Анализ стихотворения «Влас» Некрасова
Стихотворение «Влас» Н. Некрасова раскрывает тему народного характера, доли русского крестьянства. Реальный случай из жизни под пером поэта становится эпической, почти былинной, песней о грехе и покаянии.
«Влас» написан в 1855 году под впечатлением от встречи поэта с бывшим крестьянином-солдатом из имения его отца. Н. Некрасов в эти годы уже признанный автор, редактор журнала «Современник».
Произведение состоит из 22 строф, написано пятистопным хореем с перекрестной рифмой. По жанру — эпическая лирика. Композиционно делится на 4 части. Первая и последняя перекликаются: в них читатель видит сегодняшнего Власа, а во второй и третьей — его прошлое, темное и светлое. От желания разбогатеть любой ценой — до болезни, а затем — прозрения и бескомпромиссного раскаяния.
Стихотворение стилизованно под древнерусскую литературу как по форме (перекличка с жанром видений, хожений), так и по содержанию. В нем много сказовых элементов: простонародных выражений (воротил, сбирал, пуще), устаревших слов (подаяние, смрад), устойчивых оборотов (остался бос и гол, в гроб вогнал), церковной лексики (вериги, икона, лепта) .
Широко используется перифраз: черный год (неурожай), грянул гром (случилась беда), вольный свет (жизнь), и инверсия: просит он, был он прежде. Сравнивает Москву с матушкой, Каспий (разговорная форма названия Каспийского моря) широким, Неву — царственной. Простые повторы в четверостишиях: видел света, видел грешников.
Автор вводит числительные и уменьшительные формы слов для усиления эффекта достоверности: год, тридцать лет, зимушку, матушки.
Описание мытарств и ада реалистично: там «крокодилы, змеи, скорпии», «ефиопы» (бесы), «тигр-шестикрылат» (символ ярости), орудия мучений.
Покаявшийся «кащей-мужик» раздает все свое имущество, становится странником, просящим милостыню на возведение храмов Божиих, народ считает его праведником, а он себя — по-прежнему грешником (полон скорбью неутешною).
«Влас» — типичен для поэзии Н. Некрасова только на первый взгляд, здесь нет острой социальной, демократической, революционной подоплеки, изображены страдания не от бедности и бесправия, а муки совести, переворот в душе человека.
Стихотворение «Влас» Николая Некрасова — своеобразная панорама народной жизни XIX века, созданная в фольклорных традициях. Это произведение высоко оценили Ф. Достоевский и Н. Гумилев, оно было дважды положено на музыку.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Вариант 2
Если говорить в рамках религиозной традиции, то ничего так не радует Господа как слеза грешника. К примеру, если обратиться к христианству, то легко вспомнить о том, где в основном и кому проповедовал Христос.
Некоторые из его апостолов вообще были мытарями, то есть сборщиками податей и, более того, они собирали с людей в пользу римской власти на оккупированной этой властью территории. Мягко говоря, такие люде не особенно ценились народом, да и, вероятно, не обладали особыми этическими идеалами. Также мы помним и другие истории о том как Христос обращал на верный путь заблудшие души.
Дальнейшая история христианства тоже во многом основана на мотиве раскаявшегося грешника, который осознавая свои недостатки, обращается в верную сторону и начинает подвижничество. Таких много среди святых, к примеру, Мария Египетская. Так или иначе, речь идет о сюжете, когда вера и осознание собственной греховности полностью меняют человека.
Этот сюжет использует и Некрасов в своем стихотворении Влас, в котором главным героем выступает некто мужик или «дядя Влас», который много грехов натворил за свою бытность простым человеком. Он укрывал конокрадов, использовал не самые благостные финансовые схемы, для того чтобы наживаться на людях. В общем думал только о себе и в итоге накопил много грехов.
Поворотным эпизодом в его биографии становится тяжелая болезнь, которая приводит к взыванию к Господу. Как правило, многие люди именно так обращаются к религии, именно так вообще вспоминают о каких-то высоких субстанциях. Ведь когда ситуация является нормальной, то все блага считаются будто причитающимися изначально, а если недобрые дела не наказываются, то люди вообще начинают чувствовать себя весьма вальяжно.
Различные невзгоды такие как болезнь способны усмирить. И именно болезнь усмиряет Власа, который начинает молиться, ведь знахарь не может ему помочь. В бреду он видит адские миры и список собственных грехов, муки грешников.
Исцелившись чудесным образом и раскаявшись в собственных поступках он становится странником, который ходит по городам и собирает на строительство храма. По сути, этот Влас становится святым подвижником, который держит своеобразный перманентный пост и следует данному слову. Именно так вера способна поменять даже самого закоренелого грешника и сделать из него благостного человека.
Анализ стихотворения Влас по плану
«Влад» Анализ стихотворения Некрасова
Стихотворение Н. А. Некрасова «Влас»
В русском фольклоре и литературе существует множество интерпретаций сюжета о раскаявшемся грешнике. Несомненная заслуга Некрасова в том, что этот эпический сюжет нашел в его творчестве необычное воплощение, потому что лег в основу стихотворения — жанра, традиционно относящегося к лирическому роду литературы.
Своеобразие «Власа» точно определил Н. Гумилев, относивший его к числу своих любимых. Он назвал это стихотворение произведением .эпически-монументального типа». Понятия эпического и монументального связаны прежде всего с образом главного героя Власа, именем которого названо стихотворение. Важную роль в создании образа героя играет композиция. В стихотворении противопоставлен «дядя Влас — старик седой» — кащею-мужику, «великому грешнику».
Рассказ о Власе-праведнике, страннике обрамляет историю Власа-грешника. Портрет Власа в начале стихотворения говорит как о роде его занятий (просит на Божий храм), так и о выполнении религиозного долга (икона на груди, вериги). Открытый ворот армяка и обнаженная голова создают ощущение открытости Власа по отношению ко всем, с кем он встречается. Палка «с железным наконечником» как посох странника.
Чем же объясняется та перемена, которая произошла с главным героем? Завязка действия — болезнь Власа, тяжкий недуг, поразивший его за грехи: он сгубил жену, укрывал разбойников, был корыстен и несправедлив по отношению к односельчанам.
Осознав свои грехи во время болезни, Влас пытается Очиститься: «… построить церковь божится, если смерти избежит». Однако этой жертвы недостаточно, потому что потратить на Церковь неправедно нажитые деньги не значит искупить вину. Кульминация превращения Власа-грешника в праведника — адское видение. Стилистически оно восходит к фольклору, о чем говорят персонажи адского действа: псы проворные, ведьма-егоза и всякая адская нечисть.
Идейно сцена ада связана с «Божественной комедией» Данте, картина грехов человеческих изображается здесь одновременно страшной и ироничной:
«Воют грешники в прискорбии,
Цепи ржавые грызут».
Картина ада зрима, реальна, хотя и возникает в больном воображении Власа. Психологический перелом наступает, когда Влас приходит к осознанию последнего обета: раздать все бедным и отправиться собирать деньги на храм
В стихотворении подчеркивается важность не столько предыстории героя, сколько его настоящего. Дорогой ценой далось ему прозренье
«С той поры мужик скитается
Вот уж скоро тридцать лет,
Подаянием питается —
Строго держит свой обет».
Фигура Власа вызывает не столько сострадание, сколько уважение. Автор говорит о великой силе его души, неутешной скорби — это черты истинно религиозного человека, странника, а к ним с такой любовью всегда относился русский народ. Стихотворение «Влас» занимает в творчестве Некрасова особое место: будучи певцом народных страданий, поэт нечасто обращался к религиозной тематике. В этом стихотворении ему удалось создать не только яркий образ человека из народа, но и изобразить важные черты народа в целом.
Стихотворение высоко оценивали такие выдающиеся художники, как Достоевский, Гумилев, Ахматова. Оно привлекает подлинно народной простотой, интонацией сказа, песенностью, содержащимся в нем зарядом нравственного учительства.