Главная героиня
Девушка – героиня «Чистого понедельника» так же, как и ее поклонник, богата. У нее нет матери, а отец, «человек знатного рода» живет в Твери «на покое».
Внешность девушки «какая-то индийская, персидская, смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком…». Внешне они с главным героем очень подходят друг другу: «…мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами».
На первый взгляд девушка ничем не отличается от всех состоятельных дам своей эпохи – ежедневно обедает в ресторанах, читает книги, посещает театры и другие увеселительные мероприятия, принимает подарки и цветы от своего ухажера. Однако уже с первых строк становится понятно, что в ней есть какая-то загадочность, странность, которая отличает ее от современниц. Складывается ощущение, что она пытается побороть свое внутреннее «Я», свою сущность: старается произвести впечатление, что «ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом», но в тоже время имеет любимые и нелюбимые цветы, любит хорошо поесть («…шоколаду съедала за день целую коробку»). Особенную любовь она испытывает к красивой одежде («Явной слабостью ее была только хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех…»).
Молодая девушка очень молчалива, задумчива и сдержанна в проявлении своих эмоций. По ее поведению очень сложно понять, какие чувства она испытывает к человеку, от чего и страдает главный герой. Она не признается ему в ответной любви, но заявляет ему: «…вы хорошо знаете, что, кроме отца и вас, у меня никого нет на свете. Во всяком случае, вы у меня первый и последний. Вам этого мало?». Все ее поведение говорит о том, что внутри девушки ведется борьба двух противоположностей.
В середине произведения она предстает перед героем с неожиданной стороны: рассказывает ему о том, что любит бывать в монастырях и соборах, заходит на кладбища, поражает глубокими познаниями в области религии:
Но в этот же вечер девушка, молодая особа, размышляющая о столь высоких вещах, отправляется на «капустник», пошлее которого ничего не знала, пьет херес, веселится и танцует с нетрезвыми кавалерами, проводит ночь с главным героем. Внутренняя борьба все еще идет, но ее утренний отъезд на послушание в монастырь показывает: духовное начало победило и девушка, наконец, сделала свой главный выбор в жизни. Он дался ей непросто, но сила воли и твердый характер помогли героине произведения.
История создания рассказа
И. А. Бунин написал свой рассказ «Чистый понедельник», пребывая во французской иммиграции. Работу над рассказом он начал в 1937-м году. Напечатан «Чистый понедельник» был в 1945 году в «Новом журнале» в Нью-Йорке. В 1944-м году во время работы над рассказом Буниным была сделана следующая запись:
«Час ночи. Встал из-за стола – осталось дописать несколько страниц «Чистого понедельника». Погасил свет, открыл окно проветрить комнату – ни малейшего движения воздуха; полнолуние, вся долина в тончайшем тумане. Далеко на горизонте нежный розовый блеск моря, тишина, мягкая свежесть молодой древесной зелени, кое-где щелканье первых соловьев…Господи, продли мои силы для моей одинокой, бедной жизни в этой красоте и работе!»
В письме П. Л. Вячеславову жена Бунина В. Н. Муромцева-Бунина говорила, что Иван Алексеевич считает «Чистый понедельник» лучшим из всего, что он когда-то написал. Не скрывал данного факта и сам писатель.
Сюжет
Рассказ очень маленький, он освещает лишь небольшую часть жизни героев. Главный герой ухаживает за необычной девушкой. Имя ее не упоминается, однако автор дает исчерпывающую характеристику, как ее внешности, так и ее душевной организации. Образ молодого человека передан через призму их отношений. Он хочет любви, желает свою возлюбленную телесно, его привлекает ее красота. Однако он вовсе не понимает ее души, которая мечется между грехом и очищением.
Их отношения обречены на крах: его возлюбленная сразу предупреждает его о том, что в жены она не годится. Несмотря на это, он не теряет надежду и продолжает за ней ухаживать.
Заканчивается рассказ тем, что после окончательного телесного сближения между ними девушка отрекается от любви юноши в пользу духовного очищения и уходит в монастырь.
Для главной героини путем очищения становится служение Богу, в то время, как герой так же вырастает в духовном плане, пережив всю горечь неожиданной разлуки со своей возлюбленной.
В «Чистом понедельнике» присутствует мощнейшая игра контрастов: яркие краски – строгие цвета; рестораны, кабаки, театры – кладбище, монастырь, церковь; телесная близость – постриг. Даже от красоты девушки веет какой-то дьявольской силой: у неё черные волосы смуглая кожа темные глаза и загадочная душа.
Прототипы героев
Исследователи уверены, что прототипом главного героя стал сам Иван Алексеевич Бунин. Что касается его возлюбленной, скорее всего, ее образ списан с Варвары Владимировны Пащенко – женщины, которая стала первой любовью Бунина.
Варвара Владимировна была очень красивой и образованной женщиной, она закончила полный семилетний курс гимназии в Ельце с золотой медалью. С Бунином они встретились в 1889 году, когда Варвара работала корректором в «Орловском вестнике».
В конце концов, в ноябре 1894 года Варвара Владимировна ушла от Бунина, оставил ему на прощание лишь короткую записку. Вскоре она вышла замуж за его лучшего друга актера Арсения Бибикова. Жизнь Варвары Владимировны была короткой и не слишком счастливой: они с мужем потеряли 13-летнюю дочь, которая умерла от туберкулеза. В 1918 году от этой опасной болезни скончалась и сама первая возлюбленная Бунина. Варвара Владимировна стала прототипом женских образов многих произведений Бунина, таких как «Митина любовь» и «Жизнь Арсеньева».
Жанр
«Чистый понедельник» – новелла, которая сочетает в себе характерные особенности этого жанра, такие как неожиданный поворот сюжета, который переворачивает представление о произведении. В данном рассказе этим поворотом является неожиданный уход героини в монастырь.
Творчество И.А. Бунина тесно связано с символизмом, и хотя цикл «Темные аллеи» часто ассоциируется с классической русской прозой, в новелле «Чистый понедельник» мы видим элементы модернизма:
- Мотив незаконченности, выраженный через оборванную на полутакте лунную сонату и разлуку главных героев после первой ночи, создает атмосферу неопределенности и загадочности.
- Композиция рассказа необычна, фабула не совпадает с сюжетом, что добавляет произведению глубину и сложность.
- Бунин использует смелые религиозные отсылки, связывая события рассказа с первым днем Великого поста, что придает произведению духовную глубину и символическое значение.
- Символизм присутствует в тексте через использование музыки, например, неоконченная лунная соната становится символом внутренних перемен и трансформации героини. Лунный свет, оттеняющий черное платье героини, символизирует ее несчастную любовь. Траурное описание женщины подготавливает читателя к мрачному финалу.
- Контрастность является важным элементом рассказа. Любовь предстает в нем как источник мук и счастья, отражая сложность и противоречивость этого чувства.
Суть
Рассказ ведется от первого лица. Основные события таковы: рассказчик каждый вечер посещает девушку, проживающую напротив храма Христа спасителя, к которой испытывает сильные чувства. Он безмерно болтлив, она очень молчалива. Между ними не было близости, и это держит его в недоумении, и каком-то ожидании.
На протяжении определенного времени они продолжают ходить по театрам, вместе проводить вечера. Близится прощеное воскресенье, и они едут в Новодевичий монастырь. По пути героиня ведет беседу о том, как вчера была на раскольничьем кладбище, и с восхищением описывает обряд захоронения архиепископа. Рассказчик не подмечал в ней раннее некую религиозность, и поэтому слушал внимательно, горящими влюбленными глазами. Героиня примечает это, и поражается тому, как сильно он ее любит.
Вечером они идут на капустник, после чего повествователь провожает ее домой. Девушка просит отпустить кучеров, чего раньше не делала, и подняться к ней. Это был только их вечер.
На утро героиня говорит, что уезжает в Тверь, в монастырь — ее не нужно ни ждать, ни искать.
Герой пускается по кабакам, и лишь спустя два года приходит в себя. Это было прощенное воскресенье. Он подходит к Марфо-Мариинской обители, где в то время шел крестный ход, в котором он увидел любимую женщину. Их взгляды пересеклись. Но герой повернулся и спокойно вышел из ворот. Сюжет раскрыт более подробно в нашем кратком содержании.
Короткий пересказ «Чистый понедельник» Бунина
Они случайно встретились в декабре. Теперь он каждый вечер ходил к ней на квартиру, арендованную ею исключительно из-за чудесного вида на Спасский собор, каждый вечер водил ее обедать в шикарные рестораны, театры, на концерты… Чем все это кончится, он не знал и старалась даже не думать: она раз и навсегда отложила в сторону все разговоры о будущем.
Она была загадочна и непонятна; их отношения были странными и неопределенными, и это держало его в постоянном неустроенном напряжении, в томительном ожидании. И все же, каким счастьем был каждый час, проведенный рядом с ней…
В Москве она жила одна, почему-то училась на курсах (ей нравилась история) и продолжала учить медленное начало Лунной сонаты, только начало… Он осыпал ее цветами, шоколадками и новомодными книгами, и получил за все это равнодушный и отсутствующий…».
Они оба были богаты, здоровы, молоды и так хороши собой, что в ресторанах и на концертах на них глазели. Уроженец Пензенской губернии, он был тогда красавцем южной, «итальянской» красоты и имел соответствующий характер: живой, веселый, постоянно готовый к счастливой улыбке. И в ней была какая-то индийская, персидская красота, и какой он был разговорчивый и беспокойный, такая она была молчаливая и задумчивая…
Даже когда он вдруг поцеловал ее страстно, яростно, она не сопротивлялась, а все время молчала. А когда почувствовала, что он не может себя контролировать, спокойно отстранилась, прошла в спальню и оделась для следующей поездки.
Прошел январь, прошел февраль, пришел и ушел карнавал. В Прощеное воскресенье она оделась во все черное («Завтра ведь чистый понедельник!») и пригласила его в Новодевичий монастырь.
Он посмотрел на нее с удивлением, а она рассказала о красоте и искренности похорон архиепископа-раскольника, о пении церковного хора, от которого трепещет сердце, о своем одиноком посещении кремлевских соборов… И снова он посмотрел с удивлением и беспокойством: что с ней сегодня? Все причуды?
На завтра она попросилась на театральные капустники, хотя заметила, что нет ничего пошлее их. Она много курила в скетче и пристально смотрела на актеров и корчила гримасы под смех публики. И в тихой ночной квартире она сразу прошла в спальню, зашуршала снятым платьем. Он подошел к двери: она в босых лебединых туфлях стояла перед туалетным столиком, расчесывая черепаховым гребнем свои черные волосы…
А на рассвете он проснулся от ее взгляда: «Сегодня вечером я еду в Тверь», — сказала она. — Как долго, одному Богу известно… Я все пишу, как только попадаю туда.
Прости, оставь меня сейчас…» Письмо, полученное через две недели, было коротким — любовная, но твердая просьба не ждать, не искать и не искать: «В Москву не вернусь, пойду на послушание, так что, может быть, Решаю постричься…». И не видал, долго пропадал по кабакам, напивался…
Прошло почти два года с того чистого понедельника… В тот же тихий вечер он вышел из дома, на Ордынке остановился у ворот Марфо-Мариинской обители, где заунывно и нежно пел девичий хор. Надзиратель не хотел его пропускать, но за рубль он с ужасом вздохнул и пропустил.
Потом из храма появились иконы, хоругви, пронесенные в руках, вытянулась белая шеренга поющих монашек со свечами на лицах. Он внимательно смотрел на них, и тут одна из шедших посредине вдруг подняла голову и устремила свои темные глаза в темноту, как будто увидела его. Что она могла видеть в темноте, как могла чувствовать его присутствие? Он повернулся и тихо вышел за ворота.
Рассказ Бунина «Солнцестояние» написан в 1925 году, опубликован через год в «Современных записках». В книге описывается мимолетный роман между лейтенантом и молодой замужней дамой, которые познакомились во время путешествия на корабле.
Анализ произведения Чистый понедельник для 11 класса
1944 год. Вторая мировая как никогда раньше, оказывает пагубное влияние на семьи, любовь и чувства в целом. Бунин, находясь на территории современной России, прекрасно понимает чувства всех солдат, матерей и девушек, ждущих своих возлюбленных. В это же время в его творчестве рассматривается тема любви и автор рьяно ищет ответов на вечные вопросы.
Произведение «Чистый понедельник» создаётся именно в это время. Примечательно то, что героям имена не даны – автор не счёл необходимым давать имена, потому что такая история могла случиться много раз со всеми. Вместо этого, мужчина выступает в роли рассказчика, что даёт возможность читателю как-бы из первых уст слышать слова, чувствовать переживания, понимать, чем руководствуется влюблённый юноша в своих поступках.
Герои являются антагонистами друг другу: он пылок, энергичен и характером напоминает итальянца, а она более сдержанна в поступках и словах. Барышня находится в центре Вселенной, а автор как-бы приставлен к ней. Он сам пишет о том, что её не трогают ни богатства, ни красивые места, ни обеды. Девушка принимает все ухаживания, однако остаётся холодна.
Во время Великого поста, герой замечает, что его спутница увлечена монастырями. Он бы мог это заметить раньше, однако, вполне возможно, что из-за своей сосредоточенности на своих чувствах не мог думать об её счастье. А что может желать такая натура, которая богата духовно, задумывается о сущности любви и счастья? Сколько она ускользала, когда попытки сблизится переходили грань приличия настолько, что герой уже собой не владел!
Ему не было дано понять косвенных знаков, что свою жизнь связать с таким мужчиной она не хотела. Однако в последнюю ночь девушка ему отдаётся, что даёт иллюзию, будто они окончательно сблизились. После этого, она уезжает в монастырь. В проекции на современность Бунина, даются такие известные имена, как Станиславский, Андрей Белый, Москвин. Появляясь на мгновение, они делают заманчивые предложения или помогают развлечься красивой паре. Однако ценности не представляют.
Спустя недели запоя и бездельничества без своей любимой, автор приходит в монастырь и встречает там ту самую, в обличии монашки. Бунин показывает тем самым, что, не смотря на заманчивые предложения, не несущие за собой духовной ценности и временные невзгоды (война же), Россия обретёт себя. Как героиня мучилась, пытаясь понять свою роль, так и государство переживало плохие времена. Однако будет тот Чистый понедельник, который очистит страну от той грязи, что сейчас на ней!
Тема
Проводя анализ произведения «Чистый понедельник», выявляем, что основная тема новеллы любовь. Произведение посвящено теме подлинной любви, настоящей и всепоглощающей, также в произведении раскрывается проблема непонимания героями друг друга.
Двое молодых людей полюбили друг друга: это прекрасно, так как любовь толкает человека на благородные поступки, благодаря этому чувству человек находит смысл жизни. Проблематика новеллы Бунина состоит в том, что любовь трагична, а главные герои не понимают друг друга. Героиня нашла для себя божественное откровение, она очистилась духовно, найдя свое призвание в служении Богу, и ушла в монастырь. В ее понимании любовь к божественному оказалась сильнее любви к своему избраннику. Она вовремя поняла, что, соединив свою жизнь брачными узами с героем, она не получит полного счастья. Её духовное развитие стоит гораздо выше, чем физиологические потребности, у героини более высокие нравственные цели. Сделав свой выбор, она ушла от мирской суеты, отдавшись служению Богу.
Герой любит свою избранницу, любит искренне, но он не в силах понять метаний её души. Он не может найти объяснения её безрассудным и взбалмошным поступкам. В рассказе Бунина героиня выглядит более живым человеком, она хоть как – то, методом проб и ошибок, ищет свой смысл жизни. Она мечется, кидается из крайности в крайность, но в конце концов находит свой путь.
Главный герой же на протяжении всех этих отношений просто остается сторонним наблюдателем. У него фактически нет никаких стремлений, ему удобно и комфортно всё, когда любимая рядом. Он не может понять её мыслей, скорее всего, он и не делает попыток, чтобы понять. Он просто принимает всё то, что делает его избранница, и ему этого достаточно. Отсюда следует вывод, что каждый человек имеет право выбора, какой бы он ни был. Главное для человека – определиться, что ты, кто и к чему идёшь, и не стоит оглядываться по сторонам, боясь, что кто – то осудит твоё решение. Уверенность в себе и в своих собственных силах помогут найти верное решение и сделать правильный выбор.
Герои рассказа и их характеристика
Главными героями в рассказе «Чистый понедельник» являются прекрасная молодая пара. Они олицетворяют чистую и искреннюю любовь, которая проходит через душевные испытания и разлуку. Их любовная история начинается восхитительно и идеально, но конец рассказа оказывается несчастным, печальным и трагичным, по крайней мере для одного из героев.
Молодой человек
Мне нравится2Не нравится2
Молодой человек, являющийся одним из главных героев, обладает красивой внешностью и происходит из дворянской семьи. Он испытывает самоуверенность и обладает хорошим образованием. Веселый и жизнерадостный, он полностью влюблен в свою девушку и покрывает ее разнообразными подарками, исполняя все ее прихоти.
Однако, несмотря на то, что девушка принимает все его знаки внимания, она отказывается выйти за него замуж и не строит с ним планов на будущее. Молодой человек не понимает причину ее отказа и отсутствия желания создать семью, но он не злится и не спешит принуждать свою возлюбленную. Он ведет себя сдержанно и терпеливо.
После расставания с девушкой, молодой человек страдает и переживает, он начинает утопать в печали и пьянстве, посещает церковь в поисках утешения и ответов. Однако, со временем он снова находит себя. Проходит уже два года с тех пор, как его возлюбленная ушла от него, и он осознает, что должен двигаться вперед.
В один день он случайно встречает ее в церкви среди монахинь, но его любимая не узнает его. В этот момент он окончательно прощается со своими мечтами и надеждами. Это становится для него окончательным символом того, что прошлое остается в прошлом, а он должен принять реальность и идти дальше.
Девушка
Мне нравится2Не нравится2
Девушка в рассказе предстает перед нами как молодая и богатая женщина, проживающая в сердце столицы. Она обладает изысканной внешностью и стройной фигурой, притягательной для всех вокруг. Умна и сообразительна, однако она воспринимается как неким образом отстраненной от окружающего мира.
Ей не требуются ухаживания, цветы или сладости, а источник ее удовлетворения находится в других сферах, таких как чтение или интересные увлечения. Она находится в поисках самой себя и проявляет странности, отказываясь связывать себя семейными узами. Эта загадочная девушка ставит перед своим возлюбленным загадку, которую он не может разгадать. Сильная воля и отличительная индивидуальность делают ее уникальной в сравнении с другими женщинами.
Она ценит дорогую одежду и наслаждается чтением, даже способна остаться дома ради этого увлечения. Девушка скрытна и спокойна в своем поведении. Частые посещения монастырей и кладбищ говорят о ее внутренней тонкости и способности переживать через себя все, что происходит вокруг. Она обладает особым обаянием в манере своей речи, произнося слова тихо и медленно.
В конечном счете, девушка меняет свою роскошную жизнь, отказываясь от дорогих нарядов в пользу уединения с Богом, она отправляется в монастырь.
Главные герои, влюбленные, оказываются абсолютно противоположными людьми, у них разные внутренние миры и ценности. Они представляют разные стороны жизни, однако их взаимодействие и встречи порождают непредсказуемые последствия и меняют их жизни навсегда.
Старушка из монастыря
Второстепенной героиней произведения является старушка из монастыря, которую молодой человек встретил в церкви в моменты глубокого печали после разрыва с возлюбленной. Эта старая женщина имела для него особое значение, так как она обратилась к нему и сказала, что страдание, которое он испытывает, является грехом.
У влюбленных героев было всего одно прекрасное мгновение близости, которое произошло в ночь масленицы. Однако, внезапно для юноши, девушка приняла решение уйти в монастырь в чистый понедельник.
Этот поступок, наполненный любовью к Богу, кажется похвальным, но при этом вызывает страдания в сердце ее возлюбленного. Он живет в муках и горе, осознавая, что его возлюбленная отстраняется от мирской жизни. Более того, он не знал о ее неожиданном решении в течение двух лет. Девушка может быть непонятной для окружающих, но она заслуживает уважения за свою силу воли и способность так сильно изменить свою судьбу.
История написания
Сборник «Темные аллеи» И.А.Бунин написал, находясь во Франции, работа длилась в период 1937-1945 гг. Создание книги явилось для автора в какой-то степени спасением от трагедии жизни. Тогда он остро нуждался в деньгах, и он тоже потерял всякую надежду вернуться в Россию.
Кроме того, на него повлияла депрессивная военная обстановка в Европе, где с силой и величием бушевала Черная чума нацизма. «Рен мандаг» входит в сборник рассказов, работа над созданием произведения была завершена весной 1944 года.
Действие повести начинается в 1913 году, когда Бунин пришелся на пик своего творческого расцвета. Удивительно, но автор не назвал персонажей, но довольно точно описал время. Вероятно, учитывая эти годы, автор испытывал ностальгию, именно она помогла ему, изгнанному из страны, забыться от тоски по тем местам, куда он отправляет героиню на свое творчество.
С рассказчиком Ивана Алексеевича объединяет горькое чувство утраты: он потерял и свою любовь — Россию. Это прослеживается во всем: в описании современной литературы, философских вечерах Андрея Белого, зарисовках.
Темы и проблемы
- Основная тема – это любовь. Именно она дарит человеку смысл в жизни. Для девушки путеводной звездой стало божественное откровение, она нашла себя, а вот ее избранник, потеряв женщину своей мечты, сбился с пути.
- Проблема непонимания. Вся суть трагедии героев состоит в недопонимании друг друга. Девушка, испытывая любовь к рассказчику, не видит в этом ничего хорошего – для нее это проблема, а не выход из запутавшейся ситуации. Она ищет себя не в семье, а в службе и духовном призвании. Он же искренне этого не видит и пытается навязать ей свое видение будущего – создание брачных уз.
- Тема выбора также присутствует в новелле. Выбор есть у каждого человека, и каждый сам решает, как поступить верно. Главная героиня выбрала свой путь – уход в монастырь. Герой же продолжал ее любить, и не мог смириться с ее выбором, из-за этого не мог обрести внутреннюю гармонию, найти себя.
- Также у И. А. Бунина прослеживается тема предназначения человека в жизни. Главная героиня не знает, чего хочет, но чувствует свое призвание. Ей очень трудно понять саму себя, и из-за этого рассказчик также не может до конца в ней разобраться. Однако она идет на зов своей души, смутно угадывая предназначение – предначертание высших сил. И это очень хорошо для них обоих. Если бы женщина ошиблась и вышла замуж, она бы навсегда осталась несчастной и в этом винила того, кто сбил ее с пути. А мужчина мучился бы от неразделенного счастья.
- Проблема счастья. Герой видит его в любви к даме, но дама движется по другой системе координат. Она найдет гармонию лишь наедине с Богом.
Главные герои
Свое знаменитое произведение «Чистый понедельник» Бунин написал в 1944 году. Принято считать, что на создание трогательной новеллы его побудила первая любовь. Автор хотел показать, как может быть потерян человек, у которого отсутствует смысл жизни.
В рассказе не так много действующих лиц. Кратко о каждом персонаже:
- Молодой человек — обеспеченный дворянин, влюбленный в главную героиню, он красиво ухаживает за девушкой, чувствуя ее холодность. Мужчина мечтает о свадьбе, детях, но та отвергает его предложения. Он искренне переживает и страдает, когда она разрывает отношения. Через несколько лет после расставания узнает ее в толпе монахинь, но бывшая возлюбленная даже не узнает своего ухажера.
- Юная особа — девушка из знатного и богатого рода, проживает в съемной московской квартире одна. Ей по душе светская жизнь, хотя и считает нравы некоторых пошлыми. Она не отказывается от материальных благ, любит красиво одеваться, но все-таки в глубине души понимает, что они не дают ей вкус жизни. Она не может найти свое место в обществе. Огромная сила воли и твердый характер помогает ей сделать серьезный шаг, отказаться от мирских наслаждений и уйти в монастырь.
Вариант 4
Бунин пишет о чувствах между двумя людьми. Они – характерные представители своего времени, даже имена автор не называет и при этом достигает удивительного эффекта. Многие читатели вообще не замечают отсутствия имен главных героев.
Девушка богата и красива, как описывает ее рассказчик, обладает какой-то индийской красотой. Молодой человек имеет красоту и нравы тоже южные, но более «персидские». Он тоже является состоявшимся человеком, приковывает восхищенные взгляды.
Отношения между ними остаются практически платоническими, точнее допускают некоторую физическую близость, которая никогда не доходит до своего логического завершения. Героиня всегда тактично отстраняет его, после чего они отправляются гулять по ресторанам и театрам и так много дней, а точнее, ночей подряд.
Тем не менее, как узнает читатель потом, героиня не чужда православной культуре и даже разбирается в тематике веры, хотя и не проявляет никогда чрезмерной религиозности и набожности. Она при этом может делать весьма точные замечания, которые подчеркивают ее некоторую отстраненность от этого мира «книги, театры и остальное» ей будто не нужны совсем. Этот факт подчеркивает и сам рассказчик, когда описывает героиню, но создается впечатление, его некоторой насмешки над героиней.
Например, он говорит о ее фразе «не понимаю, как людям не надоедает всегда обедать и ужинать» и после этого довольно детально описывает блюда, к которым сама героиня любила приложиться. Она обладала «московским» вкусом, не чуралась простых земных удовольствий.
Когда героиня говорит о своем намерении уйти в итоге в монастырь, герой тоже воспринимает такой выпад как не серьезный и даже хочет в ответ сказать, мол, если так случится, то и сам он сделает так чтобы оправиться на каторгу или нечто подобное.
В итоге именно намерения героини оказываются полностью серьезными. Она всерьез воспринимает и истории о муромском князе Павле и его супруге.
Для героини история ее страны является частью ее собственного существа, об этом упоминает Бунин «история ее интересует». Более того в образе героини сквозит та святость, та исконность Руси, которая теперь сокрыта под напускным и мирским. Не удивительно, когда девушка в итоге уходит в монастырь, она видит в эти предреволюционные годы выход только в том чтобы обратиться к чему-то настоящему, более высокому, чем земное и праздность.
Однако, она помнит своего возлюбленного «первого и последнего». Именно она узнает в кромешной тьме, будучи монашкой.
Основа сюжета
Пересказ продолжается с конца зимы, а именно с Прощеного воскресенья. В этот день героиня приказала возлюбленному заехать за ней к пяти часам вечера. Она встретила его в черной одежде и предложила пройти в Новодевичий монастырь.
Девушка рассказала, как ходила на Рогожское кладбище, видела отпевание архиепископа. А юноша был просто поражен ее познаниями в религиозных предметах. Тогда стали искать дом Грибоедова, но точно не знали, где находится здание. И не было никого на улице, чтобы дать им адрес. Влюбленные ехали до сумерек, потом героиня вспомнила о Марфо-Мариинской обители, но туда они не поехали.
Молодые люди отправились в трактир Егорова, где заняли комнату с иконой Божией Матери «Троеручица». В тусклом свете лампы девушка показалась юноше еще прекраснее. И героиня нечаянно сказала, что однажды уйдет в монастырь. На что молодой человек отвечал, что совершит преступление и тогда его отправят на Сахалин.
Но он не успел — пол подошёл к столу, чтобы принять заказ. На ужин просили: хересную навозку, блинчики с икрой, шампанское.
Девушка рассказала о своем пристрастии к русским летописям и легендам, которые читает до тех пор, пока не выучит их наизусть. После ужина и долгого разговора героиня пришла домой раньше обычного: не в четыре утра, а в одиннадцать вечера. Она попросила молодого человека забрать ее на следующий день в десять, когда она захочет пойти в капустник».
На следующий вечер молодой человек пришел к любимой, вошел в ее квартиру, открыл дверь своим ключом и увидел ее в ярко освещенной комнате. Девушка стояла возле рояля, и ее черное бархатное платье с открытыми руками и плечами, изысканно уложенные волосы и бриллиантовые серьги придавали ей вид восточной красавицы.
На «грязи» героиня много курила и пила шампанское. Все мужчины в зале смотрели на нее, и Сулержицкий пригласил ее станцевать польку. В три часа ночи она попросилась домой. Но впервые в отношениях девушка предложила парню остаться с ней на ночь.
А утром она разбудила своего возлюбленного, сказала ему, что едет в Тверь, и попросила его оставить ее в покое. Молодой человек вышел из ее квартиры на рассвете, пошел на Иверскую и встал между нищими и старухами. Он снял шляпу и опустился на колени, и только старушка заметила, как грустен парень.
Анализ рассказа «Чистый понедельник»
данного рассказа
Здесь все описано довольно просто, все происходит в странном городе, где герой страдает непонятной любовью к загадочной девушке
Герой даже не думает о будущем, ему совершенно неважно, что случится. Рассказ написан с применением рефрена, который усиливает ощущения, как бы сна наяву
«И зачем, почему надо так жестоко мучить меня и себя»
Жизнь в Москве описана весьма детально, в рассказе много конкретики
Например, то что утро у автора пахнет и снегом, и запахом из пекарен, а день-то сырой — этому тоже особое внимание. Здесь также много доскональных описаний, вот некоторые из них: «серым кораллом сучья в инее», «переполненные, ныряющие трамваи», «снежным тротуарам мутно чернеющие прохожие»
Как видно жизнь в советском мегаполисе описана подробно, читатель проникается произведением и уже кажется, что он сам присутствует на месте событий и ощущает все эти запахи.
Город описан удивительно точно. В рассказе показано много достопримечательностей Москвы. Автор, не ленясь, описывает как монастыри и соборы, так кабаки и рестораны. Даже ресторанные меню описаны достаточно красочно. Главные герои едят то розовых рябчиков, в прожаренной сметане, то блины с домашним травничком.
Когда читаешь данное произведение создается ощущение, что здесь происходит вечное движение. Сам же герой приехал из нынешней Пензы, вот он уже в Москве и влюбляется, а девушка сама тоже не из Москвы, она из Твери. Герои, познакомившись, постоянно что-то делают, читают и обсуждают книги, ходят по театрам, посещают концерты и не забывают про лекции.
Примечательно, даже место где они проживают. Так мужчина живет у Красных ворот, а она возле храма. Всё это указывает на темперамент героев. И хотя внешность и характеры их были разные, они тянулись друг к другу.
«Я был красив почему-то южной, горячей красотой…», «А у нее красота была какая-то индийская, персидская…»
В рассказе все описано понятно и детально. Все запечатлено в произведении: место встреч, разговоры, настроение героев, даже подробно рассказано как расположены в квартире те или иные предметы. Их любовь называется странной и загадочной, в чем-то непонятной. Потом еще эта разлука, девушка уходит в монастырь и, скорее всего, даст обед.
В данном произведении подчеркнут не только психологический аспект, здесь много философии и истории. На конкретном примере показана вся серость будней жизни в России. Кругом тоска и нет надежды на светлое будущее, только таинственность и роковое предчувствие. Читаешь это произведение и хочется задуматься о России-матушке.
Интересно, что в отличие от других рассказов Бунина, здесь присутствуют конкретные временные рамки. Действия происходят в конце Масленицы и в начале Великого поста. Хоть произведение небольшое по объему, временной диапазон здесь достаточно широкий. Есть несколько дат, например, события развивались в 1912 году, а уже последняя встреча их произошла в 1914.
Наблюдать внутренние переживания героя можно по нескольким вещам, таким как движение во времени и реальные исторические события. Вот он влюбился, его жизнь как бы обрела новый смысл, более возвышенный, но кругом присутствует трагичность того времени. Писатель очень тонко подчеркнул детали той эпохи, лирика здесь прорисовывается сквозь эпическое повествование.
Хотя рассказ заполнен многими деталями и описаниями той эпохи, все же здесь четко видна вся лиричность и трагичность произведения. Что интересно, герои расстаются не потому, что их что-то обязывает. Просто их привычка друг к другу начала перерастать в любовь, это и является причиной расставания. В данном случае любовь не сблизила, а разъединила пару.
Как и большинство рассказов Бунина любовь является вспышкой, которая ни к чему хорошему не приводит, и это произведение не стало исключением. Выбор сделан, и каждый выбрал свой путь.
Выводы
Жанр произведения “Чистый понедельник” можно определить как новеллу. Этот жанр характеризуется неожиданным поворотом сюжета, который заставляет переосмыслить смысл произведения. В данном случае, неожиданный уход героини в монастырь становится ключевым поворотом сюжета. Творчество И.А. Бунина, включая рассказ “Чистый понедельник”, отличается своей связью с символизмом. В произведении присутствуют мотивы незаконченности, необычная композиция, религиозные отсылки и контрастность, которые характерны для направления символизма. Главная тема рассказа – любовь
В произведении автор обращает внимание на подлинную любовь, которая может закончиться разрывом. Герои сами принимают решения и имеют полную свободу выбора, а смысл их поступков связан с идеей всей книги
Главные герои рассказа – молодой человек и девушка – представлены как противоположности друг друга. Их внутренний мир различен, их отношения сложны и неоднозначны. В рассказе присутствует также старушка из монастыря, которая играет роль в жизни героя-рассказчика. Она передает ему моральный урок о том, что страдание является грехом. Важная тематика рассказа связана с нравственным выбором и смыслом жизни. Героиня находит свою цель в служении Богу, в то время как герой страдает и ищет гармонию в себе. Произведение побуждает читателя задуматься о своем пути и месте в жизни.