Читать краткое содержание Гоголь Страшная месть
На свадьбу сына Горобца приехал Данило Бурульбаш с супругой Катериной и маленьким сыном. Для благословения новобрачных вынесли иконы, и тут один из гостей обратился в уродливого старика: оказалось, это был колдун, испугавшийся святых ликов.
В темноте казак с семьей плывёт по Днепру обратно в свой хутор. Катерина опечалена, говорит, что, хоть и жаль ей старика, но она всегда испытывала страх от колдунов, несущих гибель всем встречным. Данило отметил, что не старика следует опасаться, а врагов, пытающихся перерезать им путь к запорожцам. Но, проплывая мимо старого кладбища, они увидели качающиеся в темноте кресты и восставших мертвецов. Маленький Иван проснулся и, испугавшись, начал плакать. Отец берёт сына на руки и успокаивает, говоря, что это всё старик пугает их.
Наконец, добралось семейство в свой хутор. Все улеглись спать. Утром отец Катерины, недавно вернувшийся после 20-летней разлуки и живший теперь с ними, начал выяснять у дочери, почему она так поздно вернулась домой. Между Данило и тестем началась ссора, а после они схватились за сабли. Катерина с трудом смогла усмирить обоих, и схватка прекратилась: мужчины пожали друг другу руки в знак примирения.
На следующее утро Катерина признаётся, что видела во сне, будто её отец занимается колдовством. Как только свечерело, Данило решил проведать заброшенный замок. Казак увидел, как кто-то темноте идёт прямо в логово колдуна. Решив проследить за ним, Данило взбирается на дерево. В окошко он увидел, как в одной из комнат старик обратился в колдуна. Старик вызвал душу, выпорхнувшую из спящей Катерины, и начал требовать её любви. Но душа воспротивилась этому, призывая отца к покаянию.
Данило ошеломлён, а узнавшая про всё Катерина отрекается от отца. Колдуна Данило посадил на цепи и за клетку, его ожидала казнь за тайный сговор с ляхами. Но магу удалось убедить дочь, что, если она его отпустит, он уйдёт в пещеры и начнёт праведную жизнь, прося у Бога милости. Катерина выпустила отца, впервые в жизни обманув мужа.
Данило чует свою приближающуюся смерть и просит супругу заботиться об их ребёнке. И правда, вскоре набежали ляхи, начали сжигать дома и угонять скотину. Начинается битва, в которой Данилу смертельно ранят. Катерина рыдает над телом мужа. Колдун, приложивший руку к смерти зятя, плывёт к своим развалинам. Он вновь пытается вызвать душу Катерины, но вместо неё видит чьё-то чужое пугающее лицо.
Катерина живёт в Киеве в семье есаула Горобца. Вдову пугают сны, в котором ей грозятся убить сына. Успокоив испуганную женщину, все легли спать. Ночью сына нашли в колыбели мёртвым. Катерина лишилась рассудка: безумно танцевала, размахивая кинжалом, и искала своего отца, чтобы заколоть его.
Вдруг приехал незнакомец, товарищ Данилы. Он разыскал Катерину и начал с ней беседовать о покойном. Во время разговора Катерина вдруг сделалась разумной, казалось, душевный недуг оставил её. Незнакомец поведал, что Данила взял с него обещание в случае смерти взять Катерину под свою опеку. Женщина сразу узнала своего отца и кинулась на него с ножом, но старик выхватил у неё кинжал и убил свою дочь.
На вершине высокой горы показался великан. Колдун в панике скрылся, так как узнал в исполине того, что явился ему во время заклинаний. Прибежал он к монаху, чтобы тот помолился за его душу, но буквы в священных книгах налились кровью, и монах отказался читать за спасение такого грешника. Убив в ярости монаха, колдун бежал дальше, но куда бы он не двигался, всё равно приближался к исполину. Схватил великан старика в ладонь, и тотчас тот умер. Уже мёртвыми глазами колдун увидел, как на всех землях поднимаются мертвецы и тянут к нему свои костистые руки. Великан, смеясь, бросил им тело колдуна и его сразу же растерзали.
Оцените произведение:
Голосов: 213
Читать краткое содержание Страшная месть. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Очень страшная история — краткое содержание повести Алексина
Книга была написана от лица мальчика, учащегося в шестом классе. Все действия происходит в городе Москва. Об этом выясняется во второй. части книги. Она состоит из двух частей. Первая имеет название «Тайна старой дачи», а вторая под названием «Покойник оживает начинает действовать.»
Главным лицом является мальчик Алик. В книге рассказывается, как преподаватель Алика организовал литературный кружок и взял в него пятерых умных ребят, одноклассников мальчика. А также еще одним участником этого кружка был Глеб, он являлся внуком писателя Бородаева, в честь которого был назван данный кружок.
Однажды на одной из выставок ребята узнал об одной книге, под названием «Тайна старой дачи». Книга о том, как один дачник бесследно и загадочно пропал в канун новогодних праздников. И эта дача существует на самом деле.
Через какое-то время весь класс вместе с руководительницей едет на стадион. Там она готовится к соревнованиям по теннису. Из -за этой поездки родители учеников устроили скандал, так как этот стадион находился очень далеко. Но об этом потом все забывают.
Когда наступил день поездки на дачу, молодая руководительница не пришла, так как, по словам Глеба, была занята переездом и заболела. В то время Глеб предлагает ребятам поехать туда одним и те соглашаются, так как тоже заинтересованы в данной истории.
Приехав на дачу, они обнаружили молодого человека Григория, его тетя была хозяйкой дачи.
Бородаев часто снимал эту дачу и хорошо знал Григория.
Эту книгу автор писал в подвале, и ребята захотели посмотреть его. Племянник проводил ребят туда и закрыл их, сказав, что так они лучше узнают эту историю. Ребята были напуганы и им нужно было возвращаться домой. Также они увидели в этом подвале скелет.
Чтобы ребята не так боялись, Алик предложил устроить некое заседание и предложил некоторым друзьям сочинить историю про этот день.
Девочка начала сочинять подобный план своих сегодняшних действий, а Алик в это время находит в ее фразе какой-то смысл, но пока не собирается делиться с остальными. Потом он попросил Глеба вспомнить что-нибудь интересное из жизни его деда.
Алик понимает, что дед просто наспросто нагонял на себя страх, чтобы было больше вдохновения, а скелет просто обычный муляж. Алик никому не говорил о своих загадках, о том, что Глеб сам здесь их заточил и специально спланировал эту поездку.
Алик в это время отвлек племянника и им удалось запереть его в подвале. Дождавшись поезда, ребята собрались уходить, но Наташа сказала, что все-таки нужно выпустить племянника из подвала.
Алик в это время отвел Глеба в сторону и сказал ему о своих догадках и предложил разыграть перед всеми некий спектакль, они связали племянника, но тот выбрался, так дверь ему отпер Глеб, и при таком варианте племянник не будет сердиться на Глеба.
Ребята догоняют отбывший поезд. В поезде Алик наедине с Глебом начал разговор. Выясняется, что Глеб Бородаев хотел вернуть к себе почет и уважение, и чтобы заново открыли кружок имени его дедушки. Поэтому он подстроил так, чтобы руководительницу уволили.
А также наврал всем ребятам о правдоподобности истории о даче. Но в подвале Глеб видел некую мемориальную таблицу, на которой было написано о том, что книга «Тайна старой дачи» была придумана.
Глеб с племянником специально закрыл всех в подвале, чтобы родители ребят заволновались о опять обвинили во всем учителя.
В конце книги Алик спросил у Наташи стоит ли прощать за это Глеба. На это она ответила, что если слабый человек бывает жестоким, то это противно, но если смелый бывает жестоким, то это страшно.
Читательский дневник.
Неблагодарность невестки к свекрови
Для того чтобы держать эту бесплатную няньку возле дочки, мама Веры даже расстроила намечающийся брак своей свекрови. Она уговорила ее не выходить замуж за мужчину, который, влюбившись в Анисью в семнадцать лет, пронес это чувство через всю жизнь.
О черной неблагодарности ее деловой и бездушной невестки рассказывает повесть «Раздел имущества» А. Г. Алексина. Краткое содержание произведения содержит наглядные свидетельства, как бездушность перерождается в жестокость.
Мама Веры приревновала к свекрови из-за того, что дочь была к ней более привязана.
Бездушная женщина выгнала из дому свою благодетельницу! Исцелив дочь, свекровь стала не нужна прагматичной даме. Бабушка уезжает в дом своей покойной сестры. Вряд ли ее измученная душа желает чего-то другого, чем смерти. Капризная невестка в своей риторике, скрывающей подлый замысел, безукоризненна.
Жанры
- Боевая фантастика
- Героическая фантастика
- Городское фэнтези
- Готический роман
- Детективная фантастика
- Ироническая фантастика
- Ироническое фэнтези
- Историческое фэнтези
- Киберпанк
- Космическая фантастика
- Космоопера
- ЛитРПГ
- Мистика
- Научная фантастика
- Ненаучная фантастика
- Попаданцы
- Постапокалипсис
- Сказочная фантастика
- Социально-философская фантастика
- Стимпанк
- Технофэнтези
- Ужасы и мистика
- Фантастика: прочее
- Фэнтези
- Эпическая фантастика
- Юмористическая фантастика
- Юмористическое фэнтези
- Альтернативная история
- Боевики
- Дамский детективный роман
- Иронические детективы
- Исторические детективы
- Классические детективы
- Криминальные детективы
- Крутой детектив
- Маньяки
- Медицинский триллер
- Политические детективы
- Полицейские детективы
- Прочие Детективы
- Триллеры
- Шпионские детективы
- Афоризмы
- Военная проза
- Историческая проза
- Классическая проза
- Контркультура
- Магический реализм
- Новелла
- Повесть
- Проза прочее
- Рассказ
- Роман
- Русская классическая проза
- Семейный роман/Семейная сага
- Сентиментальная проза
- Советская классическая проза
- Современная проза
- Эпистолярная проза
- Эссе, очерк, этюд, набросок
- Феерия
- Исторические любовные романы
- Короткие любовные романы
- Любовно-фантастические романы
- Остросюжетные любовные романы
- Порно
- Прочие любовные романы
- Слеш
- Современные любовные романы
- Эротика
- Фемслеш
- Вестерны
- Исторические приключения
- Морские приключения
- Приключения про индейцев
- Природа и животные
- Прочие приключения
- Путешествия и география
- Детская образовательная литература
- Детская проза
- Детская фантастика
- Детские остросюжетные
- Детские приключения
- Детские стихи
- Детский фольклор
- Книга-игра
- Прочая детская литература
- Сказки
- Басни
- Верлибры
- Визуальная поэзия
- В стихах
- Драматургия
- Лирика
- Палиндромы
- Песенная поэзия
- Поэзия
- Экспериментальная поэзия
- Эпическая поэзия
- Античная литература
- Древневосточная литература
- Древнерусская литература
- Европейская старинная литература
- Мифы. Легенды. Эпос
- Прочая старинная литература
- Альтернативная медицина
- Астрономия и космос
- Биология
- Биофизика
- Биохимия
- Ботаника
- Ветеринария
- Военная история
- Геология и география
- Государство и право
- Детская психология
- Зоология
- Иностранные языки
- История
- Культурология
- Литературоведение
- Математика
- Медицина
- Обществознание
- Органическая химия
- Педагогика
- Политика
- Прочая научная литература
- Психология
- Психотерапия и консультирование
- Религиоведение
- Рефераты
- Секс и семейная психология
- Технические науки
- Учебники
- Физика
- Физическая химия
- Философия
- Химия
- Шпаргалки
- Экология
- Юриспруденция
- Языкознание
- Аналитическая химия
- Базы данных
- Интернет
- Компьютерное «железо»
- ОС и сети
- Программирование
- Программное обеспечение
- Прочая компьютерная литература
- Прочая справочная литература
- Путеводители
- Руководства
- Словари
- Справочники
- Энциклопедии
- Биографии и мемуары
- Военная документалистика
- Искусство и Дизайн
- Критика
- Научпоп
- Прочая документальная литература
- Публицистика
- Астрология
- Индуизм
- Православие
- Протестантизм
- Прочая религиозная литература
- Религия
- Самосовершенствование
- Христианство
- Эзотерика
- Язычество
- Хиромантия
- Анекдоты
- Комедия
- Прочий юмор
- Сатира
- Юмористическая проза
- Юмористические стихи
- Домашние животные
- Здоровье и красота
- Кулинария
- Прочее домоводство
- Развлечения
- Сад и огород
- Сделай сам
- Спорт
- Хобби и ремесла
- Эротика и секс
- Банковское дело
- Внешнеэкономическая деятельность
- Деловая литература
- Делопроизводство
- Корпоративная культура
- Личные финансы
- Малый бизнес
- Маркетинг, PR, реклама
- О бизнесе популярно
- Поиск работы, карьера
- Торговля
- Управление, подбор персонала
- Ценные бумаги, инвестиции
- Экономика
Разное
Автомобили и ПДД
- Газеты и журналы
- Изобразительное искусство, фотография
- Кино
- Музыка
- Подростковая литература
- Театр
- Фанфик
- Водевиль
- Драма
- Киносценарии
- Мистерия
- Сценарии
- Трагедия
- Былины
- Загадки
- Народные сказки
- Пословицы, поговорки
- Фольклор: прочее
- Спецслужбы
- Боевые искусства
- Военная техника и вооружение
- Военное дело: прочее
Советуем почитать
Вдруг к местному ветеринару приходит парень Иван Малявин. Он держал на руках зайца с травмированными лапами, но врач не стал лечить зверя, вытолкнув парня за дверь. Парень обиделся на доктора
Айрис Мёрдок автор замечательного романа вышедшего в 1973 году смог написать увлекательный рассказ, который никого не оставит равнодушным. В начале рассказа идёт предисловие, а в конце послесловие, которое до конца проливает свет на судьбу Пирсона.
В произведении Астафьева события разворачиваются зимой 1942 года в Сибири. Его рассказ начинается с того, что простые люди, которые выходят из поезда в ужасную подвальную комнату
Япония, конец 19 века. Американский офицер Франклин Бенджамин Пинкертон влюбляется в пятнадцатилетнюю японскую гейшу Чио-Чио-Сан. Молодая японка отвечает ему взаимностью
Писатель Андрей Платонов известен благодаря своим трогательным рассказам про войну, подвиги солдат и жизнь простых граждан. В своем рассказе Маленький солдат, автор поднял всё ту же тему войны, а также сиротства и детства.
Источник
Об авторе
Анатолий Георгиевич Алексин, по отцу Гоберман, он является известным советским прозаиком, писавший свои произведения для детей.
Алексин родился 3 августа 1924 года в Москве, в семье учителей, еврейского происхождения. Его отца приговорили к расстрелу, но благодаря пересмотру дела его отпустили и оправдали.
Все детство Анатолий живет не далеко от писательских дач. Именно тут он приобщается к чтению, ему посчастливилось познакомится со многими знаменитыми поэтами. Его первые стихи были опубликованы в «Пионерской правде». Он печатает свои произведения в этой газете вплоть до войны. А потом переходит в более взрослую газету, «Комсомольскую правду».
Когда началась война, его с матерью отправляют в эвакуацию на Урал. Он работает на заводе редактирует газету «Крепость обороны».
Обучение он получает после войны. Он учился в институте востоковедения в Москве. К концу обучения он выпускает свою первую книгу «Тридцать один день».
Именно эта книга положила начало его литературная деятельность. Он писал свои произведения, в которых обсуждал детские и юношеские проблемы. Он быстро становится известным, получает всевозможные премии и награды, как на Родине, так и за рубежом.
Когда он вступил в партии, его приняли и в Союз писателей.
Когда в СССР началась перестройка он эмигрировал в Израиль. Тут он пишет свои произведения про жизнь в Израиле. Потом он с семьей уезжает в Люксембург, и живут тут до конца жизни.
Главная особенность произведений Алексина в тот, что сюжеты не содержат политического подтекста, но пронизаны добротой, любовью и мудростью.
Произведения Алексина были хорошо приняты читателями. Его произведения выходили в печать и за границей.
Писатель умирает 1 мая 2017 года, в городе, где он прожил последние годы, в Люксембурге. Захоронили его в Москве на Кунцевском кладбище.
Жизненный подвиг
Непростая жизнь не ожесточила женщину, не сделала ее черствой. Двадцатилетний муж Анисьи погиб на фронте. Она одна воспитывала папу Веры. Бабушка сумела увидеть в нем самое главное, к чему у него была склонность, — быть художником. Об органичной, естественной интеллигентности женщины, рожденной в крестьянской семье, повествует «Раздел имущества». Краткое содержание содержит грустную констатацию того, как папа Веры, прежде яркий и стройный мужчина, превратился в посредственность, став подкаблучником. Преподаватели видели в нем задатки мощного таланта, собственную манеру, которые он, человек, лишенный силы воли, впоследствии загубил, поддавшись уговорам жены.
О том, как в свое время бабушка положила себя на алтарь заботы о будущем своего ребенка, рассказывает нам «Раздел имущества». Краткое содержание рассказа содержит упоминание о том, как, не обустроив своей личной жизни, она брала на себя нелегкую сверхурочную работу медсестры, обеспечивая мальчика не хуже, чем более благополучные семьи. Однако талант, взращиваемый с таким трудом, увял… Одну из многих грустных жизненных историй гибели гения вмещает в себя краткое содержание повести «Раздел имущества».
Алексин Анатолий явно симпатизирует образу «мамы Аси». Да и как иначе! Ведь на таких людях, источниках любви и терпения, мир держится. Нести в мир доброту и свет, заботиться о близких и помогать им, — такое жизненное кредо имела бабушка Веры, руководствуясь примером своей старшей сестры.
Произведение высокохудожественное
Мы, хоть и явно уступая в стилистике автору, все же скромно попытались внести нотки доброты и человечности, столь проникновенно показанные писателем, в презентуемое нами краткое содержание. Алексин «Раздел имущества» создал многослойно, насыщенно.
По глубине содержания и впечатлению, получаемому от его прочтения читателем, произведение стоит вровень с романами. Как проникновенно Алексин описывает тончайшие нюансы души ребенка и взрослых! Так бы мог писать, пожалуй, Тургенев. Тонкая материя — человеческая душа. Не каждый автор может писать о ней. Алексину это удалось.
Кроме того, повесть создает впечатление небудничности, возвышенности… Мы просто обязаны подчеркнуть глобальную гуманистическую мысль, высказанную автором. Она гармонично украшает данное краткое содержание.
Алексин «Раздел имущества» писал, казалось бы, с единственной целью. Он пытался донести до миллионов читателей идею того, что детство каждого ребенка обязательно должно быть украшено любовью близких.
Анализ повести алексина “раздел имущества”
Не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе». Это золотое правило, которому далеко не каждый следует. «Ты просто даешь другому частичку самого себя — в виде доброго поступка, полезной идеи, слова поддержки, помощи в трудный момент, своевременной подсказки. Ты берешь нечто из своей головы, приправляешь добротой своего сердца и вкладываешь это в голову или сердце другого», — говорил Чарльз Берр.
Внимание
Каждый день в нашей жизни дает нам огромные возможности доказать свою любовь ближнему. Но мы настолько утомлены текущими заботами, что забываем о других, не обращаем внимания на их чувства, принося дорогим нам людям страдания. Каждый любит самого себя в большей мере, чем окружающих.
А как бы хотелось, чтобы весы любви в отношениях между людьми оставались в одном положении — равновесии. Но многие из нас не способны на это.
Александр Любимов «…Одна из наиболее актуальных проблем повести — становление мелкобуржуазной морали у отдельных членов нашего общества, рождение «деловых людей», принцип жизни которых — «надо, пока надо». Они берут от общества максимум, не отдавая ничего; им ничего не стоит отказаться от людей, помогавших им во многом. Для них нет никого и ничего близкого, есть только они и «окружающая среда», которую надо использовать, не заботясь ни о чем…»Алексей Королев «Нужен, когда нужен».
Инфо
На мой взгляд, это основная проблема повести. Основная и очень глубокая. Человек, который был необходим, которого любили и уважали, вдруг оказывается лишним, когда пропадает необходимость в нем. Почему? Как такое могло случиться?Да все оттого, что человек начинает превращаться в потребителя, физическое удовлетворение вытесняет духовное.
Высказывания критиков о романе Евгений Онегин
О наличии «противоречий» и «темных» мест в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» написано немало. Одни исследователи считают, что времени после создания произведения прошло так много, что его смысл вряд ли уже будет когда-либо разгадан (в частности, Ю. М. Лотман); другие пытаются придать «незавершенности» некий философский смысл. Однако «неразгаданность» романа имеет простое объяснение: он просто невнимательно прочитан.
Говоря о романе в целом Белинский отмечает его историзм в воспроизведенной картине русского общества. «Евгений Онегин», считает критик, есть поэма историческая, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица.
Подробнее…
Душевность человека — главная его характеристика
Девочке Вере, скажем прямо, с родителями не повезло. Хотя чисто внешне кажется — семья как семья. Есть папа и мама. Оба работают. Ребенка обеспечивают. Заботятся, чтобы последствия родовой травмы регулярно контролировали лучшие врачи. Однако Алексин всей силой своего таланта доказывает своему читателю, что все это — не то… Он умело подводит нас к той мысли, что при воспитании детей мало быть их биологическим отцом или матерью
Важно самому обладать душой, излучать вокруг себя в семье атмосферу любви, терпения, заботы. А этого качества по разным причинам нет ни у матери Веры, ни у отца…. Расскажем подробнее о родителях девочки
Мама — Софья Васильевна — работает в инспекции по охране природной среды. Она — типичная карьеристка, и даже непротив закрутить служебный роман. К работе относится серьезно, а к семье — легкомысленно. Лишь бы внешне все было благочинно. Она из эгоизма разрушила мужнин талант художника. Ведь чтобы живописец состоялся, необходима поддержка супруга (супруги). Поскольку у папы Веры его наставники отмечали свой творческий стиль, карьера была гарантирована. Следовало лишь пережить 2-3 года лишений, безденежья. Софье Васильевне надо было бы вдохновлять мужа на создание очередных шедевров, успокаивать его при неудачах. Но супруге хотелось заработка немедленно. Потому она, обладая более сильным характером, убедила мужа не заниматься творчеством, а просто копировать картины на продажу. Ее не трогало, что таким образом с творчеством было покончено. А потом, когда подвернулась более прибыльная работа экскурсоводом, папа Веры оказался на ней
Расскажем подробнее о родителях девочки. Мама — Софья Васильевна — работает в инспекции по охране природной среды. Она — типичная карьеристка, и даже непротив закрутить служебный роман. К работе относится серьезно, а к семье — легкомысленно. Лишь бы внешне все было благочинно. Она из эгоизма разрушила мужнин талант художника. Ведь чтобы живописец состоялся, необходима поддержка супруга (супруги). Поскольку у папы Веры его наставники отмечали свой творческий стиль, карьера была гарантирована. Следовало лишь пережить 2-3 года лишений, безденежья. Софье Васильевне надо было бы вдохновлять мужа на создание очередных шедевров, успокаивать его при неудачах. Но супруге хотелось заработка немедленно. Потому она, обладая более сильным характером, убедила мужа не заниматься творчеством, а просто копировать картины на продажу. Ее не трогало, что таким образом с творчеством было покончено. А потом, когда подвернулась более прибыльная работа экскурсоводом, папа Веры оказался на ней.
Характеристика текста
Если анализировать ранние книги Гоголя, то можно заметить, что все его работы наполнены романтическим умонастроением, они дают надежду на существование идеальных людей, вдохновляют на развитие светлого будущего. Автор всегда говорил, что злые умыслы приводят к всемирному хаосу и деградации всего человечества.
Если читать «Страшную месть» Гоголя по главам, то становится понятно, что рассказ основан на борьбе казаков с Турцией. Повесть посвящена годовщине этой страшной войны. Главным героем рассказа является Данило Бурульбаш, он был участником боевых действий.
Описание быта казаков и окружающей природы рисует мрачные картины, задает определенное настроение. Произведение имеет элементы мистики. Один из персонажей является олицетворением зла на земле, он сочетает в себе самые ужасные и отвратительные качества.
Природа в тексте описана собирательно и очень красиво. Писатель не уточняет, в каком поселке происходят действия, поэтому читатель может сам представлять и фантазировать. Такой прием дает возможность ощутить все происходящее на себе.
Описание действующих лиц в повести Гоголя «Страшная месть» раскрывает не только их внешние характеристики, но и особенности настроения и нрава. После детального изучения в голове складывается конкретный образ героев. Любой персонаж соответствует особенностям культуры и быта Украины того времени.
Писатель умело описывает и сочетает реальность и мистику. Такое олицетворение присуще сказкам и мифам. Благодаря используемому стилю можно понять, что думает сам автор по поводу происходящих событий. При анализе произведения четко просматривается главная мысль. Она заключена в том, что любое зло будет наказано.
Нравственная проблематика прозы Солженицына
В вопросе о нравственной проблематике в прозе Солженицына хотелось бы обратить внимание на рассказ «Матренин двор», который изначально назывался «Не стоит село без праведника». И праведник этот — Матрена Васильевна, одинокая женщина лет шестидесяти, без средств к существованию, но бескрайне добрая, готовая отдать то малое, что у нее есть. А окружающие ее люди с жадностью это берут, да еще и осуждают Матрену за безвозмездную отзывчивость — «глупая, помогала чужим людям бесплатно»
Такой образ настоящей русской души рисует Солженицын. А между тем Матрене очень нелегко пришлось в жизни — ее муж ушел на войну и не вернулся, все шестеро детей умерло — «до трех месяцев не доживали и не болея ничем»
А окружающие ее люди с жадностью это берут, да еще и осуждают Матрену за безвозмездную отзывчивость — «глупая, помогала чужим людям бесплатно». Такой образ настоящей русской души рисует Солженицын. А между тем Матрене очень нелегко пришлось в жизни — ее муж ушел на войну и не вернулся, все шестеро детей умерло — «до трех месяцев не доживали и не болея ничем».
Подробнее…
Читать
- Алексин А
- Вторая очень страшная история
- (еще пострашней первой!)
- ПОКОЙНИК ОЖИВАЕТ И НАЧИНАЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ
- Предисловие,
- из которого становится ясно, как я дошел
- до жизни такой (в положительном смысле!)
Вероятно, есть еще на свете люди, которые не успели прочитать мою первую «Очень страшную историю». Для них я перескажу ее содержание, непрерывно помня о том, что краткость — сестра таланта.
Это утверждал кто-то из тех, кого, как говорит наша учительница Нинель Федоровна, стоит цитировать. Но ведь сестры бывают разные: родные, двоюродные, троюродные… Так вот, краткость — родная сестра таланта. Это высказывание принадлежит уже мне!
Я решил рассказать еще много «очень страшных историй». И каждая последующая будет страшней предыдущей. До чего все это дойдет — трудно себе представить. Как трудно представить, до чего дойдет сама жизнь.
То есть они, говоря литературным языком, документальны
Я и думать не думал, что моя первая детективная повесть будет напечатана в самом настоящем журнале… А потом будет издана не только, говоря патриотическим языком, на родной земле
, а и в странах далеких и даже самых что ни на есть капиталистических.
Там ей, говоря юридическим языком, незаконно
давали другие названия. Иногда мне это было приятно. К примеру, в Нью-Йорке — есть такой город — на обложке напечатали: «Алик — детектив».
От автора
Судьбе было угодно, чтобы я родился в семье инженерно-технического работника, в самом начале второй половины нашего века. Это была дружная трудовая семья. Я был последним ребёнком в этой семье. Первым ребёнком был мой старший брат Костя. Всего, значит, нас было двое. Сейчас уже Костю трудно назвать ребёнком, потому что он бреется и учится в университете. Родители наши сумели дать своим детям хорошее образование: Костя, как я уже сказал, студент, а я учусь в шестом классе.
У нас с братом были совершенно разные характеры. Они и теперь абсолютно разные, но я пишу «были», потому что предисловия «от автора» всегда пишутся в прошедшем времени, как воспоминания. Брат увлекался техникой, а я любил читать детективные повести и романы. Потом, в более зрелом возрасте, я внезапно почувствовал тягу к творчеству.
У меня не было старой няни, которая бы рассказывала мне в детстве сказки и так, понемножку приучила бы меня любить литературу. Мама сама вела хозяйство, поэтому ни няни, ни домработницы у нас не было. Но зато на меня, как на будущего автора детективных произведений, огромное влияние оказали мои родители.
Когда я ещё был во втором или в третьем классе, мама вышила на мешке для галош мою фамилию: «Деткин».
Это был самый обыкновенный мешок, но он сыграл в моей жизни необыкновенную роль! Судьбе было угодно, чтобы последние три буквы стёрлись, исчезли: нитки порвались то ли от старости, то ли оттого, что мешок служил мне верным оружием в коротких, но решительных схватках, которые вспыхивали время от времени в раздевалке. Так или иначе, но от моей фамилии остались лишь три первые буквы: «Дет…»
— Галоши ДЕТектива! — крикнул один старшеклассник.
С этого и началось: меня прозвали Детективом. А если бы мама не вышила те буквы на моём синем мешке?..
Но положительное влияние родителей было не только в этом. Мама и папа часто отбирали у меня затрёпанные приключенческие повести и романы. «Жалко тратить на это время!» — восклицали они. А потом я находил свою книгу под подушкой у мамы или случайно замечал её в папином портфеле. Таким образом, я с их помощью понял, что все нормальные люди любят читать детективные книжки, но многие любят тайно. А тайная любовь, как известно, самая интересная и самая сильная!
Итак, я начал творить!.. Родители были против: «Жаль тратить на это время!» Тогда я вспомнил все известные мне случаи, когда отцы выгоняли из дома и даже лишали наследства будущих великих артистов, композиторов и писателей. Эти примеры подействовали на папу и маму.
— Ладно, — сказал папа, — раз тебе не жалко времени, которое можно было бы потратить на изучение иностранного языка, на чтение полезных книг или, скажем, на спорт, пусть будет по-твоему! Но позволь и мне обратиться к классическим примерам…
Он достал первый том собрания сочинений Лермонтова, прочитал вслух два стихотворения и сказал:
— Эти стихи были написаны Михаилом Юрьевичем, а точней сказать, Мишей в четырнадцатилетием возрасте. Ты всего на полтора года моложе. Только на полтора! А если учесть, что дети сейчас взрослеют гораздо раньше, можно считать, что вы — одного возраста!
— Ну и что? — спросил я.
— А то, — ответил мне папа, — что нельзя высосать повесть из пальца. Прежде чем сесть за стол, надо изучить человеческие характеры. А сюжет? Его должна подсказать тебе сама жизнь!
Я стал изучать характеры своих приятелей, соседей, учителей. Но сюжета жизнь мне подсказывать не хотела. И вдруг случилось такое!.. Никогда я бы не смог придумать истории страшнее той, которая случилась на самом деле и которую я всю распутал от начала и до конца, доказав, что Детективом меня прозвали не зря!..