Краткое содержание и анализ повести а. н. толстого «гадюка»

Алексей николаевич толстой, «гадюка»: краткое содержание повести

Мы изучаем — Гадюка — краткое содержание повести Толстого. Подсказки школьнику

В Казани жила девушка, дочь купца, Зотова Ольга Вячеславовна. Она была красивая, но очень дерзкая и злая. Соседи часто дразнили девушку гадюкой.

Одной ночью в дом семьи Ольги пробрались грабители, расстреляли её родственников и устроили
в доме пожар. Ольга пострадала, но выжила. Она знала, что одного из бандитов звали Валька Брыкин. Позже её доставили в госпиталь, где она познакомилась с командиром красноармейцев Емельяновым.

Позже город захватило восстание Чехославского корпуса. Ольгу по обвинению Вальки посадили в тюрьму на два месяца.По пребыванию в тюрьме она стала догадываться, что Валька служит в красной армии. Когда к городу прибыли красные, начали расстреливать всех, кто попал в плен. Среди пленных была и Ольга. Валька же в неё и стрелял. Зотова была действительно, очень живучая, прямо как настоящая змея гадюка.  Командир Емельянов нашёл её среди убитых и спас. Подыскал ей хорошего врача, который залечил ей раны и вскоре она встала на ноги.

Ольга всем сердцем полюбила Емельянова и отправилась за ним на войну. Там её взяли в бойцы кавалерийского эскадрона в полк своего возлюбленного в должности вестника. Емельянов скрывал тот факт, что Зотова — девица. Бойцы часто засматривались на Ольгу. Но не трогали её. Если бы они знали, что она — девица, то задыхались бы со смеху. Баба — и двух белых на конях победила. Службу вела хорошо.

Вскоре их полк отправился разбивать вражеский тыл. Но когда они возвращались, их
путь был закрыт, и Емельянов вместе с несколькими бойцами отправились на верную погибель,
чтобы расчистить путь.

Следующую атаку организовала Ольга, но её ранили. Она выбежала из лазарета и пошла воевать с ещё большей яростью, после чего скитаться по стране, пока не закончится война. За это время она потеряла все женские черты, превратилась в тощую, гадкую «гадюку».

После пережитого ужаса Ольга Вячеславовна стала «писчебумажной барышней» в каком-то учреждении и решила начать новую жизнь. Соседи по квартире также издевались над ней и обзывали «гадюкой».

И все же она была красива, поэтому нравилась соседям. Каждый день возникали сплетни, связанные  с Ольгой, кажется, что не будь её в доме было бы совсем скучно.

Вскоре она влюбилась в начальника Махорочного треста, но он отвернулся от неё, так как завистники стали говорить про Ольгу плохие вещи. Вместо неё он женился на миловидной секретарше. Секретарша приходилась Ольге соседкой. Та возмутилась, что Ольга слишком часто интересуется её мужем, принесла и показала ей свидетельство из ЗАГСа. Ольга была сильно огорчена, разозлилась, не выдержала и достала карманный револьвер. Она сделала один выстрел в секретаршу, та упала, а Ольга продолжала стрелять в её бледное, смазливое лицо.

Все сочинения

Краткое содержание Гадюка Толстой А. Н

Произведение имеет подзаголовок “Повесть об одной девушке”. Писатель показывает три этапа в ее жизни: пребывание в родительском доме, военный период и ее будущность после войны. Главная героиня повести – Зотова Ольга Вячеславовна, дочь купца-старообрядца, проживавшая в Казани. Ночью на них напали, устроили пожар и убили родителей. Олю спасли.

Она видела убийцу – Вальку Брыкина. Девушка лечилась в госпитале, где познакомилась с Емельяновым – командиром красных. Начали орудовать белочехи, душегуб делает донос на Зотову. Ольга оказывается в тюрьме на пару месяцев. Красные приступили к городу, поэтому арестованных расстреливали. Валька стрелял в Олю.

Ее спасает Емельянов и находит преданного доктора.

Полюбив кавалериста, она идет к нему на войну. Ее принимают вестовой в его полк. Емельянов и еще несколько бойцов не жалея жизни убирают заграждение с моста. Девушка продолжает дело любимого. В бою Ольга Вячеславовна получила ранение. После поправки Зотова возвращается на поле боя, побывав по всей стране до самого окончания войны.

Ей дали прозвище гадюка. Ольга Вячеславовна полюбила во второй раз. Ее избранником стал директор Махорочного треста. Но завистники очернили Зотову перед мужчиной, поэтому он оттолкнул ее, а сам женился на соседке, секретарше Лялечке, которая оказалась скандалисткой.

Негодуя из-за внимания той к ее мужу, она пришла к Ольге Вячеславовне. Молодая супруга показала ей свидетельство о заключении брака. Послышался ужасный крик. Разозлившись, Оля несколько раз выстрелила из револьвера в лицо соперницы.

Она добровольно пришла в милицию, призналась в содеянном и намеревалась убить себя, но ее остановили.

В одной из редакций повести она заканчивается судом над Зотовой Ольгой Вячеславовной, но автор позволяет читателям самим вынести ей приговор.

(1

Краткое содержание рассказа Гадюка Сотника

В центре внимания оказался мальчик по имени Боря, прожив каникулы у бабушки в деревне. Когда пришло время отправляться домой, она отправилась провожать мальчика на поезд. Боря был упитанным мальчиком с румянцем на щеках, когда он зашел в вагон, то обнаружил, что в нем нет свободных мест. Старичок увидел мальчика, предложив ему рядом место. Когда Боря сел рядом с мужчиной, то тот начал расспрашивать его о жизни. Боря оказался общительным мальчиком, поэтому рассказал ему о пресмыкающихся существа из деревни. Его друзья ждут приезда мальчика, обустраивая для питомцев новое место. Боря уверен, что они смогут поменять их на существ из соседней школы.

Пассажиры начали слушать рассказ Бори. Он рассказал о том, как они купили ужа, стоивший ему восемь рублей, не забывая про аквариум для других животных. Они с ребятами в школе создали живой уголок, не забывая благоустраивать его, а домой он ходил, чтобы покушать.

Пассажиры восхищались трудолюбием мальчика, любящий простых животных, поэтому внимательно слушали его рассказ.

Боря отметил, что в деревне обитает значительное количество пресмыкающихся животных. Он стремился взять больше животных, но бабушка боялась непредсказуемых существ. Они искренне жалели бабушку, но Боря отметил наличие гадюки, а о ней он не рассказал родственнице. Ему трудно поймать деревенскую гадюку, но он смог отправить ее в стеклянную банку.

Пассажиры прекратили улыбаться, а военный мужчина попросил показать ему змею. Тогда Боря с гордостью ответил, что разбирается в змеях, поэтому это самая настоящая гадюка.

Боря достал банку, сказав, что у ужа на голове есть желтые пятна, а у гадюки не наблюдается пятен.

Когда Боря посмотрел на банку, то обнаружил, что в ней нет живности, а платок развязан, поэтому она уползла в салон автобуса. Все стали рассматривать свои места, но не обнаружили гадюку, поэтому пришлось разбудить проводницу. Она оказалась страшна шокирована случившимся событием, поспешив доложить начальнику поезда.

Вдруг пассажиры увидели змею, но для Бори они решили сохранить ей жизнь, поймав беглянку. Когда успокоились пассажиры автобуса, то все начали рассказывать детские воспоминания.

Сюжет

Действие повести происходит во время гражданской войны, в 1920-1921 гг. Повесть начинается тем, что Фома Пухов режет колбасу на гробе жены, которая умерла «преждевременно, от голода, запущенных болезней и в безвестности». Фома работает на железной дороге на снегоочистителе и получает задание расчищать железнодорожные пути для поезда наркома. Но два паровоза, тащившие снегоочиститель, зарылись в снег. От этого машинист и рабочие получили травмы, у Фомы были выбиты 4 зуба, а помощник накололся головой на штырь и умер.

В момент остановки к поезду подъехал казачий отряд, но был разгромлен.

Во время отдыха в Лисках Пухов прочитал объявление, призывающее записываться в отряды технических сил, помогающие Красной Армии. Так он попал в Новороссийск, где сначала служил монтёром на судне, а потом отправился в Крым, чтобы отрезать путь отступления Врангелю. Фома готов пожертвовать «достоинством жизни на благо революции». Ему нравится быть занятым «общей жизнью».

Повесть распадается на несколько отдельных сюжетов, соединённых путешествием беспокойного Фомы. Первая история связана с работой Фомы механиком на снегоочистителе, вторая – с работой механиком на судне «Шаня», которое неудачно попыталось высадиться в Крыму, чтобы ударить в тыл Врангелю. После неудачного десанта Пухов прожил в Новороссийске 4 месяца. Следующий эпизод связан с жизнью Фомы в Баку, где он встретил матроса Шарикова с «Шани». Матрос теперь заведовал Каспийским флотом. Он отправил Пухова в Царицын, чтобы заказать заводам подводные лодки.

Фома не справился с заданием, снова уехал в неизвестном направлении и неожиданно оказался на родине. Четвёртый эпизод связан с нападением на родной город бронепоезда и конницы генерала Любославского. Фома придумал, как победить бронепоезд белых. Он спустил под откос навстречу ему гружёные вагоны без паровоза.

За этот поступок Зворычный назвал Пухова убийцей, потому что отряд железнодорожников, а потом и матросов, был расстрелян из бронепоезда, оказавшегося неповреждённым.

Всё-таки коммунисты решили считать Пухова не предателем, а придурковатым мужиком. В пустой цистерне он добрался до Баку, где ждал его Шариков, который тоже стал комиссаром.

Это финальный эпизод повести. В Баку Фоме «навсегда стало хорошо». Повесть заканчивается описанием «хорошего революционного утра», в которое Фома чувствует своё единение с природой, второе рождение и принимает революцию как продолжение природы.

Проблема созидания и разрушения в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат»

Во время работы над исследовательской темой я обратилась к тюркско-язычному словарю за лексическим толкованием отдельных слов:

«неверных», т. е. не мусульман.

Если представить Пушкина и Толстого как художников, то можно сказать, что первый рисует свои произведения акварелью, а второй наносит на холст густые масляные краски. «Анчар» напоминает картину с тусклыми, ровными, прозрачными красками, как утренняя дымка. «Хаджи-Мурат» у Толстого прописан «тяжелыми», «грубыми», тёмными масляными красками. Он тщательней прорисовывает картину, мазок за мазком, в то время как Пушкин как бы скользит кистью по холсту. В «Анчаре» кульминацией являются две последние строфы:

Под сводом шалаша на лыки;

И умер бедный раб у ног

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

1) Внешняя схожесть портрета «Бледное, окаймленное подстриженной рыжей бородой лицо его с постоянно сощуренными маленькими глазками было, как каменное, совершенно неподвижно».

Умирающий Хаджи-Мурат видит бледное, с рыжей бородой и прищуренными глазами лицо своего врага

Размышляю над содержанием дальше и определяю следующую проблему: «Всякая ли власть есть зло?» Задумываюсь над вопросами:

Какой же властью обладал Хаджи-Мурат? Ответом служит страницы, посвященные описанию его мёртвого лица Марья Дмитриевна заметила на его мертвом лице «Детское, доброе выражение», застывшее «в складе посиневших губ», и это говорит об изначально добром, хорошем в характере героя.

Задумываюсь, кем бы мог он стать, не будь войны? Вспоминая его детство, юность, семью, считаю, что он мог бы стать выдающимся государственным деятелем, полезным для своего народа.

Следовательно, по Л. Толстому, неограниченная власть порождает деспотизм, который, в свою очередь, порождает такое страшное явление, как война.

Провожу литературную параллель с творчеством М. Лермонтова, любимого поэта писателя, создавшего свой первый рассказ «Рубка леса» под влиянием стихотворения «Валерик», отрывок из которого проясняет многое: И с грустью тайной и сердечной

Я думал: «Жалкий человек,

Чего он хочет!. небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

«Черная земля одинаково спокойно и безучастно примет и красную кровь русских, и, точно такую же, красную кровь горцев. Черная земля, словно тупик в конфликте между «жалкими людьми», который никогда не решает дело миром, потому что кто-то давным-давно придумал связать воедино совершенно разные понятия: война и честь. Поэтому проблема непокорных и мятежных горцев возникла очень давно. Люди гор были гордыми и независимыми, но пришел человек с равнин со своими законами жизни, не стал чтить их традиции. Возникла игра с перестрелками и хитрыми комбинациями. «Ребят и палят только бегущих», паникующих, ведь они уже не могут описываться правилами. Офицеры настолько привыкли к войне на Кавказе, что «не находят в душе своей ни сожалений, ни печали».

И нет этому конца. Невидимая рука передвигает фигуры на линии огня.

«Солдатство было как смерть»

«Перед жителями стоял выбор: оставаться на местах и восстановить со страшными усилиями, все с такими трудами заведенное и так легко и бессмысленно уничтоженное. или, противно религиозному закону и чувству отвращения и презрения к русским, покориться им»

Задумываюсь, принял ли он эту «священную войну»?

Итак, Толстой отрицает бессмысленную резню народов и утверждает жизнь, воспевает и защищает человека. Таким образом, жизнеутверждающим началом, воспевающим красоту жизни, является проблема созидания, а не разрушения.

18 век, 19, 20, 21. На Кавказе продолжаются военные действия, слышны орудийные раскаты. Всё также погибают солдаты на страшной необъявленной войне. Мои земляки, погибшие в Чечне и Дагестане, были чуть старше меня:

Источник

Гадюка

Очень кратко : Гражданская война. Дочь купца становится бойцом кавалерийского эскадрона, героически сражается с «белыми», но не может вписаться в мирную жизнь и поступает с соперницей по законам военного времени.

Ольга Вячеславовна Зотова, дочь старообрядца, купца второй гильдии, жила в Казани.

Ольга Вячеславовна Зотова — дочь купца-старообрядца; в гражданскую войну стала красным кавалеристом, в мирное время за злобу прозвана гадюкой

Однажды ночью к Зотовым проникли грабители, убили родителей, подожгли дом. Раненую Ольгу успели спасти. Она помнила, что одним из убийц её родителей был бывший гимназист Валька Брыкин.

Ольгу отправили в госпиталь, где она лежала вместе с ранеными красноар­мейцами. Она познакомилась с красным командиром Емельяновым.

Емельянов — красный командир, кавалерист, возлюбленный Ольги

Ольга влюбилась в Емельянова и пошла за ним на войну. Она была зачислена бойцом кавалерийского эскадрона в его полк в должности вестового. Никто из бойцов не поверил бы, узнав, что Зотова — девица.

Дальнейший прорыв возглавила Ольга и была ранена. Выйдя из лазарета, она снова пошла воевать, скиталась по всей стране, пока война не кончилась. За это время она утратила все женские черты, стала «тоща и зла, как гадюка».

Советуем почитать

Рассказ начинается с описания одного из небольших российских озёр, которое названо именем тринадцатилетнего мальчика Васютки.

Нежданов живет в скромной комнате в Петербурге. Одним днем к нему приходит Сипягин, который предлагает герою работу. По его словам, Нежданов был рекомендован дворянину родственником персонажа.

Автор рассказа находится в своем собственном кабинете, он занят историей революции, которая произошла во Франции. Он полностью сосредоточен на происходящем в его голове, тут кто-то начинает его отвлекать

Тайный советчик имел двух братьев, старший вырос копией отца, а младший вечно ныл и огорчал своим присутствием всех окружающих. Иван Ильич вырос умным образованным

К одинокому доктору, живущему в Москве, в доме на набережной приходит моряк, их знакомство состоялось в 1942 году, и произошло из-за тяжелого ранения военного моряка

Источник

Изменившиеся требования

Автор рассказа подмечает, что с течением времени меняются требования к женской сексуальности. Если сначала нужен «братишка», который готов отдать жизнь за мировую революцию, то уже через несколько лет это неактуально. Теперь востребованы милые кудряшки, чулочки, флирт и глупое щебетанье ни о чём.

Ольга — обладательница бескомпромиссного характера. Она убеждена, что революция позволит женщине улучшить свою жизнь. Девушка меняется, но в худшую сторону. При этом она лишь теряет, ничего не приобретая. Её женская природа выходит на первый план. Мужчина, априори представляющий собой некую высшую власть, отсутствует, его нет рядом. Этот бой проигран. Емельянов убит на войне, директор Махорочного театра женат на другой. Ольга ощущает, что ей нет места в этом мире, если она одна. Это и приводит к непоправимой катастрофе.

Она чувствует, что не в силах превозмочь комплекс мужского типа поведения, который успела приобрести. Зотова не может пойти изворотливым женским путём, чтобы получить избранника, что порождает любовную драму. Сонечка, в отличие от неё, может похвастаться всеми девичьими качествами. Ольга признаётся в любви директору театра, но тот раздражается в ответ. Он уверен, что она позарилась на его статус и деньги.

Толстой смог ощутить и выразить в своём произведении проблематику эмансипации слабого пола. Он попытался пролить свет на женский вопрос и заставил задуматься о естественной детерминированности жизни дамы. По его мнению, чем дальше друг от друга представители разных полов, тем лучше для них. Толстой убеждён, что сближение мужчины и женщины (или их равенство) свидетельствует о катастрофе и упадке.

Анализ произведения «Гадюка» А.Н. Толстой

1. Алексей Николаевич Толстой;

2. «Гадюка»;

3. Жанр: рассказ;

4. Класс: 11;

5. Год: 1928;

6. Эпоха, описываемая в рассказе, это время Гражданской войны и начало 20-х годов ХХ века. Страна разрушена и обескровлена.

7. Главные герои: Ольга Вячеславовна Зотова, начальник кавалерии Дмитрий Васильевич Емельянов, Сонечка Варенцова (Лялечка), директор треста.

8. Сюжет:

Примерно в 1918 в Казани загорелся дом купцов-старообрядцев. Когда пожарные вошли в комнаты, то обнаружили связанные тела купца и его жены, а наверху бесчувственное тело их дочери семнадцатилетней Оленьки Зотовой.

Как выяснилось, пожар устроили по наводке бывшего гимназиста Вальки Брыкина, некогда ухаживавшего за Оленькой. Его не поймали.

В больнице Оленька познакомилась с военным Дмитрием Васильевичем Емельяновым, даже не познакомилась, а перебросилась парой слов – скуки ради.

Ночью на больницу был совершенно нападение, кто мог – бежал. Про Зотову никто не вспомнил. Она попала в тюрьму, должна была быть расстреляна, однако выжила после пулевого ранения. Тюрьму штурмом взяла каварелия, которой командовал тот самый случайный собеседник из больничного коридора – Емельянов.

Ольга Вячеславовна выздоровела и, обучившись верховой езде, стала кавалеристом, сражаясь наравне с мужчинами. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Во время исполнения одного поручения встретила Вальку Брыкина и убила его.

Между Ольгой Вячеславовной и Емельяновым завязался роман, после окончания войны они хотели пожениться, однако Емельянов погиб. Вновь Зотова осталась одна.

После войны отправилась в Москву и устроилась секретарем в Трест, получив комнату в Зарядье. Из-за ее военного прошлого и совершеннейшего неумения носить наряды над ней смеялись, пускали грязные сплетни. После того, как Ольга Вячеславовна стала носить платья, на нее обратил внимания один из коллег и попытался изнасиловать. Получив решительный отпор, он возненавидел Зотову, после чего слухов и сплетен о ней стало еще больше.

Все бы ничего, но Ольга Вячеславовна влюбилась, влюбилась в директора треста, в котором работала. Она хотела признаться ему в любви, но он не дал ей говорить, высвободив руку и перейдя на другую сторону улицы, где его ждала пишбарышня Сонечка Варенцова, жившая с Ольгой Вячеславовной в одной квартире.

Лялечка, как ласково называли Варенцову, ненавидела и боялась Ольгу Вячеславовну. Увидев ее рядом со своим мужем (незадолго до описываемых событий они расписались) она пришла к ней в комнату и, визжа оскорбления, совала ей в лицо свидетельство из ЗАГСа. Ольга Вячеславовна молча слушала ее, после чего схватила свой револьвер и стала стрелять.

Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается приходом ранним утром белой, как мел, Ольги Вячеславовны в милицию, затем идет повествование о судьбе Зотовой, и в конце описываются события того трагического утра.

9. Личное мнение:

Рассказ мне нравится своей сжатостью, образностью, яркостью. В нем нет ни следа сентиментальности, в то же время он достаточно лиричен. Судьба главной героини не оставляет читателя равнодушным. Читая о травле Зотовой, хочется встать на ее защиту, но, увы, это невозможно.

Изначально произведения называлось «История одной девушки». Быть может, в основу положена реальная история. Может быть. Но о чем этот рассказ? О любви? О ненависти? И о том, и о другом. Но, в первую очередь, мне кажется, это рассказ о том, что даже самый сильный человек может сломаться, если его подвергать травле

Что очень важно смотреть на саму личность, а не копаться в прошлом человека, и, не зная деталей, выдумывать их, распространяя грязные инсинуации

Полезный материал по теме:

  1. «Отрочество» Л.Н.Толстой
  2. «Юность» Л.Н.Толстой
  3. «Детство» Л.Н.Толстой
  4. «Аэлита» А.К. Толстой
  5. «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой

Проблематика

В произведении затронуто множество проблем. С первых страниц рассказа можно увидеть проблему предательства. Иван доверял своему другу, но именно это и обернулось против него. Из-за Костылина приключилась вся эта ситуация, так как он не прикрыл товарища.

Также в рассказе дается иллюстрация сословного неравенства. Богатый человек привык жить на всем готовом, а простой человек должен отдавать все силы, чтобы жить нормально.

И учитывая, то что действие происходит на Кавказе, Л. Н. Толстой затрагивает проблему войны. Император захотел подчинить себе горцев, и началась война. Это вынудило горные народы довольно жестоко пленить русских.

Проблема сексуальности

В самосознании Зотовой прослеживается проблема восприятия своего тела и сексуальности. Вербально она скрыта, но в действительности очень актуальна для девушки. До убийства родителей она считала своё невинное тело символом правильной семейной жизни и наградой будущему мужу. Однако после войны эта метафорическая конструкция разрушилась. Можно сказать, что произошла десексуализация представлений о телесном. Это нашло своё выражение не только во внешних изменениях, ведь девушка приняла мужской образ жизни и менталитет. У неё появились соответствующие манеры.

С Емельяновым, в котором девушка души не чаяла, она вела себя подобно обыкновенному красноармейцу. Нередко им доводилось ночевать в одной избе, но они спали в кровати, отвернувшись друг от друга. Ольга сознательно отрекается от тела, она хочет его спрятать и нейтрализовать. Так возникает первый конфликт. Целомудренность отношений Зотовой и Емельянова разрушается, когда мужчина видит, как она обливается водой.

Ольге так и не удалось срастись с мужской ролью, поскольку в социуме начали акцентировать внимание на отличиях слабого пола. Выстроилась иная концепция женственности, не соответствующая нормам революционного времени

Девушка не смогла принять этот перелом. Для неё оказалось невыносимым, что общество манипулирует женской сексуальностью. Она не понимает, как поступить с собственным телом. Противоречие состоит в столкновении идеологизированного разума и биологически детерминированных чувств.

История главной героини является замечательным материалом для психоанализа. Подавленная сексуальность вытесняется в бессознательное, что приводит к неврозам и преувеличенной ненависти к субъектам. Представление о своей женственности всегда формируется под воздействием окружающей среды. Ольга в этом отношении оказалась в сложной ситуации.

Ей пришлось отбросить язык сексуальности, который был ею приобретён в дореволюционной жизни. Для новой формы бытия он оказался ненужным. Девушка ассоциировала себя с мужской гендерной ролью. После войны она оказалась неспособной адекватно воспринимать сексуальную культуру, актуальную в послереволюционное время.

Анализ

Оценки

Алексей Толстой начал писать повесть после окончания второй части романа «Хождение по мукам» — «Восемнадцатый год». По идейному замыслу «Гадюка» перекликается с повестью Толстого «Голубые города» (). В одном из писем 1928 года автор сообщал:

«Гадюка» взволновала читателей. Повесть обсуждалась на читательских конференциях, в некоторых местах устраивались показательные суды по «делу Зотовой», в которых иногда даже принимали участие настоящие судьи и прокуроры..

12 апреля 1935 года Алексей Толстой ответил на присланный отзыв рабочих о «Гадюке». В нём автор отстоял принцип правдивого художественного воплощения образа и выступил против популярного абстрактного образа «идеального героя». В ответе Толстой писал:

Толстой также послал ответ участникам читательской конференции в Петрозаводске, на которой разбиралось дело Зотовой, в котором писал:

Переработки

Для издания 1934 годак повести была дописана концовка:

Однако изменения, которым повесть была подвержена для этого издания, были возвращены к прежней версии в 1944, когда повесть должна была войти в сборник «Повести и рассказы (1910—1943)». Включая повесть в сборник, автор восстановил сделанные ранее сокращения и сделал исправления, отличающийся от тех, которые были сделаны в 1934 и 1937 годах.

Рекомендации по написанию анализа художественного произведения

Как мы уже говорили, анализ литературного произведения нужно писать после его прочтения. Во время ознакомления с текстом рекомендуется:

Делать заметки, фиксируя интересные мысли и идеи

В процессе прочтения некоторые фрагменты произведения привлекают к себе особое внимание. Можно не только записывать основную идею произведения, проблематику, характеристику персонажей, но и отрывки текста, которые заслуживают внимания. Их можно использовать при написании анализа в качестве цитат.  

Их можно использовать при написании анализа в качестве цитат.  

Фиксировать использованные автором литературные приемы. Чтобы изложить свою точку зрения и донести до читателей интересный, по мнению автора, рассказ, он использует метафоры, аллегории, повторения и другие приемы.

Сосредоточиться на основной идее. Своевременное ее определение позволит сделать заметки и собрать достаточно материала для написания качественного анализа.

Остановиться на форме литературного труда. Под эти термином подразумевают особенность построения текста. Для подготовки качественного анализа нужно отследить соотношение формы и содержания, проверить, есть ли между ними противоречия.

Определить цели, которые ставил перед собой автор литературного труда.

Завершить обзор нужно предоставлением доказательств подтверждающих правильность выводов исследователя.

Отзыв о рассказе Ю.Сотника «Гадюка»

Главный герой рассказа Юрия Сотника «Гадюка» — мальчик по имени Боря. Он возвращался от бабушки в Москву на поезде и вез с собой большую корзину и стеклянную банку, завязанную тряпочкой. Пассажиры поинтересовались у мальчика, что он везет? Оказалось, что в корзине у Бори земноводные: лягушки, ящерицы и ужи, которых он поймал для школьного террариума.

Чуть позже выяснилось, что в банке мальчик везет настоящую гадюку. Один из пассажиров, молодой лейтенант, стал сомневаться, что Боря поймал именно гадюку, а не ужа. Тогда Боря достал банку из-под лавки, чтобы продемонстрировать гадюку недоверчивому лейтенанту.

И тут он увидел, что банка пуста. Тряпочка, закрывавшая банку, ослабла и змея выбралась на свободу. Узнав о том, что по вагону ползает гадюка, пассажиры начали волноваться, а наиболее боязливые полезли на верхние полки.

Поисками ядовитой змеи занялись несколько мужчин, и гадюку удалось обнаружить. Среди пассажиров разгорелся спор – убивать змею или поймать ее. В итоге решили, что мальчик делал полезное дело, занимаясь ловлей животных для школьного террариума. Поэтому решено было змею поймать и вернуть ее обратно в банку, что и было сделано.

А чтобы гадюка снова не сбежала, молодой лейтенант пообещал проводить мальчика до дома. Успокоившиеся пассажиры до самой Москвы говорили о своих школьных годах.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Сотника «Гадюка» заключается в том, что опасные перевозки требуют особых мер предосторожности. Мальчик Боря об этом особо не думал, и в результате, у него из плохо закрытой банки выползла ядовитая змея, напугавшая пассажиров поезда

В рассказе мне понравился лейтенант, который предложил не убивать змею, и который вызвался проводить мальчика с опасным грузом до самого дома. Лейтенант не посчитался со своим личным временем, и в целях безопасности сопроводил коллекционера земноводных до дома.

Анализ произведения

«Гадюка» Толстого — это повесть о двух видах революционных преобразований: внешних (социальных) и внутренних, кардинальным образом изменивших психологию общества и затрагивающих базовую систему ценностей, в том числе отношения между мужчинами и женщинами. Между этими процессами есть некая связь, придающая произошедшим изменениям особый драматизм, так как столкновение идеологий и сил неизбежно сопровождается коренной ломкой традиционных устоев и судеб людей.

Из огромного количества явлений, протекающих на фоне революции, писатель сделал акцент на частном аспекте, который связан с феноменом, получившим название «революционный трансвестизм». Этот тип трансформации представительниц слабого пола в мужчин получил широкое распространение в периоды социальных потрясений и войн.

Лишившись того, что составляло основу и смысл существования, потеряв привычную роль в обществе, чудом избежав гибели, главная героиня решается примерить на себя новый облик, который позволит ей противостоять враждебному и страшному миру.

Под напором внешних обстоятельств Ольга Зотова выбирает путь революционного трансвестизма, вступив в ряды красноармейцев. Тяготы и лишения солдатской жизни, строгое следование социалистической идеологии — все это способствовало превращению некогда знатной барышни в простого кавалериста, готового до последней капли крови отстаивать революционные принципы.

Жизнь Ольги в полевых условиях и ее желание ничем не отличаться от боевых товарищей стали следствием тотального маскулизма, который усиливался повсеместно царившим культом насилия. Подлинная же драма женщины, о которой повествует писатель, случилась после окончания Гражданской войны, когда на смену военному коммунизму пришел либеральный нэп. Красной линией через все произведение Толстого проходит мысль:

  • женщина должна любой ценой быть рядом с мужчиной;
  • во всем подчиняться избраннику, попутно избавляясь от соперниц.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: