История создания
Рассказ Бунина «Легкое дыхание» был написан в марте 1916, и опубликован в том же году в газете «Русское слово».
Во время пребывания Ивана Алексеевича в имении Васильевское Орловской губернии к нему обратились из столичной газеты «Русское слово» с просьбой предоставить небольшое произведение для публикации в пасхальном номере. Бунин был не прочь отправить солидному изданию свою работу, однако готовых новых рассказов к тому времени у него не было.
Тогда писатель вспомнил о своих прогулках по Капри, где на небольшом кладбище он случайно набрёл на могильный крест с портретом цветущей жизнерадостной девушки. Вглядываясь в её смеющиеся, полные жизни и огня глаза, Бунин рисовал себе картины из прошлого этой юной красавицы, столь рано ушедшей в мир иной.
Воспоминания о той прогулке и послужили толчком к написанию рассказа о любви, главной героиней которого стала русская гимназистка Оля Мещерская, чей внешний облик был «срисован» с портрета на кладбище.
Однако предпосылкой к написанию новеллы были и воспоминания писателя, зафиксированные в его дневнике. В возрасте семи лет он стал свидетелем смерти младшей сестрёнки Саши, любимицы всей семьи. Трагедия, произошедшая февральской ночью, глубоко потрясла мальчика, навсегда оставив в его душе образы девочки, зимы, облачного неба, смерти.
Портрет незнакомки на могильном кресте всколыхнул эти детские воспоминания, писатель уже давно был внутренне готов поделиться своими переживаниями, и рассказ «Легкое дыхание» был написан удивительно быстро.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Легкое дыхание»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Легкое дыхание»
Проблематика
- Вопрос баланса между страстями и приличиями достаточно спорно раскрывается в новелле. Писатель явно симпатизирует Оле, которая выбирает первое, воспевает в ней «легкое дыхание» в качестве синонима очарования и естественности. В противовес этому, героиня наказана за свою легкомысленность, причем наказана жестко – смертью. Из этого вытекает проблема свободы: общество с его условностями не готово дать личности вседозволенность даже в интимной сфере. Многие думают, что это хорошо, однако они же нередко вынуждены тщательно скрывать и подавлять потаенные желания собственной души. Но для достижения гармонии нужен компромисс между социумом и индивидом, а не безоговорочное главенство интересов одного из них.
- Также можно выделить социальный аспект в проблематике новеллы: безрадостная и унылая атмосфера провинциального города, где может происходить, что угодно, если никто не узнает. В таком месте действительно больше нечем заняться, кроме как обсуждать и осуждать тех, кто хочет вырваться из серой рутины бытия хотя бы за счет страсти. Социальное неравенство проявляется между Олей и ее последним любовником («некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская»). Очевидно, что причиной для отказа послужили те же сословные предрассудки.
- На отношениях в семье Оли автор не останавливается, но, судя по чувствам героини и событиям в ее жизни, они далеки от идеала: «Я была так счастлива, что одна! Я утром гуляла в саду, в поле, была в лесу, мне казалось, что я одна во всем мире, и я думала так хорошо, как никогда в жизни. Я и обедала одна, потом целый час играла, под музыку у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто». Очевидно, что воспитанием девушки никто не занимался, и ее проблема заключается в заброшенности: никто не научил ее хотя бы своим примером, как надо балансировать между чувствами и разумом.
Основная идея книги
Основная идея книги заключается в том, что общество, не готовое к свободе, борется с теми, кто желает и хочет жить вольно, вне строгих правил и предрассудков. Автор сравнивает Олю с руководительницей гимназии, описывая последнюю как символ строгости и соблюдения правил. Но в то же время она была человеком, живущим в вымышленном мире. Оля же представляет образ абсолютно противоположный, рано раскрыв в себе женщину и соблазнительницу. Ей не страшны строгие правила, и она не живет мечтаниями, как «классная дама».
Рекомендовано прочитать этот рассказ полностью, так как краткого пересказа недостаточно, чтобы целиком понять смысл и прочувствовать вкус этого замечательного произведения от замечательного автора.
Тематика и проблематика
Проводя краткий анализ произведения «Легкое дыхание» Бунина, можно проследить темы этого рассказа: это простота, красота и ценность жизни. Непосредственно Иван Алексеевич трактовал свою книгу как повествование о наивысшей степени привлекательности в девушке: «легкость во всем, и в дерзости, и в смерти». А также автор поднимал такие тематики:
- Любовь. Для большинства главных персонажей рассказа это чувство представляется только обладанием. Мужчины пытаются овладеть Мещерской, поскольку она очень привлекательная, но никто из этих людей не может ее понять. Поведение Оли иногда кажется безнравственным, так как ее мотивы неясны. Ведь во взаимоотношениях героев отсутствует понимание, их сложно назвать любовными. Молодая особа не понимает, что происходит, она только играет, но мужчины повели себя полностью безнравственно, поскольку великолепно осознают, что все их действия сведены к желанию заполучить Мещерскую.
- Счастье. Среди остальных героев Ольга выделяется мировоззрением, эта девушка ощущает каждое мгновение, видит красивый окружающий мир. Фраза из дневника показывает, что она чувствует счастье в простых вещах: «С утра прогуливалась в саду, побывала в лесу и в поле, мне показалось, что я одна в целом мире. Я обедала сама, затем час играла, под музыку у меня создалось ощущение того, что я буду жить вечно, буду настолько счастлива, как никто другой».
- Женственность. Ольга — символизирует именно это чувство. На нее смотрят как мужчины, так и другие девушки. Рассматривая Мещерскую в плане символизма, можно увидеть с различных ракурсов отношение ее к образу молодой особы с легким дыханием.
Смысл названия
Что такое «Лёгкое дыхание»? Это качество, которое описывается в рассказе. Это особое свойство натуры, которым обладает героиня Бунина.
Она прочитала об этом в книге отца. Там говорилось о необходимых для дамы свойствах: «Но главное, знаешь ли что? Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вздыхаю, – ведь правда, есть?» — вспоминала Оля. Она воспринимала фразу буквально, но автор выводит более обобщенное значение. Легкое дыхание — это изящная женственность, воплощение девичьей грации. Эта же фраза характеризует отношение героини к жизни:
Оля ко всему относилась легко и весело.
Проблематика
- Вопрос баланса между страстями и приличиями достаточно спорно раскрывается в новелле. Писатель явно симпатизирует Оле, которая выбирает первое, воспевает в ней «легкое дыхание» в качестве синонима очарования и естественности. В противовес этому, героиня наказана за свою легкомысленность, причем наказана жестко – смертью. Из этого вытекает проблема свободы: общество с его условностями не готово дать личности вседозволенность даже в интимной сфере. Многие думают, что это хорошо, однако они же нередко вынуждены тщательно скрывать и подавлять потаенные желания собственной души. Но для достижения гармонии нужен компромисс между социумом и индивидом, а не безоговорочное главенство интересов одного из них.
- Также можно выделить социальный аспект в проблематике новеллы: безрадостная и унылая атмосфера провинциального города, где может происходить, что угодно, если никто не узнает. В таком месте действительно больше нечем заняться, кроме как обсуждать и осуждать тех, кто хочет вырваться из серой рутины бытия хотя бы за счет страсти. Социальное неравенство проявляется между Олей и ее последним любовником («некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская»). Очевидно, что причиной для отказа послужили те же сословные предрассудки.
- На отношениях в семье Оли автор не останавливается, но, судя по чувствам героини и событиям в ее жизни, они далеки от идеала: «Я была так счастлива, что одна! Я утром гуляла в саду, в поле, была в лесу, мне казалось, что я одна во всем мире, и я думала так хорошо, как никогда в жизни. Я и обедала одна, потом целый час играла, под музыку у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто». Очевидно, что воспитанием девушки никто не занимался, и ее проблема заключается в заброшенности: никто не научил ее хотя бы своим примером, как надо балансировать между чувствами и разумом.
Пересказ в тезисах
16-летняя Оля проходит обучение в гимназии. Многие завидуют ее красоте и умению танцевать.
Как-то ее отругала начальница, сказав, что гимназистка ведет себя излишне откровенно для девушки ее положения. На это Оля с вызовом отвечает, что она уже не просто девушка, но женщина. Ее совратил взрослый офицер Малютин, сосед Мещерских и родственник «классной дамы».
Месяц спустя Оля заводит короткий роман с казачьим офицером, над которым всячески издевается. Она дает ему прочесть отрывок из дневника о Малютине. Казак приходит в гнев и убивает ее на вокзале.
Рассказ завершается тем, как могилу девушки по праздникам посещает «классная дама», сестра уже погибшего на войне Малютина. Она вспоминает время, когда юная гимназистка хвалилась своим «легким дыханием».
Композиция
К главным особенностям композиции новеллы следует отнести контраст и отсутствие хронологической последовательности. Произведение начинается с описания могилы Оли, затем автор рассказывает о раннем детстве девушки, затем вновь «перескакивает» к ее последней зиме. После идет разговор Мещерской с начальницей гимназии, в ходе которого становится известно о ее связи с пожилым офицером. Затем – известие об убийстве гимназистки. И в самом конце рассказа автор добавляет незначительный, казалось бы, эпизод из жизни Оли, в котором она делится с подругой своим представлением о женской красоте.
Благодаря временным перемещениям и быстрой смене всех действий автору удалось создать чувство легкости и некоей эмоциональной отрешенности. В произведении все призвано подчеркнуть живую и непосредственную натуру главной героини. Все события происходят стремительно, не давая возможности их как следует проанализировать. Так скоротечно промелькнула и угасла жизнь Оли Мещерской, которая всегда жила исключительно сегодняшним днем, не думая о последствиях своих действий.
В своем рассказе Бунин сразу же лишает сюжет непредсказуемости и кульминационной развязки. Она уже произошла – и это смерть юной гимназистки. Понимая, что самое главное уже произошло, читатель переключается на события, которые привели к печальному финалу.
Намеренно разрушая причинно-следственные связи в рассказе, писатель делает акцент на том, что не имеют никакого значение ни мотивы поведения Оли, ни дальнейшее развитие событий в рассказе. Неизбежная обреченность героини – в ней семой, в ее невероятно притягательной женской сущности, очаровании, непосредственности. Огромная страсть к жизни и привела ее к столь быстрому концу.
В этом и заключается смысл названия рассказа. «Легкое дыхание» – это невероятная жажда жизни, способность с удивительной легкостью парить над обыденной реальностью, не замечая проблем и искренне радуясь каждому прожитому дню, каждой минуте.
Персонажи рассказа и их краткая характеристика.
Главные герои
Оля Мещерская — гимназистка 16 лет из богатой семьи, рано развилась в красавицу. Она грациозная, легкая, весёлая, прекрасно танцует, её очарование не требует никаких усилий. Обворожительную Олю любят не только молодые люди, в ней души не чают ученицы младших классов. Ключевой особенностью гимназистки было так называемое «легкое дыхание», схожее с дыханием весны, её стихийностью.
Яркий образ Оли Мещерской, которому сам автор не даёт никакой оценки, вызывает противоречивые чувства. Ранний опыт она приобрела, пожалуй, по вине пожилого ловеласа. Символично, что, прогуливаясь по саду с юной Оленькой, Малютин сравнил себя с Фаустом, а её — с Маргаритой. Однако на этом жизнерадостная гимназистка не остановилась. Безусловно, Оля Мещерская порочна, в то же время она детски наивна и искренна. В этом противоречии она ещё обольстительнее.
Писатель ненавязчиво показывает, что в ней главное — живость. Глаза на кладбищенском медальоне радостные и «поразительно живые». Оля смотрит на начальницу «ясно и живо, но без всякого выражения». Она ни о чём не думает. Бунин признавался, что в этом «недуманье» и заключается главный секрет «лёгкого дыхания». В героине над нравственностью и разумом господствует некая стихийность, жажда жизни во всей её полноте. Расплата за эту жажду была страшной — Ольгу застрелил очередной любовник. Соединить пленительную Олю Мещерскую со смертью, с выстрелом на вокзале — мучительно трудно. Образ героини прелестен и трагичен одновременно.
Начальница гимназии — типичная директриса, женщина строгих правил. В её удивительно опрятном кабинете висит портрет царя — символ власти. Эта седая, но ещё моложавая дама бдительно следит за поведением вверенных ей гимназисток. Она не без оснований считает, что Мещерская ведёт себя недопустимо для воспитанницы гимназии. Образ начальницы контрастирует с главной героиней и оттеняет её.
Курьёзная ситуация в том, что родной брат начальницы соблазнил её подопечную, которой она периодически читает нотации. Поучения чиновной дамы Оля, однако, пропускает мимо ушей. Их диалог в рассказе похож на поединок. На выговор madame относительно туфель за двадцать рублей, дорогих гребней и причёски, как у женщины, Оля легко и спокойно парирует, что она уже женщина стараниями брата уважаемой madame. Этой лёгкостью и непосредственностью главная героиня противостоит правилам и приличиям, воплощённым в образе начальницы гимназии.
Классная дама — воспитательница в гимназическом классе Оли Мещерской, маленькая женщина. Это мечтательная старая дева, которая живёт выдумкой, заменяющей ей реальную жизнь.
Немолодая девушка привыкла жить ради кого-то в своём «выдуманном мире». Сначала она посвятила себя брату, обычному прапорщику, для которого придумала необыкновенное будущее. После его смерти она какое-то время воображала, что трудится за идею. Бледное личико Оли в гробу отозвалось новой мечтой для этой впечатлительной натуры. Каждое воскресенье классная дама стала ходить на могилу девушки. Она задаётся вопросом, как можно совместить этот чистый взгляд с тем ужасным, что связано с именем Оли Мещерской? Порой женщина думает, что отдала бы полжизни, только бы не видеть этой могилы. На самом деле она счастлива, как человек, преданный страстной мечте.
Этот персонаж тоже противопоставлен главной героине, которая не отличалась мечтательностью.
Алексей Михайлович Малютин — красивый 56-летний мужчина, брат начальницы гимназии. Он появляется в дневнике Ольги
Из него же читатель узнает, что персонаж одевается со вкусом, «держится кавалером», юной особе приятно его общество и внимание. Скоро отрывается, что это безответственный и безнравственный тип
В отсутствии родителей он совращает наивную пятнадцатилетнюю девушку, дочь своего друга.
Казацкий офицер — последний мужчина Ольги и её убийца. Персонаж описывается некрасивым, его вид назван плебейским. С кругом Мещерской этот человек не имеет ничего общего. Известно о нём немного: приехал из Новороссийска, собирался возвращаться. С Олей они совершенно разные, можно только догадываться, почему она вступила в связь с человеком не своего круга.
Офицер ревнив, страстен, груб и, похоже, с болезненным мужским самолюбием. Признание Ольги в нелюбви, её насмешка, записи в дневнике — всё могло спровоцировать казака схватиться за пистолет и оборвать жизнь этой девочки, пусть испорченной, но неотразимой.
Композиция и жанр
Жанр «Легкого дыхания» — новелла (короткий сюжетный рассказ), в небольшом объеме отразилось множество проблем и тем, нарисована картина жизни разных групп общества.
Особого внимания заслуживает композиция рассказа. Повествование идет последовательно, но оно фрагментарно. Сначала мы видим могилу Оли, потом рассказывается о ее судьбе, далее вновь возвращение к настоящему – посещение кладбища классной дамой. Говоря о жизни героини, автор выбирает особый фокус в повествовании: он подробно описывает разговор с начальницей гимназии, соблазнение Оли, но ее убийство, знакомство с офицером описывается в нескольких словах. Бунин концентрируется на чувствах, ощущениях, красках, его рассказ будто написан акварелью, он наполнен воздушностью и мягкостью, поэтому и нелицеприятное описывается пленительно.
Характер главной героини
Оля Мещерская представляется воплощением юности, жаждущей любви, живой и мечтательной героиней. Ее образ, вопреки законам общественной морали, увлекает почти всех, даже младшие классы. И даже блюстительница нравов, учительница Оли, осуждавшая ее за раннее взросление, после гибели героини приходит на кладбище к ее могиле каждую неделю, постоянно думает о ней и при этом даже чувствует себя, «как все преданные мечте люди», счастливой.
Особенность характера главной героини рассказа в том, что она жаждет счастья и может найти его даже в столь уродливой действительности, в которой ей пришлось оказаться. Бунин «легкое дыхание» использует как метафору естественности, жизненной энергии. так называемой «легкости дыхания» неизменно присутствует у Оли, окружая ее особым ореолом. Люди чувствуют это и поэтому тянутся к девушке, при этом даже не умея объяснить, почему. Она всех заражает своей радостью.
Краткий анализ
Год написания – 1916 год.История создания – Рассказ был написан под впечатлением от прогулки по кладбищу, где писатель случайно наткнулся на могилу юной девушки. Контраст унылого места и медальона с изображением красавицы с необычайно живыми и радостными глазами глубоко потряс Бунина.
Тема – Центральная тема произведения – очарование и трагизм беспечной молодости.
Композиция – Композиция отличается отсутствием хронологического порядка и четкой схемы «завязка-кульминация-развязка». События начинаются и заканчиваются на кладбище, фабула не всегда совпадает с сюжетом, попадаются эпизоды, не имеющие, на первый взгляд, никакого отношения к истории Оли Мещерской.
Жанр – Новелла (короткий сюжетный рассказ).
Направление – Модернизм.
Суть: о чем рассказ?
Девочкой Оля Мещерская ничем не выделялась в толпе, но, повзрослев, она затмила своих сверстниц красотой. Она отличалась жизнерадостностью и своим, присущим только ей, изяществом. Когда другие девушки тщательно следили за своей внешностью и движениями, Оля могла бегать, играя с первоклассницами, и всё равно быть самой красивой. У неё были поклонники, ходили слухи, будто один гимназист, страдая от любви к Мещерской, покушался на самоубийство.
В последнюю Олину зиму начальница гимназии вызывает Мещерскую в свой кабинет, чтобы поговорить о её легкомысленном поведении. Она говорит, что Оля уже не девочка, но ещё и не женщина. Мещерская перебивает её, ответив, что она уже женщина, и признавшись, что у неё были отношения с братом начальницы.
Следующая сцена происходит через месяц после разговора Оли и её преподавательницы. Казачий офицер стреляет в Мещерскую на вокзале посреди толпы людей. На допросе офицер признается, что Мещерская обещала стать его женой, но в день убийства объявила, что она издевалась над ним. Оля дала прочитать ему запись из своего дневника, где говорилось о брате её преподавательницы. Прочитав дневник, офицер убивает Мещерскую.
На могилу приходит классная дама Оли Мещерской, она смотрит на крест с медальоном и вспоминает свою ученицу.
Тема новеллы
Центральной темой художественного произведения является любовь. Она раскрывается читателю сквозь призму поступков и поведения персонажей — прежде всего, главной героини Оли Мещерской. Интересно, что роль любви в новелле отходит от классических канонов — она выступает разрушительной, губительной, неконтролируемой силой, а не добрым, чистым и светлым чувством. Женская притягательность Оли почти доводит молодого гимназиста Шеншина до суицида, а сама она гибнет от руки отвергнутого любовника.
Бок о бок с любовью в произведении раскрывается тема ценности и красоты жизни. Через образ Мещерской Бунин пытается показать, что нужно наслаждаться миром в сегодняшнем дне, смотреть на всё проще и не ограничивать себя правилами
Но в этом важно не переборщить, встав на путь безнравственности и безответственности, иначе можно разделить печальную судьбу Оли, чья непосредственность и открытость привела к её смерти
Важным шагом в раскрытии этой темы выступает введение образа классной дамы и противопоставление её главной героине. Эта «пожилая девушка» и «идейная труженица» скована правилами и традициями, но в глубине мечтает научиться жить так же легко и непосредственно, как Оля. Это становится её недостижимым идеалом и предметом одержимости
Противопоставление её мечты и реальности в «Лёгком дыхании», контраст безрадостного существования с короткой, но яркой и полной удовольствий жизнью Мещерской лучше всего раскрывает тему скоротечности бытия и важности наслаждения сегодняшним
Главные герои и их характеристика
В рассказе “Легкое дыхание” Ивана Бунина встречаем несколько основных персонажей, каждый из которых обладает своей уникальной характеристикой, позволяющей нам лучше понять их.
Ольга Мещерская
Мне нравится1Не нравится
Ольга Мещерская, основной и самый раскрытый персонаж рассказа, обладает рядом уникальных черт
Писатель уделяет особое внимание внешности героини, описывая ее изящность, красоту, харизму и грацию. Она привлекает внимание своей привлекательностью и притягательностью
Однако, информация о внутреннем мире Оли Мещерской представлена в меньшей степени, поскольку автор делает акцент на ее откровенности и переменчивости. Однажды Оля прочитала в книге, что главным элементом очарования женщины является “легкое дыхание”. Она начала активно развивать эту особенность как внешне, так и внутренне. Однако не только ее вздохи поверхностны, но и ее мысли летают, словно бабочки. Именно поэтому она погибает в расцвете лет, словно нежный мотылек.
Алексей Михайлович Малютин
Мне нравится1Не нравится
Алексей Михайлович Малютин, 56-летний офицер и семейный друг Мещерских, обладает своей уникальной характеристикой. Он представляет собой красивого пожилого мужчину, обладающего обаянием и привлекательностью.
Однако, в ходе событий рассказа, Малютин оказывается в интимной ситуации с Олей Мещерской, оставшись с ней наедине в доме. В таком положении он не сдерживается и совращает девушку. Несмотря на то, что Оля изначально питала некоторое желание “стать женщиной”, она в конечном итоге испытывает отвращение к Малютину и откровенно признается в этом.
Позднее, Малютин погибает в русско-японской войне, в одну и ту же зиму вместе с главной героиней. Его судьба связана с трагическим развитием событий в рассказе и подчеркивает мгновенность и непостоянство жизни.
Казачий офицер
Мне нравится1Не нравится
Казачий офицер в рассказе представляет собой загадочного и мрачного персонажа, о котором известно мало. Его мотивы и намерения остаются неясными для читателя. Описывается он как некрасивый и небогатый мужчина, что создает контраст с яркой внешностью и привлекательностью главной героини.
Нюансы отношений между Казачим офицером и Олей Мещерской остаются за кадром, однако ясно, что офицер относился к их роману очень серьезно. Он так сильно влюбился в Олю, что не смог справиться с тем, что ее чувства не были взаимными. Это стало причиной конфликта и последующей смерти девушки.
Для Оли Мещерской их связь была скорее экспериментом или мимолетным увлечением, в то время как офицер стремился к более серьезным отношениям и свадьбе. Это различие в ожиданиях стало источником конфликта, который привел к трагическому финалу.
Начальница гимназии
Мне нравится1Не нравится
Начальница гимназии в рассказе представляет собой строгую и правильную женщину, которая осуждает ветреное поведение Оли Мещерской. Она придерживается своих собственных нравственных принципов и установок, и ее жизненные принципы кажутся совершенно противоположными непосредственности и откровенности Оли.
Несмотря на свою позицию власти по отношению к гимназистке, начальница гимназии оказывается обезоруженной перед Олей. Разговор между ними, хоть и недолгий, считается одним из наиболее запоминающихся моментов новеллы. Это происходит потому, что начальница гимназии оказывается неспособной сдержать или повлиять на свободу и откровенность Оли. Встреча этих двух персонажей выявляет противопоставление между строгостью и жизнерадостностью, стереотипами и непредсказуемостью.
Гимназист
Мне нравится1Не нравится
Гимназист, влюбленный в Олю, выделяется своей сильной привязанностью к ней, но одновременно неспособностью вынести ее изменчивое поведение. Подобно офицеру, он приходит к решению совершить убийство, но в отличие от офицера, его целью является не Оля, а он сам. В рассказе о нем сказано очень мало, только что он юн и значительно моложе других поклонников Оли.
Гимназист страдает от того, что Оля играет с ним и не принимает его серьезно. Он находится в сложной ситуации, где его чувства и желания не находят отклика у объекта его внимания. Эта невзаимность вызывает в нем страдание и отчаяние, приводя его к мысли о самоубийстве.