Краткий анализ рассказа шукшина «срезал»

«критики» краткое содержание рассказа шукшина – читать пересказ онлайн

Введение

Творческая звезда Василия Макаровича Шукшина явилась на горизонте нынешней русской культуры стремительно и как бы совсем неожиданно. Горит она и сейчас, поражая своей яркостью и многообразием цветовых переливов. Однако самого Василия Макаровича уже нет… По-шукшински озорно улыбнувшись в сторону творцов культуры, он исчез из Москвы с такою же странной неожиданностью, с какой появился в ней.

Он прожил всего лишь сорок пять лет. Причем жизнь его складывалась настолько трудно и неблагоприятно (раннее сиротство, бесприютная юность, болезни, поздняя учеба, зрелые годы без собственной крыши над головой и т.п.), что лишь десять — двенадцать лет и из этого небольшого числа прожитого им на земле, — только и всего! — можем мы отнести к годам собственно творческим. Но и этого оказывается для него достаточно, чтобы написать более ста двадцати рассказов, два романа, несколько повестей, киносценариев и пьес, поставить пять полнометражных фильмов по собственным сценариям («Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная»), сыграть более двадцати ролей. Этого бы хватило на несколько долгих и полнокровных творческих жизней, но сам он на кануне своей безвременной кончины считал, что только-только начинает творить по настоящему, по большому счету…

Рожденному сибирской, то есть русской, деревней, ему вовсе не требовалось изучать или постигать национальный характер. Позади него громоздилась многовековая, во многом трагическая история, плескалась богатейшая культура народного творчества.

«А вот нате вам! — как бы звучит его глуховатый, полный горечи и внутренней силы голос. — Так вот надо работать». И многочисленные «середняки» от кино и литературы, озадаченные «шукшинским феноменом», либо продолжают недоумевать, либо бросаются в подражательство, либо делают вид, что ничего не произошло…

Произведения Шукшина — яркий калейдоскоп литературы. В каждом из них есть своя «изюминка», неповторимость, непохожесть на других. Одним из ярчайших его произведений стала и повесть «Калина красная», ставшая одной из ярких его режиссерских работ.

Хамство в магазине

В субботу утром Сашка Ермолаев собрался вместе с маленькой дочкой Машей в магазин за молоком. Жена попросила его купить грамм триста нототении, если есть. Продавщица за рыбным прилавком была хмурой. Возможно, этой ночью она плохо спала. Ей почему-то показалось, что перед ней стоит тот мужчина, который вчера устроил здесь настоящий пьяный дебош.

Она стала грубить Сашке, он обиделся и нахамил в ответ. Женщина вначале опешила, но потом продолжила гнуть свою линию, обвиняя мужчину в том, чего он не делал. Сашка попытался ей объяснить, что вчера он находился на работе, и никак не мог дебоширить в магазине, однако попытка оказалась безрезультатной. Продавщица была уверена на 100%, что разговаривает с хулиганом и пьяницей.

Сашка не знал, как ему лучше поступить. Ему уже давно не доводилось выпивать, ведь он был счастлив и абсолютно доволен своей жизнью. Ему было неловко, что неприятный разговор произошёл при маленькой дочери, которая всё это время его держала за руку.

Конечно, можно было просто пожать плечами и направиться к выходу, но мужчину раздирала изнутри такая сильная обида, что он решил добиваться справедливости. Он допустил, что, вполне возможно, женщина догадалась, что приняла его за другого человека.

Сашка спросил, где находится директор. Продавщица ответила, что он на месте, но не стала вдаваться в подробности, где именно. Мужчина сам пошёл искать управляющего. Его лицо горело так, будто ему только что наддавали пощёчин.

Когда Сашка поведал завотделу, как по-хамски с ним обошлись, она в ответ рассмеялась, но всё же согласилась разобраться. В итоге управляющая встала на сторону продавщицы. Мужчина пытался искать поддержки у людей, стоявших в очереди, но они все как будто были в заговоре против него. Старик в плаще нахамил Сашке, тоже приняв его за пьяницу.

Покинув магазин, главный герой решил дождаться этого человека. Когда он его увидел, предложил поговорить, но тот в ответ пошёл вызывать милицию. Сашка не стал дожидаться приезда правоохранителей, ведь он был с маленькой дочкой. Если бы не Маша, он бы непременно остался, ему и самому было интересно, чем всё кончится. По дороге домой его всего трясло, он всё никак не мог понять, что же творится с людьми.

Приложение

Темные страницы биографии

Старая школа теперь музей. Когда-то здесь учился, а позже преподавал Василий Макарович. Здесь все дышит той атмосферой, в которой вырос Шукшин. Старая парта, карты, ручки, указки, учебники. Здесь познакомился он со своей первой женой, которая тоже преподавала в этой школе. Познакомился, встречался, женился. А когда уехал учиться в Москву, то уже к жене не возвращался. Не возвратился даже, чтоб развестись. Объяснения этому поступку до сих пор нет. Шукшин женился во второй раз уже в Москве. Его второй женой стала дочь известного писателя советской поры Анатолия Софронова, в те времена возглавлявшего журнал «Огонек». Поступил Василий Шукшин просто — заявил в милицию, что потерял паспорт. И выдали ему новый паспорт, без штампов о женитьбе-разводе. Так неразведенным и жил, хотя за свою короткую жизнь успел жениться три раза. Первая жена довольно долго ждала мужа. Сейчас у нее новая семья, но когда она вспоминает о Шукшине, нет-нет да и всплакнет. Видимо, много воспоминаний связано у нее с Василием Макаровичем.

Эти слова нас заинтересовали, и мы спросили, нельзя ли сходить к ней и поговорить о Шукшине. Но экскурсовод покачала головой и пояснила, что для нее такие разговоры трудны необычайно, и муж ее второй сердится, когда кто-нибудь заводит разговор о Шукшине. Он до сих пор ревнует к нему, хотя Шукшина давно нет в живых. Может, потому, что на самом деле жена до сих пор остается женой Шукшина.

От школы мы неторопливо прошли деревенскими улицами мимо бывшего дома Шукшиных, мимо того места, где провел Василий Шукшин свое детство, прямо к горе Пикет. Здесь на горе устраивают время от времени Шукшинские чтения, куда приезжают гости из разных городов России и часто выступают местные поэты и прозаики. Приезжают сюда и барды, образуют палаточный городок и поют песни, про Шукшина, про родные края, про Россию. Хорошее это место, вольное. А рядом течет горная Катунь. Здесь купил матери домик Василий Макарович, когда получил гонорар за «Любавиных». Жены менялись, но любимой на всю жизнь оставалась лишь мать. Шукшин относился к ней трогательно, нежно, уважительно. Хотя на чувства скупы были оба, не обнимались, не целовались на виду у всех, о главном и серьезном разговаривали наедине. По всем жизненно важным вопросам советовался Шукшин только с ней. И когда поступал в институт, и когда собирался жениться, а может, и тогда, когда собирался приступить к очередной новой работе. Снял ее в «Калине красной», увековечил любимую мать навсегда. Памятник Шукшину стоит рядом с домом, в маленьком садике, рядом с калиной, которая на самом деле красная. Мать пережила сына, который прожил всего 45 лет. Если посчитать, сколько лет ему отвела жизнь на творчество, то наберется всего ничего — 15 лет. Чтобы за пятнадцать лет написать столько, наснимать столько, войти в историю кинематографа замечательным актером и режиссером, в литературу народным писателем, нужно, наверное, было немало сил, и моральных, и физических. Можно сказать, что Шукшин горел в творчестве и сгорел безвременно, не оцененный при жизни так, как должен был бы оценен, в том числе и на собственной родине.

Верность великому человеку — дело трудное. Мать ему была верна. Мать не смогла съездить на похороны, не приезжала в Москву. Не верилось ей, что сына уже нет, и не было сил съездить на могилку. Но одна их почитательниц Василия Макаровича, начала ей писать, и подробно описывала, какие цветы сажает, как склоняется к памятнику калина, такая же красная, как в романе, как в материнском саду.

Василий Макарович Шукшин похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Могилка его аккуратная и ухоженная, видимо, есть еще люди, почитающие его творчество, которые приходят, чтобы поклониться могиле писателя и режиссера. Все как положено, только вот щемит сердце от того, как быстро вдова его опомнилась от утраты. Вышла замуж за одного, потом за другого, все на виду, на народе. Трудно понять, как руководитель модной поп-группы может заменить в сердце великого человека. Хотя у каждого своя правда. Сама вдова рассказывает, что жилось ей нелегко с писателем, что и пил он, и бранился, а приревновав, мог и ударить. Трудное дело жить рядом с очень талантливым человеком. В жизни они не так хороши и однозначны, впрочем, как и их герои.

Проблемы

В творчестве Шукшина довольно серьезная социальная и нравственная проблематика. Во-первых, он выдвигает на первый план недостаток образования в селе, где жители не отличают знаний от громких слов. От этого невежества они ожесточаются и не принимают чужого успеха, желают унизить и освистать действительно умного человека. Но автор винит в этом не столько их самих, сколько саму систему образования в сельской местности, которая не развивает личность, а обучает лишь механическому сельскохозяйственному труду. Во-вторых, очевиден конфликт личности и толпы, где последняя пытается изгнать из себя чужеродный элемент. Это проблема зависти, которая толкает людей на подлость. В-третьих, сам Капустин демонстрирует нелепые предрассудки и несовершенство самообразования, которые формируются в среде, неблагоприятной для совершенствования интеллекта.

Анализ рассказа Шукшина «Срезал»

Все материалы с раздела: Сочинения по рассказу «Срезал»

Вариант 1Анализ рассказа Шукшина «Срезал»

         Рассказ «Срезал» написан Василием Шукшиным в 1970 году. В этом небольшом произведении, как и во многих деревенских рассказах, автор создает образ «чудика» – человека отличающегося особым мировоззрением и поведением. Чудики у Шукшина обычно наивные, любознательные, мечтательные, деятельные. Но не таков герой Глеб Капустин.

         Сюжет рассказа сначала кажется обычным: в деревню в гости приезжает Константин Журавлев с семьей. Он и его жена – кандидаты наук. Они гостеприимно распахивают двери для односельчан. За столом оказывается и Капустин. Но душевной беседы с воспоминаниями не получилось, потому что не за этим пришел сюда Глеб. Встреча превращается в словесный бой, в котором нападение ведет Капустин, а кандидат наук защищается.

         Фамилии главных героев можно смело назвать говорящими. Константин Журавлев в свое время улетел из родного гнезда и из деревенского парня превратился в ученого. А Капустин остался дома и, как огородная капуста, плотно сидит на своей грядке. Но вместо ста одежек у него в запасе сто слов, значение которых он понимает плохо, но умеет их вставлять в разговор, чем обескураживает собеседников: необразованные удивляются и восхищаются, а образованные не знают, что и ответить на такую глупость.

         Глеб Капустин – местная знаменитость. Для односельчан он своеобразная защита деревенского достоинства, словесный дуэлянт, который может поставить в тупик любого человека, даже кандидата наук. Как в театр ходят местные жители на встречи, где присутствует Глеб Капустин, ведь только он умеет так «срезать», поставить на место оторвавшегося от родной деревни земляка. Мол, и мы здесь не лаптем щи хлебаем, свои «ученые найдутся».

         Шукшин в рассказе создает не только определенный человеческий характер, но и показывает отношения между городом и деревней. В то время появился стереотип: все городское является передовым, все деревенское – отсталым. Это приводило к непониманию, зависти и злости. Сам Шукшин всегда был на стороне деревенской наивности и чистоты, но всегда правдиво изображал и недостатки сельских жителей, в рассказе «Срезал» он изобличает методы Глеба Капустина.

Основные персонажи

  • Чудик — сельский житель, которого преследуют мелкие неприятные ситуации.
  • Жена главного героя — с иронией относится к особенности мужа, но иногда выходит из себя.
  • Сноха Софья Ивановна — работает буфетчицей, не уважает людей, которые ничего не добились в жизни.
  • Брат Дмитрий — семьянин, отдал бразды правления жене, ей не перечит.

Чтобы лучше узнать персонажа, можно использовать простой рекрут.

Краткое содержание рассказа В. Шукшина «Чудик» позволяет выделить некоторые эпизоды, произошедшие с главным героем.

  1. Главный герой собирается на Урал проведать брата.
  2. Ситуация с оброненной в магазине купюрой. Неприятное объяснение с женой.
  3. Неудавшаяся шуточная история в поезде.
  4. Случай в самолёте при посадке. Главный герой вызвал гнев соседа, взяв в руки вставную челюсть.
  5. Сложности с телеграммой жене.
  6. В гостях у брата. Неприятие снохи.

Прежде чем приступить к анализу рассказа Шукшина «Чудик», скажем несколько слов об авторе. Вообще, если вы изучаете произведение, не забудьте спросить о судьбе писателя. Это часто предопределяет угол зрения, под которым вы должны рассматривать его духовное чадо.

Василий Маркович Шукшин родился в 1929 году в сельской семье в селе Сростки на Алтае. С детства писателя заставляли много трудиться — он работал на заводе, в колхозе, а затем на флоте (по стечению обстоятельств, во время пробы пера и службы Шукшина — его рассказ читают другие). Он вернулся домой и стал учителем русского языка и литературы, но недолго оставался в деревне. В 1954 году Шукшин уехал в Москву, где писал для дирекции ВГИКа. В студенческие годы, после настойчивости своего научного руководителя, Василий Маркович начал посылать свои работы в различные журналы. Его первая публикация состоялась в 1958 году в журнале «Смена» (рассказ «Два в одном Вертоллере»).

Скинс не только сделал карьеру писателя, но и проявил себя как талантливый актер, режиссер и сценарист. Его литературное наследие состоит из двух романов, нескольких повестей, он написал три пьесы, но основная часть творчества Шукшина — повествовательная. Одним из них является проект The Wheirdo.

Автор получил множество популярных наград в области кино и литературы, некоторые из которых были вручены автору посмертно. Шукшин умер в 1974 году в возрасте 46 лет, причиной смерти стал сердечный приступ.

Главные герои

  1. Глеб Капустин – обычный мужичок из деревни. Автор описывает его следующим образом: «Толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный». Он славится в своем окружении навыком «срезать» успешных людей, поэтому односельчане в предвкушении зрелища всегда зовут его на подобные встречи с городскими жителями, приехавшими к родне. Глеб – желчный и наглый человек, лишенный чувства такта. Он очень высокого мнения о себе и своих отрывочных знаниях, поэтому не стесняется ставить людей на место, даже если это место им не подходит.
  2. Кандидатом наук Константин Иванович Журавлев – интеллигентный и воспитанный человек с хорошим образованием. Он приехал навестить мать вместе с семьей. Его сопровождают жена и дочь. Его никак нельзя назвать надменным или гордым, он относится к окружающим уважительно. В его поведении нет снобизма или излишнего пафоса. Поэтому он проигрывает словесный поединок с Капустиным, ведь не унижается до его хамства: не перебивает, не переводит тему, не переходит на личности.

Сюжет и композиция

Произведение Шукшина «Обида» относят к рассказам-анекдотам. Оскорблённый мужчина не сумел преодолеть «стену из людей». Общество несправедливо его обидело, но душевную рану смогли излечить любимая жена и маленькая дочка.

Здесь отсутствуют привычные для автора противопоставления деревенского и городского сознания. Все персонажи — горожане. Василий Шукшин сравнивает сознание интеллигента и лицемера-алкоголика. Он напоминает читателю, что плохие люди всегда будут существовать, и борьба с ними бесполезна и бессмысленна.

Действие происходит в крупном городе и занимает лишь несколько часов. В начале рассказа приводится философско-психологическое рассуждение об обиде. Вначале может показаться, что это внутренний монолог Сашки, однако постепенно становится ясно, что это размышления самого писателя, эдакое философское введение.

Шукшин говорит, что не нужно из-за обиды переоценивать жизнь, надо оставаться благоразумным и мудрым, какой бы возмутительной ни была ситуация. Он обращается к людям, которые не привыкли терпеть оскорбления в свой адрес и относятся с презрением к тем, кто ведёт себя мудро. Писатель сравнивает отстаивание своего мнения обиженной личностью с боем на картонных мечах. Он убеждён, что борец с обидчиками непременно проиграет.

Если необходимо написать сочинение по произведению, а времени в обрез, лучше ознакомиться с кратким содержанием рассказа. Такую версию можно с лёгкостью найти онлайн. Конечно, лучше всё же читать «Обиду» полностью.

Сюжет и композиция

Рассказ «Микроскоп» не имеет композиционного начала и конца. В первом абзаце речь идёт о том, что «он» (имени или даже прозвища героя нет) на что-то решился. Из следующего абзаца становится понятно, что герой потерял 120 рублей денег и решился сказать об этом жене. Но вскоре читатель догадывается, что Андрей Ерин решился на авантюру: обманул жену, что потерял деньги, а сам купил мечту всей жизни – микроскоп. Понимание приходит к читателю после фразы: «Андрей ждал. Наконец он решил, что – можно».

Жизнь Андрея делится на жизнь без микроскопа и с микроскопом.

Микроскоп – смысл существования героя, он становится заголовком рассказа. Жизнь Ерина преображается благодаря микроскопу. Но читатель понимает, что микроскоп в руках героя – просто игрушка. Ерин видит в микроскоп не больше, чем его сын-пятиклассник. Весь рассказ – это потерявшая образность метафора: Андрей буквально забивает гвозди микроскопом, просто играет с ним. Для него микроскоп – источник бурных эмоций и глубоких мыслей. Стоят ли самые важные моменты в жизни 120 рублей?

В конце рассказа Андрей вынужден снова стать «нормальным», осознаёт, что нельзя тратить деньги, предназначенные на семейные нужды, потому что шубки, конечно, надо купить.

Творчество и биография Шукшина

Василий Макарович родился 25 июля 1929 года в селе Сростки, находящемся в Сибирском крае. Был обычным ребенком из бедной крестьянской семьи. Отец мальчика Макар Леонтьевич Шукшин был обычным рабочим в колхозе. Он расстрелян в 1933 году за различного рода «заговоры против советской власти». Мать Мария Сергеевна Попова занималась воспитанием детей.

Актерская карьера Василия Макаровича началось в 1955 году, когда ему стало поступать множество предложений о съемках в кино. В фильме «Тихий дон» он впервые сыграл матроса. Роль оказалась очень удачной и Василию предложили сняться в киноленте «Два Федора». В качестве актера Шукшин был более востребован, нежели в качестве сценариста. Однако Василий имел сильную мотивацию на создание собственных киношедевров.

Анализируя произведения этого великого писателя, можно выделить следующие характерные черты, присущие его творчеству:

  • основными действующими лицами рассказов и фильмов являются обычные русские крестьянские люди из села с нелегкой судьбой и неоднозначными характерами;
  • основное место отводится раскрытию нравственных проблем, а также моральных ценностей и русских национальных традиций;
  • наличие глубокого описания быта села;
  • некоторые персонажи имеют нестандартное мировоззрение, что, по мнению советского общества, рассматривалось как «чудачество».

Помимо съёмок в кино, Шукшин занимался написанием сценариев и рассказов. При жизни за свой вклад в развитие советского кинематографа он удостоился множества наград и премий. Среди них можно выделить получение звания заслуженного деятеля искусств в 1969 году, а также Государственной премии СССР (1971).

Великий кинорежиссер скончался в 1976 году по невыясненным причинам на съемках фильма «Они сражались за родину» в 1974 году, когда ему было всего лишь сорок пять лет. По одной из версий он причиной тому стала язва желудка, вызванная чрезмерным употреблением алкоголя. Другие считают, что Василия Шукшина отравили. Этого мнения придерживается известный кинорежиссер Сергей Бондарчук. В качестве доказательства он приводит тот факт, что перед съемками кинокартины Шукшин прошел медицинское обследование и каких-либо патологий в его организме не было выявлено.

Таким образом, в киноповести «Калина красная» раскрыты те социальные проблемы, которые остаются актуальными с советских времен и по настоящее время. Основная идея, которую стремится донести до читателя Василий Макарович Шукшин, заключается в том, что любой человек имеет право исправиться и встать на правильный жизненный путь. Кроме того, в произведении освещается проблема непринятия советским обществом бывших преступников и алкоголизма.

Тема

  • В рассказе «Срезал» писатель поднимает темы деревенского невежества и падения нравов. Сельские жители не понимают, что Глеб на самом деле ничего не знает наверняка, а просто нагромождает умные слова, заученные из газет. Зато они рады увидеть, как унижают человека, который смог чего-то достичь. Это тешит их самолюбие, и они думают, что в городе все только цену себе набивают, но ничего не стоят, а вот они, труженики, действительно достойны всех городских удовольствий и возможностей. При этом ни один из них не осознает, что оскорбляет невиновного гостя.
  • Тема зависти также не остается в стороне. Главный герой завидует приезжим, оттого и пытается им навредить. Ему не дает покоя самолюбие, ведь он считает себя лучше и умнее профессоров и кандидатов наук. Но его дарование не ценят, и он решает всем доказать, что зря.
  • Образованность и культура приходят к человеку в результате длительного обучения и контакта с людьми, поэтому Журавлев, получивший эти качества, не отвечает своему обидчику той же монетой. Его отличают воспитанность и умение разбираться в людях, которые не позволяют ему «срезать» людей.

1.3 Место выбранного произведения в творчестве писателя

Сдача фильма «Калина красная» вызвали ряд осложнений. Возникшие при этом общее творческое и человеческое перенапряжение Василия Макаровича сказались на состоянии его здоровья, и в начале 1974 года он опять очутился в больнице.

Каждая больница — это кроме всего прочего, еще и предупреждение, совет о том, что необходимо быть осторожным, в чем-то изменить ритм жизни. Однако Шукшин не мог сидеть без дела.

Каждый, кто писал и говорил о творчестве Василия Шукшина, не мог без удивления и какого-то чувства растерянности не сказать о его почти невероятной разносторонности.

Ведь Шукшин-кинематографист органически проникает в Шукшина-писателя, его проза зрима, его фильм литературен в лучшем смысле слова, его нельзя воспринимать “по разделам», и вот, читая его книги, мы видим автора на экране, а глядя на экран, вспоминаем его прозу.

Это слияние самых разных качеств и дарований не только в целое, но и в очень определенное, вполне законченное еще и еще радует и удивляет нас сегодня, будет радовать и удивлять всегда.

Шукшин принадлежал русскому искусству в той его традиции, в силу которой художник не то чтобы унижал себя, но не замечал себя самого перед лицом проблемы, которую он поднимал в своем произведении, перед лицом того предмета, который становился для него предметом искусства.

Шукшину была не только не свойственна, но и противопоказана всякая демонстрация себя, всякое указание на себя, хотя кому-кому, а ему было что продемонстрировать. Именно благодаря этой застенчивости по отношению к себе он и стал незабываемым для других.

1.4 Анализ выбранного произведения (повесть «Калина красная»)

О творчестве Шукшина, можно сказать — жить среди людей, происшествий, впечатлений, каждое из которых требует своего, причем законного места в искусстве, каждое, расталкивая все другое, рвется через тебя на бумагу, на сцену, на экран, настоятельно требуя и ропща, — это очень трудно.

Тут мы вспоминает киноповесть В. Шукшина “Калина красная”, написанную в 1973 году. Главным героем является Егор Прокудин. Егор непоследователен: то умиленно-лиричен и обнимает одну за другой березки, то груб, то он ершист и забулдыга, любитель попоек, то он добряк, то бандит. И вот уже иных критиков очень смутила эта непоследовательность, и они приняли ее за отсутствие характера и “правды жизни”.

Критика не сразу заметила, что такой образ жизни до сих пор не удавалось, пожалуй, создать никому — ни одному писателю, ни одному режиссеру, ни одному актеру, а Шукшину потому это и удалось, что он — Шукшин, пронзительно видевший вокруг себя людей, их судьбы, их жизненные перипетии, потому что он и писатель, и режиссер, и актер в одном лице.

Непоследовательность Прокудина вовсе не так уж проста, стихийна и ничем не обусловлена, она отнюдь не пустое место и не отсутствие характера.

Прокудин ведь последовательно непоследователен, а это уж нечто другое. Это уже логика. Его логика — не наша логика, она не может, а, наверное, и не должна быть нами принята и разделена, но это вовсе не значит, что ее нет, что она не в состоянии перед нами открыться и быть нами понята.

Не быстро и не тихо, а ровным шагом Егор двигается по только что вспаханной им пашне навстречу своей смерти.

Идет, зная, к чему идет.

Идет, сначала отправив прочь своего подручного на пахоте, чтобы не был свидетелем того, что сейчас неминуемо произойдет, чтобы человеку, к судьбе Прокудина никак не причастному, не грозила какая-то опасность, какие-то неприятности свидетеля.

Звучно и продолжительно раздаются удары кирзовых сапог Прокудина по деревянным мосткам, когда он выходит из тюрьмы на волю, но вот он почти неслышно, но в таком же ритме шагает по пашне с воли в свою смерть, и круг замыкается, и нам все становится ясным.

Но тут-то мы и понимаем, что этот человек только так и должен был поступить — об этом заговорила вся предыдущая его непоследовательность.

Прокудин ни жалости, ни любви, ни покровительства, ни помощи — ничего он от нас не принял бы, а вот наше понимание ему необходимо. Необходимо по-своему — он ведь все время этому пониманию сопротивляется, недаром он и был столь непоследователен и выкидывал колена, но все это потому, что наше понимание было ему необходимо.

И тут же невольно начинаешь думать, что Прокудин дает нам понимание не только самого себя, но и своего художника — Василия Шукшина.

Время идет. Родившиеся в год смерти Шукшина становятся сегодня его читателями. Для них он невольно — имя классического ряда. Но годы, что миновали после его смерти, ничуть не потеряли своего искомого смысла слова, которые он писал с большой буквы. Народ, Правда, живая Жизнь. Каждое слово — отражение души Шукшина, его жизненной позиции — никогда не сдаваться, не гнуться под тяжестью жизни, а, наоборот, бороться за свое место под солнцем.

Характеристика главного героя

Главный герой — личность, способная к саморефлексии. Это чуткий и ранимый человек, привыкший жить в соответствии с постулатами официальной советской морали, которая гласит, что нужно быть вежливым, а не махать кулаками. Именно поэтому мужчину так обидело несправедливое обвинение в алкоголизме, ведь он даже не помнил, когда в последний раз выпивал.

В произведении органично сочетаются:

  • внутренние монологи главного героя;
  • размышления на морально-этическую тему.

Автор не говорит, кем работает Сашка, но он ведёт себя сдержанно, демонстрируя воспитанность и хорошие манеры. Ни наглая продавщица, ни хам в плаще не способны вызвать ответную грубость. Сашка «находит, что сказать» только мяснику, который попадается у него на дороге, когда он пытается найти управляющего.

Для главного героя жизненно важно доказать, что его незаслуженно обидели, что он не сделал ничего дурного. Однако люди его обвиняют, он проигрывает в споре:

  • с продавщицей;
  • со старым хамом;
  • с его сыном Игорьком.

К счастью, к герою возвращается самообладание, и он начинает ощущать душевное равновесие. Прийти в себя Сашке помогает его семья — мудрая жена и крошечные дети. Теперь он ассоциирует свою хорошую жизнь не со справедливым социумом, а с самыми любимыми и родными. Подобное решение понятно из его поступка. Оно как бы остаётся в подтексте происходящего.

Главный герой шокирован тем, что Чукалов, называвший его пьяницей, сам оказался алкоголиком. Сашка поражён тому, как всё верно понимает его маленькая дочь Маша, которая сразу видит суть негативных людей и называет их «плохие дяди и тёти». Она спасает отца от непоправимой ошибки, рассказывая маме об инциденте.

https://youtube.com/watch?v=ivKCXwskG9g

Приложение

Темные страницы биографии

Старая школа теперь музей. Когда-то здесь учился, а позже преподавал
Василий Макарович. Здесь все дышит той атмосферой, в которой вырос Шукшин.
Старая парта, карты, ручки, указки, учебники. Здесь познакомился он со своей
первой женой, которая тоже преподавала в этой школе. Познакомился, встречался,
женился. А когда уехал учиться в Москву, то уже к жене не возвращался. Не
возвратился даже, чтоб развестись. Объяснения этому поступку до сих пор нет.
Шукшин женился во второй раз уже в Москве. Его второй женой стала дочь
известного писателя советской поры Анатолия Софронова, в те времена возглавлявшего
журнал «Огонек». Поступил Василий Шукшин просто — заявил в милицию,
что потерял паспорт. И выдали ему новый паспорт, без штампов о
женитьбе-разводе. Так неразведенным и жил, хотя за свою короткую жизнь успел
жениться три раза. Первая жена довольно долго ждала мужа. Сейчас у нее новая
семья, но когда она вспоминает о Шукшине, нет-нет да и всплакнет. Видимо, много
воспоминаний связано у нее с Василием Макаровичем.

Эти слова нас заинтересовали, и мы спросили, нельзя ли сходить к ней и
поговорить о Шукшине. Но экскурсовод покачала головой и пояснила, что для нее
такие разговоры трудны необычайно, и муж ее второй сердится, когда кто-нибудь
заводит разговор о Шукшине. Он до сих пор ревнует к нему, хотя Шукшина давно
нет в живых. Может, потому, что на самом деле жена до сих пор остается женой
Шукшина.

От школы мы неторопливо прошли деревенскими улицами мимо бывшего дома
Шукшиных, мимо того места, где провел Василий Шукшин свое детство, прямо к горе
Пикет. Здесь на горе устраивают время от времени Шукшинские чтения, куда
приезжают гости из разных городов России и часто выступают местные поэты и
прозаики. Приезжают сюда и барды, образуют палаточный городок и поют песни, про
Шукшина, про родные края, про Россию. Хорошее это место, вольное. А рядом течет
горная Катунь. Здесь купил матери домик Василий Макарович, когда получил
гонорар за «Любавиных». Жены менялись, но любимой на всю жизнь
оставалась лишь мать. Шукшин относился к ней трогательно, нежно, уважительно.
Хотя на чувства скупы были оба, не обнимались, не целовались на виду у всех, о
главном и серьезном разговаривали наедине. По всем жизненно важным вопросам
советовался Шукшин только с ней. И когда поступал в институт, и когда собирался
жениться, а может, и тогда, когда собирался приступить к очередной новой работе.
Снял ее в «Калине красной», увековечил любимую мать навсегда.
Памятник Шукшину стоит рядом с домом, в маленьком садике, рядом с калиной,
которая на самом деле красная. Мать пережила сына, который прожил всего 45 лет.
Если посчитать, сколько лет ему отвела жизнь на творчество, то наберется всего
ничего — 15 лет. Чтобы за пятнадцать лет написать столько, наснимать столько,
войти в историю кинематографа замечательным актером и режиссером, в литературу
народным писателем, нужно, наверное, было немало сил, и моральных, и
физических. Можно сказать, что Шукшин горел в творчестве и сгорел безвременно,
не оцененный при жизни так, как должен был бы оценен, в том числе и на
собственной родине.

Верность великому человеку — дело трудное. Мать ему была верна. Мать не
смогла съездить на похороны, не приезжала в Москву. Не верилось ей, что сына
уже нет, и не было сил съездить на могилку. Но одна их почитательниц Василия
Макаровича, начала ей писать, и подробно описывала, какие цветы сажает, как
склоняется к памятнику калина, такая же красная, как в романе, как в
материнском саду.

Василий Макарович Шукшин похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Могилка его аккуратная и ухоженная, видимо, есть еще люди, почитающие его
творчество, которые приходят, чтобы поклониться могиле писателя и режиссера.
Все как положено, только вот щемит сердце от того, как быстро вдова его
опомнилась от утраты. Вышла замуж за одного, потом за другого, все на виду, на
народе. Трудно понять, как руководитель модной поп-группы может заменить в сердце
великого человека. Хотя у каждого своя правда. Сама вдова рассказывает, что
жилось ей нелегко с писателем, что и пил он, и бранился, а приревновав, мог и
ударить. Трудное дело жить рядом с очень талантливым человеком. В жизни они не
так хороши и однозначны, впрочем, как и их герои.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: