Краткое содержание
Повествование ведётся от лица Алексея Арсеньева, вспоминающего детские и юношеские годы. Алексей появился на свет на хуторе Каменка, в отцовском имении. Первые воспоминания мальчика связаны с природой, с полями, занесёнными снегом зимой и пахнущими травой летом. Кроме Алексея, в семье Арсеньевых было ещё четверо детей. Старшие братья уже покинули родительский дом.
Когда маленький Алексей подрос, у него появился учитель по фамилии Баскаков, главной задачей которого стала подготовка мальчика к поступлению в гимназию. После того, как Алексей научился читать и писать, учитель перестал выполнять функции наставника. Вместо того, чтобы заниматься подготовкой к гимназии, Баскаков читает вслух о приключениях Дон Кихота и Робинзона Крузо и рассказывает истории из своей жизни.
Несмотря на невысокое качество домашнего образования, Арсеньев всё-таки смог сдать вступительные экзамены в гимназию. Переезд в город и жизнь в чужой семье не вызывают у Алексея особенного восторга. Он слишком тяжело переживает смену обстановки. Вскоре Арсеньев узнаёт, что его старший брат Георгий был обвинён в связи с народовольцами. В качестве наказания Георгию было предписано отправиться в трёхлетнюю ссылку в село Батурино. К тому времени в этом селе уже жила вся семья Арсеньевых. Алексей бросил учёбу и присоединился к своим родственникам.
Алексею исполнилось 15 лет. Он увлекается сочинением стихов, публикация которых в известном петербургском журнале стала для юноши настоящим шоком. Алексей ушёл из дома. Начались годы скитаний, в течение которых юноша посетил множество городов, ночевал на почтовых станциях. В Орле Арсеньев жил дольше, чем в других городах. Посетив редакцию местной газеты, молодой человек получил выгодное предложение о сотрудничестве. Здесь же он встретил девушку по имени Лика. Новая знакомая Алексея любит музыку и театр.
Прожив зиму в Орле, Арсеньев снова захотел путешествовать. Однако любовь заставляет его вновь искать встречи с Ликой. Решив жить вместе, влюблённые уезжают в малорусский город. Устроившись на новую работу, Алексей вынужден часто ездить в командировки. Арсеньеву нравится его свободная жизнь, встречи с интересными людьми. Алексей знает, что дома его всегда ждёт любимая Лика. Однако девушка не выносит постоянных разлук с любимым, чувствуя, что он начинает от неё отдаляться.
Вернувшись однажды домой, Арсеньев обнаруживает прощальную записку от Лики. Алексей бросает службу и отправляется на поиски любимой. Отец девушки не хочет сообщать о месте нахождении дочери, поскольку Лика запретила ему это делать. Арсеньев возвращается в родительский дом, однако не перестаёт ждать вестей от девушки. Вскоре становится известно, что Лика вернулась к отцу, а через неделю умерла от воспаления лёгких.
Прототип Лики
Роман «Жизнь Арсеньева» во многом автобиографичен. Несмотря на то, что сам писатель утверждал, что Лика – вымышленный персонаж, многие литературоведы полагают, что у главной героини был прототип, взятый из реальной жизни. В молодости Бунин был знаком с девушкой по имени Варвара Пащенко, которая работала корректором в редакции «Орловского вестника». Варя была не похожа на своих сверстниц. Девушка отличалась независимостью и строптивостью. Так же, как и Лика, Варвара любила театр и музыку. Пащенко мечтала об актёрской карьере.
В начале знакомства Варя не понравилась Бунину. Он считал её слишком «фатовой». Однако вскоре молодой человек понял, что влюблён. Отец девушки был против союза своей дочери с малообразованным бедным юношей. Роман с Варей продлился недолго. Влюблённые постоянно ссорились. В конце концов, девушка навсегда покинула Бунина. В отличие от вымышленной Лики, Варвара Пащенко не умерла после расставания, а вышла замуж за А. Бибикова, известно актёра и писателя.
Анализ произведения
Жанровое своеобразие
Новаторство автора, по мнению литературоведов, связано, прежде всего, с жанром произведения. Роман представляет собой монолог главного героя, в котором есть и размышления, и воспоминания. Некоторые размышления Алексея имеют философский характер. Например, главный герой делает неожиданное открытие: дорогие ему люди продолжают жить даже после смерти, если на свете есть человек, помнящий их живыми. Они живут в сознании этого человека. Арсеньев приходит к выводу о том, что как только его самого не будет в живых, его родители, братья, сёстры и все, кого он любит, перестанут существовать окончательно.
Исследователи творчества Бунина разных лет пытались дать жанровое определение «Жизни Арсеньева», так как назвать книгу романом в привычном смысле этого слова невозможно. Классический роман – это строгое изложение событий в их хронологической последовательности. В произведении Бунина описания реальности чередуется со свободным течением мыслей главного героя.
Образ Лики
Появление Лики в последней части романа несёт особый непривычный смысл. Автор вводит этот персонаж в своё произведение не для того, чтобы сделать девушку женой главного героя. Необычная девушка не может превратиться в домохозяйку, рожать и воспитывать детей. Лика неуловима и непостоянна, как вдохновение. Она неожиданно появляется и также неожиданно и внезапно исчезает из жизни Арсеньева.
Миссия Лики состоит не в том, чтобы стать образцовой спутницей жизни. Её присутствие необходимо для того, чтобы раскрыть характер Алексея, помочь читателю увидеть его свободолюбие, независимость, любовь к литературному творчеству. Лика – не просто женщина. Она представлена музой Арсеньева. Алексей проводил слишком мало времени со своей возлюбленной. Лика жила в его сознании, став для него идеальным недосягаемым образом.
1.5
5
(
2
голоса
)
Популярные сегодня темы
В рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» идет речь о нравственном явлении, которое принято называть «хамелеонством»
Автор пытается привлечь внимание читателя к проблеме чинопочитания. 1685 год — в немецком городе Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах
Он был восьмым ребенком в семье, все члены которой были тесно связаны с музыкой. Отец мальчика Иоганн Амброзиус Бах занимался организацией музыкальных мероприятий
Книга «Портрет Дориана Грея» повествует о юном натурщике Дориане, обладающем красивой внешностью, портрет которого пишет его друг художник. В мастерского художника он знакомится с Генри Уоттоном
Николай Васильевич написал повесть в 1835 г. и отправил на печать в журнал «Московский наблюдатель», однако опубликована она не была, издатели посчитали ее плохой и пошлой. Свет произведение увидело благодаря уговорам А.С. Пушкина
В произведениях Тургенева присутствует множество трагичных моментов, которые заставляют нас задуматься над многими вещами, такими как сама наша жизнь, её смысл, различные её аспекты
История создания и публикации
Роман был начат 22 июня 1927 г. в Грассе и дальнейшая работа над ним продолжалась (с небольшими перерывами) до 1938 года. Отдельные главы были впервые напечатаны в парижских газетах «Россия» и «Последние новости» в 1927 — 1928 гг. Полностью первые четыре книги были опубликованы в журнале «Современные записки» в 1928 (кн. 34, 35, 37) и 1929 г. (кн. 40) под заглавием «Жизнь Арсеньева. Истоки дней». В 1930 г. журнальный вариант с небольшой правкой вышел в издательстве «Современные записки» отдельным изданием. С 1933 г. в берлинском издательстве «Петрополис» выходило собрание сочинений Бунина, в XI том которого (1935 г.) вошел роман. Для этого издания Бунин отредактировал текст — изъял некоторые автобиографические подробности, сократил описания, не имеющие отношения к состоянию души героя. Пятая книга романа, частично опубликованная в «Современных записках» (1933 г., кн. 52 и 53), вышла отдельной книгой в «Петрополисе» в Брюсселе с заглавием: «Жизнь Арсеньева. II. Лика». В 1952 г. нью-йоркское издательство им. Чехова выпустило первое полное издание романа «Жизнь Арсеньева. Юность». Для этого издания Бунин значительно переработал текст прежних публикаций, многое сократил.
Уже публикация первых глав «Жизни Арсеньева» в «Современных записках» вызвала положительные отклики критики разных направлений. О романе писали Г.В. Адамович, К. Б. Зайцев. М. Алданов, Ю.И. Айхенвальд, П. Пильский, В.Ф. Ходасевич, З.Н. Гиппиус. При всем разнообразии трактовок мнение критиков было единым — русская литература обогатилась новой жемчужиной. Вероятно, роман наиболее полно выразил то чувство ностальгии по России, по ее укладу, ее деревням и косогорам, которое так остро ощущали многие эмигранты. В 1961 г. произведение впервые было опубликовано на родине писателя — отдельные главы появились в журнале «Москва», а вскоре вышла и книга.
«Жизнь Арсеньева»: анализ романа Бунина
Свое нежелание продолжать роман писатель так объяснял Марку Алданову: «Я там писал о давно умерших людях, о навсегда утраченных делах. В продолжении надо бы писать в художественной форме о живых, — разве я могу это сделать?» Но «Жизнь Арсеньева» нельзя назвать автобиографией. Сам Бунин категорично отрицал отождествление «Жизни Арсеньева» с «Жизнью Бунина». Он говорил, что книга автобиографична лишь постольку, поскольку автобиографично всякое художественное произведение, в которое автор непременно вкладывает часть своей души. Бунин называл «Жизнь Арсеньева» «автобиографией вымышленного лица». И все-таки в Алексее Арсеньеве многое от Бунина — только в очень сконцентрированном виде. Черты характера, взгляды, которые у Бунина вырабатывались годами, юный Арсеньев получает как бы сразу, от рождения; события, растянутые в жизни Бунина на годы, в жизни Арсеньева происходят за месяцы. Прототипы главных героев тоже легко узнаваемы. Отец, брат, учитель Баскаков, Анхен и многие другие — опоэтизированные образы действительно живших людей. «Жизнь Арсеньева» Бунина можно назвать романом памяти, биографией памяти.
Памятью нарисован образ Лики — главной героини романа: Варвара Владимировна Пащенко, дочь елецкого врача, первая любовь Бунина, вошла в его творчество, оставила след во многих неповторимых бунинских женских образах, но главным памятником ей стала все-таки Лика. Сложные, противоречивые отношения Бунина и Вари Пащенко длились около пяти лет и закончились в 1894 г. замужеством Варвары Владимировны. Бунин тяжело пережил разрыв, был близок к самоубийству. Всю жизнь нес он в сердце эту привязанность, точнее, память о ней. Из всех событий романа описание любови Лики и Алеши Арсеньева наиболее далеко от реальных событий. Здесь речь идет не о той женщине, которую Бунин когда-то любил, а о самой любви, о силе молодой страсти, силе чувства. Поэтому и умирает Лика в конце романа, ибо за такой любовью уже ничего не может быть (Варвара Пащенко прожила после разрыва еще более двадцати лет и умерла в Москве). В.Н. Муромцева-Бунина писала, что в Лике воскресла «любовь молодого Бунина, сила, страсть, чувства его. Я нахожу, что в Лике — все женщины, которых он любил».
Узнаваемо и место действия романа. Оторванный от родных мест, лишенный возможности вернуться Бунин вновь и вновь вспоминал — и воспоминания ложились на бумагу удивительными, лиричными строками. Хутор Бутырки (в романе — Каменка), Батурино (Озерки), степной южнорусский городок Елец, в романе так и не названный, но более чем узнаваемый, степные черноземные просторы, изрезанные суходолами и оврагами. Бунин подарил Арсеньеву свою страстную любовь к природе, способность чувствовать ее, обостренность всех чувств. Ему несколькими почти незаметными мазками удается так показать пейзаж, что чувствуются запахи и звуки, а главное, душевное состояние героя, которое этот пейзаж оттеняет.
«Жизнь Арсеньева» занимает особое место в творчестве Бунина. Прежде всего, это самое крупное произведение признанного автора короткого рассказа. Движения души, впечатления, мысли о жизни и смерти, о назначении человека, о Боге — из этих нитей плетется канва романа. Роман — попытка описать жизнь одного человека, становление его личности, историю его души: от первого младенческого взгляда на мир до первых страстей и столкновений с этим миром. Бунина интересует прежде всего развитие «я», его взаимоотношение с миром, воспринимаемое с тех же личностных позиций. Роман нельзя назвать биографией конкретного человека Алексея Арсеньева, это именно жизнь Арсеньева — жизнь, в которой одни события, казалось бы незначительные, оставляют яркий след, а другие стираются из памяти навсегда, в которой важнее, какой закат был в определенный день и как пахли травы, чем какой губернатор правил в губернии и какая партия имела наибольшее влияние. В этой жизни важнее что чувствовал герой в дороге, чем то, куда и с какой целью он ехал. Роман предельно лиричен, поэзия и проза слились в нем воедино, дополняя друг друга, создавая новый неповторимый жанр.
Лика. Возможный прототип
Варвара Пащенко. 1892 Бунин утверждал, что Лика — это придуманная героиня; она создана «на основе только некоторой сути
пережитого». Однако литературоведы полагают, что в историю любви Арсеньева к Лике положена подлинная житейская драма самого Бунина, который в молодости был страстно влюблён в свою «невенчанную жену» Варвару Пащенко (1869—1918). Они встретились в редакции «Орловского вестника», где девушка, только что окончившая гимназию, работала корректором. Она отличалась строптивым характером, носила пенсне, считала себя эмансипированной и всегда была окружена поклонниками. Подобно Лике, Пащенко занималась музыкой, увлекалась театром; в перечне её жизненных планов были консерватория и актёрская стезя. В письме брату Юлию (1890) Бунин писал, что «высокая девица с очень красивыми чертами» вначале показалась ему «гордою и фатоватою»; год спустя он уже не представлял жизни без неё:
Драгоценная моя, деточка моя, голубёночек! Вся душа переполнена безграничною нежностью к тебе, весь живу тобою. Варенька! как томишься в такие минуты! Можно разве написать? Нет, я хочу сейчас стать перед тобою на колени, чтобы ты сама видела всё, — чтобы даже в глазах светилась вся моя нежность и преданность тебе. |
В романе отец Лики предупредил героя, что его дочь Арсеньеву не пара; в жизни доктор Пащенко наотрез отказался видеть мужем Вари 19-летнего юношу без образования и денег. Отношения порой складывались тяжело: так, в 1892 году Варвара сообщала в письме тому же Юлию, что их обоих выматывают неустроенность и постоянная нужда; «ссоры с Ваней» длятся порой больше месяца. Окончательный разрыв произошёл в Полтаве в 1894 году; Варвара оставила Бунину записку «Уезжаю, Ваня, не поминай меня лихом» и, подобно Лике, навсегда исчезла из жизни молодого человека. Её отъезд настолько сильно повлиял на Бунина, что «родные опасались за его жизнь». Вскоре девушка вышла замуж за писателя и актёра Арсения Бибикова.
Вера Николаевна Бунина-Муромцева писала впоследствии, что «Лика имеет отдалённое сходство с В. В. Пащенко»; по мнению жены писателя, в героине романа присутствуют «черты всех женщин, которыми Иван Алексеевич увлекался и которых любил».
Сочинение по роману Жизнь Арсеньева
Жизнь Арсеньева, роман написан в пяти томах. В 1933 Бунину присуждена Нобелевская премия — высшее признание для литератора. Многие критики считают что именно «Жизнь Арсеньева» повлияла на вручение ему премии. К тому же тогда уже вышел дневник писателя «Окаянные дни» о революции в России, имел большой общественный резонанс.
8 стр., 3614 слов
Роман Бунина «Жизнь Арсеньева»
… Бунина теме; как по замыслу, так и по воплощению она близка к книге рассказов «Темные аллеи», которую Бунин написал позже. Некоторые современники рассматривали «Жизнь Арсеньева» … нежность их!.. Не раз чувствовал я себя не только прежним собою — ребенком, отроком, юношей, но и своим … что привело ее к полнейшему разорению. На все это в «Жизни Арсеньева» лишь вскользь намекается; об осуждении, даже …
В «Жизни Арсеньева» автор описал факты из своей жизни. Роман описывает детские впечатления и впечатления отрочества, жизнь в усадьбе и учение в гимназии, картины русской природы и быт нищающего русского дворянства в глубинке. В романе поэтапно описаны жизненные циклы человека, описана русская жизнь второй половины девятнадцатого века. Так же Бунин затронул тему «шатания умов» что в итоге приведёт Россию к революции 1917. Брат Арсеньева Григорий был народовольцам, его арестовывают и ссылают. Буниным показан не только социальный раскол в российском обществе. Когда даже среди братьев существует непонимание. Всё это, по мнению автора в конечном итоге ведёт Россию и её общество к гибели.
Бунин спрашивает читателя, «Как не отстояли мы всего того, что так гордо называли мы русским, в силе и правде чего мы, казалось, были так уверены?». На этот вопрос предстоит ответить читателю. Бунин отобразил душевную боль русского патриота за погибшее отечество. Не только в этом своём произведении но и в других Бунин спрашивает, как бы пытается понять, как это (катастрофа) в России могло произойти. И как любой русский, пытается найти ответ «кто виноват?» и «что делать». Подчёркивая что русского человека и отличает от других, − думают всегда потом.
В произведении несколько раз повторяется мысль о «погибели России». В произведении помимо «будущих» разрушительных мотивов есть и вполне созидательные. Он великолепно описывает природу, пейзажи, весну. По его мнению, русский человек подвержен влиянию природы, в своих мыслях и помыслах. Описывая весну, расцвет весеннего дерева, почек на нём, Бунин обращается к другому великому произведению Л. Толстого «Война и мир». Где тоже описано расцвет дерева весной, это означает расцвет к новой жизни человеческой души.
Бунин пытался передать читателю, по его собственному выражению, «что-то простое и в то же время что-то очень сложное». Он отобразил на страницах книги, уклад жизни и крестьянства и дворянства тех лет.
Главная мысль романа, − показан рост личности на разных этапах жизни, её изменение, мировоззрение и т. д. По сути своей это исповедь самого Бунина, обличённая в литературную форму. Роман описывает жизнь человека со всеми плюсами и минусами. Роман заканчивается трагично, расставшись со своей любимой герой страдает (но разрыв произошёл из-за охлаждения отношений), теряет работу, скатывается. Наконец вернувшись в деревню, он узнаёт, что его любимая умерла ещё год назад от воспаления лёгких.
trounin.ru
Нужно иметь талант, чтобы видеть положительные черты в отрицательных моментах жизни. Былое воспринимается с болью, но надежда на светлое будущее всё равно остаётся. А если не знаешь, что ждёт тебя впереди, то продолжаешь сохранять хорошее настроение. Со стороны поведение такого человека воспринимается с удивлением, будто он не от мира сего
Когда общество лихорадит и все заботы о скором сломе традиций, находятся люди, чьи помыслы не распространяются дальше окрестностей дома, их внимание привлекают облака на небе и букашки в траве, они размышляют лишь о прочитанных книгах и живут второй жизнью на страницах литературных произведений. Именно таким человеком был Алексей Арсеньев, судьбу которого взялся отразить Иван Бунин
Для такого персонажа писатель был готов вывернуть себя наизнанку, чтобы поделиться собственной болью и личными воспоминаниями, касающимися навсегда утраченных иллюзий.
Бунин подробно останавливается на детских годах Арсеньева. Показывает становление человека, каким было его окружение и отчего его душа тянулась поражать знакомых поэтическим складом ума. Алексей находил радость в мелочах, не думая о чём-то другом, получая удовольствие от перечитывания полюбившихся книг. «Жизнь Арсеньева» переполнена размышлениями главного героя о творчестве русских классиков; и не всегда это приятные впечатления. Над чем-то юный Алексей бессовестно подтрунивает, а то и находит ершистые слова, исходя из довольно странных ассоциаций. Он готов прогуляться по цепи вместе с котом учёным на дубе у Лукоморья. А может закрыть книгу и найти грача-калеку, чтобы облегчить страдания птицы самым негуманным способом. Портрет любознательного романтика никак не складывается. Арсеньев продолжает оставаться далёким от реальности человеком.
Взросление Алексея не могло не коснуться. Он и не мечтал навсегда остаться ребёнком. Ему противно общаться с детьми в гимназии. Его постоянно подталкивают обособиться от учеников, чьи родители не имеют благородного происхождения, подбивая вступить в дворянский кружок. Всё это никак не касается Арсеньева, с годами он лишь сильнее замыкается в себе. Бунин усиливает напор на художественные произведения, на страницах которых Арсеньев продолжает жить. Общество же лихорадит ещё сильнее, и если бы не трагедия в семье, Алексей так и не смог бы понять суровую правду реальности. Тонкость его мысли не имеет места для расширения. Бунин не даёт главному герою права на переоценку воззрений. Автору остаётся лишь сбросить мешком на его плечи любовь, дабы ошарашить Арсеньева, надеясь на долгожданный всплеск эмоций. И он происходит — нет людей, способных быть равнодушными к этому чувству.
Арсеньев чем-то напоминает самого Бунина. Оба они любили писать стихи. Сам же Арсеньев к зрелым годам начинает всё лучше осознавать обстановку вокруг. Этому способствует сама жизнь. Отец отдал имение за долги. Алексей мотается по стране, всё чаще его посещают мысли о самоубийстве. А тут ещё не даёт покоя любимая девушка, негативно влияющая на его психическое самочувствие. Горестных моментов становится больше, и нет никакой возможности от них отстраниться.
Остаётся вспомнить героев Тургенева. Но те имели твёрдые убеждения и шли к осуществлению поставленной цели
Неважно, достигали они её или нет. Они были последовательными до конца и никому не позволяли себя переубедить
Алексей Арсеньев не такой — он слишком поздно повзрослел, будет метаться всё оставшееся ему время и рано или поздно всё-таки доведёт пистолет до головы, но пока Бунин прерывает повествование на печальном моменте, после которого Арсеньев сойдёт с ума или сведёт счёты с жизнью. Также поступали тургеневские герои. Только до чего же разными путями они шли к одному и тому же решению.
Дополнительные метки: бунин жизнь арсеньева критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Ivan Bunin The Life of Arseniev analysis, review, book, content
Это тоже может вас заинтересовать: — Стихотворения и рассказы — Повести и рассказы — Митина любовь — Окаянные дни — Воспоминания. Под серпом и молотом — Тёмные аллеи