Анализ рассказа Песня о соколе
«Песня о Соколе» относится к ранним произведениям Максима Горького, которые в большинстве своем воспринимаются читателями как фантастические рассказы, легенды, сказки, не имеющие ничего общего с реальной жизнью того времени. Однако следует понимать, что важным толчком к появлению ранних вещей писателя способствовали революционные движения конца XIX века. В частности, «Песня о Буревестнике» считалась тогда неким призывом к революционным изменениям. В то же время «Песня о Соколе» воспринималась как басня, сказочное произведение, построенное на аллегорических образах.
Повествование, а именно исполнение самой песни идет от лица рассказчика – крымского пастуха Рагима. В начале рассказа дается необычайно красивое описание пейзажа, через которое природа представляется как нечто живое, одухотворенное, наделенное мощной энергией и сдержанной силой. Чувство могущественного величия природы придает жизнерадостный бодрый лад восприятию мира вокруг нас, призывает стремиться к счастью, добиваться его и даже, если это необходимо, сражаться за него.
Величественность природы предстает неким контрастным фоном, на котором ярко выделяется образ высокого, седовласого, худощавого и мудрого человека, прожившего целую жизнь и преисполненного житейской мудростью. Сейчас для него все вокруг кажется легким, зыбким, одухотворенным, а им самим владеет лишь одно желание – думать, мыслить, рассуждать.
Глядя в бесконечную даль, старец предается философским думам, размышляет о смерти, о боге, о смысле жизни. Свои мысли герой облекает в форму песни о храбром Соколе и Уже-обывателе. Картина выглядит следующим образом: вдали возвышаются горы, где посреди их недосягаемых вершин и начинается действие. Внизу волнуется морская вода, а в бескрайнем небе сияет яркое солнце. В самой глубине гор располагается темное, сырое ущелье, где обитает Уж.
Сокол олицетворяет собой смелость, жизнь, борьбу. В то время как Уж – воплощение лени, трусости и малодушия. Первый из них появляется на фоне бушующих вод, он повержен в бою, но продолжает бороться за жизнь. Второй при этом находится в привычной для него обстановке и не спешит покидать спокойное и безопасное место. Для храброй птицы подобные условия равны смерти, он задыхается в них. Сокол томится от бессильного гнева, страдая и переживая из-за своего поражение в битве, но после слов Ужа о том, что в ущелье ему тепло и прекрасно, Сокол словно бы обретает новые силы и прозревает.
Оба этих героя отражают разные точки зрения на то, что есть такое смысл жизни. Для Ужа этот смысл сводится к спокойному, безропотному и лишенному всяких устремлений существованию. Сокол же видит смысл в том, чтобы совершать героические поступки и смелые деяния, следуя за духовными порывами своей страстной натуры. Уж насмехается над Соколом, он не понимает, зачем всё это нужно, если конец всех ждет абсолютно одинаковый.
Умирая, Сокол понимает, что прожил яркую счастливую жизнь, а гибель является лишь продолжением этой жизни. Смерть Сокола – это призыв к продолжению борьбы, символизирующий начало бессмертной жизни.
8 класс
Выбор жизненного пути
Одна из главных тем, затронутых в «Песне о Соколе», – это выбор жизненного пути. Главный герой рассматривает два возможных варианта – стать мелким буржуа и присоединиться к группе посредственных людей, или же выбрать свободу и жить по своим правилам, даже если это будет означать одиночество и тяжелые испытания.
Эта тема актуальна и для нашей жизни. Каждый из нас должен сделать свой выбор – идти по проторенной дороге или пробивать свой путь, выбирать спокойную жизнь или рисковать, стремиться к стабильности или к известности и приключениям.
Чтобы принять решение, необходимо понимать свои ценности и приоритеты, быть готовым к риску и трудностям, а также иметь ясную цель и стремиться к ней. Никакой путь не является идеальным – каждый выбор ведет к своим трудностям и испытаниям.
Краткий анализ «Песня о соколе» Горький
Песня о Соколе Горького — это произведение, о котором можно сказать, что оно премногих томов тяжелей. В этом небольшом стихотворении писатель выражает умные мысли, создавая удивительный мир, где пишет о подвигах и смысле жизни. Сделаем же анализ песни о Соколе, что задали нам в 8 классе.
Анализируя работу писателя, видим произведение, в котором Горький восхваляет храбрость, воспевает стремление жить, а не существовать, менять что-то в своей жизни. Эта песня, словно гимн революции, где писатель противопоставляет двух героев Ужа и Сокола.
Анализ произведения
Знакомясь с произведением, мы встречаем странника, которому и поет песню о Соколе рассказчик Надыр-Рагим-оглы. Сама же песня рассказывает о Соколе, что парит в небе и по воле случая, раненный в грудь, падает в ущелье горы. Там свернувшись спал Уж. Вот между ними и завязался разговор, во время которого мы понимаем сущность каждого персонажа. Именно диалог раскрывает героев, при этом мы видим столкновение двух мировоззрений, двух жизненных позиций.
Сокол и Уж — это символы в работе автора, что дают возможность получить ответы на жизненные вопросы, которые волнуют каждого человека. Это и смысл жизни, и в чем этот смысл заключается, это и предназначение людей, и как прожить жизнь не зря, и что каждый из нас оставит после себя.
Работая над песней о Соколе и ее анализом, мы видим Ужа, который не стремится ни к чему. Его устраивает земная жизнь. Он ни о чем не мечтает оправдывая все тем, что все прахом будет, хоть ползай, хоть летай. Он смеется над Соколом, считая его желания безумными, а небо пустым местом.
Другое дело — это жизненная позиция Сокола. Вот он прожил жизнь не зря, не боялся парить в небе, не боялся вступать в схватку, он жил, познал счастье и желая в последний раз подняться в небо перед смертью, кинулся со скалы, погибая свободным и счастливым.
Уж было задумался о своей жизни и попытался тоже подняться в небо, однако упал на камни и понял, что смысл полета в падении, которое он не понимает. Он так и не понял, в чем же было счастье Сокола. Решив для себя что его стихия это земля, он гордился собой. Вот только больше Ужом никто и не гордился, в то время как о Соколе слагают песни и помнят его даже после смерти, воспевая храброго сокола, что в бою с врагом истек кровью и пал смертью храбрых.
В произведении Горький показал два типа людей. В лице Ужа он изобразил тех, кто ползет по земле, не желая ничего менять, тех кто никогда не станет соколом. В лице Сокола автор показывает исключительных личностей, кто борется за счастье. Именно людьми-соколами Горький и восхищается, он восхищается теми, кто готов бороться и даже умирает за свои идеалы.
Направление, жанр
Особенность литературы рубежа веков заключается в том, что в ней одновременно сосуществуют различные художественные методы и стремление к обновлению литературных приёмов. Возникает «новое искусство», трансформируются реализм и романтизм, появляются их новые формы «неореализм» и «неоромантизм». Ранние произведения Максима Горького отличаются тем, что них соединены черты революционного реализма и романтизма: романтический мир предстаёт в «оправе» реалистического мира. Горький синтезирует эти два направления. Сокол, как романтический герой, готов на смерть ради идеи, его антипод Уж предпочитает «мудрость кротких». Максим Горький, как автор романтик, утверждающий «славу безумству, свободе, свету» находится на стороне Сокола, а вот позиция Ужа ему неприемлема, именно поэтому Уж помещён туда, где «темно и сыро и всячески унижен».
Максим Горький определяет жанр своего произведения — песня. Песня — это лирический жанр, берущий своё начало в фольклоре и неразрывно связанный с музыкой. Одновременно с этим, в произведении можно выделить черты рассказа, аллегории и притчи. Рассказ о Крыме, море, старом чабане Рагиме соединяется со сказкой о Соколе и Уже и аллегорией (ущелье, где пахнет гнилью, напоминает современную писателю Россию, а Сокол и Уж — аллегорические образы противоположного типа людей: героев и обывателей). Так в творчестве Горького появляется новый жанр — песня-ода, прославляющая гибель славного героя. Впоследствии формирование этого жанр завершится в «Песне о Буревестнике», написанной в 1901 году.
Анализ повествовательной техники
В «Песне о Соколе» Максим Горький использует иронию и сарказм в описании отдельных персонажей. Он также пользуется эксплицитной и имплицитной характеристикой героев, что позволяет читателю легко улавливать их черты характера.
Помимо этого, автор активно использует монологи героев, которые позволяют более глубоко проследить их мыслительный процесс и мотивации. Таким образом, Горький создает живых и реалистичных персонажей, которые легко запоминаются и вызывают эмоциональный отклик у читателя.
Также следует отметить, что автор не использует строго линейную структуру повествования, а переходит от одной сцены к другой, проходя от различных точек зрения разных героев. Это создает ощущение многогранности происходящего и разнообразия красок, что насыщает текст и делает его более интересным для восприятия.
II
В ущелье лежа, Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу.
И вот взглянул он в ту даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье.
— А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края? Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо? Что им там ясно? А я ведь мог бы узнать все это, взлетевши в небо хоть ненадолго.
Сказал и — сделал. В кольцо свернувшись, он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на солнце.
Рожденный ползать — летать не может!.. Забыв об этом, он пал на камни, но не убился, а рассмеялся…
— Так вот в чем прелесть полетов в небо! Она — в паденье!.. Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу. Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы!.. Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам все знаю! Я — видел небо… Взлетал в него я, его измерил, познал паденье, но не разбился, а только крепче в себя я верю. Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я.
И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою.
Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о берег бились.
В их львином реве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни:«Безумству храбрых поем мы славу!Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью… Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!Безумству храбрых поем мы песню!..»
… Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря. На воде все больше серебряных пятен от лунных лучей… Наш котелок тихо закипает.
Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе шумя, ползет к голове Рагима.
— Куда идешь?.. Пшла! — машет на нее Рагим рукой, и она покорно скатывается обратно в море.
Мне нимало не смешна и не страшна выходка Рагима, одухотворяющего волны. Все кругом смотрит странно живо, мягко, ласково. Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной, сдержанной силы. По темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения.
Все дремлет, но дремлет напряженно чутко, и кажется, что вот в следующую секунду все встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков. Эти звуки расскажут про тайны мира, разъяснят их уму, а потом погасят его, как призрачный огонек, и увлекут с собой душу высоко в темно-синюю бездну, откуда навстречу ей трепетные узоры звезд тоже зазвучат дивной музыкой откровения…
Сюжет
На берегу прекрасного неподвижного уснувшего моря лежат повествователь и старый чабан Рагим. Рядом поросшие деревьями горы. Атмосфера настраивает на поэтический сказочный лад, и рассказчик просит старика рассказать сказку. Рагим напевным речитативом повествует историю об умирающем Соколе, упавшем в ущелье, где тихо и спокойно в темноте и сырости живёт Уж. Сокол мечтает взлететь ввысь, ещё раз почувствовать свободу небесной глади, сразиться с врагом, почувствовать счастье битвы:
Живущему в тишине Ужу непонятно такое рвение Сокола и он советует умирающей птице броситься вниз с ущелья и ещё раз почувствовать себя в своей стихии. Сокол не стал дожидаться спокойной смерти, а расправив крылья, гордо крикнув, пошёл к краю обрыва. Но не было сил взлететь у гордой птицы и он камнем упал в море. После случившегося Уж долго размышлял о желании птицы взлететь в небо и, чтобы испытать эмоции Сокола, тоже прянул в воздух, но упал вниз, и это вызвало у него смех:
Уж делает свои умозаключения о небе, о прелести спокойной жизни на земле, обвиняет Сокола и всех птиц в обмане. Он твёрдо уверен в своей правоте:
Но море приняло жертву Сокола, воспев ему гимн, в котором славится безумство смелости и сила духа. Спокойное и неподвижное море готово в любую минуту проснуться и рассказать всему миру:
Тема и идея
Поэт неслучайно вложил песнь в уста старца Рагима. Он уверен, что стремление быть свободным изначально есть у всех людей. Но многие из них в течение всей жизни подавляют в себе эту черту. Однако существуют и отдельные герои, которым требуется свобода словно воздух.
Делая анализ произведения «Песнь о Соколе», прослеживается основное направление композиции, которое тесно связано с революционными убеждениями поэта. Идея состоит как в утверждении свободы в качестве наивысшей ценности, так и в ее обязательном торжестве. Царизм для поэта являлся признаком рабских цепей, которые сковывают человека. Лишь скинув цепи, получится по-настоящему обрести свободу и полет.
https://youtube.com/watch?v=5iyC59dbSBM
Сюжетная линия
Теплой ночью мудрый старец Рагим и рассказчик сидят около камня. За горами уже заметно небольшое сияние всходящей луны. Огонь от костра освещает избитую трещинами часть камня, а на костре готовится уха из только что словленной рыбы.
Рассказчик просит старика рассказать ему сказку. Вначале он не соглашается — желает, чтобы его уговаривали. В итоге он рассказывает свою сказку ритмичным, унылым и напевным речитативом.
В ущелье высоко в горах лежал Уж и наблюдал за морем. Над ним светило солнышко, а где-то внизу бурлил поток воды. Неожиданно в ущелье падает серьезно раненный Сокол.
Уж испугался и решил быстро отползти подальше, но тут же понял, что Сокол проживет не больше нескольких минут. Змея приползла к раненой птице и прошипела: «Что, умираешь?».
Сокол на самом деле умирал. Птица прожила славную жизнь и жалела только об одном: что больше уже не сможет увидеть небо. Сокол испытывал жалость к Ужу, так как он не сможет увидеть небо настолько близко. Уж рассмеялся и сказал, что небо является пустым местом, а ему и «тут хорошо, тепло и сыро».
Сокол привстал и с тоской сказал, что хотел бы, прежде чем умрет, еще разок подняться в небо, зажать врага на ранах на своем теле, чтобы он подавился его кровью. У сокола была мечта сражаться.
Уж решил, что в небе, скорей всего, действительно «жить приятно». Он предложил соколу подползти к краю обрыва и сброситься вниз — возможно, тогда крылья смогут его поднять, и он полетит.
И вздрогнул Сокол и, гордо крикнув, подполз к обрыву, скользя по слизи. Расправив крылья, он вздохнул полной грудью, кинулся с ущелья и пал вниз словно камень, «теряя перья, ломая крылья». Внизу сокола подхватил поток воды, смыл кровь, укутал в пену и отнес в море.
Уж долгое время лежал в ущелье и раздумывал о страсти птицы к небу. Он решил узнать, что мог видеть Сокол «в пустыне той, где нет края и дна» и, почему такие, как он, «смущают любовью остальных к полетам в небеса».
Уж захотел хотя бы ненадолго полететь: свернувшись в клубок, «он прянул в небо». Но рожденный ползать — летать не сможет! Позабыв про это, он упал на камни, но не разбился, а засмеялся.
Уж подумал, что вся прелесть полета — это паденье. Он стал смеяться над птицами, которые не понимают, что такое земля, где много света, однако нет «опоры телу» и пищи.
Композиция
Произведение состоит из двух частей, рассказывающих о Соколе и Уже, обрамлённых описанием природы и реальных действующих лиц: автора-повествователя и чабана Рагима, таким образом произведение построено, как и многие ранние романтические рассказы Горького, по принципу: рассказ в рассказе. Автор повествует о встрече на берегу моря с чабаном, а Рагим рассказывает повествователю сказку. Основной композиционный и смыслообразующий приём, используемый Максимом Алексеевичем, — антитеза (противопоставление), выраженный как в отдельных афоризмах: «рождённый ползать — летать не может», так и на уровне сюжета. Противопоставлены главные герои: Сокол и Уж, их жизненная позиция, место их обитания.
I
«Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море.
Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо, и бились волны внизу о камень…
А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями…
Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору и падал в море, сердито воя.
Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях…
С коротким криком он пал на землю и бился грудью в бессильном гневе о твердый камень…
Уж испугался, отполз проворно, но скоро понял, что жизни птицы две-три минуты…
Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:
— Что, умираешь?
— Да, умираю! — ответил Сокол, вздохнув глубоко. — Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо… Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!
— Ну что же — небо? — пустое место… Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно… тепло и сыро!
Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.
И так подумал: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»
Но Сокол смелый вдруг встрепенулся, привстал немного и по ущелью повел очами…
Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.
И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:
— О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам груди и… захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..
А Уж подумал: «Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!..»
И предложил он свободной птице: «А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии».
И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня.
И подошел он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и — вниз скатился.
И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья…
Волна потока его схватила и, кровь омывши, одела в пену, умчала в море.
А волны моря с печальным ревом о камень бились… И трупа птицы не видно было в морском пространстве…
Мысли автора
Анализ произведения «Песня о соколе» показывает, что эта композиция посвящена храбрым и свободным людям. Их олицетворением является вольная птица сокол. Писатель использует характе́рный стиль. Он сопоставляет два образа. Противоположным птице героем является уж. Горький пытается представленными образами показать сущность каждого из них. Он использует одновременно 2 жанровых направления, объединив в одном тексте поэму и прозу. Идеей при создании произведения стали люди, которые принимали участие в революционном движении.
Повествование в произведении ведется от имени старика, которого лирический герой просит рассказать сказку. Одновременно с пением старика автор описывает морской пейзаж. Писатель с первых строк хочет передать настроение собеседников. Они с самого начала были настроены на глубокие размышления. Благодаря описаниям того, что находится вокруг героев, читатели чувствуют уверенность и спокойствие.
Основные герои песни имеют разные характеры. Сокол привык жить размеренной жизнью. Он спокоен и рад тому, что все идет своим чередом. Затем автор погружается в описание лежащего на камне ужа. Этот образ олицетворяет неповоротливость и приземленность мыслей некоторых личностей.
Противоположный тип людей сильно отличается. Это бунтари, которые совершают смелые поступки и любят свободу. Они подрывают устаревшие нормы и ведут за собой других. Сокол является именно таким. Даже перед смертью он храбр и рвется в бой. Он, даже теряя силы, жаждет прижать своего врага к кровоточащей ране, чтобы он захлебнулся его кровью. Он не лежит и не ждет своей смерти, а срывается и падает. Последние минуты жизни он хочет провести в полете. Анализ «Песни о соколе» показывает, что в тексте присутствуют разные приемы выразительности:
- эпитеты;
- сравнения;
- олицетворения.
Образ птицы символизирует настроение людей в период революции. Они сильны духом и не готовы сдаваться. Уж — признак мещанства. Люди, которых он символизирует, не желают что-то менять. Они продолжают жить по-старому, даже если им это не нравится.
Эти два образа по-разному представляют смысл жизни. Для ужа благоприятными кажутся спокойствие и размеренность. У него отсутствует стремление чего-либо добиться.
https://youtube.com/watch?v=Ow7zmAi2UgA
Анализ 8 класс
Горький создал свою песню о соколе в самом начале творческого пути. Позже, вспоминая о той поре, он охарактеризует себя, как фантазера и стихотворца. Это верное определение, раннему Горькому присущ романтизм. На рубеже веков данное течение возродилось в литературе под влиянием революционеров, мечтавших освободить общество от зла и несправедливости.
Для романтизма, как направления, характерны определенные принципы. Основной из них – наличие двоемирия. Атмосфера реального мира, как правило, ненавистна герою, страдающему от пустоты и разобщенности. Всей душой он стремится к фантастическому, идеальному миру. Понимая, что идеал недостижим, романтики восхищенно описывали борьбу во имя него.
Герой-романтик должен иметь неразрешимые разногласия с внешним миром без шанса на перемирие. Особое значение отводится природе, которая тоже является символом. Таким образом, романтичное направление имеет склонность ко всему выдающемуся и своеобразному.
В раннем произведении Горького ярко отражены все тенденции романтизма. В мудрой легенде о раненой птице, упавшей в расщелину к ужу, четко просматривается двоемирие. Комфортная для ужа атмосфера затхлого ущелья символизирует низменность существования этого персонажа. Совсем другое дело – рвущийся ввысь сокол. Главная мысль произведения заключена в конфликте противоположных мнений ужа и сокола. Уж не понимает желания птицы взмыть в небо, а соколу душно в окружении гнилого ущелья. Он предпочитает всему свободную стихию и с легкостью погибает, верный своему идеалу. Своей смертью он наносит поражение жалкому прозябанию ужа.
Представителю противоположного взгляда на жизнь, ужу, не интересны идеалы свободы. Он доволен своей жизнью, которая не кажется ему унылой. Для ужа небо и волшебство полета не имеют смысла. Обстановка влажного, мрачного ущелья – олицетворение узости мировоззрения этого персонажа. Для такого небо является пустотой, а сокол – безумцем.
В произведении приводится описание окружающего пейзажа, имеющего фантастическое значение и создающего поэтическую обстановку. Это море, символизирующее бесконечность свободы и горы, олицетворяющие возвышенность мечты одухотворенной личности.
Сокол – образцовый романтический герой, рвущийся к свету. Он никогда не смирится с убогим прозябанием. Герои, подобные соколу, способны совершить подвиг, который заставит людей оглянуться вокруг себя и почувствовать отвращение к несправедливой, безобразной жизни Такие герои готовы умереть за свои идеалы.
8 класс