Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I Значение цвета в структуре художественного произведения… 6
1.1 Психологический аспект цвета в литературе………………………6
1.2 Архетипы жёлтого цвета …………………………………………..16
Глава II. Смысловое значение желтого цвета в повести Виктора Пелевина «Желтая стрела»………………………………………………………20
2.1 Жёлтый цвет как символ просветления……………………………..20
2.2 Жёлтый цвет как иллюзия…………………………………………… 21
2.3 Жёлтый цвет как символ быстротечности жизни…………………..23
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………….28
Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Черная стрела Стивенсон
Другие сочинения:
- Желтая стрела Главный герой – молодой мужчина Андрей. Он просыпается в вагоне поезда от звуков радио и идет в вагон-ресторан. Там он встречает Хана и говорит ему, что хочет сойти с поезда, хотя все его пассажиры уверены, что они едут Read More ……
- Странная история Доктора Джекила и Мистера Хайда Действие повести происходит в Лондоне, в конце XIX века. Мистер Аттерсон, нотариус, был замкнутым человеком, немногословным и неловким в обществе, и все-таки очень симпатичным. Он был строг с собой, однако к слабостям ближних Read More ……
- Остров сокровищ XVIII век. В трактире “Адмирал Бенбоу”, расположенном неподалеку от английского города Бристоль, поселяется таинственный незнакомец – грузный пожилой человек с сабельным шрамом на щеке. Его зовут Билли Бонс. Грубый и необузданный, он в то же время явно кого-то Read More ……
- Вересковый мед В балладе описывается проявление героизма, чести и любви к отечеству простыми людьми, которые не выдали тайну народного умения ненавистным захватчикам. В край, в котором расцветал вереск и из него варили превосходный напиток, а тайну его приготовления не многие Read More ……
- Бурная ночь Что хотел сказать автор своим стихотворением? Что показать, кроме описанного в скудных строчках? Существуют разные мнения и смысловые видения. Загадочный всадник, беззвездная ночь, цокот копыт. Какова разгадка этого стихотворения? Наиболее интересен предложенный вариант пятиклассника из школы-интерната из далекого Read More ……
- Роберт Луис Стивенсон, шотландец по происхождению, работал в разных жанрах: как поэт, драматург, литературный критик, романист. Туберкулез заставил его покинуть Англию: большую часть жизни он прожил в Европе, Америке, а последние годы – на островах Тихого океана. Был сторонником романтического, Read More ……
- Конец XX в. был печальным для литературы. Много говорилось о том, что литература умерла, что нет больше авторов – истинных мастеров слова. Мне кажется, она просто стала другой. Литература всегда соответствовала тому времени, которому принадлежала, всегда говорила о вечных проблемах Read More ……
- Роберт Луис Стивенсон родился в 1850 в Эдинбурге. Дед его был видным гражданским инженером, строителем маяков, мостов и волнорезов. Построенный им маяк Белл-Рок написал Джон Тернер, его посещал Вальтер Скотт. Отец писателя, Томас, тоже был талантливым инженером. Предполагалось, что и Read More ……
Краткое содержание Черная стрела Стивенсон
Повесть представляет собой большую метафору, которая представляет человеческое бытие в форме поезда под названием Желтая стрела, который мчится к своему эсхатологическому финалу – обрыву или взрывающемуся мосту. Тут аллегория на апокалипсис, равно как железная дорога – аллегорический образ, который не раз использовался в русской литературе чтобы представить человеческое существование.
Главным героем является простой парень Андрей, который предстает собирательным образом русской интеллигенции. История начинается с того как Андрей просыпается, встает и занимается привычными делами: идет в тамбур и туалет вагона, моется, курит, отправляется в вагон-ресторан для того чтобы покушать. Так через быт героя передается обобщенная картина повседневности массы людей.
В вагоне-ресторане Андрей видит луч солнца, который оказался у него на столе и размышляет над тем как такому великому лучу уготован финал на грязном столе вагона-ресторана. Далее он встречается со своим приятелем, который является собирательным образом новых русских и предпринимателей постперестроечной эпохи. Приятель рассказывает о том как переправляет алюминиевые ложки в другие люксовые вагоны – аллюзия на Россию, которая активно экспортирует ресурсы в развитые страны.
Далее Андрей идет к Хану — духовно просвещенному человеку, кому-то наподобие гуру для Андрея. Он спрашивает его неужели никто не слышит стука колес и не понимает ничего, ведь они просто едут в поезде – аллюзия на колесо Сансары и большинство людей, которые не понимают вовлеченности в этот порочный цикл.
Описывается то, как Андрей ночью вылезает на крышу вагона (именно там он познакомился с Ханом, а только потом отыскал его купе в поезде) – оригинальная аллюзия на осознанные сновидения и астральные путешествия.
На следующий день Андрей обнаруживает только записку от Хана и решает сам сойти с поезда, он крадет ключи у проводника и выпрыгивает на ходу. Повесть завершается описанием того как Андрей идет свободным по тропинке на природе – аллюзия на человека, который вырвался из колеса Сансары, условностей общества и обрел свободу.
Функции Утризма в повести «Желтая стрела»
1. Критика потребительского общества
Одна из основных функций Утризма в повести — критика современного потребительского общества. Пелевин использует религиозный контекст, чтобы подчеркнуть бездуховность и поверхностность массового потребления. Утризм становится способом уйти от повседневной рутины, поиска истинного смысла жизни, а не просто попыткой утолить свои материальные желания.
2. Исследование природы реальности
Утризм предлагает альтернативное видение реальности и исследует природу сознания и восприятия. Путешествия на Желтой стреле, главном транспортном средстве Утризма, открывают героям новые миры и позволяют им погружаться в разные реальности. Это исследование реальности помогает героям расширить свое сознание и осознать более глубокие истины.
3. Размышления о смысле жизни и смерти
Утризм в повести также служит средством для размышления о смысле жизни и смерти. Герои ищут ответы на глубокие вопросы о сущности человеческого существования и сталкиваются с философскими дилеммами. Утризм помогает им найти свой путь и понять, что смерть не является концом, а лишь переходом в другую реальность.
4. Представление альтернативной реальности
Утризм вводит читателя в мир альтернативной реальности, где существуют магические существа, сны становятся реальностью, и физические законы не работают так, как мы привыкли. Повесть пропитана мистической атмосферой и фантастическими элементами, которые позволяют нам увидеть мир с новой, необычной стороны.
5. Парадоксальность и ирония
Утризм в повести также служит средством для выражения парадоксальности и иронии. Все религиозные обряды, догмы и практики Утризма представлены с искажением, и часто подвергаются сатирическому изображению. Это позволяет автору выразить свое отношение к религиозным идеям и установкам, а также вызывает у читателя улыбку и задумываться над ироническими аспектами религии и веры.
В целом, Утризм в повести «Желтая стрела» выполняет ряд функций, от критики потребительского общества до исследования реальности и размышлений о смысле жизни. Он представляет собой философскую доктрину, которая помогает героям преодолеть бездушие мира и найти свой путь к осознанию глубоких истин.
Источники вдохновения для Утризма
Вдохновение для создания Утризма можно найти в различных источниках, которые влияли на автора и помогли ему сформировать уникальное учение. Одним из таких источников является дзен-буддизм
Взаимодействие с дзен-буддизмом прослеживается в концепции осознанности (mindfulness) и присутствия в настоящем моменте, которая является важной частью Утризма. Дзен-буддизм также подразумевает поиск просветления и преодоление страданий, что также отражено в Утризме
Еще одним источником вдохновения для Утризма может быть философия Трансхуманизма. Трансхуманизм – это движение, которое стремится улучшить человеческие возможности и качество жизни с помощью науки и технологии. В Утризме также присутствует идея развития человека и преодоления его ограничений через использование новых технологий и кибернетических имплантатов.
Еще одним важным источником вдохновения для Утризма является научная фантастика. Идеи и концепции, представленные в различных произведениях этого жанра, помогли автору создать мир будущего, где Утризм стал доминирующей религией. Некоторые из этих идей включают в себя исследование границ человеческого сознания, возможность переноса сознания в другие формы, идею виртуальной реальности и создание идеального мира.
Кроме того, Виктор Пелевин, как автор, может быть также вдохновлен различными религиозными традициями и философскими учениями, которые также прослеживаются в Утризме. Это могут быть идеи из христианства, буддизма, индийской философии и других духовных учений, которые помогли автору создать комплексную и оригинальную религию Утризма.
В целом, источники вдохновения для Утризма в повести «Желтая стрела» включают в себя дзен-буддизм, философию Трансхуманизма, научную фантастику и различные религиозные и философские учения. Эти источники помогли автору создать уникальное учение, которое отражает постапокалиптический мир и стремление людей найти смысл в хаосе и разрушениях.
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание рассказ Сад расходящихся тропок Борхеса Хорхе Луис Борхес в очередной раз написал рассказ в своем: лаконично-фантастическом стиле. В статье передается лишь краткое изложение, что бы полностью понять рассказ следует читать полностью.
- Allez! — краткое содержание рассказа Куприна Возглас «Алле!» был одним из первых звуков, которые помнила и слышала Нора в течение своей жизни. Она еще в пять лет начала тренироваться выполнять цирковые трюки на лошади
- Коробейники — краткое содержание рассказа Некрасова Некрасов, известный собственной социальной критикой, предлагает вниманию читателей произведение, в котором выражается как бы рефлексия народа, в частности крестьянского сословия, по отношению к отмене крепостного права
- Бегство от свободы — краткое содержание книги Фромм Прежде чем начать краткий рассказ о книге психолога Эриха Фромма, нужно указать на исторический контекст, в котором его труд создавался. Он написан в 1941 году, то есть в период, когда нацизм в Германии достигнул своего расцвета и вопрос свободы
Желтая стрела сюжет
Главный герой — обычный парень средних лет по имени Андрей. Он просыпается в поезде от храпа своего соседа. Проснувшись, Андрей курит и идет умываться. В зеркале он замечает, что за последние пять лет его лицо не постарело и, тем более, не помолодело. Оно как будто потеряло свою актуальность. Отбросив эти мысли, Андрей идет завтракать в вагон-ресторан.
Андрей смотрит на скатерть на своем столе, покрытую пятнами и крошками, и видит как на нее падает солнечный луч. Для того ли проходил солнечный луч бесконечную пустоту космоса, чтобы попасть на его грязную скатерть? Для Андрея солнечный луч — это целеустремленная желтая стрела.
После завтрака Андрей убедился, что сегодня необычный день: он думает о множестве вещей, которые обычно его совершенно не интересуют. Главный герой идет к своему другу Хану, дабы получить ответы на вопросы.
Хан понимает, что его опасения подтвердились. Он берет Андрея за воротник и требует ответа на вопрос: «Что такое Желтая стрела?». Спустя некоторое время он вспоминает.
(Сейчас будет немного сложно понять)
Андрей стал на время пассажиром. Он и сейчас пассажир, но уже нормальный потому, что такой пассажир никогда не рассматривает себя в качестве пассажира. Обычному пассажиру никогда не придет в голову мысль, что с поезда можно сойти. Для них нет ничего кроме поезда.
(На этом мое введение в сюжет заканчивается. Прочитаете сами до конца, если захотите)
https://youtube.com/watch?v=dQmVogAIvu8
Смысл книги Пелевина «Жёлтая стрела»
«Жёлтая стрела» — поезд, на котором всё человечество мчится вдаль до рушащегося моста. Это транспортное средство — догадаться нетрудно — метафора нашего бытия. Мы рождаемся в определенной среде, где уровень жизни, культуры, достатка, а также национальные, религиозные и социальные предрассудки подгоняют нашу судьбу под установившийся шаблон, и готово. Пассажиры просто не догадываются о том, что существует что-то за пределами купе и тамбуров, хрущёвки и ПТУ или коттеджа в Куркино и Бугатти. Многие рождаются, растут, живут и умирают в том же «вагоне».
Да, перед нами все тот же «депрессивный» и «желчный» Пелевин, который режет правду-матку об упадочном состоянии духа цивилизации. Нет в нем надежды, говорят красношляпые, нет выхода: «Ну хорошо, допустим, все плохо, а дальше что? Чем удивишь, остряк, не видишь, что нам от абсурда тошно, хочется светового шоу радужных красок или хотя бы огонька зажигалки в темной-темной комнате». И можно понять этот праведный гнев: пелевинская проза в моде, но надежды на светлое будущее она не дает. Но в случае со «Стрелой» так ли это? Так ли непроходим пессимизм новой литературы? Да нет… «Желтая стрела» как раз таки заканчивается традиционно для ЛР: герой покидает не только вагон, но и поезд под влиянием Сонечки Мармеладовой или Дмитрия Лопухова в образе Хасана, столь же призрачного и нереального, сколь Гораций для Гамлета – всегда собеседник, но никогда не действующее лицо.
Сказка – ложь, да в ней намек: каждый может выбраться из своего футляра, движущегося в Тар-тар. Андрей хоть и рождается в рамках стереотипов, проникается дрожащим, как ложка в граненом стакане, миром, но не перестает размышлять, совершенствоваться и находит свое освобождение в прыжке на дикую, неизведанную землю за пределами тюрьмы на колесах. Раз за разом предпринимая попытки бегства, герой не сдавался и преуспел. Духовная эволюция, диалектика души, открытый, но по-Достоевски положительный финал. Родион раскаялся, Марья Болконская вышла замуж.
О хорошем сложно сказать что-то новое, и концовка «Желтой стрелы» никого не поразит. Но вдохновит. Но мотивирует. Да, говоря о надежде, рискуешь прослыть банальным, однако что плохого в банальности, если она – часть художественной правды автора, часть мироустройства, где действительно можно найти отдушину в поиске света и смысла внутри себя, а не снаружи. «Снаружи» — это и есть главный отрицательный герой повести, антагонист тому «Я», которое не хочет ехать спиной вперед, не хочет жить по законам обратной перспективы средневековых полотен. Но бунтующее, первозданное, индивидуальное «Я» попадает во внешнюю среду, неизбежно происходит реакция подавления с одной стороны, и приспособления с другой, и вот перед нами безвольный пассажир, которого тянет назад то, что сильнее и древнее его. Он вроде бы ходит сам, решает, посахарить ли чай, оберегает ложки и подстаканники, столь полюбившиеся местной мафии, но, на самом деле, вся эта мещанская идиллия движется вслед за локомотивом вне зависимости от воли и устремления людей, находящихся на борту. Вот почему предъявить билет, по мнению Хасана, некому: то, что несет нас дальше, не человек, и даже не вороватая клика мошенников в поезде, это сила и власть прошлого, созданного стихийно, как смерч или цунами. Бушующим волнам никто не предъявляет путевку и загранпаспорт, чтобы его, приезжего, отпустили, он, дескать, имеет право выйти из города, обреченного на смерть. Так и мы, сжимая в руках счастливый билет, все ищем, у кого бы спросить разрешения, получить одобрения, у кого бы пройти контроль. В этом внутреннем рабстве под гнетом условностей – трагедия. Большинство его не преодолеет никогда. Даже путь Андрея повторить не удастся, так что хеппи-энд выдан в единственном экземпляре, проездной талончик уже использован. Ведь суть освобождения в том, что поиск выхода производится самостоятельно, одиночно, индивидуально. «Желтая стрела» — не рецепт, а стимул, чтобы его искать. Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Популярные сегодня пересказы
- Сказка о царе Салтане — краткое содержание сказки Пушкина Сестры вечером пряли пряжу около окошка. Мечтая, они представляли, чтобы сделала каждая, став царицей. Первая сестрица сказала, что устроила бы большой пир, вторая – наткала бы полотна
- Самоотверженный заяц — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина Однажды волк увидел бегущего мимо его логова зайца и приказал ему остановиться. Заяц, однако, не послушался его и побежал ещё быстрее. Волк быстро догнал его и сказал, что за то, что заяц его не послушался
- Вольность — краткое содержание оды Радищева Ода Радищева, в первую очередь воспевает о равенстве между господами и обычными людьми, она является первой революционной поэзией. Автор открыто протестует против угнетения обычных горожан. Данным давно тема
- Айтматов Чингиз Айтматов – известный писатель, академик, дипломат, родившийся в 1928 году в Киргизии. В творчестве Айтматова прослеживается большая любовь к людям и природе, благодаря которой его произведения действительно
Характеристика Утризма
1. Основные принципы Утризма
Утризм основан на идее, что вселенная представляет собой огромный механизм, управляемый высшими силами, называемыми «утрами». Утры — это сверхъестественные существа, воздействующие на мир через различные явления и события.
Основные принципы Утризма:
- Вселенная имеет циклическую природу и проходит через повторяющиеся эпохи.
- Люди являются частями этого механизма и выполняют определенные роли и задачи.
- Счастье и духовное просветление достигается путем понимания и принятия своей роли.
- Стремление к материальному богатству и наслаждениям является ошибочным и отвлекает от истинной сущности мира.
- Религиозные обряды и практики помогают установить связь с утрами и получить их благосклонность.
2. Ритуалы и практики Утризма
Утризм предлагает своим последователям ряд ритуалов и практик, которые помогают установить контакт с утрами и принять свою роль в механизме вселенной:
Медитация и контемпляция — практика сосредоточения на внутреннем мире и поиска понимания своей сущности.
Обряды и молитвы — специальные ритуалы, которые помогают установить связь с утрами и привлечь их внимание.
Отречение от материальных благ — пост и самоограничение, чтобы отказаться от чрезмерного наслаждения мирскими вещами.
Подчинение своей роли и задаче — принятие своей судьбы и выполнение задачи, назначенной утрами.
3. Философия Утризма
Утризм предлагает философию, основанную на понимании множественности миров и цикличности жизни:
- Вселенная переживает эпохи развития и затем разрушения, после чего начинается новый цикл.
- Люди являются частями этого цикла и выполняют свою роль в каждой эпохе.
- Счастье и духовное просветление достигается путем осознания своего места и роли в этом цикле.
- Материальные блага и наслаждения не являются целью, а лишь отвлекают от истинной сути жизни.
- Связь с утрами помогает получить их благосклонность и руководство в своих действиях.
Утризм в повести «Желтая стрела» Виктора Пелевина представлен как интересная идея религиозного учения. Он предлагает своим последователям путь к счастью и духовному просветлению через осознание собственной роли в цикличном мире. Хотя Утризм является вымышленным, его идеи могут вдохновить на размышления о смысле жизни и месте человека во Вселенной.
Рецензии на книгу Желтая стрела
Приятно, когда книга затрагивает какие-то нейроны твоей памяти. Это как встреча одноклассников, вроде бы не хотел идти, а потом пошло-поехало, и смешное и грустное, куча-мала. Мне говорили, что самая лучшая (и по ходу единственно удавшаяся у Пелевина) книга — Омон Ра. Да, книга действительно потрясающая, перетряхивающая до самых основ представление об окружающем. До сих пор та остановившаяся на Красной площади Армата вызывает мысли об отключившемся от жары и спертого воздуха внутри солдатике, крутившем наподобие вьетнамского велорикши педали для приведения макета в движение. Эта была присказка, сказка впереди. Не будем говорить о сюжете, всё пересказано задолго до меня прочими рецензентами — перейдем к мгновениям. Так вот, Желтая стрела напоминает и впрямую и косвенно о многом. Например, песня, которую поют в вагонах: «Наш бронепоезд в огне…». Эта песня должна быть гимном патриотов России: нам некуда больше бежать, эта земля была нашей, пока мы не увязли в борьбе, время пришло… и т.д. С поезда тоже можно сойти, но проще свыкнуться с немолчным перестуком колёс и жить дальше. Недаром есть такое расхожее «проехали». Далее очевидная и даже неизбежная ассоциация с песней Макаревича «Разговор в Поезде». Пишу «Поезд» с большой буквы, потому что речь о вполне конкретном, а для его пассажиров, единственно возможном Поезде, бесконечном Поезде их жизни. И действительно в Стреле есть разговоры в Поезде и даже свой гуру есть, Хан, но про себя называю его попеременно то Кастанедой, то Виктором Цоем. Кастанедой потому, что встал на свой Путь (в т.ч. железнодорожном смысле слова) и просвещает неразумного Ученика, а Цоем потому, что уж очень песни Виктора Робертовича западают мне в душу, начиная с «И если есть в кармане пачка сигарет….» (а у главного героя их нет, и кажется это выбивает его из колеи просветления) и кончая «Кукушкой», ну и раскосость подходит, да. Простите за раскосость, если это кого-то обидело/оскорбило, я не намеренно. В отличие от автора, он по-моему прямо-таки неполиткорректно обращается к уроженцам солнечного Кавказа. В связи с чем у меня возник вопрос, как редактор пропустил это? Это не то, чтобы не верно, но как-то грубо. А вот что было тонко, для меня, конечно, это построение рассказа на базе стихотворения Николая Гумилёва «Заблудившийся трамвай». В середине книги есть прямым текстом прописанный намек, однако только прочитав сам стих, можно оценить всю прелесть аналогии. Поиграем немного в школу, а именно в литературный анализ. «Как я вскочил на его подножку, было загадкою для меня» — так ведет себя основная масса людей, пассажиры, которые вообще похоже не понимают, что едут в Поезде с рождения до самой смерти. «Видишь вокзал, на котором можно в Индию Духа купить билет» — главному герою перепадает на вид популисткая брошюра, а на самом деле философский труд про то, как не-до-конца-пассажир едет в тамбуре и то ли представляет, то ли на самом деле видит джугли Индии за окном. «Где же теперь твой голос и тело, может ли быть, что ты умерла» — тут немного протягиваю за уши, но так и встает перед глазами образ мертвой западной актрисы (да, и там есть Сладко Загнивающий Запад), прикованной словно Прометей к своей надгорбной плите. Там, в вагонах, тоже есть свои мифы, например, культ У-3 и даже оккультисты на крыше. На крыше, в лучших традициях интеллей, вообще собралась вроде как местная духовная элита, те, кто поняли где они и чего хотят. Кажется, даже Хан ушёл в это просветление, оставив в наследство своему непутевОму ученику в качестве пост скриптума осознанное сновидение. Вот такие они, вагонные. Но это в высях горних, а на земле? А на земле 90-ые, плавно переходящие в 2000-ые. Все эти исчезающие ложки с подстаканниками, стрелки, как тесто на дрожжах поднимающиеся «малиновые пиджаки», хохлома на бутылках из-под пива, дурацкая навязчивая реклама для людей с низким уровнем интеллектуального развития. Вот и ещё один привет из нашего коммунального прошлого. А уж какие там коммуналки, и очередь на купе, и подселение, что тоже характерно для эпохи. Больше всего радует конец, хотя какой это конец, это только начало. Однако не буду раскрывать всех карт, а то разве ж интересно проходить квест, имея на руках все коды? Главный вывод: может Пелевин и не Булгаков, но задатки провидца у него есть — пока он видит только настоящее, но может быть в скором времени…
#флешмоб_Антиутопия