Введение
Творческая звезда Василия Макаровича Шукшина явилась на горизонте
нынешней русской культуры стремительно и как бы совсем неожиданно. Горит она и
сейчас, поражая своей яркостью и многообразием цветовых переливов. Однако
самого Василия Макаровича уже нет… По-шукшински озорно улыбнувшись в сторону
творцов культуры, он исчез из Москвы с такою же странной неожиданностью, с
какой появился в ней.
Рожденному сибирской, то есть русской, деревней, ему вовсе не требовалось
изучать или постигать национальный характер. Позади него громоздилась
многовековая, во многом трагическая история, плескалась богатейшая культура
народного творчества.
«А вот нате вам! — как бы звучит его глуховатый, полный горечи и
внутренней силы голос. — Так вот надо работать». И многочисленные
«середняки» от кино и литературы, озадаченные «шукшинским
феноменом», либо продолжают недоумевать, либо бросаются в подражательство,
либо делают вид, что ничего не произошло…
Произведения Шукшина — яркий калейдоскоп литературы. В каждом из них есть
своя «изюминка», неповторимость, непохожесть на других. Одним из
ярчайших его произведений стала и повесть «Калина красная», ставшая
одной из ярких его режиссерских работ.
Вариант 2
“Калина красная” – это произведение, написанное советским писателем Василием Шукшиным. Рассказ повествует о жизни сибирской деревни в период после Второй мировой войны. Главный герой – Сергей, молодой парень, который возвращается на родину после долгих лет войны. Он сталкивается с трудностями адаптации к новой жизни, но находит поддержку в лице своей бабушки и девушки Кати.
Одной из главных тем произведения является традиционный образ жизни сибирской деревни. Шукшин описывает жизнь местных жителей, их традиции и обычаи
Он показывает, как важно сохранять свою культуру и наследие, несмотря на изменения в мире. Автор описывает, как жители деревни справляются с трудностями, связанными с жизнью в суровых условиях, и как они находят радость и удовлетворение в простых вещах
Еще одной важной темой является любовь. Герой Сергей влюбляется в Катю, но их отношения сталкиваются с препятствиями
Однако, благодаря своей силе духа и верности, они преодолевают все трудности и находят счастье вместе. Шукшин показывает, как важно сохранять любовь и верность в трудные времена, и как они могут помочь преодолеть любые трудности.
Шукшин также обращается к теме войны и ее последствий. Он показывает, как трудно было вернуться домой после войны и как многие люди страдали от травм и потерь
Однако, он также показывает, как важно было сохранять надежду и веру в будущее. Автор описывает, как Сергей и другие герои произведения находят силы и мотивацию для жизни, несмотря на все трудности
Одной из ключевых особенностей произведения является яркий и запоминающийся стиль письма Шукшина. Он использует простой и понятный язык, который позволяет читателю легко погрузиться в мир произведения. Автор также использует множество образов и символов, которые помогают создать атмосферу деревенской жизни и передать глубокий смысл произведения.
В целом, “Калина красная” – это прекрасное произведение, которое показывает важность традиций, любви и веры в будущее. Шукшин создал ярких и запоминающихся персонажей, которые остаются в сердцах читателей надолго
Он также передал важные уроки о том, как сохранять свою культуру и наследие, как преодолевать трудности и как находить счастье в простых вещах. “Калина красная” – это произведение, которое оставляет глубокий след в сердцах читателей и напоминает о важности простых и искренних человеческих ценностей.
Проблематика
Секрет необычайной популярности фильма в том, что Шукшин смог показать суть русского характера. Законы жизни подобны воровским: ошибки порой невозможно исправить, они влияют на всю жизнь. Таким образом, основной вопрос повести – можно ли изменить прошлое, освободиться от его влияния, загладить вину и исправить ошибки.
Другие проблемы и вопросы: делают ли деньги счастливым; стоит ли рисковать жизнью, свободой, честью ради денег; важность семейных отношений; любовь, меняющая жизнь; долг человека перед матерью и родными. Затрагиваются также актуальные проблемы пьянства и возвращения бывшего преступника в общество
1.4 Анализ выбранного произведения (повесть «Калина красная»)
О творчестве Шукшина, можно
сказать — жить среди людей, происшествий, впечатлений, каждое из которых
требует своего, причем законного места в искусстве, каждое, расталкивая все
другое, рвется через тебя на бумагу, на сцену, на экран, настоятельно требуя и
ропща, — это очень трудно.
Тут мы вспоминает киноповесть В.
Шукшина “Калина красная”, написанную в 1973 году. Главным героем является Егор
Прокудин. Егор непоследователен: то умиленно-лиричен и обнимает одну за другой
березки, то груб, то он ершист и забулдыга, любитель попоек, то он добряк, то
бандит. И вот уже иных критиков очень смутила эта непоследовательность, и они
приняли ее за отсутствие характера и “правды жизни”.
Критика не сразу заметила, что
такой образ жизни до сих пор не удавалось, пожалуй, создать никому — ни одному
писателю, ни одному режиссеру, ни одному актеру, а Шукшину потому это и
удалось, что он — Шукшин, пронзительно видевший вокруг себя людей, их судьбы,
их жизненные перипетии, потому что он и писатель, и режиссер, и актер в одном
лице.
Непоследовательность Прокудина
вовсе не так уж проста, стихийна и ничем не обусловлена, она отнюдь не пустое
место и не отсутствие характера.
Прокудин ведь последовательно
непоследователен, а это уж нечто другое. Это уже логика. Его логика — не наша
логика, она не может, а, наверное, и не должна быть нами принята и разделена,
но это вовсе не значит, что ее нет, что она не в состоянии перед нами открыться
и быть нами понята.
Не быстро и не тихо, а ровным
шагом Егор двигается по только что вспаханной им пашне навстречу своей смерти.
Идет, зная, к чему идет.
Идет, сначала отправив прочь
своего подручного на пахоте, чтобы не был свидетелем того, что сейчас неминуемо
произойдет, чтобы человеку, к судьбе Прокудина никак не причастному, не грозила
какая-то опасность, какие-то неприятности свидетеля.
Звучно и продолжительно
раздаются удары кирзовых сапог Прокудина по деревянным мосткам, когда он
выходит из тюрьмы на волю, но вот он почти неслышно, но в таком же ритме шагает
по пашне с воли в свою смерть, и круг замыкается, и нам все становится ясным.
Но тут-то мы и понимаем, что
этот человек только так и должен был поступить — об этом заговорила вся
предыдущая его непоследовательность.
Прокудин ни жалости, ни любви,
ни покровительства, ни помощи — ничего он от нас не принял бы, а вот наше
понимание ему необходимо. Необходимо по-своему — он ведь все время этому
пониманию сопротивляется, недаром он и был столь непоследователен и выкидывал
колена, но все это потому, что наше понимание было ему необходимо.
И тут же невольно начинаешь
думать, что Прокудин дает нам понимание не только самого себя, но и своего
художника — Василия Шукшина.
Время идет. Родившиеся в год
смерти Шукшина становятся сегодня его читателями. Для них он невольно — имя
классического ряда. Но годы, что миновали после его смерти, ничуть не потеряли
своего искомого смысла слова, которые он писал с большой буквы. Народ, Правда,
живая Жизнь. Каждое слово — отражение души Шукшина, его жизненной позиции —
никогда не сдаваться, не гнуться под тяжестью жизни, а, наоборот, бороться за
свое место под солнцем.
Приложение
Темные страницы биографии
Старая школа теперь музей. Когда-то здесь учился, а позже преподавал Василий Макарович. Здесь все дышит той атмосферой, в которой вырос Шукшин. Старая парта, карты, ручки, указки, учебники. Здесь познакомился он со своей первой женой, которая тоже преподавала в этой школе. Познакомился, встречался, женился. А когда уехал учиться в Москву, то уже к жене не возвращался. Не возвратился даже, чтоб развестись. Объяснения этому поступку до сих пор нет. Шукшин женился во второй раз уже в Москве. Его второй женой стала дочь известного писателя советской поры Анатолия Софронова, в те времена возглавлявшего журнал «Огонек». Поступил Василий Шукшин просто — заявил в милицию, что потерял паспорт. И выдали ему новый паспорт, без штампов о женитьбе-разводе. Так неразведенным и жил, хотя за свою короткую жизнь успел жениться три раза. Первая жена довольно долго ждала мужа. Сейчас у нее новая семья, но когда она вспоминает о Шукшине, нет-нет да и всплакнет. Видимо, много воспоминаний связано у нее с Василием Макаровичем.
Эти слова нас заинтересовали, и мы спросили, нельзя ли сходить к ней и поговорить о Шукшине. Но экскурсовод покачала головой и пояснила, что для нее такие разговоры трудны необычайно, и муж ее второй сердится, когда кто-нибудь заводит разговор о Шукшине. Он до сих пор ревнует к нему, хотя Шукшина давно нет в живых. Может, потому, что на самом деле жена до сих пор остается женой Шукшина.
От школы мы неторопливо прошли деревенскими улицами мимо бывшего дома Шукшиных, мимо того места, где провел Василий Шукшин свое детство, прямо к горе Пикет. Здесь на горе устраивают время от времени Шукшинские чтения, куда приезжают гости из разных городов России и часто выступают местные поэты и прозаики. Приезжают сюда и барды, образуют палаточный городок и поют песни, про Шукшина, про родные края, про Россию. Хорошее это место, вольное. А рядом течет горная Катунь. Здесь купил матери домик Василий Макарович, когда получил гонорар за «Любавиных». Жены менялись, но любимой на всю жизнь оставалась лишь мать. Шукшин относился к ней трогательно, нежно, уважительно. Хотя на чувства скупы были оба, не обнимались, не целовались на виду у всех, о главном и серьезном разговаривали наедине. По всем жизненно важным вопросам советовался Шукшин только с ней. И когда поступал в институт, и когда собирался жениться, а может, и тогда, когда собирался приступить к очередной новой работе. Снял ее в «Калине красной», увековечил любимую мать навсегда. Памятник Шукшину стоит рядом с домом, в маленьком садике, рядом с калиной, которая на самом деле красная. Мать пережила сына, который прожил всего 45 лет. Если посчитать, сколько лет ему отвела жизнь на творчество, то наберется всего ничего — 15 лет. Чтобы за пятнадцать лет написать столько, наснимать столько, войти в историю кинематографа замечательным актером и режиссером, в литературу народным писателем, нужно, наверное, было немало сил, и моральных, и физических. Можно сказать, что Шукшин горел в творчестве и сгорел безвременно, не оцененный при жизни так, как должен был бы оценен, в том числе и на собственной родине.
Верность великому человеку — дело трудное. Мать ему была верна. Мать не смогла съездить на похороны, не приезжала в Москву. Не верилось ей, что сына уже нет, и не было сил съездить на могилку. Но одна их почитательниц Василия Макаровича, начала ей писать, и подробно описывала, какие цветы сажает, как склоняется к памятнику калина, такая же красная, как в романе, как в материнском саду.
Василий Макарович Шукшин похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Могилка его аккуратная и ухоженная, видимо, есть еще люди, почитающие его творчество, которые приходят, чтобы поклониться могиле писателя и режиссера. Все как положено, только вот щемит сердце от того, как быстро вдова его опомнилась от утраты. Вышла замуж за одного, потом за другого, все на виду, на народе. Трудно понять, как руководитель модной поп-группы может заменить в сердце великого человека. Хотя у каждого своя правда. Сама вдова рассказывает, что жилось ей нелегко с писателем, что и пил он, и бранился, а приревновав, мог и ударить. Трудное дело жить рядом с очень талантливым человеком. В жизни они не так хороши и однозначны, впрочем, как и их герои.
Творчество и биография Шукшина
Василий Макарович родился 25 июля 1929 года в селе Сростки, находящемся в Сибирском крае. Был обычным ребенком из бедной крестьянской семьи. Отец мальчика Макар Леонтьевич Шукшин был обычным рабочим в колхозе. Он расстрелян в 1933 году за различного рода «заговоры против советской власти». Мать Мария Сергеевна Попова занималась воспитанием детей.
Актерская карьера Василия Макаровича началось в 1955 году, когда ему стало поступать множество предложений о съемках в кино. В фильме «Тихий дон» он впервые сыграл матроса. Роль оказалась очень удачной и Василию предложили сняться в киноленте «Два Федора». В качестве актера Шукшин был более востребован, нежели в качестве сценариста. Однако Василий имел сильную мотивацию на создание собственных киношедевров.
Анализируя произведения этого великого писателя, можно выделить следующие характерные черты, присущие его творчеству:
- основными действующими лицами рассказов и фильмов являются обычные русские крестьянские люди из села с нелегкой судьбой и неоднозначными характерами;
- основное место отводится раскрытию нравственных проблем, а также моральных ценностей и русских национальных традиций;
- наличие глубокого описания быта села;
- некоторые персонажи имеют нестандартное мировоззрение, что, по мнению советского общества, рассматривалось как «чудачество».
Помимо съёмок в кино, Шукшин занимался написанием сценариев и рассказов. При жизни за свой вклад в развитие советского кинематографа он удостоился множества наград и премий. Среди них можно выделить получение звания заслуженного деятеля искусств в 1969 году, а также Государственной премии СССР (1971).
Великий кинорежиссер скончался в 1976 году по невыясненным причинам на съемках фильма «Они сражались за родину» в 1974 году, когда ему было всего лишь сорок пять лет. По одной из версий он причиной тому стала язва желудка, вызванная чрезмерным употреблением алкоголя. Другие считают, что Василия Шукшина отравили. Этого мнения придерживается известный кинорежиссер Сергей Бондарчук. В качестве доказательства он приводит тот факт, что перед съемками кинокартины Шукшин прошел медицинское обследование и каких-либо патологий в его организме не было выявлено.
Таким образом, в киноповести «Калина красная» раскрыты те социальные проблемы, которые остаются актуальными с советских времен и по настоящее время. Основная идея, которую стремится донести до читателя Василий Макарович Шукшин, заключается в том, что любой человек имеет право исправиться и встать на правильный жизненный путь. Кроме того, в произведении освещается проблема непринятия советским обществом бывших преступников и алкоголизма.
Герои повести
Егор Прокудин по прозвищу Горе – 40-летний вор-рецидивист. Выходя из тюрьмы, он обещает начальнику жить честно, в его понимании, – заняться сельским хозяйством, купить корову, ведь он же из крестьян.
Егор – человек совсем не примитивный, чего можно было бы ожидать от уголовника. Он умеет подниматься на такую высоту, «где обитают слова красивые и пустые». Выйдя из тюрьмы, он цитирует сразу два стихотворения Есенина, причём одно, длинное, почти полностью с небольшими пропусками.
Егор совершенно не труслив и склонен к авантюризму. Эти качества проявляются, когда Егор уводит милицию, выручая тем самым Губошлёпа, разбирается с бывшим мужем Любы.
Егор вполне презирает «вонючие деньги» и доказывает это делом, отдав собранным официантом Михалычем на «праздник» людям по червонцу.
Герой постоянно повторяет, что слова ничего не стоят. Он всё доказывает делом: не может работать на побегушках у председателя колхоза (водителем), зато с удовольствием работает на тракторе; он отваживает от Любиного дома её бывшего мужа-пьяницу.
Две страсти есть у Егора: берёзки, которыми он любуется, с которыми разговаривает, и корова, о которой он мечтает. Егор с детства помнит, как жестокие соседи прокололи вилами живот их корове, которая ходила под соседским плетнём.
К концу повести Егор разительно меняется. Бандиты отмечают, что даже походка его стала трудовой, пролетарской, крестьянской. Смерть его – смерть крестьянина, лежащего «в родной степи, вблизи от дома».
Люба (Байкалова Любовь Фёдоровна) – «заочница», с которой переписывался Егор. Начальнику в тюрьме Егор показывает фотографию Любы. У неё доверчивое, «милое русское простое лицо». Егор называет её сибирским оладушком, сдобной дорогушей. Поначалу он не испытывает к ней нежности, а проявляет скрытую агрессию, собираясь её съесть, «разорвать и схавать». Когда Егор увидел её, приехав в село Ясное, то понял, что она красавица. Егору на ум приходят фольклорные ассоциации: зоренька ясная, Колобок, Красная шапочка.
Люба выгнала своего мужа, потому что он был пьяница. Узнав, что Егор назвался бухгалтером, Люба прямо говорит, что не верит ему. Она писала его начальнику и знает, что Егор – вор.
Когда Егор едет в город, Люба не останавливает его, только говорит, что ей будет жалко, если Егор не вернётся. Люба учит Егора слушать свою душу. Она удивляется, что прикипела к нему за сутки, и душа у неё болит так, будто век его знала. Она говорит о Егоре и его матери, которую только что узнала, прижимая голову Егора к своей груди: «Чего вы такие дорогие-то?»
Старики Байкаловы
Родители Любы на всё готовы ради счастья дочери. Между собой они договариваются, что будут привечать Егора «по-людски», даже если придётся положить жизни. Дед сразу ставит Егора на место и так же, как Люба, говорит, что не верит в бухгалтерскую историю Егора. Он сразу догадывается, что Егор сел за воровство или драку.
Дед «стахановец вечный» с 18-ю похвальными грамотами. В дальнейшем старик принимает сторону Егора и утверждает, что теперь только ждать, какой человек окажется. Ночью старуха-мать ревностно следит, чтобы Егор не подкатывался к Любе и чего не украл.
Брат Любы Петро – «здоровый мужчина, угрюмоватый, весь в каких-то своих думах». Он такой же открытый человек, как вся Любина родня: быстро прощает Егора, случайно окатившего его кипятком.
Бандитская компания Егора
Люсьен противопоставлена Любе. Она – искусственность и бравада, Люба – естественность и гармония. Отличительная черта главаря Губошлёпа – злость. Шукшин сравнивает его с ножом, он «странный своей молодой ненужностью», весь ушёл в горевшие злобой глаза.
Смысл названия
Василий Шукшин взял название из старинной песни. Там были такие слова:
Действие картины (как и повести) неразрывно связано с природой. Созревшая, налившаяся ягода символизирует фатальность – ведь ярко-красный цвет прочно ассоциируется с кровью и смертью.
Сама калина – растение необычное: оно символизирует одновременно и жизнь (в древности под калиной совершались свадебные обряды) и смерть – один Калинов мост в сказках чего стоит. Еще в старину был обычай, согласно которому после смерти любимого девушка должна была посадить калину на его могиле – то же самое делал и юноша…
По словам оператора фильма Заболоцкого Шукшин хотел спеть “Калину красную” в кадре, однако песня была обработана композитором Фельцманом, которому в этом случае пришлось бы выплачивать авторские отчисления. Василию Макаровичу пришлось отказаться от этой мысли, а в одной из мизансцен его герой с досадой и грустью говорит: “Эх, не выпелась песня”…
Кадр из фильма.
Анализ персонажей
Основными действующими лицами, помимо Егора Прокудина, являются Любовь Федоровна Байкалова (Люба), её семья, а также бандитская компания.
Анализируя образ бывшего вора-рецидивиста, можно заметить, что он выступает достаточно развитой личностью. В доказательство к этому можно привести тот факт, что Егор, выйдя из колонии, с легкостью зачитывает два стихотворения Сергея Александровича Есенина без малейших пропусков или запинок. Это еще раз подчеркивает его эрудированность и образованность.
Егор достаточно храбр и склонен к различного рода авантюрам. Черты характера проявляются, к примеру, при встрече Прокудина с бывшем мужем Любы. Изменения в характере и взглядах на жизнь героя ощущают и его «товарищи» в воровском деле. Они отмечают про себя, что «походка Егора стала более трудовой и пролетарской, как у истинного крестьянина».
Байкалова Любовь Федоровна (Люба) — это персонаж с добрым и милым сердцем, который готов поддержать в трудную минуту. Сам Егор ласково отзывается о ней, называя «сдобной дорогушей», «зоренькой ясной», «красной шапочкой». Изначально герой не испытывал нежности к Любе, однако впоследствии очень к ней привязался и стал уважать.
Родители Любы на всего готовы ради её счастья и благополучия. Несмотря на то что они испытывают некую неприязнь к Прокудину в связи с его криминальным прошлым, Байкаловы стараются не показывать этих чувств и принять Егора в свою семью.
Смысл фильма
“Калина красная” – изысканная философская, немного жутковатая притча о добре и зле. В центре повествования – Егор, человек с рыдающими глазами, в душе которого всю жизнь идет борьба. По мнению многих зрителей, суть фильма заключается в описании психологических тонкостей процесса осознанного выбора. Но дело не только в том, что главный герой, пройдя тюрьму и встретив близкого по духу человека, осознанно встал “на сторону добра”.
Дело еще и в том, что в Егоре Прокудине символически показана история целого народа, оторвавшегося от своих корней. Главный герой мечется и кажется “неприбитым”, неприкаянным, а если еще точнее – ненайденным. Понимая (или, скорее, чувствуя) это, он ищет опору. Это не только созвучная советскому идеологическому посылу социальная составляющая “дом, работа, семья”, но и нечто большее. Подтверждением этого является пронзительная мизансцена с матерью.
По ходу сюжета невольно задаешься вопросом: Егор был обречен на сиротство, или он сам обрек себя на него? В любом случае, он снедаем комплексом вины и жаждет ее искупить. Только как это сделать?
Иван Рыжов в роли отца Любы, Фёдора Байкалова. Кадр из фильма.
Смысл фильма “Калина красная” не в том, что труд сделал из уголовника человека – нет в картине Шукшина никакого советского перевоспитания. Он, как ни странно, в березах. И во взятом крупным планом Храме. Именно на этом фоне Егор приходит к мысли об искуплении. К сожалению, в его случае оно могло быть только таким.
Нельзя сказать, что режиссер “ударяется в религию”. Но можно предположить, что он видит утраченную опору – не в религии даже как таковой, а в искренней живой вере. Многие уверены, что такой концовкой Василий Шукшин предсказал события собственной жизни.
Вероятно, так и есть, но дело не только в финале, который в книге, кстати, куда мрачнее. На всех этапах производства фильма Василий Макарович бился с чиновниками от кино за каждый кадр, монолог и диалог. А все для того, чтобы донести основную идею: жить, будучи оторванным от корней, страшно, а существовать без веры – бессмысленно. Разумеется, Шукшин говорит здесь о том, что вынес из жизни только для себя. С ним можно поспорить, только стоит ли это делать?
1.4 Анализ выбранного произведения (повесть «Калина красная»)
О творчестве Шукшина, можно сказать — жить среди людей, происшествий,
впечатлений, каждое из которых требует своего, причем законного места в
искусстве, каждое, расталкивая все другое, рвется через тебя на бумагу, на
сцену, на экран, настоятельно требуя и ропща, — это очень трудно.
Тут мы вспоминает киноповесть В. Шукшина “Калина красная”, написанную в
1973 году. Главным героем является Егор Прокудин. Егор непоследователен: то
умиленно-лиричен и обнимает одну за другой березки, то груб, то он ершист и
забулдыга, любитель попоек, то он добряк, то бандит. И вот уже иных критиков
очень смутила эта непоследовательность, и они приняли ее за отсутствие
характера и “правды жизни”.
Критика не сразу заметила, что такой образ жизни до сих пор не удавалось,
пожалуй, создать никому — ни одному писателю, ни одному режиссеру, ни одному
актеру, а Шукшину потому это и удалось, что он — Шукшин, пронзительно видевший
вокруг себя людей, их судьбы, их жизненные перипетии, потому что он и писатель,
и режиссер, и актер в одном лице.
Непоследовательность Прокудина вовсе не так уж проста, стихийна и ничем
не обусловлена, она отнюдь не пустое место и не отсутствие характера.
Прокудин ведь последовательно непоследователен, а это уж нечто другое.
Это уже логика. Его логика — не наша логика, она не может, а, наверное, и не
должна быть нами принята и разделена, но это вовсе не значит, что ее нет, что
она не в состоянии перед нами открыться и быть нами понята.
Не быстро и не тихо, а ровным шагом Егор двигается по только что
вспаханной им пашне навстречу своей смерти.
Идет, зная, к чему идет.
Идет, сначала отправив прочь своего подручного на пахоте, чтобы не был
свидетелем того, что сейчас неминуемо произойдет, чтобы человеку, к судьбе
Прокудина никак не причастному, не грозила какая-то опасность, какие-то
неприятности свидетеля.
Звучно и продолжительно раздаются удары кирзовых сапог Прокудина по
деревянным мосткам, когда он выходит из тюрьмы на волю, но вот он почти
неслышно, но в таком же ритме шагает по пашне с воли в свою смерть, и круг
замыкается, и нам все становится ясным.
Но тут-то мы и понимаем, что этот человек только так и должен был
поступить — об этом заговорила вся предыдущая его непоследовательность.
Прокудин ни жалости, ни любви, ни покровительства, ни помощи — ничего он
от нас не принял бы, а вот наше понимание ему необходимо. Необходимо по-своему
— он ведь все время этому пониманию сопротивляется, недаром он и был столь
непоследователен и выкидывал колена, но все это потому, что наше понимание было
ему необходимо.
И тут же невольно начинаешь думать, что Прокудин дает нам понимание не
только самого себя, но и своего художника — Василия Шукшина.
Время идет. Родившиеся в год смерти Шукшина становятся сегодня его
читателями. Для них он невольно — имя классического ряда. Но годы, что миновали
после его смерти, ничуть не потеряли своего искомого смысла слова, которые он
писал с большой буквы. Народ, Правда, живая Жизнь. Каждое слово — отражение
души Шукшина, его жизненной позиции — никогда не сдаваться, не гнуться под
тяжестью жизни, а, наоборот, бороться за свое место под солнцем.
Подобное:
-
Анализ пословиц «Ум — глупость» и их понимание студентами
СодержаниеВведение……………………………………………………………………………………………. 21.Пословицы и поговорки с семами»ум-глупость», как специфи
-
Анализ поэтики имморализма в русской прозе начала XX века
На сегодняшний день явление имморализма – одна из наиболее актуальных проблем мирового искусства. Особенно яркое воплощение данного ф
-
Анализ произведений М.Ю. Лермонтова, Е.А. Баратынского, А.В. Вампилова
Литературоведение — одна из древнейших отраслей филологического знания. Это наука, но наука особого рода, практически неотделимая от и
-
Анализ произведений Некрасова, Тургенева и Чехова
1. Анализ стихов Некрасова Понаевского цикла. Тематика — художественное своеобразиеЛюбовная лирика Н.А. Некрасова представлена стихо
-
Анализ произведений Оноре де Бальзака
Понятие «французский реализм»(1) ассоциируется, прежде всего, с именами Стендаля и Бальзака. «Красное и черное» или «Пармский монастырь»
-
Анализ произведений Серафимовича А.С. и Бальмонта К.Д.
Литература «Серебряного века» — особая страница в истории русской литературы. Это век гениальных поэтов и писателей, работавших поистин
-
Анализ произведения Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта»
Вильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в небольшом городе Стретфорде-на-Эвоне. Мать писателя принадлежала к оскудевшему дворянскому ро
1.3 Место выбранного произведения в творчестве писателя
Сдача фильма «Калина красная» вызвали ряд осложнений. Возникшие при этом общее творческое и человеческое перенапряжение Василия Макаровича сказались на состоянии его здоровья, и в начале 1974 года он опять очутился в больнице.
Каждая больница — это кроме всего прочего, еще и предупреждение, совет о том, что необходимо быть осторожным, в чем-то изменить ритм жизни. Однако Шукшин не мог сидеть без дела.
Каждый, кто писал и говорил о творчестве Василия Шукшина, не мог без удивления и какого-то чувства растерянности не сказать о его почти невероятной разносторонности.
Ведь Шукшин-кинематографист органически проникает в Шукшина-писателя, его проза зрима, его фильм литературен в лучшем смысле слова, его нельзя воспринимать “по разделам», и вот, читая его книги, мы видим автора на экране, а глядя на экран, вспоминаем его прозу.
Это слияние самых разных качеств и дарований не только в целое, но и в очень определенное, вполне законченное еще и еще радует и удивляет нас сегодня, будет радовать и удивлять всегда.
Шукшин принадлежал русскому искусству в той его традиции, в силу которой художник не то чтобы унижал себя, но не замечал себя самого перед лицом проблемы, которую он поднимал в своем произведении, перед лицом того предмета, который становился для него предметом искусства.
Шукшину была не только не свойственна, но и противопоказана всякая демонстрация себя, всякое указание на себя, хотя кому-кому, а ему было что продемонстрировать. Именно благодаря этой застенчивости по отношению к себе он и стал незабываемым для других.
Сюжет и композиция
Повесть начинается с последнего вечера в колонии главного героя – Егора Прокудина. Всё действие повести происходит весной (по словам героя, весной надо садиться, чтобы весной выходить).
Поначалу Егор не знает, куда ему податься. Но ему «нужен выход какой-нибудь», поэтому в областном центре он идёт « на хату», к «своим людям».
Когда бандиты узнали о том, что воры-товарищи «сгорели», и разбежались, Егор утвердился в своём желании заняться сельским хозяйством и отправился на родину, на Алтай, к «заочнице» — женщине, с которой год переписывался, Любе. От Любы он едет в город, идёт в ресторан и просит официанта организовать для него «маленький бардак», собрать народ «для разврата». После «разврата» с диковинными людьми (пожилыми, некрасивыми, несчастными) Егор понял, что хочет вернуться к Любе.
Самое сильное место повести – посещение Егором собственной матери. Это кульминация, приём неузнавания. Любе Егор объясняет, что ещё «не время» открываться, надо хоть подождать, когда волосы отрастут.
Финал повести открытый. Петро, перехвативший «Волгу» с бандитами, становится причиной их гибели. Не повторит ли он судьбу Егора?
Заключение
Последние годы жизни Шукшина
были таким периодом, когда все, что его окружало, — все люди и факты — становились
для него предметом искусства, касалось ли это ссоры с вахтером в больнице или
изучения биографии и деяний Степана Разина.
В современной русской литературе
произведения Шукшина остались неповторимым художественным явлением. Читая его
рассказы, нужно вдумываться в их суть, вникать в каждое слово, чувствовать и
слышать то, что чувствуют его герои. Главные герои большинства его рассказов —
деревенские и городские простые люди. Писателя в них восхищает их непохожесть,
нестандартность, ершистость, чувство собственного достоинства. Именно эти
качества делают его героев близкими, родными нам.
В своей повести «Калина
красная» Шукшин показал еще одну жизнь. Жизнь «маленького», но
при этом большого человека. Большого… испытавшего тягости жизни, но сумевшего
встать на правильный путь, не ушедшего по «неровной дорожке».
Для меня произведения Шукшина —
яркие жизненные примеры… примеры, которые учат понимать жизнь. Его рассказы как
наставления читателям. Все его герои совершают ошибки, но в итоге, ошибки эти
ведут к правильному пути, к новой жизни. На примере Егора Прокудина, я открыл
для себя новое качество человека — непоследовательность, ведущая к истине. Оказывается
не всегда правильный путь можно найти с помощью правил и жизненных примеров. Бывают
еще и такие — особенные, ни на кого не похожие, но добивающиеся успеха в жизни.
Заключение
Последние годы жизни Шукшина были таким периодом, когда все, что его окружало, — все люди и факты — становились для него предметом искусства, касалось ли это ссоры с вахтером в больнице или изучения биографии и деяний Степана Разина.
В современной русской литературе произведения Шукшина остались неповторимым художественным явлением. Читая его рассказы, нужно вдумываться в их суть, вникать в каждое слово, чувствовать и слышать то, что чувствуют его герои. Главные герои большинства его рассказов — деревенские и городские простые люди. Писателя в них восхищает их непохожесть, нестандартность, ершистость, чувство собственного достоинства. Именно эти качества делают его героев близкими, родными нам.
В своей повести «Калина красная» Шукшин показал еще одну жизнь. Жизнь «маленького», но при этом большого человека. Большого… испытавшего тягости жизни, но сумевшего встать на правильный путь, не ушедшего по «неровной дорожке».
Для меня произведения Шукшина — яркие жизненные примеры… примеры, которые учат понимать жизнь. Его рассказы как наставления читателям. Все его герои совершают ошибки, но в итоге, ошибки эти ведут к правильному пути, к новой жизни. На примере Егора Прокудина, я открыл для себя новое качество человека — непоследовательность, ведущая к истине. Оказывается не всегда правильный путь можно найти с помощью правил и жизненных примеров. Бывают еще и такие — особенные, ни на кого не похожие, но добивающиеся успеха в жизни.