Пролог (краткое содержание)
«А завтра была война» начинается следующим образом. Автор произведения вспоминает класс, в котором он учился когда-то — 9 «Б». У него осталась на память о своих одноклассниках лишь расплывшаяся по краям старая фотография. Сделать ее тогда подбила всех Искра Полякова.
До старости из всего класса дожило лишь 19 человек. Кроме Искры и автора, в компанию входили также Валька Александров (изобретатель по кличке Эдисон), Паша Остапчук (спортсмен), Зиночка Коваленко (легкомысленная девушка) и робкая Леночка Бокова. Они собирались чаще всего у Зиночки. Искра любила что-то рассказывать, читала им вслух, а изобретатель Валька вечно конструировал разные устройства, которые обычно не работали.
К отцу Зиночки, тихому человеку, компания относилась довольно пренебрежительно, пока однажды ребята не увидели в бане его спину, исполосованную шрамами — автограф прошедшей гражданской войны. Мать Искры, Полякову, которая ходила в кожанке и сапогах, все боялись и не могли понять, что у нее на душе такие же шрамы, как те, что они видели на спине отца Зиночки.
VI.
Вскоре Максим ушел с парохода, а на его место взяли вятского солдатика. Его послали резать кур, он распустил их по палубе, после чего расплакался. Пассажиры над ним издевались: привязали сзади ложку и дико хохотали. Алеша мучительно размышлял, почему люди жестокие.
Однажды что-то лопнуло в машине. Это вызвало панику среди пассажиров. Трижды за лето видел Алеша такое, и каждый раз паника была вызвана не опасностью, а страхом перед ней. В третий раз поймали двух воров и забили до бесчувствия.
Все это мучило мальчика, и он стал спрашивать у Смурного. Тот посоветовал читать книги: в них люди поступали правильно. Алеша убеждался, что повар хорошо разбирался и в книгах. Смурый считал, что Алеше надо учиться. Вскоре мальчика рассчитали за то, что позволял Сергею таскать посуду и продавать пассажирам. На прощанье Смурый подарил бисерный кисет.
Анализ рассказа Горького Бывшие люди
Произведение «Бывшие люди» появилось в свет в 1897 году. Основой для написания данного очерка была жизненная ситуация, которая заставила молодого Горького жить в ночлежке. Автор передает читателю жизнь людей «бывших людей», которые переживают, наверное, свой последний период в жизни и возможно он станет последним.
В данном произведении нельзя встретить автобиографию героев или отдельные моменты из жизни. Здесь автор пытается не дать понять читателю, что он там присутствовал. Горький не является героем произведения, ни слушателем, ни очевидцем. Если сопоставить раннее творчество Максима Горького, то отчетливо видно, что «Бывшие люди» это больше реальность, чем романтика.
Автор, как и раньше, отдает предпочтение изображению обычных людей, но тот факт, что он отходит от романтики и прибегает к реальности дает определенно положительные моменты. Ведь только правдиво можно донести до людей разницу между сильными и людьми слабее, а также опустившимися и униженными.
Ранее Горький заострял внимание читателя на характере персонажа, его красоте, внутреннем мире, но в данном произведении все наоборот. Автор замечает только самые плохие черты характера, подчеркивает все самое подлое в человеке и это также относится и к окружающей среде, где происходит действие
Опустив все романтические черты, автор в полной мере раскрывает сущность «русского босяка». Такой человек очень слаб и ничего не может поменять в своей жизни. В таких людях нет ничего, что может помочь им бороться за лучшую жизнь, а могут они только пойти и пропить, что заработали, в сей день и снова вернуться к жалкому существованию.
Автор выделяет, то, что все-таки ему не удалось в полной мере передать образ «русского босяка». Самым страшным в участи этих людей Горький считает их полное безразличие к происходящему, к своей судьбе, нынешней жизни. Люди отрицают своё место на так называемом «дне», но при этом ничего не пытаются сделать для лучшего существования.
Автор опирается на борьбу упавших людей со своей действительностью. Горький максимально правдиво раскрыл все грани в жизни «бывших людей», которые, скорее всего никогда и не вернутся к нормальной жизни. Персонажи не склонны изменится в другую сторону, в лучшую до тех пор пока не будут свободными, а свободный человек в понятии автора это тот, который правдиво смотрит на происходящее и пытается побороть все беды и преграды.
Глава восьмая
Расследование смерти Вики продолжалось сутки. Из оставленной девочкой записки было ясно, что она отравилась снотворным. Теперь Искра поняла, что в воскресенье Вика прощалась со своими друзьями. В оставшиеся до похорон дни ребята в школе не появлялись.
Устроить похороны помогла мама Артёма. Машину достать не удалось. В день похорон Ромахин закрыл школу, и толпа школьников во главе с директором несла гроб через весь город. Мальчики сменяли друг друга, только Жора Ландыс проделал весь путь, ни разу не сменившись. Мать запретила Искре «устраивать панихиду», но на кладбище девочка не выдержала и начала громко читать стихи Есенина. Потом Артём и Жорка посадили в изголовье могилы куст шиповника. На похоронах не было только Сашки Стамескина.
Дома Искру ждало извещение на заказную бандероль, написанное смутно знакомым почерком. Вскоре домой вернулась разъярённая товарищ Полякова. Она узнала о стихах, которые читала на кладбище её дочь, и хотела выпороть Искру. Та пригрозила, что уйдёт из дому, и женщина испугалась — несмотря на строгость, она очень любила дочь.
XII.
Алешу отдали а мастерскую иконописи. Хозяйка заявила, что учиться можно вечером, а днем нужно в лавке торговать иконами. Вместе с приказчиком они зазывали покупателей, но многие уходили почему-то в соседнюю лавку. Там звучал сладкий голос и одуряющая речь приказчика — нужно было этому учиться.
Часто иконы и старинные книги покупали у стариков за бесценок. Алеше было жалко их, ведь потом их продавали богатым старообрядцам в десятки раз дороже. Оценивал стоимость начетчик Петр Васильевич. Он крестился, вызывая уважение у верующих, но с приказчиком говорил на особом языке, чтобы не поняли обмана.
Этот жилистый старик чем-то напоминал Якова Шумова. Он обманывал людей, но тепло относился к Богу. Были и другие начетчики, они даже дрались друг с другом из-за выгоды. В итоге Алеша понял правду жизни: от жизни не убежишь.
IV.
Алеша когда-то был здесь с матерью. Матрена была криклива. Ее сыновья совсем разные. Старший женат. Женщины в семье ругались, их заботили только еда и сон. Хозяева считали себя лучшими в городе и всех обсуждали, что раздражало Алешу. Спасением для него стала работа, но чертежному искусству учиться было некогда. Бабушка же очень надеялась, что ему заплатят за работу.
По выходным ходили в церковь, Алеша боялся исповеди, но признался во всех грехах. Отец Доримедонт все простил, не придав значения тяжести содеянного. Алеша ушел, чувствуя себя обманутым, а деньги на причастие потом проиграл. При этом он всем сердцем полюбил богородицу по рассказам бабушки, и когда привезли в дом икону Владимирской богоматери, поцеловал ее в губы и долго ждал наказания свыше.
XI.
Снова посудник на пароходе «Пермь» с заработком 7 рублей в месяц. На этот раз повар по прозвищу Медвежонок – щеголь, маленький, полненький. Самый интересный человек на пароходе – кочегар Яков Шумов. Постоянно играл в карты, по вечерам рассказывал про себя байки. Алешу он удивлял своим обжорством. При этом всегда спокоен, даже если его ругал капитан.
Деньги забавляли Якова, но он был не жаден. Научил Алешу играть в карты. Алексей оказался так горяч, что проиграл пять рублей, поддевку и новые сапоги. Яков сказал сердито, что ему играть нельзя, все вернул, а себе взял рубль за науку.
Отталкивало в Якове равнодушие к людям. Другие считали его безобидным, а Алеше он казался запертым сундуком. Яков даже свои байки передавал без всяких чувств. А Алеша коротко рассказывал ему все, что прочитал в книгах, сложив в бесконечную историю. Осенью кочегар ушел в Перми с каким-то незнакомым человеком, так и оставшись для героя загадкой.
Глава девятая
Бандероль была от Вики. В аккуратном свёртке обнаружились две книги и письмо. Одна книга оказалась сборником стихов Есенина, автором второй был неизвестный Искре писатель Грин, о котором ей когда-то рассказывала Вика. В письме девочка объясняла, почему решилась на такой шаг. Ей легче было умереть, чем отречься от отца, которого девочка бесконечно уважала и любила. Для неё не было «страшнее предательства, чем предательство своего отца». Вика признавалась, что всегда хотела дружить с Искрой, но не решалась сблизиться с ней. Теперь она прощалась со своей единственной подружкой и оставляла ей на память свои любимые книги.
Николая Григорьевича Ромахина действительно уволили. Он обошёл школу и попрощался с каждым классом. Валендра торжествовала — она рассчитывала снова занять директорский кабинет. На последнем уроке она попыталась заставить Зиночку сесть на место Вики, но тут весь класс дал ей дружный отпор. Она стала чужой «настолько, что её даже перестали НЕ любить», и потеряла былую уверенность. Не помог Валентине Андроновне даже солидный учительский опыт. Она испугалась и некоторое время была с 9 «Б» официально-холодной и очень вежливой.
Искру, которая в тот день в школе не была, увёл гулять Стамескин. В этот раз девочка окончательно убедилась, что Сашка трусит, и не желает иметь ничего общего ни с дочерью врага народа, ни с теми, кто за неё заступался. От разочарования Искра плакала всю дорогу домой.
Валентина Андроновна торжествовала недолго — Ромахин вскоре вернулся на свой пост, но стал непривычно тихим и угрюмым. Никто не догадывался, что директора вернул Коваленко, целую неделю обивая пороги кабинетов и угрожая дойти до московского ЦК. За партой Вики никто не сидел. Сашка Стамескин молча привёз сваренную на заводе ограду для могилы, а Жорка покрасил её «в самую весёлую голубую краску».
На демонстрации в честь седьмого ноября директора не было. Ребята отправились к нему домой и узнали, что Ромахина исключили из партии. Соседка объяснила, что это сделала первичная организация, и товарищ Полякова из горкома обещала разобраться, но директор был подавлен, и тогда Искра запела песню о красных кавалеристах. Весь остаток дня они пели революционные песни, а потом Ромахин угощал ребят чаем.
Постепенно всё вошло в свою колею. Ромахина из партии не исключили, но улыбаться он перестал. Валентина Андроновна поначалу заискивала с классом, но постепенно это становилось формальностью. В конце ноября в класс ворвался Юрка-красавчик и сообщил, что Люберецкого отпустили. Кое-как успокоив Ландыса, ребята отправились к дому Вики. Люберецкий не понимал, зачем к нему пришли эти дети, пока не увидел под окнами весь класс, 45 человек. Они рассказали ему о последних днях Вики. Зиночка сказала, что этот год — високосный, и следующий, наверняка, будет лучше. Следующим был 1941.
IX.
Боясь испортить дорогие книги, стал брать их у лавочника по копейке за прочтение. Если хозяйка их находила, то рвала в клочья. Алеша оказался должен лавочнику и хотел украсть деньги из кармана Виктора, но не смог. Рассказал ему про долг, и Виктор дал полтинник, но попросил не брать в лавке книги, лучше с нового года выписать хорошую газету.
Вечерами Алеша стал читать хозяевам «Московский листок». Ему не нравилось читать вслух, но слушали с благоговением. Потом предложил читать толстые журналы, давно лежавшие в спальне. Чувствовал, как расширяется представление об окружающем мире. Во время Великого поста запретили читать, и Алеша стал вялым, ленивым, ведь не было стимула быстрей закончить работу.
Один раз ребенок вытащил кран из самовара, вся вода вытекла, и самовар распаялся. Попало за это Алексею: старуха избила его пучком сосновой лучины. Было не больно, но осталось множество заноз. У доктора жаловаться не стал, за что все в семье были благодарны и разрешили брать книги у закройщицы. Так ему удалось прочитать хорошие французские романы, но там было много о любви. О закройщице во дворе говорили все хуже, и весной она уехала.
Пересказ «Бывших людей»
Рассказ состоит из двух частей. Первая посвящена описанию героев и места их пребывания. Конфликт, который быстро исчерпал себя, воспроизведен во второй части произведения «Бывшие люди». Читать краткое содержание нужно, чтобы вспомнить основные события.
Часть 1
В самом конце Въезжей улицы, состоявшей из грязных лачуг, находился дом Петунникова, который занимался торговлей. Здание было кривым и заброшенным. В его подвале Аристид организовал ночлежку. Она представляла из себя длинную грязную нору. Нары стояли вдоль стен. Запах затхлости и плесени ощущался всегда.
Вокруг учителя, который приносил газету, в кружок усаживались постояльцы и слушали новости. Порой между ними возникали споры. Излюбленной темой для обсуждения была политика. Люди, в прошлом получившие неплохое образование, имевшие работу, теперь были пропитаны водкой и злобой. Ротмистр участвовал в беседах. Он считал себя выше окружающих.
В дождливые дни бывшие люди приходили в трактир Вавилова, где их считали интеллигентами. Они философствовали, высказывали свои мысли о жизни, пели. При этом в душе каждого царила злоба.
Часть 2
Ротмистр знал, что вскоре дом снесут и построят на его месте завод. Для того, чтобы испортить жизнь купцу, Аристид подговорил Вавилова подать иск, чтобы отсудить у Петунникова часть земли. Трактирщик согласился. Озлобленные против всего мира постояльцы радовались предстоящему разбирательству.
Сын купца приезжает к Вавилову и угрозами заставляет отозвать иск. Петунников приказал закрыть ночлежку. В это же время умер Учитель. Подозрения в причастности к его смерти пали на ротмистра. Так распадается сообщество бывших людей.
X.
В доме поселилась молодая женщина с дочерью и старухой-матерью. Дама была красива, и Алеша невольно сравнивал ее с героинями исторических романов. Ее постоянно окружали мужчины.
Алеша подружился с дочкой: она засыпала на руках, когда он рассказывал сказку. Мать девочки хотела что-нибудь подарить, но отказался. Тогда она стала давать ему книги. Познакомила со сказками и поэмами Пушкина, стихами русских поэтов, и Алеша понял, что поэзия богаче прозы в выражении чувств.
Свои чувства к молодой даме он выразить не мог. Мальчик называл ее про себя Королева Марго. Она жила в облаке вражды к ней, но Алеша был уверен, что те пошлости, которые говорят о любви, ее не касаются. Однажды застал ее с мужчиной и несколько дней чувствовал себя потерянным. Спасли книги.
Перед Троицей вспухли веки, и все испугались, что Алеша ослепнет. Веки прорезали изнутри, он лежал с повязкой и думал, как страшно потерять зрение. Потом его зря обвинили в краже денег у солдата, и ему так и не пришлось больше увидеться с Королевой Марго.
II.
У дедушки жизнь стала хуже – он разорился. Бабушка замаливала грехи, разнося вместе с Алешей «тихую милостыню» ночью, когда никто не видел. На улице печальные вести: Вяхирь умер, Хаби ушел в город, а у Язя отнялись ноги. Кострома рассказал, что появились новые соседи, у которых дочь хромая, но очень красивая, из-за нее они с Чуркой дерутся.
Алеша познакомился с ней, пытаясь забинтованными руками подать ей костыли. Потом они подружились, вместе читали, Алеша даже помогал ей по дому. Бабушка эту дружбу поощряла.
Кострома рассказал про охотника Калинина, которого не зарыли после смерти, а оставили в черном гробу, и теперь он якобы каждую ночь встает из гроба. Сын лавочницы предложил за двугривенный сидеть на гробу до утра. Чурка вызвался, но испугался, а Алеша согласился. Бабушка сказала читать молитвы. Мальчику даже удалось уснуть. В итоге он стал «героем» улицы.
XVI.
Торговые ряды все время затапливало, и каждый год строили новые лавки. Алеша возил на лодке хозяина, в свободное время много читал. Хозяин рассказывал о первой любви очень печально, без хвастовства. А Алеша, влюбившись в барышню Птицыну, хотел покатать на доске по пруду, но доска перевернулась, и зеленая тина пруда уничтожила красоту барышни.
Хозяину стал помогать отчим Максимов. Он был болен, но много ел, и хозяев это раздражало, ведь он обречен. С Алешей разговаривал на «вы». Не верил в Бога и перед смертью не разрешил привести священника. Посоветовал Алеше учиться в школе. В больнице у кровати отчима увидел плачущую девушку, но на похороны не пришел и больше ее не видел.
VII.
Алексей решил заняться ловлей птиц. Это стало прибыльным делом, но больше нравилось чувство свободы. Охотничья страсть и желание заработать денег побеждали жалость к птицам.
Дед считал: надо выбиваться в люди. Алеше казалось, что лучше всего живут казаки и солдаты. Он бегал с солдатами на учения, они угощали его махоркой, но однажды подсунули сигарету, которая обожгла лицо и руки. Это очень обидело мальчика. Но позже он испытал нечто более поразительное.
Алеша стал свидетелем сцены, когда один казак, напившись в кабаке, обманом выманил на улицу женщину, а потом избил ее и изнасиловал. А еще похвалялся, что казак всегда возьмет что надо. Алеша с ужасом думал, что такое могло случиться и с его матерью или бабушкой.
Переход от романтизма к реализму
Главное, что отличает «Бывших людей» от произведений Горького, относящихся к раннему творчеству, — это переход от романтической трактовки характера к реалистической. Автор по-прежнему изображает людей из народа. Однако его обращение к реализму позволяет ему намного рельефнее показать контраст между темными и светлыми, слабыми и сильными сторонами народного характера, его противоречивость. Именно это и является предметом исследования в произведении «Бывшие люди».
Кажется, что автор, встав на позиции реализма, не может отыскать путь решения конфликта между предназначением человека (его высотой) и трагической нереализованностью его в жизни «бывших» людей, тем низким социальным положением, которое они занимают. Непреодолимость данного конфликта заставляет Горького в заключительном пейзаже возвратиться к мироощущению, свойственному романтизму. Только в стихии можно отыскать разрешение неразрешимого. Автор пишет, что было что-то неумолимое и напряженное в строгих серых тучах, которые сплошь покрыли небо. Как будто они вот-вот разразятся ливнем и смоют всю грязь с печальной измученной земли. Однако в целом пейзаж реалистический. Необходимо сказать пару слов и о нем.
III.
Умер братик Коля. Бабушка сказала: хорошо, а то бы мучился всю жизнь. Отец Язя вырыл могилу рядом с матерью, но задел гроб. Алеша это увидел, почувствовал тяжелый запах — ему стало плохо.
Дед собрался в лес за дровами, а бабушка за травами. Алеша помогал деду, но сбежал к бабушке и наблюдал, как она точно хозяйка ходит по лесу, всё видит и всех хвалит. Они стали ходить в лес каждый день. Однажды Алеша упал в пустую медвежью берлогу и распорол бок, но бабушка его вылечила. В другой раз он увидел собаку, которая оказалась волком. А как-то раз охотник случайно всадил в мальчика дробь. Бабушке нравилось, что он терпит боль.
Осенью дед отправил его к Матрене, бабушкиной сестре, чтобы Алеша стал чертежником.
XV.
В день именин Алеше подарили икону с образом Алексия. Но уже сразу настроение было испорчено очередной стычкой с приказчиком. Он постоянно издевался над мальчиком, давал ему грязную работу, подкидывал серебряные деньги, чтобы поймать на воровстве, и унижал в глазах остальных. О малейшей провинности докладывал хозяину.
Поддержки от деда не было, бабушка все время работала, а при редких встречах убеждала терпеть. Но Алеше не давалось терпение, он с ужасом думал, что так и будет барахтаться в какой-то грязной каше.
Он решил уехать в Астрахань и оттуда сбежать в Персию. Встретил бывшего хозяина Василия, племянника бабушки. Тот позвал к себе. В мастерской весть об уходе восприняли с грустью, особенно Павел. А хозяйка спьяну заявила, что если бы он не ушел – его бы выгнали.
XVIII.
Теперь Осип больше всех занимал воображение Алеши. Он казался умнее многих людей и подкупал твердостью характера. Еще выделялся Фома. Он умел заставить работать других, а сам работал без охоты. Когда-то собирался в монахи, потом хотел удачно жениться, но ушел в трактир половым. Бывшие товарищи его презирали, а через 4 года он был арестован за кражу со взломом.
«Бывшие люди» — произведение, созданное в 1897 году. В его основе — личные впечатления автора, которые он получил, когда ему приходилось жить в ночлежке на окраине Казани
Это произведение в жанровом отношении можно определить как очерк, поскольку для него характерна достоверность изображения, отсутствие динамики, внимание к быту, а также развернутые портретные характеристики. В «Бывших людях» Горький по-новому оценивает тип босяка
Отсутствует романтический ореол, знакомый нам по ранним его произведениям.
Портреты ночлежников
Аристид Кувалда — владелец ночлежки, ранее служивший ротмистром. Он возглавляет компанию так называемых «бывших людей» и представляет ее «генеральный штаб». Горький описывает его как высокого широкоплечего человека около 50-ти лет, с рябым лицом, опухшим от пьянства. Он одет в рваную и грязную офицерскую шинель, а на голове у него сальная фуражка.
Далее представлены портреты других ночлежников. Один из них — Учитель. Это сутулый высокий человек с лысым черепом и длинным острым носом. Еще один ночлежник — Симцов Алексей Максимович, известный также как Кубарь. Этот человек — бывший лесничий. Горький отмечает, что он «толстый, как бочка». У него маленький нос пунцового цвета, густая белая борода и циничные слезящиеся глазки.
Следующий обитатель ночлежки — Мартьянов Лука Антонович по прозвищу Конец. Раньше он работал тюремным смотрителем, а теперь — один из «бывших людей». Это молчаливый и мрачный пьяница.
Здесь же живет и Павел Солнцев (Объедок), механик. Это чахоточный кривобокий человек около тридцати лет. Далее автор описывает Кисельникова. Этот ночлежник — бывший каторжник. Он костлявый и высокий, «кривой на один глаз». Его прозвали Полтора Тараса, поскольку его друг Тарас, бывший дьякон, был в полтора раза ниже его. Далее мы знакомимся с длинноволосым «нелепым» юношей «с глуповатой скуластой рожей». Его прозвище — Метеор. Затем автор представляет нам и рядовых обитателей ночлежки, мужиков. Один из них — Тяпа, старик-тряпичник.
Учитель
По уровню образованности данный житель ночлежки на Въезжей улице ближе всего находится к ротмистру. Ранее преподавал в университете, который находится на Поволжье, однако позже его оттуда выгнали. Как отмечает автор, высокий интеллект учителя скорее всего стал причиной того, что он, опустившись до ночлежки, больше не смог подняться. Любит философствовать с ротмистром, который ценит этот. После того, как приходит в себя и зарабатывает деньги, направляется в город, имея намерение снять себе там комнатку, однако со временем снова возвращается. Скорее всего, ротмистр обставил дело так, что учитель, всё время возвращается к начальной точке.
После университета служил конторщиком, библиотекарем, опробовал другие профессии, стал частным поверенным в суде, однако запил и попал к ротмистру. Высок, худ, зарабатывает деньги на водку, служа репортерам в местных газетах. Бывает, что ему удаётся заработать в неделю 15 рублей. Если это случается, он отдаёт их ротмистру и решает вернуться в город, но это не выходит – он срывается и начинает пить. Пропивает не все – на часть денег покупает угощение для уличных детей.
Глава четвертая. Кого выбрать?
В каждом учебном году Зина выбирает для себя нового возлюбленного. При этом ее целью было не понравиться объекту воздыхания, а мечтать о взаимности и страдать от ревности. Однако в этом году влюбиться у нее не получилось. Дело было в том, что она никак не могла выбрать среди трех претендентов, одним из которых был Юра, первый красавец в школе. В метаниях Зиночка написала 3 одинаковых письма к разным адресатам. Но ни одно отправить сразу не решилась. За несколько дней раздумий два послания она потеряла, и одно из них случайно нашла Валендра. Учительница отнесла находку к директору, но тот просто сжег письмо.
В это же время дружеские отношения между Искрой и Сашкой переросли в нечто большее. Как-то, гуляя по парку, они поцеловались.
Результат противостояния
Однако иск, который сулил 600 рублей, завершается мировой. Деловой, образованный и жестокий сын Петунникова убеждает Вавилова в необходимости отозвать иск из суда. В противном случае он грозит закрыть пивную, которую содержит трактирщик. Обитатели ночлежки понимают, что теперь им нужно будет оставить насиженное место, ведь купец, конечно, не простит им этого проступка.
В скором времени Петунников действительно требует немедленно покинуть «хибарочку». Но на этом беды не заканчиваются. Умирает Учиель, в смерти которого обвиняют Аристида Кувалду. Так окончательно распадается сообщество ночлежников. Петунников торжествует.
Пейзаж
В ранних рассказах автора романтический пейзаж был призван подчеркнуть исключительность характеров, а одухотворенность и красота южной ночи, ужас темного леса или бескрайняя вольная степь могли являться фоном, на котором раскрывался романтический герой, ценой своей жизни утверждающий свой идеал. Теперь же Горький Максим («Бывшие люди») обращается к пейзажу реалистическому. Его интересуют его антиэстетические черты. Перед нами предстает уродливая окраина города. Замутненность цветов, неяркость, бледность нужны, чтобы создать ощущение заброшенности той среды, в которой обитают ночлежники.
Человеческая драма: переживания и эмоции
Одной из главных тем повести «Завтра была война» Бориса Васильева является человеческая драма, которую переживают главные герои в условиях войны. Автор показывает не только физические потери, но и те эмоции, которые переживают солдаты и мирные жители во время боевых действий.
Герои повести испытывают различные переживания: страх, гнев, отчаяние, надежду. Их душевные муки передаются читателю через описание внутреннего монолога или диалогов. Отношения между героями описываются довольно просто, но читатель может чувствовать настоящую глубину чувств, которую испытывали герои в то время.
Борис Васильев умело передает внутренний мир человека и показывает, что в условиях войны остается место для человеческих чувств и драм. Герои повести не просто бойцы, а обычные люди, которые в очередной раз сталкиваются со страхом, смертью и болью. Однако даже в таких условиях они продолжают жить и бороться за свое будущее и будущее своих близких.
Вариант 1
Повесть “Завтра была война” Васильева – это история о жизни и смерти во время Второй мировой войны. Главный герой, юный парень Иван, попадает на фронт и сталкивается с ужасами войны. Он видит, как умирают его друзья и братья по оружию, как разрушается все вокруг. Но Иван не теряет надежды и верит в то, что война скоро закончится.
Автор очень точно передает атмосферу тех лет, когда война была настоящим кошмаром для всех. Он описывает битвы, где люди умирают на глазах у друг друга, где нет места для человечности и сострадания. Но в то же время, Васильев показывает, что даже в самых тяжелых условиях, люди могут сохранять свою человечность и духовную силу.
Повесть “Завтра была война” – это не только история о войне, но и о любви. Иван влюбляется в девушку, которую спасает от немецких солдат. Они вместе переживают множество трудностей и опасностей, но несмотря на все, они не теряют надежды на будущее.
В целом, повесть Васильева – это глубокое и трогательное произведение, которое заставляет задуматься о том, что такое настоящая война и как она меняет людей. Она напоминает нам о том, что мир – это самое дорогое, что у нас есть, и что мы должны беречь его.
Конфликт
Автор пытается понять, как велик социальный и личностный потенциал так называемых «бывших людей»
Ему важно выяснить, могут ли они, оказавшись в трудных бытовых и социальных условиях, сохранить духовные, нематериальные ценности, которые можно противопоставить миру, столь несправедливому к ним. Своеобразие конфликта обуславливается именно этим аспектом проблематики
Конфликт в произведении имеет социальный характер. Ведь ночлежники, возглавляемые Кувалдой, противостоят купцу Петунникову, а также его сыну — холодному, сильному, умному и образованному представителю русской буржуазии.
Автора интересует в большей степени не социальный аспект этого противостояния, а неготовность героев осмыслить собственное положение, возможные перспективы, свои потребности. Вовсе не чужая земля их интересует и даже не деньги. Это только проявление ненависти бедного пьяницы к работящему и богатому человеку.
Горький раскрывает полное отсутствие в «бывших людях» творческого начала, внутреннего роста, активности, самосовершенствования. А ведь эти качества очень важны для автора. Они представлены в романе «Мать», а также в герое его автобиографической трилогии. Обитатели ночлежки не могут ничего противопоставить окружающей действительности, кроме злобы. Это приводит их на самое «дно». Их злоба обращается против них же самих. Ничего не добились своим противостоянием купцу «бывшие люди».