[править] Премьера в Москве
26 декабря 1875 года свою постановку показала Московская императорская труппа — Малый театр; спектакль прошел в бенефис Н. А. Никулиной, исполнявшей роль Глафиры; Мурзавецкая — Е. Н. Васильева, Чугунов — С. В. Шумский, Беркутов — Н. Е. Вильде, Мурзавецкий — М. П. Садовский, Лыняев — И. В. Самарин, Горецкий — Н. И. Музиль, Купавина — Г. Н. Федотова, Анфуса — С. П. Акимова, Павлин — Д. В. Живокини.
Анфуса Тихоновна — Ольга Садовская, Мурзавецкий — Михаил Садовский. Московская императорская труппа (Малый театр), 1893 Купавина — Е. М. Шатрова, Беркутов — М. Ф. Ленин. «Волки и овцы», 1944, Малый театр, Москва Глафира — Констанция Роек, 1962, Малый театр, Москва
Московская премьера прошла с неменьшим зрительским успехом. Правда, официальная критика четко усмотрела связь Мурзавецкой с проворовавшейся аферисткой игуменьей и не преминула обвинить автора, что он слишком обобщил ситуацию.
Кроме того, вызвал споры образ другого персонажа — Беркутова. Островский разглядел этакого волка-капиталиста, появляющийся новый класс в российском обществе: умный, образованный, циничный, подлый — новый вид «волка». А вот официозная критика, кормящаяся на зарплату от этих самых «волков», никак не желала видеть в нем хищника. Общество еще не было готово к пониманию этого образа. Журнал «Новое время» так писал про эту роль: «Умный, но смирный человек, который избегает, по возможности, всяких скандалов, без особой надобности не заводит уголовщины и довольствуется одним только отпарированием хищнических покушений на съедение, причем даже не гонится за тем, чтобы отобрать у нападающего побежденного хищника каждую перепавшую в его карман крупицу»
.
Так что страсти в театральных кругах по поводу новой пьесы А. Н. Островского полыхали немалые.
Островский писал из Москвы в Петербург Ф. А. Бурдину 19 января 1986 г.: «В Москве мне несчастие: „Волки и овцы“ идут с огромным успехом, но захворали Федотова и Никулина, и пьеса остановилась»
.
Возвращение
С прогулки герои возвращаются спешно, избавляясь от приставаний Мурзавецкого. Его прогоняет только Лыняев. Затем тот встречается с Горецким, перекупает его, чтобы он признался в подделке письма.
На следующий день Глафира озабочена тем, что Лыняев не спешит к ней с объяснениями. В это время приходит письмо от Мурзавецкой, в котором она угрожает Купавиной взыскать с нее крупную сумму долга, раз она накануне не приняла ее племянника, коварная Меропия грозит вдове разорением.
Приезжают Лыняев и Беркутов. Последний признается, что прибыл, чтобы жениться, и просит товарища не вмешиваться в дела вдовы. При встрече он оценивает ее положение как незавидное. Разговор со вдовой он заканчивает советом выйти замуж за Мурзавецкого, чтобы избежать полного разорения.
[править] История создания
К этому времени А. Н. Островский — не просто известный русский драматург, он — признанный бытописатель российской жизни, прижизненный классик, пьесы которого постоянно идут на сценах императорских театров и частных провинциальных трупп. Его новых произведений ждут и актеры, мечтающие о ролях в них, и зрители. Еще когда в 1862 г. обновляли плафон вокруг главной люстры в императорском Александринском театре в Санкт-Петербурге, на нем по высочайшему распоряжению появились портреты лучших отечественных драматургов — Фонвизина, Грибоедова, Гоголя и Островского. Три великих классика русской литературы и один живой современный автор — он, Александр Островский.
И Островский, прекрасно осознавая свою значимость, искал сюжеты, чтобы переложить их для театральной сцены. И сюжеты не заставляли себя ждать. Российская история на них богата.
В сентябре 1874 года Островский закончил свою пьесу «Трудовой хлеб», а уже в ноябре задумал драму «Бесприданница».
Но… — драматург переключился на другой сюжет.
В октябре 1874 г. вся Россия была потрясена преступлением и последующим судом: на крупных мошеннических аферах попалась начальница Московской епархиальной Владычне-Покровской общины и игуменья Серпуховского женского монастыря мать Митрофания, в миру известная как баронесса Прасковья Григорьевна Розен. Причем, как выяснилось, деньги потребовались игуменье не на личную жизнь, а на расширение монастыря и его обители, а также баготворительные нужды от монастыря. Но поскольку на благотворительность монастырских денег явно не хватало, игуменья прибегла к аферам и вымогательствам, используя подложные фиктивные документы и сама подделывая чужие подписи. Поэтому Святейший синод стал заступаться за «честную» аферистку: она-де действовала не в личных корыстных интересах, а целью была — благотворительность (только и остается сказать: хороша же благотворительность за счет уворованных чужих денег!). Суд над духовным лицом — это всегда двойной скандал: и церковный, и гражданский. А тут сошлось всё: и знатное происхождение, и высокий церковный сан. Церковников православное, не отделенное от церкви государство старалось не привлекать к суду и излишнему общественному вниманию. Однако на этот раз аферы приобрели такой масштаб, что скрыть преступление оказалось невозможно. Баронесса-игуменья не только занималась вымогательством денег при помощи фальшивых писем и векселей, но еще, как выяснилось, руководила большой агентурной сетью, которая на нее «работала». В своей речи на суде гражданский истец адвокат Фёдор Никифорович Плевако назвал подсудимую волком в овечьей шкуре. Дословно слова Ф. Н. Плевако звучали так: «Овечья шкура на волке не должна ослеплять вас. Я не верю, чтоб люди серьёзно думали о Боге и добре, совершая грабительства и подлоги»
.
Дело игуменьи кончилось ссылкой её в Сибирь.
Характер этой «святоши» привлек внимание драматурга. Однако Островский хорошо понимал, что цензура ни за что не пропустит на сцену образ игуменьи-рэкетирши
Поэтому замахиваться на церковный пласт автор даже не стал. С самого начала он, решив использовать образ Прасковьи Григорьевны Розен, заменил ее высокий церковный сан на мирянку-помещицу. Тем более, что у него и тут прототип был, что называется, под рукой: соседка по имению Щелыково помещица Молчанова в селе Покровском — ну ничем не хуже…
Название выросло сразу — по пословице: «Ловит волк, ловят и волка». А в процессе работы Островский придумал другое: «Волки и овцы». Хищники и их жертвы. В таком варианте напрочь ушла тема возмездия за преступления. Выяснилось, что драматург и в этом оказался прав: несмотря на приговор суда, в Сибирь игуменья Митрофания так и не была отправлена.
В начале 1875 года Островский сел за работу. Сохранились его письма драматическому артисту Петербургской императорской труппы Ф. А. Бурдину и драматургам А. А. Потехину и В. И. Родиславскому, в которых он рассказывал о ходе работы над пьесой, называя ее уже «Волки и овцы».
Пьеса была завершена вчерне в апреле 1875 г., а к осени закончена полностью.
Актер Ф. Бурдин — как представитель Петербургской труппы — решал вопрос премьеры в Александринском театре.
Но и Московская труппа тоже получила экземпляр пьесы и готовилась к постановке в Малом театре.
[править] Премьера
Премьера прошла 8 декабря 1875 в Александринском театре (Петербургская императорская труппа) в бенефис Ф. А. Бурдина, исполнявшего роль Лыняева; Мурзавецкая — А. М. Читау, Чугунов — К. А. Варламов, Беркутов — А. А. Нильский, Мурзавецкий — Н. Ф. Сазонов, Купавина — В. К. Лядова-Сариотти (сестра композитора А. К. Лядова, бывшая жена певца М. И. Сариотти), Анфуса — М. М. Александрова.
Мурзавецкая — Гл. Н.Федотова, 1893, Малый театр, Москва Мурзавецкая — А. А. Яблочкина (1934/1935), Малый театр, Москва
Успех пришел к пьесе сразу же. К тому же публика сразу угадала прототип. Мурзавецкая появлялась на сцене, вся в черном, опираясь на палку с набалдашником слоновой кости, с целым хвостом одетых в черное приживалок, молча следовала через всю сцену, едва замечая поклоны выстроившейся по сторонам челяди. Настоящий архиерейский выход!
Сцена страстной влюбленности
В это время с прогулки возвращается уставший Лыняев, которого оставляют лежать на диване, а сами отправляются писать письмо Меропии Давыдовне.
В это время появляется Глафира, которая разыгрывает с барином сцену страстной влюбленности. Лыняев беспомощен. Когда возвращается Купавина с Беркутовым, Лыняев соглашается с Глафирой, обещая, что женится на ней.
При этом в доме Мурзавецкой Чугунов убеждает женщину в необходимости отомстить, хоть хозяйка и так сильно разозлена. Чугунов хочет подбить Меропию, чтобы в ход пошли его фальшивки. Еще один замысел, который он решил реализовать, — несуществующее письмо Купавина к Аполлону, в котором тот якобы признает свой долг. Это должно стать веским дополнением к векселю. Чугунов даже демонстрируется технику, с помощью которой оформляет фальшивки. Он использует старую книгу, в которой документ сразу выцветает.
Беркутов и Мурзавецкая
Появляется Беркутов, который привозит Мурзавецкой книги духовного содержания, он подчеркнуто любезен с ней. Беркутов задумал баллотироваться, поэтому рассчитывает на поддержку и советы окружающих.
В самом конце он вспоминает о поручении от своей соседки Евлампии Николаевны. После этого разговор сразу резко меняет свой характер. Он прямо называет Аполлона и его приспешников негодяями, возмущаясь их действиями. Он рассказывает, что главный виновник в появлении фальшивок Горецкий уже во всем сознался, Беркутов же рассказывает Мурзавецкой, что всерьез подозревает ее племянника, который может быть замешен в этом деле.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
А.Н. Островский поднимает в своем произведении тему «волков и овец», тем самым он разоблачает общественные пороки. Писатель показывает своеобразную охоту за деньгами, которые властвуют в обществе и разрушительно действует на судьбы людей. Все это приводит к тому, что нравственное и безнравственное смешиваются в человеческой жизни, поэтому один и тот же человек может быть и волком, и овцой. Эти две противоположности могут сменить одну на другую в любую минуту.
10 стр., 4764 слов
Говорящие фамилии в произведениях русских писателей XIX века
… изображаемым характерам, типам личности. II. Говорящие фамилии в произведениях русских писателей 2.1 Говорящие фамилии в творчестве Д.И. Фонвизина За 14 лет … что М. В. Ломоносов, совместивший в своем подходе к литературе позиции теоретика и практика, видел в именах собственных один … сцене. Чего стоят одни только герои Жан-Батиста в пьесе «Любовь-исцелительница»! Именно об именах, которые носят …
Конфликт произведения раскрывает противоречивые отношения между хищниками и жертвами, которые могут превращаться друг в друга.
Волки и овцы
Аааа! Что же это делается? Как у автора хватило выдержки такое написать? Как ему не мешало возмущение? Как он со смеху не умер? Это же просто невероятно! Как по мне, так я бы только прыгала на одной ножке, хваталась бы за голову — я знаю такое, такое, сейчас расскажу, даже не знаю как и начать, и как рассказать, поэтому сама просто упаду с дивана и запутаюсь в своем халате стеганном, шелковом, отороченном мехом…
Есть такие люди, которые внушают ужас. Причем, когда они в женском обличье, они наиболее страшны. Все про всех знают, но это не беда. На всех хотят нажиться — вот беда. И не то что бы у них своего ничего не было. Напротив. Все при них. И имя, и связи, и дьявольский ум, и умение внушить чувство вины, развивать его мастерски и приводить этим в движение всех несчастных попавшихся на пути. Есть еще отсутствие каких бы то ни было сдерживающих обуз в виде совести. Умение создавать образ сильной, порядочной женщины. Как такое чудо появилось да еще и в образе женщины в мужской век? Понятно, приходилось изощряться, играть в волка в чистую было не с руки. Нужна маска. Но почему жертвы попадаются? Судят по себе, что если бы винили кого, то за дело? Или хотят оправдаться за свое сокровенное и давнее и только того и ждут, что придет судья, бог на земле и освободит? Ага. От бремени нести имущественные права и обязанности.
Но и на волчиц найдется управа. Клин клином вышибают и мы можем увидеть триумф поражения волчицы от еще более матерого волка. Дух захватывает от холодного расчета. Ладно б только в расшифровке аферы, игры на опережение и безэмоциональном общении с противником. Но в устройстве собственной личной судьбы. Зачем? Потому что ничего личного. Личное только деньги. Подумать только — низложить противника и при этом не размазать, а превратить в союзника в будущих, уже в совместных аферах.
А помощники-исполнители? А что? Все хотят хорошо жить, и они не исключение, тем более не научили их отличать добро от зла. Какую видели жизнь, такой и живут.
А милые дамы, невесты? Вот уж неизвестно что лучше быть продувной девицей или порядочной женщиной. Быть бедной или богатой. Скромной или развязной. Уместно ли вообще женщине заниматься делами? Похоже, что нет. Лучше найти себе мужа поумнее или поглупее. Если богатая — лучше поумнее, иначе пойдет все прахом. Если бедная — лучше побогаче, иначе незачем и выходить. Все ради денег, остальное дело десятое. Как по мне, так уж лучше женщиной не рождаться в то время. Уж очень сложно ориентироваться…
А милые идиоты? Это же просто прелесть! Но о них тоже есть кому позаботиться, не пропадать же беднягам. Это волкам в нагрузку. Волкам придется, им просто ничего не остается, когда овцы пасутся без присмотра. И овцам даже не больно. Все гуманно. Потому что овцы глупые животные и на свое счастье ничего не понимают. Иначе умерли бы от душевного расстройства.
Сейчас читают
- Краткое содержание Густав Майринк Голем Действие происходит в Праге, в начале 19 века. Главный герой находится в полусонном состоянии, и его преследуют видения.
- Краткое содержание Арбузов Таня Основным персонажем произведения является молодая женщина по имени Татьяна, живущая в одном из московских арбатских переулков.
- Краткое содержание Чуковский Мойдодыр Сказка Чуковского «Мойдодыр» — это одно из любимых и популярных произведений для детей, которое написано в стихах. Автор рассказывает, что случается с непослушными детьми
- Краткое содержание Тёма и жучка Гарин-Михайловский Проснувшись ночью, Тёма спрашивает у няни, где его любимая собака. Няня отвечает, что какой-то изверг бросил Жучку в заброшенный колодец. Тёма вновь засыпает, и ему снится сон, как он спасает свою любимицу
- Краткое содержание Пелевин Омон Ра Омон Кривомазов был обычным мальчиком, который мечтал о небе. По этой причине он решил поступить в лётное училище, а затем был зачислен в космонавты и прошёл подготовку к полётам на луну.
У ворот дома пожилой дамы Меропии Давыдовны Мурзавецкой дворецкий разгоняет взбунтовавшихся рабочих, требующих деньги за свой труд. Следом за ними прибывает Чугунов, который ведет дела помещицы. Он также занимается имением вдовы Купавиной и хвастается, что обирает женщину. Дворецкий заявляет, что Мурзавецкая намерилась сосватать племянника вдове. Одна беда – Аполлон Мурзавецкий – пьяница. Помещица находит рычаги давления, якобы покойный муж Купавиной задолжал отцу Аполлона. Поддельная расписка уже подготовлена писцом Горецким.
В город приезжает тетка Купавиной, Анфуса Тихонова, а также мировой судья Лыняев. Вдова отдает помещице «долг» мужа и подписывает подложный вексель. Судья понимает, что женщину обманули, но та не верит. Сватовство, однако, не удается – Аполлона интересует только выпивка, На совместной прогулке с Купавиной и теткой он изводит их приставаниями, а после грозится ограбить вдову.
Лыняев с помощью бедной родственницы Мурзавецкой, Глафиры, находит писца и перекупает его. Горецкий рассказывает об афере помещицы и Чугунова, его родного дяди.
Следующим утром Мурзавецкая присылает Купавиной письмо с обещанием взыскать с женщины огромные деньги за неуважение к ее племяннику. Разоблачение наглецов перед вдовой замедляет друг Лыняева, Беркутов, вознамерившийся жениться на ней.
Чугунов суетится, не желая терять доход от Купавиной, и настраивает помещицу отомстить вдове. Вдруг к Мурзавецкой приезжает Беркутов – он разговаривает очень любезно и рассказывает, что подлог с векселями проявился. Он обвиняет Горецкого и Аполлона, хотя знает истинных преступников. Чугунова он предупреждает уничтожать векселя, но просит за услугу вознаграждение.
Наградой ему становится Купавина, следом за ними женятся Глафирв с Лыняевым. Мурзавецкая и Чугунов остаются ни с чем, да и напоследок Лыняев обзывает их волками. Бывший урядник замечает, что скорее они, потерпевшие – овцы, а волки – Беркутов и Глафира, отхватившие богатых супругов.
Действительно, роли овец и волков – хищников и смиренных жертв – в жизни не стабильны, и оттого разграничить их не просто.
[править] Сюжет
Действие разворачивается в пределах нескольких дней в одном из российских провинциальных губернских городов в 1870-е годы. Мурзавецкая, владелица большого, но уже порядком расстроенного имения, забрала большую власть в губернии. Ее авторитет непререкаем. Она слывет праведницей, блюстительницей нравов, всячески подчеркивает свою отрешенность от всего земного, но за мнимым благонравием и кротостью скрывается наглая напористая авантюристка. Чтобы поправить свои денежные дела, она задумывает прибрать к рукам наследство богатой, опекаемой ею вдовы Евлампии Купавиной и пристроить своего беспутного племянника Аполлона. Она использует и подложные письма, и фальшивые векселя… Но на богатство Купавиной слетаются и другие охотники, и их немало… А побеждает циничный столичный делец из Петербурга Беркутов, сосед Купавиной по имению.
3. Название произведения и его смысл.
Выступление адвоката против прототипа героини повлияло на задумки А.Н. Островского. Почти сразу появляется название к его новой пьесе – «Ловит волк, ловят и волка», затем оно превратилось в вариант «И волки едят…и волков едят». Эти названия уже говорили о возмездии над «волками». Так как писатель убирает такую сюжетную линию, он останавливается на названии «Волки и овцы».
Такое символичное название не только намекнуло о противоборствующем конфликте между героями, но и о том, что общество «волков и овец» настолько порочно, что и волки могут быть овцами, и овцы могут оказаться волками.
Встреча с Чугуновым
Следом он просит пригласить Чугунова. Иносказательно он предупреждает его обо всем. Тот его за это благодарит и отправляется уничтожать по возможности все улики.
Однако Беркутов его задерживает, призывая заплатить ему что-нибудь за труды, чтобы Купавиной был урок, как вести себя впредь. Чугунов уходит, всем вокруг обязанный.
В финале пьесы разыгрывается сватовство Купавиной, а затем торжество Глафиры, которая приходит продемонстрировать, что Мишель у нее под каблуком. В этом месте стоит признать, что сцена написана настолько ярко и удачно, что не поддается пересказу, от которого может стать только хуже. Даже если у вас нет времени и возможности читать все произведение целиком, найдите несколько минут, чтобы познакомиться с этой сценой, которая доставит вам искреннее удовольствие.
В завершение Лыняев подытоживает, что все на свете овцы и волки. Будущие Лыняевы отправляются в Париж, а Беркутовы на зиму уезжают в Петербург. Когда они все уходят, Чугунов удивляется в разговоре с Мурзавецкой, за что Лыняев обозвал их волками, считая, что они на самом деле голуби или куры.
В финале слышны вопли Мурзавецкого, у которого волки съели Тамерлана. Чугунов пытается его утешить, отмечая, что настоящие «волки» «съели» его невесту со всем приданым. В результате даже он с его тетей чудом остались живы.
Тезисы
Целью
доклада является рассмотрение системы социальных отношений в пьесах
А. Н. Островского с применением методов формального анализа.
Разработкой
методов количественного анализа в драматургии занимались научно-учебная группа
«Цифровые исследования литературы» НИУ ВШЭ, итальянский социолог литературы Франко
Моретти, автор книги «Дальнее чтение» (2013), и советский литературовед В. А.
Сапогов, описавший пьесу Островского «Лес» в своей работе «Некоторые
характеристики драматургического построения комедии Островского «Лес»» (1974). Сапогов
рассматривает пьесу Островского на основе формальных параметров, среди которых
плотность драматического действия, мобильность и занятость персонажей, а также
вероятностные связи между персонажами. Система
социальных отношений, строящаяся между персонажами пьес Островского, будет рассматриваться
на примере комедий «Волки и овцы» и «Лес», созданных в поздний период творчества
драматурга.
В данном исследовании мы будем использовать методы Сапогова и опираться на результаты его работы. В
докладе будет показано, каким образом выстраиваемую в пьесе социальную иерархию
можно описать с помощью выделенных Сапоговым количественных параметров. Основой
для количественного анализа является таблица-протокол, фиксирующая ход
появления персонажей пьесы, единица означает участие персонажей в явлении, ноль — отсутствие персонажа на сцене. Столбцы таблицы означают порядок явлений, а строки указывают персонажей пьесы. Таблица
задаёт дистрибутивные отношения между персонажами и служит исходным материалом
для последующего анализа. Наиболее простой характеристикой текста является
плотность явления. Это отношение числа клеток с символом «1» к общему
количеству клеток. Следующая характеристика, поддающаяся расчету и анализу, —
это степень занятости персонажа. Степенью занятости персонажа Сапогов в своей
работе называет количество явлений, в которых участвует персонаж. Ещё одной
характеристикой действующих лиц является их мобильность, которая определяется отношением, где М — число перемен от 0 к 1 и от 1 к
0, а n — число явлений. Расстояние
между персонажами — это отношение числа явлений, в которых
действуют вместе 1-й и 2-й персонаж к общему числу явлений. На основе
материалов исходной таблицы Сапогов также рассчитывает некоторые вероятностные
характеристики текста, например вероятностную связь между
персонажами. Вычисление и анализ данных характеристик пьесы «Волки и овцы» и
сопоставление результатов с данными, полученными Сапоговым для пьесы «Лес»,
позволят нам описать социальные роли в обеих комедиях Островского.