Д Кедрин рассказ ЗОДЧИЕ основные герои, короткое содержание, мое отношение к
Д Кедрин рассказ ЗОДЧИЕ основные герои, короткое содержание, мое отношение к рассказу. Великое спасибо.
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
И приказывал покровитель,
Говорит летописца сказанье,
В память оной победы
Да выстроят каменный храм.
Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое
Неизвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Лился свет в слюдяное оконце,
Был дух вельми спертый.
И в посконных рубахах
Пред Иоанном Четвертым,
Сильно за руки взявшись,
Стояли сии мастера.
Сможете ль церкву сложить
Чтобы была благолепней
Заморских церквей, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Отдай приказ, сударь!»
И ударились в ноги царю.
Сударь отдал приказ.
И в субботу на вербной неделе,
Покрестись на восход,
Ремешками поймав волоса,
Фартуки наскоро надели,
Кирпичи понесли на леса.
Узоры из каменных кружев,
И, работой своею горделивы,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
И теснее потянулись
Стрельчатые башенки кверху.
Луковицы да купола.
И дивились ученые люди,
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!
Был диковинный храм
Богомазами весь размалеван,
И в царском притворе самом.
Монаха Андрея Рублева
Византийским грозным письмом.
А в ногах у постройки
Торговая площадь жужжала,
Торовато кричала торговцам:
До креста пропивался в кружалах,
А утрами истошно кричал,
Становясь на правеж.
Тать, засеченный нагайкою,
У плахи лежал бездыханно,
Прямо в небо уставя
Очесок седой бороды,
И в московской неволе
Томились татарские ханы,
Переметчики Черной Орды.
А над всем этим срамом
И с рогожкой собственной,
С бирюзовым колечком во рту,
Стояла у Лобного места
Смотрела на ту красоту.
А как храм освятили,
От подвалов и служб
И, окинувши взглядом
Его кружевные башни,
«Лепота!» молвил король.
И ответили все: «Лепота!»
И спросил благодетель:
«А сможете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
И, тряхнув волосами,
И ударились в ноги королю.
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в Суздальских землях
И в землях Рязанских
Не поставили превосходнейшего храма,
Кололи им шилом стальным,
Дабы белоснежного света
Узреть они не могли.
И клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
На стылое лоно земли.
Там, где заваль кабацкая напевала,
Где сивухой разило,
Где было от пару мрачно,
Где горланили дьяки:
«Государево слово и дело!»
Мастера Христа ради
Просили на хлеб и вино.
И стояла их церковь
Что будто приснилась.
Словно их отпевала навзрыд,
И запрещенную песню
Про ужасную королевскую милость
Напевали в тайных местах
Изобразительно-выразительные средства и композиция
Язык баллады соответствует стилистике летописи – он нейтрален, автор как будто отстранён и предоставляет своё перо летописцу. Однако при изображении разных эпизодов стилистика повествования меняется. Реплики царя звучат отрывисто, чётко, с логическими ударениями на почти каждое слово:
К примеру, при описании судьбы зодчих интонация меняется – мы слышим некое подобие древнерусского плача, ударные слова сливаются в единую цепочку протяжных звуков. Этому способствует также использование анафоры:
Композиционно стихотворение делится на две части: события до приказа царя ослепить зодчих и после. Ощутимо меняется и набор используемых автором художественных средств, общая ритмика произведения. Данный приём помогает читателю понять, что с наказанием художников случилось непоправимое для судьбы страны, её русской истории. Акцент делается на том, что истинный талант не в состоянии отнять ни один человек.
Таким образом, баллада Д.Кедрина «Зодчие» стала настоящим памятником силе и мужеству русского народа, хранящего подлинность культуры. Сама история жизни поэта, тесно переплетаясь с его произведением, становится воплощением духовной силы и необычайного таланта.
Анализ стихотворения «Зодчие» Дмитрия Кедрина
Дмитрий Кедрин – поэт с трагичной судьбой. Воспитанный в интеллигентной семье, он рано начал сочинять стихи, и впоследствии это стало для него главным ремеслом, однако настоящая слава пришла к нему посмертно. В 60-х годах Д.Кедрин стал для советской молодёжи проводником в классическую русскую поэзию конца XX века.
«Зодчие» — одно из самых известных произведений Дмитрия Кедрина. Исторический фон в этой балладе переплетается с судьбами отдельных личностей, а народная масса становится отображением всей русской жизни.
Поэт продолжает в «Зодчих» фольклорную тему – предметом его изображения становится легенда о создании Покровского собора в 1555 году по приказу Ивана Грозного. Согласно преданию, царь приказал двум зодчим построить храм с восемью куполами. Благодаря таланту создателей, храм воплотил в себе все грани русского мировоззрения XVI века и стал настоящей жемчужиной древнерусского зодчества. Иван Грозный, не желая, чтобы подобное сооружение было построено где-нибудь ещё, приказал ослепить создателей.
Именно эта легенда легла в основу авторской интерпретации и стала основной темой произведения.
Во всех своих исторических сюжетах Д.Кедрина интересовала непосредственно жизнь самого народа, проникновение в те времена, когда только начинала закладываться русская матрица, основа русской культуры и духовности. Баллада «Зодчие» не стала исключением.
Отделяя личность грозного, по-настоящему жестокого царя от независимого, сильного народа, Д.Кедрин подчёркивает, что отечественная культура держится на природных талантах самородков, выходцев из неисчислимой людской массы. Не многочисленные войны, казни и репрессии, а творения этих умельцев остаются в истории навсегда. Именно народ, способный ценить прекрасное в создаваемой им культуре и становится основным двигателем истории:
Нравственная оценка исторической личности.
Ивану IX «повезло» в искусстве, как, пожалуй, ни одному самодержцу русскому, за исключением, быть может, Петра I. По-разному изображали его. То это был герой глубокой исторической трагедии, то гротескная маска, то жёсткий тиран, то раб своих страстей, то «самая печальная жертва своих неистовств». Приведём в качестве примера два исторических свидетельства, рисующих образ этого царя.
Первый пример возьмем из «Курса русской истории» В. Ключевского:
«По природе своей и воспитанию он был лишён устойчивого нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотно склонялся в другую сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки: он не умел сладить с малейшим неприятным случаем
В 1577 году на улице в завоёванном ливанском городе Кокенгаузене он благодушно беседовал с пастором о любимых богословских предметах, но едва не приказал его казнить, когда тот неосторожно сравнил Лютера с апостолом Павлом, ударил пастора хлыстом по голове и ускакал со словами: «Поди ты к чёрту со своим Лютером!». В другое время он велел изрубить присланного ему из Персии слона, не хотевшего вставать перед ним на колени (В
Ключевский – собрание сочинений в восьми томах. Том первый, стр. 109)
Второй пример. Это один из самых ранних портретов Ивана IV, который принадлежит перу родовитого боярина первых лет XVII века князя И. М. Катырева – Ростовского, давшего в «Летописной книге», написанной в 1826 году широкий обзор событий «Смутного времени». Вот что он говорит о царе Иване Грозном: «Царь Иван образом нелепым, очи имея серые, нос протягновен и покляп, возрастом велик бяше, сухо тело имея. На рабы своя, от Бога данныя ему, жестокосерд вельми и на пролитие крови и на убиение дерзостен и неутомим, множество народа от мала до велика при царстве своём погуби, и многие святительские чины заточи и смертию немилостивою погуби Тот же царь Иван». (Летописная книга, приписываемая князю И. М. Катыреву – Ростовскому. «Русская историческая библиотека». Цитируется по книге С. Широков «Дмитрий Кедрин» стр. 123).
А вот как рисует Ивана IX Кедрин
Лился свет в слюдяное оконце,
Был дух вельми спертый.
Изразцовая печка,
Боженница.
Угар и жар,
И в посконных рубахах
Пред Иоанном Четвёртым,
Крепко за руки взявшись,
Стояли сии мастера.
Мы видим обиталище Грозного. И описывает его не летописец, не историк, который оперирует фактами, а поэт, старающийся через быт догадаться о нравах. Он может вольничать, придумывать что-то от себя, но его фантазия, его свободное обращение с фактами не противоречат ни духовному содержанию исторической эпохи, ни нравственной оценке исторической личности.
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?
Грозный говорит, а мы, читатели, благодаря Кедрину, ни на минуту не забываем о «вельми спертом», то есть круто тяжёлом, угарном до головокружения духе. Так поэт пытается, проникнуть в быт, понять условия, при которых возможно страшное варварство, совершаемое царём.
Процитируем некоторые фрагменты баллады.
А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошёл его царь –
От подвалов и служб
До креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
«Лепота!» — молвил царь.
И спросил благодетель:
А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях рязанских
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!
Факт ослепления зодчих, построивших храм Василия Блаженного, исторически ничем не подтверждён, преступление Ивана Грозного, совершившего это варварство, ничем не доказано. Значит, Кедрин творит легенду. А легенда это не просто история, а история в народной оценке. Легенде важна нравственная оценка исторической личности. В легендах личность не конкретна, а функциональна. То есть является носительницей добра или зла.
Грозный, предстающий перед читателем в балладе Кедрина, воплощает зло. Отметим две очень похожие фразы, развивающие сюжет. В первой части это: «Государь приказал», во второй – «Государь повелел». Развертывающиеся после этих слов события показывают, что только во второй части повеление Грозного есть главная сила совершаемого действия – преступления. А в тех строфах, где речь идёт о создании красоты, государь только вопрошает: «Можете ль церкву сложить?», «Можете ль сделать пригожей?». Творчество же совершают безвестные зодчие, которые уверенно утверждают: «Можем!». И не вопрос царя, а именно утверждение зодчих движет главную тему произведения.
Так Дмитрий Кедрин утверждает идею о ничтожности роли властителя, пусть даже такого могучего и сильного, как Иван Грозный, в историческом процессе создания красоты.
Дмитрий Кедрин «Зодчие»: что написать в читательском дневнике?
Дмитрий Кедрин баллада «Зодчие»
Дмитрий Кедрин баллада «Зодчие»: краткое содержание для читательского дневника?
Дмитрий Кедрин баллада «Зодчие»: 5-6 предложений для заполнения читательского дневника?
Дмитрий Кедрин баллада «Зодчие»: ваше отношение к произведению.
Сказка Ганса Христиана Андерсена «Маленький Тук» написана в 1847 году. Персонажи – мальчик Тук, его младшая сестренка Густава, их мать с тарушка прачка. История о том, как мальчик по имени Тук пытался подготовиться к уроку географии, но ему мешали разные обстоятельства. Сначала ему нужно было сидеть с маленькой сестренкой и петь ей песенки, потом мать попросила помочь принести воду старой прачке, а потом стало темно и читать книгу стало невозможно. Семья была бедной, они не могли купить свечи. Тук лег спать и положил под голову книгу. Ему приснился сон, в котором он увидел разные города и узнал о них много интересного. Во сне жители этих городов предсказывали ему богатую и счастливую жизнь. Когда мальчик проснулся, было уже светло, он прочитал свой учебник и выучил урок. Потом к нему заглянула старушка-прачка и поблагодарила за помощь. Она пожелала Туку, чтобы исполнился его самый лучший сон.
Эта сказка добрая, спокойная и немного волшебная. Верится, что это был самый лучший сон мальчика, которому суждено исполниться. Она учит быть добрым и целеустремленным.
**Николай Сладков «Лесные тайнички» информация для читательского дневника:
Когда человек появился в лесу, то все сразу же попрятались. Когда же он притаился и перестал шуметь, то снова появились. Первой подразнилась с него серая змейка. Следом себя показала ящерица. Дальше возню устроили грызуны. А следом за ними мельком себя проявила сова: быстрая и ловкая. Автор увидел то, за чем пришел.
Главная мысль:
Терпение, осторожность и наблюдательность всегда вознаграждаются. Благодаря этим качеством можно изучить повадки многих животных, узнать много нового
Чему учит рассказ:
Беречь и любить природу, присматриваться к ее обитателям, расширять свой кругозор. Учит себя тихо вести в лесу. Если пришел смотреть на сову, то это не мешает полюбоваться и другими обитателями леса, что выбрались из своих лесных тайничков.
Мне рассказ очень понравился. Особенно тот момент, когда человек попросил змейку рассказать, где сплюшка прячется. А та в ответ язык показала. Мило и весело. Главное, что автору все же удалось увидеть необычную сову.
Главная мысль рассказа:
Рассказ Михаила Зощенко «Умная птичка» не только забавный, но и поучительный. А повествуется в нем о мальчике, который случайно обнаружил в лесу гнездо с птенцами. Птенчики настолько ему понравились, что он хотел забрать одного из них домой.
Парнишка хотел было взять птенчика, как что-то упало перед ним на землю. Он увидел, что это птичка и подумал, что наверное у неё повреждено крыло. Мальчик приблизился к ней, но она отскочила от него, и так продолжалось несколько раз. А когда он решил поймать её шапкой, то она взметнулась вверх и исчезла в зарослях.
После этого мальчик пытался найти гнездо, но так его и не нашел. Это привело его к мысли, что птичка была умная. Таким хитрым способом она отвлекла его от гнезда с детенышами.
Напишем краткое содержание рассказа «Умная птичка» несколькими предложениями:
Автор показал нам, что все мамы спасают своих детенышей в случае опасности. Птица придумала способ, как увести мальчика от гнезда с птенцами. Это была очень умная птичка, а к тому же она была заботливой мамой.
Герои рассказа Пришвина «Вася Веселкин» автор рассказа, его собака Жулька, мальчик Витька и его отец, учитель Иван Семеныч и все они живут на берегу Москвы-реки.
Пришвин захотел найти Васю, но он еще не знал, как его зовут и с помощью хитрости и учителя в школе Пришвин нашел Васю. Он написал рассказ об этом случае и пришел в школу, они с учителем затеяли спор, сколько было гусей, 8 или 15 и Вася, который не хотел рассказывать о себе, не выдержал и показался на глаза автору рассказа.
Анализ баллады Кедрина «Зодчие»
Баллада «Зодчие» была написана поэтом в 1938 году. В этот период пафос современной действительности Д. Б. Кедрина практически не трогал. Произведение очень психологично, и оно обращено к исторической теме. В балладе поэт обратился к славным и трагическим событиям средних веков, ярко отразив собственное их видение.
Произведение является родом повествовательной песни и характеризуется эпичностью и драматическим развитием сюжета. В его основу положена легенда о строительстве Московского храма Покрова, жемчужины древнерусского зодчества. Автор сосредотачивается не на князьях и вельможах, а на судьбах простого народа, людях труда, истинных творцах духовных ценностей.
Зачин баллады «Как побил государь…» соответствует народно-песенным, былинным традициям. Реалии эпохи поэт воссоздает при помощи старинных книжных слов, значение которых следует уяснить, чтобы четко понять смысл текста. Например, «вельми» употребляется в значении «очень», «зане» – в значении «так как, потому что», «зело» – в значении «очень», «торовато» – «щедро, разгульно», «кружало» – «кабак», «правеж – наказание, битье батогами», «оная» – «эта», «да выстроят» – пусть выстроят», «мужья» – «мужчины», «смерд» – «крестьянин», «благолепный» – «торжественно красивый, великолепный», «тать» – «вор, преступник», «переметчик» – «переметнувшийся, перебежчик», «лепота» – «красота», «дабы» – «чтобы».
Поэт охотно использует ряды однородных членов – «флорентийцы, и немцы, и прочие мужья», «русые, босые, молодые», «переходы, балкончики, луковки да купола», однородные сказуемые «выплетали, выводили, жгли, крыли, вставляли», которые парадоксальным образом не утяжеляют текст и не делают повествование громоздким.
Напряженность работы поэта над текстом можно оценить, прочтя его уникальные метафоры – «лился свет», «ударились в ноги», «ремешками схватив волоса», «купол золотом жгли», «крыли лазурью», «чешуйки слюды», «лоно земли», эпитеты – «безвестные зодчие», «слюдяное оконце», «иноземные мужья», «каменные кружева», «суровое письмо», «диковинный храм», «соколиные очи», «стылое лоно», «заваль (в данном контексте – человеческие отбросы) кабацкая», «страшная милость», «тайные места».
Среди других средств художественной выразительности автор использует олицетворение – «площадь жужжала, кричала», апокопу – «дых», сравнения – «церковь была – как невеста», «церковь такая, что слово приснилась», «звонила…, будто отпевала», перифразы – синонимы – «государь», «благодетель», «царь», анафору – «где сивухой разило, где было… темно, где кричали дьяки…», инверсию – «гласит летописца сказанье», «потянулись стрельчатые башенки», «дивились ученые люди», «томились татарские ханы».
Произведение, несмотря на непростой язык и построение, очень увлекательно – Кедрин соблюдает меру при использовании слов и реалий эпохи. Его художественные образы поддерживают интерес к прошлому, будят воображение и фантазию. Можно без преувеличения сказать, что Дмитрий Борисович помогает восстановить историческую память. Произведение не претендует на историческую достоверность – сведенные авторским замыслом строители храма и артель Андрея Рублева в действительности жили в разных эпохах. Большой поэт и патриот обращается к истокам русской государственности и русского духа, в собирательных образах зодчих отражает подвиг и страдания всего русского народа, и свирепый характер средневековой автократии.
Автор делает акцент на том, что русская культура, несмотря на репрессии и казни, держится на самородках. Баллада «Зодчие» – литературный памятник силе народа, создателя самобытной культуры и двигателя истории.
Дмитрий КедринРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑