Смысл рассказа «живые мощи» тургенева

Краткое содержание рассказа ивана тургенева «живые мощи» | литерагуру

Краткое содержание Тургенев Живые мощи

Рассказчик и герой, по имени Ермолай, идут вместе на охоту на тетерева. Начинается сильный дождь. Продолжать находиться без прикрытия в такую погоду могло нанести здоровью героев серьезный вред. Они пытаются найти выход из сложной ситуации. Рассказчик вспоминает, что неподалеку от той местности, где они охотятся, есть село Алексеевка. Мать рассказчика имеет небольшой хутор в этой деревушке.

Герой никогда не бывал там. Он был рад найти какой-либо кров, поскольку ужасная дождливая погода не оставляла ему другого выхода. Два охотника направились в Алексеевку. Герои переночевали в хуторке. Утром автор решил походить вокруг домика и посмотреть окрестность. Рядом с хуторком был сад. Он имел очень убогий и плачевный вид. Было видно, что сад уже долгое время заброшен. Никто не ухаживал за ним уже долгое время. У садика был небольшой плетеный сарайчик.

Рядом с этим сараем герой заметил какую-то фигуру. Она напоминала мумию. Приближавшись, главный герой заметил, что мумия на самом деле женщина. Ее звали Лукерией. Она была больна. Черты лица Лукерьи выдавали какой красавицей она была раньше. Теперь от ее красоты ничего не осталось. Бедняга так похудела и иссохла, что действительно ничем не отличалась от мумии. Бедняга рассказала своим гостям, что все началось семь лет тому назад. Она упала с крыльца. Это стало причиной бесконечных болезней. Теперь она не могла даже двигаться. В деревушке Лукерью называют «Живые мощи». Эта бедняга совершенно не винила судьбу за такую учесть. Рассказывала, что совершенно довольна жизнью.

Своими страданиями они искупали грехи всех ближних. Она отказалась от помощи врачей. Ее единственной просьбой было убавление оброка крестьян. Лукерья беспокоилась и думала только об окружающих ее людях.

Вывод

Важно заботиться не только о себе но и об окружающих

Оцените произведение:

  • 3.74

Голосов: 250

Читать краткое содержание Живые мощи. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Тургенев. Краткие содержания произведений

  • Андрей Колосов
  • Ася
  • Бежин луг
  • Бирюк
  • Бурмистр
  • Вешние воды
  • Воробей
  • Гамлет Щигровского уезда
  • Два помещика
  • Дворянское гнездо
  • Деревня
  • Дым
  • Ермолай и мельничиха
  • Живые мощи
  • Записки охотника
  • Касьян с Красивой мечи
  • Конец Чертопханова
  • Контора
  • Лебедянь
  • Лес и степь
  • Льгов
  • Малиновая вода
  • Месяц в деревне
  • Мой сосед Радилов
  • Муму
  • Накануне
  • Нахлебник
  • Нищий
  • Отцы и Дети
  • Отцы и Дети по главам
  • Певцы
  • Первая любовь
  • Рудин
  • Свидание
  • Смерть
  • Собака
  • Стучит
  • Три встречи
  • Уездный лекарь
  • Фауст
  • Хорь и Калиныч
  • Часы

Краткое содержание рассказа «Живые мощи» подробно

Барин Петр Петрович отправился с охотником Ермолаем за тетеревами в Белевский уезд. Но охоте помешал дождь, против которого оказались бессильны и деревья, и плащи. Ермолай предложил поехать на ночевку в Алексеевку – хутор, принадлежавший матери барина. А утром обещал отвезти его в места, лучшие для тетеревов.

Барин не подозревал о существовании имения. Он согласился на предложение Ермолая и переночевал во флигеле при хуторе. А на следующее утро проснулся с восходом солнца. Дождь закончился, и, пока готовили таратайку, герой решил прогуляться по заброшенному саду.

По тропинке он вышел к пасеке и наткнулся на плетеный сарай. Барин заглянул внутрь и на подмостках увидел накрытую одеялом фигуру. Он хотел уйти, но слабый голос попросил его подойти. Петр Петрович увидел перед собой фигуру, напоминающую мумию: с сухой бронзовой кожей и острыми чертами лица, за которыми герой рассмотрел былую красоту.

Это была Лукерья – крепостная крестьянка, из поместья его матери, любившая петь и танцевать. Когда-то от нее не могли отвести взгляд все парни, и сам Петр Петрович — юный мальчик – был тайно в нее влюблен.

Лукерья попросила сесть рядом и рассказала о своем несчастье. 6 или 7 лет назад она была помолвлена с молодым парнем — Василием Поляковым. Жених занимал все ее мысли. Однажды ночью девушка вышла на крыльцо послушать пение соловья. Ей показалось, что ее зовет Василий. Лукерья обернулась на зов, оступилась и упала.

После того случая она начала увядать, сохнуть и чахнуть. Девушке стало тяжело ходить, а вскоре ноги совсем отнялись. Мать барина вызывала лекарей, пыталась вылечить Лукерью. Но после безрезультатных попыток отправила ее из барского дома на хутор. Василий переживал за невесту, но все же женился на другой. Лукерья одобрила его решение и хвалила его новую избранницу.

Пока стояла теплая погода, девушка лежала в плетеном сарае. С наступлением холодов ее переносили в предбанник. Она была неприхотлива в уходе: почти не ела, только пила. Добрые люди приходили ее навестить. Среди них – сиротка: она приносила Лукерье цветы, а героиня учила ее песням.

Девушка не жаловалась, и когда барин спросил, не скучно ли ей. Ответила, что вначале было тяжело. Но потом она привыкла и рассудила, что бывает хуже: людям без слуха или зрения. Лукерья порадовалась, что в своем нынешнем состоянии не может грешить.

Героиня приучила себя отгонять мысли – без них время идет быстрее. Вместо того, чтобы думать, она слушала и наблюдала за тем, что происходит вокруг. Когда-то она любила читать, но уже не могла держать книгу в руках. Произносила про себя молитвы, но недолго – чтобы не докучать Богу. И редко спала – не позволяла физическая боль.

Барин искренне сочувствовал Лукерье и предложил перевезти ее в городскую больницу на лечение. Но она отказалась и попросила ее не тревожить – предыдущие лекари доставили ей много боли.

Девушка попросила Петра Петровича не жалеть ее. И спела ему песню. А когда устала, барин накрыл ее руку своей ладонью. Он увидел на глазах девушки слезы. Она призналась, что в последний раз плакала прошлой весной, когда к ней приходил Василий. Петр Петрович вытер слезы девушки своим белым платком.

Лукерья рассказала барину о своих снах. В них она была здоровой. Во снах она видела Христа, который уносил ее в небесное царство. А на земле оставалась собака – как болезнь, которой нет места на небесах.

Также во сне к девушке являлись родители и благодарили за то, что дочь искупает их грехи. Приходила и сама смерть. Но не забрала героиню, а лишь назначила час – после петровок. Вот такие удивительные сны.

Спать Лукерье помогало лекарство, которое дала ей одна проезжая барыня. Девушка попросила Петра Петровича привезти ей такое средство.

Лукерье не исполнилось еще и 30 лет. Петр Петрович был поражен ее терпением, на что героиня возразила: бывают и более достойные примеры. Она устала говорить, но призналась, что за беседой с барином отвела душу. На его вопрос, не нужно ли ей чего-нибудь, Лукерья попросила уменьшить оброк крепостным.

Перед тем, как уехать на охоту, Петр Петрович расспросил о Лукерье хуторского десятского. Он узнал, что девушку в деревне прозвали «Живые мощи», что ни в чем не нуждается и за все благодарна.

Богом убитая – стало быть, за грех, подвел итог десятский, но крестьяне ее не осуждают. Вскоре барин узнал, что Лукерья скончалась. В день смерти Лукерья говорила, что слышит звон колоколов, идущий «сверху».

Очень краткое содержание для читательского дневника

Однажды помещик Пётр Петрович ночевал на хуторе Алексеевке. Заглянув в сарайчик, стоящий около пасеки, он увидел там очень худую женщину, лежащую в углу на подмостках и укрытую одеялом. Это оказалась Лукерья, крепостная крестьянка матери Петра Петровича. Раньше она была красивой девушкой, певуньей и плясуньей. Однажды оступилась, упала с крыльца и с тех пор стала сохнуть, кожа её потемнела, и Лукерья стала похожа на мумию. Ходить она не могла, за ней ухаживали добрые люди. Лукерья не унывала, считая, что Бог её любит, если послал ей такое испытание. Она была благодарна Богу, что у неё есть пристанище, зрение, слух. Песни она петь не перестала, хотя голос ослабел. Лукерья стала учить песням девочку-сиротку.

Она попросила барина, чтобы он уговорил свою мать сбавить оброк с крестьян, так как здесь у них мало земли.

Хуторской десятский сказал Петру Петровичу, что Лукерью в деревне прозвали «Живые мощи». Через некоторое время Пётр Петрович узнал, что Лукерья умерла, а перед смертью слышала колокольный звон с неба.

Характеристика героев

Главные герои «Живых мощей» Тургенева — Лукерья и Барин. Последний совершенно случайным образом оказался в доме женщины. Он выступает и в роли рассказчика, и в роли персонажа.

Судьба Лукерьи

Лукерья — это женщина двадцати девяти лет. Последние 6 лет она болеет. За эти годы она превратилась из высокой полной белокожей красавицы и хохотуньи в мумию.

Лукерья спокойно относится к выпавшим на ее испытаниям судьбы. Ее голос тверд и не жалок. Рассказчик не слышал, чтобы она была чем-то недовольна. Даже, наоборот, девушка все еще способна сопереживать и сочувствовать другим, тем кому хуже. Таковыми она считает:

людей, у которых нет родного дома;
потерявших зрение;
неспособных говорить;
утративших слух;
не умеющих распознавать запахи.

Женщина по-настоящему благодарна всем тем, кто за ней ходит — это добрые люди. Но Лукерья уже не ждет помощи, она не верит, что ей можно помочь. Больше всего барина поражает, что женщина даже рада своему положению. Ведь будучи прикованной к кровати, она не имеет соблазна и возможности грешить. Лукерья принимает себя как часть природы и все такого же члена своего хутора. Она больше не способна ходить на исповедь, но вместо этого к ней приходит домой священник и женщина замаливает грехи.

Философия Лукерьи поражает. Женщина старается никого нигде не обременить своим существованием. И даже Богу много не молится, чтобы не наскучить. Ее положение приближает ее к святым. Эта мысль барина отражается в названии. Внешне женщина походит на нынешних святых. Как многие из них она мучается, и ее физическая боль порой сильна настолько, что она не может заснуть. Лукерья даже книги больше не читает. Не потому, что не умеет, а оттого, что не способна удержать их в своих руках.

Лукерья даже продолжает приносить пользу. Женщина учит девочку-сироту, которая ходит к ней, петь как она. Она знает множество песен и когда-то даже пыталась заниматься их сочинением.

Единственное, о чем попросила Лукерья, она просила не для себя. Женщина хотела, чтобы барыня уменьшила оброк для крестьян. Жалеет больная в своей жизни лишь, что пришлось обрезать длинные косы.

Когда рассказчик прямо говорит ей, как восхищается ее терпеньем, она говорит, что не вровень подвигам других более сильных людей. И вспоминает о смелости Жанны д’Арк и Симеона Столпника. Женщина, несмотря на свои страдания, ни о чем не жалеет. И просит не о себе.

Образ Барина

О рассказчике Тургенев говорил мало, и не дал его образу детальную характеристику.

При первой встрече, увидев Лукерью, барин испытал ужас. Но постепенно это чувство сменилось жалостью к женщине. Барин называл ее несчастной и полумертвой. Он не лишен сострадания и сочувствия, а потому предлагал отвезти Лукерью в больницу. Он хочет это сделать, как ему кажется, для ее же пользы, но больная отказывается.

И единственное, чем барин может помочь больной, это достать для нее лекарство от бессонницы.

Когда они распрощались, рассказчик, прежде чем отправиться на охоту, говорил с хуторским десятским о Лукерье. Тот сообщил, что прозвали ее в деревне «Живые мощи», ведь хоть она и не умерла, но не слышно от нее ничего. Сама ничего не просит, но за все благодарна.

Женщина-Смерть

А потом больная девушка и третий свой сон рассказала. Будто бы видит она себя на большой дороге в платке с палочкой и котомкой. Вроде идти ей надо куда-то на богомолье. И мимо нее люди, как странники проходят. А между ними она увидела женщину на голову выше их. Она вилась вокруг них, платье на ней не русское, лицо постное и строгое. Все сторонятся ее, а она прямо к Лукерье и подошла. Луша спросила ее о том, кто она такая, а та ответила, что она ее смерть. Девушка ни на мгновение не испугалась и стала молить ее, чтобы забрала она ее поскорее. Смерть обернулась и произнесла, что, мол, после «Петровок»… А потом девушка проснулась.

Много еще интересного поведала Луша барину, а на прощание попросила, чтобы маменька его немного оброк у здешних крестьян сбавила. Угодий мало у них, а они бы за них и помолились бы.

Через несколько недель Лукерья скончалась, как раз после «Петровок».

Однодворец Овсянников

«Один из последних людей старого века»

Овсянников вместе с женой проживал в небольшом уютном доме. Крестьян называл работниками и обходился с ними уважительно. Во время голода раздал весь хлеб нуждающимся. За это крестьяне в следующем году щедро ему отплатили. Помещик часто судил и мирил соседей, так как ему доверяли. Жена была на него похожа – такая же степенная, важная, молчаливая.

Овсянников разговорился с рассказчиком о прошлом времени. Помещик вспомнил дедушку собеседника, который обидел его семью и отнял землю. А еще – высек отца. Петру Петровичу становится стыдно от этого рассказа. Вспоминают они и других соседей.

История создания произведения

«Живые мощи» — один из рассказов сборника «Записки охотника». В образе главной героини Иван Сергеевич воплотил присущее русскому народу долготерпенье.

Прототипом Лукерьи стала женщина, с которой Тургенев впервые познакомился в 1840-х годах – Клавдия. Об этом Иван Сергеевич рассказывал в одном из писем немецкому писателю Людвигу Пичу.

На образ главной героини также могла повлиять крепостная Евпраксия, с которой автор был близок в юности. Девушка, ставшая калекой, ранее была красивой и жизнерадостной. Упоминания о ней есть в письмах Тургенева Н.А. Кишинскому – управляющему его поместий.

Сборник рассказов «Записки охотника» был впервые напечатан в 1852 году. На создание цикла Тургенева вдохновила поездка в усадьбу матери — Спасское-Лутовиново, где он провел лето и часть осени 1846 года.

Рассказ «Живые мощи» был опубликован в литературном сборнике «Складчина» в 1874 году и вошел в состав более позднего издания «Записок охотника».

Второстепенные герои и их характеристика

  • Поляков Василий – статный кудрявый парень, служил буфетчиком у матери барина. Он был помолвлен с Лукерьей, но после произошедшего с ней несчастья взял в жены другую девушку. Герой освобожден от крепостной повинности и служит приказчиком по соседству с хутором.
  • Ермолай – охотник, сопровождающий Петра Петровича. Он знает лучшие места и организует охоту.
  • Сирота – девочка, живущая на хуторе. Она навещает Лукерью и приносит ей цветы. А Лукерья разучивает с ней народные песни.
  • Мать барина – помещица, владеющая хутором Алексеевка. После несчастного случая, произошедшего с Лукерьей, она долгое время пытается вылечить девушку направляя к ней лекарей.
  • Хуторской десятский – крепостной, следящий за порядком в деревне. Он рассказал барину, что местные крестьяне прозвали Лукерью «Живые мощи».

Краткий пересказ

Рассказчик и  деревенский мужик Ермолай в один из дней охотились. Во время охоты их захватил дождь, и Ермолай высказал мнение, что будет целесообразно доехать до хутора Алексеевки, остановиться там на ночлег, а  поутру посетить хуторские окрестности, здешние места были лучше тех, где они оказались дождливым днем. Алексеевка принадлежала матери рассказчика.

Утром главный герой пошел на прогулку по селению, зашел в омшаник, где обратил внимание на небольшой силуэт в углу и удивился. То была фигурка глубокой старухи, иссохшей, бронзовой и застывшей неподвижно

Рассказчик не сразу в ней признал Лукерью, дворовую его матери, в молодости бывшую красавицей, веселухой и певуньей. Тогда в нее многие были влюблены, среди них и сам в ту пору еще очень юный герой-рассказчик.

 Женщина поведала, что уже почти вступила в брак с любимым человеком, буфетчиком Поляковым Василием, но произошла беда, которая изменила ей всю жизнь. Как-то в ночи она услыхала соловьиное пение, вышла на крыльцо послушать птицу, и тут ей послышался голос любимого. Еще не совсем проснувшаяся девушка повернулась, оступилась и, не удержавшись на ногах, упала.

Поначалу девушка ничего не ощутила, но скоро о себе дала знать какая-то травма внутри ее организма. С этого момента девушка чернела и сохла, а потом ее ударил паралич. Жених Лукерьи взял себе в жены другую и уже стал отцом.

Женщина летом находилась в сарае, а зимой ее пристанищем был предбанник. По большей части она проводила время лежа. Иногда к ней приходили хуторяне, приносили ей воды. Проведывал больную и батюшка, но у нее не имелось грехов. Являлись к ней и дворяне, которые пробовали помочь женщине, но успех был переменчивым. Проезжей барыней ей был принесен опиум в качестве снотворного, который облегчил муки больной, а один барин хотел вылечить Лукерью, и направил к женщине доктора. Тот же ничем не помог ей, а лишь растревожил страдалицу. Наш герой тоже хотел помочь вылечить Лукерью, но та не захотела, и мужчина сказал, что пришлет больной опиум.

Поведала женщина о том, что она, лежа днями, наблюдает за окружившей ее природой, вслушивается в нее, молится.  Она предпочитает не зацикливаться на чем-либо определенном, а размышляет о том, что вечно. Героиня видит чудесные сны, в них женщина здорова,  она ходит, плетет венки. Также в этих снах к ней является ее бывший возлюбленный, почившие родители. Родные выражают ей благодарность за то, что она принимает за них страдания. А еще Лукерья видит Иисуса Христа, как он ее ведет на небо, где нет страдания и боли. Из снов женщина узнает, что отойдет она в мир иной после петровки.

Пробует героиня и петь. Поет она слабым голосом, потому что мало сил,  но чисто и правильно. Учится песням у нее девчонка-сирота, которая ее иногда навещает. Когда силы покинули певунью, и женщина прекратила пение, рассказчику стало ее очень жалко. Он положил на ее руку свою. Та заплакала, но тут же прервала свой плач. Себя несчастной Лукерья не считала. Невзирая на то, что она не ходит, у нее есть возможность видеть, слышать, различать запахи, кому-то ведь и этого не дано.

Прощаясь, рассказчик еще раз повторил вопрос, надо ли ей что-нибудь. Лукерья сказала, что ничего не нужно, и просила лишь за хуторских крестьян – уменьшить для них оброк. После чего герой покинул Лукерью, а десятский ему сказал, что ее прозвали хуторяне «Живые мощи», отношение же людей к ней было хорошим. Вскорости больная померла, и случилось это, и в самом деле, после «петровок». Незадолго до смерти Лукерье слышался звон колоколов, доносящийся будто бы с небес.

Читательский дневник по рассказам «Записки охотника» Тургенева

Сюжет

Помещик-охотник (рассказчик) повествует о своих встречах с людьми своего круга и крепостными крестьянами. Среди последних есть и успешные мужики, как Хорь, и робкий пчеловод Калиныч, и прекрасная мельникова жена, которой вздорная барыня не позволила выйти замуж за любимого. Он жалеет Власа, с которого графский сынок дерет оброк, дивится на историю любви скромного лекаря к умирающей красавице, узнает про роковые страсти, разыгравшиеся между вдовым помещиком Радиловым и сестрой его жены. Он также становится свидетелем старинного образа жизни однодворцев, подслушивает байки мальчиков, пасущих коней в ночном, знакомится с необыкновенным карликом Касьяном, взявшим на себя заботу о сироте, досадует на произвол бурмистров и конторщиков. В кабаке заслушивается мастерским пением Яшки-Турка, с душевным волнением беседует с изможденной, когда-то красавицей, Лукерьей. Становится очевидцем, как грубый лесник щадит своего собрата-крепостного. Видит исковерканную судьбу влюбленного в крепостную и поневоле расставшегося с ней помещика Каратаева, узнает о дружбе и смерти помещиков-бедняков Чертопханова и Недопюскина, наконец, любуется прекрасными видами природы.

Отзыв

Изображение русского крепостного крестьянства, помещичьих нравов, произвола, бесчинств дворян и их приспешников, и высоких нравственных человеческих качеств, присущих крестьянам. Они смиренные, работящие, кто-то с поэтической душой. Тема любви к родному краю, среднерусской природе. Тема любви к женщине – роковой, запретной, неразделенной, вечной. Галерея хрестоматийных образов, героев. Тема сохранения человеческого достоинства.

Темы и символика

Рассказ Ивана Тургенева «Живые мощи» затрагивает несколько основных тем, которые являются ключевыми для понимания произведения.

Одной из главных тем рассказа является мощи. Возможно, сам символический смысл термина «живые мощи» неясен сразу же. В данном контексте, мощи – это останки святых, которые хранятся в церквях и приносят успокоение и надежду многим верующим. Тургенев использует это символическое значение мощей, чтобы выразить идею о силе веры и возможности находить поддержку и покровительство в святости.

В рассказе также присутствует тема идеализма и реализма. Основной герой, Михаил Петрович, представляет идеалистическое восприятие мира, мечтает о вечной молодости, красоте и любви. Однако, встреча с Марьей Ивановной и её реалистическим мировоззрением приводит его к осознанию неизбежности старения и окончательной потери молодости.

Тема искусства и творчества также присутствует в рассказе. Марья Ивановна, будучи художницей, выражает свои мысли и эмоции через свои работы. Её портреты передают её внутренний мир и отражают её противоречивую натуру. Искусство служит средством самовыражения и способом выразить своё видение мира для героев рассказа.

Таким образом, рассказ «Живые мощи» Ивана Тургенева затрагивает важные темы мощей, идеализма и реализма, а также искусства и творчества. Символика и использование данных тем помогают автору передать сложность и противоречивость человеческой природы.

Основные темы рассказа

Рассказ «Живые мощи» Ивана Тургенева затрагивает несколько основных тем, которые поднимаются автором через художественное изображение жизни и внутреннего мира главных героев.

Религия и смерть: Одной из главных тем рассказа является рассмотрение религиозных вопросов и отношения к смерти. Автор создает противопоставление между рациональностью и нерастраченной силой религии на примере героев — атеиста Селина и верующего монаха Лаврентия.

Нравственный выбор: Рассказ повествует о внутреннем конфликте героев и их поиске смысла жизни

Литературные образы главных героев отражают насущные вопросы нравственности и морали, вступающие в противоречие с собственной сущностью и внешним миром.

Противоречия общества: Тургенев обращает внимание на социальные противоречия того времени, особенно на противостояние двух миров — дореволюционного духовенства и новых либеральных идей. Автор подчеркивает способность человека к меняющимся идеалам и постоянно растущей потребности в поиске истинного смысла.

Теология и философия: В рассказе присутствуют цитаты из богословских и философских произведений, которые помогают читателю лучше понять и интерпретировать основные идеи рассказа

Автор поднимает вопросы о бесконечности, судьбе, смысле жизни и смерти.

Это лишь несколько из тем, затронутых в рассказе «Живые мощи» Ивана Тургенева. Через изображение сложных внутренних миров героев, автор предлагает читателю задуматься над вечными вопросами человеческой жизни и поиском истинного смысла.

Символика и образы

В рассказе «Живые мощи» Ивана Тургенева присутствует обилие символических образов, которые помогают читателю лучше понять основные идеи произведения.

Одним из ключевых символов в рассказе являются живые мощи. Это главная тема произведения, которая символизирует конфликт между традициями и новыми идеями. Живые мощи представляют собой останки святого, которые считаются святыми и приносят людям утешение и надежду. Однако герои рассказа, особенно главный герой Шпрыгин, относятся к этим мощам скептически и сомневаются в их реальной ценности.

Также в рассказе можно выделить образы природы. Природа выступает в произведении как символ умиротворения и гармонии

Картины прекрасной природы русской деревни описываются с большой любовью и вниманием к деталям. Отступление вроде сада – предмет популярного освещения в русской литературе

Также в рассказе «Живые мощи» можно заметить образы праздников и праздничной атмосферы. Праздники символизируют радость, общение, счастье и культурную традицию. Они противопоставляются серости и мрачности повседневной жизни, становясь своего рода побегом от реальности.

В целом, символика и образы в рассказе «Живые мощи» помогают передать основные темы произведения и глубину чувств героев. Они помогают читателю понять внутренний мир персонажей и осмыслить противостояние традиционных ценностей и новых идей.

Касьян с Красивой Мечи

Главный герой отправляется в Юдины выселки. Там он встречает карлика Касьяна лет 50 (его прозвище Блоха). Сначала тот отказывается помогать охотникам и обвиняет их в том, что те стреляют невинных лесных зверей. Но в итоге дал рассказчику свою телегу и поехал с ним стрелять птиц. Касьян рассказывает, что грешно стрелять вольных птах. Можно есть только домашних и рыбу, у которой холодная кровь.

Касьян рассказал, что зарабатывает на жизнь, продавая соловьев. Также он лечит людей травами. Раньше он жил на Красивой Мечи, а потом его переселил новый барин.

В дороге компания встречает красивую девочку-сироту Аннушку. Кучер рассказал главному герою, что это родственница Касьяна, которую он приютил у себя. Девочка лицом сильно похожа на карлика.

Смысл финала книги «Живые мощи»

Рассказ заканчивается смертью девушки. Вполне естественно, что такой печальный финал несомненно огорчил бы внимательного читателя, но не в этом случае. Ведь для Лукерьи, постигшей Господнее таинство, смерть – это не только избавление от нечеловеческого мучения и боли. Это прежде всего переход в Небесное Царство, где ее ждет, как свою невесту Христос. Она с нетерпением ждет своей кончины и уходит счастливая.

Лукерья знает, что скоро умрет, и очень рада встрече с барином Петром из ее прошлой здоровой и веселой жизни, но он не узнает в ней прежней красавицы.

Он искренне предлагает помощь бедняге, но девушка ничего не желает. Может только немного опиума, чтобы немного поспать.

Жалеет девушка только о своей утраченной длинной и пышной косе, что в данной ситуации выглядит совсем нелепо.

И только перед его уходом решается попросить, чтобы господин похлопотал перед матушкой об уменьшении подати местным крестьянам. Но он молчит, хотя о лекарстве повторяет, что пришлет.

По видимому, он даже не будет говорить с матерью об этом и вскоре забудет, какое дело богатым до нужд крепостных. Он никогда бы не узнал и о Лукерьи, если бы не дождь, который помешал охоте и не занес его в это глухое селение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: