1922 году их опубликовали в Париже. Это издание вскоре появилось у Ленина. Так, окольным путём, письма дошли до высочайшего адресата. Но Короленко к тому моменту уже не было в живых. Он умер в Полтаве в 1921 году от воспаления легких.
Дерзкие письма к советской власти, порочащие молодое государство за рубежом и нашедшие живой отклик в эмигрантской среде, могли навсегда вычеркнуть Короленко из истории русской литературы ХХ века. Но неожиданно писателя спасли «Дети подземелья» — сокращенная версия повести «В дурном обществе» (1885), которую сам Короленко при жизни не любил.
В 1916 году в письме С.Я. Елпатьевскому Короленко писал: «Есть у меня некоторое предубеждение против специальных изданий для юношества: ведь это нужно заручаться специальными одобрениями «для школьных библиотек». «В дурном обществе», например, так и идет в десятках тысяч экземпляров дешевых изданий в сокращенном и обкромсанном виде. А я совершенно не понимаю, почему юношество должно сначала знакомиться с писателем в этом обкромсанном виде, а уже потом получать его в полном».