Главные герои и их характеристика
Система образов в рассказе «Душечка» построена вокруг любящей и щедрой женщины, которая притягивала к себе мужчин. Многомудрый Литреконе объединил всех героев в таблицу:
герои рассказа «душечка»
характеристика
оленька
«это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая. глядя на ее полные розовые щеки, на мягкую белую шею с темной родинкой, на добрую наивную улыбку, которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «да, ничего себе…» и тоже улыбались, а гостьи-дамы не могли удержаться, чтобы вдруг среди разговора не схватить ее за руку и не проговорить в порыве удовольствия: «душечка!». главное свойство оленьки – растворение в личности партнера – очень тонко выражено в оборотах «мы с васичкой», «нам с ваничкой», поскольку утрачивается «я». так, имеем два варианта: «васичка» или «ванечка» и «мы». один полноценный элемент (муж) и дополнение к нему (оленька), не имеющее самостоятельности, образуют в итоге «мы».
кукин
«он был мал ростом, тощ, с желтым лицом, с зачесанными височками, говорил жидким тенорком, и когда говорил, то кривил рот; и на лице у него всегда было написано отчаяние…». этот человек считал себя знатоком искусства, порицал необразованную публику, не желавшую посещать организованные им мероприятия. он вообще часто жаловался: на убытки, на погоду; вероятно оттого «желтел» и «кашлял по ночам».
пустовалов
уже по введению его имени и отчества в повествование чувствуется, что это человек куда более серьезный, чем кукин. сравнить даже фамилии: кукин звучит комично, нелепо, пустовалов же – монументально и статно
в самом деле, если кукин имел привычку жаловаться и говорить о своих проблемах, то пустовалов обратил внимание на то, что тревожило ольгу, сочувствовал, пытался поддержать. он говорил мало, а свободное время предпочитал проводить дома.
смирнин
о ветеринаре известно мало
он мало времени проводил с семьей даже после примирения с женой, не занимался воспитанием сына. любил разговаривать с коллегами и раздражался каждый раз, когда в эти разговоры вмешивалась оленька.
Суть: о чем рассказ?
Рассказ этот об Оленьке, дочери отставного коллежского асессора Племянникова. Ее звали Душечкой за особое очарование, наивную доброту и простоту, а также за удивительное свойство любить всех и вся, любить наивно и искренне, полностью растворяясь в объекте обожания.
Ее жизнь меняется после знакомства с Кукиным, содержателем увеселительного сада. Его ремесло, как и он сам, приходится ей по душе. Вскоре после этого они женятся. Оленька очень быстро овладевает искусством говорить о театре, составляет мнения о многих вещах. Конечно, эти мнения она «позаимствовала» у мужа. Теперь она на дух не переносила невежественную публику, следила за актерами на репетициях, плакала, когда читала неодобрительный отзыв о театре в газете.
Настало время Кукину уезжать в Москву набирать трупу. Вернуться ему было не суждено. К телеграмме Оленьке было написано «скоропостижно скончался».
Прошло три месяца, Душечка познакомилась с Василием Андреичем Пустоваловым, управляющим лесным складом. Сыграли свадьбу, жили хорошо. Оленька сменила увлечение театром на увлечение торговлей лесом. Она искренне удивлялась тарифам на лес и жаловалась на необходимость ездить за товаром в другую губернию.
Но и здесь не вышло счастливого конца. Пустовалов заболел и умер. Оленька снова овдовела.
Вскоре героиню стали видеть с ее знакомым ветеринаром — Владимиром Платонычем Смирниным. Он жил у нее во флигеле еще при живом Пустовалове. У него была жена, с которой он был в ссоре, и ребенок, живший с ней. После смерти последнего в отношениях Оленьки и ветеринара произошли изменения. Теперь героиня жаловалась на отсутствие в городе должного ветеринарного надзора. Однако Смирнин сильно конфузился и просил ее не вмешиваться в его разговоры с коллегами. Несмотря на это, они были счастливы.
Но недолго. Ветеринар уехал в Сибирь вместе с полком, в котором служил. Оленька сильно изменилась. Привязанность давала ей жизненную энергию, здоровье, силы. Теперь, оставшись одна, она постарела, подурнела, утратила былую свежесть, заряд молодости.
Ситуацию исправил вернувшийся ветеринар Смирнин. Он помирился с женой и искал жилье, которое тотчас и получил. Они поселились в главном доме, Оленька переехала во флигель. Владимир Платоныч много работал и, случалось, не появлялся дома по несколько дней. Жена его уехала в Харьков к сестре и не возвращалась. Душечке казалось, кто их сына Сашу совсем забросили, а он как раз должен был начать ходить в гимназию
Не высвобожденные забота, ласка и внимание с утроенной силой устремились к мальчику. Оленьку же всерьез начали заботить проблемы школьников
На базаре она рассказывала, как трудно нынче учиться в гимназии, как много задают маленьким детям.
Заканчивается рассказ на том, что Оленька слышит стук в ворота и воображает, что принесли телеграмму из Харькова, в которой мама требует Сашу к себе в Харьков. Она в отчаянии. Но через мгновение оказывается, что это ветеринар возвращается домой из клуба, что никакой телеграммы нет. Оленьке становится легче. Она ложится и думает о Саше.
Главные герои
Ольга Семеновна Племянникова (Оленька) – мягкая, нежная, очень добрая и женственная молодая женщина, не представлявшая свою жизнь без любви.
Кукин – первый супруг Оленьки, театральный деятель, нервный, раздражительный человек.
Пустовалов Василий Андреевич – второй муж Оленьки, управляющий лесным складом, деловой, надежный человек.
Смирнин Владимир Платонович – сожитель Оленьки, ветеринарный врач.
Смирнин Саша – сын Владимира Платоновича, девятилетний мальчик, к которому Оленька привязалась всем сердцем.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
для самых рациональных — Краткое содержание «Душечка»
Рассказ в контексте творчества Чехова
Рассказ «Душечка» является одним из наиболее известных произведений Антона Чехова. В нем автор описывает жизнь простой деревенской женщины, которая всю свою жизнь посвятила заботе о своей семье и детях. Однако, несмотря на все ее усилия, ее жизнь оказалась полна трудностей и несчастий.
Чехов в своем рассказе не только описывает жизнь главной героини, но и поднимает важные социальные вопросы. Он показывает, как трудно было жить простым людям в России конца XIX века, когда социальные неравенства были настолько высоки, что люди не имели никаких возможностей для лучшей жизни.
Одним из главных мотивов рассказа является тема любви и жертвы. Душечка, несмотря на все трудности, продолжает любить свою семью и жертвовать своими интересами и желаниями ради их благополучия. Эта тема является одной из основных в творчестве Чехова, который всегда ставил на первый план человеческие чувства и эмоции.
В целом, рассказ «Душечка» является ярким примером творчества Антона Чехова, который всегда был близок к простым людям и их проблемам. Его произведения не только описывают жизнь обычных людей, но и поднимают важные социальные вопросы, которые до сих пор актуальны.
Оленька остается одна
Но не долго Оленька была счастлива и на этот раз. Смирнина вскоре распредели в дальний полк, и он уехал, не позвав с собой свою возлюбленную. Женщина осталась одна. Отец ее давно умер. Близких людей рядом не было. Начались для Оленьки черные деньки. Она похудела, подурнела и постарела. Знакомые, когда ее видели, старались перейти на другой конец улицы, чтобы с нею не встречаться. Летними вечерами Оленька сидела на крылечке, перебирая в памяти все свои привязанности. Но там как будто было пусто. Ей казалось, что смысла в жизни нет. Раньше она все могла объяснить, обо всем поговорить. Теперь же в сердце и мыслях ее была такая пустота, так было жутко и горько, как будто она «полыни объелась». Таким описал одиночество героини в своем рассказе Чехов А. П. Душечка живет лишь тогда, когда может дарить любовь близкому человеку рядом с нею. Казалось бы, здесь нужно пожалеть героиню, ведь она страдает. Но автор намеренно и сейчас принижает чувства Оленьки, иронизируя над ними в словах: «как будто полыни объелась…». И это справедливо. Далее мы увидим, как быстро меняются картины в жизни женщины от полного уныния и скорби до абсолютного счастья.
Жанр, направление
Антон Чехов не оставил после себя ни одного романа. Он придерживался выведенной им же аксиомы «краткость – сестра таланта». Казалось бы, по временному охвату «Душечка» вполне могла бы стать повестью или романом, ведь только в браке со вторым мужем героиня прожила шесть лет. Но в этом и состоял гений писателя – в несколько страниц рассказа уложить историю длиною в годы, сконцентрировав в ней саму жизнь.
Мы знаем Чехова как писателя-реалиста. В «Душечке» нашли отражение многие особенности конца девятнадцатого века. Проблемы Кукина, пытающегося завлечь публику на представления, стояла и перед реальным руководителем ялтинского театра, где жил Чехов после 1898 года. Жители никак не реагировали на афиши, тогда артисты заменили серьезные драматические постановки комедиями, которые также игнорировались.
Третьим возлюбленным Оленьки становится ветеринар. В Ялте в 1890-х годах проходил судебный процесс о нарушениях в бойнях. Чехов как врач присутствовал на заседаниях, анализировавших деятельность местных ветеринаров.
Эти и другие детали реального времени свидетельствовали о стремлении Чехова соединять вымысел и точные подробности тогдашней жизни.
Новая симпатия героини
Теперь окружающие почти не видели Оленьку. Лишь иногда ее можно было встретить в церкви или на овощном рынке с кухаркой. Но вскоре соседи уже лицезрели картину во дворе дома: «душечка» сидит за столиком в саду, а рядом с нею пьет чай Смирнин. Все стало понятным с того момента, как одной знакомой на почте Оленька вдруг поведала о проблеме заражения молока от больных коров и лошадей. С тех пор барышня только и говорила о чуме рогатого скота, о жемчужной болезни и многом другом. Оленька и Смирнин пытались держать отношения в тайне. Однако окружающим стало понятно: в сердце женщины появилась новая привязанность. О чем еще нам поведает в своем рассказе «Душечка» Чехов? Краткое содержание произведения позволяет проследить цепочку симпатий Оленьки. Автор дает читателю возможность проникнуться глубокими чувствами героини. И в то же время на примере повторения ситуации он показывает, как они ограничены и относительны. Нам становится понятным, как зарождалось новое чувство в сердце героини. Это третья ее привязанность. Комичным кажется то, что с ее приходом глубокий траур женщины моментально исчезает.
Темы и проблемы
Любовь – главная тема произведения. Любовь к семье, к мужчине, к ребенку, к делу, которое увлекает. И главная героиня рассказа полна этого чувства и готова дарить его без устали.
Рассказ посвящен и теме женской судьбы, непростой, полной отчаяния и радости одновременно.
Писатель повествует нам о жизни главной героини, предельно деликатно выбирая слова для характеристики Ольги Николаевны.
Чеховскую «Душечку» трудно представить без темы счастья. И эта тема проходит в рассказе красной линией.
Чехов затрагивает и не утрачивающую свою актуальность проблему ценности человеческой жизни.
Сюжетно-композиционное построение рассказа
В «Душечке» четко прослеживаются две сюжетные линии. «Цепочка увлечений» Душечки рисует образ легкомысленной дамы, быстро меняющей сердечные привязанности и растворяющейся в своих избранниках. «Цепочка потерь и утрат» рисует чувства Ольги Семеновны при утрате своих возлюбленных.
Четырехчастная композиция рассказа соответствует смене четырех привязанностей Душечки. Для построения повествования Чехов использует прием повторения: в каждой из четырех частей ситуация развивается по одинаковому сценарию. Душечка понимает чужое положение, проникается сочувствием, затем любовью, становясь «эхом» и «тенью» возлюбленного, затем наступает конец ситуации. Такое однообразие действий и прогнозируемость дальнейшего развития событий создают комический эффект.
Время в рассказе писатель организует путем чередования повторяющихся сцен и однократных событий. Повествование в трех частях касается прошлого героини, только в четвертой части употребляются глаголы настоящего времени.
Финал рассказа Чехов оставил открытым: повторится ли для Душечки снова ситуация потери? Неужели она лишится того, что наполняет ее жизнь и придает ей смысл?
Смысл названия
Главная героиня – воплощение всепоглощающего тепла, убаюкивающей ласки, материнской доброты. Она мила внешне, милы и ее поступки. Сложно подобрать более точное слово для описания ее сущности, чем «душечка». По словарю Ожегова душечка (душенька) – милый, приятный человек (преимущественно о женщине или ребенке, обычно в обращении).
Однако ничего большего об Ольге сказать нельзя. Всю свою жизнь она лишь подстраивалась под очередного мужа и принимала все его взгляды и идеи. Так она и осталась лишь душечкой, личность которой пуста и подвержена чужому влиянию. Поэтому автор назвал рассказ о ней не по имени (имя означало бы индивидуальность), а по тому, что определяло ее натуру.
Новый смысл жизни героини
Все изменилось в один момент. Вернулся в город Смирнин со своей женой и десятилетним сыном. Оленька с радостью предложила ему с семьей пожить в ее доме. Сама же она перебралась во флигель. В ее жизни появился новый смысл. Она ходила счастливая, распоряжаясь во дворе. Эта перемена не скрылась от глаз окружающих. Знакомые заметили, что женщина помолодела, похорошела, поправилась. Всем стало понятно: вернулась прежняя «душечка». А это значит, что в ее сердце вновь новая привязанность. Далее мы увидим, чем же все-таки захватила Чехова душечка Оленька. Последняя ее симпатия являет собой пример самозабвенной материнской любви, нежности, готовности умереть за свое чадо. Наверное, каждая женщина в своей жизни должна реализовать эту природную потребность — дарить нежность и теплоту детям. Радует то, что и наша героиня состоялась как женщина и мать.
История создания
Чехов – писатель, сумевший превратить качество в количество, не проиграв нигде. В период с 1885 по 1887 из-под его пера вышли три сотни рассказов (по его собственным словам, он писал по рассказу в три дня). Удивительно, что при такой плотности творчества замысел «Душечки» он хранил в голове порядка десяти лет, о чем можно судить по записным книжкам.
Изначально Чехов хотел создать персонажа, излучающего тепло, доброту и ласку. Эта задумка, надо полагать, отчасти реализована в «Рассказе неизвестного человека» и повести «Три года». В 1893-1894 была сформирована фабула рассказа, где вторым мужем Оленьки мыслился кондитер. Однако «опредмечен» рассказ был лишь в декабре 1898 года.
Пройдя столь долгий путь, «Душечка» была напечатана в первом номере журнала «Семья» за 1899 год.
Главные герои и их характеристика
В литературном сообществе XIX века тема возможных прототипов героев чеховского рассказа была очень популярна. Образ главной героини произведения, «душечки», «примерялся» на многих знакомых Чехову женщин.
Ольга Семеновна Племянникова
— милая девушка с чистой и открытой душой, простая, сердобольная, кроткая. За здоровый вид и приветливый характер знакомые называли Ольгу душечкой.
Особенностью Оленьки было то, что «она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого». Любовь героини вначале была обращена к отцу, тетке, учителю французского языка…
Антрепренер Иван Кукин
, устраивающий спектакли в городском саду, был худощав, невысок ростом, говорил высоким голосом, часто огорчался и жаловался: на погоду, невзыскательную к репертуару публику, актеров… Оленька стала сострадательна к несчастьям Кукина и полюбила его.
Они повенчались, стали жить счастливо и вместе заниматься театральными делами. Иван нежно называл жену душечкой, а она его — ласково Ваничкой. Ольга будто бы стала мужниной тенью. Она жила мыслями супруга и делилась ими с окружающими. Ольгу поглотило театральное дело, которое она стала считать самым важным на свете.
Как-то Кукин отбыл в Москву для набора труппы и скоропостижно умер, о чем Ольгу известили в срочной вечерней телеграмме. Похоронив мужа, Ольга страдала и тосковала. А уже через три месяца в ее сердце родилось новое чувство.
Василий Андреич Пустовалов
, сосед Ольги Николаевны, в которого она влюбилась безоглядно, отличался от беспокойного Кукина степенностью, солидностью, равнодушием к развлечениям.
Олина любовь к театру осталась в прошлом. Пустовалов – управляющий лесным складом, и теперь героиню увлекли лес, древесина, бревна и балки. Жизнь наполнилась совместными с мужем Васичкой сытными обедами, баней и церковными службами. И снова Оленька полностью растворилась в супруге: говорила, как он, переживала за древесное дело и… критиковала театры.
После шести лет совместной жизни Ольга Николаевна снова овдовела (Василий Андреич заболел и умер).
Владимир Платоныч Смирнин
, полковой ветеринарный врач, заходивший в гости к Ольге Николаевне в отсутствие Пустовалова, стал новым увлечением женщины.
Семейна жизнь Смирнина не сложилась. С изменившей ему женой Владимир Платоныч расстался и стал помогать ей лишь деньгами на содержание сына Саши.
Ветеринарная медицина увлекла Ольгу Николаевну так, как прежде ее увлекали театр и древесное дело. Но Смирнин однажды уехал, а Ольга Николаевна впала в апатию, потеряла интерес к жизни, не имела никаких мнений.
Благодаря сыну Смирнина, Саше, Оленька познала неведомое ей ранее материнское чувство, помолодела и снова сделалась заботливой и любящей душечкой.
Социальные аспекты рассказа «Душечка»
Одним из главных социальных аспектов рассказа «Душечка» является проблема социальной несправедливости. Героиня рассказа, старушка Пелагея Ниловна, живет в нищете и бедности, не имея никаких средств к существованию. В то же время, ее богатые родственники, которые не проявляют к ней никакой заботы, живут в изобилии и роскоши.
Чехов поднимает вопрос о том, какое значение имеют родственные связи в обществе и как они влияют на жизнь людей. Он показывает, что даже близкие родственники могут быть равнодушными к чужой беде и нужде.
Кроме того, в рассказе прослеживается тема одиночества и социальной изоляции. Пелагея Ниловна живет в одиночестве, не имея никаких друзей и близких людей, которые могли бы ей помочь. Она вынуждена просить милостыню у прохожих, что еще больше усиливает ее социальную изоляцию.
Чехов также касается темы социальной ответственности и человеческой доброты. Герой рассказа, студент Алексей Иванович, проявляет сочувствие и заботу о старушке, помогая ей и поддерживая ее в трудную минуту
Он становится единственным человеком, кто проявляет к ней доброту и заботу, что подчеркивает важность социальной ответственности и человеческой доброты в обществе
Суть: о чем рассказ?
Рассказ этот об Оленьке, дочери отставного коллежского асессора Племянникова. Ее звали Душечкой за особое очарование, наивную доброту и простоту, а также за удивительное свойство любить всех и вся, любить наивно и искренне, полностью растворяясь в объекте обожания.
Ее жизнь меняется после знакомства с Кукиным, содержателем увеселительного сада. Его ремесло, как и он сам, приходится ей по душе. Вскоре после этого они женятся. Оленька очень быстро овладевает искусством говорить о театре, составляет мнения о многих вещах. Конечно, эти мнения она «позаимствовала» у мужа. Теперь она на дух не переносила невежественную публику, следила за актерами на репетициях, плакала, когда читала неодобрительный отзыв о театре в газете.
Настало время Кукину уезжать в Москву набирать трупу. Вернуться ему было не суждено. К телеграмме Оленьке было написано «скоропостижно скончался».
Прошло три месяца, Душечка познакомилась с Василием Андреичем Пустоваловым, управляющим лесным складом. Сыграли свадьбу, жили хорошо. Оленька сменила увлечение театром на увлечение торговлей лесом. Она искренне удивлялась тарифам на лес и жаловалась на необходимость ездить за товаром в другую губернию.
Но и здесь не вышло счастливого конца. Пустовалов заболел и умер. Оленька снова овдовела.
Вскоре героиню стали видеть с ее знакомым ветеринаром — Владимиром Платонычем Смирниным. Он жил у нее во флигеле еще при живом Пустовалове. У него была жена, с которой он был в ссоре, и ребенок, живший с ней. После смерти последнего в отношениях Оленьки и ветеринара произошли изменения. Теперь героиня жаловалась на отсутствие в городе должного ветеринарного надзора. Однако Смирнин сильно конфузился и просил ее не вмешиваться в его разговоры с коллегами. Несмотря на это, они были счастливы.
Но недолго. Ветеринар уехал в Сибирь вместе с полком, в котором служил. Оленька сильно изменилась. Привязанность давала ей жизненную энергию, здоровье, силы. Теперь, оставшись одна, она постарела, подурнела, утратила былую свежесть, заряд молодости.
Ситуацию исправил вернувшийся ветеринар Смирнин. Он помирился с женой и искал жилье, которое тотчас и получил. Они поселились в главном доме, Оленька переехала во флигель. Владимир Платоныч много работал и, случалось, не появлялся дома по несколько дней. Жена его уехала в Харьков к сестре и не возвращалась. Душечке казалось, кто их сына Сашу совсем забросили, а он как раз должен был начать ходить в гимназию
Не высвобожденные забота, ласка и внимание с утроенной силой устремились к мальчику. Оленьку же всерьез начали заботить проблемы школьников
На базаре она рассказывала, как трудно нынче учиться в гимназии, как много задают маленьким детям.
Заканчивается рассказ на том, что Оленька слышит стук в ворота и воображает, что принесли телеграмму из Харькова, в которой мама требует Сашу к себе в Харьков. Она в отчаянии. Но через мгновение оказывается, что это ветеринар возвращается домой из клуба, что никакой телеграммы нет. Оленьке становится легче. Она ложится и думает о Саше.
Вариант 2
Рассказ “Душечка” Антона Чехова – это история о жизни простой деревенской женщины, которая всю свою жизнь посвятила заботе о своей семье и детях. Главная героиня, Аксинья Ивановна, живет в бедности и не имеет никаких материальных благ, но она не жалуется на свою жизнь и продолжает работать на благо своих близких.
Чехов описывает Аксинью Ивановну как женщину сильной воли и духа, которая не сдаётся перед трудностями и всегда находит выход из сложных ситуаций. Она не жалуется на свою жизнь и не просит у других помощи, а сама старается решить все проблемы. Она работает наравне с мужем на поле, заботится о детях и домашних животных, и не жалеет своих сил.
В рассказе Чехов подчеркивает важность семьи и близких людей в жизни каждого человека. Аксинья Ивановна всю свою жизнь посвятила заботе о своих детях и муже, и это было её главной целью в жизни
Она не стремилась к богатству и славе, а просто хотела, чтобы её близкие были здоровы и счастливы. Она была готова на все ради своих детей и мужа, и это делает её героиней рассказа.
Чехов также подчеркивает важность труда и настойчивости в достижении целей. Аксинья Ивановна работала наравне с мужем на поле и не боялась трудностей
Она была настойчива и упорна в достижении своих целей, и это помогло ей преодолеть многие трудности в жизни. Она не жалела своих сил и всегда старалась добиться лучшего для своей семьи.
В рассказе Чехов также подчеркивает важность духовных ценностей и веры в Бога. Аксинья Ивановна была верующей женщиной и всегда находила утешение в молитве
Она верила, что Бог всегда поможет ей и её семье, и это давало ей силы продолжать бороться с трудностями.
В целом, рассказ “Душечка” Антона Чехова – это история о простой женщине, которая всю свою жизнь посвятила заботе о своих близких и не жалеет о своей жизни, несмотря на все трудности. Она была готова на все ради своей семьи и верила в Бога, что помогало ей преодолевать все трудности
Рассказ Чехова напоминает нам о важности семьи, труда и веры в жизни каждого человека
Чеховский «метод малых деталей» в рассказе «Душечка»
Один из ключевых приемов, используемых Чеховым в рассказе «Душечка», — это так называемый «метод малых деталей». Он заключается в том, что автор детально описывает мелочи, которые на первый взгляд кажутся незначительными, но которые в дальнейшем оказываются важными для понимания сюжета и характеров персонажей.
Например, в начале рассказа Чехов уделяет внимание описанию окружения, в котором живет главная героиня — старушка Марья Ивановна. Он описывает ее комнату, стены которой «были покрыты желтым папиросным дымом», а на столе стояла «пустая бутылка от водки»
Эти мелочи говорят о том, что Марья Ивановна не очень богата и, возможно, страдает от одиночества.
Также Чехов уделяет внимание деталям внешности персонажей. Например, он описывает «маленькие глазки» у Марьи Ивановны, которые «были похожи на глазки крыс»
Это описание говорит о том, что Марья Ивановна не очень привлекательна и, возможно, не очень любима в окружении.
Таким образом, «метод малых деталей» помогает Чехову создать более глубокие и реалистичные образы персонажей, а также передать настроение и атмосферу рассказа.
История создания
В восьмидесятые годы девятнадцатого века Чехов начинает печататься во влиятельной газете «Новое время», владельцем которой был А.С. Суворин. Появляется возможность подписывать рассказы настоящей фамилией. Начиная с 1887 года, почти все работы писателя выходят у Суворина. По этим книжкам Россия узнала Чехова.
В 90-х годах автор пишет повести, рассказы, пьесы, являющиеся вершиной его творчества, и среди них – «Душечка». Произведение было опубликовано в 1899 году.
Говоря о прототипе Душечки, можно с уверенностью утверждать, что это обобщённый символ, некое общее свойство характера – праматеринское первоначало.
С восторгом принял рассказ Л.Н. Толстой.
Основная идея
Чеховские рассказы и повести с трудом поддаются прямолинейному толкованию, сопротивляются попыткам подогнать их под шаблонные схемы. Смысл рассказа «Душечка» каждый должен найти для себя сам.
В чем же заключается главная мысль, по мнению Многомудрого Литрекона? Возможно в том, что одиночество и страдания – выбор самого человека, не желающего искать другие пути, кроме растворения в других людях. Душечка пуста, и для жизни ей всегда необходим кто-то еще, ведь своего внутреннего мира, своих желаний, интересов, предпочтений — у нее нет. Нет даже ни одной своей мысли и печали. Но, во всем опираясь на чужое плечо, Ольга морально изматывает близкого человека, поэтому все ее мужья либо болеют, либо умирают, либо бегут от нее.
Не исключено, что автор хотел показать антитезу Оленька – жена Смирнина. Первая любит все и жить без любви не может, вторая самодостаточна и сильна, из-за чего долгое время не следила за ребенком. Вероятно, вводя два диаметрально противоположных характера, Чехов хотел спровоцировать читателя на поиск «усредненного» идеала, к которому стоит стремиться.
Образ главной героини
Оленька Племянникова, дочь коллежского асессора в отставке, живет в своем доме вместе с отцом. Это розовощекая барышня с белой нежной шейкой, пухлыми ручками, кротким взглядом и умильной улыбкой.
Окружающие любят симпатичную девушку. Она нравится всем без исключения. При разговоре с ней так и хочется тронуть ее за руку и сказать ей: «Душечка!» В душе Оленьки постоянно присутствует какая-нибудь привязанность: сначала она была влюблена в учителя французского, затем стала обожать своего папеньку, а после тетушку, навещавшую ее два раза в год. Проблема в том, что эти симпатии часто сменяют одну другую. Но Оленьку это не беспокоит, как и окружающих ее людей. Им импонирует наивность девушки, ее доверчивость и тихая доброта. Так описывает свою героиню в рассказе «Душечка» Чехов. Краткое содержание поможет составить представление о личных качествах героини. Образ ее противоречив: с одной стороны, она наделена даром самоотверженной любви. Так раствориться в своей второй половинке дано далеко не каждому. И это, безусловно, вызывает у читателя уважение к героине. Однако, с другой стороны, она предстает перед нами легковерной и ветреной особой. Полное отсутствие духовных интересов, неимение собственных взглядов и представлений об окружающем мире — все это вызывает насмешку читателя.
Основная идея
Чеховские рассказы и повести с трудом поддаются прямолинейному толкованию, сопротивляются попыткам подогнать их под шаблонные схемы. Смысл рассказа «Душечка» каждый должен найти для себя сам.
В чем же заключается главная мысль, по мнению Многомудрого Литрекона? Возможно в том, что одиночество и страдания – выбор самого человека, не желающего искать другие пути, кроме растворения в других людях. Душечка пуста, и для жизни ей всегда необходим кто-то еще, ведь своего внутреннего мира, своих желаний, интересов, предпочтений — у нее нет. Нет даже ни одной своей мысли и печали. Но, во всем опираясь на чужое плечо, Ольга морально изматывает близкого человека, поэтому все ее мужья либо болеют, либо умирают, либо бегут от нее.
Не исключено, что автор хотел показать антитезу Оленька – жена Смирнина. Первая любит все и жить без любви не может, вторая самодостаточна и сильна, из-за чего долгое время не следила за ребенком. Вероятно, вводя два диаметрально противоположных характера, Чехов хотел спровоцировать читателя на поиск «усредненного» идеала, к которому стоит стремиться.
История создания
Замысел рассказа «Душечка» зрел у Антона Павловича Чехова целых десять лет. Об этом свидетельствуют записные книжки писателя. В 1893 году Чехов приступил к написанию произведения, но вскоре снова отложил в сторону его черновик. Вернулся к рассказу писатель лишь в 1898 году, будучи в Ялте, и написал его всего за десять дней.
В декабре 1898 года Чехов отправил рассказ в секретариат газеты «Новости дня». А уже в начале 1899 года произведение опубликовали в еженедельном литературном приложении к «Новостям дня» – в первом номере газеты «Семья».
Антон Павлович остался не очень доволен медлительностью предпечатной подготовки и задержкой доставки журнала с опубликованным рассказом.
Информация о публикации «Душечки» быстро распространилась в издательских кругах. О разрешении напечатать рассказ Чехова вскоре попросила и редакция газеты «Курьер».