Краткое содержание
Знакомство с кратким пересказом повести «Вешние воды» Тургенева занимает около 5 минут. Когда есть свободное время, лучше читать полный текст (44 главы) с аннотацией. Это займет 45 минут. С первых строк перед читателем предстает дворянин Санин в возрасте 52 лет. Он случайно находит среди личных вещей гранатовый крестик и вспоминает связанные с ним события.
В возрасте 22 лет молодой Дмитрий путешествовал по Европе. На обратном пути из Италии в Россию он остановился во Франкфурте. Герой не был обременен семьей и не обладал большими капиталами. На средства, полученные после кончины дальнего родственника, он решил немного попутешествовать перед тем, как осесть на казенной службе.
Случайно зайдя в итальянскую кондитерскую, герой познакомился с ее владельцами — семьей Розелли. Он помог Джемме, когда ее брату Эмилю стало плохо. За это все были ему очень благодарны и предложили несколько дней погостить у них. Дмитрий был очарован Джеммой, ее свежестью, чистотой, вишневыми губами и лоском волнистых волос. Его чувства стали взаимны. Девушка была просватана, но отказала жениху. Это стало ударом для матери Джеммы, которая рассчитывала поправить дела кондитерской за счет будущего зятя Карла Клюбера.
Санин решил помочь итальянской семье и для этого поспешил продать поместье. Покупательницу он нашел в лице Марьи Полозовой, жены своего старого знакомого. Она в это время находилась в немецком городе Висбадене. Богачка вела свободный образ жизни и легко соблазнила Санина. Наигравшись с ним, без сожаления бросила и уехала в Париж навстречу новым впечатлениям. Джемма узнала об измене и не смогла больше верить возлюбленному.
Дмитрий долго недоумевал, как получилось, что он забыл любимую и оказался под влиянием чужой женщины. Он возвратился в Россию и погрузился в рутину, постепенно забывая о случившемся. На память о возлюбленной у него остался лишь гранатовый крестик. Случайно наткнувшись на него, Санин захотел узнать, как сложилась судьба Эммы, и это ему удалось.
Приехав вновь во Франкфурт, он узнал, что женщина переехала в Нью-Йорк, живет в счастливом браке и воспитывает пятерых детей.
«Вешние воды»: краткое содержание
Тургенев описывает своего героя: ему 52 года, он прожил свою жизнь, как будто плыл по ровной невозмутимой морской глади, однако в глубине ее таились горе, бедность и безумие. И всю свою жизнь он боялся, что одно из этих подводных чудовищ однажды перевернет его лодку, нарушит спокойствие. Его жизнь, хоть и богатая, была совершенно пуста и одинока.
Желая отвлечься от этих мрачных мыслей, он принимается перебирать старые бумаги. Среди документов Дмитрий Павлович Санин находит небольшую коробочку, внутри которой хранится маленький крестик. Этот предмет живо навевает на него воспоминания о былом.
Роль природы в повести И. С. Тургенева «Вешние воды»
Природа как символ жизни и смерти
В повести «Вешние воды» И. С. Тургенев использует природную среду в качестве символа жизни и смерти, подчеркивая ее влияние на главных героев. Вода, лес, цветы и птицы — все они играют важную роль в создании атмосферы произведения и передаче эмоций героев.
Противостояние жизни и смерти находит свое отражение в природных образах. Для Кирова вода становится символом новой жизни, свободы и возвышения духа. Далее сцены на реке могут быть и расценены как изображение наполненности жизнью, радости, бурления энергии. Но для Натальи, которая, как известно, скончалась в той же реке, она становится символом обреченности, страдания и смерти.
Лес | Цветы |
Лес становится символом присутствия Бога, который открывает глаза людям на истинные ценности, поражает их чистотой и ликует в созерцании красоты мира. Но в тот момент, когда человек собирается уничтожить это чудо, жестоко порубив все деревья, не оставляя даже мелких порослей, лес обращается против него.
Цветы в повести символизируют неповторимость мира и проходящий характер человеческой жизни. Каждая цветущая травинка, каждый цветок одного года – неизменный знак того, что никакая жизнь не повторяется. В этом природном символе есть противоречие между кратковременностью цветения и непреходящей красотой мира, которая находится за этим кратким цветением.
Госпожа Полозова
Произведение «Вешние воды» рассказывает о том, как Дмитрий, попрощавшись с невестой, уезжает в Висбаден, где лечится водами Марья Николаевна Полозова. Она оказывается очень красивой женщиной с прекрасными русыми волосами и немного вульгарными чертами лица. Санин заинтересовал ее с первого взгляда. Выяснилось, что Полозов давал жене полную свободу и не лез в ее дела. Его больше волновали жизнь в достатке и хорошая еда.
Супруги Полозовы даже заключили пари на Санина. Ипполит был уверен, что его друг слишком любит свою невесту, поэтому не поддастся чарам его жены. Однако он проиграл, хотя его жене это стоило немалых трудов. Дмитрий изменил Джемме через три дня после приезда к Полозовым.
Темы повести
Одной из основных тем повести является тема любви и предательства. Главная героиня Лиза влюбляется в Алексея Мережковского, но в итоге оказывается преданной им, что приводит к ее гибели. Также в повести затрагивается тема социальной несправедливости и различия в обществе, где даже любовь может стать пустым и невозможным чувством из-за границ, наложенных обществом.
Еще одна тема повести – это тема природы и ее влияния на человека. В произведении много описаний прекрасных природных пейзажей, звуков и запахов, которые возбуждают чувства у героев и влияют на их поведение и решения. Но природа также может оказываться жестокой и непредсказуемой, напоминая человеку о своей реальной уязвимости и ограниченности.
Символической темой повести является бег времени и неизбежность смерти. Заметно, как герои стараются жить наполненной и яркой жизнью, пытаясь отложить наступление старости и болезни. Но в итоге каждый из них сталкивается с судьбы неизбежностью и понимает, что все, что есть в жизни, проходит как весенние воды, и память о прошлом остается только идеальной картиной в наших воспоминаниях.
Персонаж | Тема |
---|---|
Лиза | Любовь и предательство |
Алексей Мережковский | Любовь и предательство |
Каштанка | Природа и ее влияние на человека |
Парамон Савельич | Смерть и бег времени |
Заболевший ребенок
Теперь переносит читателя в лето 1840 года повесть «Вешние воды». Краткое содержание, Тургенев, если верить исследованиям, согласен с этой мыслью, описывает шанс, который когда-то упустил Санин, шанс изменить свою жизнь.
В эти годы Санину было 22 года, и он путешествовал по Европе, спуская невеликое наследство, доставшееся от дальнего родственника. На пути обратно на родину он сделал остановку во Франкфурте. Вечером он собирался сесть на дилижанс до Берлина. Оставшееся до этого время он решил потратить на прогулку.
На небольшой улочке он заметил «Итальянскую кондитерскую Джиованни Розелли» и вошел в нее. Как только он вошел, к нему подбежала девушка и попросила помощи. Выяснилось, что младший брат девушки, четырнадцатилетний Эмиль, упал в обморок. А в доме, кроме старого слуги Панталеоне, никого не было.
Санину удалось вернуть мальчика в сознание. Дмитрий заметил удивительную красоту девушки. Тут в комнату вошел доктор в сопровождении дамы, оказавшейся матерью Эмиля и девушки. Мать так была рада спасению своего ребенка, что пригласила на ужин Санина.
Подробный анализ повести «Вешние воды» И. С. Тургенева:
Роман «Вешние воды» И. С. Тургенева — это история, которая описывает душевные переживания главной героини — оспариваемую природу ее чувств и естественность их проявления. Использование символов и метафор добавляют образности и глубины роману, открывая разнообразную символику и темы.
Сюжет повествует о встрече двух старых приятелей — Елены и Дмитрия Рудина, которые начали разговор о семейных ценностях и свободе. Основная тема повести — это понимание любви и преданности, полагая, что они могут быть безусловными и бескорыстными. Главные персонажи были разделены государственной карьерой, а их отношения стали более сложными после встречи.
Тургенев использовал символику для передачи тайных желаний и приглашения на внутреннее путешествие. Один из символов — голос воды в романе представляет собой естественную красоту и свободу души: вода в повести неслучайно называется «вешней» и представляет возрождение, новое начало. Комната, в которой живет Елена на сейбженском имении, обозначенекомфорт и спокойствие жизни.
Характерные черты главных героев в значительной мере влияют на интригу сюжета. Елена обладает прекрасным сердцем, готова к жертвам и признанию любви, в то время как Дмитрий Рудин — герой самодержавного куска, который не признал бедность и женское доминирование, выбрав стремительную мощь перемен и борьбу с духовными завязками. Сказывается это на финальном сюжете, где главная героиня Елена жертвует своей жизнью ради любви к Дмитрию Рудину.
Персонаж | Краткое описание |
---|---|
Елена | Главная героиня повести, эмоциональная, самоотверженная и жертвенно любящая |
Дмитрий Рудин | Друг Елены и главный антагонист, который борется со своими духовными врагами и стремится к переменам в жизни |
Людмила | Сестра Лизы, живет на усадьбе Сейбжена и бедная по происхождению, она отличается милосердием и расчетом |
Ссылки
Wikimedia Foundation
.
2010
.
Смотреть что такое «Вешние воды (повесть)» в других словарях:
Вешние воды: Вешние воды (повесть) повесть И. С. Тургенева. Вешние воды (фильм) фильм Ежи Сколимовского 1989 года. Вешние воды (издательство) российское издательство. Вешние воды (турнир) ежегодный турнир по… … Википедия
Вешние воды (Тургенева)
— повесть. Эпиграф из старинного романса: Веселые годы, счастливые дни, как вешние воды промчались они. Написана в 1871 г. (Баден) в форме воспоминаний Санина (см.). Действие происходит летом 1840 г. за границей.Джемма. Донгоф. Клюбер. Кельнер.… … Словарь литературных типов
Род эпической поэзии, близкий к роману, но отличающийся отнего некоторыми, не всегда уловимыми чертами. П. менее значительна и поразмерам, и по содержанию, но нельзя утверждать, что П. всегда меньшеромана: Вешние воды больше Рудина, а между тем… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ПОВЕСТЬ, прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом),тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя,… … Современная энциклопедия
Прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и… … Большой Энциклопедический словарь
И; мн. род. ей; ж. 1. Повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе, и обычно меньшее по объёму. Документальная п. Сборник повестей. Повести писателей начала века. П. о несчастной любви. Бытовая, историческая, военная п. 2 … Энциклопедический словарь
повесть
— эпический жанр; по характеру развития действия сложнее рассказа, но менее развернут, чем роман. Рубрика: роды и жанры литературы Вид: городская повесть Пример: И. Тургенев. Вешние воды В. Белов. Привычное дело Повесть это тот же роман, только в… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
История создания
Тургенев работал над повестью очень долго — с середины 1870 года до конца 1871. Впервые он упоминает её в письме к В. Рольстону. В феврале 1871 он написал своему редактору Анненкову, что окончит повесть в Англии и отправит Стасюлевичу. В апреле он писал, что окончит повесть через неделю. В мае автор осознал, что произведение разрастается, и пообещал закончить его к ноябрю. Но в ноябре работа опять не была закончена. Тургенев вновь пишет Анненкову о том, что 1 декабря точно будет у него. В этом письме он впервые называет её «Вешние воды». 26 ноября автор действительно заканчивает повесть и отправляет в Петербург.
Известно, что Иван Сергеевич трижды переписывал повесть. Первая редакция — от 24 сентября, с многочисленными правками. Вторая до нас не дошла. И третья, окончательная версия — от 26 ноября. Эти две дошедшие до нас рукописи не сильно отличаются по сюжету, но сильно изменены язык написания и стилистика. Редактируя повесть, Тургенев добавлял больше деталей, удалял, по его мнению, неудачные эпитеты и описания и просто изменял одни слова на другие, сильнее передающие чувства героев. Например, он изменил «Джемма самоуверенно-спокойно посмотрела в лицо своему бывшему жениху» на «со спокойной решительностью».
Герои повести
По мере появления в повести:
- Дмитрий Павлович Санин — русский помещик
- Джемма — дочь хозяйки кондитерской
- Эмиль — сын хозяйки кондитерской
- Панталеоне — старый слуга
- Луиза — служанка
- Леонора Розелли — хозяйка кондитерской
- Карл Клюбер — жених Джеммы
- барон Дёнгоф — немецкий офицер, позже — майор
- фон Рихтер — секундант барона Дёнгофа
- Ипполит Сидорович Полозов — товарищ Санина по пансиону
- Марья Николаевна Полозова — жена Полозова
Основное повествование ведётся как воспоминания 52-летнего дворянина и помещика Санина о событиях 30-летней давности, случившихся в его жизни, когда он путешествовал по Германии .
Однажды, будучи проездом во Франкфурте , Санин зашёл в кондитерскую, где помог молодой дочери хозяйки с упавшим в обморок младшим братом. Семья прониклась к Санину симпатией и неожиданно для себя несколько дней он провёл с ними. Когда он был на прогулке с Джеммой и её женихом, один из молодых немецких офицеров, сидевших за соседним столиком в трактире, позволил себе грубую выходку, и Санин вызвал его на дуэль. Дуэль закончилась благополучно для обоих участников. Однако это происшествие сильно встряхнуло размеренную жизнь девушки. Она отказала жениху, который не смог защитить её достоинство. Санин же внезапно понял, что полюбил её. Любовь, охватившая их, привела Санина к мысли о женитьбе. Даже мать Джеммы, пришедшая вначале в ужас из-за разрыва Джеммы с женихом, постепенно успокоилась и стала строить планы на их дальнейшую жизнь. Чтобы продать своё имение и получить деньги на совместную жизнь, Санин поехал в Висбаден к богатой жене своего пансионного товарища Полозова, которого он случайно встречает во Франкфурте. Однако богатая и молодая русская красавица Марья Николаевна по своей прихоти завлекла Санина и сделала его одним из своих любовников. Не в силах противиться сильной натуре Марьи Николаевны Санин едет за ней в Париж, но вскоре оказывается ненужным и со стыдом возвращается в Россию, где жизнь его вяло проходит в светской суете. Лишь через 30 лет он случайно находит чудом сохранившийся гранатовый крестик, подаренный ему Джеммой. Он мчится во Франкфурт, где выясняет, что Джемма через два года после тех событий вышла замуж и счастливо живёт в Нью-Йорке с мужем и пятью детьми. Её дочь на фотографии выглядит как та молодая итальянская девушка, её мать, которой Санин когда-то предложил руку и сердце.
Символы в тургеневской повести
Интересны символы, которые использует автор в своем произведении. Так, Джемма на прогулке с Санином и со своим женихом встречают немецкого офицера. Тот ведет себя грубо и за это Санин вызывает его на дуэль. В благодарность за благородный поступок Джемми дарит ему розу, цветок который являлся символом чистой и искренней любви.
Савину через время преподносят еще один подарок, который полностью противопоставлен тому, что он получил от наивной девушки. Дмитрию дарит подарок и Марья Николаевна. Только это неживой предмет – железное кольцо. А через время герой увидел такое же украшение на пальце еще одного молодого человека, который, скорее всего тоже был любовником безнравственной женщины. Этот жестокий и бесчувственный подарок разрушает судьбу основного персонажа. Так Санин становится рабом любви, безвольным и вскоре забытым. Роковая красавица, наигравшись с ним, теряет всякий интерес и просто бросает его. Любовь в жизни этого человека уже не наступает никогда.
Но герой живет дальше, богатеет, и вдруг вспоминает о том предательстве, которое он совершил в своей жизни. Эта боль от нехорошего и неблагородного поступка будет жить в нем всегда. И всегда он будет думать о Джемми, которая испытала боль по его вине. Неслучайно воспоминания нахлынули на главного героя, когда он нашёл гранатовый крестик — подарок Джеммы.
Главные персонажи
Дмитрий Санин — главный герой повести, князь, окончивший университет в Германии. Он приезжает в свои помещичьи владения на родине, чтобы отдохнуть и насладиться красотами и тишиной природы. Дмитрий известен своими прогрессивными убеждениями, необычным поведением и независимостью от общественных норм.
Александра Львовна — дочь бывшего генерала, женщина красивая и умная, но одинокая и несчастная. Она никак не может найти своего идеала, и начинает испытывать симпатию к Дмитрию.
Елена Николаевна — двоюродная сестра Дмитрия, молодая и красивая, заботливая и приветливая. Она занимается благотворительностью и местной политикой, и в её доме всегда бывает много гостей.
Михаило — березовый лесоруб, друг Дмитрия и главный исполнитель его желаний. Он надёжный, скромный и работящий.
Петро — помощник местного муравьиного населения, служителей Елены Николаевны. Он ленивый и бедный, и любит поговорить о жизни и людях.
Сюжет повести
Повесть «Вешние воды» рассказывает о приезде двух молодых людей, брата и сестры, Аркадия и Катерины, на родовое имение их матери на берегу реки Оки. Главным событием повести становится их знакомство с местным помещиком Игорем, который становится объектом внимания обоих героев.
Сначала Игорь представляет себя как идеал юношеского достоинства, но постепенно показывает свои недостатки, такие как эгоизм и меланхолия. Также рассказывается о несчастной любви его крестьянки Машеньки, которая приводит к его эмоциональной неустойчивости и неспособности любить.
События повести развиваются вокруг отношений героев, персонажами которых являются помимо Аркадия, Катерины и Игоря еще несколько членов поместья и местных жителей. Ключевыми моментами сюжета становятся глубокие размышления героев о жизни, любви, красоте и искусстве.
Однако кульминацией сюжета является событие самоубийства Игоря, вызванного его нерешительностью и несчастной любовью. Это становится окончательным победой неопределенности и обреченности в их жизнях, что отражается в окончании повести, где Катерина и Аркадий понимают, что никогда уже не вернутся в то время, когда любовь и надежда были возможны.
II
В кондитерскую, с рассыпанными по обнаженным плечам темными кудрями, с протянутыми вперед обнаженными руками, порывисто вбежала девушка лет девятнадцати и, увидев Санина, тотчас бросилась к нему, схватила его за руку и повлекла за собою, приговаривая задыхавшимся голосом: «Скорей, скорей, сюда, спасите!» Не из нежелания повиноваться, а просто от избытка изумления Санин не тотчас последовал за девушкой – и как бы уперся на месте: он в жизни не видывал подобной красавицы. Она обернулась к чему – и с таким отчаянием в голосе, во взгляде, в движении сжатой руки, судорожно поднесенной к бледной щеке, произнесла: «Да идите же, идите!» – что он тотчас ринулся за нею в раскрытую дверь.
В комнате, куда он вбежал вслед за девушкой, на старомодном диване из конского волоса лежал, весь белый – белый с желтоватыми отливами, как воск или как древний мрамор, – мальчик лет четырнадцати, поразительно похожий на девушку, очевидно ее брат. Глаза его были закрыты, тень от черных густых волос падала пятном на словно окаменелый лоб, на недвижные тонкие брови; из-под посиневших губ виднелись стиснутые зубы. Казалось, он не дышал; одна рука опустилась на пол, другую он закинул за голову. Мальчик был одет и застегнут; тесный галстух сжимал его шею.
Девушка с воплем бросилась к нему.
– Он умер, он умер! – вскричала она, – сейчас он тут сидел, говорил со мною – и вдруг упал и сделался недвижим… Боже мой! неужели нельзя помочь? И мамы нет! Панталеоне, Панталеоне, что же доктор? – прибавила она вдруг по-итальянски: – Ты ходил за доктором?
– Синьора, я не ходил, я послал Луизу, – раздался хриплый голос за дверью, – и в комнату, ковыляя на кривых ножках, вошел маленький старичок в лиловом фраке с черными пуговицами, высоком белом галстухе, нанковых коротких панталонах и синих шерстяных чулках. Его крошечное личико совершенно исчезало под целой громадой седых, железного цвета волос. Со всех сторон круто вздымаясь кверху и падая обратно растрепанными косицами, они придавали фигуре старичка сходство с хохлатой курицей – сходство тем более поразительное, что под их темно-серой массой только и можно было разобрать, что заостренный нос да круглые желтые глаза.
– Луиза скорей сбегает, а я не могу бегать, – продолжал старичок по-итальянски, поочередно поднимая плоские, подагрические ноги, обутые в высокие башмаки с бантиками, – а я вот воды принес.
Своими сухими, корявыми пальцами он стискивал длинное горлышко бутылки.
– Но Эмиль пока умрет! – воскликнула девушка и протянула руки к Санину. – О мой господин, о mein Herr! Неужели вы не можете помочь?
– Надо ему кровь пустить – это удар, – заметил старичок, носивший имя Панталеоне.
Хотя Санин не имел ни малейшего понятия о медицине, однако одно он знал достоверно: с четырнадцатилетними мальчиками ударов не случается.
– Это обморок, а не удар, – проговорил он, обратясь к Панталеоне. – Есть у вас щетки?
Старичок приподнял свое личико.
– Что?
– Щетки, щетки, – повторил Санин по-немецки и по-французски. – Щетки, – прибавил он, показывая вид, что чистит себе платье.
Старичок, наконец, его понял.
– А, щетки! Spazzette! Как не быть щеток!
– Давайте их сюда; мы снимем с него сюртук – и станем растирать его.
– Хорошо… Benone! А воду на голову не надо вылить?
– Нет… после; ступайте теперь поскорей за щетками.
Панталеоне поставил бутылку на пол, выбежал вон и тотчас вернулся с двумя щетками, одной головной и одной платяной. Курчавый пудель сопровождал его и, усиленно вертя хвостом, с любопытством оглядывал старика, девушку и даже Санина – как бы желая знать, что значила вся эта тревога?
Санин проворно снял сюртук с лежавшего мальчика, расстегнул ворот, засучил рукава его рубашки – и, вооружившись щеткой, начал изо всех сил тереть ему грудь и руки. Панталеоне так же усердно тер другой – головной щеткой – по его сапогам и панталонам. Девушка бросилась на колени возле дивана и, схватив обеими руками голову, не мигая ни одной векою, так и впилась в лицо своему брату. Санин сам тер – а сам искоса посматривал на нее. Боже мой! какая же это была красавица!
Глава 1
Дмитрий вернулся домой после встречи с друзьями. Вечеринка была отличной, дамы — красивыми, мужчины — умными, а он сам выступил блестяще. Только вот его мучило недовольство жизнью, которая состояла из ненужной суеты и самообмана. Он не был счастлив и сидел, предаваясь мрачным думам. Вот уже и старость на пороге, ждать больше нечего, а ничего не произошло за эти годы, ничего не оправдало его больших юношеских надежд. А дальше только смерть и полное забвение.
Решив занять себя хоть каким-то делом, Дмитрий разбирал бумаги и нашел старые письма, а на дне шкатулки находился гранатовый крестик. Не то сожаление, не то радость наполнили его душу. Он вспомнил историю любви, которая произошла 30 лет назад.
В 1840 году Санину минул двадцать второй год. Главный герой решил побыть один день во Франкфурте, когда возвращался домой из Италии. Погуляв в городе, молодой человек решил зайти в итальянскую кондитерскую. Но там никого не было. Дмитрий позвал людей, и вдруг…
История создания и герои произведения
Драматург Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883) внес значительный вклад в историю русской литературы второй половины XIX века. Мастер слова мог раскрыть любой образ, будь то пейзаж или сложный человеческий характер. В зрелом возрасте драматург написал несколько произведений, которые относят к категории воспоминаний.
Повесть «Вешние воды» создана в 1872 г. и признана одной из наиболее ярких и значимых. Она является образцом русской классической прозы XIX в. и рассказывает о сожалениях помещика, бездарно растратившего лучшие годы. Предисловием к тексту автор выбрал строки из старинного русского романса:
Краткое содержание «Вешних вод» дает возможность подготовиться к уроку литературы и записать собственные выводы в читательский дневник. Прежде чем перейти к знакомству с произведением, следует изучить его главных и второстепенных персонажей. В повести фигурируют такие основные герои:
- Дмитрий Павлович Санин. Помещик, не обремененный заботами о хлебе насущном. Благороден, но мягок и слабоволен по характеру.
- Джемма Розелли. Прекрасная итальянка девятнадцати лет, покорившая сердце молодого Санина.
- Марья Николаевна Полозова. Женщина, которая ставит свои желания и капризы превыше интересов других людей.
В произведении фигурируют мать Джеммы Леноре, ее брат-подросток Эмилио и слуга семьи Панаталеоне. Автор также знакомит с Карлом Клюбером — молодым состоятельным женихом прекрасной итальянки. На страницах произведения читатели встречаются с мужем Марьи Николаевны Ипполитом и бароном Дёнгофом, с которым герой сдружился после дуэли.
Главы 4-7
Главный герой снова пришёл в кондитерскую. Далее происходит знакомство Санина с семейством Розелли, а именно с вдовой Леоноре, с её сыном Эмилио, старшей дочерью Джеммой и с преданным слугой Панталеоне. Санин тоже рассказал о себе. Его угощали и закармливали. Он почувствовал себя как дома.
Писатель показывает, как смутно представляла огромную страну госпожа Леонора. По её мнению, в России постоянно идёт снег, и все ходят в шубах. Есть только военные или крестьяне.
Главный герой начал очень увлекательные рассказ о своей стране. Знакомые Санина находилась под большим впечатлением от его исполнения народных песен и старинных романсов. Они пели и играли вместе итальянские и русские песни. Потом брат Джеммы стал читать пьесу вслух. Санина поразила сердечность и близость всех членов семьи.
Главный герой сильно увлекся общением. В результате, он опоздал на вечерний дилижанс. Деньги у него кончились, и он поневоле застрял во Франкфурте, пока друг не пришлет ему на билет. Розелли сказали молодому человеку, чтобы он зашёл к ним на следующий день. Они хотели, чтобы он познакомился с женихом Джеммы. Дмитрия известие о скорой свадьбе немного огорчило.
Анализ для читательского дневника
Повесть Тургенева посвящена первой любви, которая оставляет память на всю жизнь. Автор не описывает подробностей истории, не пытаясь завуалировать любовный треугольник. Читателя увлекают события, которым нашлось продолжение спустя 30 лет
Каждый персонаж, главный или второстепенный, имеет важное значение. Автор также умело использует символы, которые надолго остаются в памяти читателей:
- Во время одной из романтических прогулок Санин и Джемма встречают жениха девушки. Тот очень грубо отнесся к невесте, за что Дмитрий вызвал его на дуэль. Итальянка в ответ подарила молодому человеку розу — символ любви, такой же чистой и светлой, как душа девушки.
- Немного позже Санина ждал еще один подарок — железное кольцо. Через некоторое время он увидел такой же аксессуар на пальце у другого мужчины. Скорее всего, он тоже был в числе обожателей безнравственной дамы.
Критика
Редактор Ивана Сергеевича — Анненков хвалил стилистику и язык и пророчил популярность произведения среди фанатов, но также критиковал поведение Санина из-за того, что тот изменил Джемме, несмотря на пылкую влюблённость и обещание жениться.
Повесть была впервые опубликована в журнале «Вестник Европы». Тургенев боялся за произведение, потому что в нём не было глубины, каких-то политических и социальных подтекстов. И не зря — многим критикам не понравились «Вешние воды», потому что, по их мнению, русский человек был опозорен. Рецензенты Н. Чернышевский и Д. Писарев отметили, что книга довольно банальна и показательна, ведь от дворянства ничего другого, кроме слабости, никто не ожидает
Читатели же полюбили эту книгу, потому что она повествует о самом важном — сложности и многогранности человеческих чувств
Темы
Любовь . Отношения Санина и Джеммы развиваются плавно. Они впервые встречаются в кондитерской, Дмитрий спасет её брата, девушка приглашает его на вечер, он заступается за неё и вызывает обидчика на дуэль, она дарит ему розу, дав понять о своих чувствах. Их любовь светлая и бескорыстная. Они хотят пожениться, несмотря на бедность — как Санина, так и Джеммы.
Честь . Говоря о доблести, приведём всё тот же пример с заступничеством Санина за Джемму. Видя, как её оскорбил мужчина, он вызывает его на дуэль
Он не боится смерти — ему важно наказать обидчика ради любимой. Также герой не может умолчать о своей измене: он во всем признается возлюбленной, хоть и теряет ее навеки.
Суть: о чем повесть?
В основе повести лежит история любви Санина и Джеммы.
Главный герой, Дмитрий Санин путешествует по Европе и останавливается во Франкфурте, где встречает Джемму. Она в тот же момент вызывает у него симпатию. К сожалению, девушка уже помолвлена с Карлом Клюбером.
В один из дней, когда Санин проводит время с Джеммой и её женихом, девушку обижает офицер майнцского гарнизона — выпивает стакан спиртного и выхватывает розу Джеммы. Господин Клюбер не заступается за невесту, а Санин же вызывает грубияна на дуэль.
На другой день он приходит к Джемме, та дарит ему ту самую розу. Главный герой понимает, что влюблён. На дуэли Барон фон Донгоф специально стреляет мимо Санина, тем самым признаёт свою вину. Герои расходятся мирно.
После этого к Дмитрию приходит мать Джеммы, говорит, что та хочет расторгнуть помолвку с Клюбером и просит Санина повлиять на неё. Но после свидания герои признаются друг другу в чувствах, и мужчина делает девушке предложение. Санин небогат, поэтому принимает решение продавать своё поместье, чтобы выручить деньги на свадьбу. Он встречает своего одноклассника, который советует продать недвижимость его жене.
Санин приезжает к Полозовой, она просит его подождать несколько дней, пока не примет решение. Через три дня женщина соблазняет Дмитрия, и он изменяет своей невесте. Главный герой признаётся Джемме, но не получает ответного письма. Санин становится рабом Полозовой, выполняет все её приказания, пока она не бросает его. Герой понимает, что никогда не любил эту женщину по-настоящему.
Дмитрий и Джемма восстанавливают связь уже спустя тридцать лет. Мужчина получает от неё письмо, в котором она пишет, что счастлива в браке и имеет четырёх сыновей и дочь. Она благодарна Санину за то, что тот помог ей расторгнуть помолвку с Клюбером.
Главные герои и их характеристика
Система образов и характеристика героев в повести «Первая любовь» описаны Многомудрым Литреконом в формате таблицы:
Санин | Иван Сергеевич описывает рассказчика как статного, стройного, высокого молодого человека с расплывчатыми чертами, ласковыми голубыми глазами, золотистыми волосами, белой румяной кожей. Он отмечает его простодушное, доброе лицо с глуповатым выражением и свежесть, здоровья, мягкость во всём теле. О характере автор пишет, что Санин был и глуповат, и в то же время обладал некоторыми знаниями о жизни. Несмотря на заграничную поездку, он сохранил в себе детскую радость жизни, тяжёлые мысли не занимали его ум. В начале книги он представляется нам как благородный, честный человек — ведь он вызвал на дуэль обидчика Джеммы, но после измены невесте мы можем сказать о его безвольности и безнравственности. |
Джемма | Джемма предстаёт в глазах Санина как настоящая красавица, от которой невозможно отвести глаз: “Боже мой! какая же эта была красавица! Нос у ней был несколько велик, но красивого, орлиного ладу, верхнюю губу чуть-чуть оттенял пушок; зато цвет лица, ровный и матовый, ни дать ни взять слоновая кость или молочный янтарь, волнистый лоск волос, как у Аллориевой Юдифи в Палаццо-Питти, — и особенно глаза, тёмно-серые, с черной каёмкой вокруг зениц, великолепные, торжествующие глаза, — даже теперь, когда испуг и горе омрачали их блеск…”. О её характере мы можем только догадываться по её поступкам. Во-первых, она заботливая — когда брату стало плохо, тут же побежала за помощью и сидела с ним, пока он не очнулся. Во-вторых, она решительная — поняв, что любит Санина, расторгла помолвку, несмотря на нелёгкое положение своей семьи, а также была готова взять религию мужа. В-третьих, она смелая — в одной из сцен она говорит, что готова умереть за Отечество. |
Мария Полозова | Хладнокровная, эгоистичная и циничная женщина, которая любит играть чувствами мужчин. Героиня надменна и высокомерна. Будучи богатой вдовой, она может позволить себе раскованное поведение и пользуется этим. Обладает холодной и царственной красотой. |